СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Уроки о правильном питании»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  программы:  развитие творческого мышления учащихся, направленного на формирование представлений о важности правильного питания, как составной части  сохранения и укрепления здоровья,  посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».

   Задачи:

1. Обеспечить реализацию программы «Разговор о правильном питании», способствующей развитию творческого мышления учащихся и формированию основ здорового образа жизни.

2. Формировать представление о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья через реализацию программы «Разговор о правильном питании».

3. Привлечь педагогическую и родительскую общественность к активному участию в реализации программы «Разговор о правильном питании» как составной части  здоровьесберегающих технологий образовательного процесса.

4. Проанализировать результаты внедрения программы «Разговор о правильном питании» в  образовательном процессе школы.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Уроки о правильном питании»»

- 10 -

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 48

Верх-Исетского района г.Екатеринбурга



Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 48

________________Пичугина Л.Б.

«____» ____________ 2013г.






ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«УРОКИ О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»


Направление: спортивно-оздоровительное


для обучающихся 1 классов













Екатеринбург 2013

Пояснительная записка


Комплект (рабочие тетради для обучающихся и методические рекомендации для учителя) «Разговор о правильном питании» разработан специалистами Института возрастной физиологии РАО при спонсорской поддержке ООО «Нестле Россия».

Актуальность разработанной программы обусловлена следующими положениями: Современные сложные социально-экономические отношения предъявляют новые требования к личности, которая должна уметь адаптироваться в социальной среде, быстро входить в межличностные взаимоотношения, легко ориентироваться в большом потоке информации и свободно генерировать идеи, обладая решительностью, конструктивностью, предприимчивостью, самостоятельностью мышления, новизной и оригинальностью путей поиска решений возникающих проблем. Только крепкая, здоровая физически и духовно, творческая личность, способная к саморазвитию, с присущими ей вышеперечисленными качествами, способна выжить, самореализоваться и преобразовывать действительность.

На современном этапе, наиболее важным показателем развитой культурной личности, становится креативность или способность к продуктивной творческой деятельности и способность к самопознанию, самореализации и саморазвитию. Однако, по-настоящему творческой может быть только здоровая личность.

Одной из составных частей сохранения и укрепления здоровья является формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье. Важным способом сохранения и преумножения своего здоровья является правильное питание. В настоящее время тема разнообразных диет и методик питания обсуждается очень широко. Как в этом огромном потоке информации ребенку разобраться: чем надо питаться, что является полезной пищей, как правильно ее употреблять и т.д.? Здесь на помощь ребенку могут придти педагоги, родители, воспитатели с «Разговором о правильном питании», а также собственное творческое мышление ребенка, которое подскажет истину и укажет на то, что в данный момент наиболее важно и необходимо растущему организму.

Возникает другой вопрос: как развивать творчество ребенка в русле программы «Разговор о правильном питании»? Что творческого может быть в еде? Общеизвестно, что главная задача учебно-воспитательного процесса в школе – это создание условий для развития и воспитания здоровой и творческой личности. Организация специальных условий, охватывающих педагогические, психологические, философские, эстетические концепции, будет способствовать общему развитию творческого мышления ребенка, в том числе и в русле программы «Разговор о правильном питании».

Очень важным моментом является то, что формирование креативности необходимо начинать с момента прихода ребенка в школу, так как младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития чувственно-эмоциональной сферы и воображения, лежащих в основе творческого мышления. Не случайно реализация программы о правильном питании начинается со старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Исходя из актуальности, была определена тема методики: «Развитие творческого мышления и основ здорового образа жизни у младших школьников в программе «Разговор о правильном питании».

Цель работы: развитие творческого мышления учащихся, направленного на формирование представлений о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья, посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».

Задачи:

1. Обеспечить реализацию программы «Разговор о правильном питании», способствующей развитию творческого мышления учащихся и формированию основ здорового образа жизни.

2. Формировать представление о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья через реализацию программы «Разговор о правильном питании».

3. Привлечь педагогическую и родительскую общественность к активному участию в реализации программы «Разговор о правильном питании» как составной части здоровьесберегающих технологий образовательного процесса.

4. Проанализировать результаты внедрения программы «Разговор о правильном питании» в образовательном процессе школы.

Принципы:

1. Научность.

2. Целостность.

3. Эстетизация.

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

5. Гуманизация.

6. Возможность самореализации.

7. Природосообразность и культуросообразность.

8. Здоровьесбережение.

Этапы:

1. Подготовительный - теоретический – изучение научно-методической литературы; разработка методики реализации программы «Разговор о правильном питании».

2. Этап реализации программы «Разговор о правильном питании.

3. Анализ результатов внедрения и эффективности программы «Разговор о правильном питании».

Возрастная группа, участвующая в реализации программы:

Обучающиеся 1-х классов.

Направления работы по программе:

  1. Работа с администрацией и педагогическим коллективом школы с целью организации педагогического сопровождения реализации программы.

  2. Работа с учащимися начальных классов в процессе реализации программы.

  3. Работа с родителями учащихся.

Формы и методы реализации программы:

Основные формы:

  • Еженедельные занятия – уроки по программе.

  • Участие в предлагаемых программой конкурсах: семейной фотографии «Кулинарные волшебники», литературного творчества «Пишем книгу о правильном питании», «Рецепт здорового блюда», методик реализации программы «развитие детского творчества» и др.

  • Коллективный творческий проект .

  • Праздник «Праздничный обед» для учащихся и родителей начальной школы.

  • Компьютерная презентация детских творческих работ в Microsoft Power Point.

