СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему: "«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»

Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»»

Название статьи «Проектная деятельность»

Автор Хорькина Г.Г. учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 33» г.Магнитогорска.

По определению, "проект" - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:

1) создать собственную технологию;

2) перенять то, что открыто другими.

Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе - полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа - это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка.

Проект - это буквально "нечто брошенное, пущенное вперед". В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

Основные требования к использованию проектной деятельности:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4. Использование исследовательских методов.

5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.

6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

Глава 1. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение цели и темы проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбор подтемы или предложение новой подтемы

Совместное обсуждение подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объединению учащихся в группы

Подготовка материалов к исследователь - ской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов по поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчетов) критериев оценки результата и процесса

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий

оценивания

Предлагает формы отчета и

Примерные критерии оценивания

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировка и дополнение предложений учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3. Разработка проекта

Осуществление накопления информации (работа с литературой, анкетирование, беседы,фотогра-фии ,вырезки из газет,письма…).Обобщение

Поисковая деятельность

по накоплению , систематизации, обобщению информации

Консультации и координирование работы обучающихся

4. Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной формы отчета

Оформление результатов согласно выбранной формы отчета

Консультации и координирование работы обучающихся

5. Презентация

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Организация экспертизы

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы



Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами : беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

1.2. Правила успешной проектной деятельности

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

1.3. Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6.Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

1.4. План действий учащихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. (Для чего я это делаю ? Какого результата я хочу достичь ?) Записать ответы.

3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени , которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

1.5. Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

5. Степень осмысления использованной информации;

6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10. Владение рефлексией;

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Глава 2. Классификация проектов по русскому языку и литературе.

Различают следующие виды проектов:

- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

- по предметно - содержательной деятельности;

- по характеру координации проекта;

- по количеству участников проекта.

2.1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Структура исследовательских проектов:

аргументация актуальности принятой для исследования темы,

определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,

определение методов исследования, источников информации

выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,

обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

цель проекта,

предмет информационного поиска,

источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, "мозговая атака"),

способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),

результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),

презентация.

4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.

2.2. Виды проектов по предметно-содержательной деятельности:

1) культурологические (реферативные работы);

2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);

2.3. Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта:

1) с открытой координацией (жесткий), с закрытой координацией (гибкий);

2) личностный, парный, групповой.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества , вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, организуется такое взаимодействие, которое включает в себя связки "ученик - ученик", "ученик - учитель", "учитель - ученик", "ученик - класс", при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

Глава 3. Использование метода учебного проекта на уроках литературы

Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.

Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по литературе можно представить в виде схемы:

Проблема проекта

«почему?»

Актуальные проблемы - мотивация

Цели проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?» (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?» (мы это можем делать)

Выбор способов и методов планирования

Результат

«Что получится?» (решение проблемы)

Ожидаемый результат



В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1. Погружение в проект;

2. Организация деятельности;

3. Осуществление деятельности;

4. Презентация результатов.

Следовательно, выполнение задания требовало от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.

Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся , оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.

Проектные задания по литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.

Работа над различными проектами продолжается и в следующих классах.

Учебный проект, который возможно предложить обучающимся 8 класса, - сборник работ, объединенный названием "История моей семьи в истории Родины", можно предложить после изучения рассказа В.Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Отправной точкой к созданию проекта будет последняя фраза из рассказа: "Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история".

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: "История моей семьи в истории моей Родины", 8 класс

Тип проекта: творческий

Проблема

Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков

Почему?

Не интересуемся. Не сохранилось достаточно сведений. Отсутствие семейных традиций .Родители тоже плохо знают историю своей семьи .Бабушки и дедушки живут далеко…

Что делать?

Изучить историю

Как?

Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников сведения о семье .Изучить документы, семейные реликвии, фотографии ,письма.

Что получить

(результат)

Составить генеалогическое древо своей семьи .Сочинение «История моей семьи в истории моей Родины» Познавательный(знания об истории семьи, предках) .Воспитательный(нравственное, патриотическое воспитание).Развивающий(коммуникативная. Информационная компетентность)



Для решения возникшей проблемы учащиеся должны будут найти в семейных альбомах самую старую (или самую интересную , на их взгляд) фотографию, рассказать не только о том, где и когда она была сделана, но и узнать у родителей или бабушек и дедушек о людях, изображенных на ней, их судьбах и тем самым прийти к выводу о том, как история нашей страны, народа отразилась в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Подобная работа , во-первых, сближает старшее и младшее поколения, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к образу жизни предшествующих поколений, что в конечном итоге несколько снимает напряженность в разрешении вечной проблемы "отцов" и "детей".

Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.

Важен также и познавательный аспект, т.к. учащиеся, рассматривая старые фотографии, попытаются узнать, где и когда была сделана фотография, опишут костюмы начала и середины 20 века, что способствует развитию интереса к прошедшей эпохе, образу жизни людей.

Важным этапом является презентация проекта, как одна из целей проектной деятельности ученика и учителя

Урок литературы - это не монолог, это диалог потенциальных творческих возможностей ученика и учителя, которые должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, интересными друг другу личностями.

Я стараюсь находить прежде всего такие виды деятельности, которые привлекают детей. Это, конечно, творческие и игровые проекты. Творческий проект является продолжением урока литературы. Он развивает его тему, раздвигает его границы и выводит ученика на новый уровень читательской компетентности. Он не привнесен извне, а рожден уроком и тем состоянием души, когда хочется, чтобы "прекрасное мгновенье" было продолжено. А игра, на мой взгляд, основной вид деятельности не только младших школьников, но и детей пятых-шестых классов. Важно только, исходя из цели урока, жанра, конкретного содержания изучаемого произведения, найти нужную форму игры, органично «вплести» её в ткань урока, чтобы помочь развитию творческих способностей детей. Это, например, игра, основанная на соревновании, игра, выявляющая чуткость к слову, это драматизация, инсценирование.

Слово учителя литературы – главный его инструмент. И учить быть внимательным к слову стараюсь на каждом уроке. Изучение художественного произведения, в котором встречается много новых для учащихся слов, начинаю словарной игрой, игрой-конкурсом на лучшего толкователя слов. Победителем считается тот, кто понятнее, точнее, интереснее сумеет объяснить слова. Обогащению словарного запаса способствует изучение в пятом классе темы "Пословицы и поговорки". Задача учителя в данном случае – научить воспринимать образность пословиц и поговорок, применять их в речи. И опять без игры не обойтись, именно она позволяет создать нужные речевые ситуации на уроке.

Раздаю карточки с пословицами. Провожу при изучении данной темы такие игры: "Подскажи словечко", "Закончи пословицу", "Отгадай пословицу по данному слову". Эти игры помогают увидеть, что многие пословицы имеют ритм, рифму. После этого мы определяем тему пословицы, а к отдельной (по выбору ученика) придумываются случаи, рассказы сказки, иллюстрированные картинками, рисунками, фотографиями. Так создаются условия для игровых и творческих проектов. Удачной формой считаю театрализованную игру, которую можно проводить и на уроках, и во внеклассной работе.

Такая игра доступна и интересна школьникам любого возраста. Ценность её в том, что она вносит в процесс познания новые ощущения, прошедшие через чувство, действие. Сценарий – наше совместное творчество, на рождение которого может уйти месяц, иногда больше. Он создается под определенных детей и дорабатывается от репетиции к репетиции. Все сценарии написаны нами. Мы никогда не пользуемся готовыми методическими рекомендациями, потому что интонация написанного материала должна родиться в ходе работы, быть естественной и индивидуальной.

Персонажи выбираются в соответствии с конкретными детьми, с учетом их потребностей, желаний, способностей. Творческий процесс способен увлечь каждого, нужно только правильно подобрать роль для ребенка. Участвуют все, весь класс. Это очень важно. Иногда в сценарии до 20 персонажей, и каждому нужно предложить интересный материал, который подчеркнет его творческую индивидуальность. Репетируем несколько раз, роль выстраиваем долго, понимая, что у каждого своя творческая траектория. Поэтому премьерный показ – это открытие не только для зрителя, но и для каждого участника.

Творческий проект – это желание читать, думать, спорить, анализировать. Это декорации, афиши, костюмы, грим, освещение – для тех, кто пока не представляет себя на сцене. Другие возьмутся за исполнение обязанностей режиссера, сценариста. У остальных – роли. Все главные. Иначе нельзя. Я, как руководитель проекта, наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником. Провожу беседы и консультации с детьми, испытывающими затруднения при выполнении поставленной проблемы. В своей практике провожу творческие зачёты, используя при этом проектную деятельность. Одним из таких примеров является зачёт после изучения темы "Басни Крылова". Учащиеся делятся на группы (по своему желанию), выбирают басню, распределяют роли, составляют сценарий, придумывают мизансцены, вводят элементы декорации, костюмов, при необходимости используют музыкальное оформление. На уроке-зачёте (за счёт урока внеклассного чтения) представляют классу плоды своего творчества, так называемый проектный продукт. Обязательным этапом является самооценка достигнутых результатов по алгоритму ученической рефлексии.

