СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Растим гражданина"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Растим гражданина"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Касторенская средняя общеобразовательная школа №1»

Касторенского района Курской области















Военно-патриотическое воспитание в школе -  составная часть системы подготовки молодёжи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации





































ПАСПОРТ ПРОЕКТА

п/п

Информационные разделы паспорта

Описание разделов паспорта проекта

1

Наименование образовательной организации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Касторенская средняя общеобразовательная школа №1» Касторенского района Курской области

2

Название проекта

Военно-патриотическое воспитание в школе -  составная часть системы подготовки молодёжи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации


3

Тип проекта

Практико-ориентированный

4

Актуальность проекта

Проблема военно-патриотического воспитания подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

События последних лет подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизила воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

В сложившихся условиях остро возникает проблема военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Базовой идеей военно-патриотического воспитания в современном общеобразовательном учреждении является подготовка гражданина и патриота России с осознанной и активной жизненной позицией.

5

Цель проекта

Формирование у учащихся школы гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, необходимых для успешной их социализации посредством вовлечения в активную деятельность по военно-патриотическому воспитанию.

6

Задачи проекта

- изучать исторические факты и явления;

- совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности, обеспечив условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности;

- формировать эффективную систему военно-патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого обучающегося верности Отчизне, готовности приносить пользу обществу.

7

География (место реализации) проекта

посёлок городского типа Касторное Касторенского района Курской области

8

Целевая аудитория

обучающиеся общеобразовательной школы

9

Сроки реализации проекта

долгосрочный


10

Ожидаемые результаты

в познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся;

в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;

в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших нравственных ценностей, идеалов, ориентиров, способность ориентироваться ими в практической деятельности.

11

Оценка эффективности проекта

Качественные параметры:

1.Сформированность гражданских навыков:

-умение действовать индивидуально и в коллективе;

-участие в общественных делах.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- знание символики Российской Федерации;

- гражданственность.

Количественные параметры:

Показатель

Целевой ориентир

Участие в детских общественных объединениях патриотической направленности (доля обучающихся от общего количества)

до 50%

Включённость каждого школьника в воспитательные ситуации

до 100%

Участие в конкурсах военно-патриотической тематики (доля обучающихся от общего количества)

до 40%

Количество мероприятий, проводимых по военно-патриотическому воспитанию

не мене 4 в течение учебного года


12

Механизм реализации проекта

Разработка календарного планирования работы системы военно-патриотического воспитания учащихся МКОУ « Касторенская СОШ №1»

13

Ресурсное обеспечение проекта

Материально-технические ресурсы:

музей Боевой Славы школы, школьная библиотека, спортивный зал, спортивная площадка, стадион, физкультурно-оздоровительный комплекс «Комета».

Кадровые ресурсы:

преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры, классные руководители, педагоги дополнительного образования, военком.



























СОДЕРЖАНИЕ


стр.



Введение…………………………………………………………………………….6


ГЛАВА I . Теоретические основы проблемы военно-патриотического воспитания в образовательных учреждениях……………………………………8

ГЛАВА II.Система военно- патриотического воспитания

в МКОУ « Касторенская средняя общеобразовательная школа №1» Касторенского района Курской области…………………………………………10



Заключение…………………………………………………………………………17

Список литературы………………………………………………………………...18


























ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы проекта.

Мы должны строить свое будущее на прочном

фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм.

В.В. Путин

Проблема военно-патриотического воспитания подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

События последних лет подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизила воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам брака и семьи. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В сложившихся условиях остро возникает проблема военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Базовой идеей военно-патриотического воспитания в современном общеобразовательном учреждении является подготовка гражданина и патриота России с осознанной и активной жизненной позицией.

В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков. В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни.

 С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Проект предполагает усиление воспитательной компоненты на уроках, во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании детей: обучающимся прививаются базовые ценности на уроках, на занятиях по интересам и на массовых мероприятиях.

Тема проекта: «Военно-патриотическое воспитание в школе -  составная часть системы подготовки молодёжи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации».

