СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного предмета «Общие закономерности общей биологии» в 11 классе (1 час в неделю, базовый уровень)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного образовательного  стандарта среднего общего образования 2016 года и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования по биологии на основе программы курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» для общеобразовательных учреждений авторов Л.Н.Сухоруковой, В.С Кучменко, Е.А Дмитриевой. (Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко. – М.: Просвещение, 2015.)

На изучение курса биологии в 11 классе выделено  34 часа. Программа построена с учётом содержания учебника «Биология  10 – 11 класс, авторы: Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.В.Иванова, издательство « Просвещение», 2015 год                                                                                                                                                                         

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного предмета «Общие закономерности общей биологии» в 11 классе (1 час в неделю, базовый уровень)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Ростова Ярославской области


«Рассмотрено»

Руководитель МО:

­­­­_____________

Протокол № _____

от «___» ________ 2019 года

«Согласовано»

Заместитель директора по УР:

___________


«___» __________ 2019 года


«Утверждено»

Директор школы:

_____________

Приказ № _____

От «___» __________2019 года

Рабочая программа

элективного предмета

«Общие закономерности

общей биологии»

в 11а классе

на 2019-20 уч. г.

34 часа – 1 час в неделю

(базовый уровень)





Учителя: Топуновой Елены Николаевны





г. Ростов Ярославской обл.

2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования 2016 года и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования по биологии на основе программы курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» для общеобразовательных учреждений авторов Л.Н.Сухоруковой, В.С Кучменко, Е.А Дмитриевой. (Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко. – М.: Просвещение, 2015.)

На изучение курса биологии в 11 классе выделено 34 часа. Программа построена с учётом содержания учебника «Биология 10 – 11 класс, авторы: Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.В.Иванова, издательство « Просвещение», 2015 год

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

  • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития совре­менных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализиро­вать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; слож­ных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, раз­личных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источни­ками информации;

  • воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бе­режного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки по­следствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собст­венному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Учебно-образовательная деятельность базируется на использовании учебно-методического комплекта «Сферы» Сухоруковой Л.Н., который включает в себя:

1) Сухорукова Л.Н. Биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В. Иванова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2015. – 127 с : ил. – (Сферы)».

2) Электронное приложение к учебнику Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.В. Ивановой «Биология. 10-11 кл.» - М.: Просвещение, 2011.

3) Сухорукова Л.Н. Биология. Тетрадь-тренажёр. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Е.А. Власова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. – 111 с. (Сферы)

4) Сухорукова Л.Н. Биология. Тетрадь-экзаменатор. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, В.В. Сорокин; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. – 111 с. (Сферы)

5) Сухорукова Л.Н. Биология. Методические рекомендации. 10-11 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, 2011. – 112с.



В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от ав­торской программы.

  • Тема «Закономерности микро- и макроэволюции» уменьшена на 3 часа (за счёт уплотнения тем «Палеонтология и эволюция» и «»Биогеографические доказательства эволюции» в 1 урок; и за счёт исключения из программы тем «Направленность и предсказуемость эволюции» и «Антидарвиновские концепции эволюции»);

  • На тему «Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере» вместо 13 часов выделено только 9 часов (за счёт объединения некоторых тем и перенесения во внеурочное время экскурсий «Развитие жизни на Земле»). Добавлена тема «Антропогенез».

  • За счёт освободившихся часов добавлена отсутствующая в авторской программе тема «Экосистемы» - 8 часов (в соответствии со стандартом)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;

  • чувство гордости за свой край, свою Родину.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • готовность обучающихся противостоять дискриминации по расовым признакам.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.



Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).


  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.




  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

  • объяснять причины наследственных заболеваний;

  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

  • объяснять последствия влияния мутагенов;

  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Названия всех лабораторных и практических работ приведены в соответствии со стандартом. Те лабораторные и практические работы, которые были изначально в авторской программе и не соответствовали стандартам, из рабочей программы исключены в связи с дефицитом времени («Движение цитоплазмы», «Кристаллические включения растительной клетки», «Строение половых клеток», «Изучение районированных сортов картофеля»)

При разделении работ на практические и лабораторные учитывалось, что при вы­полнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, герба­рии, коллекции и т.д.; выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.











Перечень лабораторных и практических работ:



Лабораторные работы


Практические работы


Тема

1. Выявление изменчивости у особей одного вида.

2. Искусственный отбор и его результаты.

1. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

2. Составление родословных.


Основные закономерности изменчивости. Селекция

3. Описание особей вида по морфологическому критерию.

4. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

5. Доказательства эволюции.

6. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.

3. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Закономерности микро- и макроэволюции


4. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

5. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем.

Экосистемы

7. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

6. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

7. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

8. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

9. Решение экологических задач.

Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере.

7

9



Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с представленным выше перечнем. В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени боль­шинство практических и лабораторных работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала. Некоторые практические ра­боты, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания. В случае если лабораторная работа составляет только часть урока и носит обучающий характер, отметки обучающимся выставляются выборочно; если же практическая или лабораторная работа носит контролирующую функцию, то отметки выставляются каждому ученику.



Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

11 класс (34 часа)

1

Основные закономерности изменчивости. Селекция.

9

2

Закономерности микро- и макроэволюции

8

3

Экосистемы

8

4

Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере.

9




Основные формы работы:

  • урочная;

  • внеурочная;

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; взаимопроверка, биологический диктант, работа по карточкам; отчеты по практическим и лабораторным работам, отчёты по экскурсиям; творческие задания.

Критерии оценки учебной деятельности по биологии. Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме, при этом обращается внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Для описания достижений обучающихся определяются следующие уровни:

  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

  • базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);

  • повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);

  • высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).



Содержание курса биологии в 11 классе

Тема 1. Основные закономерности изменчивости. Селекция. (9 ч.)

Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Положения мутационной теории. Г. Де Фриз, значение его работ. Типы мутаций: геномные, хромосомные, генные; соматические и генеративные; прямые и обратные. Искусственное получение мутаций. Физические, химические и биологические мутагены. Роль отечественных учёных в изучении искусственного мутагенеза. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Значение закона для развития генетики и селекции. Н.И. Вавилов – выдающийся отечественный генетики и селекционер. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Методы исследования генетики человека: генеалогический, близнецовый, биохимические, микробиологические, цитогенетические. Хромосомные болезни, их причины и профилактика. Генная терапия. Ценность генетических знаний: резус-фактор, близкородственные браки и их последствия. Медико-генетическое консультирование. Планирование семьи. Генетическая неоднородность человечества – основа его биологического и социального прогресса.

Генетика и селекция. Неолитическая революция. Искусственный отбор и его формы. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Задачи современной селекции. Особенности селекции растений. Отдалённая гибридизация растений. Преодоление бесплодия у межвидовых гибридов. Полиплоидия. Явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Достижения селекции растений. Выдающиеся отечественные селекционеры: В.Н. Мамонтов, И.В. Мичурин, В.С. Пустовойт, А.П. Шехурдин. Особенности селекции животных. Анализ родословных при подборе производителей. Типы скрещивания в животноводстве. Отдалённая гибридизация и гетерозис у животных. Селекция микроорганизмов: основные методы и перспективы, микробиологическая промышленность, её достижения.

Демонстрация: комнатные растения, гербарные экземпляры, таблицы, схемы, поясняющие и иллюстрирующие закономерности мутационной и модификационной изменчивости, методы изучения наследственности человека, слайды, иллюстрирующие хромосомные болезни, породы, сорта, полиплоидные, мутантные формы, межвидовые гибриды.

Лабораторная работа №1 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

Лабораторная работа №2 «Искусственный отбор и его результаты».

Практическая работа №1 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

Практическая работа №2 «Составление родословных».



Тема 2. Микро- и макроэволюция (8 ч.)

Микроэволюция. Из истории сближения генетики и дарвинизма. Формирование синтетической теории эволюции (СТЭ). Вклад С.С. Четверикова. Популяция – элементарная эволюционная структура. Популяция и генофонд. Элементарное эволюционное явление. Мутационный процесс – фактор эволюции – источник исходного материала для естественного отбора. Случайный и ненаправленный характер мутационного процесса. Генный поток, его влияние и генофонд популяции. Популяционные волны – фактор микроэволюции, случайно изменяющий частоты аллелей и генотипов в популяции. Дрейф генов, его влияние на изменение генофонда малочисленной популяции. Естественный отбор - направляющий фактор микроэволюции. Эффективность действия отбора в больших популяциях. Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, разрывающий. Творческая роль естественного отбора. Изоляция – фактор микроэволюции, нарушающий свободное скрещивание между особями соседних популяций. Генетические основы видообразования. Основные положения СТЭ. Ценность и уникальность каждого вида.

