СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для клуба "Путешественник" за 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Клуб путешественник»

5 класс (34 часа, 34 недели)  

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

II Содержание программы

Раздел 1 География в древности – 4 часа

 

- Введение. Путешествие в древний мир. Поиск информации о представлениях древних о Земле

 

- Путешествие в средние века. Великие географические открытия.

 

- Инструментарий древнего географа. Работа с гномоном. Определение времени по гномону

 

- Изучаем карты в древности. Сравниваем с современной картографией. Изучаем легенду карты.

 

 

Раздел 2 Литосфера – 4 часа

 

- Материки и океаны в древности, распад Пангеи.

 

- Сокровища земных недр. Ознакомление с минералами и горными породами нашей местности. Оценка свойств и практического применения полезных ископаемых. Охрана ресурсов

 

- Наука – сейсмология. Путешествие в центр Земли. Расширение знаний учащихся о строении Земли. Поиск информации о сейсмически опасных участках. Профориентация школьников.

 

- Землетрясения, вулканизм, строение земной коры.

 

 

Раздел 3 Функции воды на планете – 8 часов

 

- Знакомство с профессией метеоролога. Составление кары наблюдений за погодой на день, месяц, неделю. Фенологические наблюдения.

 

- Наука метеорология. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере.

 

- Особенности погоды своей местности. Дневник наблюдений.

 

- Наука гидрология. Определение левого, правого берегов. Определение скорости течения и высоты берега. Охрана водоемов

 

- Морские путешествия. Исследование океанов Земли по карте. Определение наибольшей и наименьшей глубины. Изучение и сравнение свойств воды различных океанов и морей (по источникам)

 

- Ледниковый период. Определение площади ледников Земли, их расположение, свойств воды ледников. Рассмотрение возможных способов использования пресных запасов ледников

 

- Научная лаборатория «Капля жизни». Знакомство с лабораторией, оборудованием,  функциями работников.  Определение свойств воды различных источников

 

- Мероприятие «Вода – это жизнь». Подготовка сценария, выступление

 

 

Раздел 4 Наука – 4 часа

 

- Наука Археология. Использование данных в географии. Знакомство с профессией археолога.

 

- Наука палеонтология. Изучение взаимосвязи прошлого и настоящего. Знакомство с профессией археолога, палеонтолога.

 

- Наука биогеография. Знакомство с флорой лесов. Создание коллекции комнатных растений по их географическому принципу.

 

- Наука минералогия. Знакомство с богатством минералов, их практическим использованием.

 

 

Раздел 5 Описание природы в литературных произведениях – 4 часа

 

- Народный фольклор - былины, сказки, басни как источник географических знаний.

 

- Как поэты и писатели в своих произведениях описывали красоту русской природы. Примеры.

 

- Красота природы и описание ее особенностей в русских народных песнях.

 

- Путешествие вокруг света. Создание дидактической игры «Вокруг света». Поиск информации. Игра.

 

Раздел 6 Экология – 10 часов

 

- Экология. Хрупкость природы, важность ее защиты. Поиск баланса для грамотного развития городов (без нанесения большого ущерба природе).

 

- Городское озеленение: вред или польза? Как экологически правильно благоустроить парк и зеленую зону в городе.

 

- Субботник. Не проходите мимо. О роли сохранения чистоты в местах общего пользования и на природе.

 

- Правила поведения в лесу, в заповеднике, у реки. Что можно делать и где, а от каких действий надо воздержаться.

 

- Живая природа своего региона, «визитная карточка» своей местности. Охрана природы.

 

- Экотуризм. Составление плана экскурсии, памятки «Как ввести себя на природе».

 

- Экотуризм. Ориентирование по компасу, по местным признакам, прокладка маршрута.

 

- Проблема мусорных свалок, переполненных полигонов. Роль внедрения раздельного сбора отходов.

 

- Создание антимусорных мотиваторов, побуждающих не засорять природу отходами.

