СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное внимание в реализации данной программы отводится правоовму просвещения учащихся и  их родителей.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18

ИМЕНИ А. Р. ЛЫСЕНКО

СТАНИЦЫ РЯЗАНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН













ПРОГРАММА

по правовому воспитанию учащихся

и правовому просвещению родителей

«Твои права»





























Паспорт программы



1. Наименование программы «Программа по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению их родителей» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №18 имени А.Р. Лысенко станицы Рязанской муниципального образования Белореченский район.



2. Нормативная база

1) Конституция Российской Федерации

2) Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»

4) Федеральный Закон РФ «Об образовании»

5) Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

3. Цель программы:

- формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры

школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;

- развитие правового самопознания;

- оптимизация познавательной деятельности;

- профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений

школьников;

- воспитание основ безопасности.

4. Задачи:

1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным

нравственно-правовым нормам.

2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и

педагогов.

3. Содействие повышению качества образования в области прав человека,

законопослушного поведения школьников.

4. Привитие навыков избирательного права.

5. Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений,

преступлений и асоциального поведения школьников.

6. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по

правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и

школе.

7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы

прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.

5. Целевые группы.

Программа предназначена для учащихся 1 – 11 классов, их родителей.

6. Концепция программы
Основное внимание в реализации данной программы отводится правовому просвещению учащихся, их родителей, кроме этого отдельно проводится работа с учащимися, находящимися в социально – опасном положении.

7. Сроки реализации 2022-2023 годы

8. Ожидаемые результаты

- усвоение ключевых понятий "закон", "право", "обязанности",

"правонарушения";

- формирование ценностных ориентаций: ответственность, свобода,

гуманизм, патриотизм, толерантность;
- улучшение социальной адаптации учеников в обществе с помощью

полученных знаний по праву;
- овладение конкретными правилами поведения в школе: усвоение

требований, предъявляемых ученику школой, осознание своих прав как

ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять

права.

Итогом реализации данной программы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Учащиеся четко должны выполнять правила поведения и жить по законам вежливости. Но самое главное то, что у школьников должно выработаться представление о главных ценностях человека.

9. Разработчик программы

Социальный педагог МБОУ СОШ 18 Кобызева Т.В.

10. В программе применяются следующие понятия:

закон – не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром;

право - совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми;

обязанность – круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения;

ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках;

правонарушение – деяние, противоречащее принятым в государстве правовым нормам, влекущее применение мер правового воздействия;

свобода – отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно – политическую жизнь и деятельность какого –нибудь класса, всего общества или его членов;

гуманизм - гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;

патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу;

толерантность – терпимость, переносимость чего –либо, устойчивость к воздействию.



11. Содержание программы.

Пояснительная записка

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходимо закрепить эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.
Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную социально-правовую защищенность детей.

В настоящее время родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях.

Безусловно, эти явления происходят не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребёнка и, следовательно, не имеют возможности реализовать её статьи в жизнь. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение. Задача педагогов познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Это можно сделать на родительском собрании, конференции, на праздниках, на совместных занятиях с детьми, путём вывешивания информации на стендах. А для знакомства детей с их правами рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, праздники, беседы, коллективное обсуждение сказок, рассказов. Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Кроме Конвенции о правах ребенка существует ещё ряд законодательных актов, которые защищают права и достоинство ребенка. Это Семейный кодекс РФ. Весь 4 его раздел посвящен правам и обязанностям родителей и детей, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон РФ №124, Закон РФ «О защите прав детей», Декларация прав ребёнка и другие.

Правовое просвещение школьников способствует образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производится отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата -- одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие, как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.



РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Задачи:

- знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;
- понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т.д.);
- приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений со взрослыми, старшими;
- знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в особенности правил дорожного движения); этические правила и нормы (например, правила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте); правила, регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;
- получение первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу и т.д.).

1 КЛАСС

Мероприятия по реализации программы

п/п

Наименование

мероприятий

Сроки

проведения

Ответственный исполнитель

1 КЛАСС

1

Правила вокруг нас

сентябрь

Классный руководитель

2

Конкурс рисунков «Я на улице»

ноябрь

Классный руководитель

3

Мой класс и мои друзья

декабрь

Классный руководитель

4

Конкурс рисунков «Мой класс»

февраль

Классный руководитель

5

Азбука пешехода

март

Классный руководитель

6

Викторина «Светофорик»

апрель

Классный руководитель

2 КЛАСС

1

Наша школа

октябрь

Классный руководитель

2

Конкурс рисунков «Наша школа»

