на заседании ШМО зам. дир. по УВР директором школы
руков. ШМО_______2016 г « » 2016 г приказ № от « » 2016 г
Рабочая программа курса «Методы решения физических задач» (ОО «Естествознание») на третий уровень(10, 11 классы) обучения составлена основе авторской программы Н.И. Зорина «Методы решения физических задач» - М.: ВАКО, 2007г. Количество часов в неделю – 1 час в каждом классе. В течение года в 10 классе- 34 часа, в 11 классе – 33 часа.
Тема | Содержание. |
Правила и приёмы решения физических задач (2ч) | Что такое физическая задача? Физическая теория и решение задач. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении задач. Этапы решения задач. Формулировка плана решения. Выполнение плана решения задачи. Числовой расчёт. Анализ решения и оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения задачи. Различные приёмы и способы решения: геометрические приёмы, алгоритмы, аналогии. Метод размерностей, графические решения, метод графов и т. д. |
Операции над векторными величинами (2ч) | Скалярные и векторные величины. Действия над векторами. Задание вектора. Единичный вектор. Умножение вектора на скаляр. Сложение векторов. Вычитание векторов. Проекция вектора на координатные оси и действия над векторами. Проекция суммы и разности векторов. |
Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению) (3ч) | Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. Средняя путевая и средняя скорость по перемещению. Мгновенная скорость. |
Закон сложения скоростей (3ч) | Относительность механического движения. Радиус-вектор. Движение с разных точек зрения. Формула сложения перемещения. |
Одномерное равнопеременное движение (4ч) | Ускорение. Равноускоренное движение. Движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость. Движение тела, брошенного вертикально вверх. |
Двумерное равнопеременное движение (4ч) | Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полёта, времени полёта. Максимальная высота подъёма тела при движении под углом к горизонту. Время подъёма до максимальной высоты. Скорость в любой момент движения. Угол между скоростью в любой момент времени и горизонтом. Уравнение траектории движения. |
Динамика материальной точки. Поступательное движение (3ч) | Координатный метод решение задач по механике. |
Движение материальной точки по окружности (3ч) | Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительно ускорение. Закон всемирного тяготения. |
Импульс. Закон сохранения импульса (3ч) | Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновение. |
Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии (3ч) | Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия. |
Статика и гидростатика (4ч) | Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Несжимаемая жидкость. |
Тема | Содержание. |
Основы молекулярно-кинетической теории (4ч) | Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размеры молекул. Основное уравнение МКТ. Энергия теплового движения молекул. Зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры. Скорость молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. |
Основы термодинамики (4ч) | Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Изменение внутренней энергии тел в процессе совершения работы. Тепловые двигатели. |
Свойства паров, жидких и твёрдых тел (4ч) | Свойства паров. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Механические свойства твёрдых тел. |
Электрическое поле (7ч) | Закон Кулона. Напряженность поля. Проводники в электрическом поле. Поле заряженного шара и пластины. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного тела в электрическом поле. Разность потенциалов. Электроемкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. |
Законы постоянного тока (7ч) | Сила тока. Сопротивление. Закон Ома. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. Законы Кирхгофа. |
Электрический ток в различных средах (3ч) | Электрический ток в металлах и электролитах. Электрический ток в газах, вакууме, полупроводниках. |
Электромагнитные явления (4ч) | Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. |
строить модели, устанавливать границы их применимости; применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач; использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач
При проведении данного курса используется рейтинговая система оценки знаний обучающихся, с последующим получением по каждой теме и в итоге оценки «зачет»/ «незачёт»
При верном решении одной задачи учащиеся имеют возможность получить до 5 баллов. Это зависит от уровня сложности задачи, а также от правильности выполнения задачи на каждом этапе решения.
В данном курсе будет акцентироваться внимание на обоснование решения задач в устном выступлении. Оценка выставляется с учётом убедительности аргументов при отстаивании правильности полученного решения (максимальная оценка – 10 баллов), а также при оппонировании (5 баллов) и рецензировании выступлений докладчиков и оппонентов (3 балла). В курсе предусматриваются игровые формы проведения занятий – это коллективные соревнования ребят в умении решать задачи. Чтобы оценить достижения обучающегося в процессе изучения курса будут проведены смотры знаний, промежуточное тестирование, мини-презентации. После разбора двух-трёх ключевых задач на занятии ребятам будет дано 5-7 задач по данной теме для самостоятельной работы с обязательным полным письменным оформлением. Количество решаемых задач определяется желанием каждого ребёнка. В конце изучения каждой темы будет проводиться смотр знаний. Во время смотра знаний все учащиеся в классе получат одинаковые комплекты из трёх задач, которые они должны будут выполнить без какой-либо посторонней помощи и без обсуждения возникающих проблем друг с другом. Итогом работы должен быть письменный отчёт, содержащий полное теоретическое решение. В конце проведения такого задания ребятам выдаются заранее подготовленные критерии, и предлагается выполнить самооценку своих результатов. Затем учитель выполняет контроль произведённой самооценки и выставляет окончательное количество баллов. В конце прохождения курса каждый обучающийся получит зачёт, если в ходе курса наберёт не менее 50% от максимального количества всех баллов за правильно выполненные задания по всем рассматриваемым темам курса.
Н.И. Зорин Методы решения физических задач - М.: ВАКО, 2007г.
В.А. Балашов Задачи по физике и методы их решения – М.: Просвещение,1983г.
