СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» для 8 классов

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» для 8 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Жердевская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы «__»_______2019 г.

Протокол №___

Утверждена приказом МБОУ «ЖердевскаяСОШ»


№___ от « » _____2019 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ»

для 8 классов


























Пояснительная записка


Рабочая программа элективного учебного курса «Основы правовых знаний» в 8 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию (Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2013), программы С.И. Володиной, В.В. Спасской и др. «Основы правовых знаний (Беседы о праве)» (Программы курса «Основы правовых знаний» для 7 – 9 классов. М.: Изд. «ВИТА-Пресс», 2010) и ориентирована на учебник С.И. Володиной, В.В. Спасской и др. «Основы правовых знаний» (Володина С.И., В.В. Спасская и др. Обществознание. Основы правовых знаний6 учебник для 8 – 9 кл. в 2-х ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2010).

Программа соответствует учебному плану ОУ и рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю.


В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления юридического мышления и правовой культуры, чувства законности и справедливости. В связи с эти становится актуальным включение в школьную программу курса «Основы правовых знаний», имеющего комплексный характер, знакомящий школьников с основами теории государства и права и основополагающими нормативно-правовыми актами, защищающими их права и устанавливающими ответственность для несовершеннолетних правонарушителей, и опирающийся не только на правовые, но и на нравственные ценности и гуманизм.

Курс построен с таким расчетом, чтобы помочь учащимся заинтересо­ваться правом вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые трудно решить без элементарных правовых знаний. В их числе, например, та­кие вопросы, как устройство государства (в особенности РФ) и роль че­ловека и гражданина в нем; права несовершеннолетних; способы защиты нарушенных прав; правоохранительные органы.

Важно и то, что материал курса обращен к подросткам, у которых нередки антиобщественные проявления. Отсюда большое внимание, которое проблемам правонарушений и юридической ответственности.

Основной целью курса выступает формирование у подростка мотивации к осознанному законопослушному поведению.

Цель определяет задачи курса:

  • знакомство учащихся с содержанием курса «Основы правовых знаний»;

  • развитие представлений восьмиклассников о значении государства и права в жизни человека и общества;

  • обобщение, расширение и более глубокое осмысление знаний о государстве и праве, полученных во время изучения курсов «Мои права» в 5 и 7 классах и «Обществознание» в 7 классе;

  • выработка и закрепление у учащихся установок на осознанное правомерное поведение;

  • обобщение, расширение и более глубокое осмысление школьниками знаний и представлений, полученных во время изучения курсов «Мои права» в 5 и 7 классах и «Обществознание» в 7 классе о правовых свободах и обязанностях человека и гражданина, способах защиты нарушенных прав, системе государственной власти РФ;

  • дальнейшее развитие политико-правовой и гражданской культуры, демократического мировоззрения школьников.

Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов. Это обусловливает некоторую фрагментарность его содержания. Одна­ко данное обстоятельство успешно нейтрализуется путем про­блемного изложения учебного материала, чередования фронталь­ных бесед с групповой работой на уроках, использования инте­рактивных форм обучения.

Преподавание курса может строиться с учетом таких подходов, как:

    • целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением происхождения и сущности права и его связи с другими социальными нормами;

    • активизация познавательной активности школьников;

    • создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

1) моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях;

2) эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

3) исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

4) проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников, а именно:

  • эвристические беседы;

  • различные виды дискуссий;

  • учебные и социальные проекты;

  • уроки-экскурсии;

  • деловые и ролевые игры;

  • практикумы;

  • различные викторины и другие конкурсные события;

  • творческие мастерские.

Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую и индивидуальную.

Основными личностными результатами освоения курса «Основы правовых знаний» являются:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правовых и нравственных нормах, демократии, социальной справедливости и свободе;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуация, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты выражаются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умении объяснять правовые явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в них;

  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Основными предметными результатами выступают:

  • относительно целостное представление о праве, государстве и роли человека в нем;

  • знание ключевых правовых понятий;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные правоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе ценностей;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.




Содержание курса «Основы правовых знаний» в 8 классе


ТЕМА 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВО


Что такое правовая норма. Понятие и виды социальных норм. Правовые нормы и их отличие от других социальных норм. Право и его принципы.

Система права. Норма права. Структура нормы права. Отрасль права. Основные отрасли права.

Нормативно-правовой акт. Система законодательства. Система законодательства. Действие нормативно-правового акта. Реквизиты нормативно-правового акта.

Что такое правоотношение. Признаки, состав правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Виды правоотношений.

Что такое правонарушение. Признаки правонарушения. Виды правонарушений.

Юридическая ответственность. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности.


ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО


Государство. Признаки государства. Форма государства.

Демократическое правовое государство. Демократия. Принципы демократии. Признаки правового государства. Верховенство права.

Правовое государство и гражданское общество. Правовое государство. Гражданское общество. Элементы гражданского общества.


