СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по технологии 10-11 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

Просмотр содержимого документа
«Программа по технологии 10-11 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по технологии для 10—11 классов разработана для базового уровня обучения.

Программа по учебному предмету «Технология» учитывает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленным в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования второго поколения.

Цели и задачи учебного курса «Технология»

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

Основными целями изучения технологии в системе среднего общего образования являются:

  • формирование общих представлений о сущности техносферы как совокупности созданных человеком артефактов и технологических процессах создания потребительных стоимостей в современном производстве;

  • ознакомление с наиболее распространёнными видами технологий получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды;

  • развитие умений ориентироваться в современных методах и технических средствах, используемых в наиболее распространённых и массовых видах производства товаров и услуг;

  • ориентация на предпринимательскую деятельность, техническое и технологическое творчество применительно к региональному рынку труда;

формирование представлений о путях освоения профессии и построении профессиональной карьеры;

  • развитие инвариантных способностей, умений и навыков труда, необходимых для участия в массово распространённых технологических процессах; способностей творческой и проектной деятельности; профессионально значимых качеств личности для будущей трудовой деятельности в качестве предпринимателя или наёмного работника; способностей планирования профессиональной карьеры; умений активно вести себя на рынке труда и образовательных услуг;

  • воспитание ответственного отношения к делу; инициативности и творческого подхода к процессу и результатам труда; рационализма при планировании своей профессиональной карьеры; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг; критического подхода к рекламной информации о товарах и услугах, предложениях рынка труда и профессионального образования;

  • подготовка на допрофессиональном или начальном профессиональном уровне к труду на современном производстве; возможной самостоятельной предпринимательской деятельности на инновационной основе; ориентации и самопозиционированию на рынке труда, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Общая характеристика учебного предмета

  • 10—11 классах школьники продолжают знакомиться с технологиями современного производства и сферы услуг. Они развивают и углубляют те компетентности в области технологии, которые они получили при изучении этого предмета в основной школе.

Сложность формирования содержания курса для старшей школы состоит в том, что в основной школе у учащихся сложились узко предметные технологические компетентности, относимые больше к видам труда, чем к технологии в общем её понимании.

Технология выражает уровень развития техносферы, т. е. всего комплекса артефактов, созданных человеком, и возможность их производства.

Технология — это строго упорядоченная последовательность (алгоритмическое предписание) методов воздействия на материалы, объекты природы, социальной среды, энергию, информацию, предопределённая имеющимися техническими средствами, научными знаниями, квалификацией работников, инфраструктурой. Их совокупность обеспечивает желательные преобразования предметов труда в конечные продукты, обладающие потребительной стоимостью (материальный объект, энергия, информация или нематериальная услуга, выполненное обязательство).

В соответствии с данным определением старшеклассники должны научиться чётко определять технологические цели — обосновывать в выбранной области своей деятельности конкретный желаемый её результат, ориентироваться в основных методах и средствах преобразования материальных и нематериальных предметов труда в конечный продукт, подбирать наиболее рациональные способы и средства для созидательной деятельности.

Место учебного предмета «Технология» в учебном плане

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает изучение курса технологии в старшей школе как составной части предметной области «Технология».

Настоящая рабочая программа предполагает двухлетнее обучение­ технологии (в 10—11 классах) в объёме 140 часов, из расчёта 70 часов в год, 2 часа в неделю.

Представленный в программе тематический план предлагает распределение равной учебной нагрузки (по 35 часов) для 10 и 11 классов.

Планируемые результаты освоения предмета

    • соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения результаты изучения техно-логии в 10—11 классах разделяются на личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты освоения выпускником образовательной программы по технологии отражают сформированность:

  • общей культуры и культуры труда, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, социальной и трудовой практики, различным формам общественного сознания; потребности в самообразовании и самовоспитании, готовности к самоопределению на основе общечеловеческих и общенациональных ценностей;

  • потребности в самореализации в творческой трудовой деятельности; желания учиться; коммуникативных навыков;

  • стремления к здоровому и безопасному образу жизни и соответствующих навыков; ответственного и компетентного отношения к своему физическому и психическому здоровью; бережного отношения к природе;

  • готовности к принятию самостоятельных решений, построению и реализации жизненных планов, осознанному выбору профессии; социальной мобильности; мотивации к познанию нового и непрерывному образованию как условию профессиональной и общественной деятельности.


Метапредметные результаты освоения выпускникомобразовательной программы по технологии подразумевают:

  • овладение научными методами исследования при освоении технологий и проектной деятельности в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;

  • умение логично, ясно и точно формулировать и аргументированно излагать свои мысли, применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, базируясь на закономерностях логики технологических процессов;

  • умение привлекать изученный в других предметах материал в реализуемые технологии и использовать различные источники информации, в том числе локальные сети и глобальную сеть Интернет, для решения учебных проблем; анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию, в том числе передаваемую по каналам средств массовой информации и по Интернету;

  • умение анализировать конкретные трудовые и жизненные ситуации, различные стратегии решения задач; выбирать и реализовывать способы поведения в коллективной деятельности; самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность;

  • коммуникативные навыки, способность работать в коллективе, готовность выслушать и понять другую точку зрения, корректность и терпимость в общении, грамотное участие в дискуссиях, в том числе в социальных сетях;

  • начальный опыт, навыки творчества и исследовательской деятельности, публичного представления её результатов, в том числе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

Предметными результатами обучения технологии набазовом уровне являются:

