СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе (адаптированная) 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе (адаптироанная) , 7 класс к учебнику Коровиной 

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе (адаптированная) 7 класс»


АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Литература»

7 класс


Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по литературе для 7-го класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа по предмету литература на уровне основного общего образования разработана на основе:

  • Конституции Российской Федерации.

  • Конвенции о правах ребёнка.

  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.

  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, № 1/15).

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Концепции Специального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).

  • Приказа  МО  и науки РФ №38 от26.01.2016 года" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253".

  • Приказ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников» от 08 мая 2019 № 233;

  • Примерная программа литературе основного общего образования, авторской программы В.Я. Коровиной (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной, 5-9 классы, М.: Просвещение, 2016г.);

  • утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторская программа, прошедшая экспертизу и апробацию);

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ Лицей № 8 г. Тынды, принятая на заседании педагогического совета, протокол № 1 от 31.08.2015 г.;

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин МОБУ Лицей № 8 г. Тынды Амурской области, реализующее программы общего образования, утверждённое педагогическим советом № 11 от 22.05.2019г.;

  • Учебный план МОБУ Лицей № 8 г. Тынды на 2019-2020 учебный год;

  • УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 7 класс, Москва «Просвещение», 2015 г.

Адаптированная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897; программы к завершенной предметной линии учебников по литературе для 7 класса под редакцией Коровина, тематическим планированием к учебнику Коровина «Литература. 7 класс. – М.:ООО «Русское слово», 2015. Программа рассчитана на 68 часов (34 недели, 2 часа в неделю).

В классе обучается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Согласно заключению ПМПК, ему рекомендовано обучение по адаптированной программе. Работа с ним строится на основе индивидуального подхода. Методические приёмы: поэтапное разъяснение заданий, последовательное выполнение заданий, повторение обучающимся инструкции к выполнению задания, подготовка к смене деятельности, предоставление дополнительного времени для выполнения задания, использование индивидуальной шкалы оценок и т.д.

Особенности адаптации рабочей программы по предмету «Литература»

Перед детьми с ОВЗ стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах V—IX классов массовой общеобразовательной школы, так как интегрированное обучение показано именно той части детей, уровень психофизического развития которых соответствует или близок возрастной норме.

Данное календарно-тематическое планирование по литературе является одним из вариантов авторских рабочих программ в классах с интегрированным обучением учащихся с особыми образовательными потребностями, которое осуществляется в условиях массового общеобразовательного учреждения.

Общие особенности психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, познавательных интересов;

- несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность обучающихся по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

- недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;

- низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;

- затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;

- повышенная истощаемость психических функций или инертность с психических процессов, трудности в переключаемости;

- трудности в воспроизведении усвоенного материала;

- низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;

- отставание в развитии словесно-логического мышления;

С учетом обозначенных особенностей можно выделить три группы взаимосвязанных  задач коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего образования, которые определяются особенностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к психолого-педагогической работе с обучающимися с ceнсорными нарушениями);

- восполнение пробелов предшествующего обучения.

Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приёмов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего образования. С учётом анализа научно-методической литературы, требования к уроку, который предполагает реализацию коррекционной направленности обучения, можно определить следующим образом:

- чёткое планирование коррекционных задач урока;

- медленный темп урока с последующим его наращиванием;

- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья заданий, что позволит создать положительную стимуляцию к обучению;

- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания, требующее максимального напряжения при выполнении целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;

- снижение объема и скорости выполнения заданий;

- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;

- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;

- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;

- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;

- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;

- использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;

- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;

- преимущественная опора на зрительный анализатор;

- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его руководством;

- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;

- требование         отсроченного воспроизведения: требуется не импульсивный ответ обучающегося на вопрос, необходимо выдерживание паузы перед ответом;

- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;

- введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий: предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного отчёта обучающегося по итогам выполнения задания;

- использование достаточного количества разнообразных упражнений для  усвоения и закрепления учебного материала;

- переформулирование условий задачи, представленных в текстовом варианте – разбивка условия на короткие фразы. Условия задачи целесообразно дробить на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо выполнить.

