СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Решение задач по физике"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса содержит подробную пояснительную записку с калентарно-тематическим планированием материала.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Решение задач по физике"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Порогская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании ШМО зам. дир. по УВР директором школы

руков. ШМО_______2016 г « » 2016 г приказ № от « » 2016 г









Рабочая программа

курса по физике

для 9 класса

«Методы решения физических задач»




Разработчик программы

учитель физики Марина Николаевна Авсюкова

Педстаж 27 лет









Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Методы решения физических задач» (ПО «Естествознание») для 9 класса составлена на основе программы «Методы решения физических задач» (Примерные программы по физике внеурочная деятельность) - М.: Просвещение, 2010г. Количество часов в неделю – 1 час. В течение года - 34 часа.

Цель курса — развитие интереса к физике, овладение приёмами и методами применения полученных знаний на практике при решении физических задач.

Задачи курса

  • познакомить учеников с различными приемами и способами решения задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, графические, метод размерностей.

  • Сформировать у учащихся представление о классификации задач. Рассмотреть качественные и количественные, экспериментальные и познавательные, занимательные и комбинированные задачи.

  • Расширение и углубление знаний учащихся по физике

  • Подготовка к успешной сдачи ОГЭ по физике

  • Уточнение способности и готовности ученика осваивать предмет на повышенном уровне

Содержание курса


Тема

Содержание.

Что такое физическая задача (2ч)

Физическая теория и физическая задача. Состав физической задачи. Физические задачи в практической жизни. Классификация физических задач по содержанию, способу задания, способу решения. Составление физических задач

Приёмы решения физических задач (3ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения. План решения задачи. Решение задачи в общем виде. Числовой расчёт. Использование вычислительной техники для расчётов. Анализ решения. Оформление решения задачи. Различные приёмы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приёмы. Качественные и количественные задачи.

Механика (10ч)

Кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчёта. Решение задач на основные законы динамики Ньютона. Движение тел под действием сил тяготения, упругости, трения. Задачи на условия равновесия твёрдого тела. Решение задач на основе использования законов сохранения импульса и механической энергии.

Молекулярная физика (6ч)

Решение задач на основные свойства газов и паров, жидких и твёрдых тел, измерение влажности воздуха. Решение задач с использованием уравнения теплового баланса.

Электродинамика (13ч)

Задачи на вычисление силы Ампера и силы Лоренца. Решение экспериментальных задач с использованием электрометра. Решение задач на описание процессов в электрических цепях постоянного электрического тока с помощью законам Ома для участка цепи, закона Джоуля -Ленца при последовательном и параллельном соединении элементов цепи. Решение качественных задач на описание явления электромагнитной индукции. Решение задач по геометрической оптике: плоские зеркала, линзы, оптические приборы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса обучающийся должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипоте­за, закон, теория, вещество, взаимодействие, элект­ромагнитное поле;

  • смысл физических величин: скорость, уско­рение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, количество теплоты, элементарный электричес­кий заряд;

  • смысл физических законов классической ме­ханики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, электромагнитной индукции;

уметь

применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач; использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач


Способы оценивания уровня достижений учащихся

При проведении данного курса используется рейтинговая система оценки знаний обучающихся, с последующим получением по каждой теме и в итоге оценки «зачет»/ «незачёт»

При верном решении одной задачи учащиеся имеют возможность получить до 5 баллов. Это зависит от уровня сложности задачи, а также от правильности выполнения задачи на каждом этапе решения.

В данном курсе будет акцентироваться внимание на обоснование решения задач в устном выступлении. Оценка выставляется с учётом убедительности аргументов при отстаивании правильности полученного решения (максимальная оценка – 10 баллов), а также при оппонировании (5 баллов) и рецензировании выступлений докладчиков и оппонентов (3 балла). Чтобы оценить достижения обучающегося в процессе изучения курса будут проведены смотры знаний, промежуточное тестирование, мини-презентации. После разбора ключевых задач по теме на занятии ребятам будет дано 5-7 задач по данной теме для самостоятельной работы с обязательным полным письменным оформлением. Количество решаемых задач определяется желанием каждого ребёнка. В конце изучения каждой темы будет проводиться смотр знаний. Во время смотра знаний все учащиеся в классе получат одинаковые комплекты из трёх задач, которые они должны будут выполнить без какой-либо посторонней помощи и без обсуждения возникающих проблем друг с другом. Итогом работы должен быть письменный отчёт, содержащий полное теоретическое решение. В конце проведения такого задания ребятам выдаются заранее подготовленные критерии, и предлагается выполнить самооценку своих результатов. Затем учитель выполняет контроль произведённой самооценки и выставляет окончательное количество баллов. В конце прохождения курса каждый обучающийся получит зачёт, если в ходе курса наберёт не менее 50% от максимального количества всех баллов за правильно выполненные задания по всем рассматриваемым темам курса.

Используемая литература

Литература для учащихся.

1. Степанова Г. Н. Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995.

3. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. - М.: Наука, 1985.

4. Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. - М.: Наука, 1980.

5. Гельфгат И. М., Генденштейн Л. Э., Кирик Л. А. 1001 задача по физике. – М.: Илекса, 2003.


Литература для учителя.

1. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.

2. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1974.

3. Баканина Л. П., Белонучкин В. Е., Козел С. М. Сборник задач по физике: Под ред. С. М. Козела. –М.: Просвещение, 1995.

4. Бендриков Г. А., Буховцев Б. Б., Керженцев В. В., Мякишев Г. Я. Задачи по физике для поступающих в вузы. – М.: Наука, 1976.

5. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1972.

6. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в 9-11 классах. Автор-составитель В. А. Шевцов. – Волгоград: Учитель, 2005.

7. Л. А. Кирик Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 9 класс. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.













Календарно-тематическое планирование курса 9 класс (1 ч в неделю, всего 34 часа)


урока п/п и

урока в разделе

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Дата проведения

планируемая

фактическая

Что такое физическая задача (2ч)

1/1

Физическая теория и физическая задача. Состав физической задачи

1

Минимальные сведения о понятии «задача». Состав физической задачи.

Физические задачи в практической жизни.

Знать: смысл поня­тия «задача»; состав физической задачи


Беседа, составление ОК.



2/2

Классификация физических задач

1

Классификация физических задач по содержанию, способу задания, способу решения. Составление физических задач

Знать: классификацию физических задач по содержанию, способу задания, способу решения.

Уметь: составлять физические задачи

Решение задач различными приёмами и методами.



Приёмы решения физических задач (3ч)

3/1

Общие требования к решению физических задач.

1

Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения. План решения задачи. Решение задачи в общем виде. Числовой расчёт. Использование вычислительной техники для расчётов. Анализ решения. Оформление решения задачи.

Знать: этапы решения физической задачи.

Уметь: применять полученные знания на практике

Беседа.

Составление ОК.




4/2

5/3

Различные приёмы и способы решения физических задач:

2

Алгоритмы, аналогии, геометрические приёмы. Качественные и количественные задачи.

Знать: приёмы и способы решения физических задач.

Уметь: применять полученные знания на практике

Решение задач



Механика (10ч)

6/1

7/2

Кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчёта. Решение задач на основные законы динамики Ньютона.

2

Характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчёта. Решение задач на основные законы динамики Ньютона.

Знать: кинематические и динамические характеристики движения тела; законы Ньютона

Уметь: применять полученные знания на практике

Составление ОК

Решение задач



8/3

9/4

10/5

Движение тел под действием сил тяготения, упругости, трения.

3

Особенности движения тел под действием сил тяготения, упругости, трения.

Знать: формулы расчёта сил тяготения, упругости, трения.

Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач

Составление ОК

Решение задач



11/6

12/7

Условия равновесия твёрдого тела.

2

Условия равновесия твёрдого тела.

Знать: при каких условиях твёрдое тело находится в равновесии

Уметь: решать задачи на условия равновесия твёрдого тела.

Составление ОК

Решение задач



13/8

14/9

Закон сохранения импульса

2

Закон сохранения импульса.

Знать: закон сохранения импульса, алгоритм решения задач на данный закон

Уметь: применять алгоритм при решении задач на закон сохранения импульса.

Составление алгоритма. Решение задач.



15/10

Закон сохранения механической энергии

1

Закон сохранения механической энергии.

Знать: закон сохранения механической энергии, алгоритм решения задач на данный закон

Уметь: применять алгоритм при решении задач на закон сохранения механической энергии.

Составление алгоритма. Решение задач.



Молекулярная физика (6ч)

16/1

17/2

18/3

Уравнение теплового баланса.

3

Уравнение теплового баланса.

Знать: уравнение теплового баланса.

Уметь: применять полученные знания на практике

Составление алгоритма. Решение задач.



19/4


Решение задач на основные свойства газов и паров.

1

Основные свойства газов и паров

Знать: основные свойства газов и паров.

Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач.

Решение задач.



20/5

Решение задач на основные свойства жидких и твёрдых тел.

1

Основные свойства жидких и твёрдых тел

Знать: основные свойства жидких и твёрдых тел.

Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач.

Решение задач.



21/6

Решение задач на измерение влажности воздуха.

1

Влажность воздуха. Основные характеристики влажности воздуха.

Знать: основные характеристики влажности воздуха.

Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач.

Решение задач.



Электродинамика (10ч)

22/1

23/2

Задачи на вычисление силы Ампера и силы Лоренца.

2

Сила Ампера и сила Лоренца

Знать: знать формулы данных сил; правила определения направления сил.

Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач.

Составление алгоритма. Решение задач.



24/3

Решение экспериментальных задач с использованием электрометра.

1

Экспериментальные задачи с использованием электрометра.

Знать: элементарные знания об электрическом заряде.

Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач.

Решение задач.



25/4

26/5

27/6

28/7

Решение задач на описание процессов в электрических цепях постоянного электрического тока с помощью закона Ома для участка цепи, закона Джоуля -Ленца при последовательном и параллельном соединении элементов цепи.

4

Закон Ома для участка цепи, закона Джоуля –Ленца, законы последовательного и параллельного соединении элементов цепи.

Знать: закон Ома для участка цепи, закона Джоуля –Ленца, законы последовательного и параллельного соединении элементов цепи.

Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач.

Составление ОК. Решение задач.



29/8

30/9


Решение качественных задач на описание явления электромагнитной индукции.

2

Явления электромагнитной индукции. Правило правой руки

Знать: явление электромагнитной индукции. Правило правой руки

Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач.

Решение задач.



31/10

32/11

33/12

34/13

Решение задач по геометрической оптике: плоские зеркала, линзы, оптические приборы.

4

Законы геометрической оптики. Плоские зеркала, линзы, оптические приборы

Знать: законы геометрической оптики. Ход лучей в плоском зеркале, линзах, оптических приборах.

Уметь: применять полученные знания на практике при решении задач.

Построение чертежей.

Решение задач.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!