СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по танцевальному объединению для детей с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по танцевальному объединению для слепых и слабовидящих детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа по танцевальному объединению для детей с нарушением зрения»







Пояснительная записка


Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Карамельки» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Концепцией развития дополнительного образования (4 сентября 2014 г. No1726-р) и имеет художественную направленность. Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца.

Актуальность. Искусство танца - это синтез физического и эстетического развития человека. Физическая активность - главный регулятор состояния функций человеческого организма. Н.А. Бернштейн, выдающийся советский физиолог, писал, что движения «живут и развиваются», и «жизнь» движений становится возможной благодаря вовлечению в процесс их развития и реализации всех ресурсов жизнедеятельности нашего организма.

Проблема активизации физической активности и формирования координационных навыков являются особо актуальными для слепых и слабовидящих детей.

Зрительные нарушения вносят дискоординацию, нарушают свободу движений. В связи с этим у незрячих мускулатура рук и ног становится слабой. Слабое развитие мышц туловища предрасполагает к неправильной осанке. Многим слепым и слабовидящим детям присуще астеническое состояние, нервное истощение, повышенная утомляемость.

Ряд авторов, изучавших особенности физического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения, отмечают, что слепые и слабовидящие характеризуются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности. Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие.

Дефект зрения накладывает существенные ограничения и на восприятие мира красоты, что негативно сказывается на общем кругозоре незрячих, на развитии их эмоциональной сферы.

Занятия хореографией могут значительно облегчить вышеуказанные проблемы у детей. Танцы совершенствуют двигательные навыки, предусматривают знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации в пространстве, «мышечного чувства», формирование художественно-творческих способностей, формирование правильной осанки, воспитание настойчивости, силы воли, коллективизма. Это очень важно для детей с нарушением зрения, так как этот недостаток отрицательно сказывается, прежде всего, на их процесс восприятия, снижение точности, замедленности, трудности в пространственной ориентировке, неуверенности в себе.


Отличительные особенности образовательной программы. Теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподается с опорой на жизненный практический опыт учащихся.

Настоящая программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей, а также особых образовательных потребностей слепых и слабовидящих младших школьников. В процессе обучения возможно проведение корректировки уровня сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта деятельности детей и уровня усвоения ими учебного материала.

Адресат программы. Слепые и слабовидящие учащиеся МКОУ «Якшур – Бодьинская школа – интернат» младшего школьного возраста. Количество учащихся в группе 12 – 15 чел.

Срок освоения и объем программы. Срок реализации программы - 1 год. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Форма организации образовательного процесса: групповая.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 учебному часу.

Цель программы: обучение детей азам танцевального искусства.

Задачи программы:

  • сформировать первоначальные хореографические навыки;

  • развить простейшую координацию;

  • развить хореографическую память, внимание, выдержку;

  • развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребёнка посредством музыкально – ритмических движений;

  • воспитать уважительное отношение к педагогам и друг к другу.

Вариативность содержания, возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные области.

Интегрированность, преемственность содержания программ, взаимосвязь с другими типами образовательных программ, уровень обеспечения сетевого взаимодействия. Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями. Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.

«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание танцевальных игр и упражнений. Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах.

Самая тесная взаимосвязь прослеживается с физкультурой: и по строению занятия, и по его насыщенности, каждое занятие имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику. В ходе занятий учащиеся сталкиваются с понятиями "угол поворота", "направление движения", "доли счета" (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.).

Умение ориентироваться в пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления создает тесную взаимосвязь с изучением математики.

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в программу внесены изменения и дополнения по формированию и развитию воспитательной компоненты в образовательном учреждении как системы гражданского, патриотического и физического воспитания, что позволяет существенно расширить спектр образования, так как она направлена на решение задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок на межведомственной основе.

Воспитательная компонента деятельности по программе танцевального объединения «Мир танца» направлена на:

- освоение воспитанниками норм и правил общественного поведения;

- обеспечение усвоения воспитанниками нравственных ценностей;

- приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности;

- формирование у воспитанников личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

- приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе;

- формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

- формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды;

- выбор варианта поведения.

Мероприятия, направленные на реализацию воспитательной

компоненты деятельности .

