на заседании ШМО зам. дир. по УВР директором школы
руков. ШМО_______2016 г « » 2016 г приказ № от « » 2016 г
Рабочая программа курса «Методы решения физических задач» (ПО «Естествознание») для 9 класса составлена на основе программы «Методы решения физических задач» (Примерные программы по физике внеурочная деятельность) - М.: Просвещение, 2010г. Количество часов в неделю – 1 час. В течение года - 34 часа.
применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач; использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач
При проведении данного курса используется рейтинговая система оценки знаний обучающихся, с последующим получением по каждой теме и в итоге оценки «зачет»/ «незачёт»
При верном решении одной задачи учащиеся имеют возможность получить до 5 баллов. Это зависит от уровня сложности задачи, а также от правильности выполнения задачи на каждом этапе решения.
В данном курсе будет акцентироваться внимание на обоснование решения задач в устном выступлении. Оценка выставляется с учётом убедительности аргументов при отстаивании правильности полученного решения (максимальная оценка – 10 баллов), а также при оппонировании (5 баллов) и рецензировании выступлений докладчиков и оппонентов (3 балла). Чтобы оценить достижения обучающегося в процессе изучения курса будут проведены смотры знаний, промежуточное тестирование, мини-презентации. После разбора ключевых задач по теме на занятии ребятам будет дано 5-7 задач по данной теме для самостоятельной работы с обязательным полным письменным оформлением. Количество решаемых задач определяется желанием каждого ребёнка. В конце изучения каждой темы будет проводиться смотр знаний. Во время смотра знаний все учащиеся в классе получат одинаковые комплекты из трёх задач, которые они должны будут выполнить без какой-либо посторонней помощи и без обсуждения возникающих проблем друг с другом. Итогом работы должен быть письменный отчёт, содержащий полное теоретическое решение. В конце проведения такого задания ребятам выдаются заранее подготовленные критерии, и предлагается выполнить самооценку своих результатов. Затем учитель выполняет контроль произведённой самооценки и выставляет окончательное количество баллов. В конце прохождения курса каждый обучающийся получит зачёт, если в ходе курса наберёт не менее 50% от максимального количества всех баллов за правильно выполненные задания по всем рассматриваемым темам курса.
1. Степанова Г. Н. Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995.
3. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. - М.: Наука, 1985.
4. Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. - М.: Наука, 1980.
5. Гельфгат И. М., Генденштейн Л. Э., Кирик Л. А. 1001 задача по физике. – М.: Илекса, 2003.
1. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
2. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1974.
3. Баканина Л. П., Белонучкин В. Е., Козел С. М. Сборник задач по физике: Под ред. С. М. Козела. –М.: Просвещение, 1995.
4. Бендриков Г. А., Буховцев Б. Б., Керженцев В. В., Мякишев Г. Я. Задачи по физике для поступающих в вузы. – М.: Наука, 1976.
5. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1972.
6. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в 9-11 классах. Автор-составитель В. А. Шевцов. – Волгоград: Учитель, 2005.
7. Л. А. Кирик Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 9 класс. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.
