Программа наставника содержит информацию об условиях для разносторонней поддержки молодого педагога (классного руководителя), для приобретения им необходимых профессиональных навыков в работе с классным коллективом, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные воспитательные задачи на высоком уровне, а так же диагностику по выявлению заьтруднений молодого специалиста
Просмотр содержимого документа
«Программа наставника молодого классного руководителя»
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Калдино Федоровского района Саратовской области
Утверждено:
директор МОУ ООШ .Калдино
________/_____________________/
Программа наставничества
Классный руководитель - классный руководитель
Срок реализации 5 лет
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ФИО, должность наставника | |
Сведения о наставнике: Педагогический стаж работы; Стаж наставнической деятельности; информация об аттестации; профессиональные достижения (награды (1-2 самые значимые); результативность участия в конкурсной деятельности (2-3 самые значимые); дополнительные сведения (в случаи необходимости обоснования назначения наставником) | |
ФИО, должность, педагогический стаж работы наставляемого | |
Цель программы | создание условий для разносторонней поддержки молодого педагога (классного руководителя), для приобретения им необходимых профессиональных навыков в работе с классным коллективом, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные воспитательные задачи на высоком уровне. |
Задачи | Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации. Ускорить процесс профессионального становления педагога. Развивать способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности классного руководителя. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности. 5.Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности. |
Ожидаемые результаты программы | Успешная адаптации начинающего педагога- классного руководителя в учреждении. Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания и воспитания. Повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии. Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания и воспитания. Совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся. Использование в работе начинающих педагогов инновационных педагогических технологий. |
Форма мониторинга результативности | беседы; собеседования; тренинговыезанятия; встречисопытнымиучителями; открытыевнеклассныемероприятия; анкетирование |
Этапы взаимодействия наставника и молодого специалиста:
Адаптационный. Педагог-наставник определяет для себя пробелы молодого специалиста в его подготовке, умениях и навыках, развитии профессиональных компетенций для составления конкретной программы адаптации. Определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста. В совместной деятельности реализуется программа адаптации начинающего педагога.
Основной. Наставник осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает подшефному составить собственную программу профессионального роста.
Контрольно-оценочный. Наставник оценивает уровень профессиональной компетентности начинающего учителя, направляет на саморазвитие и самосовершенствование молодого специалиста, формирует у молодого учителя способность и стремление к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием
Индивидуальный план
(комплекс мероприятий) в рамках организации работы наставнической пары/группы
Iэтап. Адаптационный.
Наименование компетенций, которые необходимо сформировать, развить | Содержание деятельности | Сроки | Форма (очный/ дистанционн ый) | Результат |
Формирование у молодого специалиста навыков составления пл анна воспитательной работы класса. | Обмен опытом по составлению плана воспитательной работы. Подготовка ко Дню знаний. | сентябрь | очный | самостоятельное составление плана воспитательной работы классного руководителя 6 класса Разработка внеклассного мероприятия |
Формирование у молодого специалиста навыков организаторской работы с классным коллективом | Тематические встречи по т еме: «Организация воспитательного процесса». Помощь по вовлечению обучающихся в кружковую и внеурочную деятельность. Оказание методической помощи в проведении диагностики по уровню воспитанности | сентябрь | очный | Проверка выполнения программы. Взаимопосещение классных часов. Контроль ведения школьной документации. Составление социального паспорта класса Диагностика уровня воспитанности учащихся |
Развитие навыков работы классного руководителя с родителями обучающихся | Помощь в составление плана работы с родителями, методическое сопровождение по проведению собраний и индивидуальных бесед | Сентябрь - январь | очный | Составление плана работы с родителями. Определение тематики родительских собраний. |
Развитие у молодого специалиста навыков методической разработки классныхчасови внеурочных занятий с классным коллективом. | Тематические встречи, помощь в выборе форм и методов проведения мероприятий, Совместная разработка внеурочных мероприятий. | октябрь | очный | Практикум по составлению сценария классного часа. Проведение классного праздника «Золотая осень» |
Выявление направления педагогической работы, вызвавшие у молодого специалиста наибольшие затруднения для дальнейшей коррекционной работы по совершенствованию практических навыков ведения документации и самостоятельной работы. | Собеседование по итогам первой учебной четверти. Определение темы самообразования молодого специалиста. | октябрь | очный | Диагностика Корректировка самостоятельной методической деятельности молодого педагога по направлению выбранной темы самообразования |
Рассмотрение основных принципов личностно- ориентированного обучения. Формирование практических умений строить грамотные взаимоотношения с детьми на уроках и во внеурочное время | Мастер – класс «Делай, как я!» ННаблюдение за коммуникативным поведением учителя | ноябрь | очный | ВВзаимопосещение внеклассных мероприятий; выработка рекомендаций |
Развитие умений анализировать социальную ситуацию развития как каждого ребенка в отдельности, так и, в целом, классного коллектива; Формирование умений организации школьного коллектива; Овладение методами диагностирования конфликтных ситуаций и методами выхода из них | Тренинг: «Учусь строить отношения. Анализ педагогических ситуаций. Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций. | декабрь | очный | 1. Взаимопосещение воспитательных мероприятий . 2. Контроль качества составления внеурочных занятий, внеклассных мероприятий. Посещение мероприятий молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. |
Проанализировать деятельность молодого специалиста за первое полугодие учебного года, дать рекомендации по интересующим вопросам обучения и воспитания школьников на уроках и во внеурочное время. | Собеседование по итогам второй учебной четверти | январь | очный | Рефлексия, выработка рекомендаций, наблюдение |
