СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Прототипирование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разрабатывалась в рамках проекта "Точка Роста".

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Прототипирование"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Раисинская средняя школа»

Убинского района Новосибирской области



«Рассмотрено»

на заседании МО учителей эстетико-оздоровительного и естественно-научного цикла
Протокол № ____1___

от«____» 2020г.



«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

______________Скрипник М.С.

«___» 2020г.






ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в рамках проекта Точка Роста

«Прототипирование»

для учащихся 3-4 классов (34 ч)

срок реализации: 1 год



Составитель: учитель технологии

Гусакова Марина Владимировна

2020г

Пояснительная записка
Программа опирается на Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об
образовании в Российской Федерации», который определяет образование как единый
целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым
благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.
Нормативным ориентиром в образовательном процессе организаций
дополнительного образования следует считать направленность на: формирование и
развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном
совершенствовании; организацию их свободного времени.
Программа учитывает особенность стандартов второго поколения – равно
значимость усвоения содержания образования (знания, умения, навыки) и овладения
деятельностью, обеспечивающей эффективное использование этого содержания.
При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые и
документы:

- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ, - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р)

. - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29.08.13 г. № 1008);

-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02 июля 2014г №41
1.1. Актуальность программы
«3 D моделирование и прототипирование» имеет в своей основе деятельность,
направленную на развитие умений и качеств, необходимых человеку 21 века. Методические особенности реализации программы предполагают сочетание
возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование
умений взаимодействовать в коллективе, работать в группе.
Практическая значимость предмета
Обусловлена тем, что в настоящий момент во всем мире отдается предпочтение
развитию механики, электроники, новых технологий. Вероятно, дальнейшие успехи
страны будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального
потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день
технологий. Введение в образовательный процесс 3D моделирования и конструирования,
применение аддитивных технологий в производстве изделия позволяет сделать обучение
детей более интересным и соответственно, более эффективным. Главное преимущество –
возможность изготовить реальную модель, смоделированную по своим задумкам.


Направленность программы
Техническая, развивающая
Уровень программы
Стартовый, т.к. изучение 3D моделирования предполагает использование и
реализацию общедоступных форм организации материала, и минимальную начальную
сложность материала. Программа предусматривает развитие пространственного мышления, воображения, умение представлять объемные предметы через изображение, на начальном этапе, затем уметь перенести задуманное в реальность, через выполнение геометрических тел и предметов, а далее создание несложных конструкций при работе на 3D-ручке. Работу на 3D принтере учащиеся будут осуществлять на более высшей ступени, а пока им будет вполне достаточно материала данной программы, чтобы развивать пространственное мышление, умение мысленно представлять, видеть и создавать объемные предметы по ранее выполненным эскизам и чертежам.
Адресат программы 9-10 лет, это учащиеся 3-х классов средней школы.
Для данного возраста характерны проявление лидерских качеств, высокая
социальная активность, особенно в группах, потребность в общении «на равных», время
экспериментов. Все возрастные особенности учтены при составлении программы.
Объем и срок освоения программы
Объем программы – 34 часа. Срок освоения – 1 год.
Продолжительность занятий: по 1 часу в неделю. Занятия ведутся по группам.
Формы обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия по программе происходят в одновозрастных группах. На каждом занятии рассматриваются новые задания, связанные с предыдущей темой, обязательно с усложнением уже изученного.
Формы организации образовательного процесса:

- индивидуальная,

- индивидуально-групповая.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Развитие творческого потенциала и научно-технической компетенции
обучающегося, используя материалы по введению в прототипирование.
Задачи программы:
личностные:
- воспитание у обучающихся интереса к техническим видам творчества;
- развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в
коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
- развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия,
самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца.
метапредметные:
- развитие творческой активности;
- самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях;
- развитие внимания, оперативной памяти воображения, мышления
(логического, комбинаторного, творческого).
предметные (образовательные):
- сформировать знания и умения в области разработки трехмерных
моделей, создания и редактирования деталей и сборок.
- изучить возможности 3-ручки, научиться использовать её для
создания прототипа.
Формы проведения занятий:

- теоретические занятия (лекция, беседа, обсуждение);

-практические занятия (сборка моделей с применением знаний о соответствующих
механизмах по теме 3D-ручкой, прототипирование, творческие проекты).


