МБОУ Опалиховская СОШ
Учитель географии Козлова Т.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Клуб путешественник»
5 класс (34 часа, 34 недели)
2018/2019 учебный год
I Пояснительная записка
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Современные стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной и исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю) для обучающихся 5 классов.
При изучении данного курса решаются следующие задачи:
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включая работу с различными источниками географической информации;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности: видеофильм, альбом, сайт, исследовательская работа, школьная газета, плакат, журнал, книжка-раскладушка, серия иллюстраций, коллаж, справочник, коллекция, стенгазета, макет, сценарий праздника, игры, модель, учебное пособие, наглядные пособия, фотоальбом.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметные:
Формировать у учащихся универсальные учебные действия (УУД).
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Договариваться о правилах совместной работы и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Познавательные:
Делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в дополнительных источниках информации.
Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать.
Овладевать элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему, составлять графики, таблицы, опорные схемы
Регулятивные:
Овладевать навыками применения географических знаний в различных жизненных ситуациях.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Уметь управлять своей познавательной деятельностью.
Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Уметь оценивать результат своей работы, анализировать.
Личностные:
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
Сформированность чувства сопричастности с окружающему миру, ответственности за свои поступки перед своим народом, городом, страной.
II Содержание программы
Раздел 1 География в древности – 4 часа
- Введение. Путешествие в древний мир. Поиск информации о представлениях древних о Земле
- Путешествие в средние века. Великие географические открытия.
- Инструментарий древнего географа. Работа с гномоном. Определение времени по гномону
- Изучаем карты в древности. Сравниваем с современной картографией. Изучаем легенду карты.
Раздел 2 Литосфера – 4 часа
- Материки и океаны в древности, распад Пангеи.
- Сокровища земных недр. Ознакомление с минералами и горными породами нашей местности. Оценка свойств и практического применения полезных ископаемых. Охрана ресурсов
- Наука – сейсмология. Путешествие в центр Земли. Расширение знаний учащихся о строении Земли. Поиск информации о сейсмически опасных участках. Профориентация школьников.
- Землетрясения, вулканизм, строение земной коры.
Раздел 3 Функции воды на планете – 8 часов
- Знакомство с профессией метеоролога. Составление кары наблюдений за погодой на день, месяц, неделю. Фенологические наблюдения.
- Наука метеорология. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере.
- Особенности погоды своей местности. Дневник наблюдений.
- Наука гидрология. Определение левого, правого берегов. Определение скорости течения и высоты берега. Охрана водоемов
- Морские путешествия. Исследование океанов Земли по карте. Определение наибольшей и наименьшей глубины. Изучение и сравнение свойств воды различных океанов и морей (по источникам)
- Ледниковый период. Определение площади ледников Земли, их расположение, свойств воды ледников. Рассмотрение возможных способов использования пресных запасов ледников
- Научная лаборатория «Капля жизни». Знакомство с лабораторией, оборудованием, функциями работников. Определение свойств воды различных источников
- Мероприятие «Вода – это жизнь». Подготовка сценария, выступление
Раздел 4 Наука – 4 часа
- Наука Археология. Использование данных в географии. Знакомство с профессией археолога.
- Наука палеонтология. Изучение взаимосвязи прошлого и настоящего. Знакомство с профессией археолога, палеонтолога.
- Наука биогеография. Знакомство с флорой лесов. Создание коллекции комнатных растений по их географическому принципу.
- Наука минералогия. Знакомство с богатством минералов, их практическим использованием.
Раздел 5 Описание природы в литературных произведениях – 4 часа
- Народный фольклор - былины, сказки, басни как источник географических знаний.
- Как поэты и писатели в своих произведениях описывали красоту русской природы. Примеры.
- Красота природы и описание ее особенностей в русских народных песнях.
- Путешествие вокруг света. Создание дидактической игры «Вокруг света». Поиск информации. Игра.
Раздел 6 Экология – 10 часов
- Экология. Хрупкость природы, важность ее защиты. Поиск баланса для грамотного развития городов (без нанесения большого ущерба природе).