Цель проекта: формирование у учащихся школы гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, необходимых для успешной их социализации посредством вовлечения в активную деятельность по военно-патриотическому воспитанию.

Задачи проекта:

- изучать исторические факты и явления;

- совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности, обеспечив условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности

- формировать эффективную систему военно-патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого обучающегося верности Отчизне, готовности приносить пользу обществу.

Ожидаемые результаты. Реализация проекта будет способствовать повышению ценностного отношения обучающихся школы к проблемам военно-патриотического воспитания; совершенствованию действующей системы работы школы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся; использованию эффективных форм военно-патриотического воспитания в учебной и внеучебной деятельности:

познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся;

-в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;

-в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших нравственных ценностей, идеалов, ориентиров, способность ориентироваться ими в практической деятельности.

Новизна проекта. На основе анализа нормативно-правовой базы организации военно-патриотического воспитания и обобщения опыта работы разработана модель данного направления воспитания.

Теоретическая значимость проекта. Сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов военно-патриотической работы могут выполнять функцию необходимого теоретического обоснования для методических разработок.

Практическая значимость проекта. Ценностно-ориентированный подход к военно-патриотическому воспитанию сможет продемонстрировать новые возможности при формировании патриотического мировоззрения обучающихся.






ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


Безопасность страны испокон веков является важнейшим направлением деятельности государства и священным делом всех россиян. Существенное значение при этом имеет формирование у молодёжи готовности к защите Отчизны. Поэтому первоочередной задачей школы является деятельность по воспитанию патриотизма, обеспечению готовности молодёжи к выполнению гражданского и воинского долга по защите Родины.

На развитие патриотического воспитания в школе направлен целый ряд государственных документов.

Основой нормативных правовых документов по патриотическому воспитанию является Конституция Российской Федерации. В ней обращено внимание на то, что государство создаёт условия для воспитания в детях патриотизма. Также в ней содержатся положения о государственных символах, о долге и обязанности граждан по защите своего Отечества. [1]

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года сформулированы основные направления воспитания молодёжи, в том числе патриотическое воспитание.[3]

В Федеральном законе « О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» определены меры поддержки деятельности военно-патриотических объединений.[2]

В федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» рассмотрено правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы с целью реализации молодыми людьми конституционного долга по защите Отечества.[6]

Как видно из перечисленных нормативных правовых документов, в нашей стране ведётся единая государственная политика в области патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание является одной из важнейших составляющих воспитания и представляет собой целенаправленную деятельность по формированию у молодёжи патриотического сознания, морально-волевых черт характера и патриотического поведения.

В.А. Сухомлинский, известный педагог-новатор XX века, рассматривал патриотизм как высокое духовно-нравственное качество человека, который является, по убеждению педагога, основой чувства человеческого достоинства, сочетает в себе нравственные качества человека и гражданственность. [10]

Тема патриотического воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным в Указе Президента РФ от 21.07.2020 года №474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года».[5]

31 июля 2020 года был принят Федеральный закон №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». [7] В рамках данных инициатив с 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование».

Федеральный проект «Патриотическое воспитание» направлен на  функционирование системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. [ 8]

Работа школы по патриотическому воспитанию – это работа по формированию у обучающихся патриотического сознания, чувства любви к своей Отчизне, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Отчества. Эта деятельность носит систематический и целенаправленный характер, участие в ней принимает весь педагогический коллектив.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности молодёжи к военной службе.

Статья 59 Конституции РФ гласит о том, что защита Отчества –священный долг и обязанность гражданина Российской Федерации.[1]

Таким образом, Основной Закон страны связывает служение Отечеству со службой в Российской Армии. Подготовка к военной службе должна вестись задолго до призыва молодого человека в ряды Вооружённых Сил РФ.

Выводы по главе I. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача. Намеченные в государственных программах вехи в области военно-патриотического воспитания ориентирую педагогов не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.


