1.3. . Планируемые результаты
1. Личностные
а) самоопределение:
• самоуважение - в созданной учебной среде каждый обучаемый может быть успешен;
• самооценка – на занятиях отметки не ставятся, однако, обучающийся может сравнить
результаты своей работы с результатами работы одноклассников;
• развитие целеустремленности, умение доводить дело до конца.
б) смыслообразование:
• мотивация (учебная, социальная) – создание и программирование действующей
модели побуждает к учебной деятельности, красивый и интересный результат радует
создателя и его приятно продемонстрировать своим одноклассникам;
• границы собственного знания и «незнания» - при выполнении задания каждый
обучающийся проверяет функциональность и дизайн модели и оценивает, что удалось
воспроизвести из задуманного, а что нет, каковы «+» и «-» модели;
2. Метапредметные:
а) регулятивные:
• управление своей деятельностью, способности к планированию, самоорганизации.
после получения «вводной» обучающийся по возможности сам планирует свои
дальнейшие действия: воспользоваться предложенным; образцом, изучить
методический материал или реализовать свою идею самостоятельно;
• рефлексия и коррекция – созданная учебная среда в большой степени способствует
самостоятельному контролю этапов выполнения работ и коррекции модели при
необходимости, приветствуется «промышленный шпионаж» - сравнение своих
результатов с результатами соседей, перенимание интересных решений (как
конструкторских, так и эстетических), их доработка внедрение в свою модель;
• аккуратность, внимательность, сосредоточенность;
б) коммуникативные:
• способности доказывать, обосновывать свои решения, идеи;
• умение защищать свой проект;
• умение вести диалог, совместную деятельность с другими учащимися;
• навыки сотрудничества – ребята работают индивидуально, в парах или в группах. Если при традиционном обучении на уроке не приветствуются разговоры и обсуждения между
учениками, то в рамках данной программы поощряется умение помочь соседу,
используя свои знания и умения;
в) познавательные
• работа с информацией;
• инициативность и самостоятельность;
• любознательность;
• работа с учебными моделями;
• использование знак символических средств, общих схем решения;
• выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения;
3. Предметные
• способности к самоопределению в технической среде;
• способности анализировать и сравнивать технические объекты;
• способность видеть проблему, противоречие;
• способности генерировать идеи;
• способности к проектированию;
• увлеченности, любознательности в области технического творчества;
• умения анализировать имеющиеся ресурсы, информацию;
• умения моделировать и конструировать.



1.4. Содержание программы с указанием часов по темам.
Тема 1. Знакомство с курсом. Инструктаж по технике безопасности (вводный). (2 ч)
Теория -1 час:
• Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
• Знакомство с курсом, разъяснение понятий «прототипирование, твердотельное моделирование».
• Особенности программного продукта, основное назначение, преимущества для
разработки прототипов различных изделий.
• Обзор примерных заданий, последовательно рассматриваемых на предстоящих занятиях.
Практика – 1 час
• работа по карточкам «определи по данному изображению предмет, который сразу указывает свой объем, назови геометрические тела, входящие в состав этого предмета»
• перенеси изображение на свободное поле чертежа
• выполнение индивидуального практического задания.
Тема 2. Работа с рисунками, эскизами ( 5 ч)
Теория - 1 час:

-Умение видеть 3D рисунки
• Основные понятия объемного предмета.
• Ошибки изображения объема.
Практика – 4 час
• выполнение практического задания (выполнить построение эскиза детали с указанием размеров и объема предмета, учитывая его положение в пространстве, с последующим редактированием и изменением ошибок).
Тема 3. Творческие задания на бумаге в клетку с использованием 3-D изображения ( 5 ч)
Теория - 1 час:
• Основные понятия, требования к эскизу, умение работать чертежными инструментами .
• Массивы: прямоугольный, круговой, по кривой поверхности
• Зеркальное отражение в изображении объемных предметов
• Рабочие элементы: плоскость, ось, точка
Практика – 4 час
• выполнение практических заданий (выполнить построение из бумаги 3D модели детали на основе плоскостного эскиза с последующим редактированием, по заданным размерам)
• выполнение контрольного задания по теме.
Тема 4. Визуализация (4ч)
Теория - 1 час:
• Основные понятия
• Изучение приемов визуализации трехмерных моделей.
Практика – 3 час
• выполнение практического задания из бумаги
• выполнение контрольного задания по темам 3 и 4.
Тема 5. Построение 3D моделей на основе произвольного изображения или рисунка (при помощи 3-D ручки или пистолета с горячим клеем) (2ч)
Теория - 1 час:
• Знакомство с новым инструментом: 3-D ручка, настройки инструмента, принцип работы
Практика – 1 час
• выполнение практического задания
Тема 6. Практическое задание (4ч)
Практика – 4 часа
• Выполнение практических заданий разного уровня сложности, создание модели по
замыслу.
Тема 7. Создание сборок (4ч)
Теория - 1 час:
• Основные понятия.
• Принципы создания сборок
• Создание компонентов сборки
Практика – 3 часа
• выполнение практического задания
• выполнение практического задания
Тема 8. Техническое творчество. Проектирование и изготовление прототипов изделий (7ч)
Теория - 1 час:
• Облачные технологии.
• Приемы совместной работы.
Практика – 6 час

• Особенности проектирования изделий – прототипов уже известных моделей.
• Подготовка моделей для изготовления.
• Разработка изделий по собственному замыслу
• Работа в команде
• Разработка изделий по заданию • Выполнение итогового задания

Тема 9. Подведение итогов (1ч):
• Обобщение полученных знаний.
• Обсуждение результатов проделанной работы.
• Подведение итогов обучения на курсе, возможности дальнейшего применения
полученных знаний.

