СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "В мире русского языка" для 5-6 классов рассчитана на 34 часа в год. Данная программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире русского языка"»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«В мире русского языка»

на 2018-2019 учебный год

Всего часов на учебный год- 34

Количество часов в неделю - 1































Пояснительная записка

Внеурочная деятельность – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа творческого объединения «В мире русского языка» строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа по программе, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

Творческое объединение по русскому языку предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий творческого объединения – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.

Цель программы:

-повышение интереса к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать богатства языка; -систематизирование знаний учащихся о составе слова и словообразовании, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений и на их основе совершенствование орфографических умений и навыков.

Задачи программы:

  • выявление и поддержка одарённых учащихся;

  • развитие индивидуальных способностей учащихся;

  • расширение и углубление программного материала;

  • воспитание любви к великому русскому языку;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

  • совершенствование общего языкового развития школьников.



Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Программа внеурочной деятельности «В мире русского языка» позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.

Программа творческого объединения «В мире русского языка» для 5-6-х классов рассчитана на 34 ч, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Принципы реализации программы: принципы взаимосвязи классных и внеклассных занятий, научной углубленности, практической направленности, принцип систематичности в подаче языкового материала, принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, принцип занимательности, принцип разнообразия форм и видов работы, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития творческих способностей.





















Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения программы «В мире русского языка» обучающиеся должны знать/понимать:

  • о предмете морфемике;

  • понятия, отражающие морфемный состав слова;

  • место морфемы, её функцию, лексические и грамматические значения;

  • варианты морфем;

  • типы чередований гласных и согласных звуков в корне слова;

  • возможности изменения морфем;

  • орфограммы, связанные с морфемикой;

  • сведения о деятельности и жизни выдающихся учёных-языковедов;

  • назначение лингвистических словарей.

Уметь:

  • сопоставлять лексическое значение того или иного слова с семантико-словообразовательным значением группы слов с изучаемой морфемой;

  • выяснять существенные признаки морфемы;

  • составлять определение изучаемого понятия;

  • членить слово по составу и определять лексико-морфемное значение группы слов с данной морфемой;

  • находить слова с данной морфемой;

  • производить морфемный разбор слова;

  • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии, зависящим от строения слова;

  • пользоваться лингвистическими словарями;

  • самостоятельно выполнять различные виды творческих работ;

  • использовать информационные технологии для представления своей работы.




























Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа;

- определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- формулировать проблему;

- самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

- составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

- находить главное и второстепенное в потоке информации;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения; 

-пользоваться дополнительными источниками информации: словарями, справочниками, материалами интернет-ресурсов.

Коммуникативные УУД:

- умело владеть письменной и устной формой общения;

- слушать и слышать других,

- принимать иную точку зрения;

- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.











Форма проведения занятий:

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями, по созданию творческих работ, кроссвордов, шарад, ребусов, проектов.



Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

  • игры на языковом материале;

  • вопросы занимательной грамматики;

  • инсценировки языковых ситуаций;

  • краткие увлекательные рассказы о жизни языка;

  • практическая работа с различными рода словарями



В каждом занятии прослеживаются три части:

  1. игровая;

  2. теоретическая;

  3. практическая.


Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической, практической и игровой частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.





















Содержание внеурочной деятельности

(количество часов в неделю – 1, количество часов всего – 34)

№ раздела

Содержание

Кол-во часов

Форма организации

Вид деятельности

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие - (1ч.)

Знакомство учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы.

1

0,5

0,5

Поисковые и научные исследования

Познавательная, игровая

деятельность

2

Загадки русского словообразования (Морфемика. Словообразование. Этимология)(13ч)


1.Морфемика. Из чего состоят слова? Морфема – значимая часть слова.

2.Морфемные и словообразовательные словари русского языка: предназначенье, строение, содержание словарной статьи.

3.Виды морфем. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.

4.Корень как основная морфема слова. Почему корень назвали корнем?

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

6.Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов?

7.Типы корней в русском языке.

8.Связанные и свободные корни.

13

6,5

6,5

Поисковые и научные исследования;

круглый стол

Познавательная, проектная,

игровая деятельность;

художественное творчество;

проблемно-

ценностное общение

3

Секреты письменной речи (Орфография). (18 ч)

1.Изменения в структуре слова. Древние корни русского языка.

