СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Физические приборы и здоровье"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Физические прибооры и здоровье".Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ по физике для 5 класса состоит в том, что каждое занятие включает в себя практическую и исследовательскую часть, изучение физических явлений, терминов через экспериментальную деятельность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Физические приборы и здоровье"»

Программа курса

внеурочной деятельности

«Физические приборы и здоровье»

5 класс


Пояснительная записка


Главная цель современного образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование и главным образом на среднюю школу. Реализация этих целей может осуществляться также через научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Курс «Физические приборы и здоровье» преимущественно рисует картину природы и человека, знакомит учащихся с физическими явлениями, в которых проявляется свойства тел, строение вещества, движение и взаимодействие его частиц. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов. В данном курсе они научатся пользоваться мензуркой, рычажными весами, динамометром, секундомером. Вторая часть курса 5-го класса структурирует представление о физической картине мире на основе постепенного углубления представлений о природе взаимодействий.

Изучение физики с 5-го класса является эффективным, потому что в этом возрасте ребята воспринимают материал, предлагаемый им к изучению, легко. Когда ребята проходят пропедевтический курс физики, они не только получают базу знаний по физике, они также развивают свою логику, мышление, кругозор. Круг интересов учащихся очень обширен: одни любят мастерить и конструировать, других привлекает история науки или технические применения законов физики, третьи любят проводить наблюдения и исследования различных явлений. Данный курс позволит учащимся задуматься над окружающими явлениями и находить им правильные объяснения.

Это актуально в наше время, когда разобщенность учебных предметов естественного цикла приводит к разобщенности знаний, к бессмысленности их. Кроме того, наши дети, к сожалению, рано утрачивают способность удивляться. Задача педагога – привлечь внимание ученика, показать удивительное в привычном, убедить, что физика – инструмент для познания окружающего мира.

Цели программы:

- курс "Физические приборы и здоровье" является пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к более глубокому изучению систематического курса физики на втором этапе в 7-9-х классах;

-формирование ключевых компетентностей учащихся, самообразовательных, информационных, коммуникативных, практических посредством выполнения практических работ и опытов, проектов, ведение наблюдений и исследовательской работы с информацией;

- структура и содержание учебного материала позволяет создать условия для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы с физическими приборами, информацией из справочников, Интернета.

Задачи программы:

- формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;

- развитие способностей к исследовательской и проективной деятельности;

- создание условий для развития устойчивого интереса к изучению физики;

- создание условий для приобретения учащимися практических навыков.

Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ по физике для 5 класса состоит в том, что каждое занятие включает в себя практическую и исследовательскую часть, изучение физических явлений, терминов через экспериментальную деятельность учащихся.

Программа рассчитана для учащихся 5 класса 11-12 лет.

Программа реализуется учителем в 2018 – 2019 учебном году.

Основные формы организации учебных занятий.

В соответствии с целями данного курса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа.

Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:

практические и лабораторные работы;

консультация с учителем;

работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских и проектных заданий;

подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований;

экскурсии.

Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Физика своими руками».

Общие предметные результаты обучения:

  • феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и умение качественно объяснять причину их возникновения;

  • умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;

  • научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;

  • научиться пользоваться измерительными приборами (мензурка, весы, динамометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;

  • умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

  • коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частные предметные результаты обучения:

  • знание понятий: физическое тело, вещество, физическое явление, виды сил, масса, инерция, невесомость, строение вещества, основные положения теории строения вещества.

  • умения приводить примеры и способность объяснять на качественном уровне физические явления: равномерное и неравномерное движения, реактивное движение, колебания нитяного маятника, диффузия, ре;

  • умения определять цену деления физического прибора, пользоваться линейкой, мензуркой, секундомером, отвесом, динамометром, , объяснять диффузию,

  • владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от рода поверхности, силы Архимеда от объема тела, периода колебаний маятника от его длины;

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Метапредметные результаты обучения:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Личностные результаты обучения:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;

  • приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.


