СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протокол 1 проведения заседания ШМО учителей гуманитарного цикла

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Протокол проведения заседания ШМО учителей гуманитарного цикла

Просмотр содержимого документа
«Протокол 1 проведения заседания ШМО учителей гуманитарного цикла»

ПРОТОКОЛ № 1

заседания школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла

от 6 сентября 2016г.

Повестка дня:

1.Утверждение  плана работы ШМО на 2016 – 2017 учебный год

2.Рабочие программы преподавания в 2016-2017 учебном году, адаптированные программы по русскому языку и литературе 6 класс ( 8 вида)

3.Утверждение тем самообразования учителей на 2016-2017 учебный год

4.Отбор участников школьного этапа Всероссийской олимпиады, а также заданий для олимпиады по русскому языку и литературе 5,6 класс

5.Соблюдение единого орфографического режима при оформлении школьной и ученической документации.

По 1 вопросу выступила руководитель ШМО – Кузнецова Е.А. Она ознакомила с планом работы учителей гуманитарного цикла на 2016-2017 учебный год.

По 2 вопросу выступили учителя предметники, обсуждая требования к тематическому планированию и рассмотрение:

а) рабочих программ ;



б) адаптированных программ по русскому языку и литературе 6 класс ( 8 вида)

в) календарно-тематических планов;

г) рабочих программ и календарно-тематических планов факультативов, элективных курсов и кружковой деятельности на 2013 - 2014 учебный год;

д)учебной литературы.

По 3 вопросу выступали учителя предметники. Обсуждались и корректировались темы по самообразованию учителей на 2013-2014 учебный год.

По 4 вопросу выступали учителя предметники. Обсуждались и корректировались списки участников предметных олимпиад школьного этапа

По 5 вопросу выступили учителя предметники, обсуждая требования к ведению тетрадей, дневников, работы над ошибками

Решили:

1.  Утвердить план работы МО учителей гуманитарного цикла на 2015-16 учебный год.

2. Утвердить рабочие программы по предметам, адаптированные программы по русскому языку и литературе 6 класс ( 8 вида),программы элективных курсов, факультативных и кружковых занятий. Утвердить учебники, соответствующие федеральному перечню и поддерживающие единую линию с 5 по 11 класс.

3.  Утвердить график прохождения курсов, тем самообразования.

4. Утвердить требования к ведению тетрадей, дневников, выполнять работу над ошибками после контрольных диктантов в тетрадях для контрольных работ (на уроке работы над ошибками), после сочинений и изложений в тетрадях для работ по развитию речи(на любом уроке по выбору учителя), придерживаться следующего образца :

ТЕТРАДЬ

для работ по

русскому языку

ученика V класса

МКОУ « Бодеевская СОШ»

Иванова Ивана.



ТЕТРАДЬ

для контрольных работ

по русскому языку

ученика V класса

МКОУ « Бодеевская СОШ»

Иванова Ивана.



ТЕТРАДЬ

для работ

по развитию речи

ученика V класса

МКОУ « Бодеевская СОШ»

Иванова Ивана.



ТЕТРАДЬ(только 9 класс)

для творческих работ

ученика IX класса

МКОУ « Бодеевская СОШ»

Иванова Ивана.



5. Решили утвердить списки учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах. Утвердить задания олимпиады по русскому языку и литературе для 5,6 классов, разработанные Волковой О.В.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

Олимпиадные задания 5 класс

Максимальное количество баллов за всю работу - 50

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора. (По 1 баллу за героя, автора и название произведения)

  1. Горошина

  2. Острый сверкающий нож и меховая муфточка

  3. Свежее душистое золотисто-румяное яблочко

  4. Рубашки, связанные из крапивной пряжи

  5. Волшебные волоски из бороды

(Максимальное количество баллов- 5)



2. Определите и назовите жанр по фрагментам текста.

(Максимальное количество баллов- 3)

Фрагмент

название жанра

А)Жил-был добрый царь Матвей,;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет.


Б) Один в поле не воин


В) Красное коромысло через реку повисло.




3. Вставьте пропущенное слово (слова). Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок. (Максимальное количество баллов- 4)

А) Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич __________.