2.Что такое орфограмма корня?

3.Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

4.Правописание корней с безударной гласной, непроверяемой ударением.

Орфографический словарь – твой помощник.

5.Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.

6.Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).

7.Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-).

8.Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-).

9.Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).

18

9

9

Поисковые и научные исследования;

круглый стол

Познавательная,

игровая, проектная деятельность;

художественное творчество;

проблемно-

ценностное общение

4

Итоговое занятие - (2 ч).

Защита проектов.

2


2

Поисковые и научные исследования

Познавательная, проектная деятельность

.


Календарно-тематическое планирование


п/п

Название темы (раздела)

Всего

часов

Вид учебной деятельности

Дата

план


Раздел 1.

Введение. 1ч

1.

Вводное занятие.

1

Беседа. Знакомство с целями и задачами, примерным планом работы курса.

Игровая деятельность.



Раздел 2.

Загадки русского словообразования (Морфемика. Словообразование. Этимология) 13ч

2.

Морфемика. Из чего состоят слова? Морфема – значимая часть слова.

1

Беседа «Занимательно о морфемике» с элементами игры. Характеристика языковых признаков слов на основе анализа морфемной модели.



3.







4.

Морфемные и словообразовательные словари русского языка: предназначенье, строение, содержание словарной статьи.

Морфемные и словообразовательные словари русского языка. Самостоятельная работа.

1







1

Работа с учебным словариком морфем.

Просмотр презентации.

Тренировочные упражнения.

Решение задач.

Морфемный и словообразовательный анализ слов.











5.

Виды морфем. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.

1

Составление плана, тезисов. Сочинение-миниатюра «О чем могут спорить морфемы?»



6.



7.

Корень как основная морфема слова. Почему корень назвали корнем?

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

1



1

Сообщения учащихся.

Работа со словарями. Коллективная работа.

Тренировочные упражнения.

Сопоставительный анализ слов, имеющих корни-омонимы.






8.

Самостоятельная работа. Составление лингвистической сказки о корне.

1

Составление лингвистической сказки о корне.



9.

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов?

1

Тренировочные упражнения (составление гнезда однокоренных слов).





10.

«Нахождение корней в слове».

1

Тренировочные упражнения.

Лингвистическая игра «Найди родственников».



11.

Типы корней в русском языке.

1

Тренировочные упражнения (определение значения корневых морфем). Лингвистические игры.



12.

Связанные и свободные корни.

1

Сообщения учащихся. Тренировочные упражнения по разграничению корней.



13.

«Путешествие в страну «Состав слова»

1

Лингвистическая игра.



14.

Тест по разделу «Морфемика. Словообразование. Этимология».

1

Выполнение теста.



Раздел 3. Секреты письменной речи (Орфография).18ч

15.

Исторические изменения в структуре слова. Древние корни русского языка.

1

Сообщения учащихся о происхождении чередований гласных и согласных в корне слова.



16.

Что такое орфограмма корня?

1

Сопоставление звуковой и буквенной записи слов. Тренировочные упражнения (нахождение и выделение корней в слове и орфограммы в корнях).



17.



18.

Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

1




1

Подбор однокоренного провероч­ного слова на основе словообра­зовательного толкования слова. Решение ребусов и лингвистических задач.






19.


20.

Правописание корней с безударной гласной, непроверяемой ударением.

Орфографический словарь – твой помощник.

1



1

Самостоятельная работа с орфографическими словарями. Тренировочные упражнения.

Решение ребусов и лингвистических задач.






21.

Игра «Волшебный клубок орфограмм»

1

Тренировочные упражнения (нахождение безударных гласных, проверяемых ударением и непроверяемых).




22.

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.

1


Составление конспекта.

Просмор презентации «Чередование гласных в корне слова».




23.

Правописание корней с чередующимися гласными,

зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).

1


Составление опорных схем.

Тренировочные упражнения. Работа с тестами.



24.

25.

Правописание корней с чередующимися гласными,

зависящими от корневых

согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-).

2



Составление опорных схем. Тренировочные упражнения.

Работа с тестами.



26.

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные -кос-).


1

Составление опорных схем.

Тренировочные упражнения. Работа с тестами.



27.

Правописание корней с чередующимися гласными,

зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).

