________Т.А. Чистякова
Курс способствует развитию алгоритмического мышления учащихся, воспитывает нравственно-ответственное отношение к компьютерам и информационным системам, с которыми им придется иметь дело и во взрослой жизни.
В нашей школе обучение информатике и ИКТ ведется с 3 по 4 класс, а затем, с 8 по 9 классы и дается в форме уроков 2 часа в неделю. Классы 5-7 просто «выпадают» из системы обучения. Для того чтобы ученики 5-7 классов могли развить свои способности в овладении компьютером решено давать дополнительный курс информатики. Курс предназначен для учащихся 5–х классов, желающих повысить свой уровень ИКТ компетентности, является предметным по содержанию, создан в поддержку предмета «информатика» в части развития алгоритмического мышления.
В быстро меняющемся мире, где появились такие нововведения, как Интернет, сотовая связь, и где нарастает взрывная волна цифровых технологий, в период формирования информационного общества важными достижениями человека является его умение быстро и качественно работать с информацией, анализировать полученные данные и грамотно обрабатывать ее; уметь принимать правильные и обоснованные решения на основе меняющейся информации. Основная цель обучения – приобщение подрастающего поколения к огромной части человеческой культуры – научному мировоззрению, а также к культуре творческого мышления. Этому необходимо учить, начиная с первых шагов в школе.
Сегодня компьютеры – обычное явление в учреждениях, банках, магазинах, больницах и наших домах. Современное общество определяет высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий.
Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике; учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д.
Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ.
Элективный курс предназначен для обучения решению и оформления с помощью ИКТ задач, не входящих в обязательную программу изучения информатики для учащихся 5–х классов рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)
Информатика и ИКТ практически используются во всех сферах современного информационного общества. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует информационной грамотности и ИКТ компетентности. Это предполагает и конкретные знания, и владение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), и определенный стиль мышления, вырабатываемый практикой работы на компьютере.
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- овладение конкретными информационно-коммуникационными технологиями, главным образом Интернет и офисными технологиями (ИКТ), необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для прикладной информатики;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Правила техники безопасности работы в компьютерном классе. Инструктаж по ТБ.
Что такое информация.Виды представления информации по форме. Как происходит передача информации. Решение задач: на кодирование и декодирование информации; используя метод координат. Представление информации в наиболее удобной форме.
Основные устройства компьютера. Объекты Рабочего стола. Что такое Меню. Работата в: простых текстовых редакторах; с помощью клавиатуры и мыши; с окнами.
Предназначение графических редакторов. Интерфейс графического редактора. Как запускать графический редактор; устанавливать размеры области для рисования. Применять инструменты графического редактора.
Интерфейс среды ЛогоМиры. Как задать движение черепашки. Пишем простые программы
№ | Содержание тем | Характеристика основных видов деятельности учителя | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата | Примечание |
1 | Правила ТБ. Инструктаж. | Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности
| Отвечают на поставленные вопросы, осмысливают ошибки, устраняют недочеты | 4.09 | |
2 | Что такое информация | Озвучивает тему и цель Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока Выдвигает проблему Создает эмоциональный настрой | Участие в диалоге, поиск необходимой информации для выполнения задания | 11.09 | |
3 | Виды представления информации | Формулирует задание. Проводит параллель с ранее изученным материалом | Воспроизведение изученной информации с заданной степенью свернутости | 18.09 | |
4 | Способы передачи информации | Организует работу в парах для нахождения нескольких вариантов решения задачи, проверяет правильность решения задачи, ставит проблему | Демонстрируют знания основных способов передачи информации | 25.09 | |
5 | Кодирование информации | Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы | Рассуждают, аргументируют, ведут диалог | 2.10 | |
6 | Декодирование информации | Предлагает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы | Рассуждают, аргументируют, ведут диалог | 9.10 | |
7 | Основные устройства компьютера | Формирование умений соблюдать последовательность дейтсвий при выполнения задачи | Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий | 16.10 | |
8 | Объекты Рабочего стола | Озвучивает тему и цель Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока Выдвигает проблему Создает эмоциональный настрой | Участие в диалоге, поиск необходимой информации для выполнения задания | 23.10 | |