Педагогические технологии, используемые в процессе преподавания

– проблемное и проектное обучение – основные методы ведения уроков, т.к. курс 5 класса насыщен действием, демонстрационными опытами, практическими наблюдениями, небольшими исследованиями. Дети в 11-12 лет любят фантазировать, изобретать. Проблемное и проектное обучение позволяет развить на первом этапе познавательную активность, научить элементам исследования, наблюдения, приучить к оформлению результатов наблюдения. В основном все работы творческого характера, включающие вопросы, активизирующие мышление учащихся: как ты думаешь? можно ли измерить? Из своих наблюдений сделай вывод? и т.д.;

– при подготовке к урокам необходимо учитывать психологические особенности возраста. Весь иллюстративный материал, как основное средство подачи информации, должен быть ярким и красочным, возбуждать зрительное восприятие.

– из всех видов деятельности предпочтение отдается игре. Последний урок в четверти – предметная эстафета, физический бой, соревнование и т. п. Необходимо использовать творческую фантазию и выдумку детей через творческие домашние работы: сочини сказку, рассказ, нарисуй, изобрети, придумай применение.

Методическое обеспечение программы.


Методический комплекс:

1. А.А.Кузнецов О стандарте второго поколения //журнал «Физика в школе» № 2 2009г.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) // Стандарты второго поколения М Просвещение 2009г.

3. Примерные программы среднего (полного) общего образования (проект) // журнал «Физика в школе» № 3 2010г.

4. Гуревич А.Е. “Физика и химия .5-6 кл.” – М.: Дрофа, 1999 г.

5. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. “Физика. Химия. 5-6 кл.”: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1998.


– имеется тематическое планирование и дидактический материал, физические диктанты (в форме кроссвордов), тесты.

– разработаны печатные тетради для учащихся, с кратким содержанием теоретического материала, заданиями, описанием практических работ и подробными инструкциями по выполнению домашнего задания.

- разработаны компьютерные презентации для проведения уроков, лабораторных и практических работ.

Учебно-материальное обеспечение программы

  1. Компьютер.

Приборы общего назначения для кабинета физики

  • Весы технические до 1000 гр. с разновесами

  • Метр демонстрационный

  • Секундомер электронный

  • Штатив универсальный

  • Динамометры

  • Камертоны на резонирующих ящиках

  • Комплект тележек легкоподвижных

  • Набор для демонстрации свободного падения тел на штативе

  • Набор тел равного объема

  • Набор тел равной массы

  • Трубка Ньютона

Приборы лабораторные

  • Набор динамометров до 4 Н

  • Набор грузов по механике

  • Штатив для фронтальных работ


Экранные и печатные пособия для кабинета физики

Учебные таблицы

1. Портреты физиков

2. Международная система единиц СИ

3. Физические величина и фундаментальные константы

4. Физика 7 класс (20 таблиц)

Диски

1. Физика -1 (Лабораторные работы)

2. Физика - 2 (Волновые процессы)

3. Физика – 3 (Физическая картина мира и др.)

4. Физика – 4 (Диффузия. Поляризация)

5. Открытая физика 1.1 Ч.1

6. Уроки физики, 7-11 классы. Мультимедийное приложение к урокам. – CD-диск издательства «Глобус».



Возможная тематика исследовательских проектов:

  1. Артериальное давление.

  2. Архимедова сила и человек на воде.

  3. Атмосферное давление – помощник человека.

  4. Эволюция приборов для измерения времени.

  5. Диффузия в природе и жизни человека.

  6. Задача о Лебеде, Раке и Щуке.

  7. Зачем нужны ремни безопасности.

  8. Звук и его влияние на организм человека.

  9. Измерение плотности тела человека.

  10. Измерение физических характеристик домашних животных.

  11. Как управлять равновесием.

  12. Силы всякие нужны, силы всякие важны.

Список литературы.

  1. Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.

  2. Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008.

  3. Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002.

  4. Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983.

  5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера, 2000.