  1. В сфере гражданско-патриотического воспитания:

- организация межпоколенческого взаимодействия;

- организация профориентационной работы.

2. В сфере нравственного и духовного воспитания:

- организация нравственного просвещения;

- организация приобщения к культурам народов России;

- организация формирования культуры толерантности, (терпимости);

- организация формирования активной жизненной позиции воспитанников.

3. В сфере воспитания положительного отношения к труду и творчеству:

- организация знакомства со спецификой различных профессий;

- организация повышения мотивации к обучению.

4. В сфере интеллектуального воспитания:

- организация выявления, поддержки и развития творческих способностей воспитанников.

5. В сфере здоровьесберегающего воспитания:

- организация профилактики вредных привычек и различных форм асоциального поведения;

- развитие здорового образа жизни и социального здоровья воспитанников.

6. В сфере социокультурного и медиакультурного воспитания:

- организация предупреждения социальной агрессии и противоправной деятельности;

- организация интернационального воспитания.

7. В сфере культурного и эстетического воспитания:

- организация деятельности творческих объединений, проведение творческих конкурсов;

- развитие эстетического воспитания;

- создание условий для посещения концертов, конкурсов, фестивалей.

8. В сфере правового воспитания и культуры безопасности:

- обеспечение физической, информационной и психологической безопасности воспитанников.

9. В сфере воспитания семейных ценностей:

- формирование у воспитанников ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, культуре семейной жизни.

10. В сфере формирования коммуникативной культуры:

- создание условий для безопасной коммуникации.

11. В сфере экологического воспитания:

- создание условий формирования благоприятной и безопасной среды обитания.

Обоснованность и разнообразие используемых педагогических технологий. На занятиях в танцевальном объединении применяются различные педагогические технологии: игровые технологии, технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение, информационные технологии, технология здоровьесберегающего обучения, технология проблемного обучения.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение. позволяет организовать обучение воспитанников в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. Это эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком.

Информационные технологии используются для обеспечения материально-технического оснащения. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии.

Применение компьютера позволяет:

- накапливать и хранить музыкальные файлы;

- менять темп, звуковысотность музыкального произведения; производить монтаж, компоновку музыкального произведения; хранить фото- и видеоматериалы коллектива; поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.

Технология здоровьесберегающего обучения. Здоровьеформирующие образовательные технологии направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Технология проблемного обучения. В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. Внедрение этих инноваций в программу позволяет: повысить качество обучения, расширить рамки образовательных результатов, исполнение хореографических номеров сделать более качественным, улучшить процесс самостоятельное творческой деятельности ребенка.

В результате, программа в последующие годы обучения становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов.

Учебный план

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

2

1

Стартовый срез знаний


Инструктаж по технике безопасности.

Режим работы объединения, содержание предстоящей работы. Вопросы организации деятельности объединения.

1

1

-



Путешествие в страну Танца

2

1

1


2

«История танца в картинках» (история происхождения и развития мирового танцевального искусства).

2

2

-



Что такое танец?

1

1

-



Это я, узнай меня

1

1

-


3

Ритмика и основы

партерной пластики

37

3

34

Практическая работа, выступления на сцене, участие в конкурсах


Формирование первоначальных навыков координации в различных видах танцевальных шагов, бега и прыжков

3

-

3



Характер, темп и ритм музыки

2

1

1



Образные танцевальные миниатюры

3

-

3



Понятие «Эмоциональная выразительность»

1

1

-



Разучивание детского танца

4

1

3




Основные элементы детского танца

3

-

3



Соединение движений к танцу.

3

-

3



Отработка движений

3

-

3



Репетиция танца в зале

3

-

3



Репетиция танца на сцене

3

-

3



Упражнения для улучшения гибкости шеи.

1

-

1



Упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса, подвижности плечевых и локтевых суставов

1

-

1



Упражнения для развития эластичности мышц кистей и предплечья

1

-

1



Упражнения для подвижности суставов позвоночника, исправление недостатков в осанке

1

-

1




Упражнения для растяжки и формирования танцевального шага

1

-

1



Элементы партерной пластики

4

-

4



Прыжки по диагонали

2

-

2


4

«Балет для начинающих»

(основыклассического танца)

7

3

4

Промежуточный срез. Практическая работа


Что такое «балет»?

