Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Карамельки» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Концепцией развития дополнительного образования (4 сентября 2014 г. No1726-р) и имеет художественную направленность. Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца.
Актуальность. Искусство танца - это синтез физического и эстетического развития человека. Физическая активность - главный регулятор состояния функций человеческого организма. Н.А. Бернштейн, выдающийся советский физиолог, писал, что движения «живут и развиваются», и «жизнь» движений становится возможной благодаря вовлечению в процесс их развития и реализации всех ресурсов жизнедеятельности нашего организма.
Проблема активизации физической активности и формирования координационных навыков являются особо актуальными для слепых и слабовидящих детей.
Зрительные нарушения вносят дискоординацию, нарушают свободу движений. В связи с этим у незрячих мускулатура рук и ног становится слабой. Слабое развитие мышц туловища предрасполагает к неправильной осанке. Многим слепым и слабовидящим детям присуще астеническое состояние, нервное истощение, повышенная утомляемость.
Ряд авторов, изучавших особенности физического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения, отмечают, что слепые и слабовидящие характеризуются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности. Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие.
Дефект зрения накладывает существенные ограничения и на восприятие мира красоты, что негативно сказывается на общем кругозоре незрячих, на развитии их эмоциональной сферы.
Занятия хореографией могут значительно облегчить вышеуказанные проблемы у детей. Танцы совершенствуют двигательные навыки, предусматривают знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации в пространстве, «мышечного чувства», формирование художественно-творческих способностей, формирование правильной осанки, воспитание настойчивости, силы воли, коллективизма. Это очень важно для детей с нарушением зрения, так как этот недостаток отрицательно сказывается, прежде всего, на их процесс восприятия, снижение точности, замедленности, трудности в пространственной ориентировке, неуверенности в себе.
Отличительные особенности образовательной программы. Теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподается с опорой на жизненный практический опыт учащихся.
Настоящая программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей, а также особых образовательных потребностей слепых и слабовидящих младших школьников. В процессе обучения возможно проведение корректировки уровня сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта деятельности детей и уровня усвоения ими учебного материала.
Адресат программы. Слепые и слабовидящие учащиеся МКОУ «Якшур – Бодьинская школа – интернат» младшего школьного возраста. Количество учащихся в группе 12 – 15 чел.
Срок освоения и объем программы. Срок реализации программы - 1 год. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Цель программы: обучение детей азам танцевального искусства.
Задачи программы:
сформировать первоначальные хореографические навыки;
развить простейшую координацию;
развить хореографическую память, внимание, выдержку;
развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребёнка посредством музыкально – ритмических движений;
воспитать уважительное отношение к педагогам и друг к другу.
Вариативность содержания, возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные области.
Интегрированность, преемственность содержания программ, взаимосвязь с другими типами образовательных программ, уровень обеспечения сетевого взаимодействия. Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями. Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание танцевальных игр и упражнений. Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах.
Самая тесная взаимосвязь прослеживается с физкультурой: и по строению занятия, и по его насыщенности, каждое занятие имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику. В ходе занятий учащиеся сталкиваются с понятиями "угол поворота", "направление движения", "доли счета" (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.).
Умение ориентироваться в пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления создает тесную взаимосвязь с изучением математики.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в программу внесены изменения и дополнения по формированию и развитию воспитательной компоненты в образовательном учреждении как системы гражданского, патриотического и физического воспитания, что позволяет существенно расширить спектр образования, так как она направлена на решение задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок на межведомственной основе.
Воспитательная компонента деятельности по программе танцевального объединения «Мир танца» направлена на:
- освоение воспитанниками норм и правил общественного поведения;
- обеспечение усвоения воспитанниками нравственных ценностей;
- приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
- формирование у воспитанников личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
- приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе;
- формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
- формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды;
- выбор варианта поведения.
Мероприятия, направленные на реализацию воспитательной
компоненты деятельности .
В сфере гражданско-патриотического воспитания:
- организация межпоколенческого взаимодействия;
- организация профориентационной работы.
2. В сфере нравственного и духовного воспитания:
- организация нравственного просвещения;
- организация приобщения к культурам народов России;
- организация формирования культуры толерантности, (терпимости);
- организация формирования активной жизненной позиции воспитанников.
