Настоящая программа разработана с целью создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся девятых классов, обоснованному выбору ими дальнейшего пути обучения.
Элективный курс «Функции и графики» направлен на обобщение и систематизацию знаний по математике по теме «Функции школьного курса» при подготовке к ГИА, имеет практическую направленность. Программа применима для самых разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки по математике.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Функции и графики"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МОШКОВСКОГО РАЙОНА
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР: ____________ Е.А.Водянова « 10 » сентября 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Обская ООШ: _____________ Ю.С.Рыбалкина Приказ от 16.09.2014 г. № 70-О |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по математике
«Функции и графики»
учителя математики I квалификационной категории
Водяновой Елены Анатольевны
Срок реализации программы: 1 год
Класс: 9
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана с целью создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся девятых классов, обоснованному выбору ими дальнейшего пути обучения. Элективный курс «Функции и графики» направлен на обобщение и систематизацию знаний по математике по теме «Функции школьного курса» при подготовке к ГИА, имеет практическую направленность. Программа применима для самых разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки по математике.
Умение строить графики функций представляет большой интерес у учащихся, однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу и, следовательно, изучаются не в полном объеме. Данный курс предполагает расширить представления учащихся о способах построения графиков функций без помощи производной. Программа дополняет базовый курс общеобразовательных программ по теме, учащимся дается возможность познакомиться с интересными, нестандартными способами построения графиков. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения, использование задач различного уровня сложности, что позволяет на основе различной степени самостоятельности осваивать новое в изучении функций. Изучение элективного курса предполагает решение тестовых заданий, выполнение практических работ и лабораторных работ, в т. ч. на компьютере. Представление итогов работы в виде отдельных проектов, презентаций, творческих работ. Программа рассчитана на 16 часов.
Цель курса: создание учащимся условий для обоснованного выбора профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в усвоении математического материала на основе расширения представлений о многообразии функций и формирования навыков построения графиков различных функций
Задачи курса:
обобщить и систематизировать знания учащихся о функциях школьного курса;
продолжить обучение работать самостоятельно с различными источниками информации;
развивать интерес учащихся к математике, понимание ее роли в человеческой деятельности;
формировать качества мышления, необходимые человеку для жизни в современном обществе;
формировать положительную мотивацию к изучению математики;
познакомить учащихся с исследовательской деятельностью при выполнении простых и увлекательных заданий;
развивать коммуникативные способности; формировать умения работать в группе, культуру ведения дискуссий, умение вести презентацию результатов своей работы.
Основные требования к знаниям, умениям.
В результате изучения элективного курса «Функции и графики»
Обучающиеся должны знать:
понятия «функция», «график функции», «область определения функции», «область значений функции»;
графики элементарных функций
свойства графиков элементарных функций;
преобразования элементарных функций;
Обучающиеся должны уметь
выполнять построение элементарных функций;
выполнять преобразование элементарных функций;
решать задачи с помощью графиков функций;
выполнять практические задания, в т.ч. задания на построение графиков функций;
выполнять тестовые задания;
работать с различной дополнительной литературой, работать в интернете;
строить графики с помощью учебных дисков, специальных компьютерных программ;
представлять итоги работы в виде проектов, творческих работ и (или) презентаций с использованием информационных технологий.
По итогам изучения элективного курса "Функции и графики» учащиеся представляют творческую работу, которая оценивается от 0 до 5 баллов.
Учебно-тематический план
№ урока | Тема курса | Кол-во часов | Технология реализации | Основное содержание |
всего | теория | практика |
1 | Понятие функции, функциональной зависимости | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическая работа | сопоставление графика функции реальному событию, чтение графика функции, используя его свойства |
2 | Способы задания функции. График функции | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическая работа | |
3 | Линейная функция и ее график | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическая работа | определение линейной функции, построение графика линейной функции, угловой коэффициент линейной функции |
4 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 1 | 0,5 | 0,5 | лекция, практическая работа | взаимное расположение графиков линейной функции в зависимости от коэффициентов k и b, возрастание и убывание линейной функции |
5 | Определение формулы линейной функции по ее графику | 1 | - | 1 | практическая работа | установление соответствия между графиком и формулой функции, задание формулой функции, заданной графиком |
6 | Линейная функция на отрезке | 1 | - | 1 | практикум | построение графика линейной функции, заданной на отрезке, «рисуем» с помощью графиков линейных функций |
7 | Квадратичная функция и ее график | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическая работа | |
8 | Квадратичная функция на отрезке | 1 | - | 1 | практикум | построение графика квадратичной функции на отрезке, «рисуем» с помощью графиков квадратичных функций. |
9-10 | Преобразование графиков функций | 2 | 1 | 1 | лекция, практикум | преобразования вида y=f(x+a), y=f(x)+b, y=f(x+a)+b, определение формулы функции по смещению ее графика вдоль оси Ох и (или) оси Оу |
11 | График кусочно-заданной функции | 1 | - | 1 | практикум | |
12-13 | Функции, содержащие знак модуля | 2 | 1 | 1 | лекция, презентация практикум | |
14-15 | Практическая работа «Преобразование графиков элементарных функций» | 2 | - | 2 | практикум с использованием ПК | |
16 | Итоговое занятие. Защита проектов | 1 | - | 1 | компьютерный практикум по выполнению упражнений, созданных учащимися в онлайн-среде LearningApps.org | |