 

- Защита проектов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для клуба "Путешественник" за 5 класс»

МБОУ Опалиховская СОШ



Учитель географии Козлова Т.А.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Клуб путешественник»


5 класс (34 часа, 34 недели)


2018/2019 учебный год





I Пояснительная записка

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Современные стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной и   исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю) для обучающихся 5 классов.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

  1. обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  2. формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включая работу с различными источниками географической информации;

  3. развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности: видеофильм, альбом, сайт, исследовательская работа, школьная газета,  плакат,  журнал, книжка-раскладушка,  серия иллюстраций,  коллаж,  справочник,  коллекция,  стенгазета, макет,  сценарий праздника, игры, модель, учебное пособие, наглядные пособия, фотоальбом.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Метапредметные:

Формировать у учащихся универсальные учебные действия (УУД).

Коммуникативные:

  1. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

  2. Слушать и понимать речь других.

  3. Договариваться о правилах совместной работы и следовать им.

  4. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Познавательные:

  1. Делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в дополнительных источниках информации.

  2. Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

  3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать.

  4. Овладевать элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров

  5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему, составлять графики, таблицы, опорные схемы

Регулятивные:

  1. Овладевать навыками применения географических знаний   в различных жизненных ситуациях.

  2. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  3. Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

  4. Уметь управлять своей познавательной деятельностью.

  5. Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

  6. Уметь оценивать результат своей работы, анализировать.

Личностные:

  1. Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  2. Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

  3. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

  4. Сформированность чувства сопричастности с окружающему миру, ответственности за свои поступки  перед своим народом, городом, страной.



II Содержание программы

Раздел 1 География в древности – 4 часа


- Введение. Путешествие в древний мир. Поиск информации о представлениях древних о Земле


- Путешествие в средние века. Великие географические открытия.


- Инструментарий древнего географа. Работа с гномоном. Определение времени по гномону


- Изучаем карты в древности. Сравниваем с современной картографией. Изучаем легенду карты.



Раздел 2 Литосфера – 4 часа


- Материки и океаны в древности, распад Пангеи.


- Сокровища земных недр. Ознакомление с минералами и горными породами нашей местности. Оценка свойств и практического применения полезных ископаемых. Охрана ресурсов


- Наука – сейсмология. Путешествие в центр Земли. Расширение знаний учащихся о строении Земли. Поиск информации о сейсмически опасных участках. Профориентация школьников.


- Землетрясения, вулканизм, строение земной коры.



Раздел 3 Функции воды на планете – 8 часов


- Знакомство с профессией метеоролога. Составление кары наблюдений за погодой на день, месяц, неделю. Фенологические наблюдения.


- Наука метеорология. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере.


- Особенности погоды своей местности. Дневник наблюдений.


- Наука гидрология. Определение левого, правого берегов. Определение скорости течения и высоты берега. Охрана водоемов


- Морские путешествия. Исследование океанов Земли по карте. Определение наибольшей и наименьшей глубины. Изучение и сравнение свойств воды различных океанов и морей (по источникам)


- Ледниковый период. Определение площади ледников Земли, их расположение, свойств воды ледников. Рассмотрение возможных способов использования пресных запасов ледников


- Научная лаборатория «Капля жизни». Знакомство с лабораторией, оборудованием,  функциями работников.  Определение свойств воды различных источников


- Мероприятие «Вода – это жизнь». Подготовка сценария, выступление



Раздел 4 Наука – 4 часа


- Наука Археология. Использование данных в географии. Знакомство с профессией археолога.


- Наука палеонтология. Изучение взаимосвязи прошлого и настоящего. Знакомство с профессией археолога, палеонтолога.


- Наука биогеография. Знакомство с флорой лесов. Создание коллекции комнатных растений по их географическому принципу.


- Наука минералогия. Знакомство с богатством минералов, их практическим использованием.



Раздел 5 Описание природы в литературных произведениях – 4 часа


- Народный фольклор - былины, сказки, басни как источник географических знаний.


- Как поэты и писатели в своих произведениях описывали красоту русской природы. Примеры.


- Красота природы и описание ее особенностей в русских народных песнях.