ТЕМА 3. ПРАВО И ЧЕЛОВЕК


Общая характеристика прав и свобод человека. Правовой статус человека. Конституционные принципы правового статуса личности. Гарантии прав и свобод человека.

Личные права человека. Право на жизнь. Достоинство человека. Право на свободу. Право на частную жизнь и др.

Экономические, социальные и культурные права человека. Право на образование. Право на экономическую деятельность. Право частной собственности и др.

Политические права человека. Право на объединение. Свобода информации и печати. Право на обращение и др.

Права несовершеннолетних. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.


ТЕМА 4. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО


Конституция РФ – основной закон государства. Конституция. Причины принятия Конституции РФ. Легитимность Конституции РФ.

Основы конституционного строя. Конституционный строй. Правовое положение человека и гражданина. Социальное и светское государство.

Международные нормы и принципы в правовой системе. Международные отношения. Международное право. Международный договор.

Как принимаются законы. Законопроект. Право законодательной инициативы. Опубликование закона. Вето президента.

Организация государственной власти. Государственный аппарат. Президент РФ. Федеральное собрание. Правительство.

Основы местного самоуправления. Местное самоуправление. Вопросы и органы МС. Муниципальная собственность.

Судебная система РФ. Конституционный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ. Верховный Суд. Районный суд. Мировой судья.

Правоохранительные органы. Судебный пристав. Прокуратура. Полиция. Нотариат. Адвокатура.


ТЕМА 5. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО


Гражданство РФ. Гражданство. Гражданин. Принципы гражданства. Основания приобретения гражданства.

Право избирать и быть избранным. Выборы. Принципы выборов. Избирательное право. Избиратель. Кандидат.

Общественные объединения. Общественное объединение. Политическая партия. Профессиональный союз.

Конституционные обязанности человека и гражданина. Соблюдение законов. Уважение прав и свобод. Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителя и др.

Обязанность платить налоги. Права налогоплательщика Бюджет. Доходы. Налоговая система. Налоги. Налоговые правоотношения и органы.

Воинская обязанность. Военная служба. Воинская обязанность. Воинский учет. Альтернативная гражданская служба.




Учебно-тематический план


Тема урока

Количество часов

Уроки контроля

1

ЧТО ТАКОЕ ПРАВО

2

тестирование

2

ГОСУДАРСТВО

3

Творческая работа, тестирование

3

ПРАВО И ЧЕЛОВЕК

2

Реферативная работа,

4

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

5

Презентация, решение правовых ситуаций

5

ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО

5

Тестирование, творческая работа, правовая игра


итого

17








Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения элективного предмета учащийся должен

знать \понимать:
систему и структуру права, современные правовые системы: общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно -правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь:

характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной зашиты и социального обеспечения;
объяснять:

происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

различать:

формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно - правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты: отдельные виды гражданско - правовых договоров;

приводить примеры:

различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.

Общеучебные умения:

- выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;

- конспектировать (не только на основе одного текста, но и по определенной проблеме на основе нескольких источников);

- описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров, а потом теоретически;

- сравнивать и делать вывод по изученному вопросу и аргументировать их;

- участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам.

Специальные умения:

- анализ конкретных жизненных ситуаций;

- выработка личностного отношения к явлениям окружающей действительности;

- принятие практических решений на основе теоретических знаний основ правоведения, а также изучении документов правотворческой деятельности;

- составление ряда документов, необходимых для жизнедеятельности человека: заявления, договора, завещания и т.д.






ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Основы государства и права: учебн. Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин - М.: Вита-Пресс, 2014

  2. Уголовный кодекс РФ

  3. Конституция РФ

  4. Закон о защите прав потребителей

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • Практикум по курсу, Основы правовых знаний, 8-9 класс, Ловягин С.Н., Володина С.И., Калпин А.Г., 2001







Календарно-тематическое планирование курса

«Основы правовых знаний» в 8 классе


урока

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Примерные

сроки

выполнения


Что такое право

4


1

Что такое правовая норма. Система права

1


2

Нормативно-правовой акт. Система законодательства. Как найти нужный закон

1


3

Что такое правоотношение.

1


4

Что такое правонарушение. Юридическая ответственность

1



Государство

2


5

Государство: понятие и основные признаки

1


6

Демократическое правовое государство. Правовое государство и гражданское общество

1



Право и человек

3


7

Общая характеристика прав и свобод человека. Личные права человека

1


8

Экономические, социальные и культурные права человека. Политические права граждан

1


9

Права несовершеннолетних

1



Право и государство

4


10

Конституция РФ – основной закон государства. Основы конституционного строя. Международные нормы и принципы в правовой системе России

1


11

Как принимаются законы

1


12

Организация государственной власти. Органы местного самоуправления

1


13

Судебная система РФ. Правоохранительные органы

1



Человек и государство

3


14

Гражданство РФ

1


15

Право избирать и быть избранным. Общественные объединения

1


16

Конституционные обязанности человека и гражданина. Обязанность платить налоги. Права налогоплательщика. Воинская обязанность

1


17-18

Итоговое повторение

2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!