  • представления о техносфере, роли техники и технологий в прогрессивном развитии общества; социальных и экологических последствиях развития промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; назначении и устройстве распространённых технологических машин, механизмов, агрегатов, орудий и инструментов, электрических приборов и аппаратов;

ориентирование в свойствах и способах получения наиболее распространённых природных, искусственных материалов и сырья, продукции сельского хозяйства, используемых в производстве товаров, услуг и продуктов питания; традиционных и новейших технологиях получения и преобразования различных материалов, энергии, информации объектов живой природы и социальной среды;

  • дизайнерское (проектное) представление результатов тру-да и подбор средств труда для осуществления технологического процесса;

  • практическая готовность к выполнению технологических операций по оказанию услуги или изготовлению деталей, сборке изделия (наличие соответствующих трудовых знаний, навыков и умений);

  • владение способами проектирования, методами творческой деятельности, технического конструирования и эстетического оформления изделий;

  • овладение основными понятиями, терминами черчения и графики; правилами выполнения графической документации; основными экономическими характеристиками трудовой деятельности, экологическими характеристиками технологий;

  • самооценка индивидуальных профессиональных способностей и склонностей; ориентирование на рынке труда, услуг профильного общего и профессионального образования.











СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


РАЗДЕЛ 1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ


1. Особенности современного проектирования

Теоретические сведения. Особенности современногопроектирования. Технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Ответственность современного дизайнера перед обществом. Значение эстетического фактора в проектировании.

Практические работы. Анализ существующего состояния в сфере предполагаемого проектирования, определение потребности, выбор объекта проектирования.

2. Законы художественного конструирования

Теоретические сведения. Эстетика. Единство формысодержания. Пропорции. Симметрия. Динамичность. Статичность. Контраст. Равновесие формы. Цветовое оформление.

Практические работы. Выполнение теста-опросникадля выявления качеств дизайнера.

3. Экспертиза и оценка изделия

Теоретические сведения. Экспертиза и оценка изделия. Социально-экономические, функциональные, эргономические, эстетические качества объектов проектной деятельности.

Практические работы. Проведение экспертизы ученического рабочего места.

4. Алгоритм проектирования

Теоретические сведения. Планирование проектнойдеятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по коррекции проекта.

Практические работы. Планирование деятельности поучебному проектированию.

5. Методы решения творческих задач

Теоретические сведения. Понятия «творчество»,«творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности. Логические и эвристические методы решения задач.

Практические работы. Решение творческих задач.Тестирование на креативность.

6. Метод мозговой атаки

Теоретические сведения. Метод мозговой атаки.Суть метода. Цель метода. Генерация идей. Аналогия, инверсия, фантазия, эмпатия.

Практические работы. Решение творческих задач методом мозговой атаки.

7. Метод обратной мозговой атаки

Теоретические сведения. Суть метода обратной мозговой атаки. Цель метода.

Практические работы. Решение творческих задач методом обратной мозговой атаки.

8. Метод контрольных вопросов

Теоретические сведения. Суть метода контрольныхвопросов. Универсальные опросники.

Практические работы. Решение творческих задач методом контрольных вопросов.

9. Синектика

Теоретические сведения. Синектика. Суть метода.Типы аналогий.

Практические работы. Решение творческих задач методом синектики.

10. Морфологический анализ

Теоретические сведения. Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Недостаток метода.

Практические работы. Решение творческих задач методом морфологического анализа.

11. Функционально-стоимостный анализ

Теоретические сведения. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование функционально-стоимостного анализа на производстве.

Практические работы. Решение творческих задач методом ФСА.

12. Метод фокальных объектов

Теоретические сведения. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение.

Практические работы. Решение творческих задач ассо-циативными методами.

13. Дизайн отвечает потребностям

Теоретические сведения. Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Методы выявления общественной потребности.

Значение понятия «дизайн». Значение дизайна в проектировании. Эргономика, техническая эстетика, дизайн среды.

Практические работы. Дизайн-анализ окружающихпредметов с целью выявления возможных вариантов их усовершенствования.

14. Защита интеллектуальной собственности

Теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские­ предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.

Практические работы. Разработка товарного знака длясвоего изобретения.

15. Мысленное построение нового изделия

Теоретические сведения. Проект. Постановка целей изыскание средств для проектирования. Дизайнерский подход. Бизнес-план.

Практические работы. Изучение потребительского рынка своего региона.

16. Научный подход в проектировании изделий

Теоретические сведения. Процесс проектированиядизайнером новых изделий. Источники информации. Представление об основах взаимозаменяемости. Составляющие технологического планирования. Бизнес-планирование. Маркетинг, его цели, задачи.

Практические работы. Составление бизнес-плана производства проектируемого (или условного) изделия (услуги).

17. Материализация проекта

Теоретические сведения. Макетирование, моделирование. Изготовление опытных образцов. Испытание. Стоимость проектов.

Практические работы. Выполнение предварительногорасчёт количества материалов для выполнения проектируе-мого изделия.

18. Дизайн-проект. Выбор объекта проектирования

Теоретические сведения. Выбор направления сферыдеятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования.

Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления проектного изделия. Механические свойства материалов.

Практические работы. Выбор объекта проектирования. Выбор материалов для изготовления проектного изделия.

19. Изучение покупательского спроса

Теоретические сведения. Покупательский спрос.Методы исследования покупательского спроса. Требования к анкете по изучению покупательского спроса. Анкета покупателя.

Практические работы. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.