ГЛАВА II. СИСТЕМА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕОСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В МКОУ « КАСТОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» КАСТОРЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ


В МКОУ « Касторенская СОШ №1» ведущим направлением воспитательной работы является военно-патриотическое воспитание школьников. В нашем общеобразовательном учреждении сложилась система патриотического воспитания, которая является частью всей воспитательной системы школы и соответствует Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года [3]. Эта система складывалась постепенно: к тематическим классным часам, урокам ОБЖ и физкультуры добавились внеклассные мероприятия, занятия в детских общественных объединениях, объединениях дополнительного образования.

Обязательная подготовка несовершеннолетнего гражданина к военной службе в нашем общеобразовательном учреждении предусматривает следующие направления:

-воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России, Вооружённым Силам Российской Федерации;

-формирование морально-психологических и физических качеств, необходимых для прохождения военной службы;

- приобретение навыков в области гражданской обороны;

-приобретение первоначальных сведений в сфере обороны;

-изучение основ безопасной военной службы.

Подготовка школьников к защите Отечества представляет непрерывный процесс и носит комплексный характер, сочетающий в себе цели, задачи, принципы, формы, методы и средства, которые реализуют все задействованные в этом процессе звенья, тесно взаимодействуя между собой.

В МКОУ « Касторенская СОШ № 1» накоплен большой опыт по преподаванию учебной дисциплины ОБЖ, имеется хорошее методическое обеспечение и материально-техническая база.

Для преподавания основ безопасности жизнедеятельности имеется необходимый комплект учебников для всех классов среднего и старшего звена, методическая литература для учителя. Специальный раздел в предмете ОБЖ: «Основы военной службы» – призван дополнять новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера у старших школьников.

В школе обучается 305 учеников, из них – 152 человека ( 6-11 классы) проходят подготовку по курсу ОБЖ. Ежегодно, в конце мая, учащиеся 10 класса проходят подготовку на районных военно-полевых сборах, где условия их обучения максимально (с учётом возраста) приближены к военным. Приобщаясь к основам военной службы, учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества, необходимые защитнику Родины. Основной формой учебного процесса по начальной военной подготовке, конечно, остаётся урок. Но дополнительные занятия во внеурочное время помогают в углублении и совершенствовании знаний, умений и навыков будущих воинов.

В программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» недостаточно времени уделяется вопросам стрелковой подготовки, но в то же самое время в программу ежегодно проводимых соревнований допризывной молодёжи и программу учебно-полевых учебных сборов десятиклассников входит стрельба из пневматической винтовки. Сложившаяся проблема обусловила необходимость разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Освоение навыков стрелковой культуры» и внедрения курса стрелковой подготовки в систему дополнительного образования детей нашего общеобразовательного учреждения. Кроме стрельбы из пневматической винтовки, в программу включены темы по изучению материальной части, разборка и сборка автомата Калашникова, метание ручных гранат. Объединение дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Освоение навыков стрелковой культуры», в 6 группах которого занимаются 60 человек 2-11 классов, действует в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка». http://rogow.ucoz.org/photo/?page3

Занятия в объединении дополнительного образования позволяют развивать общефизическую подготовку учащихся. Занимаются в данном объединении как мальчики, так и девочки. В рамках занятий школьники знакомятся с винтовкой, её устройством, учатся стрелять. Своеобразным контролем работы кружка является участие школы в муниципальных военных сборах. Работа с обучающимися по освоению навыков стрелковой культуры направлена на формирование следующих компетенций:

-получение теоретических знаний и практических навыков в стрелковом спорте,

- воспитание чувства гордости за достижения стрелкового спорта,

-формирование и развитие у школьников понятия о здоровом образе жизни, расширение кругозора и эрудиции в области стрелкового спорта и военного дела.

Большое внимание в военно-патриотическом воспитании уделяется занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества, необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения.

В данное время одной из основных форм воспитания военно-патриотического воспитания школьников в МКОУ « Касторенская СОШ № 1» стала именно внеурочная деятельность, расширение которой вызвано не только социальными потребностями общества, но и педагогической целесообразностью, поскольку для этого имеются дополнительные возможности для воспитания военно-патриотическому воспитанию подростков.

