СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Музыкальная капель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Музыкальная капель"»

Пояснительная записка

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (15 человек). Каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Цель. Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека

Задачи программы:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • Обучить детей вокальным навыкам;

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • Привить навыки сценического поведения;

  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

  • Развить музыкально-эстетический вкус;

  • Развить музыкальные способности детей;


На изучение программы отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 17 часов для учащихся 5-6 классов.


Должны знать и определять на слух:

- музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры (песня, танец, марш);

- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов

- дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;

- соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;

- делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);

- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме;

- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);

- определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;


Уметь:

- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.

- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;

- освоить двухголосное пение;

- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;

- знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);

- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;

- знать правила пения и охраны голоса;

- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,

- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью;

Содержание курса


Музыкально-теоретические дисциплины.(3 часа)

Знакомство с артикуляционным аппаратом и его особенностями. Прослушивание голосов.

Понятие лад. Его значение в музыке. Понятие-темп. Его разновидность. Определение темпа и лада на примере вокальных произведений

Динамические оттенки в музыке. Способность голоса. Работа над динамикой при исполнении распевок Понятие жанр, песня, танец, марш. Особенности муз.жанров. Слушание.

Понятие музыкальная форма. Схематическое изображение 1,2,3-х частных форм в музыке. Слушание Определение типов голосок каждого участника. Слушание вокальных произведений. Анализ- определение типа голоса

Дыхание. Дыхательная гимнастика. Вокальная работа Жанр песня. Его особенности. Исполнение ансамблевое, сольное

Закрепление теоретического материала. Слушание, анализ музыкальных произведений.

Вокальная работа. (10 часов)

Понятие певческие навыки. Знакомство с распевками. Вокальная работа. Основные положения корпуса и головы исполнителя во время пения Интонирование. Вокальные упражнения для развития слуха исполнителя. Сольфеджирование. Знакомство с дирижёрскими жестами. Вокальная работа Разучивание упражнений для артикуляционного аппарата. Вокальная работа. Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика. Понятие художественный, музыкальный образ. Вокальная работа- передача образа при помощи средств музыкальной выразительности

Понятие тембр. Смена тембра голоса. Вокальная работа Разучивание произведений с различными ритмами (колыбельная, речитатив) Образ исполнителя на сцене. Вокальная работа. Распевка для развития голосового диапазона. Понятие унисон

Понятие пение фальцетом. Постановка голоса. Ритмические особенности сольного произведения Понятие придыхательного пения. Практическая отработка. Работа с микрофоном. Сольное исполнениё номера.


Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки (4 часа)

Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях и взаимодействиях.

Беседа о значении песни в разные исторические моменты. Примеры революционных песен. Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни.

Беседа о главной песни России. Как она менялась и почему? Показать значение песен во время Великой Отечественной войны. Примеры подвигов, свершившихся с песней.

Знакомство с творчеством композиторов бардов: Визбор, Высоцкий, Окуджава…

Беседа о значимости современной музыки, ее особенностях и музыкальном языке

Знакомство с жанром романса, баллады, оперетты, арии. Творческий путь Владимира Шаинского.

Особенности народной музыки. Знакомство с фольклором Архангельской области



Раздел

Количество часов

1

Музыкально-теоретические дисциплины

3

2

Вокальная работа.

10

3

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки

4


Формы проведения занятий:

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.

Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.








Тематическое планирование

 

Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел 1. Музыкально-теоретические дисциплины – 3 ч.

1

Введение. Ладовое многообразие. Темп- яркая интонационная особенность музыкального произведения. Динамика.

1

 

2

Музыкальные жанры: песня, танец, марш.

Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.

1


3

Типы голосов. Типы дыхания. Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода. Урок слушания и анализа

1


Раздел 2. Вокальная работа - 10 ч.

4

Формирование певческих навыков. Роль распевки

1


5

Певческая установка. Развитие слуха. Слух- регулятор голоса.

1


6

Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты.

1


7

Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции. Дыхания

1


8

Единство художественного образа и исполнительства

1


9

Звуковедение. Развитие чувства ритма. Работа над тембровой окраской

1


10

Отработка сценической постановки художественного номера. Работа с солистами

1


11

Развитие певческого диапазона. Унисонное пение. Пение фальцетом.

1


12

Пение речитативом. Дикция. Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение.

1


13

Работа над музыкальным и сценическим образом.

1


Раздел 3. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки – 4 ч.

14

Жанровое разнообразие музыки.

Роль песни в переломные моменты истории.

1


15

Песня в жизни человека.

История гимнов России.

1


16

Песня на войне.

Бардовская песня.

1


17

Творчество современных композиторов-песенников

Народное музыкальное творчество

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!