  6. Приёмы и формы в учебной деятельности. Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.


Содержание программы (34 часа)

Введение (3 часа).

Природа. Тела и вещества. Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Измерительные приборы. Изготовление простейших измерительных приборов. Измерение объемов тел.

Лабораторные работы.

  1. Измерение биометрических параметров: рост, окружность головы, средняя длина шага.

  2. Градуирование мензурки. Определение вместимости сосудов. Измерение объемов тел неправильной формы.

Первоначальные сведения о строении вещества(4 часа).

Строение вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представления о размерах частиц вещества. Как распространяются запахи? Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Почему трудно разорвать трос? Взаимодействие молекул. Агрегатные состояния вещества.

Лабораторные работы.

  1. Изготовление моделей молекул.

  2. Исследование явления диффузии.

  3. Наблюдение взаимодействия молекул различных веществ.

  4. Наблюдение воды в различных состояниях.

Движение и взаимодействие. Механические параметры человека (11 часов).

Почему тела движутся? Почему останавливаются? Понятие скорости движения. Явление инерции. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Взаимодействие тел. Масса. Измерение массы. Сила как характеристика взаимодействия. Явление тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Деформация. Сила упругости. Реактивное движение. Сила трения. Виды трения: покоя, скольжения, качения. Сохранение равновесия живыми организмами. Центр тяжести тела человека. Рычаги в теле человека. Получение выигрыша в силе при помощи простых механизмов.

Лабораторные работы.

  1. Определение средней скорости движения человека.

  2. Наблюдение явления инерции.

  3. Измерение массы тела на рычажных весах.

  4. Наблюдение результата действия силы: изменение скорости и формы тела.

  5. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

  6. Изучение движения тел, брошенных горизонтально.

  7. Изготовление модели ракеты.

  8. Исследование силы упругости при деформации.

  9. Сравнение силы трения покоя, скольжения и качения.

  10. Изготовление приборов «отвес» и «уровень». Проверка вертикальности и горизонтальности поверхностей.

  11. Определение выигрыша в силе при использовании ножниц, кусачек.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (9 часов).

Почему заостренные предметы колючи? Давление твердых тел. Как его можно изменить? Закон Паскаля. Учет и использование передачи давления жидкостями и газами по всем направления в технике. Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов. Почему на большой глубине пловец испытывает боль в ушах? Давление в жидкости. Атмосферное давление. Как мы пьем? Измерение атмосферного давления. Как работает шприц, присоски, модель фонтана. Приборы для измерения давления. Море, в котором нельзя утонуть? Плавание тел. Плавание судов. Можно ли заставить железо плавать? Воздухоплавание.

Лабораторные работы.

  1. Изучение зависимости давления от площади опоры.

  2. Наблюдение передачи давления жидкостями и сыпучими телами.

  3. Наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

  4. Исследование действия жидкости на погруженное в нее тело.

  5. Зависимость атмосферного давления от высоты.

  6. Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества и плотности тел.

  7. Изготовление модели корабля.

  8. Изготовление модели воздушного шара.

Работа и мощность. Энергия (2 часа).

Механическая работа. Энергия. Механическая энергия: кинетическая и потенциальная. Источники энергии. Мощность.


Лабораторные работы.

  1. Определение мощности, развиваемой при 10 приседаниях.

  2. Наблюдение превращения потенциальной и кинетической энергии при колебаниях маятника.


Механические колебания и волны. Звук (5 часов).


Колебания в природе, в быту и в технике. Механические волны. Звук. Источники звука. Высота тона. Громкость звука. Эхо со дна моря. Как разыскивать эхо. Методы измерения расстояний до тел Солнечной системы.


Лабораторные работы.

  1. Исследование зависимости периода колебаний от длины нити.

  2. Получение поперечных и продольных волн.

  3. Сравнение высоты и громкости звука различных источников звука.

  4. Наблюдение отражения звука.




Тематическое планирование.

урока

Тема занятия

Примерное содержание занятий

Характеристика основных видов деятельности ученика

Введение (3 часа).