Макроэволюция. Палеонтологические доказательства макроэволюции: переходные формы, филогенетические ряды. Вклад В.О. Ковалевского в развитие эволюционной палеонтологии. Морфологические доказательства эволюции: гомологичные органы, рудименты, атавизмы. Эмбриологические доказательства эволюции. Биогенетический закон. Биогеографические доказательства эволюции. А. Уоллес – основатель биогеографии. Сравнение фауны и флоры различных континентов. Фауна и флора островов. Основные направления эволюционного процесса. Прогресс и регресс в эволюции. Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен – выдающиеся отечественные эволюционисты. Закономерности макроэволюции: конвергенция, эволюционный параллелизм. Эволюционная теория - развивающееся учение, аккумулирующее новые факты из различных областей биологии. Эволюционные запреты.

Демонстрация: таблицы, схемы, гербарные экземпляры, слайды, иллюстрирующие действие факторов эволюции, процесс видообразования, ароморфозы, идиоадаптации, общую дегенерацию, параллельную и конвергентную эволюцию.

Лабораторная работа № 3 «Описание особей вида по морфологическому критерию».

Лабораторная работа № 4 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

Лабораторная работа № 5 «Доказательства эволюции».

Лабораторная работа № 6 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных».

Практическая работа №3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

Тема 3. Экосистемы (8 ч.)

Экологические факторы, их классификация. Значение экологических факторов в жизни организмов. Биологические ритмы. Интенсивность действия экологических факторов. Пределы выносливости. Взаимодействие факторов. Ограничивающий фактор.

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Конкуренция – основа поддержания видовой структуры биоценоза.

Общая характеристика биоценоза как целостной живой системы. Видовая и пространственная структура биоценоза. Биоценоз - устойчивая живая система.

Характеристика экосистемы как открытой системы. Пищевые цепи. Трофические уровни. Пищевые сети. Экологические пирамиды. Накопление вредных для организмов веществ в цепях питания.

Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы. Повышение продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологические способы борьбы.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Аквариум – модель экосистемы.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Эволюция биосферы. Круговорот веществ - обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. Роль живого вещества в биосфере.

Практическая работа №4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем».

Тема 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере (9 ч.)

Био- и абиогенез. Сущность жизни. Живое из неживого – теория абиогенеза. Гипотеза А.И. Опарина. Опыты Г. Юри, С. Миллера, С. Фокса. Образование органических веществ в космосе. Среда возникновения жизни. Абиогенез: аргументы «за» и « против». Из истории идеи биогенеза. В.И. Вернадский о биогенном и космическом происхождении жизни, её геологической вечности, влиянии живого вещества на преобразование косного вещества планеты. Уникальность земной жизни, её неповторимость и ценность.

История развития жизни на Земле. Определение возраста ископаемых организмов методом радиоуглеродного анализа. Архей. Господство прокариот. Строматолиты – древнейшие осадочные породы – результат жизнедеятельности сложного микробного сообщества, доказательство появления жизни на Земле в форме экосистемы. Протерозой. Возникновение и расцвет эукариот: одноклеточных и многоклеточных водорослей, грибов, беспозвоночных животных. Ранний палеозой. Возрастание разнообразия беспозвоночных, водорослей, грибов. Выход растений на сушу. Появление первых позвоночных (панцирных рыб). Развитие жизни в позднем палеозое: возникновение хрящевых, а затем костных рыб. Биологический прогресс папоротников, хвощей и плаунов. Завоевание суши животными (ихтиостеги, стегоцефалы). Развитие древнейших пресмыкающихся. Мезозой. Биологический регресс земноводных и папоротниковидных. Расцвет пресмыкающихся и голосеменных. Разнообразие динозавров. Появление цветковых растений и млекопитающих. Развитие жизни в кайнозое. Палеоген и неоген: биологический прогресс млекопитающих, птиц, членистоногих животных, цветковых растений.

Антропоген. Возникновение предковых форм человекообразных обезьян и людей (гоминоидов). Формирование и становление человека современного физического типа, его влияние на видовой состав растений и животных.

Антропогенез. Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. Древние люди. Первые современные люди. Современный этап в эволюции человека. Различные гипотезы происхождения человека.

История взаимодействия общества и природы. Биогенный период. Конец палеолита: истребление крупных млекопитающих, экологический кризис, выход из него путём перехода от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию (неолитическая революция). Аграрный период. Активное преобразование биосферы человеком. Начало техногенной эпохи. Индустриальный период. Утилитарно-практическое отношение к природе, рост численности человечества. Глобальный экологический кризис. Осознание ограниченности ресурсов планеты, возможностей биосферы. Постиндустриальный период: необходимость понимания всеми людьми своей причастности к истории и ответственности перед будущим. Учение Вернадского о ноосфере, вклад учения в культуру человека, биосферные функции человека. Смысл, цель и назначение на Земле. Коэволюция природы и общества. Стратегия устойчивого развития.

