Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Раисинская средняя школа»
Убинского района Новосибирской области
«Рассмотрено» на заседании МО учителей эстетико-оздоровительного и естественно-научного цикла Протокол № ____1___ от«____» 2020г. | | «Согласовано» Заместитель директора по ВР ______________Скрипник М.С. «___» 2020г. |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в рамках проекта Точка Роста
«Прототипирование»
для учащихся 3-4 классов (34 ч)
срок реализации: 1 год
Составитель: учитель технологии
Гусакова Марина Владимировна
2020г
Пояснительная записка
Программа опирается на Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об
образовании в Российской Федерации», который определяет образование как единый
целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым
благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.
Нормативным ориентиром в образовательном процессе организаций
дополнительного образования следует считать направленность на: формирование и
развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном
совершенствовании; организацию их свободного времени.
Программа учитывает особенность стандартов второго поколения – равно
значимость усвоения содержания образования (знания, умения, навыки) и овладения
деятельностью, обеспечивающей эффективное использование этого содержания.
При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые и
документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ, - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р)
. - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29.08.13 г. № 1008);
-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02 июля 2014г №41
1.1. Актуальность программы
«3 D моделирование и прототипирование» имеет в своей основе деятельность,
направленную на развитие умений и качеств, необходимых человеку 21 века. Методические особенности реализации программы предполагают сочетание
возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование
умений взаимодействовать в коллективе, работать в группе.
Практическая значимость предмета
Обусловлена тем, что в настоящий момент во всем мире отдается предпочтение
развитию механики, электроники, новых технологий. Вероятно, дальнейшие успехи
страны будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального
потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день
технологий. Введение в образовательный процесс 3D моделирования и конструирования,
применение аддитивных технологий в производстве изделия позволяет сделать обучение
детей более интересным и соответственно, более эффективным. Главное преимущество –
возможность изготовить реальную модель, смоделированную по своим задумкам.
Направленность программы
Техническая, развивающая
Уровень программы
Стартовый, т.к. изучение 3D моделирования предполагает использование и
реализацию общедоступных форм организации материала, и минимальную начальную
сложность материала. Программа предусматривает развитие пространственного мышления, воображения, умение представлять объемные предметы через изображение, на начальном этапе, затем уметь перенести задуманное в реальность, через выполнение геометрических тел и предметов, а далее создание несложных конструкций при работе на 3D-ручке. Работу на 3D принтере учащиеся будут осуществлять на более высшей ступени, а пока им будет вполне достаточно материала данной программы, чтобы развивать пространственное мышление, умение мысленно представлять, видеть и создавать объемные предметы по ранее выполненным эскизам и чертежам.
Адресат программы 9-10 лет, это учащиеся 3-х классов средней школы.
Для данного возраста характерны проявление лидерских качеств, высокая
социальная активность, особенно в группах, потребность в общении «на равных», время
экспериментов. Все возрастные особенности учтены при составлении программы.
Объем и срок освоения программы
Объем программы – 34 часа. Срок освоения – 1 год.
Продолжительность занятий: по 1 часу в неделю. Занятия ведутся по группам.
Формы обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия по программе происходят в одновозрастных группах. На каждом занятии рассматриваются новые задания, связанные с предыдущей темой, обязательно с усложнением уже изученного.
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальная,
- индивидуально-групповая.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Развитие творческого потенциала и научно-технической компетенции
обучающегося, используя материалы по введению в прототипирование.
Задачи программы:
личностные:
- воспитание у обучающихся интереса к техническим видам творчества;
- развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в
коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
- развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия,
самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца.
метапредметные:
- развитие творческой активности;
- самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях;
- развитие внимания, оперативной памяти воображения, мышления
(логического, комбинаторного, творческого).
предметные (образовательные):
- сформировать знания и умения в области разработки трехмерных
моделей, создания и редактирования деталей и сборок.
- изучить возможности 3-ручки, научиться использовать её для
создания прототипа.
Формы проведения занятий:
- теоретические занятия (лекция, беседа, обсуждение);
-практические занятия (сборка моделей с применением знаний о соответствующих
механизмах по теме 3D-ручкой, прототипирование, творческие проекты).
1.3. . Планируемые результаты
1. Личностные
а) самоопределение:
• самоуважение - в созданной учебной среде каждый обучаемый может быть успешен;
• самооценка – на занятиях отметки не ставятся, однако, обучающийся может сравнить
результаты своей работы с результатами работы одноклассников;
• развитие целеустремленности, умение доводить дело до конца.
б) смыслообразование:
• мотивация (учебная, социальная) – создание и программирование действующей
модели побуждает к учебной деятельности, красивый и интересный результат радует
создателя и его приятно продемонстрировать своим одноклассникам;
• границы собственного знания и «незнания» - при выполнении задания каждый
обучающийся проверяет функциональность и дизайн модели и оценивает, что удалось
воспроизвести из задуманного, а что нет, каковы «+» и «-» модели;
2. Метапредметные:
а) регулятивные:
• управление своей деятельностью, способности к планированию, самоорганизации.