Мы, учителя русского языка и литературы, как никто другой, развиваем интеллект, креативное мышление и творческие способности наших детей, формируем художественный вкус и эстетическое чувство, через сотворчество и сотрудничество способствуем созданию коллектива единомышленников. Работа по созданию проектов очень интересна как для учителя так и для учащихся, но сколько она занимает сил и времени… Зато радует всегда её результат. "Начинкой" творческих проектов являются опорные схемы-конспекты, сказки для усвоения программного материала, интепретация прочитанного художественного произведения, инсценирование собственного результата творческой деятельности. Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию несколько визитных карточек наших с детьми совместных проектов.

Аннотация к проекту "Школа – наш второй дом"

Творческий проект направлен на развитие творческих способностей и формирование умений анализировать и решать проблемы, что является необходимым условием для развития и социализации школьника XXI века. Проект воспитывает умение работать в команде, быть лидером, выполнять разные роли и обязанности. Тема проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по данным предметам, содержание проекта включает в себя следующие темы:

Зависимость выбора языковых средств от сферы и ситуации общения

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств

Типы норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные)

Текстовая информация и компьютер

Технология мультимедиа

Конечным продуктом деятельности участников проекта будет рекламная мультимедийная презентация о школе, буклеты.

В ходе проекта учащиеся приобретут умения и качества, необходимые человеку 21 века: коммуникативные умения, умения работать с информацией и медиасредствами, межличностное взаимодействие и сотрудничество, способность действовать в интересах сообщества и др.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающие вопросы

Является ли реклама одним из жанров публицистики?

Нужна ли школе реклама?

Проблемные вопросы

Зачем школе реклама? Какие вопросы о школе представляют интерес с точки зрения рекламы? Какие способы лучше использовать для рекламы школы?

Учебные вопросы

Что такое реклама?

Какие особенности имеет реклама?

В чем состоит отличие рекламы от простой информации?

Визитная карточка творческого проекта

Параметры характеристики проекта Характеристика

1.

Тема проекта

Школа – наш второй дом

2.

Дидактические цели

формировать умение создавать тексты разных жанров публицистического стиля; стимулировать речемыслительную деятельность учащихся; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, воспитывать положительное отношение к учению, к учителям

3.

Компетентности, которые формирует проект

- в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

- в сфере культурной деятельности

4.

Тема учебной программы, соответствующая теме проекта

жанры публицистического стиля

5.

По участию в разработке

групповой

6.

По времени исполнения

долгосрочный

7.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект

учащиеся 8 класса

8.

Предметные области, в рамках которых проводится проект

- литература;

- русский язык;

- информатика

9.

Система оценки деятельности учащихся

- оценка руководителя проекта;

- взаимооценка участников проекта

10.

Оформление результата проекта

- творческие работы (сочинения о школе в публицистическом стиле);

- рекламная мультимедийная презентация о школе;

- информационный бюллетень

Аннотация к проекту "К познанию Пушкина"

Пушкин! Мы так привыкли к этому имени, к его поэзии, к его гению, к тому, что он - «солнце русской поэзии», к тому, что он «русский человек в его развитии» (Гоголь), что он «начало всех начал» (Горький). Его поэзия будит в нашей душе благородные чувства. Чувства и любовь к нему, к его слову.

Творчество Пушкина в школе, изучение его поэзии, приобщение к ней представляют собой бесконечные возможности для духовного роста ученика, воспитания любви к родному слову, уважения к человеку. Ведь даже Белинский говорил о том, что поэзии Пушкина присущи «душевное здоровье», «жизнерадостность, нравственное изящество». Без понимания всего этого, по-моему, нельзя понять ни личности Пушкина, ни его поэзии.

Наша школьная программа узкая и поверхностная, поэтому данный проект предполагает более детальное знакомство с глубоким национальным характером пушкинского гения. Ведь в нашей духовной жизни наступил всеобщий упадок, кризис, когда интерес к настоящей поэзии совсем угас. А ведь Пушкин – это неотъемлемая часть великого российского наследия. Нравственная польза от этого проекта для девятиклассников , думаю, будет большая. Они попытаются по-новому осмыслить творчество поэта, поделиться своими размышлениями о нём - пусть даже навеянными хорошей книгой, глубоким исследованием, прочтением поэм и сказок.