1

Природа. Тела и вещества. Что изучает физика.

Знакомство с целями и задачами курса. Введение понятий «физическое тело» и «вещество». Взаимодействие природы и человека.

Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, карты и т.д.); использовать Интернет для поиска информации.

2

Наблюдения и опыты. Измерительные приборы. Практическая работа «Измерение биометрических параметров: рост, окружность головы, средняя длина шага».

Наблюдения и опыты. Измерительные приборы. Изготовление простейших измерительных приборов. Составление биометрического паспорта.

Изучать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде. Знакомиться с правилами измерений на различных приборах.

3

Измерение объемов тел. Практическая работа «Градуирование мензурки. Определение вместимости сосудов. Измерение объемов тел неправильной формы».

Измерение объемов тел правильной и неправильной формы. Понятие цены деления прибора. Понятие вместимости сосуда.

Познакомиться с различными способами измерения. Составлять план проведения простейшего исследования. Проводить опыты по вычислению объема тела с помощью линейки, с помощью мензурки. Делать вывод об эффективности каждого способа. Готовить выступление от группы.

Первоначальные сведения о строении вещества(4 часа).

4

Строение вещества. Молекулы. Практическая работа «Изготовление моделей молекул».

Строение вещества. Молекулы, атомы. Молекулы воды, водорода, кислорода.

Познакомиться с делимостью вещества, строением вещества: молекулами, атомами. Иметь представление о размерах частиц вещества. Моделировать строение простых и сложных веществ. Характеризовать состав по данным формулам.

5

Как распространяются запахи? Диффузия. Практическая работа «Исследование явления диффузии».

Движение частиц в веществе. Явление диффузии. Скорость протекания диффузии в различных веществах.

Изучить диффузию в газах, жидкостях и твёрдых телах, движение частиц. Делать выводы, заполнять таблицу.

6

Почему трудно разорвать трос? Взаимодействие молекул. Практическая работа «Наблюдение взаимодействия молекул различных веществ».

Взаимодействие молекул: силы взаимного притяжения и отталкивания.

Наблюдать проявления сил взаимодействия между молекулами различных веществ. Делать выводы, заполнять таблицу. Готовить выступление от группы.

7

Агрегатные состояния вещества. Практическая работа «Наблюдение воды в различных состояниях»

Агрегатные состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Свойства тел в различных агрегатных состояниях.

Наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях; описывать и сравнивать свойства веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях. Моделировать различные агрегатные состояния вещества.

Движение и взаимодействие. Механические параметры человека (11 часов).

8

Почему тела движутся? Почему останавливаются? Практическая работа «Определение средней скорости движения человека».

Положение тела в пространстве. Движение тел. Траектория движения. Прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Пройденный путь, время движения, скорость движения.

Исследовать прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Измерять скорость движения человека в различных ситуациях.

9

Явление инерции. Практическая работа «Наблюдение явления инерции».

Инерция. Движение тела при отсутствии действия на него других тел. Примеры проявления инерции в природе и технике.

Наблюдать явление инерции. Приводить примеры проявления инерции в природе и технике.

10

Взаимодействие тел. Масса. Измерение массы. Практическая работа «Измерение массы тела на рычажных весах». Соответствие возраста, роста и массы человека.

Взаимодействие тел. Масса, единицы массы. Измерение массы на рычажных весах. Соответствие возраста, роста и массы человека.

Наблюдать действие тел друг на друга, взаимодействие тел одинаковой и разной массы. Познакомиться с массой тела, ее единицами. Рассмотреть массы различных тел в природе. Научиться измерять массу на рычажных весах. Изучить правила взвешивания.

11

Сильный и слабый (Что такое сила от чего зависит). Практическая работа «Наблюдение результата действия силы: изменение скорости и формы тела».

Действие и противодействие. Сила, единицы силы. Результат действия силы на тело.

Наблюдать изменение скорости и формы тел при их взаимодействии, действие и противодействие. Познакомиться с понятием силы, единицы силы.

