СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа: Разговор о правильном питании

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа: Разговор о правильном питании»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38

г.Шахты Ростовской области»


РЕКОМЕНДОВАНО

Протокол №1 методического объединения

______________________

МБОУ СОШ № 38 г.Шахты

от ___________ 2021 г.

___________ _________

подпись руководителя МО

Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________ __________

подпись зам.директора по УВР Ф.И.О.

______________ 2021 г.


««Утверждаю»
Директор

ММБОУ СОШ №38 г.Шахты

_____________ Куракова И.А.

ППриказ от______ №_______




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По внеурочной деятельности «___Разговор о правильном питании »

(указать учебный предмет, курс)


на 2021-2022 учебный год


Уровень общего образования (класс) ____________основное общее, класс_____8В______

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)




Количество часов 34




Учитель Дегтярева Марина Николаевна ______

(ФИО)


Программа «Разговор о правильном питании » предназначена для внеурочной деятельности обучающихся 8 классов. Данная программа составлена в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), __________________________________________________________________________

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)







Г Шахты

Пояснительная записка

Программа создана на основании «Примерной программы внеурочной деятельности начальной и основной школы».

Образовательная программа внеурочной деятельности «Разговор о здоровье и правильном питании» разработана согласно требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, требований . Программа составлена на основе Комплексной общеобразовательной программы по формированию культуры здоровья, культуры питания у обучающихся, воспитанников в условиях образовательной организации /авторы-составители Н.В. Герасименко, Р.А.

. Образовательная программа «Разговор о здоровье и правильном питании», модифицированна по содержанию и количеству часов. Она является логическим продолжением авторской программы М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева "Разговор о правильном питании"- М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г., которая реализуется на занятиях внеурочной деятельности в 1-6 классах.


Актуальность и педагогическая целесообразность предложенной образовательной программы обусловлены состоянием здоровья школьников и теми масштабными задачами в решении этой проблемы, которые ставятся в ежегодных посланиях Президента, различных правительственных программах по модернизации процесса образования, президентской инициативе «Наша новая школа», в Концепции федеральных образовательных стандартов.

Основная цель программы: формирование полезных привычек и предпочтений, поведенческих навыков у обучающихся в области питания и ценностного отношения к собственному здоровью.


Программа «Разговор о здоровье и правильном питании» направлена на формирование (развитие) универсальных учебных действий у обучающихся в соответствии с ФГОС.

Реализация Программы предполагает решение следующих воспитательных и образовательных задач:



  • формирование и развитие представлений у обучающихся, воспитанников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;

  • расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;

  • формирование представлений о рациональном питании как важной составляющей здорового образа жизни, здорового стиля поведения;

  • формирование поведенческих навыков в области правильного питания как составной части здорового стиля жизни;

  • профилактика поведенческих рисков здоровья, связанных с нерациональным питанием;

  • освоение обучающимися практических навыков по приготовлению кулинарных блюд;

  • формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

  • пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории питания и традициях народов.

  • формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов, населяющих территорию Самарской области.


Существенная особенность Программы состоит в том, что в ней заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей школьных дисциплин. Положенный в основу этой программы аксиолого-компетентностный подход и вариативность форм ее использования в школьной практике полностью отвечают требованиям ФГОС для основной школы, а деятельная парадигма, на которой построена содержательная основа программы,- основной концепции ФГОС общего образования.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, обучающиеся 8 классов общеобразовательной школы (13-14 лет).

Программа «Разговор о здоровье и правильном питании» изучается в 8 классе по одному часу в неделю . В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).

Форма реализации – комплексная.

Программа «Разговор о здоровье и правильном питании» построена в соответствии с принципами:

    • научная обоснованность и практическая целесообразность;

    • возрастная адекватность;

    • необходимость и достаточность информации;

    • модульность программы;

    • практическая целесообразность

    • динамическое развитие и системность;

    • вовлеченность семьи и реализацию программы;

    • культурологическая сообразность.


Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей. В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Возрастным особенностям обучающихся 7-8 классов наиболее соответствуют проектный, поисково-исследовательский методы. Они обеспечивают условия для активного включения школьников в процесс обучения и способствуют накоплению «эмпирического опыта» в вопросах здоровья, здорового и безопасного образа жизни, который будет востребован ими в дальнейшей жизни.

В организации режимных моментов предусмотрено использование различных игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинговой формы, «мозгового штурма», различных видов совместной работы, что позволяет каждому ученику приобретать собственный положительный конструктивный опыт в решении «модельных» ситуаций и проблем, который в дальнейшем будет полезен ему в реальной жизни. В ходе такой подготовки стремление к здоровью у ребенка становится естественной потребностью жизни, а не результатом следования целому ряду «запретов».


Содержание курса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговор о здоровье и правильном питании» для обучающихся 8 классов состоит из 5 тематических разделов.

  1. Здоровье человека и факторы, его определяющие.

  2. Заболевания, обусловленные неправильным питанием. Алиментарно-зависимые заболевания.

  3. Физиология питания.

  4. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов.

  5. Особенности питания населения Самарской области.


Раздел 1. Здоровье человека и факторы, его определяющие

Состояние здоровья современного человека. Факторы, влияющие на здоровье школьников. Особенности обменных процессов, происходящих в организме человека в соответствии с возрастными периодами. Культура здоровья, здорового питания человека. Пирамида питания.

Еда и ее влияние на жизнь человека. Твои привычки в питании и твое здоровье. Здоровый стиль жизни и питание.


Раздел 2. Алиментарно-зависимые заболевания

Компоненты еды. Разнообразие пищи. Заболевания, обусловленные неправильным питанием. Алиментарно-зависимые заболевания и факторы их вызывающие. Нарушение питания и факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Меры профилактики алиментарно-зависимых заболеваний. Здоровые привычки питания. Несбалансированное питание.

Несбалансированность питания и болезни. Роль витаминов и минеральных веществ в организме человека. Что происходит с жирами в период приготовления пищи и как это влияет на организм. Свободные радикалы. Холестерин. Его роль в организме. Углеводы (сахара) и здоровье. Соль в еде и гормоны.


Раздел 3. Физиология питания

Краткие сведения о физиологии питания человека, о механизме пищеварения и правильном характере обмена веществ в организме человека. Требования и правила построения рационов питания для различных возрастных групп. Рацион с низким содержанием жиров, насыщенных жиров и холестерина. Твой рацион – это ты. Калории пищи и вес человека. Как привести организм к сбалансированному равновесию. Соль в еде и гормоны.


Раздел 4. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов

Реклама продуктов питания и здоровье. Сладости и сахар (углеводы). Жиры. Соль и консервирование продуктов. Реклама продуктов питания и здоровье. Современные тенденции развития индустрии питания в Российской Федерации и за рубежом. Особенности питания детей, обучающихся, лечебно-профилактического, диетического питания, питания в предприятиях открытой сети (ресторанах, кафе, столовых, закусочных и др. типов). Структура ассортимента продукции общественного питания. Приемы и способы кулинарной обработки пищевых продуктов. Что любишь из еды? Как любишь есть? Почему это делаешь? Алкоголь и его влияние на здоровье.


Раздел 5. Особенности питания населения Ростовской области.


Лен для здоровья. Гостеприимство: когда угощать гостей. Этикет еды как процесс безопасности для организма, уважения к окружающим и эстетического удовольствия. Какие привычки в питании семьи можно считать соответствующими здоровому стилю жизни. Особенности питания населения Самарской области. Этикет с точки зрения врача: почему так много ограничений в поведении.


Планируемые результаты


Универсальными компетенциями обучающихся на этапе формирования здорового и безопасного образа жизни являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели

  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

—использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном

информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.


Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

  • ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

    • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;

    • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях

Контроль планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов по требованиям Стандарта должна четко зафиксировать формирование культуры здоровья, культуры питания как основы здорового стиля жизни.

