СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика зрительного утомления

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье  приведены основные приемы и комплексы упражнений  для профилактики зрительного утомления.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Профилактика зрительного утомления»

Профилактика зрительного утомления. Комплексы упражнений для глаз

Профилактика зрительного утомления.

Комплексы упражнений для глаз

Профилактика зрительного утомления заключается, прежде всего, в создании наиболее благоприятных условий зрительной работы, исключающих возможность быстрого утомления глаз и необходимости приближения к ним книги или тетради. Большое значение в этом отношении имеет правильное и достаточное освещение класса и рабочего места школьника. Тексты, рисунки, наглядные пособия должны достаточно контрастировать с фоном (бумагой, классной доской, поверхностью, на которой они демонстрируются).
  • Профилактика зрительного утомления заключается, прежде всего, в создании наиболее благоприятных условий зрительной работы, исключающих возможность быстрого утомления глаз и необходимости приближения к ним книги или тетради.
  • Большое значение в этом отношении имеет правильное и достаточное освещение класса и рабочего места школьника. Тексты, рисунки, наглядные пособия должны достаточно контрастировать с фоном (бумагой, классной доской, поверхностью, на которой они демонстрируются).
Симптомы проявления зрительного утомления:   Общая усталость;  головные боли;  снижение внимания;  падение работоспособности;  потеря функциональных характеристик;  возникновение и прогрессирование близорукости.

Симптомы проявления зрительного утомления:

  • Общая усталость;
  • головные боли;
  • снижение внимания;
  • падение работоспособности;
  • потеря функциональных характеристик;
  • возникновение и прогрессирование близорукости.

Освещенность рабочей поверхности Категория основного заболевания Оптимальная освещенность (лк) 1 категория (близорукость) 500 - 700 2 категория (заболевания хрусталика, роговицы) 100- 700 3, 4 категории (дальнозоркость, астигматизм) 250- 700

Освещенность рабочей поверхности

Категория основного заболевания

Оптимальная освещенность (лк)

1 категория (близорукость)

500 - 700

2 категория (заболевания хрусталика, роговицы)

100- 700

3, 4 категории (дальнозоркость, астигматизм)

250- 700

Приемы профилактики и снятия зрительного утомления:   К первой группе относятся приемы, которые можно использовать многократно в процессе непрерывной зрительной работы. По содержанию это простые манипуляции, способствующие расслаблению напряженных мышц: частое моргание, зажмуривание легкое прикрытие век, закрывание глаз, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз, легкий нажим, массаж ладонью и легкое разминание и т.п. Приемы этой группы можно использовать в процессе рисования, чтения, длительного наблюдения, просмотра телепередач, работы на компьютере и т.п.

Приемы профилактики и снятия зрительного утомления:

  • К первой группе относятся приемы, которые можно использовать многократно в процессе непрерывной зрительной работы. По содержанию это простые манипуляции, способствующие расслаблению напряженных мышц: частое моргание, зажмуривание легкое прикрытие век, закрывание глаз, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз, легкий нажим, массаж ладонью и легкое разминание и т.п. Приемы этой группы можно использовать в процессе рисования, чтения, длительного наблюдения, просмотра телепередач, работы на компьютере и т.п.
Приемы профилактики и снятия зрительного утомления: Вторая группа приемов – это комплексы упражнений для глаз, с помощью которых укрепляются их мышцы, улучшается аккомодация, циркуляция крови и внутриглазной жидкости; расслабляются аккомодационные мышцы. Офтальмологи, рекомендующие упражнения для глаз, отмечают, что они пригодны как для профилактики зрительных расстройств, так и для восстановления утраченного зрения. Педагогу и родителям следует помнить, что любой комплекс упражнений эффективен, если ребенок его выполняет произвольно, в определенном ритме и темпе, систематически.

Приемы профилактики и снятия зрительного утомления:

  • Вторая группа приемов – это комплексы упражнений для глаз, с помощью которых укрепляются их мышцы, улучшается аккомодация, циркуляция крови и внутриглазной жидкости; расслабляются аккомодационные мышцы. Офтальмологи, рекомендующие упражнения для глаз, отмечают, что они пригодны как для профилактики зрительных расстройств, так и для восстановления утраченного зрения.
  • Педагогу и родителям следует помнить, что любой комплекс упражнений эффективен, если ребенок его выполняет произвольно, в определенном ритме и темпе, систематически.
Пальминг Применять это упражнение нужно потому, что оно дает глазам отдых. Отдых расслабляет мышцы глаз и одновременно активизирует нервные клетки глаз . Согреваем ладони. Глазницы прикрыты ладонями.

Пальминг

  • Применять это упражнение нужно потому, что оно дает глазам отдых. Отдых расслабляет мышцы глаз и одновременно активизирует нервные клетки глаз .
  • Согреваем ладони.
  • Глазницы прикрыты ладонями.
«Письмо носом»   Значительная часть напряжения, приходящаяся на нашу нервную систему, покоится в задней части шеи, у основания черепа. Это упражнение направлено как на то, чтобы расслабить мышцы ваших глаз, так и на то, чтобы расслабить вашу шею. Напряжение в этой области нарушает правильное питание глаз (иначе говоря, замедляется процесс кровоснабжения).

«Письмо носом»

  • Значительная часть напряжения, приходящаяся на нашу нервную систему, покоится в задней части шеи, у основания черепа.
  • Это упражнение направлено как на то, чтобы расслабить мышцы ваших глаз, так и на то, чтобы расслабить вашу шею. Напряжение в этой области нарушает правильное питание глаз (иначе говоря, замедляется процесс кровоснабжения).
«Письмо носом» Упражнение можно выполнять и лежа, и стоя, но лучше всего сидя. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа - это ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, - все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран. Нарисуйте домик с дымом из трубы (такой, как рисовали в детстве), просто кружочек или квадратик.

