СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа экологического отряда

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа экологического отряда»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бабинская средняя общеобразовательная школа


Согласовано: Утверждаю:

Начальник лагеря Директор школы

Венедиктова Е.Н. Новокрещенова Т.Л. ________






Рабочая программа экологического отряда









Составитель программы:

Соколова Ю.В.























Бабино, 2022


Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

Пояснительная записка

Направленность программы естественнонаучная, т.к. способствует развитию экологического мышления и культуры, посредством приобщения обучающихся к изучению природы.

Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: именно в детском возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Со школьного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни.

В настоящее время главной ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья. На начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. Кроме того, организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития у него основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь, природного, а также активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения.

Нормативно-правовые основания проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Образовательная программа «Занимательная экология» разработана на основании нормативно правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.

Актуальность. В настоящее время актуальным ставится вопрос воспитания у подрастающего поколения любви к природе, формирования знаний детей об особенностях флоры и фауны родного края, об охране окружающей среды. В программе реализуются теоретические и практические блоки, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности.

Новизна программы в том, современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Актуальность программы обусловлена следующими позициями:

 Развитием и углублением умений и навыков.

 Организацией полноценного досуга детей.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребёнку познакомиться с основами знаний в области экологии, и попробовать свои силы в разных техниках декоративно-прикладного творчества с использованием природного материала.

Педагогическая целесообразность. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, что открывает новые возможности для создания интереса учащегося, как к индивидуальной деятельности, так и к коллективной. Программа эффективна для развития у детей экологического сознания и культуры, навыков правильного поведения в природе, введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики и познавательной активности. Обучающийся должен уметь сам увидеть проблемы, выделить предмет и объект исследования, сформулировать гипотезу. Поставить цель исследования и сформулировать задачи, подобрать методику исследования, материалы и оборудование для проведения работы. Приобретённые, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный подход позволяет на занятиях сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению, развитию компетентностей в практике научного исследования. Развивается творческая деятельность и креативное мышление у учащихся, что способствует формированию активной жизненной позиции.

Адресат программы. Группа формируется без предварительного отбора. Состав групп – разновозрастной, дети 5-8 классов, с разным уровнем развития и кругом интересов. Группы формируются из учащихся школ без учета предварительной подготовки. В детское объединение принимаются дети по свободной записи, достаточно обладать желанием заниматься в этом объединении и иметь при себе минимум необходимых инструментов и материалов.

Количество учащихся в группе: 10 человек.

Уровень программы, объем и сроки реализации.

Уровень программы – ознакомительный.

Цель программы: расширить знания обучающихся об окружающей живой природе своего края, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.

Задачи программы:

  • расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;

  • формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;

  • максимальное использование возможностей природного окружения;

  • выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;

  • организация активного отдыха и оздоровление детей;

  • развитие творческих и коммуникативных способностей

Формы обучения – очная.

Срок реализации - 21 день.

Особенности организации образовательного процесса.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития учащихся. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности учащихся в собственной творческой деятельности.

Программа построена с учетом интересов учащихся, мотивации успешности их деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности.

Виды занятий.

Программа включает в себя теоретические и практические занятия:

Теоретический блок:

- беседа;

- рассказ,

- презентации,

- интернет ссылки.

Практический блок:

- экскурсии;

- наблюдения в природе;

- изготовление поделок;

- организация выставок;

- участие в конкурсах;

- составление проектов,

- самостоятельная творческая работа

При формировании теоретических знаний у учащихся используются такие методы как:

- объяснительно-иллюстративный (рассказ, лекция, объяснение, работа с дополнительной литературой, демонстрация работ);

- репродуктивный метод;

- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (тестирование, тематический кроссворд, выставка, проведение мониторингов).

Учебный план


№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма аттестации


Всего

Теория

Практика


1.

Вводное занятие. Что такое природный комплекс.

1

1


тестирование

1.1

Что такое природный комплекс. Инструктаж по технике безопасности.


1



2.

Знакомимся с природными комплексами нашей местности

4


4

индивидуальные карточки

2.1

Путешествие в лес.



1


2.2

Путешествие к водоёму.



1


2.3

Путешествие на луг.



1


2.4

Путешествие на болото.



1


3.

Лес – природный комплекс

3

1

2

тестирование

3.1

Лес – природный комплекс.


1



3.2

Человек и лес. Поделка из бросового материала «Птичка в гнезде».



2


4.

Водоём природный комплекс

3

1

2

тестирование

4.1

Водоём — природный комплекс.


1



4.2

Растения и животные водоёма. Совместная жизнь растений и животных в воде.



2


5.

