СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по русскому языку рассчитана на 1 год обучения для третьеклассников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире слов"»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире слов» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьма Смоленской области.

Общая характеристика внеурочной деятельности:

«В мире слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление. Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Важными ориентирами содержания данного факультатива являются развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи; формирование представлений о языке как универсальной ценности; изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства; развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку; включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Изучение курса рассчитано на 1 год в объёме 34часов (1час в неделю).

Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счет углубления знаний лингвистического характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Цель и задачи программы


Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать богатство и разнообразие языка; способствовать осознанию языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формированию позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека.

Задачи:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

  • уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные ценности;

  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности;

  • формирование потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Год обуче

ния

Темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1 год

(3 класс)

Введение

Из истории языка

Секреты правильной речи

Всему название дано

Повторение

Итого:

1

5

14

13

1

34

0,5

3

4

4

-

11,5

0,5

2

10

9

1

22,5


III. Содержание курса внеурочной деятельности

Введение (1час)

Сказочное царство слов: «Слово недаром молвится».

Из истории языка (5часов)

Путешествие в страну Слов.

Чудесные превращения слов.

Лексическое значение слова.

Прямое и переносное значение слов.

Из глубины веков. Архаизмы.

Секреты правильной речи (14часов)

Ударение меняет значение.

В гостях у слов-родственников.

Добрые слова.

Новые слова в русском языке.

Встреча с зарубежными друзьями.

Пёстрое семейство синонимов.

Великое противостояние антонимов.

Слова-двойники. Омонимы.

Похожи, но не одинаковы. Паронимы.

Крылатые выражения.

Анаграммы и метаграммы.

Шарады и логогрифы.

Занимательное словообразование.

Поиграем в слова.

Всему название дано (13часов)

Из античной мифологии и Библейских преданий.

По страницам русской истории.

Сказочные фразеологизмы.

Откуда пришли наши имена. Проект «Мое имя».

Отчество и фамилия.

Времена года.

Крутится-вертится шар голубой.

В гостях у сказки

Что нужно школьнику.

Скатерть-самобранка.

Растения, птицы и звери – почему их так называют?

О том, что мы носим.

Повторение (1час)

Итоговое занятие.

Формы работы и контроля

Содержание работы строится на основе деятельностного подхода. Каждое занятие предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается индивидуальная и групповая работа, включение учащихся в разнообразную деятельность: учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектом. Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

В начале учебного года и по его окончании проводится мониторинг сформированности универсальных учебных действий.


IV. Планируемые результаты

Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы ВД

"В мире слов".


Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты :

Нравственно-этическое оценивание.

Самоопределение и смыслообразование.


( базовая ценность-

нравственный выбор)

Осознание роли языка и речи в жизни людей;

формирование основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка;

проявление любознательности, активности и заинтересованности в познании мира.



Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)



Метапредметные результаты


Познавательные УУД:

Ученик научится:

наблюдать использование устаревших и новых слов, слова, сходные и противоположные по значению, сходные по звучанию;

уточнять значение слова по толковому словарю, сравнивать толкование слов в различных словарях;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;

устанавливать словообразовательные связи слов;

анализировать значение и строение слова.


Методика "Таинственное письмо"

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках.


Регулятивные УУД:

Ученик научится:

самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

оценивать правильность выполнения своих действий;

осуществлять итоговый контроль по результату выполнения заданий.

Методика «Продолжи узор»

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

оценивать уместность использования слов в тексте; самостоятельно планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели; искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.


Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи; взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

принимать другое мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Методика «Ковёр» (Р.Овчарова)

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи; составлять монологическое высказывание с помощью языковых средств, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы.


Литература


1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
 4. Занимательная грамматика. - М.: Омега, 1995.



















Календарно-тематическое планирование (34 часа) 

Тема занятия

Краткое содержание

Дата проведения

1


Сказочное царство слов: «Слово недаром молвится»

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс пословиц и поговорок.


2

Путешествие в страну Слов.

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова - братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово».


4

Чудесные превращения слов.

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка.


5

Лексическое значение слова.

Дать понятие о лексическом значении слов, познакомить с толковыми словарями русского языка.


6

Прямое и переносное значение слов.

Изучить особенности прямого и переносного значения слов, учить правильно употреблять слова в речи в прямом и переносном значении.


7

Ударение меняет значение.

Изучить особенность русского ударения, углубить особенность русского ударения, углубить и расширить знания и представления детей об ударении.


8

В гостях у слов- родственников.

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.


9

Добрые слова.

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.


10

Из глубины веков. Архаизмы.

Знакомство со словами-историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.


11

Новые слова в русском языке.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».


12

Встреча с зарубежными друзьями.

Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова-пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».


13

Пёстрое семейство синонимов.

Знакомство со словами-синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.


14

Великое противостояние антонимов.

Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.


15

Слова-двойники. Омонимы.

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».


16

Похожи, но не одинаковы. Паронимы.

Изучить особенность слов-паронимов, углубить и расширить знания и представления детей о лексике русского языка.


17

Крылатые выражения.

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла.


18




Из античной мифологии и Библейских преданий.

Подбор фразеологизмов на заданную тему. Объяснение их смысла. Лексические задания. Работа с произведениями, содержащими «крылатые выражения», например, Н.Силкова «Прикусил язык». В. Орлова «Ни пуха ни пера» и т.д.


19

По страницам русской истории.


20

Сказочные фразеологизмы.


21

Анаграммы и метаграммы.

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер-терка ).


22

Шарады и логогрифы.

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.


23

Поиграем в слова.

Закреплять понятия филологических загадок – метаграмм, логогрифов, перевёртышей.


24

Откуда пришли наши имена. Проект «Мое имя».

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».


25

Отчество и фамилия.

Выяснить, откуда пришли отчества и фамилии в русский язык, дать историческую справку.


26

Времена года.

Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси.


27

Занимательное словообразование.

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.


28

Крутится-вертится шар голубой.

Выяснить, что означают названия материков, частей света.


29

В гостях у сказки

Выяснить, откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.


30

Что нужно школьнику.

Выяснить, откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.


31

Скатерть-самобранка.

Выяснить, откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.


32

Растения, птицы и звери – почему их так называют?

Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений и животных.


33

О том, что мы носим.

Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды.


34

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».


Обобщить знания, полученные во время занятий. Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.


 

 

 

 






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!