- Путешествие вокруг света. Создание дидактической игры «Вокруг света». Поиск информации. Игра.


Раздел 6 Экология – 10 часов


- Экология. Хрупкость природы, важность ее защиты. Поиск баланса для грамотного развития городов (без нанесения большого ущерба природе).


- Городское озеленение: вред или польза? Как экологически правильно благоустроить парк и зеленую зону в городе.


- Субботник. Не проходите мимо. О роли сохранения чистоты в местах общего пользования и на природе.


- Правила поведения в лесу, в заповеднике, у реки. Что можно делать и где, а от каких действий надо воздержаться.


- Живая природа своего региона, «визитная карточка» своей местности. Охрана природы.


- Экотуризм. Составление плана экскурсии, памятки «Как ввести себя на природе».


- Экотуризм. Ориентирование по компасу, по местным признакам, прокладка маршрута.


- Проблема мусорных свалок, переполненных полигонов. Роль внедрения раздельного сбора отходов.


- Создание антимусорных мотиваторов, побуждающих не засорять природу отходами.


- Защита проектов



III Тематическое планирование

**В начале каждого занятия уделяется внимание здоровьесберегающим технологиям: проводится физкультминутка – учащиеся делают небольшую разминку для рук, глаз, шеи, ног и спины.

Тема занятия

Форма занятия

Дата по плану

Дата по факту

Раздел 1 География в древности – 4 часа






1.

Путешествие в древний мир. Поиск информации о представлениях древних о Земле.

Урок - путешествие

1 неделя


2.

Путешествие в средние века. Великие географические открытия. Путешественники, увековечившие себя на карте мира.


Урок-путешествие

2 неделя


3.

Инструментарий древнего географа. Работа с гномоном. Определение времени по гномону

Практическая работа с приборами

3 неделя


4.

Изучаем карты в древности. Сравниваем с современной картографией. Изучаем легенду карты.


Практическая работа

4 неделя


Раздел 2 Литосфера – 4 часа






5.


Материки и океаны в древности, распад Пангеи.


Урок – презентация

5 неделя


6.

Сокровища земных недр. Ознакомление с минералами и горными породами нашей местности. Оценка свойств и практического применения полезных ископаемых. Охрана ресурсов

Видео экскурсия в музей

6 неделя

.

7.

Наука – сейсмология. Путешествие в центр Земли. Расширение знаний учащихся о строении Земли. Поиск информации о сейсмически опасных участках. Профориентация школьников.

Урок – путешествие.

7 неделя


8.

Землетрясения, вулканизм, строение земной коры.

Урок – путешествие

8 неделя


Раздел 3 Функции воды на планете – 8 часов






9.

Знакомство с профессией метеоролога. Составление кары наблюдений за погодой на день, месяц, неделю. Фенологические наблюдения.

Практическая работа на местности

9 неделя


10.

Наука метеорология. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере.

Урок – путешествие

10 неделя


11.

Особенности погоды своей местности. Дневник наблюдений.


Практическая работа

11 неделя


12.

Наука гидрология. Определение левого, правого берегов. Определение скорости течения и высоты берега. Охрана водоемов

Практическая работа

12 неделя


13.

Морские путешествия. Исследование океанов Земли по карте. Определение наибольшей и наименьшей глубины. Изучение и сравнение свойств воды различных океанов и морей (по источникам)

Урок – путешествие

13 неделя


14.

Ледниковый период. Определение площади ледников Земли, их расположение, свойств воды ледников. Рассмотрение возможных способов использования пресных запасов ледников

Урок- исследование

14 неделя


15.

Научная лаборатория «Капля жизни». Знакомство с лабораторией, оборудованием,  функциями работников.  Определение свойств воды различных источников

Видео экскурсия в лабораторию Минэкологии

15 неделя


16.

Мероприятие «Вода – это жизнь». Подготовка сценария, выступление


Выступление агитбригады

16 неделя


Раздел 4 Наука – 4 часа









17.



Наука Археология. Использование данных в географии. Знакомство с профессией археолога.