«Письмо носом»

  • Упражнение можно выполнять и лежа, и стоя, но лучше всего сидя. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа - это ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, - все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран. Нарисуйте домик с дымом из трубы (такой, как рисовали в детстве), просто кружочек или квадратик.
Упражнение при близорукости

Упражнение при близорукости "Объект на оконном стекле - дальний объект".

  • Тренирующийся в очках для дали встает на расстоянии 30-35 см. от оконного стекла. На стекле на уровне глаз прикрепляют метку 3-5 мм диаметром. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, намечает какой-нибудь постоянный предмет для фиксации (дом, дерево и т.п.). Поочередно взгляд переводится с метки на далекий предмет.
  • Упражнение выполняется 2 раза в день в течение 15-20 дней. Первые два дня продолжительность упражнения 3 минуты, в последующие 2 дня - 5 минут, а в остальные дни - 7 минут. Упражнения повторяют систематически с перерывами 10-15 дней.
Примерный комплекс упражнений, которые можно проводить в классе и домашних условиях. . Исходное положение (И.П.) - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.  И.П. - стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Вытянуть вперед правую руку с выставленным указательным пальцем на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть на кончик пальца 3-5 сек, опустить руку. Повторить 10 раз. И.П. - сидя. Быстро моргать в течение 1 минуты. И.П. - стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца, медленно приближать палец к глазам до тех пор, пока он не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

Примерный комплекс упражнений, которые можно проводить в классе и домашних условиях.

  • . Исходное положение (И.П.) - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
  • И.П. - стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Вытянуть вперед правую руку с выставленным указательным пальцем на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть на кончик пальца 3-5 сек, опустить руку. Повторить 10 раз.
  • И.П. - сидя. Быстро моргать в течение 1 минуты.
  • И.П. - стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца, медленно приближать палец к глазам до тех пор, пока он не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
   И.П. - сидя. Опустить веки. Массировать их круговыми движениями пальца. Продолжать в течение 1 минуты. И.П. - стоя. Вытянуть вперед правую руку на расстояние 25-30 см от глаз, смотреть на конец выставленного указательного пальца 3-5 сек, прикрывая в это время ладонью левой руки левый глаз. То же повторить, поменяв положение рук. Повторить 5-6 раз.  И.П. - стоя. Отвести полусогнутую руку вправо, медленно передвигать ее справа налево и, не поворачивая головы, следить глазами за пальцем. То же проделать слева направо. Повторить 1 0 раз.  И.П. -сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.

  • И.П. - сидя. Опустить веки. Массировать их круговыми движениями пальца. Продолжать в течение 1 минуты.
  • И.П. - стоя. Вытянуть вперед правую руку на расстояние 25-30 см от глаз, смотреть на конец выставленного указательного пальца 3-5 сек, прикрывая в это время ладонью левой руки левый глаз. То же повторить, поменяв положение рук. Повторить 5-6 раз.
  • И.П. - стоя. Отвести полусогнутую руку вправо, медленно передвигать ее справа налево и, не поворачивая головы, следить глазами за пальцем. То же проделать слева направо. Повторить 1 0 раз.
  • И.П. -сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.
Комплекс упражнений для учащихся 1-3 классов. И.П. - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед к крышке парты - выдох. Повторить 5-6 раз. И.П. -сидя, откинувшись на спинку парты, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза. И.П. -сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

Комплекс упражнений для учащихся 1-3 классов.

  • И.П. - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед к крышке парты - выдох. Повторить 5-6 раз.
  • И.П. -сидя, откинувшись на спинку парты, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
  • И.П. -сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
Упражнения по методу Бейтса Укрепляют глазные мышцы, тренируют и массируют хрусталик, улучшают кровообращение и питание глаз . Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний. Повторить несколько раз. Ноги на ширине плеч, руки – на поясе. Повороты головы вправо и влево, взгляд направляется по ходу движения. Выполнить несколько раз.  Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассмотреть в течение 10с. Перевести взгляд на близкий объект. Повторить несколько раз.

Упражнения по методу Бейтса

  • Укрепляют глазные мышцы, тренируют и массируют хрусталик, улучшают кровообращение и питание глаз .
  • Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.
  • Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний. Повторить несколько раз.
  • Ноги на ширине плеч, руки – на поясе. Повороты головы вправо и влево, взгляд направляется по ходу движения. Выполнить несколько раз.
  • Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассмотреть в течение 10с. Перевести взгляд на близкий объект. Повторить несколько раз.
Список литературы: Л. В. Фомичева «Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. – СПб, изд. «КАРО», 2007 г. Как сохранить и улучшить зрение: [сборник] /Демирчоглян Г.Г., У. Г. Бейтс, М. Д. Корбет. - Москва: Крон-пресс, 1995. - 398 с. Бейтс, Уильям Г.  Улучшение зрения без очков по методу Бейтса /Бейтс У. Г. Как приобрести хорошее зрение без очков: руководство к быстрому улучшению зрения / М. Д. Корбетт. - Вильнюс: Полина, 1990. - 263 с.

Список литературы:

  • Л. В. Фомичева «Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. – СПб, изд. «КАРО», 2007 г.
  • Как сохранить и улучшить зрение: [сборник] /Демирчоглян Г.Г., У. Г. Бейтс, М. Д. Корбет. - Москва: Крон-пресс, 1995. - 398 с. Бейтс, Уильям Г.
  • Улучшение зрения без очков по методу Бейтса /Бейтс У. Г. Как приобрести хорошее зрение без очков: руководство к быстрому улучшению зрения / М. Д. Корбетт. - Вильнюс: Полина, 1990. - 263 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!