3. В сфере воспитания положительного отношения к труду и творчеству:
- организация знакомства со спецификой различных профессий;
- организация повышения мотивации к обучению.
4. В сфере интеллектуального воспитания:
- организация выявления, поддержки и развития творческих способностей воспитанников.
5. В сфере здоровьесберегающего воспитания:
- организация профилактики вредных привычек и различных форм асоциального поведения;
- развитие здорового образа жизни и социального здоровья воспитанников.
6. В сфере социокультурного и медиакультурного воспитания:
- организация предупреждения социальной агрессии и противоправной деятельности;
- организация интернационального воспитания.
7. В сфере культурного и эстетического воспитания:
- организация деятельности творческих объединений, проведение творческих конкурсов;
- развитие эстетического воспитания;
- создание условий для посещения концертов, конкурсов, фестивалей.
8. В сфере правового воспитания и культуры безопасности:
- обеспечение физической, информационной и психологической безопасности воспитанников.
9. В сфере воспитания семейных ценностей:
- формирование у воспитанников ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, культуре семейной жизни.
10. В сфере формирования коммуникативной культуры:
- создание условий для безопасной коммуникации.
11. В сфере экологического воспитания:
- создание условий формирования благоприятной и безопасной среды обитания.
Обоснованность и разнообразие используемых педагогических технологий. На занятиях в танцевальном объединении применяются различные педагогические технологии: игровые технологии, технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение, информационные технологии, технология здоровьесберегающего обучения, технология проблемного обучения.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение. позволяет организовать обучение воспитанников в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. Это эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком.
Информационные технологии используются для обеспечения материально-технического оснащения. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии.
Применение компьютера позволяет:
- накапливать и хранить музыкальные файлы;
- менять темп, звуковысотность музыкального произведения; производить монтаж, компоновку музыкального произведения; хранить фото- и видеоматериалы коллектива; поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.
Технология здоровьесберегающего обучения. Здоровьеформирующие образовательные технологии направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Технология проблемного обучения. В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. Внедрение этих инноваций в программу позволяет: повысить качество обучения, расширить рамки образовательных результатов, исполнение хореографических номеров сделать более качественным, улучшить процесс самостоятельное творческой деятельности ребенка.
В результате, программа в последующие годы обучения становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов.
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 3 | 2 | 1 | Стартовый срез знаний |
| Инструктаж по технике безопасности. Режим работы объединения, содержание предстоящей работы. Вопросы организации деятельности объединения. | 1 | 1 | - | |
| Путешествие в страну Танца | 2 | 1 | 1 | |
2 | «История танца в картинках» (история происхождения и развития мирового танцевального искусства). | 2 | 2 | - | |
| Что такое танец? | 1 | 1 | - | |
| Это я, узнай меня | 1 | 1 | - | |
3 | Ритмика и основы партерной пластики | 37 | 3 | 34 | Практическая работа, выступления на сцене, участие в конкурсах |
| Формирование первоначальных навыков координации в различных видах танцевальных шагов, бега и прыжков | 3 | - | 3 | |
| Характер, темп и ритм музыки | 2 | 1 | 1 | |
| Образные танцевальные миниатюры | 3 | - | 3 | |
| Понятие «Эмоциональная выразительность» | 1 | 1 | - | |
| Разучивание детского танца | 4 | 1 | 3 | |
| Основные элементы детского танца | 3 | - | 3 | |
| Соединение движений к танцу. | 3 | - | 3 | |
| Отработка движений | 3 | - | 3 | |
| Репетиция танца в зале | 3 | - | 3 | |
| Репетиция танца на сцене | 3 | - | 3 | |
