МКОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТА педагогическим советом МКОУ "Калиновская средняя общеобразовательная школа" Протокол от «30» августа 2016 г. №8 | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МКОУ "Калиновская средняя общеобразовательная школа" от «31» августа 2016г.№1-165 Директор ________И.А.Барышников |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юный патриот»
направление духовно-нравственное класс 5
Срок реализации 1 год
Разработчик программы: Дунайцева Антонина Владимировна
учитель географии, высшая квалификационная категория
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей _______________ и рекомендована для принятия педагогическим советом (протокол от «___»________20___ года №____)
Руководитель методического объединения ____________Ф.И.О.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Юный патриот» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Учебным планом муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Калиновская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2017 учебный год, календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год, Положением об организации внеурочной деятельности учащихся в МКОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа».
Цель рабочей программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории страны).
Задачи:
Обучающие: способствовать развитию познавательного интереса к истории страны, родного края, историческому прошлому народа;
Воспитательные: способствовать формированию общественной активности личности и гражданской позиции;
Развивающие: содействовать развитию самостоятельности, ответственности, потребности в саморазвитии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Рабочая программа «Юный патриот» относится к духовно-нравственному направлению и нацелена на необходимость воспитания у учащихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике РФ, Курской области, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Рабочая программа «Юный патриот» относится к тематическим программам и основывается на принципах: последовательности, гуманизации, системности, культуросообразности.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Рабочая программа «Юный патриот» рассчитана на учащихся 5класса. На реализацию программы отводится 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю).
Формы занятий: беседа, экскурсия, встречи с интересными людьми, походы по историческим и памятным местам, практическая работа.
Виды деятельности: познавательная, поисковая, конструктивная. Формы подведения итогов: результаты опроса участников образовательных отношений, участие в выставках, конкурсах, конференциях муниципального уровня.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Личностные УУД:
1. социализация личности;
2. формирование понятия о национальной истории и представления о вкладе своего народа в мировую историю и культуру;
3. развитие творческого потенциала ученика;
4. воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений;
5. воспитание интереса к творческой деятельности;
6. формирование гражданского отношения к Отечеству;
7. бережное отношение к духовным ценностям;
8. активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации.
Метапредметные УУД:
1. освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности;
2. формирование умения планировать, контролировать в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
3. развитие способности осознанно строить речевое высказывание;
4. формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию;
5. воспитание умения и готовности вести диалог, излагать свое мнение, отношение;
6. овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль.
Предметные УУД:
1. сформированность краеведческих знаний;
2. сформированность интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине, знание своих корней;
3. развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения.
Первый раздел «Моя семья – моя Россия». Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера, работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, изучение значения твоего рода в истории страны.
Второй раздел «Россия – наша Родина». Содержание программного материала: символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Третий раздел «Мой край родной». Содержание программного материала: Символы Курской области, культурное наследие родного края, народы, их нравы и традиции. Курск-город-музей под открытым небом, его достопримечательности, история.
Четвёртый раздел «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить». Содержание программного материала: Вов в судьбах наших земляков, встречи с ветераном Великой Отечественной войны, памятники героям. Учителя и ученики школы - герои Вов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
«ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Количество часов | Форма проведения | Форма контроля | Дата |
всего | теория | практика |
1 раздел «Моя семья – моя Россия» | | | | | | | |
1.Наследие в школьном музее | | 1 | 1 | | экскурсия | | 06.09 |
2.Что такое семья, род? | Объяснение основных понятий | 3 | 1 | 2 | беседа | сочинение | 07.09 13.09 14.09 |