- Городское озеленение: вред или польза? Как экологически правильно благоустроить парк и зеленую зону в городе.
- Субботник. Не проходите мимо. О роли сохранения чистоты в местах общего пользования и на природе.
- Правила поведения в лесу, в заповеднике, у реки. Что можно делать и где, а от каких действий надо воздержаться.
- Живая природа своего региона, «визитная карточка» своей местности. Охрана природы.
- Экотуризм. Составление плана экскурсии, памятки «Как ввести себя на природе».
- Экотуризм. Ориентирование по компасу, по местным признакам, прокладка маршрута.
- Проблема мусорных свалок, переполненных полигонов. Роль внедрения раздельного сбора отходов.
- Создание антимусорных мотиваторов, побуждающих не засорять природу отходами.
- Защита проектов
III Тематическое планирование
**В начале каждого занятия уделяется внимание здоровьесберегающим технологиям: проводится физкультминутка – учащиеся делают небольшую разминку для рук, глаз, шеи, ног и спины.
№ | Тема занятия | Форма занятия | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1 География в древности – 4 часа | | | | |
1. | Путешествие в древний мир. Поиск информации о представлениях древних о Земле. | Урок - путешествие | 1 неделя | |
2. | Путешествие в средние века. Великие географические открытия. Путешественники, увековечившие себя на карте мира. | Урок-путешествие | 2 неделя | |
3. | Инструментарий древнего географа. Работа с гномоном. Определение времени по гномону | Практическая работа с приборами | 3 неделя | |
4. | Изучаем карты в древности. Сравниваем с современной картографией. Изучаем легенду карты. | Практическая работа | 4 неделя | |
Раздел 2 Литосфера – 4 часа | | | | |
5. | Материки и океаны в древности, распад Пангеи. | Урок – презентация | 5 неделя | |
6. | Сокровища земных недр. Ознакомление с минералами и горными породами нашей местности. Оценка свойств и практического применения полезных ископаемых. Охрана ресурсов | Видео экскурсия в музей | 6 неделя | . |
7. | Наука – сейсмология. Путешествие в центр Земли. Расширение знаний учащихся о строении Земли. Поиск информации о сейсмически опасных участках. Профориентация школьников. | Урок – путешествие. | 7 неделя | |
8. | Землетрясения, вулканизм, строение земной коры. | Урок – путешествие | 8 неделя | |
Раздел 3 Функции воды на планете – 8 часов | | | | |
9. | Знакомство с профессией метеоролога. Составление кары наблюдений за погодой на день, месяц, неделю. Фенологические наблюдения. | Практическая работа на местности | 9 неделя | |
10. | Наука метеорология. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. | Урок – путешествие | 10 неделя | |
11. | Особенности погоды своей местности. Дневник наблюдений. | Практическая работа | 11 неделя | |
12. | Наука гидрология. Определение левого, правого берегов. Определение скорости течения и высоты берега. Охрана водоемов | Практическая работа | 12 неделя | |
13. | Морские путешествия. Исследование океанов Земли по карте. Определение наибольшей и наименьшей глубины. Изучение и сравнение свойств воды различных океанов и морей (по источникам) | Урок – путешествие | 13 неделя | |
14. | Ледниковый период. Определение площади ледников Земли, их расположение, свойств воды ледников. Рассмотрение возможных способов использования пресных запасов ледников | Урок- исследование | 14 неделя | |
15. | Научная лаборатория «Капля жизни». Знакомство с лабораторией, оборудованием, функциями работников. Определение свойств воды различных источников | Видео экскурсия в лабораторию Минэкологии | 15 неделя | |
16. | Мероприятие «Вода – это жизнь». Подготовка сценария, выступление | Выступление агитбригады | 16 неделя | |
Раздел 4 Наука – 4 часа | | | | |
17. | Наука Археология. Использование данных в географии. Знакомство с профессией археолога. | Дискуссия | 17 неделя | |