1

1

-




Изучение поклона для девочек и мальчиков

1

-

1



Постановка корпуса

1

-

1



Изучение позиций ног (I - VI).

2

1

1




Позиции рук (I, II, III и подготовительное положение)

2

1

1


5

«Веселая игра» - музыкальные игры, игры с использованием элементов национально-регионального компонента

8

1

7

Практическая работа, выступления на сцене, участие в конкурсах


Музыкально – речевые игры

1

-

1



Подвижные игры

1

-

1



Разучивание танца – игры

2

1

1



Соединение движений к танцу

1

-

1



Отработка движений

2

-

2



Репетиция танца

1

-

1


6

«Школа маленького актёра»

9

1

8

Практическая работа, выступления на сцене, участие в конкурсах



Активация и развитие творческих способностей

1

-

1



Импровизация

1

-

1



Разучивание танца - миниатюры

3

1

2



Соединение движений к танцу

1

-

1



Отработка движений

2

-

2



Репетиция танца

1

-

1


7

Итоговые занятия

2

1

1

Итоговый срез


Всего

68

13

55











Содержание программы


1.Вводное занятие.

Теория. Знакомство с детьми. Введение в программу танцевального объединения, что мы будем изучать и зачем. Сведения о форме занятий, о требованиях к внешнему виду. Знакомство с правилами поведения, в кабинете ритмики, сведениями по технике безопасности.

Практика. В игровой форме знакомство с понятием «танец», центр танцевального зала, рисунок танца (прямые горизонтальные и вертикальные линии, круг). Освоение танцевального поклона.

2. «История танца в картинках» (история происхождения и развития мирового танцевального искусства).

Теория. Данные занятия проходят в форме лекции или беседы с использованием иллюстраций с различными жанрами танца, видеоматериалов, а также посещение концертных выступлении других танцевальных коллективов.

Темы бесед: «Что такое танец?»; «Это я, узнай меня».

3.Ритмика и основы партерной пластики.

Данный раздел направлен на формирование и развитие музыкального слуха, а также на правильное развитие тела ребёнка, воспитывает первоначальные танцевальные навыки.

Теория. Изучение характера, темпа и ритма музыки; понятие «эмоциональная выразительность»- игра «Улыбнулись, нахмурились»; понятие линии танца, «круг», танцевальные точки, позиции ног и рук

Практика. Использование специальных упражнений на развитие: музыкальности, ритмичности, согласование музыки и танцевального движения.

Формирование первоначальных навыков координации в различных видах танцевальных шагов, бега и прыжков.

Шаги:

шаг с носка;

шаг с подъемом бедра на 90 градусов;

шаг в глубоком плие;

шаги на полупальцах;

приставной шаг в сторону

переменный шаг.

Виды бега:

перескоки;

бег с отбрасыванием ног назад;

бег с выбрасыванием ног вперед (ножницы);

подскоки в продвижении, на месте;

боковой галоп;

шаг польки.

Разминка по кругу и на середине зала (подготовительная часть занятия)- образные танцевальные миниатюры ("Веселый паровозик"):

"Путешествие по лесу» (шаги с носка, на полупальцах, на пятках, шаг с высоким подниманием колен);

"Мы едем в цирк!» (различные виды бега, галоп).

Музыкально-ритмическая игра - «Угадай, что я загадал.» (выполнение танцевальных движений под музыку, предложенных педагогом).

Разучивание детского танца

Упражнения для улучшения гибкости шеи:

подъем и опускание головы вперед и назад, в стороны, круговые движения, повороты головы («Тик-так», «Динь-дон», «Гуси», «Нехочуха», «Хочуха», «Колобок»).

Упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса, подвижности плечевых и локтевых суставов:

подъем и опускание, круговые движения плеч («Незнайка», «Антошка»);

сгибание, разгибание, подъем и опускание. («Елочка», Ничего не знаю»);

круговые движения рук с работой кистей рук («Солнышко и тучка», «Самолётик»).

Упражнения для развития эластичности мышц кистей и предплечья: («Замочек», «Волна», «Ежик»).

