СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Решение задач по физике"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса "Решение задач поф изике" на третий уровень обучения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Решение задач по физике"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Порогская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании ШМО зам. дир. по УВР директором школы

руков. ШМО_______2016 г « » 2016 г приказ № от « » 2016 г









Рабочая программа

курса по физике

на третий уровень обучения

«Методы решения физических задач»




Разработчик программы

учитель физики Марина Николаевна Авсюкова

Педстаж 27 лет









Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Методы решения физических задач» (ОО «Естествознание») на третий уровень(10, 11 классы) обучения составлена основе авторской программы Н.И. Зорина «Методы решения физических задач» - М.: ВАКО, 2007г. Количество часов в неделю – 1 час в каждом классе. В течение года в 10 классе- 34 часа, в 11 классе – 33 часа.

Цель курса — расширить и систематизировать знания обучающихся по разделам «Механика», «Термодинамика», «Электродинамика». Познакомить с особенностями подхода к решению различных типов задач.

Изучение данного курса направлено на достижение следующих задач:

  • формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения школьных физических задач

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний

  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач

  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач

  • развитие логического мышления обучающихся.

Содержание курса

10 класс

Тема

Содержание.

Правила и приёмы решения физических задач (2ч)

Что такое физическая задача? Физическая теория и решение задач. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении задач. Этапы решения задач. Формулировка плана решения. Выполнение плана решения задачи. Числовой расчёт. Анализ решения и оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения задачи. Различные приёмы и способы решения: геометрические приёмы, алгоритмы, аналогии. Метод размерностей, графические решения, метод графов и т. д.

Операции над векторными величинами (2ч)

Скалярные и векторные величины. Действия над векторами. Задание вектора. Единичный вектор. Умножение вектора на скаляр. Сложение векторов. Вычитание векторов. Проекция вектора на координатные оси и действия над векторами. Проекция суммы и разности векторов.

Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению) (3ч)

Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. Средняя путевая и средняя скорость по перемещению. Мгновенная скорость.

Закон сложения скоростей (3ч)

Относительность механического движения. Радиус-вектор. Движение с разных точек зрения. Формула сложения перемещения.

Одномерное равнопеременное движение (4ч)

Ускорение. Равноускоренное движение. Движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

Двумерное равнопеременное движение (4ч)

Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полёта, времени полёта. Максимальная высота подъёма тела при движении под углом к горизонту. Время подъёма до максимальной высоты. Скорость в любой момент движения. Угол между скоростью в любой момент времени и горизонтом. Уравнение траектории движения.

Динамика материальной точки. Поступательное движение (3ч)

Координатный метод решение задач по механике.

Движение материальной точки по окружности (3ч)

Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительно ускорение. Закон всемирного тяготения.

Импульс. Закон сохранения импульса (3ч)

Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновение.

Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии (3ч)

Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия.

Статика и гидростатика (4ч)

Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Несжимаемая жидкость.


11 класс


Тема

Содержание.

Основы молекулярно-кинетической теории (4ч)

Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размеры молекул. Основное уравнение МКТ. Энергия теплового движения молекул. Зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры. Скорость молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

Основы термодинамики (4ч)

Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Изменение внутренней энергии тел в процессе совершения работы. Тепловые двигатели.

Свойства паров, жидких и твёрдых тел (4ч)

Свойства паров. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Механические свойства твёрдых тел.

Электрическое поле (7ч)

Закон Кулона. Напряженность поля. Проводники в электрическом поле. Поле заряженного шара и пластины. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного тела в электрическом поле. Разность потенциалов. Электроемкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.

Законы постоянного тока (7ч)

Сила тока. Сопротивление. Закон Ома. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. Законы Кирхгофа.

Электрический ток в различных средах (3ч)

Электрический ток в металлах и электролитах. Электрический ток в газах, вакууме, полупроводниках.