20. Проектная документация

Теоретические сведения. Стандартизация при проектировании. Проектная документация: резюме по дизайну, проектная спецификация.

Использование компьютера для выполнения проектной документации. Проектная документация: технический рисунок, чертёж, сборочный чертёж. Выполнение технических рисунков и рабочих чертежей проектируемого изделия. Технологическая карта.

Практические работы. Составление резюме и дизайн-спецификации проектируемого изделия. Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия.

  1. Организация технологического процесса

Теоретические сведения. Технологический процессизготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Содержание и составление технологической карты.

Практические работы. Выполнение технологическойкарты проектного изделия.

  1. Анализ результатов проектной деятельности

Теоретические сведения. Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование.

Критерии оценки выполненного проекта. Критерии защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование в презентации технических средств. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов.

Практические работы. Апробация готового проектногоизделия и его доработка, самооценка проекта.


РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ


  1. Роль технологии в жизни человека

Теоретические сведения. Понятие «культура», видыкультуры. Понятия «технология» и «технологическая культура». Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий.

Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда.

Практические работы. Подготовка сообщения об интересующем изобретении в области технологии.

2. Технологические уклады

Теоретические сведения. Исторически сложившиеся технологические уклады и их основные технические достижения.


Практические работы. Подготовка доклада об интересующем открытии (известном учёном, изобретателе) в области науки и техники.

  1. Связь технологий с наукой, техникой и производством

Теоретические сведения. Развитие технологическойкультуры в результате научно-технических и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.

Практические работы. Подготовка сообщения на тему«Техносфера и современный технологический мир».

4. Энергетика и энергоресурсы

Теоретические сведения. Производственные задачи.Энергетика. Тепловые электростанции. Гидроэлектростанции. Атомные электростанции. Проблемы и перспективы.

Практические работы. Оценка качества пресной воды.Оценка уровня радиации территории школы или ближайшей местности.

5. Альтернативные источники энергии

Теоретические сведения. Альтернативные (нетрадиционные) источники электрической энергии. Солнечная энергия и солнечные электростанции. Энергия ветра. Энергия приливов. Геотермальная энергия. Термоядерная энергетика.

Практические работы. Сравнение достоинств и недостатков альтернативных источников электрической энергии.

6. Технологии индустриального производства

Теоретические сведения. Промышленный переворот. Машиностроение. Машины. Основные узлы машин. Виды машин. Индустриальное производство. Технологии индустриального производства. Технологический процесс индустриального производства.

Практические работы. Выполнение коллективного проекта «Технологические риски и их предупреждения».

  1. Технологии земледелия и растениеводства

Теоретические сведения. Сельское хозяйство. Отрасли: земледелие и растениеводство. Классификация технологий земледелия. Отрасли современного растениеводства. Технологии растениеводства.

Практические работы. Составление почвенной карты(части парка, пришкольной территории). Подготовка сообщения о процессах сбора, заготовки и разведения лекарственных растений.

8. Технологии животноводства

Теоретические сведения. Животноводство. Этапыразвития животноводства. Отрасли современного животноводства. Промышленные технологии животноводства.

Практические работы. Подготовка сообщения о правилах составления рациона и кормления сельскохозяйственных животных.

  1. Технологии агропромышленного производства

Теоретические сведения. Агропромышленный комплекс (АПК). Структура отраслей АПК. Основные этапы технологии АПК. Технология защиты растений. Реализация сельскохозяйственной продукции.

Практические работы. Составление кластеров. Проведение экспериментов.

10. Технологии лёгкой промышленности

Теоретические сведения. Лёгкая промышленность.Под отрасли лёгкой промышленности. Текстильная промышленность.

Практические работы. Подготовка сообщения о технологии получения сырья для кожевенно-обувного производства.

11. Технологии пищевой промышленности

Теоретические сведения. Пищевая промышленность. Группы отраслей пищевой промышленности. Деление групп предприятий пищевой промышленности на различные производства. Обработка пищевого сырья. Переработка продуктов животноводства. Рыбная промышленность. Плодоовощная промышленность. Технологический цикл в пищевой промышленности.

Практические работы. Подготовка сообщения о технологии производства сахара и кондитерских изделий.

12. Природоохранные технологии

Теоретические сведения. Природоохранные технологии. Экологический мониторинг. Основные направления охраны природной среды.

Практические работы. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном предприятии.

  1. Переработка бытового мусора и промышленных отходов

Теоретические сведения. Экологически чистые ибезотходные производства. Переработка бытового мусора и промышленных отходов.

Практические работы. Уборка мусора около школы илив лесу.

  1. Рациональное использование земель, минеральных ресурсов, водных ресурсов

Теоретические сведения. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Оборотное водоснабжение. Ответственность за сохранение гидросферы.

Практические работы. Анализ основных технологий защиты гидросферы.

15. Электротехнологии

Теоретические сведения. Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение.

Практические работы. Определение, при изготовлениикаких предметов, имеющихся в вашем доме, использованыэлектротехнологии.

16. Лучевые технологии

Теоретические сведения. Лучевые методы обработки. Лазерная обработка материалов. Электронно-лучевая обработка. Электронно-лучевое резание и прошивка. Электронно-лучевая плавка.

  1. Ультразвуковые технологии. Плазменная обработка

Теоретические сведения. Ультразвуковые технологии: сварка и дефектоскопия. Ультразвуковая размерная обработка. Ультразвуковая очистка. Ультразвуковая сварка.

Плазменная обработка: напыление, резка, сварка. Порошковая металлургия.