Учитывая психологические особенности детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения в ходе урока проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

- совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;

- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;

- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;

- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;

- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Актуальность проблемы в том, что материал по литературе, насыщенный большим количеством произведений и теоретическими разделами, представляет немалую трудность для детей с ОВЗ. Недостаточность внимания и памяти, воображения и образного мышления отрицательно влияют на успешность их обучения и воспитания, так как основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Такие дети не могут в отведенное программой время овладеть необходимыми навыками и умениями или усваивают их некачественно. В связи с этим возрастает потребность в обеспечении этой категории детей специальными условиями обучения, для чего планируются особые требования к ЗУН учащихся при сохранении общего цензового объема содержания обучения:

•овладение детьми практическими умениями и навыками;

•уменьшение объема теоретических сведений;

•включение отдельных тем или целых разделов в материалы для

обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.

Задачами обучения являются:

•развитие у детей с ОВЗ интереса к чтению, любви к литературе;

•совершенствование навыка чтения;

•привитие первоначального умения анализировать произведения с

целью углубления их эстетического восприятия.

Данное планирование имеет практическую направленность, так как

предназначается не только для формирования круга знаний учащихся по литературе и для знакомства только с самыми основными

литературоведческими понятиями, сколько для развития их умений и

навыков. Эта цель должна быть предельно конкретной и направлена на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.

Основные направления содержания деятельности

В 7 классе предусмотрено чтение и изучение отдельных произведений устного народного творчества, русской и советской литературы, а также произведений зарубежных писателей.

Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Поэтому работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ЗПР при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.

В процессе преподавания учитель практически знакомит детей

С основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям.

В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы.

Требования к организации обучения школьников с ОВЗ:

•ученик должен знать программный материал (фамилию, имя, отчество

писателя, название произведения, сюжет, имена главных героев, их

характеристика и некоторые другие основные характеристики),

•темп урока должен соответствовать возможностям ученика;

•чётко обобщать каждый этап урока;

•новый учебный материал объяснять по частям;

•вопросы формулировать четко и ясно;

•домашние задания должны преобладать практические, так как

учащимся с ЗПР нужна именно способность применять знания в

практической деятельности;

•на каждом уроке обязательна словарная работа;

•переключать с одного вида деятельности на другой;

•разнообразить виды занятий;

•использовать дидактический материал, наглядность, игровые моменты.

•Главное, чтобы информативная и деятельностная насыщенность урока

соответствовала психофизическим возможностям ребенка.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»


1.1. Личностные результаты освоения основной образовательной

Программы

-формирование навыков анализа текста, юмористического отношения к некоторым жизненным ситуациям;

-формирование оценки содержания художественных произведений,

поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей;

-формирование выстраивания системы личностных отношений;

-формирование устойчивого следования и поведения моральным

нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа;

-формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания

чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь

другим посредством исправления собственных ошибок;


1.2. Метапредметные результаты освоения основной

образовательной программы

Коммуникативные:

-уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста;

-формировать навыки работы в группе (проектные формы работы,

ситуации учебного сотрудничества);

-уметь составлять речевую характеристику литературных героев;

-формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения)

содержания совершаемых действий в форме речевых значений;

-уметь обосновывать и высказывать собственное мнение;

-уметь сотрудничать в коллективе для разрешения поставленной

проблемы;

-определять меры усвоения изученного материала;

-формировать ситуацию сотрудничества;

Познавательные:

-формулировать возможный вариант решения проблемы, который

проверяется в ходе проведения исследования;

-приобретать навыки выразительного чтения, учиться проводить

исследование прочитанного текста;

- знать элементы биографии и творчества русских и зарубежных

писателей;

- уметь проводить исследования прочитанного текста и давать

личностные характеристики изучаемых объектов;

-применять методы информационного поиска;

Регулятивные:

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

-уметь строить высказывание с целью анализа текста;

-составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь

рассказывать, о чем произведение и какова его тема);

-уметь находить нужную для ответа информацию из прочитанного

текста;

-уметь пользоваться приемом продуктивного чтения для выработки

алгоритма самостоятельного освоения текста;

-уметь составлять план действий для достижения цели, формировать

навыки самоконтроля


1.3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы

-научиться понимать информацию, представленную в древнерусском

тексте, составлять текст с использованием слов притчи;

-научиться понимать и воспроизводить тексты древнерусской

литературы, научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор);

-научиться понимать иносказательный текст басен и их мораль,

научиться выразительно читать басни по ролям (инсценированному чтению), выявлять способы самообразования;

-научиться навыкам проектной деятельности;

-научиться определять (выделять) черты народной сказки, видеть

особенности авторской сказки;

-научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы;


2. Содержание учебного предмета

«Русского языка» 7 класс (70 часов)

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определённых способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в классе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество


Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора

Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения (фонохрестоматия). Устный и письменный ответ на проблемный вопрос

Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. ПРОЕКТ.

