ПРОТОКОЛ № 1
заседания школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла
от 6 сентября 2016г.
Повестка дня:
1.Утверждение плана работы ШМО на 2016 – 2017 учебный год
2.Рабочие программы преподавания в 2016-2017 учебном году, адаптированные программы по русскому языку и литературе 6 класс ( 8 вида)
3.Утверждение тем самообразования учителей на 2016-2017 учебный год
4.Отбор участников школьного этапа Всероссийской олимпиады, а также заданий для олимпиады по русскому языку и литературе 5,6 класс
5.Соблюдение единого орфографического режима при оформлении школьной и ученической документации.
По 1 вопросу выступила руководитель ШМО – Кузнецова Е.А. Она ознакомила с планом работы учителей гуманитарного цикла на 2016-2017 учебный год.
По 2 вопросу выступили учителя предметники, обсуждая требования к тематическому планированию и рассмотрение:
а) рабочих программ ;
б) адаптированных программ по русскому языку и литературе 6 класс ( 8 вида)
в) календарно-тематических планов;
г) рабочих программ и календарно-тематических планов факультативов, элективных курсов и кружковой деятельности на 2013 - 2014 учебный год;
д)учебной литературы.
По 3 вопросу выступали учителя предметники. Обсуждались и корректировались темы по самообразованию учителей на 2013-2014 учебный год.
По 4 вопросу выступали учителя предметники. Обсуждались и корректировались списки участников предметных олимпиад школьного этапа
По 5 вопросу выступили учителя предметники, обсуждая требования к ведению тетрадей, дневников, работы над ошибками
Решили:
1. Утвердить план работы МО учителей гуманитарного цикла на 2015-16 учебный год.
2. Утвердить рабочие программы по предметам, адаптированные программы по русскому языку и литературе 6 класс ( 8 вида),программы элективных курсов, факультативных и кружковых занятий. Утвердить учебники, соответствующие федеральному перечню и поддерживающие единую линию с 5 по 11 класс.
3. Утвердить график прохождения курсов, тем самообразования.
4. Утвердить требования к ведению тетрадей, дневников, выполнять работу над ошибками после контрольных диктантов в тетрадях для контрольных работ (на уроке работы над ошибками), после сочинений и изложений в тетрадях для работ по развитию речи(на любом уроке по выбору учителя), придерживаться следующего образца :
ТЕТРАДЬ
для работ по
русскому языку
ученика V класса
МКОУ « Бодеевская СОШ»
Иванова Ивана.
ТЕТРАДЬ
для контрольных работ
по русскому языку
ученика V класса
МКОУ « Бодеевская СОШ»
Иванова Ивана.
ТЕТРАДЬ
для работ
по развитию речи
ученика V класса
МКОУ « Бодеевская СОШ»
Иванова Ивана.
ТЕТРАДЬ(только 9 класс)
для творческих работ
ученика IX класса
МКОУ « Бодеевская СОШ»
Иванова Ивана.
5. Решили утвердить списки учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах. Утвердить задания олимпиады по русскому языку и литературе для 5,6 классов, разработанные Волковой О.В.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
Олимпиадные задания 5 класс
Максимальное количество баллов за всю работу - 50
1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора. (По 1 баллу за героя, автора и название произведения)
Горошина
Острый сверкающий нож и меховая муфточка
Свежее душистое золотисто-румяное яблочко
Рубашки, связанные из крапивной пряжи
Волшебные волоски из бороды
(Максимальное количество баллов- 5)
2. Определите и назовите жанр по фрагментам текста.
(Максимальное количество баллов- 3)
Фрагмент | название жанра |
А)Жил-был добрый царь Матвей,; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей всё нет как нет. | |
Б) Один в поле не воин | |
В) Красное коромысло через реку повисло. | |
3. Вставьте пропущенное слово (слова). Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок. (Максимальное количество баллов- 4)
А) Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич __________. | |
Б) «Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть ___________ ___________, А хочу быть вольною царицей» | |
4. Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество. ( Максимальное количество баллов- 6)
а) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения.
б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
5. Восстановите полные формы имен писателей (имя, отчество, фамилия).
