- 10 -
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 48
Верх-Исетского района г.Екатеринбурга
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 48
________________Пичугина Л.Б.
«____» ____________ 2013г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УРОКИ О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
Направление: спортивно-оздоровительное
для обучающихся 1 классов
Екатеринбург 2013
Пояснительная записка
Комплект (рабочие тетради для обучающихся и методические рекомендации для учителя) «Разговор о правильном питании» разработан специалистами Института возрастной физиологии РАО при спонсорской поддержке ООО «Нестле Россия».
Актуальность разработанной программы обусловлена следующими положениями: Современные сложные социально-экономические отношения предъявляют новые требования к личности, которая должна уметь адаптироваться в социальной среде, быстро входить в межличностные взаимоотношения, легко ориентироваться в большом потоке информации и свободно генерировать идеи, обладая решительностью, конструктивностью, предприимчивостью, самостоятельностью мышления, новизной и оригинальностью путей поиска решений возникающих проблем. Только крепкая, здоровая физически и духовно, творческая личность, способная к саморазвитию, с присущими ей вышеперечисленными качествами, способна выжить, самореализоваться и преобразовывать действительность.
На современном этапе, наиболее важным показателем развитой культурной личности, становится креативность или способность к продуктивной творческой деятельности и способность к самопознанию, самореализации и саморазвитию. Однако, по-настоящему творческой может быть только здоровая личность.
Одной из составных частей сохранения и укрепления здоровья является формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье. Важным способом сохранения и преумножения своего здоровья является правильное питание. В настоящее время тема разнообразных диет и методик питания обсуждается очень широко. Как в этом огромном потоке информации ребенку разобраться: чем надо питаться, что является полезной пищей, как правильно ее употреблять и т.д.? Здесь на помощь ребенку могут придти педагоги, родители, воспитатели с «Разговором о правильном питании», а также собственное творческое мышление ребенка, которое подскажет истину и укажет на то, что в данный момент наиболее важно и необходимо растущему организму.
Возникает другой вопрос: как развивать творчество ребенка в русле программы «Разговор о правильном питании»? Что творческого может быть в еде? Общеизвестно, что главная задача учебно-воспитательного процесса в школе – это создание условий для развития и воспитания здоровой и творческой личности. Организация специальных условий, охватывающих педагогические, психологические, философские, эстетические концепции, будет способствовать общему развитию творческого мышления ребенка, в том числе и в русле программы «Разговор о правильном питании».
Очень важным моментом является то, что формирование креативности необходимо начинать с момента прихода ребенка в школу, так как младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития чувственно-эмоциональной сферы и воображения, лежащих в основе творческого мышления. Не случайно реализация программы о правильном питании начинается со старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Исходя из актуальности, была определена тема методики: «Развитие творческого мышления и основ здорового образа жизни у младших школьников в программе «Разговор о правильном питании».
Цель работы: развитие творческого мышления учащихся, направленного на формирование представлений о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья, посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».
Задачи:
1. Обеспечить реализацию программы «Разговор о правильном питании», способствующей развитию творческого мышления учащихся и формированию основ здорового образа жизни.
2. Формировать представление о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья через реализацию программы «Разговор о правильном питании».
3. Привлечь педагогическую и родительскую общественность к активному участию в реализации программы «Разговор о правильном питании» как составной части здоровьесберегающих технологий образовательного процесса.
4. Проанализировать результаты внедрения программы «Разговор о правильном питании» в образовательном процессе школы.
Принципы:
1. Научность.
2. Целостность.
3. Эстетизация.
4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
5. Гуманизация.
6. Возможность самореализации.
7. Природосообразность и культуросообразность.
8. Здоровьесбережение.
Этапы:
1. Подготовительный - теоретический – изучение научно-методической литературы; разработка методики реализации программы «Разговор о правильном питании».
2. Этап реализации программы «Разговор о правильном питании.
3. Анализ результатов внедрения и эффективности программы «Разговор о правильном питании».
Возрастная группа, участвующая в реализации программы:
Обучающиеся 1-х классов.
Направления работы по программе:
Работа с администрацией и педагогическим коллективом школы с целью организации педагогического сопровождения реализации программы.
Работа с учащимися начальных классов в процессе реализации программы.
Работа с родителями учащихся.
Формы и методы реализации программы:
Основные формы:
Еженедельные занятия – уроки по программе.
Участие в предлагаемых программой конкурсах: семейной фотографии «Кулинарные волшебники», литературного творчества «Пишем книгу о правильном питании», «Рецепт здорового блюда», методик реализации программы «развитие детского творчества» и др.
Коллективный творческий проект .
Праздник «Праздничный обед» для учащихся и родителей начальной школы.
Компьютерная презентация детских творческих работ в Microsoft Power Point.
Выставка детских творческих работ.
Творческие пятиминутки.
Различные виды игр: ролевые, дидактические, творческие, сюжетные.
Музыкально-художественные гостиные.
Поэтические минутки.
Театрализованные представления.
Коллективные творческие дела.
Сказки.