1.5. Тематическое планирование

п/п

Темы занятий

Количество

часов


Тема 1. Знакомство с курсом. Инструктаж по технике безопасности (вводное занятие).

2 часа

1

Понятия «прототипирование, твердотельное моделирование».

2

Работа по карточкам «определи по данному изображению предмет, который сразу указывает свой объем, назови геометрические тела, входящие в состав этого предмета»; перенеси изображение на свободное поле чертежа


Тема 2. Работа с рисунками, эскизами.

5 часов

3

Основные понятия объемного предмета. Умение видеть 3D рисунки

4

выполнение практического задания «перенеси по клеточкам рисунок заданного предмета, показать объем сверху слева»

5

выполнение практического задания «перенеси по клеточкам рисунок заданного предмета, показать объем сверху справа»

6

выполнение практического задания «перенеси по клеточкам рисунок заданного предмета, показать объем снизу слева, справа»

7

выполнение практического задания (выполнить построение эскиза детали с указанием размеров и объема предмета, учитывая его положение в пространстве, с последующим редактированием и изменением ошибок).


Тема 3. Творческие задания на бумаге в клетку с использованием 3-D изображения

5 часов

8

Основные понятия, требования к эскизу, умение работать чертежными инструментами. Массивы: прямоугольный, круговой, по кривой поверхности. Зеркальное отражение в изображении объемных предметов. Рабочие элементы: плоскость, ось, точка, развертка.

9

Выполнение практических заданий (выполнить построение из бумаги 3D модели детали на основе плоскостного эскиза с последующим редактированием, по заданным размерам).
Рабочие элементы: плоскость, ось, точка, развертка.

10

Выполнение практических заданий (выполнить построение из бумаги 3D модели детали на основе плоскостного эскиза с последующим редактированием, по заданным размерам).
Зеркальное отражение в изображении объемных предметов.

11

выполнение практических заданий (выполнить построение из бумаги 3D модели детали на основе плоскостного эскиза с последующим редактированием, по заданным размерам).
Массивы: прямоугольный, круговой, по кривой поверхности.

12

Выполнение контрольного задания по теме «Развертка предмета с последующим получением объемной модели».


Тема 4. Визуализация.

4 часа

13

Основные понятия. Изучение приемов визуализации трехмерных моделей.

14

Выполнение практического задания из бумаги.

15

Выполнение практического задания из бумаги.

16

Выполнение контрольного задания по темам 3 и 4. «Развертка предмета с последующим получением объемной модели».


Тема 5. Построение 3D моделей на основе произвольного изображения или рисунка (при помощи 3-D ручки или пистолета с горячим клеем).

(2ч)

17

Знакомство с новым инструментом: 3-D ручка, настройки инструмента, принцип работы.

18

Выполнение практического задания « пробная работа по созданию любой модели, опираясь на уже существующую».


Тема 6. Практическое задание.

4 часа

19

Выполнение практических заданий разного уровня сложности, создание модели по замыслу. (индивидуальная работа)

20

Выполнение практических заданий разного уровня сложности, создание модели по замыслу. (индивидуальная работа)

21

Выполнение практических заданий разного уровня сложности, создание модели по замыслу. (работа в парах)

22

Выполнение практических заданий разного уровня сложности, создание модели по замыслу. (работа в группе)


Тема 7. Создание сборок.

4 часа

23

Основные понятия. Принципы создания сборок.
Создание компонентов сборки.

24

Выполнение практического задания «Создание модели моста». Выполнение отдельных частей для моста. (работа в группе)

25

Выполнение практического задания. Выполнение отдельных частей для моста.

25

Выполнение практического задания. Сборка модели моста. Испытание изделия.


Тема 8. Техническое творчество. Проектирование и изготовление прототипов изделий

7 часов

27

Облачные технологии. Приемы совместной работы. Выполнение итогового задания (объяснение).

28

Особенности проектирования изделий – прототипов уже известных моделей. Разработка изделий по заданию

29

Разработка изделий по заданию.

30

Выполнение итогового задания. Разработка изделий по собственному замыслу. Работа в команде. Проект.

31

Выполнение итогового задания. Разработка изделий по собственному замыслу. Работа в команде.

32

Выполнение итогового задания. Разработка изделий по собственному замыслу. Работа в команде.

33

Выполнение итогового задания. Разработка изделий по собственному замыслу. Работа в команде. Защита проекта.


Подведение итогов.

1час

34

Обобщение полученных знаний. Обсуждение результатов проделанной работы. Подведение итогов обучения на курсе, возможности дальнейшего применения полученных знаний.



Итого:

34 часа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!