Б) «Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть ___________ ___________,

А хочу быть вольною царицей»




4. Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество. ( Максимальное количество баллов- 6)

а) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения.

б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».



5. Восстановите полные формы имен писателей (имя, отчество, фамилия).

(Максимальное количество баллов- 5)



Иван Андреевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Гоголь

Лев Николаевич Крылов

Александр Сергеевич Толстой

Николай Васильевич Пушкин




6. Соотнеси приведенные имена существительные с постоянными эпитетами (можно соединить их стрелочками):

(Максимальное количество баллов – 5)


  • девица

  • земля

  • сокол

  • слезы

  • меч

  • русская

  • красная

  • булатный

  • ясный

  • горькие













7. Отметить произведения искусства, которые относятся к художественной литературе:

  • И.Е.Репин «Стрекоза»

  • П.П.Ершов «Конек – Горбунок»

  • П.И. Чайковский «Щелкунчик»

  • А.М. Опекушин. Памятник А.С.Пушкину

  • С.Аксаков. «Аленький цветочек».

  • Барма и Постник. Покровский собор (храм Василия Блаженного)

(Максимальное количество баллов- 2)



8. Разделите мифологических персонажей: Ярило, Атлант, Даждь-бог, Зевс, Геракл, Аполлон - по группам:

а) славянские; б) греческие

(Максимальное количество баллов – 6)


9. Дайте определение морали басни. Из каких басен извлечена мораль?

Напишите название басен.

(2 балла за определение, 2 балла за ответ – всего 4 балла)

а) «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт..»

б) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок»



10. Творческое задание

В сказках часто оживают неодушевленные предметы. Например, штопальная игла, чернильница, монетка у Г.Х. Андерсена, зеркальце у А.С. Пушкина, игрушки у
Т.А. Гофмана и А. Милна, карты у Л. Кэрролла.

Сочините сказку, где бы главным действующим лицом стала какая-нибудь вещь.

(Максимальное количество баллов – 10)



Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе 6 класс

Время выполнения заданий – 1,5 часа

Максимальное количество баллов - 50


1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными справа

1 Летопись А «Лошадиная фамилия»

2 Басня Б «Кубок»

3 Баллада В «Повесть временных лет»

4 Сказка Г «Каша из топора»

5 Рассказ Д «Мартышка и очки»

6 Стихотворение Е «Белая береза»

Максимальное количество баллов-6


2. Дайте определение загадки.

Отгадайте загадки:

А)Шел долговяз, в сыру землю увяз

Б) Скатерть бела весь свет одела.

В)До неба достанет, а от земли не видать

Максимальное количество баллов-4


3.Закончите пословицы:

А)Красна птица перьем..

Б)Где жить.…

В) Слово серебро…

Г) Сто человек-

Максимальное количество баллов-4


4.Русские художники написали картины к русским народным сказкам: «Снегурочка», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Царевна», «Пёрышко Финиста – Ясного сокола», «Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка», «Белая уточка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке». Назовите фамилии этих художников.

Максимальное количество баллов-2


5.Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.

Максимальное количество баллов- 4


6. Приведите из басен И.А.Крылова выражения, ставшие пословицами. Укажите, из каких они басен.

Максимальное количество баллов – по 0.5 балла, если указана пословица, по одному баллу, если указано название басни


7. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Максимальное количество баллов - 1


8. Определите писателя по биографическим фактам.

А) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя» Б) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

В) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Максимальное количество баллов – 3


9. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»

б) Летописание на Руси началось в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой

Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения

Д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество баллов - 5


10.О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким стихотворением перекликается сюжет картин?

Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта. На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная музыкой слова своего воспитанника. Справа изображен друг поэта, он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья», друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».

Максимальное количество баллов – 2


11. Назовите автора и заглавие произведения.

1) ...Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

2) Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.


3) Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.


4) Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моем. Я опустил пистолет. «Вам, кажется, теперь не до смерти, — сказал я ему, — вы изволите завтракать; мне не хочется вам помешать». — «Вы ничуть не мешаете мне, — возразил он, — извольте себе стрелять, а впрочем, как вам угодно: выстрел ваш остается за вами; я всегда готов к вашим услугам».