| Упражнения для улучшения гибкости шеи. | 1 | - | 1 | |
| Упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса, подвижности плечевых и локтевых суставов | 1 | - | 1 | |
| Упражнения для развития эластичности мышц кистей и предплечья | 1 | - | 1 | |
| Упражнения для подвижности суставов позвоночника, исправление недостатков в осанке | 1 | - | 1 | |
| Упражнения для растяжки и формирования танцевального шага | 1 | - | 1 | |
| Элементы партерной пластики | 4 | - | 4 | |
| Прыжки по диагонали | 2 | - | 2 | |
4 | «Балет для начинающих» (основыклассического танца) | 7 | 3 | 4 | Промежуточный срез. Практическая работа |
| Что такое «балет»? | 1 | 1 | - | |
| Изучение поклона для девочек и мальчиков | 1 | - | 1 | |
| Постановка корпуса | 1 | - | 1 | |
| Изучение позиций ног (I - VI). | 2 | 1 | 1 | |
| Позиции рук (I, II, III и подготовительное положение) | 2 | 1 | 1 | |
5 | «Веселая игра» - музыкальные игры, игры с использованием элементов национально-регионального компонента | 8 | 1 | 7 | Практическая работа, выступления на сцене, участие в конкурсах |
| Музыкально – речевые игры | 1 | - | 1 | |
| Подвижные игры | 1 | - | 1 | |
| Разучивание танца – игры | 2 | 1 | 1 | |
| Соединение движений к танцу | 1 | - | 1 | |
| Отработка движений | 2 | - | 2 | |
| Репетиция танца | 1 | - | 1 | |
6 | «Школа маленького актёра» | 9 | 1 | 8 | Практическая работа, выступления на сцене, участие в конкурсах |
| Активация и развитие творческих способностей | 1 | - | 1 | |
| Импровизация | 1 | - | 1 | |
| Разучивание танца - миниатюры | 3 | 1 | 2 | |
| Соединение движений к танцу | 1 | - | 1 | |
| Отработка движений | 2 | - | 2 | |
| Репетиция танца | 1 | - | 1 | |
7 | Итоговые занятия | 2 | 1 | 1 | Итоговый срез |
| Всего | 68 | 13 | 55 | |
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Теория. Знакомство с детьми. Введение в программу танцевального объединения, что мы будем изучать и зачем. Сведения о форме занятий, о требованиях к внешнему виду. Знакомство с правилами поведения, в кабинете ритмики, сведениями по технике безопасности.
Практика. В игровой форме знакомство с понятием «танец», центр танцевального зала, рисунок танца (прямые горизонтальные и вертикальные линии, круг). Освоение танцевального поклона.
2. «История танца в картинках» (история происхождения и развития мирового танцевального искусства).
Теория. Данные занятия проходят в форме лекции или беседы с использованием иллюстраций с различными жанрами танца, видеоматериалов, а также посещение концертных выступлении других танцевальных коллективов.
Темы бесед: «Что такое танец?»; «Это я, узнай меня».
3.Ритмика и основы партерной пластики.
Данный раздел направлен на формирование и развитие музыкального слуха, а также на правильное развитие тела ребёнка, воспитывает первоначальные танцевальные навыки.
Теория. Изучение характера, темпа и ритма музыки; понятие «эмоциональная выразительность»- игра «Улыбнулись, нахмурились»; понятие линии танца, «круг», танцевальные точки, позиции ног и рук
Практика. Использование специальных упражнений на развитие: музыкальности, ритмичности, согласование музыки и танцевального движения.
Формирование первоначальных навыков координации в различных видах танцевальных шагов, бега и прыжков.
Шаги:
шаг с носка;
шаг с подъемом бедра на 90 градусов;
шаг в глубоком плие;
шаги на полупальцах;
приставной шаг в сторону
переменный шаг.
Виды бега:
перескоки;
бег с отбрасыванием ног назад;
бег с выбрасыванием ног вперед (ножницы);
подскоки в продвижении, на месте;
боковой галоп;
шаг польки.
Разминка по кругу и на середине зала (подготовительная часть занятия)- образные танцевальные миниатюры ("Веселый паровозик"):
"Путешествие по лесу» (шаги с носка, на полупальцах, на пятках, шаг с высоким подниманием колен);
"Мы едем в цирк!» (различные виды бега, галоп).
Музыкально-ритмическая игра - «Угадай, что я загадал.» (выполнение танцевальных движений под музыку, предложенных педагогом).
Разучивание детского танца
Упражнения для улучшения гибкости шеи:
подъем и опускание головы вперед и назад, в стороны, круговые движения, повороты головы («Тик-так», «Динь-дон», «Гуси», «Нехочуха», «Хочуха», «Колобок»).
Упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса, подвижности плечевых и локтевых суставов:
подъем и опускание, круговые движения плеч («Незнайка», «Антошка»);
сгибание, разгибание, подъем и опускание. («Елочка», Ничего не знаю»);
круговые движения рук с работой кистей рук («Солнышко и тучка», «Самолётик»).
Упражнения для развития эластичности мышц кистей и предплечья: («Замочек», «Волна», «Ежик»).
Упражнения для подвижности суставов позвоночника, исправление недостатков в осанке:
Наклоны, повороты, круговые движения корпуса («Птичка», «Драже», «Жираф»);
Упражнения для подвижности позвоночника, исправление осанки («Циркуль», «Страус»).
Упражнения для растяжки и формирования танцевального шага.
Сгибание и разгибание ног в коленях («Лягушка»);
Высокий подъем колен («Лошадка»);
Поперечный шпагат. («Наши ножки разбежались»);
Изучение движений «Колесо» - подготовка;
Изучение движений «Мостик» - подготовка;
Прыжки на середине зала «Мячик», «Попрыгунчик», "Зайчик".
Элементы партерной пластики:
Упражнения для развития и укрепления стопы.
Упражнение для формирования выворотности стоп («Жучок»)
Упражнение для формирования правильной осанки. («Куколки»).
Упражнение «Бабочка».
Упражнение для подвижности мышц тазобедренного и коленных суставов «Неваляшки».
Упражнение для развития мышц спины. («Складочка»).
Упражнение для формирования танцевального шага (растяжки)- «Куколки обиделись».
Упражнение для формирования танцевального шага «Лягушка» с переходом через поперечный шпагат.
Упражнение для подвижности позвоночника. («Коробочка», «Корзиночка»).
Упражнение «Колечко»
Упражнение «Волна»- первоначальное проучивание.
Подготовка к «Мостику» (из положения лежа на спине).
Упражнение для развития выворотности ног (в положении «Бабочка») -сидя и лёжа на спине.
Упражнение для развития выворотности ног (в положении «Лягушка») лёжа на животе.
Упражнение для формирования танцевального шага (положение на спине «Открываем и закрываем книгу»)
Упражнение «Березка».
Упражнение «Орешек».
Упражнение для укрепления мышц спины «Лодочка»
Упражнение для развития мышц спины «Ласточка»
Подготовка к упражнению «Колесо»
Прыжки по диагонали:
Прыжки: по VI позиции
Прыжок с поджиманием ног.
Прыжок по I позиции «Лягушка».
Прыжок в шпагат «Прыгаем через лужу».
Прыжок «Лошадки».
Прыжок по VI позиции с выходом на поперечный шпагат.
4. «Балет для начинающих» (Азы хореографического искусства).
Основная задача первого года обучения - познакомить детей с классическим танцем. Данный раздел посвящён приобщению детей к миру прекрасного, к национальной классической культуре.
Дети знакомятся с основными понятиями классического танца. Занятия по данному разделу проводятся в виде игры.
Теория. Хореографический словарик. Рассказ о значении классического танца в развитии ребёнка. Что такое «балет»?
Практика. Изучение поклона для девочек и мальчиков. Постановка корпуса (композиция «Ёлочка»). Первоначальные упражнения для усвоения постановки ног. Изучение позиции ног (I - VI). Позиции рук (I, II, III и подготовительное положение) на основе композиции «Шарик».
5. «Веселая игра» - музыкальные игры, игры с использованием
национально-регионального компонента.
Теория. Знакомство с понятием «танец – игра». Отличительные особенности танца – игры.
Практика. «Музыкальные игры».
«кто быстрей» (на перестроение фигур);
«вышли мыши как-то раз…» (на закрепление исходного положения);
«грибники» (на быстроту реакции);
«будь внимателен» (на умение определить конец музыкальной фразы);
«солнышко» (на умение создать образ);
«Цветочные ворота».
Особое место в данной программе отводится фольклору, который позволяет сформировать у детей понятие о родном доме и Родине. Постижение фольклорных традиций - это целенаправленный процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития способности видеть красоту окружающего мира родного края.
На первом году обучения в рамках национально- регионального компонента дети знакомятся с народными играми. Для данного года обучения предлагаются изучение хороводных игр:
«Каравай» (круговое шествие с разыгрыванием сюжета песни).