(Максимальное количество баллов- 5)
Иван Андреевич Лермонтов
Михаил Юрьевич Гоголь
Лев Николаевич Крылов
Александр Сергеевич Толстой
Николай Васильевич Пушкин
6. Соотнеси приведенные имена существительные с постоянными эпитетами (можно соединить их стрелочками):
(Максимальное количество баллов – 5)
девица земля сокол слезы меч | русская красная булатный ясный горькие |
7. Отметить произведения искусства, которые относятся к художественной литературе:
И.Е.Репин «Стрекоза»
П.П.Ершов «Конек – Горбунок»
П.И. Чайковский «Щелкунчик»
А.М. Опекушин. Памятник А.С.Пушкину
С.Аксаков. «Аленький цветочек».
Барма и Постник. Покровский собор (храм Василия Блаженного)
(Максимальное количество баллов- 2)
8. Разделите мифологических персонажей: Ярило, Атлант, Даждь-бог, Зевс, Геракл, Аполлон - по группам:
а) славянские; б) греческие
(Максимальное количество баллов – 6)
9. Дайте определение морали басни. Из каких басен извлечена мораль?
Напишите название басен.
(2 балла за определение, 2 балла за ответ – всего 4 балла)
а) «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт..»
б) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
10. Творческое задание
В сказках часто оживают неодушевленные предметы. Например, штопальная игла, чернильница, монетка у Г.Х. Андерсена, зеркальце у А.С. Пушкина, игрушки у
Т.А. Гофмана и А. Милна, карты у Л. Кэрролла.
Сочините сказку, где бы главным действующим лицом стала какая-нибудь вещь.
(Максимальное количество баллов – 10)
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе 6 класс
Время выполнения заданий – 1,5 часа
Максимальное количество баллов - 50
1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными справа
1 Летопись А «Лошадиная фамилия»
2 Басня Б «Кубок»
3 Баллада В «Повесть временных лет»
4 Сказка Г «Каша из топора»
5 Рассказ Д «Мартышка и очки»
6 Стихотворение Е «Белая береза»
Максимальное количество баллов-6
2. Дайте определение загадки.
Отгадайте загадки:
А)Шел долговяз, в сыру землю увяз
Б) Скатерть бела весь свет одела.
В)До неба достанет, а от земли не видать
Максимальное количество баллов-4
3.Закончите пословицы:
А)Красна птица перьем..
Б)Где жить.…
В) Слово серебро…
Г) Сто человек-
Максимальное количество баллов-4
4.Русские художники написали картины к русским народным сказкам: «Снегурочка», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Царевна», «Пёрышко Финиста – Ясного сокола», «Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка», «Белая уточка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке». Назовите фамилии этих художников.
Максимальное количество баллов-2
5.Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.
Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.
Максимальное количество баллов- 4
6. Приведите из басен И.А.Крылова выражения, ставшие пословицами. Укажите, из каких они басен.
Максимальное количество баллов – по 0.5 балла, если указана пословица, по одному баллу, если указано название басни
7. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Максимальное количество баллов - 1
8. Определите писателя по биографическим фактам.
А) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя» Б) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.
В) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»
Максимальное количество баллов – 3
9. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»
б) Летописание на Руси началось в XI веке.
В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой
Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения
Д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.
Максимальное количество баллов - 5
10.О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким стихотворением перекликается сюжет картин?
Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта. На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная музыкой слова своего воспитанника. Справа изображен друг поэта, он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья», друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».
Максимальное количество баллов – 2
11. Назовите автора и заглавие произведения.
1) ...Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
2) Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
3) Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
4) Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моем. Я опустил пистолет. «Вам, кажется, теперь не до смерти, — сказал я ему, — вы изволите завтракать; мне не хочется вам помешать». — «Вы ничуть не мешаете мне, — возразил он, — извольте себе стрелять, а впрочем, как вам угодно: выстрел ваш остается за вами; я всегда готов к вашим услугам».
5) «Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы». Максимальное количество баллов - 5
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Ответы. 6 класс
Время выполнения заданий – 1,5 часа
Максимальное количество баллов - 50
1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже
1в, 2д, 3б, 4г,5а, 6е
Максимальное количество баллов-6
2.Дайте определение загадки.
Загадка – краткое поэтическое иносказательное описание какого-либо предмета или явление, которое нужно узнать
Отгадайте загадки:
А)Дождь б) снег в) Дорога
Максимальное количество баллов-4
3.Закончите пословицы:
А)Красна птица перьем, а человек -уменьем
Б)Где жить- там и слыть
В) Слово серебро, а молчанье-золото
Г) Сто человек- сто мнений
Максимальное количество баллов-4
4.Русские художники написали картины к русским народным сказкам: Назовите фамилии этих художников. – М. Васнецов, И.Билибин
Максимальное количество баллов-2
5.Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл, это старейший жанр литературы. Возник еще в Древней Греции. Басни в русской литературе мы находим у МЛомоносова, А.Сумарокова, В.Майкова, И.А.Крылова
Максимальное количество баллов- 4
6. Приведите из басен И.А.Крылова выражения, ставшие пословицами. Укажите, из каких они басен.
Максимальное количество баллов – по 0.5 балла, если указана пословица, по одному баллу, если указано название басни
7. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина:
хорей
Максимальное количество баллов - 1
8. Определите писателя по биографическим фактам.
А) А.СПушкин
Б) М.Ю.Лермонтов
В) Л.Н.Толстой
Максимальное количество баллов – 3
9. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) нет
б) да
В) да
Г) нет
Д) да
Максимальное количество баллов - 5
10. Н.Н Ге «Пущин в гостях у Пушкина». Послание « И. И. Пущину» А.С.Пушкина
Максимальное количество баллов - 2
11. 1 А. С. Пушкин «Няне»
2. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»
3. А. С. Пушкин «И. И. Пущину»
А. С. Пушкин «Выстрел»
М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Максимальное количество баллов – 5
Всероссийская олимпиада школьников. 2016-2017 учебный год.
Школьный этап.
Русский язык.
6 класс.
Продолжительность – 60 минут.
Расставьте ударения в словах:
Банты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.
(За каждый правильный ответ-0,5 балла.) 5 баллов
Выпишите слова, в которых все согласные звуки твёрдые:
Лыжи, объём, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл.
(За каждый правильный ответ-0,5 балла). 2, 5 балла.
Обозначьте состав слов:
Зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик.
(За каждый правильный ответ – 0,5 балла.) 2,5 балла.
4. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Воспоминания ст…рожила, (не)сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельня улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы.
(За каждое правильно написанное слово - 0,5 балла.) 7 баллов.
5. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова?
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.
(За каждое правильно написанное слово - 1 балл.) 6 баллов.
6. Замените синонимами устаревшие слова.
Очи, чело, ланиты, уста, перст, глаголет, десница.
(За каждый правильный ответ - 1 балл.) 7 баллов.
7. Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте на основе шести данных слов шесть новых.
Адрес. Волос. Майка. Сосна. Сокол. Актер.
(За каждый правильный ответ - 1 балл.) 6 баллов.
8. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя и Сева.
Как их будут звать, когда они вырастут?
(За каждый правильный ответ- 0,5 балла.) 3 балла.
9. В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм.
1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.
3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.
4. Бить баклуши, гонять собак, палец о палец не ударить, работать не покладая рук.
(За каждый правильный ответ- 0,5балла.) 2 балла.
10. Подберите антонимы к словам:
добрый- _______________, горячий_- __________, веселый_- ______________.
(За правильно подобранное слово - 0,5 балла) 5 баллов.
.
11. Составьте по два предложения с каждым из слов:
мели, окуни, пряди, соли.
(За каждое правильно построенное предложение - 0,5 балла.)
Поставьте в данных словах ударение.
(За каждый правильный ответ - 0,5 балла.)
Определите части речи.
(За правильный ответ - 0,5 балла.) 12 баллов.
12. У писателя С. Львова есть книга под названием «Смотреть и видеть».
Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть.
Как бы вы им объяснили?
(За правильное определение значения слова - 3 балла.)
Приведите свои примеры употребления данных слов в предложениях.
(За каждый пример - 1 балл.) 10 баллов.
Школьная олимпиада по русскому языку в 5 классе.