12

Почему все падает вниз? Практическая работа «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела».

Явление всемирного тяготения. Притяжение тел к Земле. Вес тела. Невесомость.

Познакомиться с явлением всемирного тяготения, его проявлением. Изучить вес тела, единицы веса, явление невесомости. Моделировать перегрузку и невесомость.

13

Можно ли бросить так, чтобы никогда не упало? Практическая работа «Изучение движения тел, брошенных горизонтально».

Движение тел, брошенных вертикально вверх, под углом к горизонту и горизонтально.

Изучать движение тела, брошенного горизонтально. Конструировать простейшую установку для наблюдений. Составлять план проведения эксперимента.

14

Почему воздушный шарик может так быстро двигаться? Реактивное движение. Практическая работа «Изготовление модели ракеты».

Реактивное движение. Примеры реактивного движения в живой и неживой природе.

Изучить понятие реактивного движения. Приводить примеры реактивного движения в живой и неживой природе. Конструировать установку для наблюдений.

15

Деформация. Виды деформаций. Практическая работа «Исследование силы упругости при деформации»

Деформация. Виды деформаций. Сила упругости. Зависимость силы упругости от деформации. Прибор для измерения силы – динамометр.

Познакомиться с различными видами деформаций, силой, возникающей при деформации. Рассмотреть устройство динамометра. Познакомиться со шкалой прибора, научиться определять цену деления, предел измерений.

16

Как мы ходим? Сила трения. Практическая работа «Сравнение силы трения покоя, скольжения и качения».

Сила трения. Виды трения: покоя, скольжения, качения. Жидкое трение Учет и использование трения.

Изучить силу трения, причины трения, трение скольжения, качения, покоя. Исследовать силу трения в различных состояниях (покой, движение, качение). Делать выводы на основе проведенных наблюдений.

17

Зависимость силы трения от рода трущихся поверхностей и массы тела. Практическая работа «Исследование силы трения от рода трущихся поверхностей».

Зависимость силы трения от рода трущихся поверхностей и массы тела.

Исследовать зависимость силы трения от рода трущихся поверхностей и массы тела. Составлять план проведения эксперимента. Делать выводы на основе проведенных наблюдений.

18

Рычаги в теле человека. Получение выигрыша в силе при помощи простых механизмов. Практическая работа «Определение выигрыша в силе при использовании ножниц, кусачек».

Рычаги в теле человека. Получение выигрыша в силе при помощи простых механизмов.

Распознавать виды рычагов в теле человека. Приводить примеры использования простых механизмов в повседневной жизни. Определять выигрыш в силе при помощи простых механизмов.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (9 часов).

19

Почему заостренные предметы колючи? Давление твердых тел. Как его можно изменить? Практическая работа «Изучение зависимости давления от площади опоры».

Давление твердых тел. Зависимость давления от приложенной силы и площади опоры. Способы увеличения и уменьшения давления.

Изучить силу давления и давление, способы увеличения и уменьшения давления. Исследовать зависимость давления от площади опоры.

20

Закон Паскаля. Учет и использование передачи давления жидкостями и газами по всем направлениям в технике. Практическая работа «Наблюдение передачи давления жидкостями и сыпучими телами».

Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля. Учет и использование передачи давления жидкостями и газами по всем направлениям в технике.

Познакомиться с давлением в жидкостях и газах. Изучить закон Паскаля. Наблюдать передачу давления жидкостями и сыпучими телами.

21

Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов. Практическая работа «Наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах».

Сообщающиеся сосуды. Закон сообщающихся сосудов. Применение сообщающихся сосудов. Устройство шлюза.

Исследовать зависимость давления жидкости от глубины. Изучить закон сообщающихся сосудов, уметь его объяснять.

22

Почему на большой глубине пловец испытывает боль в ушах? Давление в жидкости. Практическая работа «Исследование действия жидкости на погруженное в нее тело».

