СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа Речевой этикет

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа Речевой этикет»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

город Электросталь










Областной конкурс научно - исследовательской и проектной деятельности

«Юный исследователь»



Секция: Культурология.




Тема: «Речевой этикет»







Авторы работы: Доровская Милана, 10 лет

Евсикова Виктория, 11 лет

Научный руководитель: Кудрявцева Ирина Михайловна






Электросталь

2019





1.Введение.

2.Этикет.

 3.Заключение.

4. Список литературы.

5. Приложение

























Введение

Актуальность: На наш взгляд, к сожалению, уровень воспитанности в современном обществе существенно снижается: сейчас многие наши сверстники редко употребляют «этикетные» слова или вообще обходятся без них. Что не может не сказаться и на взаимоотношениях между людьми.

Этикет помогает нам вести себя правильно дома, в гостях, в общественных местах Но ведь где бы ни были, мы не молчим, мы общаемся с другими людьми. Значит, нам необходим речевой этикет. Мы решили провести исследовательскую работу, чтобы узнать больше информации об этикетных словах, их происхождении и значении и проанализировать, как часто люди, окружающие нас, используют этикетные слова в повседневной жизни.

Цели исследования:

  1. выяснить, соблюдаются ли правила культурного поведения и общения в нашем классе и школе;

  2. какие этикетные слова чаще всего используются в наших семьях.

Задачи:

1. Выяснить , существует ли школьный этикет;

2.Понаблюдать за поведением и общением учащихся на перемене, на улице, в общественных местах;

3.Провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение этикетных слов учащимися нашего класса»;

4.Провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение этикетных слов нашими родными».

Объекты исследования:

этикетные слова, как определённая часть лексики русского языка.

Предмет исследования: происхождение этикетных слов, использование этикетных слов в повседневной речи.

Гипотеза исследования: можно предположить, что, соблюдая нормы культурного общения в классе и дома мы станем более приветливыми, тактичными и дружными.

Методы исследования:

  1. Теоретический:

- изучение справочной литературы

  1. Практический:

- наблюдение за речевым поведением.

Работа проводилась поэтапно:
1) на первом этапе проводилась основная информационная работа;
2) на втором этапе был реализован проект;
3) на третьем этапе были сформулированы выводы, оформлены результаты работы.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы на классных часах и родительских собраниях, в приобщении окружающих нас людей к лучшим традициям и формам доброжелательного обхождения в современном  обществе.

При работе над реализацией проекта была использована следующая литература: Н.М. Шанский «В мире слов» (очерки о строении и происхождении известных слов и выражений), «Лингвистические детективы» (истории о значении, строении и происхождении слов, оборотов речи известного учёного- лингвиста Н.М.Шанского), Т. Фёдорова «Этимологический словарь русского языка»





Основная часть

Понятие этикета и важность его применения

Работая над проектом, мы узнали, что слово этикет - французского происхождения и переводится оно как ярлык, этикетка.
На одном из роскошных приемов у короля Людовика XIV гостям были вручены карточки с перечислением правил поведения. От французского названия карточек — «этикеток» — и произошло слово «этикет».
Но правила поведения существовали и до ⅩⅦ века: первый сборник правил поведения человека «Поучения Кочемни» появился в Древнем Египтенаписанный, чтобы обучить людей хорошим манерам. В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома. Хорошие манеры нужны были царям и королям. чтобы поражать своим поведением простых людей и управлять ими. В каждой стране, в каждой эпохе появлялись и формировались свои правила и традиции в поведении людей. В России написанные правила вежливости появились во времена Петра1, русского царя.

  1. Основы этикета достаточно просты. Это: культура речи, отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов и элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините".

  2. Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях.

В течение времени сформировались следующие виды этикета:

  • Придворный этикет.

  • Дипломатический этикет

  • Воинский этикет.

  • Профессиональный этикет.

  • Общегражданский (поведенческий, светский) этикет.

  • Деловой этикет.

  • Речевой этикет.

Этикетные формулы

Речевой этикет изучается сравнительно недавно. Это – соблюдение культуры речи, которая предполагает не только грамматическую и стилистическую правильность речи, но и отсутствие вульгарных слов, умение чётко и точно излагать свои мысли так, чтобы их правильно поняли окружающие, умение здороваться и прощаться, благодарить за помощь и услугу, просить, извиняться; умение разговаривать и поддерживать беседу. Соблюдение определённых правил оформления письменной речи. Следует отметить, что речевой этикет является обязательной составляющей любого вида этикета.