ноябрь

Классный руководитель

3

Дом, в котором я живу

декабрь

Классный руководитель

4

Конкурс рисунков «Мой двор»

февраль

Классный руководитель

5

Мой друг Светофор

март

Классный руководитель

6

Викторина «Светофорик»

апрель

Классный руководитель

3 КЛАСС

1

Идем в гости

октябрь

Классный руководитель

2

Конкурс сказок «Этикет – в любимых сказках»

ноябрь

Классный руководитель

3

На экскурсии

декабрь

Классный руководитель

4

Конкурс рисунков «Мой микрорайон»

февраль

Классный руководитель

5

Мои помощники – дорожные знаки

март

Классный руководитель

6

Викторина «Светофор»

апрель

Классный руководитель

4 КЛАСС

1

Защита прав ребенка

октябрь

Классный руководитель

2

Конкурс рисунков «Я рисую свои права».

ноябрь

Классный руководитель

3

Российская Федерация
Власть в нашей стране

декабрь

Классный руководитель

4

Конкурс сочинений «С чего начинается Родина…»

февраль

Классный руководитель

5

Берегись автомобиля

март

Классный руководитель

6

Викторина «Светофор».

апрель

Классный руководитель


ОСНОВНАЯ ШКОЛА


Задачи:
- формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;
- знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.);
- приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;
- формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;
- умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
- накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере – правил для учащихся);
- получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач


п/п

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Ответственный исполнитель

Организационные мероприятия

1

Социологический опрос учащихся «Знаю ли я свои права?».

Сентябрь

Социальный педагог

2

Мониторинг занятости учащихся во внеурочное время.

В течение года

Зам. дир. по ВР.,

кл. руководители

3

Оформление и обновление в образовательном

учреждении информационно –консультационных стендов по праву.

Сентябрь

Зам. дир. по ВР.,

соц. педагог

4

Координация взаимодействия с прокуратурой, комиссией по делам несовершеннолетних с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний,

педагогических советов, классных часов.

В течение года

Зам. дир. по ВР.,

соц. педагог

5

Участие в акции «Семья семье»

Август - сентябрь

Зам. дир. по ВР.,

соц . педагог,

кл. руководители

6

Участие в профилактической операции «Подросток».

Май – сентябрь

(Согласно отдельному плану)

Зам. дир. по ВР.,

соц . педагог,

кл. руководители


7

Участие в профилактической операции «21 век – век без наркотиков».

Ноябрь(Согласно отдельному плану)

Зам. дир. по ВР.,

соц . педагог,

кл. руководители

8

Участие в акции «Семья»

Январь – март

(Согласно отдельному плану)

Зам. дир. по ВР.,

соц . педагог,

кл. руководители

5 КЛАСС

1

Школьное самоуправление

октябрь

Классный руководитель

2

Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы».

ноябрь

Классный руководитель

3

Что такое закон и для чего он нужен

декабрь

Классный руководитель

4

Викторина «Имею право».

февраль

Классный руководитель

5

Уговор дороже денег

март

Классный руководитель

6

Анкетирование учащихся «Я и права других людей».

апрель

Классный руководитель,

соц . педагог

6 КЛАСС

1

Право и свобода

октябрь

Классный руководитель

2

Право и здоровье

ноябрь

Классный руководитель

3

Конкурс сказок – «Сказка о правах человека».

декабрь

Классный руководитель

4

Нарушения закона


февраль

Классный руководитель

5

Конкурс рисунков «Подросток и закон».

март

Классный руководитель

6

Тест «Мои шансы оступиться»

апрель

Социальный педагог

7 класс

1

Имею право и могу им воспользоваться

октябрь

Классный руководитель

2

Мое право на образование

ноябрь

Классный руководитель

3

Конкурс плакатов «Мое право на образование».

декабрь

Классный руководитель

4

Обязанности и ответственность

февраль

Классный руководитель

5

Конкурс сочинений «Мое будущее»

март

Классный руководитель

6

Викторина «Имею право».

апрель

Классный руководитель

8 класс

1

Мои первые документы

октябрь

Классный руководитель

2

Конкурс сочинений «Права человека и будущее России».

ноябрь

Классный руководитель

3

Как не стать жертвой преступления

декабрь

Классный руководитель

4

Конкурс рисунков «НЕТ школьному хулиганству».

февраль

Классный руководитель

5

Моя семья

март

Классный руководитель

6

Викторина «Имею право».

апрель

Классный руководитель

9 класс

1

Защита права собственности

октябрь

Классный руководитель

2

Право на труд

ноябрь

Классный руководитель

3

От безответственности до преступления один шаг

декабрь

Классный руководитель

4

Конкурс стенных газет «Не делай этого!»

