Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире слов» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьма Смоленской области.
Общая характеристика внеурочной деятельности:
«В мире слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление. Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Важными ориентирами содержания данного факультатива являются развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи; формирование представлений о языке как универсальной ценности; изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства; развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку; включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Изучение курса рассчитано на 1 год в объёме 34часов (1час в неделю).
Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счет углубления знаний лингвистического характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Цель и задачи программы
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать богатство и разнообразие языка; способствовать осознанию языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формированию позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека.
Задачи:
обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные ценности;
использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности;
формирование потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Год обуче ния | Темы | Количество часов |
Всего часов | Теория | Практика |
1 год (3 класс) | Введение Из истории языка Секреты правильной речи Всему название дано Повторение Итого: | 1 5 14 13 1 34 | 0,5 3 4 4 - 11,5 | 0,5 2 10 9 1 22,5 |
III. Содержание курса внеурочной деятельности
Введение (1час)
Сказочное царство слов: «Слово недаром молвится».
Из истории языка (5часов)
Путешествие в страну Слов.
Чудесные превращения слов.
Лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слов.
Из глубины веков. Архаизмы.
Секреты правильной речи (14часов)
Ударение меняет значение.
В гостях у слов-родственников.
Добрые слова.
Новые слова в русском языке.
Встреча с зарубежными друзьями.
Пёстрое семейство синонимов.
Великое противостояние антонимов.
Слова-двойники. Омонимы.
Похожи, но не одинаковы. Паронимы.
Крылатые выражения.
Анаграммы и метаграммы.
Шарады и логогрифы.
Занимательное словообразование.
Поиграем в слова.
Всему название дано (13часов)
Из античной мифологии и Библейских преданий.
По страницам русской истории.
Сказочные фразеологизмы.
Откуда пришли наши имена. Проект «Мое имя».
Отчество и фамилия.
Времена года.
Крутится-вертится шар голубой.
В гостях у сказки
Что нужно школьнику.
Скатерть-самобранка.
Растения, птицы и звери – почему их так называют?
О том, что мы носим.
Повторение (1час)
Итоговое занятие.
Формы работы и контроля
Содержание работы строится на основе деятельностного подхода. Каждое занятие предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается индивидуальная и групповая работа, включение учащихся в разнообразную деятельность: учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектом. Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
В начале учебного года и по его окончании проводится мониторинг сформированности универсальных учебных действий.
IV. Планируемые результаты
Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы ВД
"В мире слов".
Критерии | Показатели | Инструментарий |
Личностные результаты : Нравственно-этическое оценивание. Самоопределение и смыслообразование. ( базовая ценность- нравственный выбор) | Осознание роли языка и речи в жизни людей; формирование основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка; проявление любознательности, активности и заинтересованности в познании мира. | Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна) |
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: Ученик научится: наблюдать использование устаревших и новых слов, слова, сходные и противоположные по значению, сходные по звучанию; уточнять значение слова по толковому словарю, сравнивать толкование слов в различных словарях; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении; устанавливать словообразовательные связи слов; анализировать значение и строение слова. | Методика "Таинственное письмо" |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках. |
| Регулятивные УУД: Ученик научится: самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; оценивать правильность выполнения своих действий; осуществлять итоговый контроль по результату выполнения заданий. | Методика «Продолжи узор» |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: оценивать уместность использования слов в тексте; самостоятельно планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели; искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения. |
| Коммуникативные УУД: Ученик научится: Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи; взаимодействовать и договариваться в процессе игры; принимать другое мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Методика «Ковёр» (Р.Овчарова) |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи; составлять монологическое высказывание с помощью языковых средств, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы. |
Литература
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
4. Занимательная грамматика. - М.: Омега, 1995.
Календарно-тематическое планирование (34 часа)
№ | Тема занятия | Краткое содержание | Дата проведения |
1 | Сказочное царство слов: «Слово недаром молвится» | Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс пословиц и поговорок. | |
2 | Путешествие в страну Слов. | Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова - братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово». | |
4 | Чудесные превращения слов. | Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка. | |
5 | Лексическое значение слова. | Дать понятие о лексическом значении слов, познакомить с толковыми словарями русского языка. | |
6 | Прямое и переносное значение слов. | Изучить особенности прямого и переносного значения слов, учить правильно употреблять слова в речи в прямом и переносном значении. | |
7 | Ударение меняет значение. | Изучить особенность русского ударения, углубить особенность русского ударения, углубить и расширить знания и представления детей об ударении. | |
8 | В гостях у слов- родственников. | Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. | |
9 | Добрые слова. | Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. | |
10 | Из глубины веков. Архаизмы. | Знакомство со словами-историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. | |
11 | Новые слова в русском языке. | Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка». | |
12 | Встреча с зарубежными друзьями. | Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова-пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». | |
13 | Пёстрое семейство синонимов. | Знакомство со словами-синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. | |
14 | Великое противостояние антонимов. | Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. | |
15 | Слова-двойники. Омонимы. | Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». | |
16 | Похожи, но не одинаковы. Паронимы. | Изучить особенность слов-паронимов, углубить и расширить знания и представления детей о лексике русского языка. | |
17 | Крылатые выражения. | Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. | |
18
| Из античной мифологии и Библейских преданий. | Подбор фразеологизмов на заданную тему. Объяснение их смысла. Лексические задания. Работа с произведениями, содержащими «крылатые выражения», например, Н.Силкова «Прикусил язык». В. Орлова «Ни пуха ни пера» и т.д. | |
19 | По страницам русской истории. | |
20 | Сказочные фразеологизмы. | |
21 | Анаграммы и метаграммы. | Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер-терка ). | |
22 | Шарады и логогрифы. | Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. | |
23 | Поиграем в слова. | Закреплять понятия филологических загадок – метаграмм, логогрифов, перевёртышей. | |
24 | Откуда пришли наши имена. Проект «Мое имя». | Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». | |
25 | Отчество и фамилия. | Выяснить, откуда пришли отчества и фамилии в русский язык, дать историческую справку. | |
26 | Времена года. | Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси. | |
27 | Занимательное словообразование. | Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. | |
28 | Крутится-вертится шар голубой. | Выяснить, что означают названия материков, частей света. | |
29 | В гостях у сказки | Выяснить, откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках. | |
30 | Что нужно школьнику. | Выяснить, откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов. | |
31 | Скатерть-самобранка. | Выяснить, откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек. | |
32 | Растения, птицы и звери – почему их так называют? | Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений и животных. | |
33 | О том, что мы носим. | Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды. | |
34 | Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай». | Обобщить знания, полученные во время занятий. Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся. | |