5) «Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы». Максимальное количество баллов - 5

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Ответы. 6 класс

Время выполнения заданий – 1,5 часа

Максимальное количество баллов - 50


1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

1в, 2д, 3б, 4г,5а, 6е

Максимальное количество баллов-6


2.Дайте определение загадки.

Загадка – краткое поэтическое иносказательное описание какого-либо предмета или явление, которое нужно узнать

Отгадайте загадки:

А)Дождь б) снег в) Дорога

Максимальное количество баллов-4


3.Закончите пословицы:

А)Красна птица перьем, а человек -уменьем

Б)Где жить- там и слыть

В) Слово серебро, а молчанье-золото

Г) Сто человек- сто мнений

Максимальное количество баллов-4


4.Русские художники написали картины к русским народным сказкам: Назовите фамилии этих художников. – М. Васнецов, И.Билибин

Максимальное количество баллов-2


5.Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл, это старейший жанр литературы. Возник еще в Древней Греции. Басни в русской литературе мы находим у МЛомоносова, А.Сумарокова, В.Майкова, И.А.Крылова

Максимальное количество баллов- 4


6. Приведите из басен И.А.Крылова выражения, ставшие пословицами. Укажите, из каких они басен.

Максимальное количество баллов – по 0.5 балла, если указана пословица, по одному баллу, если указано название басни


7. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина:

хорей

Максимальное количество баллов - 1


8. Определите писателя по биографическим фактам.

А) А.СПушкин

Б) М.Ю.Лермонтов

В) Л.Н.Толстой

Максимальное количество баллов – 3


9. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) нет

б) да

В) да

Г) нет

Д) да

Максимальное количество баллов - 5


10. Н.Н Ге «Пущин в гостях у Пушкина». Послание « И. И. Пущину» А.С.Пушкина

Максимальное количество баллов - 2


11. 1 А. С. Пушкин «Няне»

2. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»

3. А. С. Пушкин «И. И. Пущину»

  1. А. С. Пушкин «Выстрел»

  2. М. Ю. Лермонтов «Бородино»

Максимальное количество баллов – 5



Всероссийская олимпиада школьников. 2016-2017 учебный год.

Школьный этап.

Русский язык.

6 класс.

Продолжительность – 60 минут.


  1. Расставьте ударения в словах:

Банты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

(За каждый правильный ответ-0,5 балла.) 5 баллов


  1. Выпишите слова, в которых все согласные звуки твёрдые:

Лыжи, объём, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл.

(За каждый правильный ответ-0,5 балла). 2, 5 балла.


  1. Обозначьте состав слов:

Зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик.

(За каждый правильный ответ – 0,5 балла.) 2,5 балла.


4. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания ст…рожила, (не)сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельня улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы.

(За каждое правильно написанное слово - 0,5 балла.) 7 баллов.


5. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова?

Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

(За каждое правильно написанное слово - 1 балл.) 6 баллов.


6. Замените синонимами устаревшие слова.

Очи, чело, ланиты, уста, перст, глаголет, десница.

(За каждый правильный ответ - 1 балл.) 7 баллов.


7. Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте на основе шести данных слов шесть новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Сокол. Актер.

(За каждый правильный ответ - 1 балл.) 6 баллов.


8. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя и Сева.

Как их будут звать, когда они вырастут?

(За каждый правильный ответ- 0,5 балла.) 3 балла.


9. В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм.

1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.

3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

4. Бить баклуши, гонять собак, палец о палец не ударить, работать не покладая рук.

(За каждый правильный ответ- 0,5балла.) 2 балла.



10. Подберите антонимы к словам:

добрый- _______________, горячий_- __________, веселый_- ______________.

(За правильно подобранное слово - 0,5 балла) 5 баллов.

.

11. Составьте по два предложения с каждым из слов:

мели, окуни, пряди, соли.

(За каждое правильно построенное предложение - 0,5 балла.)

Поставьте в данных словах ударение.

(За каждый правильный ответ - 0,5 балла.)

Определите части речи.

(За правильный ответ - 0,5 балла.) 12 баллов.


12. У писателя С. Львова есть книга под названием «Смотреть и видеть».

Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть.

Как бы вы им объяснили?

(За правильное определение значения слова - 3 балла.)

Приведите свои примеры употребления данных слов в предложениях.

(За каждый пример - 1 балл.) 10 баллов.