№ урока п/п и № урока в разделе | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерители | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
Что такое физическая задача (2ч) |
1/1 | Физическая теория и физическая задача. Состав физической задачи | 1 | Минимальные сведения о понятии «задача». Состав физической задачи. Физические задачи в практической жизни. | Знать: смысл понятия «задача»; состав физической задачи | Беседа, составление ОК. | | |
2/2 | Классификация физических задач | 1 | Классификация физических задач по содержанию, способу задания, способу решения. Составление физических задач | Знать: классификацию физических задач по содержанию, способу задания, способу решения. Уметь: составлять физические задачи | Решение задач различными приёмами и методами. | | |
Приёмы решения физических задач (3ч) |
3/1 | Общие требования к решению физических задач. | 1 | Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения. План решения задачи. Решение задачи в общем виде. Числовой расчёт. Использование вычислительной техники для расчётов. Анализ решения. Оформление решения задачи. | Знать: этапы решения физической задачи. Уметь: применять полученные знания на практике | Беседа. Составление ОК. | | |
4/2 5/3 | Различные приёмы и способы решения физических задач: | 2 | Алгоритмы, аналогии, геометрические приёмы. Качественные и количественные задачи. | Знать: приёмы и способы решения физических задач. Уметь: применять полученные знания на практике | Решение задач | | |
Механика (10ч) |
6/1 7/2 | Кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчёта. Решение задач на основные законы динамики Ньютона. | 2 | Характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчёта. Решение задач на основные законы динамики Ньютона. | Знать: кинематические и динамические характеристики движения тела; законы Ньютона Уметь: применять полученные знания на практике | Составление ОК Решение задач | | |
8/3 9/4 10/5 | Движение тел под действием сил тяготения, упругости, трения. | 3 | Особенности движения тел под действием сил тяготения, упругости, трения. | Знать: формулы расчёта сил тяготения, упругости, трения. Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач | Составление ОК Решение задач | | |
11/6 12/7 | Условия равновесия твёрдого тела. | 2 | Условия равновесия твёрдого тела. | Знать: при каких условиях твёрдое тело находится в равновесии Уметь: решать задачи на условия равновесия твёрдого тела. | Составление ОК Решение задач | | |
13/8 14/9 | Закон сохранения импульса | 2 | Закон сохранения импульса. | Знать: закон сохранения импульса, алгоритм решения задач на данный закон Уметь: применять алгоритм при решении задач на закон сохранения импульса. | Составление алгоритма. Решение задач. | | |
15/10 | Закон сохранения механической энергии | 1 | Закон сохранения механической энергии. | Знать: закон сохранения механической энергии, алгоритм решения задач на данный закон Уметь: применять алгоритм при решении задач на закон сохранения механической энергии. | Составление алгоритма. Решение задач. | | |
Молекулярная физика (6ч) |
16/1 17/2 18/3 | Уравнение теплового баланса. | 3 | Уравнение теплового баланса. | Знать: уравнение теплового баланса. Уметь: применять полученные знания на практике | Составление алгоритма. Решение задач. | | |
19/4 | Решение задач на основные свойства газов и паров. | 1 | Основные свойства газов и паров | Знать: основные свойства газов и паров. Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач. | Решение задач. | | |
20/5 | Решение задач на основные свойства жидких и твёрдых тел. | 1 | Основные свойства жидких и твёрдых тел | Знать: основные свойства жидких и твёрдых тел. Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач. | Решение задач. | | |
21/6 | Решение задач на измерение влажности воздуха. | 1 | Влажность воздуха. Основные характеристики влажности воздуха. | Знать: основные характеристики влажности воздуха. Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач. | Решение задач. | | |
Электродинамика (10ч) |
22/1 23/2 | Задачи на вычисление силы Ампера и силы Лоренца. | 2 | Сила Ампера и сила Лоренца | Знать: знать формулы данных сил; правила определения направления сил. Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач. | Составление алгоритма. Решение задач. | | |
24/3 | Решение экспериментальных задач с использованием электрометра. | 1 | Экспериментальные задачи с использованием электрометра. | Знать: элементарные знания об электрическом заряде. Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач. | Решение задач. | | |
25/4 26/5 27/6 28/7 | Решение задач на описание процессов в электрических цепях постоянного электрического тока с помощью закона Ома для участка цепи, закона Джоуля -Ленца при последовательном и параллельном соединении элементов цепи. | 4 | Закон Ома для участка цепи, закона Джоуля –Ленца, законы последовательного и параллельного соединении элементов цепи. | Знать: закон Ома для участка цепи, закона Джоуля –Ленца, законы последовательного и параллельного соединении элементов цепи. Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач. | Составление ОК. Решение задач. | | |
29/8 30/9 | Решение качественных задач на описание явления электромагнитной индукции. | 2 | Явления электромагнитной индукции. Правило правой руки | Знать: явление электромагнитной индукции. Правило правой руки Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач. | Решение задач. | | |
31/10 32/11 33/12 34/13 | Решение задач по геометрической оптике: плоские зеркала, линзы, оптические приборы. | 4 | Законы геометрической оптики. Плоские зеркала, линзы, оптические приборы | Знать: законы геометрической оптики. Ход лучей в плоском зеркале, линзах, оптических приборах. Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач. | Построение чертежей. Решение задач. | | |