Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 32
Информационно – исследовательский проект
в средней группе
«Витамины наши друзья»
Подготовила:
Осипова Д. В. воспитатель
2016 год
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя».
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Проблема: недостаточная сформированность у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью правильного рационального питания.
Цель проекта: - формирование у детей представлений о правильном питании и здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с понятием витамины, их роли в жизни человека;
закреплять понятия «овощи», «фрукты», «ягоды»
Развивающие:
Воспитательные:
Формы реализации:
занятия по познавательной деятельности
беседы с детьми и родителями
игровая деятельность
выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду
выставка детского творчества
создание лэпбука, как итогового продукта
Основные средства:
информирование родителей о задачах и содержании проекта
вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества
подготовка оборудования, материалов и инструментов
включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей
проведение выставки детского и взрослого творчества
Ожидаемый результат:
развитие духовно – богатой личности ребёнка, как активного участника проекта;
создание благоприятных условий для саморазвития ребёнка, проявления его творческой деятельности;
обогащение детей знаниями о пользе витаминов для организма человека.
Этапы реализации проекта.
1 Подготовительный этап.
Цель: создание мотивации, формулировка проблемы
Деятельность воспитанника | Деятельность педагога | Деятельность родителей |
Создание проблемной ситуации в группе: как стать здоровым? | Педагог задает вопросы детям, мотивируя их на ответ. | Беседа с детьми о сохранении здоровья. |
Результат: определены темы исследований.
2 Проектировочный этап.
Цель: планирование проектной деятельности, определение методов и приемов работы
Деятельность воспитанника | Деятельность педагога | Деятельность родителей |
Исследовательская работа по выбранной теме. | Обсуждение тем исследования с детьми. Создание предметно-развивающей среды. | Помощь детям в исследовании. |
Деятельность воспитанника | Деятельность педагога | Деятельность родителей |
Участие в игровых ситуациях. Создание совместно с родителями «мини книжек» о витаминах. | Непосредственно – образовательная деятельность. Создание игровых ситуаций. Проведение бесед с детьми. | Создание совместно с детьми «мини книжек» о витаминах.. |
Результат: определен план работы; даны задания в группе.
3 Практический этап.
Цель: Работа над проектом
Результат: Проведены исследования о пользе витаминов. Созданы «мини книжки» «Витамины наши друзья».
4 Контрольно – коррекционный этап.
Цель: Оценивание проекта, необходимая корректировка
Деятельность воспитанника | Деятельность педагога | Деятельность родителей |
Самоанализ знаний по теме. Согласование с педагогом итогов работы над исследованием. | Собирает и обрабатывает всю полученную информацию. | Помогает в оформлении выставки продуктов детской деятельности. |
Результат: Оценивание полученных знаний участниками проекта
5 Заключительный этап.
Цель: Представление содержания деятельности проекта
Деятельность воспитанника | Деятельность педагога | Деятельность родителей |
Представление своих работ. Совместно с воспитателями создание лэпбука по теме проекта. | Представление результатов по темам. Совместно с детьми создание лэпбука. | Чтение дополнительной литературы с детьми. |
Результат: Завершенность проекта.
Приложение 1.
Конспект НОД по лепке в средней группе
«Овощи и фрукты»
Цель: закреплять умение различать овощи и фрукты; составлять рассказ по опорным картинкам. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать память, мышление, внимание. Закреплять умение лепить знакомые предметы круглой и овальной формы, применяя усвоенные ранее приемы (оттягивание, сглаживание, прищипывание) .
Демонстрационный материал: картинки с овощами и фруктами (помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, натуральные овощи и фрукты (или муляжи) (помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, «чудесный мешочек».
Раздаточный материал: конверты с двумя картинками с изображением овоща и фрукта (помидор и яблоко, морковь и груша, апельсин и помидор, слива и огурец, разрезанными на 2 части по вертикали, пластилин, доска, стека, салфетки.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Повтори».
Назовите овощи и фрукты какие вы знаете.
Овощи – помидор, огурец, лук, морковь, капуста, картошка, баклажан, кабачок и т. д.