Организация оценки базируется на простых в использовании методиках, не требующих особой профессиональной подготовки: опросы, экспертные оценки, анкетирование.

Оценка эффективности может быть внутренней и внешней. Внутренняя оценка осуществляется непосредственными участниками, реализующими Программу в образовательном учреждении. Для внешней оценки привлекаются специалисты-эксперты, не принимающие непосредственного участия в реализации программы.


Тематическое планирование 8 класс



п./п.

Название темы





Количество часов

Практические работы

Основные направления воспитательной деятельности.

1.

Раздел 1.

Здоровье человека и факторы, его определяющие


5


1

Формирование ценностного отношения к здоровью

2.

Раздел 2.

Алиментарно зависимые заболевания


9


1

Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни

3.

Раздел 3.

Физиология питания



6



2

Формирование правильного отношения к пище.

4.

Раздел 4.

Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов



9



3

Воспитание уважение к правам граждан

5.

Раздел 5.

Особенности питания населения

Ростовской области


5


2

Воспитание интереса к традиционной кухне.


Итого















Календарное - тематическое планирование 8 класс

Дата

Класс

Тема


план

факт







Раздел 1. Здоровье человека и факторы, его определяющие -5 часов

1

3.09


Состояние здоровья современного человека.

Факторы, влияющие на здоровье школьников.

2

10.09


Особенности обменных процессов,

происходящих в организме человека в соответствии с возрастными периодами.

3

17.09


Практическая работа №1 «Составление режима

дня школьника».

4

24.09


Культура здоровья, культура здорового

питания человека.

5

1.10


Составление памятки «Рекомендации по поддержанию здорового образа жизни».





Раздел 2. Алиментарно-зависимые заболевания 9 часов

6

8.10


Компоненты еды. Разнообразие пищи.

7

15.10


Заболевания, обусловленные неправильным питанием. Алиментарно-зависимые

заболевания и факторы их вызывающие.

8

22.10


Нарушение питания и факторы риска развития

хронических неинфекционных заболеваний

9

29.10


Здоровые привычки питания.

10

12.11


Роль витаминов и минеральных веществ в

организме человека.

11

19.1126.11


Практическая работа №2 «Обнаружение витаминов в продуктах и по их количеству

после обработки пищи»

12

3.12


Мини проект «Почему важно знать, откуда

продукты?»

13

10.12


Брейнг ринг «Витаминка».

14

17.12


«Какие витамины нужны подростку»





Раздел 3. Физиология питания - 6 часов

15

24.12


Краткие сведения о физиологии питания человека, о механизме пищеварения и правильном характере обмена веществ в

организме человека

16

14.01


Требования и правила построения рационов

питания для различных возрастных групп.

17

21.01


Твой рацион – это ты. Рацион с низким

содержанием жиров.

18

28.01


Практическая работа №3 «Составление

дневного меню»

19

4.02


Конкурс «Питайся правильно – будешь здоров!»

20

11.02


Движение –жизнь конкурс режима дня.





Раздел 4. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов 9 часов

21

18.02


Реклама продуктов питания и здоровье.

22

25.02


Рекламная акция по пропаганде здорового

питания.

23

4.03


Сладости и сахар (углеводы).

24

11.03


Мини - проект «Сахар и обмен веществ»

25

1.04


Жиры. Соль и консервирование продуктов.

26

8.04


Практическая работа №4 «Имитации

способов консервирования с наблюдениями характера изменений качества продукта»

27

15.04


Приемы и способы кулинарной обработки

пищевых продуктов.

28

22.04


Мини–исследование «Как влияют консерванты

на здоровье?»

29

29.04


Что любишь из еды? Как любишь есть? Почему это делаешь?





Раздел 5. Особенности питания населения Ростовской области 5 часов

30

6.05


Лен для здоровья.

31

13.05


Мини – проект «Лен в тарелке».

32

20.05


Гостеприимство: когда угощать гостей.

33

34

27.05



Практическая работа №5 «Сервировка праздничного стола»

Особенности питания населения Ростовской области








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!