Дискуссия

17 неделя


18.

Наука палеонтология. Изучение взаимосвязи прошлого и настоящего. Знакомство с профессией археолога, палеонтолога.

Видео экскурсия в палеонтологический музей

18 неделя


19.

Наука биогеография. Знакомство с флорой лесов. Создание коллекции комнатных растений по их географическому принципу.

Видео экскурсия в зимний сад

19 неделя


20.

Наука минералогия. Знакомство с богатством минералов, их практическим использованием.

Видео экскурсия в минералогический музей г.Москвы

20 неделя


Раздел 5 Описание природы в литературных произведениях – 4 часа






21.

Путешествие вокруг света. Создание дидактической игры «Вокруг света». Поиск информации. Игра.

Самостоятельная работа

21 неделя


22.

Народный фольклор - былины, сказки, басни как источник географических знаний.

Практическая работа

22 неделя


23.

Как поэты и писатели в своих произведениях описывали красоту русской природы. Примеры.

Творческая работа

23 неделя


24.

Красота природы и описание ее особенностей в русских народных песнях.

Практическая работа

24 неделя


Раздел 6 Экология – 10 часов






25.

Экология. Хрупкость природы, важность ее защиты. Поиск баланса для грамотного развития городов (без нанесения большого ущерба природе).


Презентация

25 неделя


26.

Городское озеленение: вред или польза? Как экологически правильно благоустроить парк и зеленую зону в городе.

Презентация.

26 неделя


27.

Субботник. Не проходите мимо. О роли сохранения чистоты в местах общего пользования и на природе.

Видеоурок

27 неделя


28.

Правила поведения в лесу, в заповеднике, у реки. Что можно делать и где, а от каких действий надо воздержаться.

Презентация. Практическая работа

28 неделя


29.

Живая природа своего региона, «визитная карточка» своей местности. Охрана природы.

Экскурсия в пригородный лес

29 неделя


30.

Экотуризм. Составление плана экскурсии, памятки «Как ввести себя на природе».

Практическая работа

30 неделя


31.

Экотуризм. Ориентирование по компасу, по местным признакам, прокладка маршрута

Практическая работа

31 неделя


32.

Проблема мусорных свалок, переполненных полигонов. Роль внедрения раздельного сбора отходов.

Презентация

32 неделя


33.

Создание антимусорных мотиваторов, побуждающих не засорять природу отходами.

Практическая работа

33 неделя


34.

Защита проектов

Деловая игра

34 неделя






Темы индивидуальных и групповых проектных работ

  1. Мое путешествие в жерло вулкана, на дно реки, в горный каньон, в средние века (по выбору учащегося).

  2. Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».

  3. Страна, в которой я мечтаю побывать.

  4.  Мои кроссворды и викторины по географии.

  5.  Природа – наш общий дом.

  6. Экотуризм.

  7.  Моя презентация (тема определяется учащимся).





IV Список литературы и интернет-ресурсов

1.Елин О.Ю., Ахметзянова А.Ф. Практикум, Красноярск 2013.

2. Баринова И.И, Плешаков А,А, Сонин Н,И. Начальный курс географии 5 класс – М.: Дрофа, 2014;

3. Атлас. География, начальный курс. 5 класс.  

4.Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии: 6 -10 кл.: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2014.

5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 5-6 класс.

6.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2016.

7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности// Народное образование, 2015. — № 7.

8. Книга экспериментов. Просто о сложном./пер. с итальянского И.Гурьянова.-М.:Эксмо, 2012

9. Большая книга экспериментов. Твори, выдумай, изобретай/И.Е.Гусев.-Москва:АСТ,2013

10. Электронное приложение к учебнику . Баринова И.И, Плешаков А,А, Сонин Н,И. Начальный курс географии 5 класс – М.: Дрофа, 2014;

Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2. Всемирная география http://wgeo.ru/

3.  webtous.ru 

4. http://geek-nose.com/virtualnye-ekskursii-po-muzeyam/

5. https://www.paleo.ru/museum/

6. http://www.vokrugsveta.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!