Демонстрация: таблицы, картины, рисунки, окаменелости, гербарные материалы, слайды, коллекции иллюстрирующие развитие жизни на нашей планеты.


Лабораторная работа №7 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».

Практическая работа №6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

Практическая работа №7 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

Практическая работа №8 « Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения».

Практическая работа №9 «Решение экологических задач».



Информационные ресурсы для учителя:

  • Сухорукова Л.Н. Биология. Методические рекомендации. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Е.А.Дмитриева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – Академический школьный учебник) (Сферы).

  • Прилежаева Л. ЕГЭ-18. Биология. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. - АСТ, 2017.

  • Садовниченко Ю.А. ЕГЭ. Биология: Универсальный справочник / Ю.А. Садовниченко. – Москва: Эксмо, 2015. – 496 с.

  • Рохлов В.С. Биология 10 класс. Учебная книга: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.С.Рохлов, Е.А. Никишова. – М.: Национальное образование, 2012. – 104 с.: ил. (Модульный актив-курс)

  • Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Тематические задания для подготовки к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни. 10-11 классы. Издание 6-е, переработанное и дополненное: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2014. – 384 с. – (Готовимся к ЕГЭ)

  • Кириленко А.А. Молекулярная биология. Сборник разноуровневых заданий для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2014 – 176 с. – (Готовимся к ЕГЭ)

  • Кириленко А.А. Биология. Сборник заданий по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Легион, 2012 – 232 с. – (Готовимся к ЕГЭ)

  • Кириленко А.А. Биология. Эволюция органического мира. Подготовка к ЕГЭ: теория и тренировочные задания: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2014 – 256 с. – (Готовимся к ЕГЭ)

  • Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био­логия». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

  • Грин П., Стаут V., Тейлор Д. Биология. М.: Мир, 1990. Т. 1—3.

  • Лернер, Г.И. Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. / Г.И.Лернер. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 350с.

  • Воронина, Г.А. ЕГЭ 2013. Биология. Типовые тестовые задания / Г.А.Воронина, Г.С.Калинова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.- 126с.

  • Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2017. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.

  • Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy.

  • Открытый банк заданий ЕГЭ. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege.




Информационные ресурсы для учащихся:

  • Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816 с.

  • Ионцева А.Ю. Биология в схемах и таблицах / А.Ю.Ионцева, А.В. Торгалов. – М.: Эксмо, 2012. – 352с. – (Наглядно и доступно).

  • Садовниченко Ю.А. ЕГЭ. Биология: Универсальный справочник / Ю.А. Садовниченко. – Москва: Эксмо, 2015. – 496 с.

  • Рохлов В.С. Биология 10 класс. Учебная книга: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.С.Рохлов, Е.А. Никишова. – М.: Национальное образование, 2012. – 104 с.: ил. (Модульный актив-курс)

  • Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Тематические задания для подготовки к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни. 10-11 классы. Издание 6-е, переработанное и дополненное: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2014. – 384 с. – (Готовимся к ЕГЭ)

  • Кириленко А.А. Молекулярная биология. Сборник разноуровневых заданий для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2014 – 176 с. – (Готовимся к ЕГЭ)

  • Кириленко А.А. Биология. Сборник заданий по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Легион, 2012 – 232 с. – (Готовимся к ЕГЭ)

  • Кириленко А.А. Биология. Эволюция органического мира. Подготовка к ЕГЭ: теория и тренировочные задания: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2014 – 256 с. – (Готовимся к ЕГЭ)

  • Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2018. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.

  • Открытый банк заданий ЕГЭ. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege.





Тематическое и поурочное планирование факультативного курса «Общие закономерности общей биологии» на 2019-20 уч. г.


урока


Тема урока

Лабораторные, практические работы, экскурсии


Основное содержание


Демонстрации


Планируемые результаты


Д/з


Основные закономерности изменчивости. Селекция. (9 часов)

1



09.09

Наследственная изменчивость. Типы мутаций.

Пр.р.№6 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

Изменчивость. Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Типы мутаций: геномные, хромосомные, генные. Мутагены. Искусственное получение мутаций.

Мутации. Мутационная изменчивость. Полиплоидия. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

  • называют типы наследственной изменчивости, типы мутаций и иллюстрируют их примерами;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают вклад Г.де Фриза в становление знаний о наследственной изменчивости;

  • объясняют причины комбинативной изменчивости;

  • прогнозируют последствия мутаций.

§28

2


16.09

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ


Множественный аллелизм. Параллельная изменчивость. Гомологические ряды в наследственной изменчивости. Закон Вавилова. Значение закона гомологических рядов. Н.И.Вавилов – учёный и человек.