Школьная олимпиада по русскому языку в 5 классе.

1. Расставьте ударения в следующих словах, укажите вариативные случаи.

Красивее, средства, шофер, по средам, жалюзи, наголо, обеспечение, торты, йогурт, банты.

Максимальное количество баллов – 3.

2. Прочитайте стихотворение Б. Ю. Нормана и выпишите существительные, употреблённые с нарушением формы рода. Укажите нормативный вариант.

Слыхали эту новость? Он съел жилету кунью

У нас в шкафу живёт И дедовский папах,

Тот, кто любую овощь, Персолем и шампунью,

Любой продукт сжуёт. Который весь пропах.

Он яблок, помидору Так кто ж ту путь проделал

И всю картофель съест, Из шкафа в антресоль?

Баранок без разбору Мыш ненасытный, где он?

Умнёт в один присест, Где он, огромный моль?

Прожорлив, как собака, Вы скажите: не верим!

Тот, кто живёт в шкафу: Чтоб всё пустить в труху?

Пропала тюль и тапок Но есть обжора – Время -

И туфель на меху. Вот кто живёт в шкафу.

Максимальное количество баллов – 4.

3.Вспомните и запишите фразеологизмы, которые своим происхождением обязаны мифам и легендам народов.

Максимальное количество баллов - 3.

4.Определите морфемный состав слов: перчик, избирательный, электромясорубка, дочурка, огурчик, переоценка.

Максимальное количество баллов – 3.

5.Составьте словосочетания, в которых слова каменный, бархатный, сладкий ,ледяной будут употреблены в переносном смысле.

Максимальное количество баллов – 2.

6.Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим и звонким). Первое означает животное, живущее под землёй, второе – пещеру, преимущественно искусственную.

Максимальное количество баллов – 2.

7. Сколько здесь однокоренных слов? Запиши их.

Жало, жаль, жали, жалованье, жалюзи, жалоба.

Максимальное количество баллов – 3

8. Известно, что улыбка украшает человека. А какая у вас улыбка? Составьте небольшой словарик эпитетов.

Максимальное количество баллов – 3.

9.Образуйте неопределённую форму глаголов, которые в 1 лице единственного числа настоящего времени имеют формы заведую, проповедую.

Максимальное количество баллов – 2.

10. В эпоху Интернета и телевидения можно совершенно спокойно обойтись без чтения книг. Согласны ли вы с этим высказыванием? Аргументируйте своё мнение.

. Максимальное количество баллов – 15, из них 5 – орфография, 5 – пунктуация, 5 – речь и грамматика.





Ответы к школьной олимпиаде по русскому языку (5 класс)

1. КрасИвее, срЕдства, шофЕр, по срЕдАм, жалюзИ, нАголО, обеспЕчение, тОрты, йОгУрт, бАнты.

Максимальное количество баллов – 3.(за каждое слово по 0,3)



2. Овощ – м. р., яблоко – с. р., помидор – м. р., картофель – м. р., баранка – ж.р., тюль – м. р., тапка – ж. р., туфля – ж.р., жилет – м.р., папаха – ж.р., персоль – ж. р., шампунь – м.р., путь – м. р., мышь – ж.р., моль – ж.р., время – с. р.

Максимальное количество баллов – 4.(за каждое слово по 0,25)



3.Танталовы муки, сизифов труд, прокрустово ложе, авгиевы конюшни, троянский конь, яблоко раздора, олимпийское спокойствие, панический страх и др.

Максимальное количество баллов - 3 .(за каждое слово по 0,5)





4. Максимальное количество баллов – 3 .(за каждое слово по 0,5)



5. Каменное сердце, бархатный голос, сладкая жизнь, ледяной взгляд.

Максимальное количество баллов – 2.



6. Крот- грот

Максимальное количество баллов – 2.



7. Жаль и жалоба.

Максимальное количество баллов – 3.



8. Максимальное количество баллов – 3. .(за каждое слово по 0,3)



9..Заведую – заведовать, проповедую – проповедовать.

Максимальное количество баллов – 2.



10. Максимальное количество баллов – 15, из них 5 – орфография, 5 – пунктуация, 5 – речь и грамматика.



Максимальное количество баллов за работу – 40.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!