«Плетень» (некруговое шествие - ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змейкой»).
Изучение потешек.
Разучивание танца – игры.
6. «Школа маленького актёра».
Теория. Отличительные особенности танца – миниатюры.
Практика. Активация и развитие творческих способностей. Первоначальные упражнения для умения выражать свои эмоции:
Игра «нахмурились - улыбнулись»
Игра «Настроение» (времена года).
Наряду с этим детям дается задание создать хореографический образ на небольшое музыкальное произведение.
Задание на импровизацию:
«Козлята»;
«Бабочка»;
«Цветы», «Клумба»;
«Заводная кукла»;
«Гриб и зайчик»;
«Ветер».
Разучивание танца – миниатюры.
7. Итоговые занятия.
Теория. Подведение итогов года.
Практика. Игровая программа.
Планируемые результаты
К числу планируемых результатов освоения программы по танцевальному объединению отнесены:
• личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей;развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
• метапредметные результаты –
· регулятивные:
- способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- накопление представлений о ритме, синхронном движении.
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности
· познавательные:
-навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.
· коммуникативные:
-умение координировать свои усилия с усилиями других;
- задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.
• предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Условия реализации программы
Основными условиями реализации программы являются:
высокий профессиональный уровень педагога;
грамотное методическое изложение материала;
личный выразительный показ педагога;
преподавание от простого движения к сложному;
целенаправленность, доступность, систематичность, регулярность учебного процесса;
позитивный психологический климат в коллективе;
материально-техническое оснащение, наличие аппаратуры, танцевального зала, наглядных пособий.
Формами педагогического контроля являются отчетные выступления перед родителями, участие в концертах и конкурсах, которые способствуют поддержанию интереса к работе, нацеливают детей на достижение положительного результата.
Методическое обеспечение программы
№ | Раздел | Приемы, методы | Дидактический материал | Техническое оснащение |
1. | Вводное занятие | Инструктаж, беседа | Инструкция | Специальный зал, оснащенный зеркалами, музыкальная аппаратура, специальные аудиозаписи. |
2. | «История танца в картинках» (история происхождения и развития мирового танцевального искусства) | Метод наглядного восприятия, практический | Разработка упражнений | Музыкальная аппаратура. |
3. | Ритмика и основы партерной пластики | Метод целостного освоения упражнений и движений, игровой, метод наглядного восприятия, практический | Фотографии, видеозапись | Музыкальная аппаратура |
4. | «Балет для начинающих» (Азы хореографического искусства) | Ступенчатый, игровой, метод наглядного восприятия | Видеозапись, | Музыкальная аппаратура, компьютер |
5. | «Веселая игра» - музыкальные игры, игры с использованием национально-регионального компонента | Метод целостного освоения упражнений и движений, ступенчатый, игровой | Разработка упражнений, игр | Музыкальная аппаратура. |
6. | «Школа маленького актёра» | Практический | Фотографии, видеозапись | Музыкальная аппаратура, сцена, костюмы. |
7. | Итоговые занятия | Обсуждение и анализ работы | Фотографии, видеозапись | |
Диагностика уровня музыкально – ритмических способностей
(по методике А.И. Бурениной)
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений в музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, нежность и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Оценивается по внешним проявлениям.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные. Оценивается в процессе наблюдения.
Подвижность (лабильность) нервных процессов – скорость двигательной реакции на изменение музыки.
Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе и при выполнении других видов движений.
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук и тела при выполнении движений.
Музыкальность.
3 балла – умеет передавать характер музыки, самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки.
2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.
1 баллов – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, с начало ми концом произведения.
Эмоциональность.
3 балла – умеет ярко передавать мимикой, пантомимой, жестами радость, удивление, восторг, грусть исходя из музыки и содержания композиции, подпевает, приговаривает во время движения, помогая этим себе.
2 балла – передаёт настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики.
1 балл – затрудняется в передаче характера музыки и содержания композиции движением, мимика бедная, движения невыразительные.
Творческие проявления.
3 балла – проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движения для передачи характера музыки, игрового образа, используя при этом выразительный жест и оригинальные движения; умеет исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях и под другую музыку.