18. Технологии послойногопрототипирования

Теоретические сведения. Технологии послойногопрототипирования и их использование.

19. Нанотехнологии

Теоретические сведения. Нанотехнологии. Основные понятия. Технология поатомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологий.

Практические работы. Подготовка и проведение презентации с описанием новых перспективных технологий.

  1. Новые принципы организации современного производства

Теоретические сведения. Пути развития современного индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйствования.

Практические работы. Подготовка рекомендаций повнедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве,­ на конкретном рабочем месте (производственном участке).

21. Автоматизация технологических процессов

Теоретические сведения. Автоматизация производства на основе информационных технологий. Изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП). Составляющие АСУТП.

Практические работы. Экскурсия на современное производственное предприятие.


РАЗДЕЛ 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА


1. Понятие профессиональной деятельности

Теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности.

Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда.

Практические работы. Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации труда: профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда в организации.

2. Сферы, отрасли, предметы трудаи процесс профессиональной деятельности

Теоретические сведения. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Сферы и отрасли профессиональной деятельности. Предметы труда. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товары, услуги.

Практические работы. Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона (района) и типа предприятия: производственное предприятие, объединение, научно-производственное объединение. Посещение производственного предприятия, определение составляющих конкретного производства.

3. Нормирование и оплата труда

Теоретические сведения. Система нормированиятруда, её назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда.

Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка.

Практические работы. Изучение нормативных производственных документов.

4. Система оплаты труда

Теоретические сведения. Система оплаты труда.Сдельная, повременная и договорная формы оплаты труда. Виды, применение и способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.

Практические работы. Определение вида оплаты трудадля работников различных профессий.

5. Культура труда

Теоретические сведения. Понятие культуры труда.Составляющие культуры труда. Технологическая дисциплина. Умение организовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.

Практические работы. Расчёт эффективности трудовойдеятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учёбы.


6. Профессиональная этика

Теоретические сведения. Понятия «мораль» и«нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.

Практические работы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.

7. Этапы профессионального становления

Теоретические сведения. Этапы и результаты профессионального становления личности. Выбор профессии. Профессиональная обученность. Профессиональная компетентность. Профессиональное мастерство. Профессиональное творчество.

Практические работы. Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности.

8. Профессиональная карьера

Теоретические сведения. Понятия «карьера»,«должностной рост», «призвание». Факторы, влияющие на профессиональную подготовку и профессиональный успех. Планирование профессиональной карьеры.

Практические работы. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.

9. Рынок труда и профессий

Теоретические сведения. Рынок труда и профессий.Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложение на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий.

Практические работы. Посещение центра занятости исоставление рейтинга профессий и должностей в районе проживания.

10. Виды профессионального образования

Теоретические сведения. Общее и профессиональноеобразование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практические работы. Исследование региональногорынка образовательных услуг.

11. Трудоустройство. С чего начать?

Теоретические сведения. Профессиональное резюме. Формы самопрезентации. Автобиография как форма самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. Типичные ошибки при собеседовании. Правила самопрезентации при посещении организации.

Практические работы. Составление профессиональногорезюме.


РАЗДЕЛ 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ


1. Цели и задачи проекта

Теоретические сведения. Определение жизненныхцелей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.

Практические работы. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

2. Ориентация в мире профессий

Теоретические сведения. Профессиональные центры. Знакомство с миром профессий.

Практические работы. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

3. Обоснование выбора профессии

Теоретические сведения. Необходимость осознанного выбора профессии. Выявление интересов, способностей.

Практические работы. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

4. Пути получения профессии

Теоретические сведения. Общее и профессиональноеобразование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование.

Практические работы. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

  1. Поиск работы в ситуации непоступления в учебное заведение

Теоретические сведения. Поиск работы. Центры занятости.

Практические работы. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

6. Оценка и защита проекта

Теоретические сведения. Самопрезентация. Презентация. Защита проекта.

Практические работы. Проведение презентации и защита проекта.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ10—11 классы


п/п

Тема

Кол-во часов

Основное содержание материала темы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

10 класс

Раздел 1. Технология проектирования изделий

1

Особенности современного проектирования

1 (2)

Особенности современного проектирования. Технико-технологические, социальные, экономические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Ответственность современного дизайнера перед обществом. Значение эстетическогофактора в проектировании

Знакомиться с требованиями к современному проектированию.Знакомиться с понятиями «инновация», «проектное задание», «техническое задание».Знакомиться с качествами, которыми должен обладать проектировщик.Представлять значение эстетического фактора в проектировании

2

Законы художественного конструирования

1 (2)

Эстетика. Единство формы и содержания. Пропорции. Симметрия. Динамичность. Статичность. Контраст. Равновесие формы. Цветовое оформление

Знакомиться с ролью эстетики. Иметь представление о законах гармонии: единстве формы и содержания. Определять качество пропорции, симметричность, динамичность, статичность. Иметь представление о контрасте. Понимать равновесие формы. Подчёркивать особенности формы с помощью цветового оформления. Изучать законы художественного конструирования

3

Экспертиза и

оценка изделия

1 (2)

Экспертиза и оценка изделия. Социально-экономические, функциональные, эргономические, эстетические качества объектов проектной деятельности

Знакомиться со значением и составляющими понятия «потребительские качества товара (услуги)». Знакомиться с критериями оценки потребительских качеств товара. Получать представление о том, что входит в процедуру экспертной оценки объекта и кто её проводит

4

Алгоритм проек-

тирования

2 (3)

Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по коррекции проекта

Представлять, какие этапы включает в себя проектная деятельность. Осуществлять пошаговое планирование проектной деятельности. Получать представление, что включает в себя понятие «алгоритм дизайна». Понимать, какие критерии следует учитывать при разработке банка идей и предложений. Планировать свою деятельность по учебному проектированию

5

Методы решения

творческих задач

2 (3)

Понятия «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности.Логические и эвристические методы решения задач

Получать представление о понятиях «творчество», «творческий процесс». Знакомиться с видами творческойдеятельности (художественное, научное, техническое творчество). Представлять, что такое изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого процесса. Осваивать методы решения нестандартных задач. Понимать, какие методы решения задач относятся к логическим

6

Метод мозговой

атаки

1 (2)

Метод мозговой атаки. Суть метода. Цель метода. Генерация

идей. Аналогия, инверсия, фантазия, эмпатия

Понимать суть метода мозговой атаки.Формулировать цель метода.Приобретать опыт генерации идей.Иметь представление об аналогии,инверсии, фантазии, эмпатии

7

Метод обратной

мозговой атаки

1 (2)

Суть метода обратной мозговой атаки. Цель метода

Осмысливать суть метода обратной мозговой атаки. Иметь представление о цели метода

8

Метод контроль-

ных вопросов

1 (2)

Суть метода контрольных вопросов. Универсальные опросники

Осмысливать суть метода контрольных вопросов. Использовать в практике изобретательской деятельности универсальные опросники

9

Синектика

1 (2)

Синектика. Суть метода. Типыаналогий

Получать представление о синектике.Представлять, какими качествами должен обладать синектор. Понимать типы аналогий

10

Морфологический анализ

1 (1)

Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Недостаток метода

Получать представление о методах поиска оптимального варианта. Осмысливать суть и применение метода морфологического анализа. Составлять таблицу значимых параметров

11

Функционально-стоимостный

анализ

1 (2)

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии.Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве

Формировать представление о ФСА как методе экономии.

Знакомиться с основными этапами ФСА

12

Метод фокальных объектов

1 (2)

Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации».Методы фокальных объектов (МФО), гирлянд случайностей иассоциаций, сущность и применение

Понимать способы применения ассоциативных методов решения творческих задач (методов фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций). Приобретать опыт использования МФО на примере задачи «выбор объекта и цели его усовершенствования»

13

Дизайн отвечает

потребностям

1 (2)

Проектирование как отражение общественной потребности. Взаимосвязь общественных потребностей и проектирования. Значение понятия «дизайн». Значение дизайна в проектировании. Эргономика, техническая эстетика, дизайн среды

Рассматривать проектирование как отражение общественной потребности. Понимать влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Формировать представление о рынке товаров и услуг. Производить анализ существующих изделий

14

Защита интеллектуальной собственности

1 (2)

Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания

Понимать сущность понятия «интеллектуальная собственность». Получать представление о том, что

может являться объектом интеллектуальной собственности.

Знакомиться с понятием «авторское право» и существующими формами защиты авторских прав. Осмысливать, что такое патент и как осуществляется патентование изобретения.Знакомиться с сутью и защитой товарных знаков, знаков обслуживания

15

Мысленное построение нового

изделия

1 (2)

Проект. Постановка целей и изыскание средств для проектирования. Дизайнерский подход. Бизнес-план

Осмысливать суть выполнения проекта. Получать представление о постановке целей и изыскании средств проектирования. Осваивать дизайнерский подход. Знакомиться с составлением бизнес-плана

16

Научный подход в проектировании изделий

1 (2)

Процесс проектирования дизайнером новых изделий. Источникиинформации. Представления об основах взаимозаменяемости.Составляющие технологического планирования. Бизнес-планирование. Маркетинг, его цели, задачи

Осмысливать процесс проектирования дизайнером новых изделий. Использовать источники информации. Получать представление об основах взаимозаменяемости. Определять составляющие технологического планирования. Осмысливать суть маркетинга

17

Материализация

проекта

1 (2)

Макетирование, моделирование. Изготовление опытных образцов. Испытание. Стоимость проектов

Формировать представление о необходимости макетирования, моделирования. Осмысливать потребность в изготовлении опытных образцов и проведении испытаний. Определять стоимость проектов

18

Дизайн-проект.

Выбор объекта

проектирования

1 (2)

Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования. Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления проектного изделия. Механические свойства материалов

Определять выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основании анализа. Формулировать требования к объекту проектирования.

Выбирать материал для проектируемого изделия

19

Изучение покупательского

спроса

1 (2)

Покупательский спрос. Требования к анкете по изучению покупательского спроса. Анкета покупателя. Выводы

Осмысливать значение покупательского спроса. Рассматривать требования к анкете по изучению покупательского спроса. Проводить анкетирование, делать выводы

20

Проектная документация

1 (3)

Стандартизация при проектировании. Проектная документация:резюме по дизайну, проектная спецификация. Использование компьютера для выполнения проектной документации. Проектная документация: технический рисунок, чертёж,сборочный чертёж. Выполнение технических рисунков и рабочих чертежей проектируемого изделия. Технологическая карта

Получать представление о стандартизации при проектировании. Осмысливать, как составляется проектная документация: резюме по дизайну, проектная спецификация.Использовать компьютер для выполнения проектной документации. Расширять представление о проектной документации: техническом рисунке, чертеже, сборочном чертеже. Выполнять технические рисунки и рабочие чертежипроектируемого изделия. Анализировать технологические карты