Наблюдение за методикой преподавания, построением классных часов и внеурочной деятельности наставником в работе с классом; Наблюдение за подготовкой к классным часам и внеурочным занятиям, методическими приемами, используемыми в ходе построения работы детей на занятиях молодым специалистом. | Взаимопосещение уроков молодым специалистом и наставником, проведение творческой–мастерской наставником с классом наставляемого | Январь - февраль | очный | Выработка рекомендаций |
Развитие умения планировать внеклассную работу с использованием современных образовательных технологий | Беседа-практикум с применением новых технологий. Просветительское занятие | март | очный | Курсы повышения квалификации |
Формирование и развитие навыков работы с детьми и родителями, оказавшимися в социально – опасном положении | Тематические беседы, кейс-задания. | апрель | очный | Методическая помощь при возникающих затруднениях. Выработка рекомендаций |
Анализ методической деятельности пары за период учебного года, диагностика изменений в уровне профессионализма молодого педагога | Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год. Подведение итогов работы за год. Анкетирование. Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителеми педагогом - наставником. | май | очный | Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы). Отчет о результатах наставнической работы. |
Приложение
Карта комплексной диагностики профессиональных затруднений классного руководителя
Дата проведения:
0 баллов – нужна помощь
балл – владею частично
балла – владею в полной мере
Области компетенции | Содержание профессиональных компетенций | Владею в полной мере | Владею частично | Нужна помощь |
Нормативно-правовая компетентность | знание законодательства о современном образовании | | | |
нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя | | | |
умение применять правовую базу о защите детства | | | |
применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания | | | |
Аналитическая компетентность (позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе) | овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы; | | | |
разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени) | | | |
обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений | | | |
разработка научно-методических принципов системного анализа состояния и перспектив развития воспитательной работы в классе | | | |
проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательномпространстве | | | |
Компетентность здоровьесбережения(направ лена на изучение физического и психического здоровья учащихся класса) | разработка методического инструментария активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.) | | | |
определение долговременных задач развития здорового образа жизни в социоприродной среде | | | |
овладение технологиями просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды | | | |
подготовка диагностических материалов по проблемам соблюдения санитарно-гигиенических требований к уроку, организации учебной | | | |
деятельности, укрепление здоровья в свободное время | | | |
Социокультурная компетентность (направле на на организацию разнообразной деятельности в области культуры и свободного времени учащихся) | изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий | | | |
сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России | | | |
обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры | | | |
организация развития способностей и потребностей детей в свободное время | | | |
разработка системы освоения детьми природной среды | | | |
Социально-педагогическая компетентность (реализует ся на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов) | поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем | | | |
насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности | | | |
формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе | | | |
овладение формами и методами обучения детей различным видам социальной деятельности и межличностного взаимодействия | | | |
Результаты диагностики
ниже 1,0 – не владеет
Области компетенции | Средний балл |
Нормативно-правовая компетентность | |
Аналитическая компетентность | |
Компетентность здоровьесбережения | |
Социокультурная компетентность | |
Социально-педагогическая компетентность | |
Результаты диагностики показали, что наибольшие затруднения молодой педагог испытывает в _________________________________ областях компетенции классного руководителя.
Принято решение работать над повышением компетентности молодого специалиста в следующих вопросах:
Индивидуальный план
(комплекс мероприятий) в рамках организации работы наставнической пары/группы
IIэтап - основной.
Мероприятие | Форма | Сроки | Ответственный | Результат |
Разработка плана воспитательной работы | Педагогический совет | сентябрь | Наставник классных руководителей | Самостоятельная разработка плана воспитательной работы с учетом плана работы школы. Методическая помощь в организации еженедельных уроков «Разговоры о важном». |
«Организация работы в классе в системе самоуправления» | Групповые дискуссии | октябрь | Зам. Директора по УВР, ,на ставник | Открытый классный час |
Участие в профессиональных конкурсах | | В течение учебного год а | Наставник, классных ру ководителей | Участие в педагогических конкурсах |
|
|
|
Участие учащихся класса в конкурсах, соревнованиях, акциях | Групповое консультировние | В течение учебного год а | Наставник, зам.директора по УВР | Мероприятия по графику воспитательной работы |
Организация олимпиадной и научно-практической деятельности | Методические рекомендации | Сентябрь -февраль | Наставник | Участие в конкурсах |
Посещение Мероприятий опытных специалистов | Мастер- класс (практикум) | В течение учебного год а | Наставник | Методические рекомендации «Организация проектной деятельности учащихся», посещение открытых классных часов |
Работа с родителями | Мастер- класс(практи кум) | В течение учебного год а | Наставник | |
Подведение итогов второго этапа | Комплексная диагностика профессиональ ных затруднений классного руководителя на 2 этапе | май | Наставник | Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы воспитания). Выработка рекомендаций. Отчет о результатах наставнической работы. |
Индивидуальный план
(комплекс мероприятий) в рамках организации работы наставнической пары/группы
III этап – контрольно-оценочный.
Мероприятие | Форма | Сроки | Ответственный | Результат |
Планирование воспитательной работы | Педагогический семинар | сентябрь | Наставник, МО классных руководителей | |
Участие в профессиональных конкурсах | Индивидуаль ные и групповые консультации, | В течение года | Наставник, зам.директорапо УВР | |
Участие в методической работе МО классных руководителей – выступления на школьном и районном уровнях - обобщение опыта | Практикум | В течение года | наставник | |
Участие класса в конкурсах | Групповое консультирование | В течение года | Наставник, зам.директора по УВР | |
Проведение открытого внеклассного мероприятия (МО классных руководителей) | Педагогическая конференция | В течение года | Наставник, зам директора поУВР | |
4. | Оформление портфолио молодым специалистом | | В течение года | Наставник | |
5. | Подведение итогов 3-ого этапа. Анкетирование | | | Наставник | |