после получения «вводной» обучающийся по возможности сам планирует свои
дальнейшие действия: воспользоваться предложенным; образцом, изучить
методический материал или реализовать свою идею самостоятельно;
• рефлексия и коррекция – созданная учебная среда в большой степени способствует
самостоятельному контролю этапов выполнения работ и коррекции модели при
необходимости, приветствуется «промышленный шпионаж» - сравнение своих
результатов с результатами соседей, перенимание интересных решений (как
конструкторских, так и эстетических), их доработка внедрение в свою модель;
• аккуратность, внимательность, сосредоточенность;
б) коммуникативные:
• способности доказывать, обосновывать свои решения, идеи;
• умение защищать свой проект;
• умение вести диалог, совместную деятельность с другими учащимися;
• навыки сотрудничества – ребята работают индивидуально, в парах или в группах. Если при традиционном обучении на уроке не приветствуются разговоры и обсуждения между
учениками, то в рамках данной программы поощряется умение помочь соседу,
используя свои знания и умения;
в) познавательные
• работа с информацией;
• инициативность и самостоятельность;
• любознательность;
• работа с учебными моделями;
• использование знак символических средств, общих схем решения;
• выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения;
3. Предметные
• способности к самоопределению в технической среде;
• способности анализировать и сравнивать технические объекты;
• способность видеть проблему, противоречие;
• способности генерировать идеи;
• способности к проектированию;
• увлеченности, любознательности в области технического творчества;
• умения анализировать имеющиеся ресурсы, информацию;
• умения моделировать и конструировать.
1.4. Содержание программы с указанием часов по темам.
Тема 1. Знакомство с курсом. Инструктаж по технике безопасности (вводный). (2 ч)
Теория -1 час:
• Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
• Знакомство с курсом, разъяснение понятий «прототипирование, твердотельное моделирование».
• Особенности программного продукта, основное назначение, преимущества для
разработки прототипов различных изделий.
• Обзор примерных заданий, последовательно рассматриваемых на предстоящих занятиях.
Практика – 1 час
• работа по карточкам «определи по данному изображению предмет, который сразу указывает свой объем, назови геометрические тела, входящие в состав этого предмета»
• перенеси изображение на свободное поле чертежа
• выполнение индивидуального практического задания.
Тема 2. Работа с рисунками, эскизами ( 5 ч)
Теория - 1 час:
-Умение видеть 3D рисунки
• Основные понятия объемного предмета.
• Ошибки изображения объема.
Практика – 4 час
• выполнение практического задания (выполнить построение эскиза детали с указанием размеров и объема предмета, учитывая его положение в пространстве, с последующим редактированием и изменением ошибок).
Тема 3. Творческие задания на бумаге в клетку с использованием 3-D изображения ( 5 ч)
Теория - 1 час:
• Основные понятия, требования к эскизу, умение работать чертежными инструментами .
• Массивы: прямоугольный, круговой, по кривой поверхности
• Зеркальное отражение в изображении объемных предметов
• Рабочие элементы: плоскость, ось, точка
Практика – 4 час
• выполнение практических заданий (выполнить построение из бумаги 3D модели детали на основе плоскостного эскиза с последующим редактированием, по заданным размерам)
• выполнение контрольного задания по теме.
Тема 4. Визуализация (4ч)
Теория - 1 час:
• Основные понятия
• Изучение приемов визуализации трехмерных моделей.
Практика – 3 час
• выполнение практического задания из бумаги
• выполнение контрольного задания по темам 3 и 4.
Тема 5. Построение 3D моделей на основе произвольного изображения или рисунка (при помощи 3-D ручки или пистолета с горячим клеем) (2ч)
Теория - 1 час:
• Знакомство с новым инструментом: 3-D ручка, настройки инструмента, принцип работы
Практика – 1 час
• выполнение практического задания
Тема 6. Практическое задание (4ч)
Практика – 4 часа
• Выполнение практических заданий разного уровня сложности, создание модели по
замыслу.
Тема 7. Создание сборок (4ч)
Теория - 1 час:
• Основные понятия.
• Принципы создания сборок
• Создание компонентов сборки
Практика – 3 часа
• выполнение практического задания
• выполнение практического задания
Тема 8. Техническое творчество. Проектирование и изготовление прототипов изделий (7ч)
Теория - 1 час:
• Облачные технологии.
• Приемы совместной работы.
Практика – 6 час
• Особенности проектирования изделий – прототипов уже известных моделей.
• Подготовка моделей для изготовления.
• Разработка изделий по собственному замыслу
• Работа в команде
• Разработка изделий по заданию • Выполнение итогового задания
Тема 9. Подведение итогов (1ч):
• Обобщение полученных знаний.
• Обсуждение результатов проделанной работы.
• Подведение итогов обучения на курсе, возможности дальнейшего применения
полученных знаний.