20

Организация технологическогопроцесса

1(4)

Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Содержаниеи составление технологической карты

Представлять технологический процесс изготовления нового изделия. Осмысливать суть технологической операции и технологического перехода. Составлять технологическуюкарту

21

Анализ результатов проектной деятельности

1(2)

Понятие качества материального объекта, услуги, техническогопроцесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование.Критерии оценки выполненного проекта. Критерии защиты проекта. Выбор формы презентации.Использование в презентации технических средств. Презентацияпроектов и результатов труда.Оценка проектов

Производить самооценку проекта согласно критериям оценки качества проектного изделия. Проводить испытания изготовленного изделия.Выполнять рецензирование продукта проектирования.Производить презентацию и защитусвоего проекта. Анализировать качество выполнения проектов одноклассников и давать им оценку

Раздел 2. Технологии в современном мире

1

Роль технологии

в жизни человека

1(2)

Понятие «культура», виды культуры. Понятия «технология»

и «технологическая культура». Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда

Осмысливать, что такое технология и какова её взаимосвязь с общей культурой. Осмысливать основные виды культуры.Понимать значение понятия «технологическая культура», влияние технологий­ на общественное развитие. Иметь представление о трёх составляющих производственной технологии

2

Технологические

уклады

1(2)

Исторически сложившиеся технологические уклады и их основныетехнические достижения

Получать представление об исторически сложившихся технологических укладах и основных технических достижениях. Осмысливать суть основной технологической задачи

3

Связь технологий

с наукой, техникой и производством

1 (2)

Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства

Устанавливать взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства. Представлять роль науки в развитии технологического прогресса. Формировать понятие «наукоёмкость производства»

4

Энергетика и

энергоресурсы

1 (2)

Производственные задачи. Энергетика. Тепловые электростанции. Гидроэлектростанции.Атомные электростанции.Проблемы и перспективы

Осмысливать производственные задачи. Знакомиться с энергетикой, тепловыми электростанциями, гидроэлектростанциями, атомными электростанциями. Осмысливать проблемы и перспективы атомной энергетики

5

Альтернативные

источники энергии

1 (2)

Альтернативные (нетрадиционные) источники электрической энергии. Солнечная энергия и солнечные электростанции. Энергия ветра. Энергия приливов. Геотермальная энергия

Знакомиться с альтернативными (нетрадиционными) источниками электрической энергии. Формировать представление о солнечной энергии и солнечных электростанциях. Осмысливать значение энергии ветра, энергии приливов, геотермальной энергии. Сравнивать достоинства и недостатки различных способов полученияэнергии

6

Технологии индустриального производства

1 (2)

Промышленный переворот. Машиностроение. Машины. Основные узлы машин. Виды машин. Индустриальное производство. Технологии индустриального производства. Технологический процесс индустриального производства

Знакомиться с этапом «промышленный переворот». Получать представление о машиностроении, машинах, основных узлах машин и их видах. Формировать представление об индустриальном производстве, технологии индустриального производства, технологическом процессе индустриального производства. Осмысливать основные направления совершенствования индустриального производства

7

Технологии земледелия и растениеводства

1 (2)

Сельское хозяйство. Отрасли: земледелие и растениеводство.

Классификация технологий земледелия. Отрасли современного растениеводства. Технология растениеводства

Формировать представление о современном сельском хозяйстве. Различать отрасли: земледелие и растениеводство. Классифицировать технологии земледелия. Различать отрасли современного растениеводства. Формировать представление о технологии растениеводства

8

Технологии животноводства

1 (2)

Животноводство. Этапы развития животноводства. Отрасли современного животноводства. Промышленные технологии животноводства

Знакомиться с животноводством. Осмысливать этапы развития животноводства. Знакомиться с отраслями современного животноводства. Формировать представление о технологическом цикле получения животноводческой продукции. Формировать представление о промышленных технологиях животноводства

9

Технологии агропромышленного

производства

1 (2)

Агропромышленный комплекс (АПК). Структура отраслей АПК. Основные этапы технологии АПК. Технология защиты растений. Реализация сельскохозяйственной продукции

Формировать представление об агропромышленном комплексе. Знакомиться со структурой отраслей АПК. Осмысливать последовательность выполнения основных этапов технологии АПК. Знакомиться с технологией защиты растений. Рассматривать возможные пути реализации сельскохозяйственной продукции. Составлять технологическую цепочку изготовления хлебобулочных изделий

10

Технологии лёгкой промышленности

1 (2)

Лёгкая промышленность. Подотрасли лёгкой промышленности.Текстильная промышленность

Формировать представление о лёгкой промышленности. Знакомиться спод отраслями лёгкой промышленности. Рассматривать технологию получения текстильных материалов из различного сырья. Готовить сообщение о технологии получения сырья для кожевенно-обувного производства

11

Технологии пищевой промышленности

1 (2)

Пищевая промышленность. Группы отраслей пищевой промышленности. Деление групп предприятий пищевой промышленности на различные производства. Обработка

пищевого сырья. Переработка продуктов животноводства.

Рыбная промышленность. Плодоовощная промышленность.

Технологический цикл в пищевой промышленности

Формировать представление о современной пищевой промышленности. Выделять группы отраслей пищевой

промышленности. Знакомиться с делением групп предприятий

пищевой промышленности на различные производства. Формировать представление о способах обработкипищевого сырья. Знакомиться с переработкой продуктов животноводства, с трудовыми операциями по разделке тушживотных, формированию полуфабрикатов и выпуску мясныхконсервов. Формировать представление о рыбной промышленности. Знакомиться с плодоовощной промышленностью. Осмысливать суть технологического цикла в пищевой промышленности


Итого

35(70)



11 класс

12

Природоохранные технологии

1 (1)

Природоохранные технологии. Экологический мониторинг.