Поскольку мы учимся в школе, то нас в настоящее время больше интересует школьный этикет. Мы изучили историю появления тех этикетных слов, которые часто используют в речи, и провели наблюдение, как часто используются в нашей речи эти слова.

Заключение

Выполняя данную работу, мы пришли к следующим выводам:

  1. Этикетные слова имеют большую историю и по происхождению восходят к древнерусскому языку.

  2. Этикетные слова в речи учащихся употребляются недостаточно часто.

  3. Необходимо чаще использовать их в своей речи.

  4. Мы считаем, что задачи, которые мы поставили в начале работы выполнили:

  5. - познакомились с интересными фактами использования этикетных слов;

  6. - провели наблюдение, эксперимент по теме: «Применение этикетных слов учащимися нашего класса»;

  7. - провели наблюдение, эксперимент по теме: «Применение этикетных слов нашими родными»;

  8. – пришли к выводу, что не все наши одноклассники пользуются этикетными словами, большинство учащихся не задумывается о значении этих слов и произносит их скорее по необходимости, потому что так принято;

  9. – оформили памятку «Правила вежливости» и рассказали о них и об этикетных словах своим одноклассникам и родным.



Список литературы.

Д.Н. Ушаков «Толковый словарь современного русского языка»; Москва, 1940 г. (сайт онлайн-словарей «Академик»)

Н.М. Шанский «В мире слов»; Москва, Просвещение 1971 г.( стр. 142, 144)

Н.М.Шанский «Лингвистические детективы»; Москва, Дрофа 2002г. (стр. 137),

Т. Фёдорова «Этимологический словарь русского языка»; Моска, ЛадКом 2012 (стр.123, 340, 583)

















Приложение:

Этимология этикетных слов:

Здравствуйте - слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся. То вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. Так же как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии.

Привет - Образовано от привътити — «приветствовать», произведенного от вътити — «говорить», восходящего к той же основе, что и витиязавет.

Спасибо - Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: 
-Спаси вас Бог!
«Спаси Бог» превратилось в короткое СПАСИБО. Забывать это слово никогда не стоит.

Пожалуйста - Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение.
Отсюда и другое, родственное, слово - «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать внимание.
В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение

Прощай и до свидания - «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». Оно образовано от глагола в форме пожелания, повеления: прости. С начала XIX века в  речь  входит  и  выражение «до свидания». Теперь в практике  общения можно услышать: «Всего вам доброго, до свидания!» (пожелание и прощание вместе).

Применение этикетных слов учащимися нашего класса

  • На уроке русского языка мы задались целью сосчитать, сколько раз этикетные слова были произнесены за 45 минут в течении урока учащимися и учителем. Исследование проводили в течение февраля 2019 г. Данные вносили в таблицу

Использование этикетных слов учащимися 5«Б» класса

Использование этикетных слов учителем

«спасибо» - 13

«пожалуйста» - 16

«здравствуйте» - 126

«привет» - 23

«до свидания» - 94

«пока» - 23

«извините» - 11

«спасибо» - 6

«пожалуйста» - 18

«здравствуйте» - 38

«до свидания» - 38

«извините» - 4

Использование этикетных слов семьи Евсиковой

Виктории

Использование этикетных слов семьи Доровской Миланы

«спасибо» - 11

«пожалуйста» - 12

«привет» - 14

«пока» - 13

«извините» - 3

«спасибо» - 10

«пожалуйста» - 12

«привет» - 13

«пока» - 13

«извините» - 3

Памятка «Как быть вежливым»

1.В общении со всеми употребляйте этикетные слова

2.У учащегося должны быть чистыми не только лицо, руки, кожа, но и чистая речь.

3.Нельзя мешать другим на уроке, громко выкрикивать.

4.Когда приходите в школу, желайте всем доброго утра и хорошего дня, когда уходите из класса, заканчивая учебный день, прощайтесь с одноклассниками, учителями, сотрудниками школы

5.Будьте вежливы со своими товарищами, не давайте прозвищ и кличек.

6.Приучи себя постоянно помнить об окружающих.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!