1.5. Тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
| Тема 1. Знакомство с курсом. Инструктаж по технике безопасности (вводное занятие). | 2 часа |
1 | Понятия «прототипирование, твердотельное моделирование». | 1ч |
2 | Работа по карточкам «определи по данному изображению предмет, который сразу указывает свой объем, назови геометрические тела, входящие в состав этого предмета»; перенеси изображение на свободное поле чертежа | 1ч |
| Тема 2. Работа с рисунками, эскизами. | 5 часов |
3 | Основные понятия объемного предмета. Умение видеть 3D рисунки | 1ч |
4 | выполнение практического задания «перенеси по клеточкам рисунок заданного предмета, показать объем сверху слева» | 1ч |
5 | выполнение практического задания «перенеси по клеточкам рисунок заданного предмета, показать объем сверху справа» | 1ч |
6 | выполнение практического задания «перенеси по клеточкам рисунок заданного предмета, показать объем снизу слева, справа» | 1ч |
7 | выполнение практического задания (выполнить построение эскиза детали с указанием размеров и объема предмета, учитывая его положение в пространстве, с последующим редактированием и изменением ошибок). | 1ч |
| Тема 3. Творческие задания на бумаге в клетку с использованием 3-D изображения | 5 часов |
8 | Основные понятия, требования к эскизу, умение работать чертежными инструментами. Массивы: прямоугольный, круговой, по кривой поверхности. Зеркальное отражение в изображении объемных предметов. Рабочие элементы: плоскость, ось, точка, развертка. | 1ч |
9 | Выполнение практических заданий (выполнить построение из бумаги 3D модели детали на основе плоскостного эскиза с последующим редактированием, по заданным размерам). Рабочие элементы: плоскость, ось, точка, развертка. | 1ч |
10 | Выполнение практических заданий (выполнить построение из бумаги 3D модели детали на основе плоскостного эскиза с последующим редактированием, по заданным размерам). Зеркальное отражение в изображении объемных предметов. | 1ч |
11 | выполнение практических заданий (выполнить построение из бумаги 3D модели детали на основе плоскостного эскиза с последующим редактированием, по заданным размерам). Массивы: прямоугольный, круговой, по кривой поверхности. | 1ч |
12 | Выполнение контрольного задания по теме «Развертка предмета с последующим получением объемной модели». | 1ч |
| Тема 4. Визуализация. | 4 часа |
13 | Основные понятия. Изучение приемов визуализации трехмерных моделей. | 1ч |
14 | Выполнение практического задания из бумаги. | 1ч |
15 | Выполнение практического задания из бумаги. | 1ч |
16 | Выполнение контрольного задания по темам 3 и 4. «Развертка предмета с последующим получением объемной модели». | 1ч |
| Тема 5. Построение 3D моделей на основе произвольного изображения или рисунка (при помощи 3-D ручки или пистолета с горячим клеем). | (2ч) |
17 | Знакомство с новым инструментом: 3-D ручка, настройки инструмента, принцип работы. | 1ч |
18 | Выполнение практического задания « пробная работа по созданию любой модели, опираясь на уже существующую». | 1ч |
| Тема 6. Практическое задание. | 4 часа |
19 | Выполнение практических заданий разного уровня сложности, создание модели по замыслу. (индивидуальная работа) | 1ч |
20 | Выполнение практических заданий разного уровня сложности, создание модели по замыслу. (индивидуальная работа) | 1ч |
21 | Выполнение практических заданий разного уровня сложности, создание модели по замыслу. (работа в парах) | 1ч |
22 | Выполнение практических заданий разного уровня сложности, создание модели по замыслу. (работа в группе) | 1ч |
| Тема 7. Создание сборок. | 4 часа |
23 | Основные понятия. Принципы создания сборок. Создание компонентов сборки. | 1ч |
24 | Выполнение практического задания «Создание модели моста». Выполнение отдельных частей для моста. (работа в группе) | 1ч |
25 | Выполнение практического задания. Выполнение отдельных частей для моста. | 1ч |
25 | Выполнение практического задания. Сборка модели моста. Испытание изделия. | 1ч |
| Тема 8. Техническое творчество. Проектирование и изготовление прототипов изделий | 7 часов |
27 | Облачные технологии. Приемы совместной работы. Выполнение итогового задания (объяснение). | 1ч |
28 | Особенности проектирования изделий – прототипов уже известных моделей. Разработка изделий по заданию | 1ч |
29 | Разработка изделий по заданию. | 1ч |
30 | Выполнение итогового задания. Разработка изделий по собственному замыслу. Работа в команде. Проект. | 1ч |
31 | Выполнение итогового задания. Разработка изделий по собственному замыслу. Работа в команде. | 1ч |
32 | Выполнение итогового задания. Разработка изделий по собственному замыслу. Работа в команде. | 1ч |
33 | Выполнение итогового задания. Разработка изделий по собственному замыслу. Работа в команде. Защита проекта. | 1ч |
| Подведение итогов. | 1час |
34 | Обобщение полученных знаний. Обсуждение результатов проделанной работы. Подведение итогов обучения на курсе, возможности дальнейшего применения полученных знаний. | 1ч |
| Итого: | 34 часа |