Теория литературы. Русская летопись (развитие представлений). Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Теория литературы. Понятие о жанре оды (начальные представления). Особенности литературного языка XVIII столетия.

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века

Александр Сергеевич Пушкин (3 часа). Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Развитие речи. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.

Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления)

Развитие речи. Выразительное чтение исторических баллад. Устный и письменный ответы на вопросы проблемного характера. Рецензирование выразительного чтения.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений)

Развитие речи. Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов. Составление плана письменного высказывания.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.

«Край ты мой, родимый край…» (обзор)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)

Развитие речи. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Теория литературы. Герой эпического произведения (развития представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений)

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизодов.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.


На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.

«Тихая моя Родина» (обзор)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализы.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Теория литературы. Юмор. Приёмы комического (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Песни на слова русских поэтов XX века

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле», С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления)

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).

Развитие речи. Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.


3. Календарно-тематическое планирование

Класс:7

Количество часов: 70 ч.

Всего: 70 час;

в неделю: 2 часа.

Плановых контрольных работ – 4

Уроки развития речи – 5

Планирование составлено на основе УМК Рабочие программы к

предметной линии учебников под редакцией В. Я. Коровиной 5-9 классы.

– М.: Просвещение, 2019.)

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П. и др. Литература в 2 ч. Просвещение, 2019





Календарно – тематическое планирование



урока

Номер разд. и темы урока

Тема урока

Количество часов

Раздел 1. Устное народное творчество(8+1 Р.р.+1 к.р.)


1.

1.1

Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа.

1

2.

1.2

Предания. «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

1

3.

1.3

Былины. О собирании, исполнении, значении былин.

1

4.

1.4

«Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.

1

5.

1.5

Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.

1

6.

1.6

Карело-финский эпос « Калевала». Изображение жизни народа, его традиций, обычаев.

1

7.

1.7

Французский эпос « Песнь о Роланде». Изображение жизни народа, его традиций, обычаев. Смысл названия поэмы.

1

8.

1.8

Пословицы и поговорки. Меткость, мудрость, образность и красота пословиц.

1

9.

1.9

Р.р. Сочинение по одной из пословиц ( по выбору).

1

10.

1.10

Контрольная работа по устному народному творчеству

1

11.

2.1

«Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

1

12.

2.2

"Повесть о Петре и Февронии Муромских". Гимн любви и верности

1

Раздел 3. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа)

13.

3.1

М.В.Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

1

14.

3.2

Г.Р.Державин. Стихотворения-размышления о смысле жизни, о судьбе.


1

Раздел 4. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

(21 час+2 р.р +1 к.р)

15.

4.1

А.С.Пушкин. Литературный портрет поэта. «Медный всадник». Историческая основа поэмы. Образ Петра I.

1

16.

4.2

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва.

1

17.

4.3

Цикл «Повести Белкина». «Станционный смотритель».

1

18.

4.4

Р.р. Сочинение по творчеству А. С. Пушкина.

1

19.

4.5

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Поэма об историческом прошлом Руси.

1

20.

4.6

Смысл столкновения купца Калашникова с Кирибеевичем.

1

21.

4.7

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива…".

1

22.

4.8

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Основные проблемы повести: прославление боевого товарищества и осуждение предательства. Патриотический пафос повести.

1

23.

4.9

Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.

1

24.

4.10

Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

25.

4.11

Р.р. Сочинение по повести «Тарас Бульба».

1

26.

4.12

И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторские раздумья о жизни народа.

1

27.

4.13

Стихотворения в прозе. «Русский язык». И.С. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношении

1

28.

4.14

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Художественные особенности поэмы

1

29.

4.15

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А.Некрасова за судьбу народа

1

30.

4.16

А.К.Толстой. Литературный портрет писателя. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады.

1

31.

4.17

М.Е.Салтыков-Щедрин. Литературный портрет писателя. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».