1. Расставьте ударения в следующих словах, укажите вариативные случаи.
Красивее, средства, шофер, по средам, жалюзи, наголо, обеспечение, торты, йогурт, банты.
Максимальное количество баллов – 3.
2. Прочитайте стихотворение Б. Ю. Нормана и выпишите существительные, употреблённые с нарушением формы рода. Укажите нормативный вариант.
Слыхали эту новость? Он съел жилету кунью
У нас в шкафу живёт И дедовский папах,
Тот, кто любую овощь, Персолем и шампунью,
Любой продукт сжуёт. Который весь пропах.
Он яблок, помидору Так кто ж ту путь проделал
И всю картофель съест, Из шкафа в антресоль?
Баранок без разбору Мыш ненасытный, где он?
Умнёт в один присест, Где он, огромный моль?
Прожорлив, как собака, Вы скажите: не верим!
Тот, кто живёт в шкафу: Чтоб всё пустить в труху?
Пропала тюль и тапок Но есть обжора – Время -
И туфель на меху. Вот кто живёт в шкафу.
Максимальное количество баллов – 4.
3.Вспомните и запишите фразеологизмы, которые своим происхождением обязаны мифам и легендам народов.
Максимальное количество баллов - 3.
4.Определите морфемный состав слов: перчик, избирательный, электромясорубка, дочурка, огурчик, переоценка.
Максимальное количество баллов – 3.
5.Составьте словосочетания, в которых слова каменный, бархатный, сладкий ,ледяной будут употреблены в переносном смысле.
Максимальное количество баллов – 2.
6.Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим и звонким). Первое означает животное, живущее под землёй, второе – пещеру, преимущественно искусственную.
Максимальное количество баллов – 2.
7. Сколько здесь однокоренных слов? Запиши их.
Жало, жаль, жали, жалованье, жалюзи, жалоба.
Максимальное количество баллов – 3
8. Известно, что улыбка украшает человека. А какая у вас улыбка? Составьте небольшой словарик эпитетов.
Максимальное количество баллов – 3.
9.Образуйте неопределённую форму глаголов, которые в 1 лице единственного числа настоящего времени имеют формы заведую, проповедую.
Максимальное количество баллов – 2.
10. В эпоху Интернета и телевидения можно совершенно спокойно обойтись без чтения книг. Согласны ли вы с этим высказыванием? Аргументируйте своё мнение.
. Максимальное количество баллов – 15, из них 5 – орфография, 5 – пунктуация, 5 – речь и грамматика.
Ответы к школьной олимпиаде по русскому языку (5 класс)
1. КрасИвее, срЕдства, шофЕр, по срЕдАм, жалюзИ, нАголО, обеспЕчение, тОрты, йОгУрт, бАнты.
Максимальное количество баллов – 3.(за каждое слово по 0,3)
2. Овощ – м. р., яблоко – с. р., помидор – м. р., картофель – м. р., баранка – ж.р., тюль – м. р., тапка – ж. р., туфля – ж.р., жилет – м.р., папаха – ж.р., персоль – ж. р., шампунь – м.р., путь – м. р., мышь – ж.р., моль – ж.р., время – с. р.
Максимальное количество баллов – 4.(за каждое слово по 0,25)
3.Танталовы муки, сизифов труд, прокрустово ложе, авгиевы конюшни, троянский конь, яблоко раздора, олимпийское спокойствие, панический страх и др.
Максимальное количество баллов - 3 .(за каждое слово по 0,5)
4. Максимальное количество баллов – 3 .(за каждое слово по 0,5)
5. Каменное сердце, бархатный голос, сладкая жизнь, ледяной взгляд.
Максимальное количество баллов – 2.
6. Крот- грот
Максимальное количество баллов – 2.
7. Жаль и жалоба.
Максимальное количество баллов – 3.
8. Максимальное количество баллов – 3. .(за каждое слово по 0,3)
9..Заведую – заведовать, проповедую – проповедовать.
Максимальное количество баллов – 2.
10. Максимальное количество баллов – 15, из них 5 – орфография, 5 – пунктуация, 5 – речь и грамматика.
Максимальное количество баллов за работу – 40.