Упражнения для подвижности суставов позвоночника, исправление недостатков в осанке:

Наклоны, повороты, круговые движения корпуса («Птичка», «Драже», «Жираф»);

Упражнения для подвижности позвоночника, исправление осанки («Циркуль», «Страус»).

Упражнения для растяжки и формирования танцевального шага.

Сгибание и разгибание ног в коленях («Лягушка»);

Высокий подъем колен («Лошадка»);

Поперечный шпагат. («Наши ножки разбежались»);

Изучение движений «Колесо» - подготовка;

Изучение движений «Мостик» - подготовка;

Прыжки на середине зала «Мячик», «Попрыгунчик», "Зайчик".

Элементы партерной пластики:

Упражнения для развития и укрепления стопы.

Упражнение для формирования выворотности стоп («Жучок»)

Упражнение для формирования правильной осанки. («Куколки»).

Упражнение «Бабочка».

Упражнение для подвижности мышц тазобедренного и коленных суставов «Неваляшки».

Упражнение для развития мышц спины. («Складочка»).

Упражнение для формирования танцевального шага (растяжки)- «Куколки обиделись».

Упражнение для формирования танцевального шага «Лягушка» с переходом через поперечный шпагат.

Упражнение для подвижности позвоночника. («Коробочка», «Корзиночка»).

Упражнение «Колечко»

Упражнение «Волна»- первоначальное проучивание.

Подготовка к «Мостику» (из положения лежа на спине).

Упражнение для развития выворотности ног (в положении «Бабочка») -сидя и лёжа на спине.

Упражнение для развития выворотности ног (в положении «Лягушка») лёжа на животе.

Упражнение для формирования танцевального шага (положение на спине «Открываем и закрываем книгу»)

Упражнение «Березка».

Упражнение «Орешек».

Упражнение для укрепления мышц спины «Лодочка»

Упражнение для развития мышц спины «Ласточка»

Подготовка к упражнению «Колесо»

Прыжки по диагонали:

Прыжки: по VI позиции

Прыжок с поджиманием ног.

Прыжок по I позиции «Лягушка».

Прыжок в шпагат «Прыгаем через лужу».

Прыжок «Лошадки».

Прыжок по VI позиции с выходом на поперечный шпагат.

4. «Балет для начинающих» (Азы хореографического искусства).

Основная задача первого года обучения - познакомить детей с классическим танцем. Данный раздел посвящён приобщению детей к миру прекрасного, к национальной классической культуре.

Дети знакомятся с основными понятиями классического танца. Занятия по данному разделу проводятся в виде игры.

Теория. Хореографический словарик. Рассказ о значении классического танца в развитии ребёнка. Что такое «балет»?

Практика. Изучение поклона для девочек и мальчиков. Постановка корпуса (композиция «Ёлочка»). Первоначальные упражнения для усвоения постановки ног. Изучение позиции ног (I - VI). Позиции рук (I, II, III и подготовительное положение) на основе композиции «Шарик».

5. «Веселая игра» - музыкальные игры, игры с использованием

национально-регионального компонента.

Теория. Знакомство с понятием «танец – игра». Отличительные особенности танца – игры.

Практика. «Музыкальные игры».

«кто быстрей» (на перестроение фигур);

«вышли мыши как-то раз…» (на закрепление исходного положения);

«грибники» (на быстроту реакции);

«будь внимателен» (на умение определить конец музыкальной фразы);

«солнышко» (на умение создать образ);

«Цветочные ворота».

Особое место в данной программе отводится фольклору, который позволяет сформировать у детей понятие о родном доме и Родине. Постижение фольклорных традиций - это целенаправленный процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития способности видеть красоту окружающего мира родного края.

На первом году обучения в рамках национально- регионального компонента дети знакомятся с народными играми. Для данного года обучения предлагаются изучение хороводных игр:

«Каравай» (круговое шествие с разыгрыванием сюжета песни).

«Плетень» (некруговое шествие - ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змейкой»).

Изучение потешек.

Разучивание танца – игры.

6. «Школа маленького актёра».

Теория. Отличительные особенности танца – миниатюры.

