Рассмотрено на педсовете, протокол № __ « _» 2016 г | Согласовано ответственный за организацию и контроль УР в школе ____Н. Н. Кондрашова «__» __________2016 | Утверждено директор школы _______И.В.Петренко «__» __________2016 |
Рабочая программа
по праву
для 10 класса
Количество часов за год: 17
Количество часов в неделю: 0,5
Составитель:
учитель истории и обществознания
Панина И. Г.
Пояснительная записка
Программа рассчитана на обучающихся 10 класса и составляет 17 часов из расчета 0,5 час в неделю. Курс «Право» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Данный правовой курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию обучающихся на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы правовой компетенции.
В условиях становления правового государства, важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, правосознания. При изучении теоретических вопросов права формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания по теории права и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе. В результате изучения курса «Право» воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.
Цель:
Создание условий для формирования и развития у обучающихся теоретических знаний и практических умений в области права, интереса к изучению прав человека, понимания их ценности для развития демократического общества.
Задачи :
Усвоение комплекса общетеоретических знаний о правовых явлениях.
Получение представления об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права.
Усвоение основных принципов права, формирование умения правильно их толковать и применять.
Утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений.
Формирование понимания значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизация познавательной деятельности подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций.
Рассмотрение правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт учащихся.
Формирование правовой компетентности учащихся
Развитие у учащихся гражданственности
Подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе
Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.
Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов
Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса к предмету.
Приемы организации деятельности обучающихся: лекции, лекции с обсуждением, беседы, семинары, практические работы, лекции, диспуты, дискуссии, деловые игры, работа с источниками.
Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков.
Особенностью программы курса является то, что в ней большое место отводится усвоению правовых знаний и умений с использованием практических занятий.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по праву относятся включают следующие убеждения и качества:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
11) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по праву выражаются в следующих качествах:
1) умении самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2) умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владении навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умении использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умении определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владении языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владении навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты изучения права учащимися должны отражать:
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Содержание образовательной программы:
Понятие системы нормативного регулирования. Место права в системе социальных норм. Соотношение права и морали. Корпоративные нормы. Их особенность и значение. Нормы права и обычаи. Источники права. Источники права. Понятие и виды. Нормативно – правовой акт. Закон и его признаки. Правотворчество. Правотворчество: принципы и виды. Этапы правотворческого процесса. Практикум. Нормативное регулирование общественных отношений. Систематизация нормативно-правовых актов. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды. Оптимизация правотворческой деятельности. Нормы права. Понятие правовой нормы и её структура. Классификация норм права. Практическая работа. Структура правовой нормы. Система права. Правовые институты. Отрасли российского права. Система права и законодательства. Правовые отношения. Структура правоотношения: субъекты и объекты. Юридические факты. Правоспособность и дееспособность физических лиц. Правоспособность и дееспособность юридических лиц. Правоотношения. Правовая культура. Правовая культура и правовое воспитание граждан. Правовое поведение. Правомерное поведение. Правонарушение. Юридическая ответственность. Законность и правопорядок.
Учебно-тематический план:
№ | Тема | Кол-во часов |
Тема 1. | Право в системе нормативного регулирования общественных отношений | 1ч |
Тема 2. | Источники права. | 2ч. |
Тема 3. | Правотворчество | 2ч. |
Тема 4. | Систематизация нормативно-правовых актов. | 1ч. |
Тема 5. | Нормы права. | 2ч. |
Тема 6. | Система права. | 3ч. |
Тема 7. | Правовые отношения. | 2ч. |
Тема 9. | Правовая культура | 1ч. |
Тема 10. | Правовое поведение. | 2ч. |
| Итоговое занятие | 1ч. |
| Итого: | 17ч. |
Календарно-тематическое планирование:
№ | Тема | Кол. часов | Дата |
Тема 1. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений |
1. | Понятие системы нормативного регулирования Место права в системе социальных норм. Нормы права и обычаи. | 1ч. | |
Тема 2. Источники права |
2 | Источники права. Понятие и виды. | 1ч | |
3 | Нормативно – правовой акт. Закон и его признаки. | 1ч. | |
Тема 3. Правотворчество |
4. | Правотворчество: принципы и виды. Этапы правотворческого процесса. | 1ч. | |
5. | Практикум. Нормативное регулирование общественных отношений. | 1ч. | |
Тема 4. Систематизация нормативно-правовых актов |
6. | Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды. | 1ч. | |
Тема 5. Нормы права |
7. | Понятие правовой нормы и её структура. Классификация норм права. | 1ч. | |
8. | Практическая работа. Структура правовой нормы. | 1ч. | |
Тема 6. Система права |
9. | Правовые институты. | 1ч. | |
10. | Отрасли российского права. | 1ч. | |
11. | Система права и законодательства. | 1ч. | |
Тема 7. Правовые отношения |
12. | Правоспособность и дееспособность физических лиц. | 1ч. | |
13. | Практикум. Правоотношения. | 1ч. | |
Тема 8.Правовая культура |
14. | Правовая культура и правовое воспитание граждан. | 1ч. | |
Тема 9. Правовое поведение |
15. | Правомерное поведение. | 1ч. | |
16. | Правонарушение. Юридическая ответственность | 1ч. | |
17. | Итоговое занятие. | 1ч. | |
Требования к уровню подготовки по данному предмету:
Курс дает возможность вести работу по формированию устойчивого познавательного интереса к правоведению, стремления к творчеству, также по формированию следующих умений:
умения выделять основные права граждан, определять какие из них нарушены в конкретной ситуации;
умения сравнивать нормативные акты субъектов федерации, определять сходство, различия и противоречия федеральным актам;
умения работать с основными статьями Конституции РФ и другими нормативно-правовыми актами;
умения анализировать нормативные акты;
умения определять функции органов государственной власти;
умения прогнозировать результат конституционных изменений;
умения дискутировать, отстаивать свои взгляды
умения использовать дополнительную литературу при подготовке к семинарам, дискуссиям, диспутам;
умения применять в ответе и написании творческих работ соответствующую терминологию;
умения ссылаться при ответе на источники права или дополнительную литературу, исторические документы, факты и современные политические события и процессы;
использовать для решения задач познавательного характера источники права;
работать в группах, распределять обязанности, выступать от имени группы, отстаивать точку зрения группы и свою собственную.
Искать информации по заданному юридическому вопросу
Самостоятельной работы с юридическими документами
Выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы
Объяснения роли права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных жизненных ситуациях
Давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни.
По окончании изучения курса обучающиеся должны знать:
• суть Конституционного права;
• структуру основного закона страны
• основные обязанности и права граждан РФ и способы их реализации;
• функции и полномочия органов государственной власти РФ;
• полномочия и особенности управления федерации и субъектов федерации;
• последние поправки к основному закону РФ;
• источники Конституционного права Российской Федерации;
• основные избирательные системы, применяемые в РФ при проведении выборов;
• порядок организации и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации;
• порядок формирования, структуру и компетенцию Парламента РФ;
• правовой статус и полномочия депутата Государственной Думы РФ;
• порядок избрания и вступления в должность Президента РФ, полномочия и обязанности;
• государственные гарантии в области защиты прав граждан РФ;
• терминологию, соответствующую теме курса.
Нормативно - правовые акты:
Конституция РФ с комментариями.
ФКЗ от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации».
ФЗ от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
ФЗ от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
ФЗ от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
6