1


Составление опорных схем.

Тренировочные упражнения.

Работа с тестами.



28.

«Корни слов: постоянство и измены».

1

Грамматическая игра «Орфолото». Группировка слов по видам орфограмм корня.



29.

30.

Обобщение и систематизация знаний.

2

Решение комбинированных упражнений различного типа.




31.

Комплексная контрольная работа по теме: «Правописание корней». Мониторинг знаний.

1



Решение контрольной работы.





32.

Игра «Путешествие в «Страну морфемики и орфографии».

1


Индивидуальная. Групповая работа.



Раздел 4.

Заключение. 2ч

33.

34.

Итоговое занятие.

Презентация и защита проектов.


2

Подведение итогов года.

Презентация и защита проектов.





ИТОГО:

34 ч.







































Учебно-методическое обеспечение


  1. Н. Ю. Кадашникова «Правила орфографии в таблицах и схемах» Волгоград, «Учитель», 2009.

  2. Бройде М. Г. «Занимательные упражнения по русскому языку» М., «Вако», 2014.

  3. Мижигурская М. М. «Сборник упражнений по русскому языку» М., «Творческий центр», 2000.

  4. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков/авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. Волгоград: Учитель, 2011.

  5. Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.

  6. 7. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель

  7. В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.

  8. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.


Образовательные электронные ресурсы:

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам.

Навигатор. Грамота.руhttp://www.navigator.gramota.ru/

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/










Формы и средства контроля


Контроль уровня сформированности знаний осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);

  2. промежуточный (проводится в форме творческих и самостоятельных работ);   

  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме итоговой контрольной работы, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.


































Лист дополнений и изменений

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица,

внесшего запись











































































Средства контроля



Анкета

«О роли внеурочной деятельности «В мире русского языка»

в формировании личности учащихся»

(для учащихся)



1.  Интересно ли вам на занятиях «В мире русского языка»?

Да

Нет

2.  Используете ли вы свои знания, полученные на занятиях творческого объединения, где-нибудь еще (на других занятиях, уроках, дома и т. п.)?

Да

Нет

3.  Будешь ли ты посещать творческое объединение «В мире русского языка» в следующем году?

Да

Нет

4.  Стал ли ты более общительным, благодаря посещению занятий «В мире русского языка»?

Да

Нет

5.  Хочешь ли ты, чтобы твои друзья посещали занятия «В мире русского языка» вместе с тобой?

Да

Нет

6. Какое занятие или задание тебе запомнилось и понравилось больше всего (почему)? _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________



7. Что бы ты посоветовал организатору творческого объединения «В мире русского языка» на следующий год? _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________
















Анкета

«О роли внеурочной деятельности «В мире русского языка»

в формировании личности учащихся»

(для родителей)



Уважаемые родители!

Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением об образовательно-воспитательном процессе на занятиях «В мире русского языка». Прочитайте внимательно каждое утверждение. Если вы с ним согласны, то поставьте напротив номером вопроса знак «+», если не согласны, то знак «-».



  1. Образовательно-воспитательный процесс проведения «В мире русского языка» ориентирован на развитие личности вашего ребёнка. Вы согласны?



  1. Не утомляет Вашего ребенка учебная нагрузка посещения занятий творческого объединения «В мире русского языка» 1 раз в неделю?


  1. На занятиях сохраняется доброжелательная психологическая атмосфера, дети постоянно вовлечены в процесс работы и оказания помощи друг другу. Вас это устраивает?



  1. Вас устраивают результаты полученных знаний вашим ребенком?



  1. Специалист учитывает индивидуальные особенности вашего ребёнка?

  2. Как Вы считаете педагог справедливо относятся к вашему ребёнку?

  3. Ваш ребенок не жалуется на недомогание и плохое самочувствие во время и после занятий?

  4. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок принимал участие в выступлениях на мероприятиях в школе и в селе?

  5. Рассказывает ли ваш ребенок дома, чем мы занимаемся на занятиях «В мире русского языка»?

  6. Вас устраивает посещение ребенком творческого объединения «В мире русского языка»?

  7. Занимается ваш ребенок дома?

Ваши пожелания: ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Спасибо!

Дата: ««_____» «___________________________» «20_____г»

Подпись:_____________ ФИО _______________
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!