Фрукты - яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, банан и т. д.
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать о
каком фрукте или овоще идет речь.
1. Само с кулачек,
Круглый бочек.
Тронешь пальцем гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко)
2. Я румяную матрешку
От подруг не оторву.
Подожду пока матрешка
Упадет сама в траву. (Груша)
3. В шкуре желтой,
Кислый он.
Называется. (Лимон)
4. Сидит в темнице
Красная девица,
А коса на улице. (Морковь)
5. Яркий, сладкий, налитой.
Весь в обложке золотой.
Ни с конфетной фабрики,
А из далекой Африки. (Апельсин)
6. Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
7. В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
8. Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
9. Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Горох)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и выставляет картинки с овощами и фруктами, которые называли.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья?
А теперь скажите:
• Что изображено на картинках? Назовите, одним словом. (Овощи, фрукты)
• Где растут овощи? (На грядке в огороде)
• Где растут фрукты? (На дереве в саду)
• Как можно использовать овощи? (Варить суп, борщ, щи, жарить, делать салат, сок)
• Что нужно сделать с овощами и фруктами прежде, чем их использовать?
(Помыть)
• А что можно приготовить из фруктов? (Компот, варенье)
Физкультминутка «Компот».
Будем мы варить компот (левую ладошку держат ковшиком, а указательным пальцем правой руки «мешают»)
Фруктов нужно много. Вот: (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (варят и мешают)
Угостим честной народ.
Н. Нищева.
Работа с раздаточным материалом:
У каждого ребенка конверт, в котором лежат 2 картинки с изображением фрукта и овоща (помидор и яблоко, морковь и груша, лук и лимон, апельсин и помидор, слива и огурец, разрезанные по вертикали.
Задание: Составь картинки и назови их.
Составление сравнительного рассказа по плану:
- Что это и это? (это яблоко, это помидор)
- Где они растут? (яблоко растет на дереве в саду, а помидор на грядке в
огороде)
- Какого они цвета? (яблоко - зеленое, а помидор - красный)
Воспитатель: Ребята, для того, что бы приготовить полезные для здоровья блюда, нам нужно много овощей и фруктов. Сейчас мы с вами и слепим из пластилина разные фрукты и овощи.
Итог НОД:
Воспитатель обобщает материал, изученный на занятии. Благодарит детей за хорошую работу на занятии. Рассматривают получившиеся продукты.
Приложение 2.
Беседа на тему:
«Наши друзья витамины»
Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста потребности к здоровому образу жизни.
Задачи:
• Формировать потребности к здоровому образу жизни.
• Учить детей определять свое настроение и выражать его мимикой и жестами.
• Закреплять знания детей о пользе овощей и фруктов для жизни человека, о наличии витаминов в овощах, фруктах и других продуктах питания.
• Воспитывать чувство сопереживания и заботы.
Материал: конверт с письмом от Незнайки, картинки с изображением овощей, фруктов и продуктов питания.
Предварительная работа: чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы о ЗОЖ, заучивание пословиц, поговорок.
Воспитатель. Ребята, сегодня нам пришло письмо. Давайте прочитаем, что в нем написано.
Незнайка: Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилась беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел только все вкусное: пирожное, конфеты, пил пепси-колу. Но мне становится все хуже и хуже. Ребята, помогите мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно кушать, чтобы не болеть!
Воспитатель. Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке. Скажите, что вы любите кушать больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель. А как вы думаете, есть ли разница между «вкусным» и «полезным»
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются - витамины. А что вы знаете о витаминах?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Витаминов много, но самые главные из них витамины А, В. С. Д. Например, витамин «А» - очень важен для зрения, витамин «В» способствует хорошей работе сердца, витамин «Д» делает наши руки и ноги крепкими, витамин «С» укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, а если все-таки заболели, то с его помощью можно быстро поправиться.
Воспитатель. Как вы думаете, что будет с человеком, если питаться одними сладостями?
Ответы детей.
Воспитатель. Вам надо знать, что организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты, у того, кто их употребляет, как правило, бывает хорошее настроение, гладкая кожа и красивая фигура. А вот конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах очень вредны для здоровья. И витамины в этих продуктах не живут.