Основные направления охраны природной среды

Формировать представление об экологическом мониторинге.

Осмысливать значение экологической экспертизы

13

Переработка бытового мусора и

промышленных

отходов

1 (2)

Экологически чистые и безотходные производства. Переработка бытового мусора и промышленных отходов

Формировать представление об экологически чистом и безотходном производстве. Осмысливать значение переработки бытового мусора и промышленных отходов, сущность безотходных технологий (производств). Представлять производственный цикл деревообрабатывающей промышленности

14

Рациональное использование земель, минеральных ресурсов,

водных ресурсов

2 (4)

Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Оборотное водоснабжение. Ответственность за сохранение гидросферы

Формировать представление о рациональном использовании земельных, минеральных и водных ресурсов. Знакомиться с существующими мероприятиями по очистке водоёмов.

Представлять, как используется вода в замкнутом контуре предприятия. Знакомиться с мероприятиями по борьбе с загрязнением водоёмов

15

Электротехнологии

1 (2)

Основные виды промышленной обработки материалов.

Электротехнологии и их применение

Формировать представление о видах современных электротехнологий и их использовании. Рассматривать электронно-ионную или аэрозольную технологию. Знакомиться с методами магнитной очистки, магнитоимпульсной обработки и прямого нагрева. Изучать виды сварки: электрическую, дуговую, контактную.Осмысливать возможность использования для технологических целей явления разрушения — эрозии

16

Лучевые технологии

1 (2)

Лучевые методы обработки. Лазерная обработка материалов.Электронно-лучевая обработка. Электронно-лучевое резание ипрошивка. Электронно-лучевая плавка

Формировать представление о лучевых методах обработки. Знакомиться с видами обработки материалов: лазерной, электронно-лучевой. Знакомиться с использованием электронно-лучевого резания и прошивки, электронно-лучевой плавки

17

Ультразвуковые

технологии.

Плазменная обработка

2 (4)

Ультразвуковые технологии: сварка и дефектоскопия. Ультразвуковая размерная обработка. Ультразвуковая очистка. Ультразвуковая сварка. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка. Порошковая металлургия

Знакомиться с сущностью и областью применения ультразвуковых технологий. Формировать представление об ультразвуковой размерной обработке, ультразвуковой очистке, ультразвуковой сварке, ультразвуковой дефектоскопии. Знакомиться с принципом плазменной обработки материалов. Формировать представление о плазменном нанесении покрытий (напылении и наплавке), плазменной резке и сварке, плазменных технологиях в порошковой металлургии, плазменно-механической обработке материалов.Рассматривать примеры их использования

18

Технологии послойногопрототипирования

1 (2)

Технологии послойногопрототипирования и их использование

Формировать представление о методе послойного прототипирования и области его применения. Знакомиться с лазерной и масочной стереолитографией. Рассматривать

суть и использование методов избирательного лазерного спекания, нплавления, ламинирования, трёхмерной печати

19

Нанотехнологии

1 (2)

Нанотехнологии. Основные понятия. Технология поатомной

(помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологий

Формировать понятия «наноматериал», «наночастица».

Рассматривать перспективы использования нанотехнологий.

Готовить и проводить презентацию с описанием новых перспективных технологий

20

Новые принципы

организации современного производства

1 (1)

Пути развития современного индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины.Глобализация системы мировогохозяйствования

Формировать понятия «рационализация», «стандартизация», «конвейеризация» производства.Понимать сущность непрерывного(поточного) производства. Знакомиться с гибкими производственными системами. Формировать понятие «глобализация системы мирового хозяйства»

21

Автоматизация

технологических

процессов

1 (2)

Автоматизация производства на основе информационных технологий. Изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП). Составляющие АСУТП

Рассматривать результаты автоматизации и компьютеризации производства. Осознавать, что даёт использование гибкого автоматизированного производства и из чего оно состоит.

Формировать понятия «автомат» и «автоматика», «гибкая и жёсткая автоматизация». Осмысливать, где применяются на

производстве АСУТП

Раздел 3. Профессиональное самоопределение и карьера


1

Понятие профессиональной деятельности

2(3)

Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность,её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности.Человек как субъект профессиональной деятельности.Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятие специальности и перемены труда. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства

Осознавать, что такое профессиональная деятельность, её цели и

функции. Осознавать, что является факторами успеха в профессиональной деятельности. Формировать представление о разделении, специализации и кооперации труда. Получать представление о существующих формах разделения труда. Различать понятия «профессия» и «специальность». Осознавать разницу между специализациями: отраслевой, предметной, стадийной (технологической), функциональной, профессиональной, квалификационной

2

Сферы, отрасли,

предметы труда

и процесс профессиональной

деятельности

2(4)

Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи­. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Сферы и отрасли профессиональной деятельности. Предметы труда. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товары, услуги

Формировать представление о материальной и нематериальной сферах производства, их составе, соотношении и взаимосвязи. Осознавать особенности развития сферы услуг. Знакомиться с формированием межотраслевых комплексов. Рассматривать сферы и отрасли профессиональной деятельности, предметытруда, производство как преобразовательную деятельность.Изучать составляющие производства. Формировать представление о средствах производства: предметах труда, средствах труда (орудиях производства); технологическом процессе. Формировать понятие «продукты производственной (преобразовательной) деятельности»: товары, услуги