Гидростатическое давление. Зависимость гидростатического давления от глубины погружения. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объёма погруженной части тела.

Познакомиться с давление жидкости на глубине. Научиться измерять на опыте выталкивающую силу. Исследовать зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объёма погруженной части тела.

23

Атмосферное давление. Как мы пьем? Измерение атмосферного давления. Практическая работа «Зависимость атмосферного давления от высоты».

Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Зависимость атмосферного давления от высоты.

Наблюдать проявление действия атмосферного давления. Объяснять работу шприца, пипетки, ливера. Исследовать зависимость атмосферного давления от высоты.

24

Приборы для измерения давления. Экскурсия в медицинский кабинет.

Манометры жидкостные и металлические. Применение манометров в технике и медицине.

Познакомиться с приборами для измерения давления. Измерять давление человека. Рассмотреть показатели давления различных возрастных групп.

25

Море, в котором нельзя утонуть? Плавание тел. Практическая работа «Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества и плотности тел».

Плавание тел. Условия плавания тел.

Исследовать условия плавания тел. Заполнять таблицу и делать выводы на основе проведенных измерений.

26

Плавание судов. Можно ли заставить пластилин плавать? Практическая работа «Изготовление модели корабля».

Плавание судов. Осадка судна. Ватерлиния. Водоизмещение судна. История судостроения.

Исследовать процесс плавания судов. Приводить примеры из истории судостроения.

27

Воздухоплавание. Практическая работа «Изготовление модели воздушного шара».

Воздухоплавание. История воздухоплавания. Подъемная сила воздушного шара.

Работать с моделью воздушного шара. Знакомиться со способами регуляции высоты подъема воздушного шара, наполненного горячим воздухом.

Работа и мощность. Энергия (2 часа).

28

Механическая работа. Мощность. Практическая работа «Определение мощности, развиваемой при 10 приседаниях»

Механическая работа. Мощность. Единицы работы и мощности.

Познакомиться с понятием работы и мощности. Определять мощность, развиваемую при приседаниях. Сравнивать полученные результаты и делать выводы.

29

Энергия. Механическая энергия: кинетическая и потенциальная. Практическая работа «Наблюдение превращения потенциальной и кинетической энергии при колебаниях маятника».

Энергия. Механическая энергия: кинетическая и потенциальная. Превращения энергии друг в друга.

Познакомиться с понятием энергия, различными видами энергии. Приводить примеры использования человеком различных видов энергии.

Механические колебания и волны. Звук (6 часов).

30

Колебания в природе, в быту и в технике. Практическая работа «Исследование зависимости периода колебаний от длины нити».

Механические колебания. Амплитуда, частота, период колебаний. Свободные колебания нитяного маятника и груза на пружине.

Наблюдать колебательное движение. Изучать условия возникновения свободных колебаний нитяного маятника. Исследовать зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити.

31

Механические волны. Практическая работа «Получение поперечных и продольных волн».

Механические волны. Условие возникновения механических волн. Виды волн: поперечные и продольные волны.

Наблюдать механические волны. Получать различные виды волн. Объяснять механизм распространения.

32

Звук. Источники звука. Высота тона. Громкость звука. Практическая работа «Сравнение высоты и громкости звука различных источников звука».

Звук. Источники звука. Высота тона. Громкость звука.

Изучить звук как источник информации об окружающем мире. Познакомиться с образованием звука, с различными источниками звука. Прослушивать звучание музыкальных инструментов и различных голосов певцов с целью сравнения высоты и громкости. (С использованием ИКТ).

33

Эхо со дна моря. Как разыскивать эхо. Методы измерения расстояний до тел Солнечной системы. Практическая работа «Наблюдение отражения звука».

Эхолокация. Применение эхолокации в различных областях техники и науки.

Познакомиться с понятием эхолокации. Работать с информационными источниками. Делать выводы на основе проведенных наблюдений.

34

Итоговое занятие. Конференция «Занимательные опыты».


Проводить различные эксперименты, фиксировать результаты и делать выводы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!