Воспитатель. А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Как живешь?»
(дети отвечают и выполняют имитационные движения на слова
Как живешь? - Вот так! (показывают большой палец).
Как плывешь?- Вот так! (плавательные движения).
Как бежишь? - Вот так! (показывают бег).
В даль глядишь? - Вот так! (показывают).
Машешь вслед? - Вот так! (показывают).
Ждешь обед?- Вот так (рука под щеку).
Утром спишь? - Вот так! (показывают).
А шалишь? - Вот так! (надувают щеки и хлопают по ним руками).
Воспитатель. Какие молодцы, ребята! Вы такие веселые, наверно правильно питаетесь. Вы теперь знаете, какие продукты полезные, а какие вредные, но Незнайка еще не запомнил. Я предлагаю вам стать садовниками здоровья, давайте вырастим чудо-дерево.
(на столе карточки с разными продуктами, дети выбирают карточки с полезными продуктами и вывешивают на дерево).
Воспитатель. Почему на дереве выросла морковка? (она полезна для глаз). Чем полезно молоко? (витамин Д укрепляет кости). Чем полезен лимон? (витамин С чтобы не болеть). Почему надо есть черный хлеб? Почему на дереве яблоко?
Воспитатель. Вот теперь Незнайка точно все запомнил. И теперь он обязательно поправится и у него все будет хорошо.
Воспитатель. Лишь полезная еда на столе у нас всегда. А полезная еда - будем мы здоровы?
Дети: Да!
Воспитатель Молодцы!
Анализ НОД: Что понравилось сегодня на занятии?
Что нового узнали? Что было самым интересным?
Незнайка благодарит, прощается и уходит.
Воспитатель. Я думаю, что теперь вы будете кушать полезные продукты, и будете здоровыми и сильными, как говориться в пословице: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
Приложение 3.
Конспект НОД по конструированию из бумаги
в технике оригами в средней группе
«Морковка»
Цель: учить детей делать фигурки в стиле оригами, используя пооперационную карту. Знакомить с историей искусства оригами.
Средства: готовая поделка «Морковка», пооперационные карты, 1 бумажный квадрат красного цвета 10-10, 1 бумажный квадрат зеленого цвета 5-5, клеящий карандаш - на каждого ребенка.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мне позвонил Незнайка и загадал несколько загадок, давайте вместе отгадаем эти загадки!
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
Очень яркая девица
Летом прячется в темнице.
Любят зайчики и детки
В свежем виде и в котлетках.
Эта рыжая плутовка
Называется…
Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали! А теперь подумайте, почему Незнайка загадал загадки только про морковку?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, потому что он очень её любит и в ней очень много витаминов! А какие витамины содержаться в морковке?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте сделаем Незнайке подарок! Сделаем много морковок и отправим их Незнайке, чтобы полакомился любимым угощением!
Воспитатель: Давайте попробуем превратить «волшебные» квадраты вот в такие симпатичные морковки, как эта. (Показ готовой поделки).
Пальчиковая гимнастика.
(Загибаются пальцы попеременно на правой и левой руками, движения сопровождаются словами):
Пальчик- мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
Воспитатель: Чтобы смастерить морковку, надо научиться аккуратно складывать бумагу.
(Объясняет последовательность изготовления морковки, потом хвостика для нее. Используя пооперационную карту, дети повторяют действия воспитателя).
Воспитатель: Теперь соединяем при помощи клея все заготовки. Морковка готова.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: В сказочной стране Оригами растут самые разные бумажные морковки и другие овощи. В стране Оригами есть города. Где стоят бумажные дома и мчатся бумажные машины; леса, в которых скачут бумажные зайцы, крадутся бумажные лисы и порхают бумажные птицы; парки, где бумажные дети играют в бумажный мяч.
В переводе на русский язык слово «оригами» означает «складывать бумагу». Это замечательное искусство пришло к нам из далекой страны Японии. С давних пор в дни праздников там украшают дома и улицы бумажными фонариками и гирляндами, а жители надевают бумажные маски и дарят друг другу поделки из бумаги; коробочки, украшения, корзиночки….