Болото природный комплекс

3

1

2

тематический кроссворд

5.1

Болото природный комплекс


1



5.2

Растения и животные болот. Значение болот.



1


5.3

Объёмная поделка «Лягушка»



1


6.

Луг природный комплекс

3

1

2

викторина

6.1

Луг природный комплекс


1



6.2

Растения и животные лугов. Значение лугов.



1


6.3

Изготовление лэпбука «Луговая жизнь»



1


7.

Экология и творчество

7


7

экологическая викторина

7.1

Аппликация из стружек от цветных карандашей.



1


7.2

Поделка из старых мр3 дисков.



1


7.3

Коллективная поделка их одноразовых ложек.



1


7.4

Аппликация из старых газет.



1


7.5

Органайзер для канцтоваров из одноразовых тарелок.



1


7.6

Фоторамка из картона.



1


7.7

Картина из природного материала.



1


8.

Познакомимся с флористикой

4


4

выставка

8.1

Природный материал для флористических композиций.



1


8.2

Флористическая открытка.



1


8.3

Бумажная флористика.



1


8.4

Цветы из семян.



1


9.

Человек и окружающая среда

7

2

5

тематический кроссворд

9.1

Целительные силы природы.


1



9.2

Климат и здоровье человека.


1



9.3

Сохраним планету чистой. Проблема мусора.



1


9.4

Городская среда и её влияние на здоровье человека.



1


9.5

Проблема автомобилей в городе.



1


9.6

Экология жилища.



1


9.7

Значение здорового образа жизни для человека.



1


Итого часов


35

7

28


Содержание учебного плана.

1. Вводное занятие. Что такое природный комплекс (1 ч.)

Теория. Что такое природный комплекс. Инструктаж по технике безопасности.

2. Знакомимся с природными комплексами нашей местности (2 ч.)

Практика. Путешествие в лес.

Практика. Путешествие к водоёму.

Практика. Путешествие на луг.

Практика. Путешествие на болото.

3. Лес – природный комплекс (3 ч.)

Теория. Лес – природный комплекс.

Практика. Человек и лес. Поделка из бросового материала «Птичка в гнезде».

Практика. Изготовление лэпбука «Лес – наш друг»

4. Водоём природный комплекс (3 ч.)

Теория. Водоём — природный комплекс.

Практика. Растения и животные водоёма. Совместная жизнь растений и животных в воде.

Практика. Изготовление лэпбука «Жизнь водоёма»

5. Болото природный комплекс (3ч.)

Теория. Болото природный комплекс

Практика. Растения и животные болот. Значение болот.

Практика. Объёмная поделка «Лягушка»

6. Луг природный комплекс (3 ч.)

Теория. Луг природный комплекс

Практика. Растения и животные лугов. Значение лугов.

Практика. Изготовление лэпбука «Луговая жизнь»

7. Экология и творчество (4 ч.)

Практика. Аппликация из стружек от цветных карандашей.

Практика. Поделка из старых мр3 дисков.

Практика. Коллективная поделка их одноразовых ложек.

Практика. Аппликация из старых газет.

Практика. Органайзер для канцтоваров из одноразовых тарелок.

Практика. Фоторамка из картона.

Практика. Картина из природного материала.

8. Познакомимся с флористикой (2 ч.)

Практика. Природный материал для флористических композиций.

Практика. Флористическая открытка.

Практика. Бумажная флористика.

Практика. Цветы из семян.

9. Человек и окружающая среда (4 ч.)

Теория. Целительные силы природы.

Теория. Климат и здоровье человека.

Практика. Сохраним планету чистой. Проблема мусора.

Практика. Городская среда и её влияние на здоровье человека.

Практика. Проблема автомобилей в городе.

Практика. Экология жилища.

Практика. Значение здорового образа жизни для человека.

10. Итоговое занятие (1 ч.)

Практика. Экологическая игра «Знатоки леса». Итоговое тестирование.

Планируемые результаты.

Предметные:

знать:

  • различие между живой и неживой природой;

  • простейшие классификации экологических связей: связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком;

  • разнообразие природы родного края;

  • значение плодовых и овощных культур в жизни человека;

  • виды охраняемых природных территорий;

  • понятие «экологическая катастрофа»;

  • технику безопасности при встрече с опасными животными, растениями и грибами;

  • правила работы с семенами, крылатками, шишками, орехами, ветками, листьями и др. растительным материалом, приемы работы с искусственными материалами, бумагой, пластилином;

уметь:

  • вести осенние, зимние, весенние, летние фенологические наблюдения;

  • овладеть практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги, пластилина, природных и бросовых материалов;

Личностные:

  • формирование экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению и охране;

  • развитие творческой, познавательной и созидательной активности.

Метапредметные:

  • развить и предоставить возможность реализовать способности обучающихся;

  • сформировать психологическую готовность к восприятию проблемной ситуации как задачи деятельности;

  • развить мотивацию личности обучающегося к исследовательской деятельности по биологии, экологии.


Виды контроля


Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний учащихся, общая эрудиция

Тестирование, наблюдение

Промежуточный

Для определения уровня усвоения материала

Индивидуальные карточки, тематический кроссворд, тестирование, выставки

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач

Наблюдение, викторина, тестирование




Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

Календарный учебный график


п/п

тема занятия


кол-во часов


дата проведения занятия

(план)


дата проведения занятия (факт)


1

День знакомств


1

1 день

2

День семьи


2 день


3

День экологии


3 день


4

Зачем нужна вода?


4 день


5

Беседа «Здоровье и экология


5 день


6

День друзей


6 день


7

День здорового питания


7 день


8

Лесное путешествие


8 день


9

Смех – лучшее лекарство


9 день


10

Зелёная аптечка


10 день


11

Берегите природу!


11 день


12

День зеленого цвета


12 день


13

Бывают ли привычки невредными


13 день


14

Открытие тайны


14 день


15

Друг не оставит в беде


15 день


16

Знаешь ли ты деревья


16 день


17

Лучшая экологическая сказка


17 день


18

Ловись рыбка


18 день


19

Летняя карусель


19 день


20

Мой друг велосипед


20 день


21

День Красной книги


21 день



Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

1. Организационное обеспечение:

  • кабинет, содержащий ученические столы;

  • классная доска;

  • выставочный комплект.

Общие требования к обстановке в кабинете:

- чистота, освещенность, проветриваемость помещения.

2. Кадровое обеспечение

Педагог объединения, реализующий данную программу, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами:

  • умение вызывать интерес к себе и преподаваемому предмету;

  • умение создавать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;

  • умение увидеть и раскрыть творческие способности учащихся;

  • постоянное совершенствование педагогического мастерства и повышение уровня квалификации по специальности.

Техническое оснощение:

- компьютерное оборудование,

- наличиеинтернет браузера,

- подключение к сети интернет.

3. Методическое обеспечение программы:

Методические разработки : презентация «Путешествие в лес», презентация «Путешествие к водоёму», презентация «Путешествие на луг», презентация «Путешествие на болото», экологическая игра «Знатоки леса».

Методические пособия: лэпбук «Лес – наш друг», лэпбук «Жизнь водоём», лэпбук «Луговая жизнь», образцы поделок, технологические карты.

Материалъное обеспечение:

    • Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющая, оберточная, обои).

    • Картон (однослойный и многослойный).

    • Береста.

    • Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).

    • Фломастеры, маркеры, карандаши.

    • Клей. Пластилин.

Инструменты для работы

  • Ножницы.

  • Рулетка.

  • Сантиметр.

  • Линейкa.

  • Маркер.

  • Дырокол.

Методические материалы

Методы обучения: словесный - беседа, анализ текста, объяснение, рассказ, работа с книгой, наглядный – демонстрация картин, видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу; практический – наблюдение, практические задания, упражнения, метод проблемного обучения – поисковые или эвристические методы, методы проектного обучения, исследовательские методы.

Методы воспитания: методы формирования сознания (методы убеждения) объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения). В процессе обучения ребята видят закономерности окружающего мира и идут по естественным законам природы и жизни. Моделируя различные схемы, выполняя творческие задания, дети вникают в естественные законы природы, учатся видеть прекрасное и дорогое в жизни, и во всем окружающем.

Описание применяемых педагогических технологий: Средствами эффективного усвоения программы курса являются игры, творческие задания, опыты и практические занятия, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Формы организации учебного занятия.

При реализации программы, в зависимости от решаемых задач с обучающимися, занятия проводятся в группах и индивидуально. При этом используются следующие формы проведения занятий

  1. Устное изложение темы, развивающее творческую мыслительную деятельность учащихся.

  2. Экскурсия.

  3. Практическое занятие.





























КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

п/п

Мероприятие


Воспитательные задачи, решаемые в ходе мероприятия

Сроки проведения

Примечание

1

Акция «Сдай макулатуру — Спаси дерево!


Воспитание у обучающихся чувства уважения, внимания, чуткости к окружающей среде

В течение смены

Социально-значимое мероприятие

2

Зелёный десант «Уборка берега пруда»


Воспитание у обучающихся чувства уважения, внимания, чуткости к окружающей среде

3, 18 день

Социально-значимое мероприятие

3

Трудовой десант «Чистая деревня».


Воспитание у обучающихся чувства уважения, внимания, чуткости к окружающей среде

2, 8, 15, 20 день

Социально-значимое мероприятие


Список литературы

  1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1993 г.

  2. Большая энциклопедия поделок. - М.: «РОСМЭН», 2005г.

  3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой». М., 1978 г.

  4. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления школьников с растениями». М., 1981 г.

  5. Маневцова Л. М. «Мир природы и ребенок». СПб, 1998 г.

  6. Машинистов В. Г. Дидактический материал по трудовому обучению. -

М.: «Просвещение», 1991г.

  1. Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». М, 1996 г.

  2. Момотова А. П. Школа и охрана природы. - Петрозаводск: 1972г.

  3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в детстве». М., 1995г.

  4. Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов». – Ярославль: Академия развития, 2006.

  5. Новиков И. В., Базулина Л. В. 100 поделок из природных материалов. – Ярославль, 2002г.

  6. Проснякова Т.Н. Собачки. Энциклопедия технологий прикладного творчества. – Самара: «Учебная литература», 2005г.

  7. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3 класса.- Самара: Учебная литература, 2004г.

  8. Пудова В, Лепснева Л. Игрушки из природных даров. - М.: «Махаон», 1999г

  9. Фитч Барбара. Дизайн и декор из соломки: плетение, вышивание,

аппликация. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004г.

  1. Эпштейн М.Н., «Природа, мир, тайник вселенной». – Москва: Высшая школа, 1990.

Литература для обучающихся:

  1. Гирндт С. Разноцветные поделки из природных материалов. - М., 2001г.

  2. Журнал для умелых ребят «Коллекция идей», - Москва: ЗАО «Эдипресс-Конлига», №№ 1-12, 2006.

  3. Зотов В. В. «Лесная мозаика». М., 1993 г.

  4. Кристофер Харт «Как нарисовать зверят». – Минск: ООО «Попурри», 2001.

  5. Лучин М. В. Детям о природе. – М.: «Просвещение», 1989г.

  6. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях)/ Сост. Л.А. Владимирская. – Волгоград: Учитель, 2004.

  7. Плешаков А.А. «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». – Москва: Просвещение, 2005.

  8. Ракитина Е.М., Михайленко В.А. «Цветущее чудо». – Тула: Родничок, Москва: АСТ «Астрель», 2006.

  9. Рая Риттерхофф «Посмотрите, что я умею!». - Челябинск: Аркаим, 2006.

  10. Рыжова Н. А. «Я и природа». М., 1996 г.

  11. Рыжова Н. А. «Волшебница-вода». М., 1997 г.

  12. Рыжова Н. А. «Воздух-невидимка». М., 1998 г.

  13. Рыжова Н. А. «Невидимые ниточки природы». М., 1995 г.

  14. Рыжова Н. А. «Напиши письмо мартышке». М., 1996 г.

  15. Цамуталина Е.Е «100 поделок из ненужных вещей». – Ярославль: Академия К, 1999.

  16. Чибрикова О.П. «Прикольные подарки к любому празднику». – Москва: Эксмо, 2006.

  17. Шорыгина Т. А. «Какие месяцы в году?». М., 2000 г.

Интернет-ресурсы для педагога и родителей

http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Самый большой педагогический форум в русскоязычном интернете. Содержит свыше 26000 разработок уроков и внеклассных мероприятий для начальной школы.

http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Удобная навигация и технология поиска дают возможность без труда отыскать необходимый материал. База содержит множество визуальных элементов от рисунков и анимаций, до видео фрагментов для организации обучения по всем предметам с 1 по 11 класс.

http://www.uchportal.ru/load/46 - Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы.

http://nsc.1september.ru – Электронная версия газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября». Удобный рубрикатор позволяет с легкостью найти большинство ресурсов, опубликованных в газете.

http://www.n-shkola.ru/ - Официальный сайт журнала «Начальная школа».

http://www.sch2000.ru - Сайт центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» содержит методические рекомендации, курсы, учебные пособия для организации обучения по авторским учебникам Л.Г. Петерсон для начальной школы и дошкольных общеобразовательных учреждений.

http://www.ug.ru - Официальный ресурс «Учительской газеты».

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=277 – Подборка федерального образовательного портала для организации занятий по природоведению.

http://www.uroki.net/ - Банк данных в помощь учителю: разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий, школьные песни и караоке, календарно-тематическое планирование и множество других полезных материалов.

http://www.k-yroky.ru/load/67 - Еще один ресурс, содержащий множество методических разработок.

http://stranamasterov.ru – Всё для творчества учителей, детей и их родителей. Разнообразные техники, мастер-классы дадут возможность творить любому, даже самому неусидчивому ребенку.

http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные презентации и клипы.

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com – Сеть творческих учителей. Сайт создан для педагогов, которые стремятся к улучшению качества учебно-воспитательного процесса с помощью применения на уроках информационно-коммуникационных технологий. На сайте можно найти разработки уроков с применением ИКТ в рамках требований ФГОС, примерные программы внеурочной и урочной деятельности младших школьников, ссылки на материалы о ФГОС в сети Интернет и другую полезную информацию.

http://www.tatarovo.ru/sound.html - Отличная подборка звуковых материалов (птицы, насекомые, люди, бытовые приборы и инструменты, природа и многое другое).

http://rusedu.ru/subcat_28.html - Разработки уроков и сценарии внеклассных занятий для начальной школы с применением ИКТ.

Интернет-ресурсы для обучающихся

http://www.kinder.ru/default.htm - Каталог детских ресурсов Киндер. Содержит множество полезных ресурсов для детей любого возраста.

http://www.solnet.ee/school/index.html - Виртуальная школа официального детского портала «Солнышко». Содержит очень много детских материалов по всем областям знаний, предназначенных для дошкольника и младшего школьника. В том числе можно найти множество сказок как современных авторов так и классиков.

http://www.kostyor.ru/archives.html - Сайт школьного журнала «Костёр». Официальный сайт – это усеченная версия журнала, в которой можно найти множество интересных материалов для детей.

http://www.oldskazki.chat.ru/titul.htm - Сайт «Старые добрые сказки»

http://clow.ru/ - Познавательный портал: сайт про все и обо всем!

Энциклопедические материалы для детей и педагога

http://animal.geoman.ru – Многообразный животный мир.

http://www.apus.ru/site.xp/ - Еще один полезный сайт-энциклопедия о животных.

http://bird.geoman.ru – Все о птицах.

http://invertebrates.geoman.ru – Насекомые планеты Земля.

http://www.laddition.com – Все тайны подводного мира.

http://fish.geoman.ru - Рыбы.

http://plant.geoman.ru – Все о растениях.

http://forest.geoman.ru – Лесная энциклопедия.


















Приложение.

«ТАНЕЦ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ»

Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста творческое мышление, воображение, любознательность и способность идентифицировать себя с животными и растениями.

Процедура игры: Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 5—10 минут стать им, «переняв его форму, движения, повадки, звуки и т. п. О своем выборе участники не объявляют. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», при этом взаимодействуя с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь. В заключение всем другим детям предлагается угадать то животное или растение, которое пытается изобразить участник игры. А участнику предлагается объяснить, почему он выбрал то или иное растение или животное (произрастающее или обитающее на территории родного края).

 «ПОГОДА»»

Игровая задача: Развивать творческие способности и мыслительные операции (анализ, синтез) на основе представлений детей о явлениях природы и погоды и их влиянии на жизнь людей, растений и животных.

Предварительная работа: наблюдение за погодой, чтение рассказов из книги «С любовью к природе».

Оборудование: карточки-символы с изображением природных и погодных явлений (дождь, ветер, ураган, град, яркое солнце)»

Игровые правила: дети делятся на три группы. Каждая группа должна правильно (двигательно) отреагировать на сигнал.

ХОД ИГРЫ:

Воспитатель делит детей на три группы: «люди», «растения», «животные». Выбирается один ведущий.

Ведущий с помощью карточек сигнализирует о природ ном или погодном явлении. После сигнала каждая группа детей реагирует на это явление в соответствии с роль (с помощью движений и мимики).

В конце игры воспитатель отмечает правильность выполнения задания, оригинальность показа, дает разъяснения и рекомендации.

Экологический калейдоскоп».

 Цели:

  1.  расширять общий кругозор учащихся, продолжать знакомить с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу;

  2.  формировать активную жизненную позицию;

  3.  воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи, уважения к другим людям.

Оформление класса:

  1. Плакат: «Что небо без птиц – не небо!

                     А море без рыб – не море!

                     А земля без зверей – не земля!»;

 2) Рисунки и фотографии растений и животных, занесённых в Красную книгу;

 3) Детские плакаты на тему «Охрана природы»;

 4) Выставка книг о животных и растениях;

 5) Кассета с записью мелодии песни «Не дразните собак».

Ведущий: Величава, могущественна природа нашей страны.

                      Но и зелёный лес – великан речушка за околицей,

                      муравейник в лесу нуждаются в нашей защите.

                      Всё чаще можно слышать слово « ЭКОЛОГИЯ»:

                  - Что же это такое экология?

                  (Экология – это наука  об окружающей среде.)

               - Чему учит экология?

 (Это наука, которая учит нас бережно                        относиться    к окружающему миру, Земле).

                  - Как называется учёные, которые  

                  занимаются экологией?

              (Экологи – это люди, которые  защищают  

                   природу, оберегают тех, кто живёт в природе.)  

                Экологи учат нас бережно относиться к миру      природы.

 - Как экологи называют нашу планету?

(Зелёный дом.)

- Когда отмечают День Земли?

(22 апреля – День Земли.)

Человек тогда будет любить природу, когда

будет много о ней знать.  

Вопросы Почемучки юным экологам.

  1. Какое насекомое носит название крупного зверя?

(Жук – олень, жук – носорог.)

2. Назовите «карандашное дерево»?

            (Кедр.)

3. Назовите «спичечное дерево»?

             (Осина.)

4. Назовите «бумажное дерево»?

                (Ель.)

5. Самое большое животное Земли?

                                                  (Синий кит, вес 200 тонн.)

6. Самый быстрый зверь?

            (Гепард.)

7. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?

                                                  (Тетерева, рябчики.)

8. Что для птиц страшнее ХОЛОД или ГОЛОД?

          (Голод.)

9.Самый прожорливый хищник?

     (Стрекоза. Она поедает личинок в 400 раз больше, чем  

       весит сама.)

10. Листья каких деревьев осенью краснеют?

                                  (Рябины, осины, клёна.)

Представление команд.

I команда: «Лесные робинзоны».

       Девиз: «Есть у ребят зелёный друг,

                       Весёлый друг, хороший,

                       Он им протянет сотни рук

                       И тысячи ладошек».

II команда: «Юные экологи».

       Девиз: «Дерево, трава, цветок и птица

                       Не всегда умеют защищаться,

                       Если будут уничтожены они,

                       На планете мы останемся одни».

Ведущий: Лес – бесценная кладовая. Какие вкусные

питательные блюда можно приготовить из лесных даров: ягод, грибов, орехов.

I задание командам:

«Аукцион блюд».

За 1 минуту написать как можно больше блюд, приготовленных из лесных даров.

Ведущий: Пока команды готовятся, проведём игру с

болельщиками.

                               Игра: «Лесные голоса».

   Медведь - рычит.                              Кукушка – кукукает.

       Лиса – лает.                                       Мышь – пищит.

     Волк – воет.                                       Кузнечик – стрекочет.

       Лось – трубит.                                   Муха – жужжит.

        Голубь – воркует.                             Комар – пищит.

(Болельщики, правильно ответив на вопрос, получают жетон.

 В конце игры подарят их понравившейся команде).

Ведущий: Слушаем ответы команд, за 1 блюдо – 1 жетон.

II задание командам:

«Определить дерево».

Командам раздаются веточки деревьев и кустарников. Они должны назвать растение. За правильный ответ – 2 жетона.

III задание командам:

 «Экологическая ситуация».

Командам предлагаются различные проблемные ситуации, с которыми мы часто сталкиваемся.

Вы должны найти максимально правильное решение. За правильный ответ – 3 жетона.

1)Вам надо повесить скворечни. Какое решение вы предпочтёте?

   а) прибить гвоздями к стволу дерева;

   б) шест прикрутить проволокой, подложив под неё  деревяшки;

   в) прикрутить шест к стволу проволокой;

2) Вам предстоит выдрать место для костра. Какое место вы предпочтёте? 

   а) открытую поляну;

   б) хвойный молодняк;

   в) берег реки;  

3) Как вы поступите, если найдёте в лесу подлётыша?

   а) посадите в гнездо;

   б) заберёте домой;

   в) пройдёте мимо;

4) Вы решили помыть свой грязный велосипед, где это лучше сделать?

  а) у колодца;

  б) во дворе дома;

  в) на берегу реки;

5) Вы видите, что малыши ломают ветки деревьев, как поступить?

  а) пройти мимо;

  б) объяснить им, что этого делать нельзя;

  в) рассказать об этом учителю;

6)Как правильно выбирать место для купания?

  а) незнакомое место;

  б) место, где купаются все;

  в) место, где быстрое течение;

IV задание командам:

 «Экологические знаки».

Участники конкурса заранее получили домашнее задание, нужно было нарисовать плакат на тему «Охрана природы».

Ребята покажут свои плакаты, а болельщики должны сказать о чём предупреждает этот знак.

Дети читают стихи.

1. Любите родную природу –

    Озёра, леса и поля.

    Ведь это же наша с тобою

    Навеки родная земля.

2. На ней мы с тобой родились,

    Живём мы с тобою на ней.

    Так будем же, люди, все вместе

    Мы к ней относиться добрей.

3. Давайте будем

    К тому стремиться,

    Чтоб нас любили

    И звери, и птица.

4. И доверяли

    Повсюду нам,

    Как самым верным

    Своим друзьям!

5. Давайте будем

    Беречь планету

    Во всей Вселенной

    Похожей нету.

6. Во всей вселенной

   Совсем одна,

   Что будет делать

   Без нас она?

Ведущий: В XX веке возникла необходимость во весь голос

заговорить об исчезновении отдельных видов животных и растений с лица Земли. Чтобы сохранить их создана Красная книга, книга, «тревоги и надежды».  

V задание командам:

 «По страницам Красной книги».

Ребята, назовите растения и животных, занесённых в Красную книгу Брянской области.

(стрелолист, адонис, водяной орех (чилим), любка двулистная, медведь, рысь, водяная выдра, бобр, жёлна, скопа, дрофа, орлан – белохвост, и др.)

За правильный ответ – 1 жетонИгра для болельщиков:

 «Назови – не ошибись!».

Ведущий называет тему, игрок должен сделать 5 шагов, называя слово на эту тему.

Примерные темы.

1. Звери из Красной книги

2. Перелётные птицы.

3. Хищные звери.

4. Садовые цветы.

5. Полезные насекомые.

Подводятся итоги игры, награждение команды.

Составление экологического паспорта микрорайона школы

Цель занятия: Познакомить учащихся с правилами составления экологического паспорта, его содержанием и оформлением. Сформировать понятия: «объекты мониторинга», «ключевые участки». Развивать на практике умение проводить мониторинг зеленых насаждений населенного пункта, давать физико-географическую характеристику объектов и ключевых участков.

Содержание.

Теоретическая часть: Составные экологического паспорта микрорайона школы: физико-географическая характеристика исследуемой территории, характеристика ключевых участков, экологическая оценка природных сред и объектов на ключевых участках (почва, вода, воздух). План оформления экологического паспорта. Объекты мониторинга и их физико-географическая характеристика: географическое положение, мезорельеф и микрорельеф, микроклимат, почвы.

Мониторинг зеленых насаждений .

Практическая часть: Произвести количественную и качественную оценку состояния зеленых насаждений вокруг школы. Занести расположение зеленых насаждений на план-карту.

Оборудование: план-карта микрорайона школы, метровая лента, карандаши, блокноты.

Учащиеся после изучения темы должны знать: план составления экологического паспорта, определения: «ключевые участки», «объекты мониторинга», схему мониторинга зеленых насаждений.

Учащиеся после изучения темы должны уметь: давать характеристику ключевых участков и объектов мониторинга, производить количественный подсчет зеленых насаждений и уметь наносить данные на карту.

Конспект занятия на тему: «Жители луга»

Цель: способствовать развитию представлений о луге как о самостоятельном природном сообществе.

Задачи:

1. Познакомить со всем разнообразием животного мира и растений луга.

2. Развивать познавательную активность у обучающихся, их интерес, умения наблюдать, обобщать, сравнивать, и делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение ко всем обитателям луга.

Материал: презентация с изображением насекомых, растений, птиц и животных луга.

Ход занятия:

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, после вправо.

Куда ни глянь – цветы вокруг,

Вокруг по пояс травы.

Зеленый луг, он чудный сад,

Пахуч и свеж он в час рассвета.

Красивой радуги цветов

На нем разбросаны букеты.

Как вы думаете, почему я начала наше занятие этим стихотворением? Сегодня мы поговорим о луге как о природном сообществе. Мы узнаем, какие здесь обитают животные, растения. Представим себе, что ясным весенним деньком мы попали на луг. Припекает солнышко, щебечут птицы, радуются теплу насекомые и растения.

Едкий Лютик, клевер – кашка!

Что ж еще? Гвоздичка. Смолка,

Колокольчик, хвощ – как елка.

Что еще? Кошачьи лапки,

Одуванчика тут шапки,

Подорожник, васильки,

Граммофончики-вьюнки,

Еще много разных травок,

У тропинок и канавок,

И красивых, и пушистых!

Луг – он мой родимый дом.

Игра «Цветы луга» (разрезные картинки, собери цветок из частей).

Загадки

1. С утра жужжу, цветы бужу, вокруг кружу и мед вожу (пчела).

2. Сел на белый одуванчик голубой аэропланчик (стрекоза).

3. Она красива и изящна, легка и легкокрыла,сама похожа на цветок И любит есть цветочный сок (бабочка).

4. Он – работник настоящий, самый-самый работящий,под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом (муравей).

5. Не зверь, не птица – нос как спица.Пищит, летит, а сядет – замолчит.Кто его убивает, свою кровь проливает (комар).

6. Живет на лугу скрипач,он носит фрак и ходит вскачь (кузнечик).

Можно использовать другие загадки о насекомых.

По мере отгадывания загадок –слайды.

Как можно назвать одним словом всех, кого вы видите на картинках? (насекомые).

- Ребята, как вы думаете, насекомые все одинаковые или разные?

- Чем они похожи? (у них есть 6 лапок, крылья, усики, глаза, хоботок, туловище).

- Чем они отличаются? (окраской, размером, образом жизни, поведением, видом частей тела).



. Игра «Имитация движений» («кузнечики» – прыгают, «бабочки» – «летают», «паучки» – ползают и т.д.).

Посмотрите, что я нашла, как вы думаете, что это? (яйца в гнездышке). Чьи они? Здесь живут птицы: коростель, трясогузка, перепелка. (Слайды).

Сценарий ко Дню эколога.

Природа… Как часто повторяем это слово! С некоторых пор оно стало символом нашей борьбы за выживание, за благополучие всего живого на планете.

Общение с природой – неотъемлемая часть духовной жизни человека. Вот что говорят, например, о лесе великие люди: «Леса – это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд, не только источник сырья. Леса – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу, поддерживают пол-новодность наших великих рек, смягчают климат, останавливают жаркие ветры и пески… Они учат человека понимать прекрасное» (К.Г. Паустовский).

«Пусто никогда не бывает в лесу, если кажется пусто – сам виноват» (М.М. Пришвин).

Задачи:

- Воспитание гражданской позиции, бережного отношения ко всему живому на земле.

- Привитие потребности к воссозданию мира растительности.

- Пополнение копилки на экологическую тему.

На линейке обучающимся вручается маршрутный лист с обозначением этапов. На каждом этапе ребят ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд ходит по своему маршруту. Этапы расположены на территории всего лагеря. Весь маршрут детям неизвестен. На каждом этапе они узнают, что их ждет впереди. За выполнение задания на каждом этапе отряд получает баллы. После прохождения этапов все собираются для подведения итогов и проходит церемония вручения призов.

Станции:

I. «Творческая»

Проводится на месте старта игры- путешествия. Отряды заранее готовят названия отрядов, девизы, песни, связанные с экологической темой

II. «Природные барометры»

Викторина о народных приметах

1. Перед вами муравейник, а муравьев не видно. К чему бы это?

а) к жаркой погоде;

б) к дождю;

в) к похолоданию.

2. Комары летают над водой роем (столбом). К чему бы это?

а) к хорошей солнечной погоде;

б) к дождю;

в) к похолоданию.

3. С запада движутся тонкие перистые облака, какую ждать погоду?

а) ясную, солнечную;

б) пасмурную;

в) ветреную.

4. Солнышко садится в тучку. Какую ждать погоду?

а) ясную, солнечную;

б) дождливую;

в) ветреную.

5. Какую следует ожидать погоду, если вечером и ночью был туман?

а) хорошую;

б) ненастную;

в) ветер.

III. «Бабушка- загадушка»

Загадки про природу

IV. «Лесная аптека»

Ребятам предлагаются картинки, на которых изображены лекарственные растения. Нужно вспомнить название растения и его целебные свойства:

ландыш – болезни сердца;

чистотел – заболевания кожи;

крапива – радикулит; сок останавливает кровотечения;

подорожник – лечит раны, нарывы, язвы;

цветы липы – простуда;

одуванчик – заболевания желудка;

валериана – бессонница;

василек – воспаление слизистой оболочки глаз;

редька – сок от кашля;

малина – простуда;

шиповник – укрепляет сердце;

земляника – корень улучшает зрение;

тысячелистник – останавливает кровотечение;

мох сфагнум – заменяет вату.

V. «Пословица недаром молвится»

- Дается начало пословицы, ребята должны продолжить ее.

- Вспомнить и назвать как можно больше пословиц, связанных с природой.

VI. «Где чей дом?»

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, лес, болото.



Ответственный за этот этап называет животных и растения. Например: воробей, кувшинка, цапля, медведь, осока и т. д.

Ребята должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей – небо, цапля – болото и т. д.).

VII. «Чуткий нос»

Душистые растения (полынь, ягоды малины, земляника, грибы, веточка сосны, ландыш, шиповник и т. д.) раскладываются на столе. Нужно с закрытыми глазами определить по запаху, что это за растение.

VIII. «Игровая»

IX. «Лесная карусель»

Конкурс рисунков на асфальте.

X. «Правила поведения на природе»

Название говорит само за себя: ребята должны рассказать об основных правилах поведения в природе.

– Как оформить место привала во время похода? – Как оформить костровище, чтобы не повредить дерн? – Как обезопасить себя от солнечного удара, от укуса змеи? – По каким народным явлениям можно определить, где север, где юг и т. д.?
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!