  • называют следствия, вытекающие из закона Вавилова;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают сущность и значение закона Вавилова;

  • проявляют сочувствие при рассмотрении трагических страниц истории отечественной генетики;

  • работают с различными источниками информации.

§29, вопр

3


23.09

Методы изучения наследственной изменчивости человека.

Пр.р.№7 «Составление родословных»

Генетика человека. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический. Профилактика наследственных болезней и медико-генетическое консультирование. Составление и анализ родословных.

Методы изучения наследственности человека.

  • называют основные методы изучения наследственности человека, меры по профилактике наследственных заболеваний человека;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают сущность основных методов изучения наследственности человека;

  • объясняют значение медико-генетического консультирования;

  • могут строить и анализировать схемы родословных;

  • работают с различными средствами и ресурсами ИКТ.

§30, вопр, родословная семьи

4


30.09

Модификационная изменчивость

Л.р.№4 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Норма реакции признака. Модификационная изменчивость. Вариационный ряд. Отличия модификаций от мутаций.

Модификационная изменчивость. Формы модификационной изменчивости.

  • называют признаки, отличающие модификации от мутаций;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают сущность модификационной изменчивости;

  • объясняют: устанавливают взаимосвязь между выраженностью модификационной изменчивости и вариационного ряда от условий среды;

  • могут строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

§31

5


07.09

Генетика и селекция. Искусственный отбор. Центры происхождения культурных растений.

Л.р.№5 «Искусственный отбор и его результаты»

Селекция. Сорт. Порода. Искусственный отбор, его результаты. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных.

Центры многообразия и происхождения культурных растений. Искусственный отбор.

  • называют основные центры происхождения культурных растений;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции как науки;

  • объясняют результаты искусственного отбора;

  • устанавливают взаимосвязь между центрами происхождения культурных растений и районами одомашнивания животных.

§32

6



14.09

Селекция растений


Селекция растений. Основные методы селекции растений. Гибридизация. Полиплоиды. Чистая линия. Гетерозис. Искусственный мутагенез.

Гибридизация. Полиплоидия. Культурные растения.

  • называют основные методы, используемые в селекции растений;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают особенности использования методов генетики применительно к селекции растений, вклад отечественных учёных в её развитие;

  • могут работать с различными источниками информации, используя разнообразные средства ИКТ.

§33

7



21.09

Селекция животных и микроорганизмов.


Анализ родословных при подборе производителей. Типы скрещивания и гетерозис у животных. Основные методы селекции микроорганизмов.

Различные породы кошек, собак, сельскохозяйственных животных. Исследования в области биотехнологии.

  • называют основные методы селекции животных и микроорганизмов;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают особенности использования селекции животных и микроорганизмов;

  • воспроизводят информацию о достижениях в селекции животных;

  • используют знания о характерных особенностях бактерий и вирусов для объяснения достижений селекции микроорганизмов;

  • умеют работать с различными информационными ресурсами.

§34

8


11.11

Разнообразие пород сельскохозяйственных животных. Экскурсия.

Экскурсия «Разнообразие пород сельскохозяйственных животных»

Местные породы сельскохозяйственных животных.


  • называют местные породы животных;

  • описывают особенности местных пород разных животных;

  • проводят наблюдения и фиксировать их результаты;

  • работают в группе.


9



18.11

Контрольно-обобщающий урок по теме «Основные закономерности изменчивости. Селекция»


ПОЛУГОДОВОЙ КОНТРОЛЬ


Наследственная изменчивость. Типы мутаций. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы изучения наследственной изменчивости человека. Модификационная изменчивость. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Центры происхождения культурных растений. Разнообразие местных пород сельскохозяйственных животных.


  • применяют знания и умения в различных ситуациях,

  • владеют основными учебными компетенциями.

§35

Закономерности микро-и макроэволюции (8часов)

10



25.11

Из истории развития эволюционной теории


Сущность первого эволюционного учения, его ошибочность. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Факторы эволюции по Дарвину. Синтез генетики и дарвинизма - основа становления СТЭ.


  • называют учёных, внёсших вклад в развитие теории эволюции;

  • определяют понятия по теме урока;

  • воспроизводят информацию об истории становления эволюционной теории, о вкладе отечественных и зарубежных учёных в её развитие;

  • умеют работать с различными источниками информации.

§35

11


02.12

Микроэволюция. Популяция как эволюционная структура.

Л.р.№6 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Микроэволюция. Вид. Критерии вида. Популяционная структура вида. Элементарное эволюционное явление. Популяция – элементарная эволюционная единица.

Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.

  • называют критерии вида;

  • определяют понятия по теме урока;

  • воспроизводят учебную информацию об элементарном эволюционном явлении, о вкладе ряда учёных в развитие эволюционных представлений;

  • описывают популяцию как элементарную единицу эволюции;

  • объясняют: устанавливают взаимосвязь между генетическим разнообразием и приспособленностью популяции к условиями обитания.

§36

12


09.12

Факторы-поставщики материала для эволюции. Изоляция.


Факторы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция.

Движущие силы эволюции

  • называют факторы микроэволюции;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают действие мутационного процесса, популяционных волн, дрейфа генов, изоляции в эволюционном процессе;

  • прогнозируют последствия действия дрейфа генов в малочисленной популяции.

§37

13


16.12

Естественный отбор и его результаты

Л.р.№ 7 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Естественный отбор с точки зрения генетики. Формирование приспособленности организмов к условиям среды обитания. Генетические особенности видообразования. Видообразование географическое, экологическое и внезапное.

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов. Образование новых видов в природе.

  • называют результаты эволюции;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают особенности действия естественного отбора как направляющего фактора эволюции;

  • объясняют: используют знания о движущих силах эволюции для объяснения её результатов, умеют устанавливать относительный характер приспособлений.

§38

14


23.12

Макроэволюция: законы и закономерности.

Пр.р.№8 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

Макроэволюция - надвидовая эволюция. Биогенетический закон. Конвергенция. Аналогичные признаки. Явление параллельной эволюции. Гомологичные признаки. Закон необратимости эволюции.


  • называют основные закономерности макроэволюции и иллюстрируют их примерами;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают особенности конвергенции, параллелизма, раскрывают сущность биогенетического закона и закона необратимости эволюции;

  • сравнивают особенности процессов микро- и макроэволюции.

§39

15

Палеонтология и эволюция. Биогеографические доказательства эволюции

Л.р.№8 «Доказательства эволюции»

Палеонтология и эволюция. Морфологические доказательства эволюции. Биогеографические доказательства эволюции. Сравнение фауны и флоры разных континентов. Особенности фауны и флоры островов.

Формы сохранности ископаемых растений и животных.

  • иллюстрируют примерами палеонтологические, морфологические и биогеографические доказательства эволюции; переходные формы;

  • определяют понятия по теме урока;

  • используют знания о движущих силах для объяснения процесса формирования приспособлений на примере эволюции лошадей;

  • описывают вклад А.Уоллеса и Ч.Дарвина в развитие эволюционных представлений, особенности флоры и фауны разных континентов, видового состава флоры и фауны островов;

  • делают выводы на основе сравнения флоры и фауны разных континентов и островов.

§40,41

16

Основные направления и пути эволюционного процесса

Л.р.№9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

Основные направления эволюции. Биологический прогресс. Биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

Редкие и исчезающие виды.

  • называют основные направления и пути эволюции, виды, стоящие на пути биологического прогресса и регресса;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают характерные особенности биологического прогресса и биологического регресса, вклад А.Н.Северцова в становление представлений об основных направлениях процесса эволюции;

  • объясняют значение ароморфозов, идиоадаптаций, общей дегенерации, обосновывают причины биологического регресса видов, имеющих статус редких и исчезающих.

§42

17

Контрольно-обобщающий урок

Планируемые результаты:

  • называют учёных, внёсших вклад в развитие теории эволюции;

  • факторы микроэволюции с позиций Ч.Дарвина и СТЭ, результаты микроэволюции;

  • основные закономерности, направления и пути макроэволюции, доказательства эволюции, пути достижения биологического прогресса и иллюстрировать их примерами;

  • определяют понятия темы;

  • воспроизводят информацию об истории становления эволюционного учения, вкладе отечественных и зарубежных учёных в развитие эволюционизма;

  • описывают действие факторов эволюции, сущность биогенетического закона и закона необратимости эволюции, особенности флоры и фауны разных континентов;

  • сравнивают процессы микро- и макроэволюции;

  • объясняют значение действия факторов микроэволюции на природные популяции, относительный характер приспособленности;

  • используют знания о факторах эволюции для объяснения её результатов;

  • устанавливают преемственность Ч.Дарвина и СТЭ;

  • обосновывают причины биологического регресса видов, имеющих статус редких и исчезающих;

  • объясняют предсказуемость эволюционного процесса.


Экосистемы. (8часов)

18

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.