18. | Наука палеонтология. Изучение взаимосвязи прошлого и настоящего. Знакомство с профессией археолога, палеонтолога. | Видео экскурсия в палеонтологический музей | 18 неделя | |
19. | Наука биогеография. Знакомство с флорой лесов. Создание коллекции комнатных растений по их географическому принципу. | Видео экскурсия в зимний сад | 19 неделя | |
20. | Наука минералогия. Знакомство с богатством минералов, их практическим использованием. | Видео экскурсия в минералогический музей г.Москвы | 20 неделя | |
Раздел 5 Описание природы в литературных произведениях – 4 часа | | | | |
21. | Путешествие вокруг света. Создание дидактической игры «Вокруг света». Поиск информации. Игра. | Самостоятельная работа | 21 неделя | |
22. | Народный фольклор - былины, сказки, басни как источник географических знаний. | Практическая работа | 22 неделя | |
23. | Как поэты и писатели в своих произведениях описывали красоту русской природы. Примеры. | Творческая работа | 23 неделя | |
24. | Красота природы и описание ее особенностей в русских народных песнях. | Практическая работа | 24 неделя | |
Раздел 6 Экология – 10 часов | | | | |
25. | Экология. Хрупкость природы, важность ее защиты. Поиск баланса для грамотного развития городов (без нанесения большого ущерба природе). | Презентация | 25 неделя | |
26. | Городское озеленение: вред или польза? Как экологически правильно благоустроить парк и зеленую зону в городе. | Презентация. | 26 неделя | |
27. | Субботник. Не проходите мимо. О роли сохранения чистоты в местах общего пользования и на природе. | Видеоурок | 27 неделя | |
28. | Правила поведения в лесу, в заповеднике, у реки. Что можно делать и где, а от каких действий надо воздержаться. | Презентация. Практическая работа | 28 неделя | |
29. | Живая природа своего региона, «визитная карточка» своей местности. Охрана природы. | Экскурсия в пригородный лес | 29 неделя | |
30. | Экотуризм. Составление плана экскурсии, памятки «Как ввести себя на природе». | Практическая работа | 30 неделя | |
31. | Экотуризм. Ориентирование по компасу, по местным признакам, прокладка маршрута | Практическая работа | 31 неделя | |
32. | Проблема мусорных свалок, переполненных полигонов. Роль внедрения раздельного сбора отходов. | Презентация | 32 неделя | |
33. | Создание антимусорных мотиваторов, побуждающих не засорять природу отходами. | Практическая работа | 33 неделя | |
34. | Защита проектов | Деловая игра | 34 неделя | |
Темы индивидуальных и групповых проектных работ
Мое путешествие в жерло вулкана, на дно реки, в горный каньон, в средние века (по выбору учащегося).
Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».
Страна, в которой я мечтаю побывать.
Мои кроссворды и викторины по географии.
Природа – наш общий дом.
Экотуризм.
Моя презентация (тема определяется учащимся).
IV Список литературы и интернет-ресурсов
1.Елин О.Ю., Ахметзянова А.Ф. Практикум, Красноярск 2013.
2. Баринова И.И, Плешаков А,А, Сонин Н,И. Начальный курс географии 5 класс – М.: Дрофа, 2014;
3. Атлас. География, начальный курс. 5 класс.
4.Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии: 6 -10 кл.: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2014.
5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 5-6 класс.
6.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2016.
7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности// Народное образование, 2015. — № 7.
8. Книга экспериментов. Просто о сложном./пер. с итальянского И.Гурьянова.-М.:Эксмо, 2012
9. Большая книга экспериментов. Твори, выдумай, изобретай/И.Е.Гусев.-Москва:АСТ,2013
10. Электронное приложение к учебнику . Баринова И.И, Плешаков А,А, Сонин Н,И. Начальный курс географии 5 класс – М.: Дрофа, 2014;
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. Всемирная география http://wgeo.ru/
3. webtous.ru
4. http://geek-nose.com/virtualnye-ekskursii-po-muzeyam/
5. https://www.paleo.ru/museum/
6. http://www.vokrugsveta.ru/