Методы работы:
Беседы
Анкетирование
Метод проектов
Метод исследовательской деятельности
Индивидуальный творческий пример педагога
Синестетическая деятельность
Фантазирование (кинестетическое, пластическое, литературное и др.)
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
– осознание учащимися начальных классов важности и необходимости правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
– элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
– личный опыт здоровьеразвивающей деятельности;
– представление о роли правильного питания и физической культуры для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
– знания о возможном негативном влиянии некоторых продуктов на здоровье человека;
- овладение убчающимися правилами рационального питания.
Метапредметные результаты:
– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
– включение в творческую деятельность под руководством учителя;
адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
– владение диалогической формой общения;
– формулирование собственного мнения и позиции;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
– осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
– социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
В результате реализации программы:
учащиеся будут знать:
– общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур;
– правила правильного и рационального питания;
– как определить вредные продукты;
– результат влияния вредных привычек;
учащиеся будут уметь:
– составлять распорядок дня;
– проводить самопознание;
– исследовать состояние организма и собственные возможности;
– правильно питаться;
– преодолевать утомление и поднимать настроение;
Форма контроля может проходить в форме составления ассоциативных схем, заполнения таблиц, анкет, кроссвордов и других методов и приемов.
Диагностика эффективности данной программы осуществляется на основании результатов:
наблюдений педагога за внешним видом и поведением учащихся, соблюдением ими правил личной гигиены;
тестирования, опросов;
бесед с родителями;
медицинского осмотра школьников.
Сравнительный анализ первичного (февраль) и повторного (май) анкетирования родителей учащихся.
Сравнительный анализ первичного (февраль) и повторного (май) анкетирования учащихся начальных классов.
Анкетирование родителей с целью определения мнения о программе (с помощью анкеты, предложенной методическим пособием для учителя).
Отзывы учащихся, родителей и педагогов о программе после окончания ее реализации.
Наблюдения за изменениями в поведении учащихся в отношении питания.
Показателем эффективности, служат также семейные и коллективные творческие работы, их качество и количество.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первоначально необходимо определить основные понятия:
Правильное питание (рациональное питание) – это соответствие количества и качества пищи потребностям организма.
Здоровье – физическое и психическое состояние организма, характеризующееся отсутствием заболеваний и функциональных расстройств.
Здоровый образ жизни – образ жизнедеятельности человека, обеспечивающий сохранение и преумножение здоровья.
Содержание программы предполагает сквозную сюжетную линию – действующих героев на протяжении всех трех модулей программы. Сроки реализации программы – 1,5 – 2 месяца. У каждого ребенка есть своя рабочая тетрадь на печатной основе, которая остается в семье после окончания программы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Задачи |
1 | Если хочешь быть здоров | 1 | Знакомство с героями программы, формирование представления о важности правильного питания |
2 | Самые полезные продукты | 1 | Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы; научить детей выбирать самые полезные продукты |
3 | Как правильно есть | 1 | Сформировать представление об основных принципах гигиены питания |
4 | Удивительные превращения пирожка | 1 | Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания |
5 | Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной | 1 | Сформировать представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака |
6 | Плох обед, если хлеба нет | 1 | Сформировать представление об обеде как обязательном компоненте рациона питания, его структуре. |
7 | Полдник. Время есть булочки | 1 | Познакомить детей с вариантом полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктов. |
8 | Пора ужинать | 1 | Сформировать представление об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе. |
9 | Где найти витамины весной | 1 | Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека |
10 | Как утолить жажду… | 1 | Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков |
11 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее | 1 | Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания. |
12 | На вкус и цвет товарищей нет | 1 | Познакомить с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов. |
13 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты | 1 | Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, их значением для организма |
14 | Каждому овощу свое время | 1 | Познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами |
15 | Праздник урожая | 1 | Закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить с полезными блюдами для праздничного стола. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании / методическое пособие для учителя. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании / рабочая тетрадь для школьников. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012
3. Компьютерное оборудование и обучающие презентации.
4. Муляжи овощей, фруктов; упаковки от продуктов.
5. Плакаты «Пирамида правильного питания», «Здоровая пища» и др.
6. Брошюра для родителей и детей «Здоровье школьника»
ЛИТЕРАТУРА
1. Витамины / Под ред. Смирнова М.П. – М.: Медицина, 1974.
2. Безруких М.М. Возрастная физиология. – М.: ОЛМА Меда Групп, 2002
3. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. – М.: АВФ, 1996.
4. Дерюгина М.П. Как питается ваш малыш. – Минск: Полымя, 1990.
5. Ладодо К.С., Основы рационального питания детей. – Киев, 1987.
6. Люк Э. Консерванты в пищевой промышленности. – С.-Петербург, 1998
7. Лихарев В.С. Лекарства с огорода. – Саратов: Детская книга, 2993
8. Надеждина Н.А. Во саду ли, в огороде… - М.: Детская литература, 1972
9. Роль факторов питания при адаптации организма к физическим нагрузкам / Сб.нау.трудов. – Л.: ЛНИИФК, 1986
10. Справочник по детской диетике /Под ред. Воронова И.М. – Л.: Медицина, 1980
11. Этикет и сервировка праздничного стола. – М., 2002.