МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ УСТЬ-БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ УБСОШ
__________ /Бирюкова Л.В./
Приказ от 31.08.2016 г.№123
Рабочая программа
«Музыкальная капель»
для 1,2 класса
Направление: общекультурное
Количество часов: 34
Учитель: Пасовец Людмила Викторовна
2016 -2017 учебный год
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2015г);
- ФГОС ООО от 17.12.2010г №1897 (изменения от 31.12.2015г №1577);
- основная образовательная программа НОО для 1- 4 классов (Приказ от 31.08.2016 № 122);
- план внеурочной деятельности на 2016-2017 учебный год (Приказ от 22.06.2016г № 105);
- годовой календарный учебный график на 2016-2017 учебный год (Приказ от 31.08.2016 № 122);
Цель – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.
3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
4.Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает достижения обучающимися предметных, метапредметных, личностных результатов.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Понятие о сольном и ансамблевом пении – 2 ч.
Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
Формы организации учебных занятий: вводное занятие, беседа, практическое занятие.
Вид деятельности: дыхательная гимнастика, коллективное и групповое исполнение.
Диагностика. Прослушивание детских голосов – 2 ч.
Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
Строение голосового аппарата – 2 ч.
Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных.
Формы организации учебных занятий: вводное занятие, беседа, практическое занятие.
Вид деятельности: дыхательная гимнастика, коллективное и групповое исполнение.
Правила охраны детского голоса – 2 ч.
Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Вокально – певческая установка – 2 ч.
Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
Формы организации учебных занятий: занятие - постановка, практическое занятие, репетиция.
Вид деятельности: выполнение движений под музыку, коллективное исполнение и работа по группам.
Звукообразование – 2 ч.
Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Работа над развитием мелодического слуха.
Формы организации учебных занятий: вводное занятие, беседа, практическое занятие.
Вид деятельности: дыхательная гимнастика, коллективное и групповое исполнение.
Певческое дыхание – 2 ч.
Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Формы организации учебных занятий: вводное занятие, беседа, практическое занятие.
Вид деятельности: дыхательная гимнастика, коллективное и групповое исполнение.
Дикция и артикуляция – 2 ч.
Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. Продолжение работы над вокальными упражнениями и песенным репертуаром.
Формы организации учебных занятий: вводное занятие, беседа, практическое занятие.
Вид деятельности: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, коллективное и групповое исполнение.
Вокальные упражнения – 2 ч.
Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Вид деятельности: слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, коллективное исполнение музыкальных произведений, работа по группам.
Народная песня – 4 ч.
Понятие жанр народной песни, её особенности: слоговая распевность, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Пение оригинальных народных песен без сопровождения.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Вид деятельности: слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, коллективное исполнение музыкальных произведений, работа по группам.
Произведения русских композиторов-классиков - 3 ч.
Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Прослушивание и анализ произведений о зимнем времени года.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Вид деятельности: слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, коллективное исполнение музыкальных произведений, работа по группам.
Произведения современных отечественных композиторов – 6 ч.
Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Вид деятельности: слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, коллективное исполнение музыкальных произведений, работа по группам.
Заключительное занятие.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Раздел, тема занятия | Количество часов по разделу, теме. | Из них |
теория | практика |
1-2 | | Понятие о сольном и ансамблевом пении. | 2 | 1 | 1 |
3-4 | | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 2 | | 2 |
5-6 | | Строение голосового аппарата. | 2 | 1 | 1 |
7-8 | | Правила охраны детского голоса. | 2 | 1 | 1 |
9-10 | | Вокально-певческая установка. | 2 | | 2 |
11-12 | | Звукообразование. | 2 | 1 | 1 |
13 - 14 | | Певческое дыхание. | 2 | 1 | 1 |
15 - 16 | | Дикция и артикуляция. | 2 | 0,5 | 1,5 |
17 - 18 | | Речевые игры и упражнения. | 2 | | 2 |
19 - 20 | | Вокальные упражнения. | 2 | | 2 |
21- 24 | | Народная песня. | 4 | 1 | 3 |
25 - 27 | | Произведения русских композиторов- классиков. | 3 | 1 | 2 |
28 - 33 | | Произведения современных отечественных композиторов. | 6 | 2 | 4 |
34 | | Путь к успеху. | 1 | | 1 |
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по ВР
____________/Пасовец Л.В./
«30» августа 2016