Б,Б. Буховцев, Г.Я. Мякишев и др. Задачи по физике для поступающих в ВУЗы – М.:Наука,1977г.
Н.И. Гольдфарб Сборник вопросов и задач по физике - М.: Высшая школа, 1983г
О.Ф. Кабардин Физика (справочные материалы)- М.: Просвещение,1988г.
Н.В. Турчина, О.И. Суров 3800 задач по физике для школьников и поступающих в ВУЗы - М.: Дрофа,2000г
№ урока п/п и № урока в разделе | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерители | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
Правила и приёмы решения физических задач (2ч) |
1/1 | Физическая задача. Правила решения физических задач | 1 | Минимальные сведения о понятии»задача».Основные приёмы составления задач, классификация задач по трём-четырём основаниям. | Знать: смысл понятия «задача»; основные приёмы составления задач, классификацию задач | Беседа, составление алгоритма решения задач.. | | |
2/2 | Приёмы решения физических задач | 1 | Приёмы и методы решения задач. Метод графов. | Знать: приёмы и методы решения задач Уметь: использовать различные приёмы и методы при решении задач. | Решение задач различными приёмами и методами. | | |
Операции над векторными величинами (2ч) |
3/1, 4/2 | Операции над векторными величинами. | 2 | Определение модуля вектора, проекции результирующего вектора при сложении и вычитании | Знать: что такое модуль вектора Уметь: проводить операции над векторами (сложение, вычитание) | Построение чертежей, определение проекций векторов, нахождение модулей векторов при сложении и вычитании | | |
Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению) (3ч) |
5/1 | Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению) | 1 | Средняя скорость по пути, средняя скорость по перемещению | Знать: понятие средней скорости Уметь: различать ср. ск. по пути и по перемещению , решать задачи | Решение задач | | |
6/2 7/3 | Решение задач | 2 | Средняя скорость по пути, средняя скорость по перемещению | Уметь: применять полученные знания при решении задач. | Выполнение физической олимпиады | | |
Закон сложения скоростей (3ч) |
8/1 9/2 10/3 | Закон сложения скоростей | 3 | Относительное движение, относительность скорости при движении тел в одном направлении и при встречном движении. | Уметь: определять относительную скорость при попутном и встречном движении тел | Решение задач | | |
Одномерное равнопеременное движение (4ч) |
11/1 | Одномерное равнопеременное движение | 1 | Путь, скорость, ускорение, перемещение при ускоренном движении | Знать формулы расчёта пути, скорости, ускорения, перемещения при ускоренном движении Уметь применять их при решении задач | Решение задач | | |
12/2 13/3 14/4 | Самостоятельное решение задач | 3 | Путь, скорость, ускорение, перемещение при ускоренном движении | Знать формулы расчёта пути, скорости, ускорения, перемещения при ускоренном движении Уметь применять их при решении задач | Решение задач | | |
Двумерное равнопеременное движение (4ч) |
15/1 16/2 | Двумерное равнопеременное движение | 2 | Понятие «баллистика». Уравнения баллистической траектории. | Знать уравнения баллистической траектории. Уметь: использовать данные уравнения при решении задач | Беседа, решение задач | | |
17/3 18/4 | Самостоятельное решение задач | 2 | Уравнения баллистической траектории. | Знать уравнения баллистической траектории. Уметь: использовать данные уравнения при решении задач | Решение задач | | |
Динамика материальной точки. Поступательное движение (3ч) |
19/1 | Динамика материальной точки. Поступательное движение тел | 1 | Инерциальная система отсчёта. Законы Ньютона. | Знать основные понятия и законы Уметь использовать полученные знания при решении задач | Беседа, решение задач | | |
20/2 | Решение задач | 1 | Инерциальная система отсчёта. Законы Ньютона. | Знать основные понятия и законы Уметь использовать полученные знания при решении задач | Решение задач | | |
21/3 | Самостоятельная работа по решению задач на динамику | 1 | Инерциальная система отсчёта. Законы Ньютона. | Знать основные понятия и законы Уметь использовать полученные знания при решении задач | Решение задач | | |
Движение материальной точки по окружности (3ч) |
22/1 | Движение материальной точки по окружности | 1 | Особенности криволинейного движения. Нахождение центростремительного ускорения, периода, частоты обращения | Знать основные понятия и законы Уметь использовать полученные знания при решении задач | Составление ОК, решение задач. | | |
23/2 24/3 | Решение задач | 2 | Решение задач | | |
Импульс. Закон сохранения импульса (3ч) |
25/1 | Импульс. Закон сохранения импульса | 1 | Импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса. | Знать основные понятия и закон Уметь использовать полученные знания при решении задач | Составление алгоритма решения задач на закон сохранения импульса. Решение задач | | |
26/2 27/3 | Решение задач | 2 | Решение задач | | |
Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии (3ч) |
28/1 | Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии | 1 | Работа. Энергия. Закон сохранение и изменения механической энергии. | Знать основные понятия и закон Уметь использовать полученные знания при решении задач | Составление ОК, составление алгоритма решения задач на закон сохранения энергии, решение задач. | | |
29/2 30/3 | Решение задач | 2 | Решение задач | | |
Статика и гидростатика (4ч) |
31/1 32/2 | Статика и гидростатика | 2 | Основные характеристики равновесия физических систем | Знать основные понятия и закон Уметь использовать полученные знания при решении задач | Составление ОК, решение задач | | |
33/3 34/4 | Решение задач | 2 | Решение задач | | |