Этот проект вернёт наших детей в библиотеку, где они познакомятся с трудами филологов, литературоведов и с их помощью найдут свою тропу к Пушкину.

Данный проект является интегрированным, так как связывает различные предметные области.

Визитная карточка творческого проекта

№ Параметры характеристики проекта Характеристика

1. Тема проекта

К познанию Пушкина

2.

Дидактические цели

- рассмотреть детально детство и юношеские годы Пушкина;

- изучить литературоведческие комментарии, статьи, монографии;

- сравнить поэтическую образность раннего и позднего Пушкина;

3.

Компетентности, которые формирует проект

- в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

- в сфере культурной деятельности

4.

Основные проблемные вопросы, которые ставятся перед учащимися

- существует ли связь творчества Пушкина с творчеством современников?

- в чём разногласия литературоведов в пушкинской тематике?

- интересен ли Пушкин сегодня?

5.

Основные темы самостоятельных исследований

- комментарии Пушкина к собственным произведениям;

- дружеская переписка;

- женские образы в лирике поэта

6.

По участию в разработке

групповой

7.

По времени исполнения

долгосрочный

8.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект

учащиеся 9 класса

9.

Предметные области, в рамках которых проводится проект

- литература;

- история;

- музыка

10.

Система оценки деятельности учащихся

- оценка руководителя проекта;

- взаимооценка участников проекта

11.

Оформление результата проекта

- презентация;

- сочинения;

- информационный бюллетень

Аннотация к проекту "Нам этого не забыть"

На уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне я ставлю цель: сформировать интерес к историческому прошлому страны через проектную деятельность. Это даёт возможность учащимся взглянуть на события далёкого прошлого и в полной мере осознать величие и цену победы советского народа в Великой Отечественной войне. Полученные сведения позволили учащимся глубже прочувствовать значимость тех страшных событий для нашей страны.

Старшеклассникам был предложен ряд вариантов мини-проектов. Например: "Битва под Москвой", "Блокада Ленинграда", "Сталинградская битва ", "Курская битва", "Битва за Берлин". Мы прочитали книги о Бухенвальде, Саласпилсе, Освенциме и других концлагерях. Обсудили повесть писателя Н.П. Тычкова "Маленькие узники Бухенвальда".

В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили имеющиеся фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины.

Школьники высказывали своё мнение, писали сочинения, стихи, участвовали в городском проекте «От сердца к сердцу», который был посвящён героям Великой Отечественной войны. Дети стали победителями и призёрами данного проекта.











Визитная карточка творческого проекта

№ Параметры характеристики проекта

Характеристика

1. Тема проекта

Нам этого не забыть

2.

Дидактические цели

-популяризация литературы о Великой Отечественной войне;

-раскрыть понятие Родины, привить любовь к Отечеству и близким людям;

- развить умение общаться, получать и обрабатывать информацию

3.

Компетентности, которые формирует проект

- в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

4.

Основной проблемный вопрос, который ставится перед учащимися

Что знаем мы, потомки, о той страшной войне, о тех боях и сражениях, о героических людях?

5.

Основные темы самостоятельных исследований

"Битва под Москвой", "Блокада Ленинграда", "Сталинградская битва ", "Курская битва", "Битва за Берлин", "Узники Бухенвальда"

6.

По участию в разработке

групповой

7.

По времени исполнения

краткосрочный (2 недели)

8.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект

учащиеся 9-10 классов

9.

Предметные области, в рамках которых проводится проект

литература;

история;

музыка

10.

Система оценки деятельности учащихся

оценка руководителя проекта;

взаимооценка участников проекта

11.

Оформление результата проекта

составление портфолио проекта;

презентация «Военная хроника»;





Список использованной литературы.

Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности в 7 классе [Текст] / Русская словесность, 2000, № 4, С.67 - 71.

Басова Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова. - Ростов-на-Дону, 1999, С.111-115.

Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [ Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с.

Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [ Текст]. - Ростов-на-Дону, 2000. - 352 с.

Гин А. Приемы педагогической техники [Текст] / "Вита - Пресс". - М., 1999.- 125 с.

Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов-на-Дону, 2001, - 160 с.

Шоган В.В. Модульная организация педагогической практики [Текст] / В.В. Шоган, Н.Н. Мкртчян, О.В. Третьякова. - Ростов - на - Дону, 2000, - 175 с.

Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного образования [Текст] // Журнал "Директор школы". - 2000. - № 7. - 145 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!