3

Нормирование и

оплата труда

1 (3)

Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда, Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда. Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка

Изучать нормативные производственные документы. Формироватьпонятия «нормирование труда»; «норма труда»; «норма численности»; «норма управляемости»; «норма выработки». Знакомиться с тарифной системой, тарифной ставкой, тарифной сеткой. Осмысливать назначение тарифно-квалификационных справочников

4

Система оплаты

труда

2 (4)

Система оплаты труда. Сдельная, повременная и договорная формыоплаты труда. Виды, применениеи способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда

Определять вид оплаты труда для работников определённых профессий.Формировать представление о видахоплаты труда и понимать разницумежду ними

5

Культура труда

2 (4)

Понятие культуры труда. Составляющие культуры труда. Технологическая дисциплина. Организация рабочего места. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности

Осмысливать, что входит в понятие «культура труда». Формировать понятие о научной организации труда. Знакомиться с мерами обеспечения безопасности и мерами по охране труда

6

Профессиональная этика

2 (4)

Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственногоповедения. Профессиональная этика и её виды

Осмысливать, что означают понятия «этика», «мораль» и «нравственность». Формировать представление о нормах поведения и профессиональной этике. Рассматривать виды профессиональной этики

7

Этапы профессионального становления

1 (2)

Этапы и результаты профессионального становления личности.Выбор профессии. Профессиональная обученность. Профессиональная компетентность. Профессиональное мастерство. Профессиональное творчество

Знакомиться с основными этапами профессионального становления. Формировать понятия «профессиональная обученность», «профессиональная компетентность», «профессиональное мастерство». Рассматривать значение профессионального творчества

8

Профессиональная карьера

1 (2)

Понятия «карьера», «должностной рост», «призвание». Факторы, влияющие на профессиональную подготовку и профессиональный успех. Планирование профессиональной карьеры

Формировать понятия «профессиональная карьера», «должностнойрост», «призвание». Осмысливать, из чего складываетсяпрофессиональная подготовка. Планировать будущую профессиональную карьеру и правильно оценивать собственные профессиональные данные

9

Рынок труда и

профессий

1 (2)

Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложение на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий

Рассматривать способы изучения регионального рынка труда.

Изучать содержание трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников различных профессий. Осмысливать, что такое рынок труда и профессий, конъюнктура рынка труда и профессий.

Знакомиться со способами изучения рынка труда и профессий. Находить источники информации о рынке труда и профессий. Знакомиться с деятельностью центров профконсультационной помощи

10

Виды профессионального образования

1 (3)

Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг

Изучать региональный рынок образовательных услуг. Осмысливать,в чём различия общего и профессионального образования.Знакомиться с видами профессионального образования.Рассматривать формы получения профессионального образования.Осмысливать, что входит в понятие «рынок образовательных услуг». Находить нужную информацию о рынке образовательных услуг

11

Трудоустройство.

С чего начать?

2 (4)

Профессиональное резюме. Формы самопрезентации. Автобиография как форма самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. Типичные ошибки при собеседовании. Правила самопрезентации при посещении организации

Знакомиться с существующими видами самопрезентации. Рассматривать сущность и назначение профессионального резюме и автобиографии. Формировать представление о правилах поведения при собеседовании. Составлять профессиональное резюме, автобиографию

Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры

1

Цели и задачи

проекта

1(2)

Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения

Определять цели и задачи проекта. Планировать свои действия по достижению намеченных жизненных целей

2

Ориентация в мире профессий

1 (2)

Профессиональные центры. Знакомство с миром профессий

Знакомиться с работой центров оказания профессиональной консультации. Выявлять профессиональные интересы

3

Обоснование выбора профессии

1 (3)

Необходимость осознанного выбора профессии. Выявление интересов, способностей

Обсуждать осознанный выбор профессии.

Проводить тестирование

4

Пути получения

профессии

1 (2)

Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование

Обосновывать выбор учебного заведения

5

Поиск работы в

ситуации непоступленияв

учебное заведение

1 (2)

Поиск работы. Центры занятости

Рассматривать возможности трудоустройства выпускника школы.Делать о трудоустройстве и определять пути поиска работы вслучае непоступления в учебное заведение

6

Оценка и защита

проекта

1 (2)

Самопрезентация. Презентация. Защита проекта

Готовить презентацию. Готовить доклад. Защищать разработанный проект


Итого

35(70)





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

  • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Рабочая программа по технологии для 10—11 классов.

  2. Базовый уровень (автор Н. В. Матяш).

  3. Технология. 10—11 классы. Базовый уровень. Учебник (авторы:В. Д. Симоненко, О. П. Очинин, Н. В. Матяш и др.).

  4. Технология. 10—11 классы. Базовый уровень. Электрон-ная форма учебника (авторы:В. Д. Симоненко, О. П. Очинин, Н. В. Матяш и др.).

  5. Технология. 10—11 классы. Базовый уровень. Методи-ческое пособие (авторы:Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко, Л. И. Булавинцева)­.

  6. Материалы, лабораторное оборудование, необходимое для проведения демонстрационного и ученического эксперимен-тов в соответствии с содержанием программы на базовом уровне.

  7. Инструменты, механизмы, станки, приборы, аппараты, установки, агрегаты, допускаемые нормами СанПиНа для пользования учащимися данной возрастной группы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!