Внеурочная деятельность играет важную роль в военно-патриотическом воспитании школьников, так как выбраны формы и методы, осуществление которых происходит с учётом интересов обучающихся, квалификации руководителей, состояния учебно-материальной базы.

В школе действуют детские и молодёжные общественные объединения патриотической направленности: юнармейский отряд имени Героя Советского Союза Сидоренко Василия Алексеевича, юнармейский отряд имени Героя России Оськина Виктора Семёновича, военно-патриотический клуб «Память», в которых задействовано 54 школьника 5-11 классов, что составляет 28,3% от общего числа обучающихся основной и средней школы. В дальнейшем планируем увеличивать количество юнармейских отрядов с целью большего вовлечения школьников в детские общественные объединения патриотической направленности.

Цель деятельности юнармейских отрядов в школе:  сохранение и приумножение патриотических традиций, повышение в обществе авторитета и престижа военной службы. 

Годовой план работы юнармейских отрядов состоит из основных разделов: «Уставные и организационные мероприятия»; «Гражданско-патриотические мероприятия, акции»; «Мероприятия по начально-военной подготовке»; «Навыки формирования выживания в экстремальных условиях».

Основные формы организации работы в юнармейских отрядах: теоретические, практические занятия, подвижные игры, спортивные игры, лекции, беседы, экскурсии, профилактические и оздоровительные мероприятия. Использование игровых, занимательных, активных форм работы способствует созданию благоприятных условий для понимания и усвоения детьми нравственных норм, воспитания патриотизма и активной жизненной позиции.

Для полноценного развития умений, навыков и способностей у будущих защитников Родины, пропаганды военных профессий и здорового образа жизни большую роль в нашей школе играет юнармейская комната, созданная на базе кабинета ОБЖ. Здесь проводятся занятия по различным направлениям деятельности ВВПОД «Юнармия», собрания юнармейских отрядов, встречи с интересными людьми.

Юнармейцы активно принимают участие в акциях, посвящённых памятным датам, государственным праздникам и Дням воинской славы России. В ходе этих мероприятий школьники обращаются к героическому прошлому и настоящему России. Так мы формируем, сохраняем и приумножаем патриотические традиции.

Участие юнармейцев в соревнованиях военно-спортивного направления отмечено Почётными грамотами и дипломами регионального отделения ВВПОД «Юнармия» Курской области.

Военно-патриотический клуб «Память» функционирует в школе с 2006 года. В состав ВПК входят школьники 8-11 классов. Целью работы молодёжного объединения является выработка у молодёжи морально-психологической и физической готовности к военной службе, формирование у обучающихся знаний и умений по освоению обязанностей защитника Отечества. http://rogow.ucoz.org/prezentatsii/vpk_pamjat.pdf

Курсанты военно-патриотического клуба изучают положения Конституции, усваивают назначение Вооружённых Сил Российской Федерации, их структуру. Важный момент допризывной подготовки курсантов ВПК - знакомство их со смыслом воинской службы как почётной обязанности граждан, основными требованиями военной присяги, Уставом Вооружённых Сил. Кроме того, курсанты знакомятся с современными видами вооружения и боевой техникой, порядком и особенностями прохождения воинской службы, размещением и жизнью личного состава в воинских частях. Изучая основы гражданской обороны, они получают нужные знания и практические навыки, необходимые для молодого солдата. Это необходимое условие успешной адаптации юношей в армии, овладения воинской специальностью.

Курсанты принимают участие в конкурсах, спортивных соревнованиях различного уровня, региональных смотрах военно-патриотических клубов.

Юнармейские отряды школы, ВПК «Память» взаимодействуют с Касторенским филиалом Курского областного краеведческого музея, Советом ветеранов Касторенского района, военным комиссариатом по Касторенскогму, Горшеченскому, Советскому районам. Военный комиссар районного военкомата совместно с командиром воинской части в рамках проведения пятидневных учебных сборов десятиклассников организует стрельбы на полигоне Постоялые Дворы Курского района Курской области из автомата боевыми патронами.