9 | Пр/р. № 1. Знакомимся с клавиатурой. Запускаем программы. | Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы | Рассуждают, аргументируют, ведут диалог | 30.10 | |
10 | Что скрывается в строке Меню | Озвучивает тему и цель Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока Выдвигает проблему Создает эмоциональный настрой | Участие в диалоге, поиск необходимой информации для выполнения задания | 13.11 | |
11 | Характеристики текстовых редакторов | Формирование умений соблюдать последовательность дейтсвий при выполнения задачи | Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий | 20.11 | |
12 | Объекты текстовых документов и их параметры | Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы | Рассуждают, аргументируют, ведут диалог | 27.11 | |
13 | Пр/р № 2. Введение текста. | Контролирует выполнение работы Побуждает к высказыванию своего мнения | Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры | 4.12 | |
14 | Пр/р № 3. Редактирование текста. | Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы | Рассуждают, аргументируют, ведут диалог | 11.12 | |
15 | Многооконный режим работы | Озвучивает тему и цель Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока Выдвигает проблему Создает эмоциональный настрой | Участие в диалоге, поиск необходимой информации для выполнения задания | 18.12 | |
16 | Сохранение данных на компьтере | Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы | Рассуждают, аргументируют, ведут диалог | 25.12 | |
17 | Пр/р № 4. Работа с фрагментами текста. | Контролирует выполнение работы Побуждает к высказыванию своего мнения | Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры | 15.01 | |
18 | Характеристика графических редакторов | Формирование умений соблюдать последовательность дейтсвий при выполнения задачи | Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий | 22.01 | |
19 | Предназначение графических редакторов | Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы | Рассуждают, аргументируют, ведут диалог | 29.01 | |
20 | Пр/р № 5. Форматирование текста. | Контролирует выполнение работы Побуждает к высказыванию своего мнения | Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры | 5.02 | |
21 | Интерфейс графического редактора | Формирование умений соблюдать последовательность дейтсвий при выполнения задачи | Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий | 12.02 | |
22 | Пр/р № 6. Знакомство с интерфейсом графического редактора | Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы | Рассуждают, аргументируют, ведут диалог | 19.02 | |
23 | Размеры области для рисования | Озвучивает тему и цель Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока Выдвигает проблему Создает эмоциональный настрой | Участие в диалоге, поиск необходимой информации для выполнения задания | 26.02 | |
24 | Пр/р № 7. Мой первый рисунок | Контролирует выполнение работы Побуждает к высказыванию своего мнения | Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры | 5.03 | |
25 | Пр/р № 8. Комбинированный рисунок | Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы | Рассуждают, аргументируют, ведут диалог | 12.03 | |
26 | Инструменты графического редактора | Формирование умений соблюдать последовательность дейтсвий при выполнения задачи | Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий | 19.03 | |
27 | Пр/р № 9. Мой второй рисунок | Контролирует выполнение работы Побуждает к высказыванию своего мнения | Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры | 2.04 | |
28 | Пр/р № 10. Работа с графическими фрагментами | Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы | Рассуждают, аргументируют, ведут диалог | 9.04 | |
29 | Пр/р № 11. Сборка рисунка из деталей. | Предлагает решить задачи, при необходимости задаёт наводящие вопросы | Излагают информацию, обосновывая свой собственный подход, решают поставленные задачи | 16.04 | |
30 | Пр/р № 12. Построения с помощью клавиши Shift. | Контролирует выполнение работы Побуждает к высказыванию своего мнения | Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры | 23.04 | |
31 | Интерфейс среды ЛогоМиры | Формирование умений соблюдать последовательность дейтсвий при выполнения задачи | Участие в диалоге, осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий | 30.04 | |
32 | Пр/р № 13. Знакомство со средой ЛогоМиры. | Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы | Рассуждают, аргументируют, ведут диалог | 7.05 | |
33 | Задаем «движение черепашки» | Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы | Рассуждают, аргументируют, ведут диалог | 14.05 | |
34 | Создаем простые программы | Контролирует выполнение работы Побуждает к высказыванию своего мнения | Участвуют в диалоге, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры | 21.05 | |
35 | Пр/р № 14. Управление «черепашкой». | Предлогает решить задачи, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задает наводящие вопросы | Рассуждают, аргументируют, ведут диалог | 28.05 | |
3.М. С. Цветкова, О. Н. Масленикова. Практические задания с использованием информационных технологий для 5 классов Бином. Лаборатория знаний, 2007