2 балла – затрудняется в придумывании своих движений для передачи характера музыки, игрового образа, но прослеживается стремление к этому; исполняет знакомые движения под новую музыку.
1 балл – отказывается придумывать свои движения для передачи характера музыки, игрового образа, копирует движения других детей и взрослого, не может исполнять знакомые движения под новую музыку самостоятельно.
Подвижность (лабильность) нервных процессов.
3 балла – исполнение движений полностью соответствует музыке, её темпу, ритму, динамике, форме (норма - N).
В-1, В-2, В-3, В-4 – возбудимость (ускорение движений, переход от одного движения к другому без чёткой законченности предыдущего – перескакивание, суетливость).
З-1, З-2, З-3, З-4 - заторможенность (запаздывание, задержка и медлительность в движении).
Координация, ловкость движений.
3 балла – правильное и точное исполнение ритмических и танцевальных композиций, упражнений, правильное сочетание рук и ног при ходьбе.
2 балла – не всегда точное и правильное исполнение движений в композициях и упражнениях, некоторая раскоординированность рук и ног при ходьбе.
1 баллов – затрудняется в выполнении движений, отсутствие координации рук ног при выполнении упражнений и танцевальных композиций.
Гибкость, пластичность.
3 балла – движения очень гибкие, пластичные в течение всего выполнения задания, полностью соответствуют характеру звучащей музыки и игровому образу.
2 балла – движения не всегда гибкие и пластичные, лишь временами соответствуют характеру музыки и образу (трудность в постоянном выполнении гибких, пластичных движений).
1 балл – в движениях отсутствует гибкость, пластичность, нет соответствия характеру музыки и игровому образу.
Методика выявления уровня развития чувства ритма
(разработана на основе методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной).
Цель: выявление уровня развития чувства ритма и сформированности музыкально – ритмических движений
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Критерии уровня развития чувства ритма:
1. Движение.
1) соответствие движений характеру музыки с контрастными частями:
высокий (3 б) – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений в соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и конец музыки;
средний (2 б)– производит смену движений с запаздыванием, по показу взрослого;
низкий (1 б) – смену движений не производит, не чувствует начало и конец музыки.
2) соответствие движений ритму музыки:
высокий (3 б)– ребёнок чётко ритмично выполняет движения;
средний (2 б) – выполняет движения с ошибками;
низкий (1 б)– движения выполняются неритмично.
3) соответствие движений темпу музыки:
высокий (3 б)– ребёнок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это сменой движения;
средний (2 б)– чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по показу взрослого или других детей;
низкий (1 б)– не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием.
4) координация движений и внимание («Ритмическое эхо» со звучащими жестами):
высокий (3 б)– ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний (2 б)– допускает 1-2 ошибки;
низкий (1 б)– не справляется с заданием.
2. Воспроизведение метра и ритма.
1) воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в хлопках:
высокий (3 б)– ребёнок точно воспроизводит метрическую пульсацию музыкального произведения;
средний (2 б)– на протяжении выполнения задания кратковременно теряет ощущение метра (спешит, запаздывает), но в целом справляется с заданием.
низкий (1 б)– беспорядочные хлопки.
2) воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или своё пение:
высокий (3 б)– ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;
средний (2 б)– воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий (1 б) – неверно воспроизводит ритм песни.
3) воспроизведение ритмического рисунка в хлопках («Ритмическое эхо»):
высокий (3 б)– ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний (2 б)– допускает 2-3 ошибки;
низкий (1 б)– неверно воспроизводит ритмический рисунок.
Уровень развития музыкально – ритмических способностей:
Низкий уровень 1 – 1,7 Средний уровень 1,8 – 2,4 Высокий уровень 2,5 – 3
Литература
Базарова Н. Азбука классического танца- М.: Искусство, 1983
Бриске И.Э. Основы детской хореографии. Ч.1 и Ч. 2.Челябинск. 2012
Коренева Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли - ч.1, ч. 2. Владос. 2002.
Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. - М.: Академия, 1999.
Михайлова М.А., Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения», в помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям,издательство «Академия развития», 2004 год.
Пинаева Е.А. Ритмика 1,2 часть - Пермь, 1997.
Полонский В. Терминология классического танца - Смоленск, 1999.