Приведу ещё примеры активных форм патриотического воспитания школьников, которые стали в нашей школе традиционными.

Ежегодно во время проведения патриотических акций, посвящённых Дням воинской славы, памятным датам Российской Федерации курсанты ВПК несут Почётный караул у мемориала на братской могиле в посёлке Касторное. Участвуя в Почётном карауле, отдавая воинскую почесть павшим воинам в боях за честь, свободу и независимость нашей Родины, наши школьники учатся уважительному отношению к истории наших предков. Назначение в Почётный караул учащиеся воспринимают  как великую честь и большое доверие.  http://rogow.ucoz.org/photo/

В школьном краеведческом музее хранится главный экспонат, ставший символом Победы для многих поколений школьников. Это пионерское знамя, прошедшее в боях в годы Великой Отечественной войны от Касторного до Кенигсберга. Во время  торжественных мероприятий, официальных церемоний знамённая группа школы выносит копию этого знамени. Церемония выноса знамени воспитывает сегодняшних детей в причастности к историческому прошлому Родины, помогает сохранять память и передавать её следующим поколениям. http://rogow.ucoz.org/photo/?photo=43

Важной частью военно-патриотической работы в школе является ежегодное проведение в школе военно-спортивных игр в преддверии Дня Победы. В сценарий игр включены этапы спортивного, военно-патриотического,  физкультурного характера.

Учащиеся 1-4 классов принимают участие  в игре  «Зарничка», форма её  проведения — эстафета, которая состоит из нескольких этапов. У каждой команды – название, эмблема; из состава команды выбирается командир. На каждом этапе – табличка с названием этапа. Судьи – проинструктированные старшеклассники, которые ведут учёт количества полученных баллов на каждом этапе.

Детско-юношеская оборонно-спортивная игра «Зарница», участниками которой являются учащиеся 5-8 классов, направлена на развитие и совершенствование у школьников навыков действий в экстремальных условиях, во время дорожно-транспортных происшествий и при пожарах, а также для подготовки к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации. В план игры входят следующие мероприятия: смотр боевых листков, комбинированная эстафета, силовая подготовка, стрельба из пневматической винтовки, армрестлинг, гражданская оборона (одевание противогаза на время), медицинская подготовка.

  Для школьников 9-11 классов организуем военно-спортивную игру «Орлёнок», которая похожа на военные учения и представляет собой имитацию боевых действий. В ходе игры старшеклассники соревнуются между собой в военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. В игру включаем следующие этапы: строевая подготовка, общефизическая подготовка, туристическая подготовка, полоса препятствий, огневой рубеж, смотр боевых листков.

В ходе проведения всех военно-спортивных игр члены команд принимают участие в смотре строя и песни. 

В военно-спортивных играх в доступной для школьников форме отражается обстановка, характерная для военных занятий, боевых действий. В этом заключается основное назначение игр для военно-патриотического воспитания. У школьников военно-спортивные игры вызывают интерес и серьёзное творческое отношение к ним.[10] http://rogow.ucoz.org/prezentatsii/na_start_pozvala_nas_zarnica.pdf

Итак, одним из важнейших направлений деятельности МКОУ «Касторенская СОШ №1» является военно-патриотическое воспитание учащихся, которое оказывает существенное влияние на состояние нашего общества. Чтобы определить, какое внимание уделяется различным аспектам военно-патриотического формирования осознанного позитивного отношения к гражданским и общечеловеческим ценностям, в школе провели анкетирование. Участниками анкетирования были учащиеся 8-11 классов школы (101 человек). Анкетирование подростков позволило получить информацию об отношении к ценностям патриотизма подрастающего поколения. Данное анкетирование находит выражение в оценке направленности мероприятий, которые проводятся в школе, формировании активной жизненной позиции, общей оценке условий в российском обществе, особенности службы в армии.