Экологические факторы, их классификация. Значение экологических факторов в жизни организмов. Биологические ритмы. Интенсивность действия экологических факторов. Пределы выносливости. Взаимодействие факторов. Ограничивающий фактор.

Экологические факторы и их влияние на организмы. Биологические ритмы.

  • называют виды экологических факторов и иллюстрируют их примерами;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают основные закономерности действия экологических факторов, их значение в жизни организмов;

  • прогнозируют последствия воздействия экологических факторов на организмы;

  • называют виды биологических ритмов, иллюстрируют их примерами;

  • умеют пользоваться различными источниками информации.

ОК

19

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.


Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Конкуренция – основа поддержания видовой структуры биоценоза.

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

  • называют основные виды конкурентных и неконкурентных отношений в природе, приводить примеры видов, занимающих в биоценозе разные экологические ниши;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают черты приспособленности хищников и их жертв, паразитов к образу жизни;

  • объясняют: устанавливают взаимосвязь между численностью хищников и их жертв;

  • объясняют причины разграничения экологических ниш.

ОК

20

Видовая и пространственная структура экосистем.


Общая характеристика биоценоза как целостной живой системы. Видовая и пространственная структура биоценоза. Биоценоз - устойчивая живая система.

Ярусность растительного сообщества

  • называют виды структуры биоценоза, формы пространственной структуры;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают видовую и пространственную структуру биоценоза на конкретных примерах, значение пространственной структуры для организмов, входящих в состав природного сообщества;

  • объясняют, в чём заключается опасность сокращения видового разнообразия биоценоза;

  • устанавливают взаимосвязь между видовой структурой и устойчивостью биоценоза.

ОК

21

Пищевые связи. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Пр.р.№9 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Характеристика экосистемы как открытой системы. Пищевые цепи. Трофические уровни. Пищевые сети. Экологические пирамиды. Накопление вредных для организмов веществ в цепях питания.

Пищевые цепи и сети. Экологическая пирамида. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

  • называют трофические уровни в пищевых цепях;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают экосистему как открытую систему;

  • объясняют, на чём основывается круговорот веществ в экосистемах;

  • устанавливают взаимосвязь между использованием ряда добавок в рацион сельскохозяйственных животных и здоровьем человека;

  • умеют составлять пищевые цепи.

ОК

22

Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Пр.р.№10 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы. Повышение продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологические способы борьбы.

Экосистема. Агроэкосистема.

  • называют причины устойчивости и смены экосистем;

  • приводят примеры различных агроэкосистем;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают структуру агроценоза на конкретных примерах;

  • объясняют: устанавливают взаимосвязь между высокой продуктивностью и неустойчивостью агроэкосистем;

  • осознают важность биологических знаний для каждого человека, необходимость их использования в процессе планирования хозяйственной деятельности;

  • умеют сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности.

ОК

23

Л.р.№ 10 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»


Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Аквариум – модель экосистемы.


  • умеют исследовать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • умеют оформлять результаты исследований;

  • работают с различными информационными источниками.

ОК

24

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Эволюция биосферы. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода)


Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Эволюция биосферы. Круговорот веществ - обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. Роль живого вещества в биосфере.

Биосфера. Круговорот углерода в биосфере

  • называют структурные компоненты и свойства биосферы;

  • называют границы биосферы и факторы, их обуславливающие;

  • характеризуют живое вещество, косное вещество и биокосное вещество биосферы;

  • знают принципы распределения биомассы на земном шаре;

  • описывают биогеохимические циклы воды и углерода;

  • характеризуют сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии;

  • характеризуют роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы;

  • прогнозируют последствия для нашей планеты нарушения круговорота веществ.

ОК

25

Контрольно-обобщающий урок




  • применяют знания и умения в различных ситуациях,

  • владеют основными учебными компетенциями.


Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере. (9 часов)

26

Сущность жизни. Теории происхождения жизни на Земле: абиогенез.


Обмен веществ – важнейшее свойство живого. Живые организмы - сложноорганизованные открытые системы. Живое вещество и его свойства. Экосистемная сущность жизни.

Общая характеристика подходов био- и абиогенеза. Химические гипотезы. Сущность гипотезы А.И. Опарина. Среда возникновения жизни. Основные положения абиогенеза.


  • называют основные свойства живого;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают сущность основных свойств живого;

  • сравнивают тела неживой природы, живые системы и экосистемы;

  • приводят аргументы, служащие для доказательства или опровержения теорий абиогенеза;

  • описывают сущность гипотезы А.И.Опарина.

§45,§46

27

Теории происхождения жизни на Земле: биогенез.

