Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей учащихся
Внеурочная деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.
В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом.
- Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
- Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Согласно требованиям ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Мой класс с первого класса в пилотном режиме идёт по ФГОС. В основной школе - третий год. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Ежегодно, разрабатывая программу внеурочной деятельности, мы сохраняем направления, используем разные формы.
Так, например, в первый год (5 класс) мы старались охватить все пять направлений через кружковую работу в школе – 5 часов в неделю. Тяжело было всем: обучающимся, родителям, учителям. Но всё новое, неисследованное всегда вызывает трудности. Мы с успехом закончили пятый класс. Наиболее успешными для ребят оказались программы: «Смотрю на мир глазами художника», «Теннис», «Юный турист», «Психология общения», «Тропинка к своему Я», «Всё обо всём», «Авиамоделизм».
Во второй год (6 класс) мы осваивали проектную внеурочную деятельность. Из предложенного списка творческих проектов обучающиеся и руководители независимо друг от друга выбирали понравившиеся им проекты. Затем в течении полугода была совместная работа над проектом. Отчёт о работе над проектом обучающиеся размещают в свои портфели достижений. Проекты нашего класса:
- Подготовка к презентации своего класса» (рук. Сухинина С.П.)
- «Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм» (рук. Галай Д.А.)
- «Выбор страны для поездки» (рук Гельцер А.С.)
- «Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания» (рук. Бессонова Л.А.)
- «Спортивное генеалогическое древо моей семьи» (рук. Горст. Ю.Ю.)
«Куклы обереги» (рук. Машкова В.А.
В этом учебном году (7 класс) мы продолжили освоение проектной внеурочной деятельности. Отличие от предыдущего года в том, что список проектов руководители формировали сами. Обучающиеся, не зная руководителя, выбирали понравившийся проект.
В заключение, мне хотелось бы сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогов - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Ст. 13.
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010.
3. Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5. Национальная образовательная инициатива “Наша Новая школа”.
6. ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644)
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей обучающихся»
Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей учащихся
Внеурочная деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.
В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом.
Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Согласно требованиям ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Мой класс с первого класса в пилотном режиме идёт по ФГОС. В основной школе - третий год. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Ежегодно, разрабатывая программу внеурочной деятельности, мы сохраняем направления, используем разные формы.
Так, например, в первый год (5 класс) мы старались охватить все пять направлений через кружковую работу в школе – 5 часов в неделю. Тяжело было всем: обучающимся, родителям, учителям. Но всё новое, неисследованное всегда вызывает трудности. Мы с успехом закончили пятый класс. Наиболее успешными для ребят оказались программы: «Смотрю на мир глазами художника», «Теннис», «Юный турист», «Психология общения», «Тропинка к своему Я», «Всё обо всём», «Авиамоделизм».
Во второй год (6 класс) мы осваивали проектную внеурочную деятельность. Из предложенного списка творческих проектов обучающиеся и руководители независимо друг от друга выбирали понравившиеся им проекты. Затем в течении полугода была совместная работа над проектом. Отчёт о работе над проектом обучающиеся размещают в свои портфели достижений. Проекты нашего класса:
Подготовка к презентации своего класса» (рук. Сухинина С.П.)
«Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм» (рук. Галай Д.А.)
«Выбор страны для поездки» (рук Гельцер А.С.)
«Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания» (рук. Бессонова Л.А.)
«Спортивное генеалогическое древо моей семьи» (рук. Горст. Ю.Ю.)
«Куклы обереги» (рук. Машкова В.А.
В этом учебном году (7 класс) мы продолжили освоение проектной внеурочной деятельности. Отличие от предыдущего года в том, что список проектов руководители формировали сами. Обучающиеся, не зная руководителя, выбирали понравившийся проект.
В заключение, мне хотелось бы сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогов - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Ст. 13.
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010.
3. Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5. Национальная образовательная инициатива “Наша Новая школа”.
6. ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644)