Практика. Активация и развитие творческих способностей. Первоначальные упражнения для умения выражать свои эмоции:

    1. Игра «нахмурились - улыбнулись»

    2. Игра «Настроение» (времена года).

Наряду с этим детям дается задание создать хореографический образ на небольшое музыкальное произведение.

Задание на импровизацию:

    1. «Козлята»;

    2. «Бабочка»;

    3. «Цветы», «Клумба»;

    4. «Заводная кукла»;

    5. «Гриб и зайчик»;

    6. «Ветер».

Разучивание танца – миниатюры.

7. Итоговые занятия.

Теория. Подведение итогов года.

Практика. Игровая программа.



Планируемые результаты


К числу планируемых результатов освоения программы по танцевальному объединению отнесены:

• личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей;развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.

• метапредметные результаты

·  регулятивные:

- способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-  накопление представлений о ритме, синхронном движении.

-   наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности

·  познавательные:

-навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.

·  коммуникативные:

-умение координировать свои усилия с усилиями других;

-  задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.

• предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.



Условия реализации программы

Основными условиями реализации программы являются:

  • высокий профессиональный уровень педагога;

  • грамотное методическое изложение материала;

  • личный выразительный показ педагога;

  • преподавание от простого движения к сложному;

  • целенаправленность, доступность, систематичность, регулярность учебного процесса;

  • позитивный психологический климат в коллективе;

  • материально-техническое оснащение, наличие аппаратуры, танцевального зала, наглядных пособий.


Формами педагогического контроля являются отчетные выступления перед родителями, участие в концертах и конкурсах, которые способствуют поддержанию интереса к работе, нацеливают детей на достижение положительного результата.



Методическое обеспечение программы


Раздел


Приемы, методы

Дидактический

материал

Техническое оснащение

1.

Вводное занятие

Инструктаж, беседа

Инструкция

Специальный зал, оснащенный зеркалами, музыкальная аппаратура, специальные аудиозаписи.

2.

«История танца в картинках» (история происхождения и развития мирового танцевального искусства)

Метод наглядного восприятия, практический

Разработка упражнений

Музыкальная аппаратура.

3.

Ритмика и основы партерной пластики

Метод целостного освоения упражнений и движений, игровой, метод наглядного восприятия, практический

Фотографии,

видеозапись


Музыкальная аппаратура

4.

«Балет для начинающих» (Азы хореографического искусства)

Ступенчатый, игровой, метод наглядного восприятия

Видеозапись,


Музыкальная аппаратура, компьютер

5.

«Веселая игра» - музыкальные игры, игры с использованием

национально-регионального компонента

Метод целостного освоения упражнений и движений, ступенчатый, игровой

Разработка упражнений, игр

Музыкальная аппаратура.

6.

«Школа маленького актёра»

Практический

Фотографии, видеозапись

Музыкальная аппаратура, сцена, костюмы.

7.

Итоговые занятия

Обсуждение и анализ работы

Фотографии, видеозапись



Диагностика уровня музыкально – ритмических способностей

(по методике А.И. Бурениной)



Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений в музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).

Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, нежность и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Оценивается по внешним проявлениям.

Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные. Оценивается в процессе наблюдения.

Подвижность (лабильность) нервных процессов – скорость двигательной реакции на изменение музыки.

Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе и при выполнении других видов движений.

Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук и тела при выполнении движений.

Музыкальность.

3 балла – умеет передавать характер музыки, самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки.

2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.

1 баллов – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, с начало ми концом произведения.

Эмоциональность.

3 балла – умеет ярко передавать мимикой, пантомимой, жестами радость, удивление, восторг, грусть исходя из музыки и содержания композиции, подпевает, приговаривает во время движения, помогая этим себе.

2 балла – передаёт настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики.

1 балл – затрудняется в передаче характера музыки и содержания композиции движением, мимика бедная, движения невыразительные.

Творческие проявления.

3 балла – проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движения для передачи характера музыки, игрового образа, используя при этом выразительный жест и оригинальные движения; умеет исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях и под другую музыку.

2 балла – затрудняется в придумывании своих движений для передачи характера музыки, игрового образа, но прослеживается стремление к этому; исполняет знакомые движения под новую музыку.