Направленность патриотического воспитания может быть объективно оценена только с учётом мнений самих подростков об этой работе. Проанализируем общее мнение старших подростков о мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию в школе.

Оценка школьниками мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе в зависимости от пола отражена в таблице 1.

Таблица 1

Оценка школьниками мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, человек

Отношение к мероприятиям в школе

Юноши

Девушки


Проходят очень интересно, посещаем их и участвуем в мероприятиях с удовольствием

44

30

Иногда бывает интересно, но зачастую это просто трата времени

9

10

Такие мероприятия лучше не проводить

3

5

Результаты опроса отражены в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Согласно опросу, больше половины респондентов ( 73%) считают, что данные мероприятия в школе проходят очень интересно, они посещают их и участвуют в мероприятиях с удовольствием. Мероприятия лучше не проводить считают 8 человек ( 8 %). 19 респондентов (19 %) высказались, что иногда данные мероприятия проходят интересно, но зачастую это просто трата времени. Как видим, 74 человека из 101 опрошенного с удовольствием участвует в проводимых школой подобных мероприятиях. Как правило, для подростков с активной жизненной позицией мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в школе очень интересны. А пассивные 8 подростка не желают посещать подобные мероприятия в школе. С большим интересом участвуют в мероприятиях патриотической направленности юноши. Соответственно, юноши чаще отмечали отсутствие интереса к подобным проектам. Проанализировав ответы школьников, которые негативно настроены, можно сделать вывод, что такие ответы могут быть связаны либо с большой загруженностью старших подростков патриотическими мероприятиями, либо с их неактуальностью или неинтересной подачей материала.

Далее провели анкетирование старших подростков заинтересованности в проведении военно-патриотических мероприятий в школе. Результаты анкетирования отражены в диаграмме 2.

Диаграмма 2.



Результаты опроса позволили сделать выводы:

самыми интересными событиями патриотической направленности школьники считают участие в патриотических мероприятиях (75%), военно-патриотические игры (82%) , стрельбу из разных видов оружия (87%).

Нет сомнения в том, что успешная подготовка к военной службе в школе зависит от создания системы военно-патриотического воспитания, следовательно, наше общеобразовательное учреждение – на правильном пути развития.

Выводы по главе II. Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель патриотического воспитания в МКОУ «Касторенская средняя общеобразовательная школа №1» – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

Система военно-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание является плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Модель военно-патриотического воспитания в нашей школе можно представить схематично:


Сейчас уже можно сказать и о некоторых результатах этой работы - выпускники стремятся все больше и больше поступать в военные училища, высшие школы МВД. Среди тех, кто принимает участие в работе юнармейского отряда и военно-патриотического клуба, нет ни находящихся на учёте в КДН, ни неуспевающих. Эти ребята гордятся своей Родиной и имеют свою жизненную позицию, основанную на глубочайшем уважении к славе своих отцов, дедов и прадедов.

А самое главное, что несёт наша работа, - это осознание детьми того, что историей русского народа стоит гордиться, что наш народ всегда готов героически отстаивать любимую Родину вне зависимости от политики и экономики в стране.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы

1.Конституция Российской Федерации( принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595

2. Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военно‑патриотических молодежных и детских объединениях»

http://www.obzh.ru/specifications/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-24-iyulya-2000-g-n-551.html

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/

4. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403‑Р «Об утверждении основ государственной молодёжной политики РФ на период до 2025 года»

https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-rasporiazhenie-n2403-r-ot29112014-h2406341/

5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 года №474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года»

https://bazanpa.ru/prezident-rf-ukaz-n474-ot21072020-h4825501/

6.Федеральный закон от 23.03.1998 №53-ФЗ (ред. 0т 03.07.2016) «О воинской обязанности и военной службе»

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=432646

7. Федеральный закон от 31.07.2020г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075

8. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» до 2024 г.

https://sh-nizhnetorejskaya r81.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/191/3056/Pasport_feder.proekta_po_patr.vosp.pdf

Книги

9. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2004.

10 .Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика, 1989. – 288.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!