СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Как сохранить свое здоровье"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

создание благоприятных  условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности через технологию проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Как сохранить свое здоровье"»






Пояснительная записка

Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая увеличивает и раскрывает внутренний потенциал ребенка, развивает и поддерживает его талант.

Основное требование к образованию в настоящее время при реализации ФГОС является обучение навыками проектно – исследовательской деятельности.

Программа занятия направлена на формирование у детей интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение знаний в социуме их практическая отработка, организации профилактической работы и пропагандой ЗОЖ,

Цель и задачи программы

Цель: создание благоприятных условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности через технологию проблемного обучения.

Задачи:

  • Формирование знаний о природе, процессах и биологических объектах, закономерностях;

  • Приобретение практического опыта для проведения несложных биологических экспериментов;

  • развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности через технологии проблемного обучения ;

Данная программа может быть использована учителями, классными руководителями.

Формы проведения занятий:

проектная и исследовательская деятельность, экскурсии, эксперименты, практические и лабораторные работы, наблюдения с использованием ИКТ

Методы контроля: защита исследовательских работ в форме ( презентаций, докладов , выступлений )


Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

  • иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

  • уметь видеть проблему, решать ее, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

  • уметь отстаивать собственную точку зрения, работать в группе.парах, прислушиваться к мнению других детей,

  • владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • знания основных законов и принципов поведения в живой природе;

  • развитие интеллектуальных и познавательных интересов

  • бережное отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  • умение видеть проблему, ставить вопросы, искать ответы на проблему выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; овладение составляющими проектной исследовательской и деятельности:

  • умение работать с источниками информации, оценивать и анализировать любую информацию.

  • умение, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

- уметь выделять признаки биологических объектов и процессов

- уметь знать и уметь классифицировать —биологические объекты к

определенной систематической группе;

- уметь сравнинивать биологические объекты и процессы

-уметь овладевать методами биологической науки

- уметь овладевать знаниями основных правил поведения в природе;

- уметь делать анализ и оценивать последствия деятельности человека в природе.

-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

Содержание программы

Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)

Изучить основные методы научных исследований. Школьная лаборатория . История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Приготовление микропрепарата клетки лука . Правила биологического рисунка.

Практические и лабораторные работы: 

Устройство микроскопа

Приготовление и рассматривание микропрепаратов

 Зарисовка биологических объектов

Проектно-исследовательская деятельность:

Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).

Раздел 2. Практическая ботаника (8 часов)

Фенологические наблюдения в природе . Дневник наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения НСО , Чановского района.

Практические и лабораторные работы: Морфологическое описание растений

Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария

Проектно-исследовательская деятельность:

Создание коллекции «Видовое разнообразие растений на пришкольном участке» Проект «краснокнижные растения НСО»

Раздел 3. Практическая зоология (8 часов)

Знакомство с систематикой живой природы, царствами животных организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. Скелеты животных

Пищевые цепочки а экосистеме . Жизнь животных зимой. Подкормка птиц приготовление кормушек.

Лабораторные и практические   работы:

Работа по определению животных с определителем  Составление пищевых цепочек водоема ,леса

Определение экологической группы животных по внешнему виду Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Проектно-исследовательская деятельность: 

Мини - исследование «Зимующие птицы»

Проект «Красная книга животных Чановского района »

Раздел 4. Биопрактикум (13 часов)

Учебно -исследовательская деятельность. Выбор темы цели и задач исследования. Определить проблему и методы исследования . Оформление результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Создание презентаций. Знакомство с методиками выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на школьной конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.

Практические и лабораторные работы:

Работа с информацией (посещение библиотеки, музея, работа в сети Internet.

Оформление доклада и презентации по  теме

Проектно-исследовательская деятельность:

Модуль «Физиология растений»

Виды движения  растений

Роль стимуляторов роста на рост и развитие растений, прорастание семян

Роль прищипки на рост корня

Модуль «Микробиология»

Выращивание  биологической культуры бактерий и простейших

Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий

Модуль «Микология»

Влияние дрожжей на укоренение черенков

Модуль «Экологический практикум»

Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации 

Определение запыленности воздуха в помещениях

Тематический план

Название раздела

Количество часов

Введение

1

Лаборатория Левенгука

5

Практическая ботаника

8

Практическая зоология

8

Биопрактикум

13

Итого

35




Материально-техническое обеспечение программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:

  • цифровая лаборатория по биологии;

  • микроскоп цифровой;

  • комплект посуды и оборудования для ученических опытов;

  • комплект гербариев демонстрационный;

  • комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);

  • мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).

Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ.

Литература

1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996.

  1. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.

  2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп.

— М.: Просвещение, 1991.

  1. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3— 5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.

  2. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.




Интернет-ресурсы

    1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

    2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

    3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»

    4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.






Интернет-ресурсы

  1. Ь11р://^^^.5С1.аЬа.ги/АТЬ/га21с.Ь1т — биологическое разнообразие России.

  2. И11р://шшш.шшкги — Всемирный фонд дикой природы (МЖР).

  3. Ь11р://еби.5еи.ги/те1об1аие5/5аткоуа.Ь1т — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

  4. Ьнр://ммм.кип2т.ги — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

  5. Ь11р://^^^,есо5У51ета.ги — экологическое образование детей и изучение природы России.




Методическое обеспечение:

Информационно-коммуникативные средства обучения

    1. Компьютер

    2. Мультимедийный проектор

Техническое оснащение (оборудование):

  1. Микроскопы;

  2. Цифровая лаборатория

  3. Оборудование для опытов и экспериментов.

Литература для учителя

1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.

  1. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.

  2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.

  3. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.

  4. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.

Интернет-ресурсы

    1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

    2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

    3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»

    4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!