Пр.р.№11 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Из истории становления биогенеза. Положения биогенеза, сформулированные В.И. Вернадским. Дальнейшее развитие идей В.И. Вернадского.

Этапы химической эволюции.

  • описывают сущность гипотез биогенеза, вклад В.И.Вернадского, Г.А.Заварзина в развитие гипотезы биогенеза;

  • умеют сравнивать, критически оценивать гипотезы био- и абиогенеза.

§47

28

Развитие жизни на Земле. Архей. Протерозой. Палеозой.


Календарь истории Земли. Методы изучения истории Земли. Архей – эра древнейшей жизни. Протерозой – эра первичной жизни. Палеозой. основные ароморфозы, их значение для дальнейшего развития жизни на Земле.

Эволюция растительного мира. Эволюция животного мира.

  • называют методы изучения истории Земли, основные этапы развития жизни на Земле, иллюстрируют их примерами;

  • называют основные ароморфозы архея, протерозоя, палеозоя;

  • раскрывают их значение для развития органического мира;

  • определяют понятия по теме урока.

§48,49

29

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.


Климатические изменения и развитие растительности и животного мира в мезозойскую и кайнозойскую эру.


  • называют периоды мезозойской и кайнозойской эр, возникшие в их ходе ароморфозы;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают особенности жизни в мезозое и кайнозое, формулируют гипотезы вымирания динозавров;

  • сравнивают характерные особенности папоротникообразных, голосеменных и покрытосеменных растений, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих;

  • объясняют господство одних групп организмов и вымирание других в разные периоды изучаемых эр, значение возникших ароморфозов и идиоадаптаций.

§50

30

Антропогенез.

Пр.р.№12 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Антропогенез. Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. Древние люди. Первые современные люди. Современный этап в эволюции человека. Различные гипотезы происхождения человека.

Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека.

  • называют представителей древнейших, древних и первых современных людей;

  • описывают их образ жизни;

  • характеризуют прогрессивные черты в эволюции различных стадий человека;

  • выделяют ведущие факторы в эволюции человека;

  • обосновывают механизм формирования человеческих рас;

  • характеризуют влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека;

  • доказывают, что человек - биологическое и социальное существо.

ОК

31

Взаимодействие общества и природы. Деятельность современного человека как экологический фактор.

Л.р.№10 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Периоды взаимодействия природы и общества: биогенный, аграрный, индустриальный, постиндустриальный. Экологические факторы. Антропогенные факторы. Деятельность современного человека как экологический фактор.


  • называют периоды взаимодействия природы и общества;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают характерные особенности периодов в истории взаимодействия природы и общества;

  • устанавливают причины возникновения первых экологических кризисов, опасность нарушения биогеохимических циклов, необходимость перехода к экологически грамотному, рациональному природопользованию.

§51

32

Коэволюция природы и общества. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Пр.р.№13 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

Глобальные экологические проблемы. Загрязнение атмосферы и его последствия. Последствия загрязнения вод гидросферы. Накопление отходов промышленности и бытового мусора. Опасность сокращения биологического разнообразия. Поиски оптимальных путей развития природы и общества. Сущность концепции устойчивого развития.

Биоразнообразие. Глобальные экологические проблемы. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Биосфера и человек. Заповедники и заказники России.

  • называют основные глобальные экологические проблемы;

  • определяют понятия по теме урока;

  • описывают сущность современных экологических кризисов;

  • устанавливают причины основных экологических проблем;

  • высказывают предположения о последствиях дальнейших нарушений равновесия в биосфере;

  • раскрывают сущность учения В.И. Вернадского о ноосфере, концепции устойчивого развития;

  • понимают единство экологических и экономических процессов, высказывают предположения о дальнейшей эволюции биосферы, месте в ней человека;

  • проявляют свою эколого-гуманистическую позицию, опираются на нравственные ориентиры.

§53

33

Пр.р.14 «Решение экологических задач»


Решение экологических задач.


  • умеют решать экологические задачи


34

Контрольно-обобщающий урок

Планируемые результаты: называют основные свойства живого, методы изучения истории Земли, основные этапы развития жизни на Земле, основные глобальные экологические проблемы; приводят аргументы, служащие для доказательства или опровержения теорий абиогенеза и биогенеза; описывают сущность основных свойств живого, характерные особенности растительного и животного мира разных геологических эр и периодов; критически оценивают гипотезы био- и абиогенеза; объясняют значение деятельности живых организмов для развития геологических оболочек Земли; значение возникших в разные эры и периоды ароморфозов для развития органического мира; процветание и вымирание разных групп живых организмов в ходе исторического развития жизни на Земле.



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!