  • Выставка детских творческих работ.

  • Творческие пятиминутки.

  • Различные виды игр: ролевые, дидактические, творческие, сюжетные.

  • Музыкально-художественные гостиные.

  • Поэтические минутки.

  • Театрализованные представления.

  • Коллективные творческие дела.

  • Сказки.

Методы работы:

  • Беседы

  • Анкетирование

  • Метод проектов

  • Метод исследовательской деятельности

  • Индивидуальный творческий пример педагога

  • Синестетическая деятельность

  • Фантазирование (кинестетическое, пластическое, литературное и др.)

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

– осознание учащимися начальных классов важности и необходимости правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

– элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

– личный опыт здоровьеразвивающей деятельности;

– представление о роли правильного питания и физической культуры для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

– знания о возможном негативном влиянии некоторых продуктов на здоровье человека;

- овладение убчающимися правилами рационального питания.


Метапредметные результаты:

– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

– включение в творческую деятельность под руководством учителя;

 адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

– владение диалогической формой общения;

– формулирование собственного мнения и позиции;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

– осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;

– социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

В результате реализации программы:

учащиеся будут знать:

– общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур;

– правила правильного и рационального питания;

– как определить вредные продукты;

– результат влияния вредных привычек;

учащиеся будут уметь:

– составлять распорядок дня;

– проводить самопознание;

– исследовать состояние организма и собственные возможности;

– правильно питаться;

– преодолевать утомление и поднимать настроение;

Форма контроля может проходить в форме составления ассоциативных схем, заполнения таблиц, анкет, кроссвордов и других методов и приемов.

Диагностика эффективности данной программы осуществляется на основании результатов:

  • наблюдений педагога за внешним видом и поведением учащихся, соблюдением ими правил личной гигиены;

  • тестирования, опросов;

  • бесед с родителями;

  • медицинского осмотра школьников.

  • Сравнительный анализ первичного (февраль) и повторного (май) анкетирования родителей учащихся.

  • Сравнительный анализ первичного (февраль) и повторного (май) анкетирования учащихся начальных классов.

  • Анкетирование родителей с целью определения мнения о программе (с помощью анкеты, предложенной методическим пособием для учителя).

  • Отзывы учащихся, родителей и педагогов о программе после окончания ее реализации.

  • Наблюдения за изменениями в поведении учащихся в отношении питания.

  • Показателем эффективности, служат также семейные и коллективные творческие работы, их качество и количество.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первоначально необходимо определить основные понятия:

Правильное питание (рациональное питание) – это соответствие количества и качества пищи потребностям организма.

Здоровье – физическое и психическое состояние организма, характеризующееся отсутствием заболеваний и функциональных расстройств.

Здоровый образ жизни – образ жизнедеятельности человека, обеспечивающий сохранение и преумножение здоровья.

Содержание программы предполагает сквозную сюжетную линию – действующих героев на протяжении всех трех модулей программы. Сроки реализации программы – 1,5 – 2 месяца. У каждого ребенка есть своя рабочая тетрадь на печатной основе, которая остается в семье после окончания программы.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п\п

Тема

Кол-во часов

Задачи

1

Если хочешь быть здоров

1

Знакомство с героями программы, формирование представления о важности правильного питания

2

Самые полезные продукты

1

Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы; научить детей выбирать самые полезные продукты

3

Как правильно есть

1

Сформировать представление об основных принципах гигиены питания

4

Удивительные превращения пирожка

1

Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания

5

Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной

1

Сформировать представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака

6

Плох обед, если хлеба нет

1

Сформировать представление об обеде как обязательном компоненте рациона питания, его структуре.

7

Полдник. Время есть булочки

1

Познакомить детей с вариантом полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктов.

8

Пора ужинать

1

Сформировать представление об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе.

9

Где найти витамины весной

1

Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека

10

Как утолить жажду…

1

Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков

11

Что надо есть, если хочешь стать сильнее

1

Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.

12

На вкус и цвет товарищей нет

1

Познакомить с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.

13

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

1

Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, их значением для организма

14

Каждому овощу свое время

1

Познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами

15

Праздник урожая

1

Закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить с полезными блюдами для праздничного стола.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ


1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании / методическое пособие для учителя. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании / рабочая тетрадь для школьников. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012

3. Компьютерное оборудование и обучающие презентации.

4. Муляжи овощей, фруктов; упаковки от продуктов.

5. Плакаты «Пирамида правильного питания», «Здоровая пища» и др.

6. Брошюра для родителей и детей «Здоровье школьника»


ЛИТЕРАТУРА


1. Витамины / Под ред. Смирнова М.П. – М.: Медицина, 1974.

2. Безруких М.М. Возрастная физиология. – М.: ОЛМА Меда Групп, 2002

3. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. – М.: АВФ, 1996.

4. Дерюгина М.П. Как питается ваш малыш. – Минск: Полымя, 1990.

5. Ладодо К.С., Основы рационального питания детей. – Киев, 1987.

6. Люк Э. Консерванты в пищевой промышленности. – С.-Петербург, 1998

7. Лихарев В.С. Лекарства с огорода. – Саратов: Детская книга, 2993

8. Надеждина Н.А. Во саду ли, в огороде… - М.: Детская литература, 1972

9. Роль факторов питания при адаптации организма к физическим нагрузкам / Сб.нау.трудов. – Л.: ЛНИИФК, 1986

10. Справочник по детской диетике /Под ред. Воронова И.М. – Л.: Медицина, 1980

11. Этикет и сервировка праздничного стола. – М., 2002.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!