Электромагнитные явления (4ч)

Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса обучающийся должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипоте­за, закон, теория, вещество, взаимодействие, элект­ромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: скорость, уско­рение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная темпера­тура, средняя кинетическая энергия частиц вещест­ва, количество теплоты, элементарный электричес­кий заряд;

  • смысл физических законов классической ме­ханики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

уметь

строить модели, устанавливать границы их применимости; применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач; использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач


Способы оценивания уровня достижений учащихся

При проведении данного курса используется рейтинговая система оценки знаний обучающихся, с последующим получением по каждой теме и в итоге оценки «зачет»/ «незачёт»

При верном решении одной задачи учащиеся имеют возможность получить до 5 баллов. Это зависит от уровня сложности задачи, а также от правильности выполнения задачи на каждом этапе решения.

В данном курсе будет акцентироваться внимание на обоснование решения задач в устном выступлении. Оценка выставляется с учётом убедительности аргументов при отстаивании правильности полученного решения (максимальная оценка – 10 баллов), а также при оппонировании (5 баллов) и рецензировании выступлений докладчиков и оппонентов (3 балла). В курсе предусматриваются игровые формы проведения занятий – это коллективные соревнования ребят в умении решать задачи. Чтобы оценить достижения обучающегося в процессе изучения курса будут проведены смотры знаний, промежуточное тестирование, мини-презентации. После разбора двух-трёх ключевых задач на занятии ребятам будет дано 5-7 задач по данной теме для самостоятельной работы с обязательным полным письменным оформлением. Количество решаемых задач определяется желанием каждого ребёнка. В конце изучения каждой темы будет проводиться смотр знаний. Во время смотра знаний все учащиеся в классе получат одинаковые комплекты из трёх задач, которые они должны будут выполнить без какой-либо посторонней помощи и без обсуждения возникающих проблем друг с другом. Итогом работы должен быть письменный отчёт, содержащий полное теоретическое решение. В конце проведения такого задания ребятам выдаются заранее подготовленные критерии, и предлагается выполнить самооценку своих результатов. Затем учитель выполняет контроль произведённой самооценки и выставляет окончательное количество баллов. В конце прохождения курса каждый обучающийся получит зачёт, если в ходе курса наберёт не менее 50% от максимального количества всех баллов за правильно выполненные задания по всем рассматриваемым темам курса.

Используемая литература

Н.И. Зорин Методы решения физических задач - М.: ВАКО, 2007г.

В.А. Балашов Задачи по физике и методы их решения – М.: Просвещение,1983г.

Б,Б. Буховцев, Г.Я. Мякишев и др. Задачи по физике для поступающих в ВУЗы – М.:Наука,1977г.

Н.И. Гольдфарб Сборник вопросов и задач по физике - М.: Высшая школа, 1983г

О.Ф. Кабардин Физика (справочные материалы)- М.: Просвещение,1988г.

Н.В. Турчина, О.И. Суров 3800 задач по физике для школьников и поступающих в ВУЗы - М.: Дрофа,2000г















Календарно-тематическое планирование курса 10 класс (1 ч в неделю, всего 34 часа)


урока п/п и

урока в разделе

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Дата проведения

планируемая

фактическая

Правила и приёмы решения физических задач (2ч)

1/1

Физическая задача. Правила решения физических задач

1

Минимальные сведения о понятии»задача».Основные приёмы составления задач, классификация задач по трём-четырём основаниям.

Знать: смысл поня­тия «задача»; основные приёмы составления задач, классификацию задач


Беседа, составление алгоритма решения задач..



2/2

Приёмы решения физических задач

1

Приёмы и методы решения задач. Метод графов.

Знать: приёмы и методы решения задач

Уметь: использовать различные приёмы и методы при решении задач.

Решение задач различными приёмами и методами.



Операции над векторными величинами (2ч)

3/1,

4/2

Операции над векторными величинами.

