Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г. Ростова Ярославской области
«Рассмотрено» Руководитель МО: _____________ Протокол № _____ от «___» ________ 2019 года | «Согласовано» Заместитель директора по УР: ___________ «___» __________ 2019 года | «Утверждено» Директор школы: _____________ Приказ № _____ От «___» __________2019 года |
Рабочая программа
элективного предмета
«Общие закономерности
общей биологии»
в 11а классе
на 2019-20 уч. г.
34 часа – 1 час в неделю
(базовый уровень)
Учителя: Топуновой Елены Николаевны
г. Ростов Ярославской обл.
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования 2016 года и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования по биологии на основе программы курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» для общеобразовательных учреждений авторов Л.Н.Сухоруковой, В.С Кучменко, Е.А Дмитриевой. (Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко. – М.: Просвещение, 2015.)
На изучение курса биологии в 11 классе выделено 34 часа. Программа построена с учётом содержания учебника «Биология 10 – 11 класс, авторы: Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.В.Иванова, издательство « Просвещение», 2015 год
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Учебно-образовательная деятельность базируется на использовании учебно-методического комплекта «Сферы» Сухоруковой Л.Н., который включает в себя:
1) Сухорукова Л.Н. Биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В. Иванова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2015. – 127 с : ил. – (Сферы)».
2) Электронное приложение к учебнику Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.В. Ивановой «Биология. 10-11 кл.» - М.: Просвещение, 2011.
3) Сухорукова Л.Н. Биология. Тетрадь-тренажёр. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Е.А. Власова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. – 111 с. (Сферы)
4) Сухорукова Л.Н. Биология. Тетрадь-экзаменатор. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, В.В. Сорокин; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. – 111 с. (Сферы)
5) Сухорукова Л.Н. Биология. Методические рекомендации. 10-11 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, 2011. – 112с.
В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы.
Тема «Закономерности микро- и макроэволюции» уменьшена на 3 часа (за счёт уплотнения тем «Палеонтология и эволюция» и «»Биогеографические доказательства эволюции» в 1 урок; и за счёт исключения из программы тем «Направленность и предсказуемость эволюции» и «Антидарвиновские концепции эволюции»);
На тему «Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере» вместо 13 часов выделено только 9 часов (за счёт объединения некоторых тем и перенесения во внеурочное время экскурсий «Развитие жизни на Земле»). Добавлена тема «Антропогенез».
За счёт освободившихся часов добавлена отсутствующая в авторской программе тема «Экосистемы» - 8 часов (в соответствии со стандартом)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
чувство гордости за свой край, свою Родину.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
готовность обучающихся противостоять дискриминации по расовым признакам.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Названия всех лабораторных и практических работ приведены в соответствии со стандартом. Те лабораторные и практические работы, которые были изначально в авторской программе и не соответствовали стандартам, из рабочей программы исключены в связи с дефицитом времени («Движение цитоплазмы», «Кристаллические включения растительной клетки», «Строение половых клеток», «Изучение районированных сортов картофеля»)
При разделении работ на практические и лабораторные учитывалось, что при выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д.; выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.
Перечень лабораторных и практических работ:
Лабораторные работы | Практические работы | Тема |
1. Выявление изменчивости у особей одного вида. 2. Искусственный отбор и его результаты. | 1. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм. 2. Составление родословных. | Основные закономерности изменчивости. Селекция |
3. Описание особей вида по морфологическому критерию. 4. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. 5. Доказательства эволюции. 6. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных. | 3. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. | Закономерности микро- и макроэволюции |
| 4. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). 5. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем. | Экосистемы |
7. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. | 6. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. 7. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. 8. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. 9. Решение экологических задач. | Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере. |
7 | 9 | |
Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с представленным выше перечнем. В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических и лабораторных работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания. В случае если лабораторная работа составляет только часть урока и носит обучающий характер, отметки обучающимся выставляются выборочно; если же практическая или лабораторная работа носит контролирующую функцию, то отметки выставляются каждому ученику.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
11 класс (34 часа) |
1 | Основные закономерности изменчивости. Селекция. | 9 |
2 | Закономерности микро- и макроэволюции | 8 |
3 | Экосистемы | 8 |
4 | Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере. | 9 |
Основные формы работы:
урочная;
внеурочная;
фронтальная;
индивидуальная;
парная;
групповая
Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; взаимопроверка, биологический диктант, работа по карточкам; отчеты по практическим и лабораторным работам, отчёты по экскурсиям; творческие задания.
Критерии оценки учебной деятельности по биологии. Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме, при этом обращается внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Для описания достижений обучающихся определяются следующие уровни:
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);
повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);
высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).
Содержание курса биологии в 11 классе
Тема 1. Основные закономерности изменчивости. Селекция. (9 ч.)
Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Положения мутационной теории. Г. Де Фриз, значение его работ. Типы мутаций: геномные, хромосомные, генные; соматические и генеративные; прямые и обратные. Искусственное получение мутаций. Физические, химические и биологические мутагены. Роль отечественных учёных в изучении искусственного мутагенеза. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Значение закона для развития генетики и селекции. Н.И. Вавилов – выдающийся отечественный генетики и селекционер. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Методы исследования генетики человека: генеалогический, близнецовый, биохимические, микробиологические, цитогенетические. Хромосомные болезни, их причины и профилактика. Генная терапия. Ценность генетических знаний: резус-фактор, близкородственные браки и их последствия. Медико-генетическое консультирование. Планирование семьи. Генетическая неоднородность человечества – основа его биологического и социального прогресса.
Генетика и селекция. Неолитическая революция. Искусственный отбор и его формы. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Задачи современной селекции. Особенности селекции растений. Отдалённая гибридизация растений. Преодоление бесплодия у межвидовых гибридов. Полиплоидия. Явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Достижения селекции растений. Выдающиеся отечественные селекционеры: В.Н. Мамонтов, И.В. Мичурин, В.С. Пустовойт, А.П. Шехурдин. Особенности селекции животных. Анализ родословных при подборе производителей. Типы скрещивания в животноводстве. Отдалённая гибридизация и гетерозис у животных. Селекция микроорганизмов: основные методы и перспективы, микробиологическая промышленность, её достижения.
Демонстрация: комнатные растения, гербарные экземпляры, таблицы, схемы, поясняющие и иллюстрирующие закономерности мутационной и модификационной изменчивости, методы изучения наследственности человека, слайды, иллюстрирующие хромосомные болезни, породы, сорта, полиплоидные, мутантные формы, межвидовые гибриды.
Лабораторная работа №1 «Выявление изменчивости у особей одного вида».
Лабораторная работа №2 «Искусственный отбор и его результаты».
Практическая работа №1 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».
Практическая работа №2 «Составление родословных».
Тема 2. Микро- и макроэволюция (8 ч.)
Микроэволюция. Из истории сближения генетики и дарвинизма. Формирование синтетической теории эволюции (СТЭ). Вклад С.С. Четверикова. Популяция – элементарная эволюционная структура. Популяция и генофонд. Элементарное эволюционное явление. Мутационный процесс – фактор эволюции – источник исходного материала для естественного отбора. Случайный и ненаправленный характер мутационного процесса. Генный поток, его влияние и генофонд популяции. Популяционные волны – фактор микроэволюции, случайно изменяющий частоты аллелей и генотипов в популяции. Дрейф генов, его влияние на изменение генофонда малочисленной популяции. Естественный отбор - направляющий фактор микроэволюции. Эффективность действия отбора в больших популяциях. Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, разрывающий. Творческая роль естественного отбора. Изоляция – фактор микроэволюции, нарушающий свободное скрещивание между особями соседних популяций. Генетические основы видообразования. Основные положения СТЭ. Ценность и уникальность каждого вида.
Макроэволюция. Палеонтологические доказательства макроэволюции: переходные формы, филогенетические ряды. Вклад В.О. Ковалевского в развитие эволюционной палеонтологии. Морфологические доказательства эволюции: гомологичные органы, рудименты, атавизмы. Эмбриологические доказательства эволюции. Биогенетический закон. Биогеографические доказательства эволюции. А. Уоллес – основатель биогеографии. Сравнение фауны и флоры различных континентов. Фауна и флора островов. Основные направления эволюционного процесса. Прогресс и регресс в эволюции. Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен – выдающиеся отечественные эволюционисты. Закономерности макроэволюции: конвергенция, эволюционный параллелизм. Эволюционная теория - развивающееся учение, аккумулирующее новые факты из различных областей биологии. Эволюционные запреты.
Демонстрация: таблицы, схемы, гербарные экземпляры, слайды, иллюстрирующие действие факторов эволюции, процесс видообразования, ароморфозы, идиоадаптации, общую дегенерацию, параллельную и конвергентную эволюцию.
Лабораторная работа № 3 «Описание особей вида по морфологическому критерию».
Лабораторная работа № 4 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
Лабораторная работа № 5 «Доказательства эволюции».
Лабораторная работа № 6 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных».
Практическая работа №3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».
Тема 3. Экосистемы (8 ч.)
Экологические факторы, их классификация. Значение экологических факторов в жизни организмов. Биологические ритмы. Интенсивность действия экологических факторов. Пределы выносливости. Взаимодействие факторов. Ограничивающий фактор.
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Конкуренция – основа поддержания видовой структуры биоценоза.
Общая характеристика биоценоза как целостной живой системы. Видовая и пространственная структура биоценоза. Биоценоз - устойчивая живая система.
Характеристика экосистемы как открытой системы. Пищевые цепи. Трофические уровни. Пищевые сети. Экологические пирамиды. Накопление вредных для организмов веществ в цепях питания.
Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы. Повышение продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологические способы борьбы.
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Аквариум – модель экосистемы.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Эволюция биосферы. Круговорот веществ - обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. Роль живого вещества в биосфере.
Практическая работа №4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».
Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем».
Тема 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере (9 ч.)
Био- и абиогенез. Сущность жизни. Живое из неживого – теория абиогенеза. Гипотеза А.И. Опарина. Опыты Г. Юри, С. Миллера, С. Фокса. Образование органических веществ в космосе. Среда возникновения жизни. Абиогенез: аргументы «за» и « против». Из истории идеи биогенеза. В.И. Вернадский о биогенном и космическом происхождении жизни, её геологической вечности, влиянии живого вещества на преобразование косного вещества планеты. Уникальность земной жизни, её неповторимость и ценность.
История развития жизни на Земле. Определение возраста ископаемых организмов методом радиоуглеродного анализа. Архей. Господство прокариот. Строматолиты – древнейшие осадочные породы – результат жизнедеятельности сложного микробного сообщества, доказательство появления жизни на Земле в форме экосистемы. Протерозой. Возникновение и расцвет эукариот: одноклеточных и многоклеточных водорослей, грибов, беспозвоночных животных. Ранний палеозой. Возрастание разнообразия беспозвоночных, водорослей, грибов. Выход растений на сушу. Появление первых позвоночных (панцирных рыб). Развитие жизни в позднем палеозое: возникновение хрящевых, а затем костных рыб. Биологический прогресс папоротников, хвощей и плаунов. Завоевание суши животными (ихтиостеги, стегоцефалы). Развитие древнейших пресмыкающихся. Мезозой. Биологический регресс земноводных и папоротниковидных. Расцвет пресмыкающихся и голосеменных. Разнообразие динозавров. Появление цветковых растений и млекопитающих. Развитие жизни в кайнозое. Палеоген и неоген: биологический прогресс млекопитающих, птиц, членистоногих животных, цветковых растений.
Антропоген. Возникновение предковых форм человекообразных обезьян и людей (гоминоидов). Формирование и становление человека современного физического типа, его влияние на видовой состав растений и животных.
Антропогенез. Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. Древние люди. Первые современные люди. Современный этап в эволюции человека. Различные гипотезы происхождения человека.
История взаимодействия общества и природы. Биогенный период. Конец палеолита: истребление крупных млекопитающих, экологический кризис, выход из него путём перехода от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию (неолитическая революция). Аграрный период. Активное преобразование биосферы человеком. Начало техногенной эпохи. Индустриальный период. Утилитарно-практическое отношение к природе, рост численности человечества. Глобальный экологический кризис. Осознание ограниченности ресурсов планеты, возможностей биосферы. Постиндустриальный период: необходимость понимания всеми людьми своей причастности к истории и ответственности перед будущим. Учение Вернадского о ноосфере, вклад учения в культуру человека, биосферные функции человека. Смысл, цель и назначение на Земле. Коэволюция природы и общества. Стратегия устойчивого развития.
Демонстрация: таблицы, картины, рисунки, окаменелости, гербарные материалы, слайды, коллекции иллюстрирующие развитие жизни на нашей планеты.
Лабораторная работа №7 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».
Практическая работа №6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».
Практическая работа №7 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».
Практическая работа №8 « Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения».
Практическая работа №9 «Решение экологических задач».
Информационные ресурсы для учителя:
Сухорукова Л.Н. Биология. Методические рекомендации. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Е.А.Дмитриева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – Академический школьный учебник) (Сферы).
Прилежаева Л. ЕГЭ-18. Биология. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. - АСТ, 2017.
Садовниченко Ю.А. ЕГЭ. Биология: Универсальный справочник / Ю.А. Садовниченко. – Москва: Эксмо, 2015. – 496 с.
Рохлов В.С. Биология 10 класс. Учебная книга: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.С.Рохлов, Е.А. Никишова. – М.: Национальное образование, 2012. – 104 с.: ил. (Модульный актив-курс)
Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Тематические задания для подготовки к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни. 10-11 классы. Издание 6-е, переработанное и дополненное: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2014. – 384 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Кириленко А.А. Молекулярная биология. Сборник разноуровневых заданий для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2014 – 176 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Кириленко А.А. Биология. Сборник заданий по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Легион, 2012 – 232 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Кириленко А.А. Биология. Эволюция органического мира. Подготовка к ЕГЭ: теория и тренировочные задания: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2014 – 256 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
Грин П., Стаут V., Тейлор Д. Биология. М.: Мир, 1990. Т. 1—3.
Лернер, Г.И. Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. / Г.И.Лернер. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 350с.
Воронина, Г.А. ЕГЭ 2013. Биология. Типовые тестовые задания / Г.А.Воронина, Г.С.Калинова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.- 126с.
Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2017. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy.
Открытый банк заданий ЕГЭ. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege.
Информационные ресурсы для учащихся:
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816 с.
Ионцева А.Ю. Биология в схемах и таблицах / А.Ю.Ионцева, А.В. Торгалов. – М.: Эксмо, 2012. – 352с. – (Наглядно и доступно).
Садовниченко Ю.А. ЕГЭ. Биология: Универсальный справочник / Ю.А. Садовниченко. – Москва: Эксмо, 2015. – 496 с.
Рохлов В.С. Биология 10 класс. Учебная книга: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.С.Рохлов, Е.А. Никишова. – М.: Национальное образование, 2012. – 104 с.: ил. (Модульный актив-курс)
Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Тематические задания для подготовки к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни. 10-11 классы. Издание 6-е, переработанное и дополненное: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2014. – 384 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Кириленко А.А. Молекулярная биология. Сборник разноуровневых заданий для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2014 – 176 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Кириленко А.А. Биология. Сборник заданий по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Легион, 2012 – 232 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Кириленко А.А. Биология. Эволюция органического мира. Подготовка к ЕГЭ: теория и тренировочные задания: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2014 – 256 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2018. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.
Открытый банк заданий ЕГЭ. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege.
Тематическое и поурочное планирование факультативного курса «Общие закономерности общей биологии» на 2019-20 уч. г.
№ урока | Тема урока | Лабораторные, практические работы, экскурсии | Основное содержание | Демонстрации | Планируемые результаты | Д/з |
Основные закономерности изменчивости. Селекция. (9 часов) |
1 09.09 | Наследственная изменчивость. Типы мутаций. | Пр.р.№6 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм» | Изменчивость. Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Типы мутаций: геномные, хромосомные, генные. Мутагены. Искусственное получение мутаций. | Мутации. Мутационная изменчивость. Полиплоидия. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. | называют типы наследственной изменчивости, типы мутаций и иллюстрируют их примерами; определяют понятия по теме урока; описывают вклад Г.де Фриза в становление знаний о наследственной изменчивости; объясняют причины комбинативной изменчивости; прогнозируют последствия мутаций. | §28 |
2 16.09 | Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ | | Множественный аллелизм. Параллельная изменчивость. Гомологические ряды в наследственной изменчивости. Закон Вавилова. Значение закона гомологических рядов. Н.И.Вавилов – учёный и человек. | | называют следствия, вытекающие из закона Вавилова; определяют понятия по теме урока; описывают сущность и значение закона Вавилова; проявляют сочувствие при рассмотрении трагических страниц истории отечественной генетики; работают с различными источниками информации. | §29, вопр |
3 23.09 | Методы изучения наследственной изменчивости человека. | Пр.р.№7 «Составление родословных» | Генетика человека. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический. Профилактика наследственных болезней и медико-генетическое консультирование. Составление и анализ родословных. | Методы изучения наследственности человека. | называют основные методы изучения наследственности человека, меры по профилактике наследственных заболеваний человека; определяют понятия по теме урока; описывают сущность основных методов изучения наследственности человека; объясняют значение медико-генетического консультирования; могут строить и анализировать схемы родословных; работают с различными средствами и ресурсами ИКТ. | §30, вопр, родословная семьи |
4 30.09 | Модификационная изменчивость | Л.р.№4 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | Норма реакции признака. Модификационная изменчивость. Вариационный ряд. Отличия модификаций от мутаций. | Модификационная изменчивость. Формы модификационной изменчивости. | называют признаки, отличающие модификации от мутаций; определяют понятия по теме урока; описывают сущность модификационной изменчивости; объясняют: устанавливают взаимосвязь между выраженностью модификационной изменчивости и вариационного ряда от условий среды; могут строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака. | §31 |
5 07.09 | Генетика и селекция. Искусственный отбор. Центры происхождения культурных растений. | Л.р.№5 «Искусственный отбор и его результаты» | Селекция. Сорт. Порода. