СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по информатики 5класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по информатики 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по информатики 5класс»

Утверждаю

Директор школы:

________Т.А. Чистякова











Программа элективного курса

«Формирование ИКТ-компетентности»

5 класс




















Учитель:

Габидуллина Татьяна Николаевна


Пояснительная записка

Курс способствует развитию алгоритмического мышления учащихся, воспитывает нравственно-ответственное отношение к компьютерам и информационным системам, с которыми им придется иметь дело и во взрослой жизни.

В нашей школе обучение информатике и ИКТ ведется с 3 по 4 класс, а затем, с 8 по 9 классы и дается в форме уроков 2 часа в неделю. Классы 5-7 просто «выпадают» из системы обучения. Для того чтобы ученики 5-7 классов могли развить свои способности в овладении компьютером решено давать дополнительный курс информатики. Курс предназначен для учащихся 5–х классов, желающих повысить свой уровень ИКТ компетентности, является предметным по содержанию, создан в поддержку предмета «информатика» в части развития алгоритмического мышления.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В быстро меняющемся мире, где появились такие нововведения, как Интернет, сотовая связь, и где нарастает взрывная волна цифровых технологий, в период формирования информационного общества важными достижениями человека является его умение быстро и качественно работать с информацией, анализировать полученные данные и грамотно обрабатывать ее; уметь принимать правильные и обоснованные решения на основе меняющейся информации. Основная цель обучения – приобщение подрастающего поколения к огромной части человеческой культуры – научному мировоззрению, а также к культуре творческого мышления. Этому необходимо учить, начиная с первых шагов в школе.

Сегодня компьютеры – обычное явление в учреждениях, банках, магазинах, больницах и наших домах. Современное общество определяет высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий.

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике; учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д.

Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ.

Элективный курс предназначен для обучения решению и оформления с помощью ИКТ задач, не входящих в обязательную программу изучения информатики для учащихся 5–х классов рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)

Информатика и ИКТ практически используются во всех сферах современного информационного общества. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует информационной грамотности и ИКТ компетентности. Это предполагает и конкретные знания, и владение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), и определенный стиль мышления, вырабатываемый практикой работы на компьютере.

Цели и задачи курса:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- овладение конкретными информационно-коммуникационными технологиями, главным образом Интернет и офисными технологиями (ИКТ), необходимыми для применения в практической деятельности;

- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для прикладной информатики;

- подготовка к сознательному усвоению систематического курса информатики;

- ориентация на профессии, существенным образом связанные с информатикой,

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.





























Содержание программы

5 класс (35 часов — 1 час в неделю)



Тема 1. Введение в курс.

Правила техники безопасности работы в компьютерном классе. Инструктаж по ТБ.

Тема 2. Информация вокруг нас.

Что такое информация.Виды представления информации по форме. Как происходит передача информации. Решение задач: на кодирование и декодирование информации; используя метод координат. Представление информации в наиболее удобной форме.



Тема 3. Знакомимся с компьютером.

Основные устройства компьютера. Объекты Рабочего стола. Что такое Меню. Работата в: простых текстовых редакторах; с помощью клавиатуры и мыши; с окнами.

Тема 4. Компьютерная графика.

Предназначение графических редакторов. Интерфейс графического редактора. Как запускать графический редактор; устанавливать размеры области для рисования. Применять инструменты графического редактора.



Тема 5. Начальные уроки по программированию.

Интерфейс среды ЛогоМиры. Как задать движение черепашки. Пишем простые программы





















Календарно — тематическое планирование



Содержание тем

Характеристика основных видов деятельности учителя

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата

Примечание

1

Правила ТБ. Инструктаж.

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности




Отвечают на поставленные вопросы, осмысливают ошибки, устраняют недочеты

4.09


2

Что такое информация

Озвучивает тему и цель Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока Выдвигает проблему Создает эмоциональный настрой

Участие в диалоге, поиск необходимой информации для выполнения задания

11.09


3

Виды представления информации

Формулирует задание. Проводит параллель с ранее изученным материалом

Воспроизведение изученной информации с заданной степенью свернутости

18.09


4

Способы передачи информации

Организует работу в парах для нахождения нескольких вариантов решения задачи, проверяет правильность решения задачи, ставит проблему

Демонстрируют знания основных способов передачи информации

25.09


5

Кодирование информации

Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

2.10


6

Декодирование информации

Предлагает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

9.10


7

Основные устройства компьютера

Формирование умений соблюдать последовательность дейтсвий при выполнения задачи

Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий

16.10


8

Объекты Рабочего стола

Озвучивает тему и цель Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока Выдвигает проблему Создает эмоциональный настрой

Участие в диалоге, поиск необходимой информации для выполнения задания

23.10


9

Пр/р. № 1. Знакомимся с клавиатурой. Запускаем программы.

Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

30.10


10

Что скрывается в строке Меню

Озвучивает тему и цель Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока Выдвигает проблему Создает эмоциональный настрой

Участие в диалоге, поиск необходимой информации для выполнения задания

13.11


11

Характеристики текстовых редакторов

Формирование умений соблюдать последовательность дейтсвий при выполнения задачи

Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий

20.11


12

Объекты текстовых документов и их параметры

Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

27.11


13

Пр/р № 2. Введение текста.

Контролирует выполнение работы Побуждает к высказыванию своего мнения

Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры

4.12


14

Пр/р № 3. Редактирование текста.

Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

11.12


15

Многооконный режим работы

Озвучивает тему и цель Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока Выдвигает проблему Создает эмоциональный настрой

Участие в диалоге, поиск необходимой информации для выполнения задания

18.12


16

Сохранение данных на компьтере

Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

25.12


17

Пр/р № 4. Работа с фрагментами текста.

Контролирует выполнение работы Побуждает к высказыванию своего мнения

Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры

15.01


18

Характеристика графических редакторов

Формирование умений соблюдать последовательность дейтсвий при выполнения задачи

Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий

22.01


19

Предназначение графических редакторов

Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

29.01


20

Пр/р № 5. Форматирование текста.

Контролирует выполнение работы Побуждает к высказыванию своего мнения

Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры

5.02


21

Интерфейс графического редактора

Формирование умений соблюдать последовательность дейтсвий при выполнения задачи

Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий

12.02


22

Пр/р № 6. Знакомство с интерфейсом графического редактора

Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

19.02


23

Размеры области для рисования

Озвучивает тему и цель Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока Выдвигает проблему Создает эмоциональный настрой

Участие в диалоге, поиск необходимой информации для выполнения задания

26.02


24

Пр/р № 7. Мой первый рисунок

Контролирует выполнение работы Побуждает к высказыванию своего мнения

Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры

5.03


25

Пр/р № 8. Комбинированный рисунок

Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

12.03


26

Инструменты графического редактора

Формирование умений соблюдать последовательность дейтсвий при выполнения задачи

Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий

19.03


27

Пр/р № 9. Мой второй рисунок

Контролирует выполнение работы Побуждает к высказыванию своего мнения

Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры

2.04


28

Пр/р № 10. Работа с графическими фрагментами

Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

9.04


29

Пр/р № 11. Сборка рисунка из деталей.

Предлагает решить задачи, при необходимости задаёт наводящие вопросы

Излагают информацию, обосновывая свой собственный подход, решают поставленные задачи

16.04


30

Пр/р № 12. Построения с помощью клавиши Shift.

Контролирует выполнение работы Побуждает к высказыванию своего мнения

Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры

23.04


31

Интерфейс среды ЛогоМиры

Формирование умений соблюдать последовательность дейтсвий при выполнения задачи

Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий

30.04


32

Пр/р № 13. Знакомство со средой ЛогоМиры.

Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

7.05


33

Задаем «движение черепашки»

Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

14.05


34

Создаем простые программы

Контролирует выполнение работы Побуждает к высказыванию своего мнения

Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры

21.05


35

Пр/р № 14. Управление «черепашкой».

Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы

Рассуждают, аргументируют, ведут диалог

28.05










































Список литературы:



  1. Коляда М.Г. Информатика . научно-популярное издание. Сталкер. Донецк, Украина. 1997.



  1. В мире информатики. Программирование в среде Logo. Факультативный курс. Тур С. Н., Бокуча-ва Т. П. БХВ-Петербург — 2007

3.М. С. Цветкова, О. Н. Масленикова. Практические задания с использованием информационных технологий для 5 классов Бином. Лаборатория знаний, 2007


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!