3.Профессии в моей родословной. Наш семейный альбом. | Беседа о профессиях в семье и составление семейного альбома | 3 | 1 | 2 | беседа | | 20.09 21.09 27.09 |
4.Как составить родословную. | Составление родословной | 4 | 1 | 3 | урок- практикум | Взаимо проверка | 28.09 04.10 05.10 11.10 |
5.Реликвия в моей семье. | Объяснение понятия слова «реликвия», беседа о семейных реликвиях | 2 | 1 | 1 | Фотовы ставка | | 12.10 18.10 |
6.Вклад моей семьи в летопись победы. | Защита своего проекта | 5 | 1 | 4 | исследовательская деятельность | написание исследовательской работы | 19.10 25.10 26.10 01.11 02.11 |
7.Медаль в моем доме. | Защита своего проекта | 3 | 1 | 2 | конкурс- сочинений | написание исследовательской работы | 15.11 16.11 22.11 |
8.Знакомство с музеями. | Посещение тематических выставок | 4 | | 4 | экскурсия | | 23.11 29.11 30.11 06.12 |
всего | | 25 | 7 | 16 | | | |
2 раздел «Россия – наша Родина» | | | | | | | |
1.Государственные символы России. | Знакомство с историей гимна, герба и флага России | 3 | 1 | 2 | классный час | | 07.12 13.12 14.12 |
2.Государственные праздники России. | Знакомство с праздниками России | 2 | 1 | 1 | час общения | сообщения | 20.12 21.12 |
3.Народный календарь | сообщения составление презентации | 2 | 1 | 1 | сообщения | | 27.12 28.12 |
4.Красота родной природы. | | 2 | 1 | 1 | слайд- презентация | рисунки на конкурс | 17.01 18.01 |
всего | | 9 | 4 | 5 | | | |
3 раздел «Мой край родной» | | | | | | | |
1.Культурное наследие родного края | рассказ о поэтах и писателях Курского края, чтение стихов. | 4 | 1 | 3 | | | 24.01 25.01 31.01 01.02 |
2.Этнография родного края. | урок- презентация | 2 | 1 | 1 | | | 07.02 08.02 |
3.Народы, населяющие Курскую область | знакомство с разнообразием народов Курской области | 3 | 1 | 2 | составление альбома | | 14.02 15.02 21.02 |
4. Альбом «Знай и люби своё село». | составление альбома | 3 | 1 | 2 | рисунки, сочинения, мини- доклады | викторина | 22.02 28.02 01.03 |
5. «Юный экскурсовод» | подготовка текстов для проведения экскурсии | 4 | 1 | 3 | Подготовка экскурсоводов, проведение экскурсий | ведение экскурсий | 07.03 14.03 15.03 21.03 |
всего | | 16 | 5 | 11 | | | |
4 раздел «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить» | | | | | | | |
1. «Улица Героя» | знакомство с героями Курска, в честь кого названы улицы города | 5 | 1 | 4 | Цикл краеведческих часов | | 22.03 04.04 05.04 11.04 12.04 |
2.Герои-земляки | | 5 | 1 | 4 | устный журнал | | 18.04 19.04 25.04 26.04 02.05 |
3.Встреча с ветераном Великой Отечественной войны | беседа с ветеранами о Вов в их судьбе | 2 | 1 | 1 | встречи | мини- сочинение | 03.05 10.05 |
4.Великая Отечественная война в истории моего города | знакомство с историческими фактами | 2 | 1 | 1 | сообщения | | 16.05 17.05 |
5.Памятники Курска- города–музея под открытым небом. | просмотр слайд- презентации | 3 | 1 | 2 | рисунки, поделки | | 23.05 24.05 30.05 |
6.Конкурс чтецов «Дороги войны– дороги Победы». | чтение стихотворений | 1 | | 1 | конкурс | | |
всего | | 34 | 9 | 25 | | | |
Итого | | 68 | 27 | 41 | | | |
| | | | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дидактические и раздаточные материалы по программе: альбомы «Заочная экскурсия по музею», «Символы государства», информационные папки «Курск-город-музей», «История школы».
Аудиозаписи, слайды по содержанию программы: «Курск», «Их имена на нашем обелиске», «ВОВ», «Курская дуга».
ТСО: мультимедиакомплекс.
Список литературы для учителя:
1. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
2. И. Бондаренко И.И., Музейно-краеведческая работа средней школы как средство формирования творческих способностей учащихся [Текст]: М., 1970.
3. Казарин В.В., Анучина Е.А., Дубовицкая Ю.В., Гражданское и патриотическое воспитание школьников [Текст]: // Журн. Справочник классного руководителя, №4 – 2007
4. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Учащиеся должны знать:
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-историю государственных символов России;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды;
-символику Курской области;
-историю Малой Родины и родного края;
-памятники Курска;
-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
Учащиеся должны уметь:
-составить родословную своей семьи, вести семейную летопись;
-хранить семейные реликвии;
- рассказать о традициях, обычаях, обрядах семьи;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);
- при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
- правильно анализировать события, происходящие в стране;
- рассказать о символике области;
- оформить тематический альбом;
- рассказать о родном селе, и его истории и достопримечательностях.
С целью контроля эффективности рабочей программы «Юный патриот» организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 1 раз в полгода.
Формы и средства контроля:
- диагностика личностного роста по методике П.В.Степановой;
- диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой;
- педагогическое наблюдение;
- портфолио достижений (положение о портфолио);
- участие в социально-значимых акциях, конкурсах;
- анкетирование учащихся;
- выполнение проектов;
- оформление альбомов.