1 балл – отказывается придумывать свои движения для передачи характера музыки, игрового образа, копирует движения других детей и взрослого, не может исполнять знакомые движения под новую музыку самостоятельно.

Подвижность (лабильность) нервных процессов.

3 балла – исполнение движений полностью соответствует музыке, её темпу, ритму, динамике, форме (норма - N).

В-1, В-2, В-3, В-4 – возбудимость (ускорение движений, переход от одного движения к другому без чёткой законченности предыдущего – перескакивание, суетливость).

З-1, З-2, З-3, З-4 - заторможенность (запаздывание, задержка и медлительность в движении).

Координация, ловкость движений.

3 балла – правильное и точное исполнение ритмических и танцевальных композиций, упражнений, правильное сочетание рук и ног при ходьбе.

2 балла – не всегда точное и правильное исполнение движений в композициях и упражнениях, некоторая раскоординированность рук и ног при ходьбе.

1 баллов – затрудняется в выполнении движений, отсутствие координации рук ног при выполнении упражнений и танцевальных композиций.

Гибкость, пластичность.

3 балла – движения очень гибкие, пластичные в течение всего выполнения задания, полностью соответствуют характеру звучащей музыки и игровому образу.

2 балла – движения не всегда гибкие и пластичные, лишь временами соответствуют характеру музыки и образу (трудность в постоянном выполнении гибких, пластичных движений).

1 балл – в движениях отсутствует гибкость, пластичность, нет соответствия характеру музыки и игровому образу.







Методика выявления уровня развития чувства ритма

(разработана на основе методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной).

Цель: выявление уровня развития чувства ритма и сформированности музыкально – ритмических движений

Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Критерии уровня развития чувства ритма:

1. Движение.

1) соответствие движений характеру музыки с контрастными частями:

высокий (3 б) – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений в соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и конец музыки;

средний (2 б)– производит смену движений с запаздыванием, по показу взрослого;

низкий (1 б) – смену движений не производит, не чувствует начало и конец музыки.

2) соответствие движений ритму музыки:

высокий (3 б)– ребёнок чётко ритмично выполняет движения;

средний (2 б) – выполняет движения с ошибками;

низкий (1 б)– движения выполняются неритмично.

3) соответствие движений темпу музыки:

высокий (3 б)– ребёнок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это сменой движения;

средний (2 б)– чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по показу взрослого или других детей;

низкий (1 б)– не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием.

4) координация движений и внимание («Ритмическое эхо» со звучащими жестами):

высокий (3 б)– ребёнок выполняет все движения без ошибок;

средний (2 б)– допускает 1-2 ошибки;

низкий (1 б)– не справляется с заданием.

2. Воспроизведение метра и ритма.

1) воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в хлопках:

высокий (3 б)– ребёнок точно воспроизводит метрическую пульсацию музыкального произведения;

средний (2 б)– на протяжении выполнения задания кратковременно теряет ощущение метра (спешит, запаздывает), но в целом справляется с заданием.

низкий (1 б)– беспорядочные хлопки.

2) воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или своё пение:

высокий (3 б)– ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

средний (2 б)– воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

низкий (1 б) – неверно воспроизводит ритм песни.

3) воспроизведение ритмического рисунка в хлопках («Ритмическое эхо»):

высокий (3 б)– ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

средний (2 б)– допускает 2-3 ошибки;

низкий (1 б)– неверно воспроизводит ритмический рисунок.

Уровень развития музыкально – ритмических способностей:

Низкий уровень 1 – 1,7 Средний уровень 1,8 – 2,4 Высокий уровень 2,5 – 3


Литература


  1. Базарова Н. Азбука классического танца- М.: Искусство, 1983

  2. Бриске И.Э. Основы детской хореографии. Ч.1 и Ч. 2.Челябинск. 2012

  3. Коренева Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли - ч.1, ч. 2. Владос. 2002.

  4. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. - М.: Академия, 1999.

  5. Михайлова М.А., Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения», в помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям,издательство «Академия развития», 2004 год.

  6. Пинаева Е.А. Ритмика 1,2 часть - Пермь, 1997.

  7. Полонский В. Терминология классического танца - Смоленск, 1999.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!