2

Определение модуля вектора, проекции результирующего вектора при сложении и вычитании

Знать: что такое модуль вектора

Уметь: проводить операции над векторами (сложение, вычитание)

Построение чертежей, определение проекций векторов, нахождение модулей векторов при сложении и вычитании



Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению) (3ч)

5/1

Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению)

1

Средняя скорость по пути, средняя скорость по перемещению


Знать: понятие средней скорости

Уметь: различать ср. ск. по пути и по перемещению , решать задачи


Решение задач




6/2

7/3

Решение задач

2

Средняя скорость по пути, средняя скорость по перемещению


Уметь: применять полученные знания при решении задач.

Выполнение физической олимпиады




Закон сложения скоростей (3ч)

8/1

9/2

10/3

Закон сложения скоростей

3

Относительное движение, относительность скорости при движении тел в одном направлении и при встречном движении.

Уметь: определять относительную скорость при попутном и встречном движении тел

Решение задач




Одномерное равнопеременное движение (4ч)

11/1

Одномерное равнопеременное движение

1

Путь, скорость, ускорение, перемещение при ускоренном движении


Знать формулы расчёта пути, скорости, ускорения, перемещения при ускоренном движении

Уметь применять их при решении задач

Решение задач




12/2

13/3

14/4


Самостоятельное решение задач

3

Путь, скорость, ускорение, перемещение при ускоренном движении


Знать формулы расчёта пути, скорости, ускорения, перемещения при ускоренном движении

Уметь применять их при решении задач

Решение задач



Двумерное равнопеременное движение (4ч)

15/1

16/2

Двумерное равнопеременное движение

2

Понятие «баллистика». Уравнения баллистической траектории.

Знать уравнения баллистической траектории.

Уметь: использовать данные уравнения при решении задач


Беседа, решение задач



17/3

18/4

Самостоятельное решение задач

2

Уравнения баллистической траектории.

Знать уравнения баллистической траектории.

Уметь: использовать данные уравнения при решении задач


Решение задач



Динамика материальной точки. Поступательное движение (3ч)

19/1

Динамика материальной точки. Поступательное движение тел

1

Инерциальная система отсчёта. Законы Ньютона.

Знать основные понятия и законы

Уметь использовать полученные знания при решении задач


Беседа, решение задач



20/2

Решение задач

1

Инерциальная система отсчёта. Законы Ньютона.

Знать основные понятия и законы

Уметь использовать полученные знания при решении задач


Решение задач



21/3

Самостоятельная работа по решению задач на динамику

1

Инерциальная система отсчёта. Законы Ньютона.

Знать основные понятия и законы

Уметь использовать полученные знания при решении задач


Решение задач



Движение материальной точки по окружности (3ч)

22/1

Движение материальной точки по окружности

1

Особенности криволинейного движения. Нахождение центростремительного ускорения, периода, частоты обращения

Знать основные понятия и законы

Уметь использовать полученные знания при решении задач


Составление ОК, решение задач.



23/2

24/3

Решение задач

2

Решение задач



Импульс. Закон сохранения импульса (3ч)

25/1

Импульс. Закон сохранения импульса

1

Импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса.

Знать основные понятия и закон

Уметь использовать полученные знания при решении задач


Составление алгоритма решения задач на закон сохранения импульса. Решение задач



26/2

27/3

Решение задач

2

Решение задач



Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии (3ч)

28/1

Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии

1

Работа. Энергия. Закон сохранение и изменения механической энергии.

Знать основные понятия и закон

Уметь использовать полученные знания при решении задач

Составление ОК, составление алгоритма решения задач на закон сохранения энергии, решение задач.



29/2

30/3

Решение задач

2

Решение задач



Статика и гидростатика (4ч)

31/1

32/2

Статика и гидростатика

2

Основные характеристики равновесия физических систем

Знать основные понятия и закон

Уметь использовать полученные знания при решении задач

Составление ОК, решение задач



33/3

34/4

Решение задач

2

Решение задач






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!