февраль

Классный руководитель

5

Прекрасное и безобразное в нашей жизни


март

Классный руководитель

6

Конкурс сочинений «Что значит законопослушный гражданин».

апрель

Классный руководитель

10-11 класс

1

Вандализм. Просто шалость или уже хулиганство?

октябрь

Классный руководитель

2

Экстремизм в молодежной среде.

декабрь

Классный руководитель

3

Военная служба: долг и обязанность.


март

Классный руководитель


Работа с учащимися,

находящимися в социально – опасном положении и их родителями.

Задачи:

1. Формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

2. Формирование знаний, способствующих восприятию здорового образа жизни и адекватного поведения.

3. Выявление интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения.

4. Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил

5. Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям.

6. Оказание помощи семье в решении проблем воспитания, развитие социально-психологического просвещения родителей, усиление их роли в воспитании детей.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

  1. Профилактика правонарушений и наркомании.

  2. Профессиональная ориентация и самоопределение.

  3. Культурно-творческая деятельность.

  4. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях, объединениях блока дополнительного образования.

  5. Просветительская деятельность.

  6. Работа с родителями.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Профилактика правонарушений и наркомании:

- составление социальных паспортов классов и школы;
- работа Совета профилактики правонарушений и беспризорности школы; - создание банка данных на учащихся, состоящих на внутришкольном учете; - сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав,

инспекцией по делам несовершеннолетних ; - организация правовой информированности учащихся, родителей,

- работа психолога по обучению навыкам эффективного общения, ответственного

принятия решений;

- правовое просвещение учащихся.


2. Профессиональная ориентация и самоопределение:


- проф. диагностика (анкетирование);

- проф. просвещение (беседы, встречи, экскурсии);

- проф. консультирование (работа с психологом, педагогами);


3. Культурно-творческая деятельность:


- участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях;

- музейно-экскурсионная работа;

- каникулярный отдых;

4. Блок дополнительного образования:


- привлечение учащихся, находящихся в социально – опасном положении, в

занятия в объединения блока дополнительного образования;


5. Просветительская деятельность:


- формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и

последствиям их употребления;

- социально-педагогическая диагностика различных категорий детей;

- проведение лекций и бесед с учащимися по профилактике употребления

психоактивных веществ с привлечением специалистов.


6. Работа с родителями:


- сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально

незащищённых семей, детях-инвалидах;

- консультирование с целью оказания помощи в решении в социальных,

юридических, социально-психологических вопросов;

- родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».


Тематический план родительского лектория:

п/п

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Ответственный исполнитель

1

Типы семейного воспитания и ошибки воспитания

Гиперсоциальное, Эгоцентричное, Тревожно-мнительное и Без любви Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного. Памятка для родителей

ноябрь

Педагог психолог

2

Положение ребенка в семье и отношения с родителями

декабрь

Социальный педагог

3

Типы конфликтов и способы их преодоления

февраль

Социальный педагог



РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Задачи:
- формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;
- выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;
- знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;
- обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;
- приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в устав школы и др.);
- умению выделять правовое содержание жизненных ситуации и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
- формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.








СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.

п/п

Наименование мероприятий

Класс

Сроки проведения

Ответственный исполнитель

1

Законы воспитания в семье. Какими им быть?

1

сентябрь

Классный руководитель

2

Воспитание ненасилием в семье

2

октябрь

Классный руководитель

3

Как научить сына или дочь говорить «нет»

3

октябрь

Классный руководитель

4

Детская агрессивность, ее причины и последствия

4

октябрь

Классный руководитель

5

За что ставят на учет в полицию

5

ноябрь

Классный руководитель

6

Свободное время - для души и с пользой,

или Чем занят ваш ребенок?

6

ноябрь

Классный руководитель

7

Как уберечь подростка от насилия?

7

ноябрь

Классный руководитель

8

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения

8

ноябрь

Классный руководитель

9

Как научится быть ответственным за свои поступки?

9

ноябрь

Классный руководитель

10

Что делать, если ваш ребенок попал в полицию?

10

ноябрь

Классный руководитель

11

Закон и ответственность родителей

11

ноябрь

Классный руководитель



На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью нередко приглашаются специалисты органов внутренних дел.

Кроме этого проводятся консультации родителей по правовым вопросам. В случае, если администрация школы не в силах дать профессиональную консультацию родителям рекомендуется обратиться в юридические фирмы.

Родители получают данные о том, куда можно и нужно обращаться в случае непредвиденных ситуаций.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!