В Японии и взрослые, и дети любят и умеют делать интересные разноцветные бумажные фигурки. Вот и мы учимся мастерить поделки в стиле оригами. На следующем занятии мы попробуем смастерить другие подарки для Незнайки.
Приложение 4.
Конспект интегрированного занятия
в средней группе
«Овощи и фрукты –полезные продукты»
Интеграции областей: познание, коммуникация, рисование.
Цель: учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознавания различные анализаторы, способствовать поиску новой информации об овощах и фруктах, их пользе для здоровья, учить описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о произрастании овощей и фруктов, формировать интерес к произведениям русского фольклора (загадки, пословицы, поговорки).
Ход НОД:
Воспитатель: сегодня у нас будет много интересных игр.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ой кто же там? (пришел гость Золотая Осень)
Осень: здравствуйте, ребята! Я – Золотая Осень, и пришла к вам с целой корзиной чего-то вкусного и полезного! Хотите узнать, что в ней? (да) А вы любите загадки? (да) Я загадки вам скажу, а ответы покажу! Вы загадки отгадайте и ответы доставайте!
Осень:
Выросли загадки.
Сочные да крупные
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
Осенью краснеют.
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
Полна горница людей.
Сидит в темнице,
А коса на улице.
И испачкана в земле,
А какая на столе!
Если жареная с маслом-
Объедение-это ясно!
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный.
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
И на лампочку похож.
Самый вкусный фрукт на свете!
Кто рыжий круглый господин? -
Главный цитрус.
Потому как небольшой.
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его?
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет.
Осень: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки. А помогите мне, пожалуйста, разложить фрукты и овощи отдельно. Поможете? Овощи вы должны положить в корзину, где приклеена морковь, а фрукты в корзину, где приклеено яблоко. Справитесь? (да)
Осень встаёт и роняет корзину с продуктами.
Осень: ой, ребята, корзина упала и всё рассыпалось. Давайте, соберём фрукты и овощи и разложим по корзинам. Молодцы, справились! А теперь проверим. (проверяем корзину с фруктами)
Осень: А что можно приготовить из фруктов (варенье компот) А теперь проверим корзину с овощами. А из овощей что можно приготовить? (салат суп соленья)
Осень: Ребята, а как вы думаете, где выращивают овощи? (на огороде)
А где растут фрукты? (в саду, на деревьях, кустах)
Где вы видели фруктовые деревья и грядки с овощами? (ответы детей)
Осень: вы такие молодцы со всеми заданиями справились. Давайте теперь повеселимся. Поиграем в веселую ОГОРОДНУЮ-ХОРОВОДНУЮ игру:
Есть у нас огород, там своя морковь растет.
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Ты, морковь, сюда спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай, и в корзину полезай
Есть у нас огород, там зеленый лук растет.
Вот такой… Вот такой.
Ты, лучок, сюда спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзину полезай.
Есть у нас огород, и капуста там растет.
Вот такой ширины, вот такой вышины.
Ты, капуста, к нам спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзину полезай
Есть у нас грузовик, он не мал, не велик.
Вот такой ширины, вот такой вышины.
Ты, шофер, сюда спеши и немного попляши,
А потом не зевай, увози наш урожай.
Осень: Дети, мне так понравилось, как вы играли. И веселиться вы умеете, и очень много знаете об овощах и фруктах! Вы такие умнички! А я вот совсем запуталась! Посмотрите на фланелеграф. На нём геометрические фигуры. Какие? (круг овал треугольник) А запуталась ребята я в том, что не как не могу определить, на какие фигуры похожи овощи и фрукты! Поможете мне разобраться? (да)
Осень: Ну, какие молодцы! Замечательно справились и с этим заданием! А теперь для вас самое интересное задание! У вас на листочках нарисована половинка фрукта или овоща. Нужно сначала дорисовать вторую половинку продукта, а потом раскрасить весь продукт! Справитесь? (да)
Воспитатель: какие молодцы ребята! Все справились с последним заданием Осени! А теперь давайте проводим Осень и попрощаемся с ней до следующего года!