Пояснительная записка
Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая увеличивает и раскрывает внутренний потенциал ребенка, развивает и поддерживает его талант.
Основное требование к образованию в настоящее время при реализации ФГОС является обучение навыками проектно – исследовательской деятельности.
Программа занятия направлена на формирование у детей интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение знаний в социуме их практическая отработка, организации профилактической работы и пропагандой ЗОЖ,
Цель и задачи программы
Цель: создание благоприятных условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности через технологию проблемного обучения.
Задачи:
Формирование знаний о природе, процессах и биологических объектах, закономерностях;
Приобретение практического опыта для проведения несложных биологических экспериментов;
развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности через технологии проблемного обучения ;
Данная программа может быть использована учителями, классными руководителями.
Формы проведения занятий:
проектная и исследовательская деятельность, экскурсии, эксперименты, практические и лабораторные работы, наблюдения с использованием ИКТ
Методы контроля: защита исследовательских работ в форме ( презентаций, докладов , выступлений )
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
уметь видеть проблему, решать ее, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
уметь отстаивать собственную точку зрения, работать в группе.парах, прислушиваться к мнению других детей,
владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
знания основных законов и принципов поведения в живой природе;
развитие интеллектуальных и познавательных интересов
бережное отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
умение видеть проблему, ставить вопросы, искать ответы на проблему выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; овладение составляющими проектной исследовательской и деятельности:
умение работать с источниками информации, оценивать и анализировать любую информацию.
умение, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
- уметь выделять признаки биологических объектов и процессов
- уметь знать и уметь классифицировать —биологические объекты к
определенной систематической группе;
- уметь сравнинивать биологические объекты и процессы
-уметь овладевать методами биологической науки
- уметь овладевать знаниями основных правил поведения в природе;
- уметь делать анализ и оценивать последствия деятельности человека в природе.
-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
Содержание программы
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)
Изучить основные методы научных исследований. Школьная лаборатория . История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Приготовление микропрепарата клетки лука . Правила биологического рисунка.
Практические и лабораторные работы:
Устройство микроскопа
Приготовление и рассматривание микропрепаратов
Зарисовка биологических объектов
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника (8 часов)
Фенологические наблюдения в природе . Дневник наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения НСО , Чановского района.
Практические и лабораторные работы: Морфологическое описание растений
Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария
Проектно-исследовательская деятельность:
Создание коллекции «Видовое разнообразие растений на пришкольном участке» Проект «краснокнижные растения НСО»
Раздел 3. Практическая зоология (8 часов)
Знакомство с систематикой живой природы, царствами животных организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. Скелеты животных
Пищевые цепочки а экосистеме . Жизнь животных зимой. Подкормка птиц приготовление кормушек.
Лабораторные и практические работы:
Работа по определению животных с определителем Составление пищевых цепочек водоема ,леса
Определение экологической группы животных по внешнему виду Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини - исследование «Зимующие птицы»
Проект «Красная книга животных Чановского района »
Раздел 4. Биопрактикум (13 часов)
Учебно -исследовательская деятельность. Выбор темы цели и задач исследования. Определить проблему и методы исследования . Оформление результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Создание презентаций. Знакомство с методиками выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на школьной конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.
Практические и лабораторные работы:
Работа с информацией (посещение библиотеки, музея, работа в сети Internet.
Оформление доклада и презентации по теме
Проектно-исследовательская деятельность:
Модуль «Физиология растений»
Виды движения растений
Роль стимуляторов роста на рост и развитие растений, прорастание семян
Роль прищипки на рост корня
Модуль «Микробиология»
Выращивание биологической культуры бактерий и простейших
Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий
Модуль «Микология»
Влияние дрожжей на укоренение черенков
Модуль «Экологический практикум»
Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации
Определение запыленности воздуха в помещениях
Тематический план
Название раздела | Количество часов |
Введение | 1 |
Лаборатория Левенгука | 5 |
Практическая ботаника | 8 |
Практическая зоология | 8 |
Биопрактикум | 13 |
Итого | 35 |
Материально-техническое обеспечение программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:
цифровая лаборатория по биологии;
микроскоп цифровой;
комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
комплект гербариев демонстрационный;
комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).
Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ.
Литература
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996.
Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп.
— М.: Просвещение, 1991.
Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3— 5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
Интернет-ресурсы
Ь11р://^^^.5С1.аЬа.ги/АТЬ/га21с.Ь1т — биологическое разнообразие России.
И11р://шшш.шшкги — Всемирный фонд дикой природы (МЖР).
Ь11р://еби.5еи.ги/те1об1аие5/5аткоуа.Ь1т — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
Ьнр://ммм.кип2т.ги — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
Ь11р://^^^,есо5У51ета.ги — экологическое образование детей и изучение природы России.
Методическое обеспечение:
Информационно-коммуникативные средства обучения
Компьютер
Мультимедийный проектор
Техническое оснащение (оборудование):
Микроскопы;
Цифровая лаборатория
Оборудование для опытов и экспериментов.
Литература для учителя
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.
Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.
Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.