1

32.

4.18

Л.Н. Толстой. Слово о писателе.

1

33.

4.19

Главы из повести «Детство», «Классы», «Наталья Саввишна». Взаимоотношения детей и взрослых.

1

34.

4.20

«Maman». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л. Н. Толстого.

1

35.

4.21

А.П.Чехов. Литературный портрет писателя. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон».

1

36.

4.22

Многогранность комического в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». Сатира и юмор как формы комического.

1

37.

4.23

Стихотворения о родной природе «Край ты мой, родимый край…» ПРОЕКТ «Проба пера».

1

38.

4.24

Контрольная работа по литературе за 2 триместр.

1

Раздел 5. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (10 часов+2 р.р.+1 к.р.)

39.

5.1

И.А.Бунин. Воспитание детей в рассказе «Цифры».

1

40.

5.2

М.Горький. Литературный портрет писателя. Автобиографический характер повести «Детство».

1

41.

5.3

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

1

42.

5.4

Романтический рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Подвиг во имя людей.

1

43.

5.5

Л. Н. Андреев.Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе «Кусака».

1

44.

5.6

В.В.Маяковский. Литературный портрет поэта. Мысль автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение…».

1

45.

5.7

Два взгляда на мир в стихотворении В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

1

46.

5.8

Л.Н.Андреев. Литературный портрет писателя. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению.

1

47.

5.9

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. Главный герой рассказа «Юшка»

1

48.

5.10

Р.р.Аудиторная творческая работа по произведениям писателей XX века «Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?»

1

49.

5.11

Контрольная работа за 3 триместр.

1

50.

5.12

Б.Л.Пастернак. Литературный портрет. Картины природы, преображённые поэтическим зрением поэта.

1

51.

5.13

Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А. Т. Твардовского.

1

Раздел 6. Час мужества. (5 часов)

52.

6.1

Ф.А.Абрамов. Литературный портрет писателя. Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе «О чём плачут лошади».

1

53.

6.2

Е.И.Носов. Литературный портрет писателя. Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе «Кукла».

1

54.

6.3

Протест против равнодушия в рассказе «Живое пламя»

1

55.

6.4

Ю.П.Казаков. Литературный портрет писателя. Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе «Тихое утро».

1

56.

6.5

Д.С.Лихачёв. Духовное напутствие молодёжи в главах книги «Земля родная».

1

Раздел 7. Писатели улыбаются. (1 час)


57.

7.1

М.Зощенко. Литературный портрет писателя. Смешное и грустное в рассказе «Беда».

1

Раздел 8. «Тихая моя родина…» (1 час)

58.

8.1

Анализ стихотворений В.Я Брюсова, Ф.Сологуба, С.А.Есенина, Н.А.Заболоцкого, Н.М. Рубцова.

1

Раздел 9. ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ

XX ВЕКА

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

59.





60.

9.1





9.2

Музыка и поэзия. Творчество И. Гофф, Б. Окуджавы, А. Вертинского. Лирические размышления о жизни.

Р.Гамзатов. Возвращение к истокам, основам жизни в стихах поэта.

1

Раздел 10. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(6 часов+1 к.р.)




61.

10.1

Роберт Бёрнс «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. Дж.Г.Байрон.

1

62.

10.2

Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!..»

1

63.

10.3

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

1

64.

10.4

Сила любви и преданности в рассказе О.Генри «Дары волхвов»

1

65.

10.5

Зарубежная фантастика. Р.Д.Брэдбери «Каникулы».

1

66.

10.6

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса.

1

67-68


Резервные уроки.

2



Тематическое планирование

7 класс

раздела

п/п

Название темы раздела

Количество часов (за год)

всего

из них

Контрольных работ

Развитие речи

1.

Устное народное творчество.

10

1

1

2.

Из древнерусской литературы.

2

-

-

3.

Из русской литературы XVIII века.

2

-

-

4.

Из русской литературы XIX века.

24

1

2

5.

Из русской литературы XX века.

13

1

2

6.

Час мужества.

5

-

-

7.

Писатели улыбаются.

1

-

-

8.

«Тихая моя родина…»

1

-

-

9.

Песни на слова русских поэтов XX века

из литературы народов России.

2

-

-

10.

Из зарубежной литературы.

8

1

-


Итого

68

4

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!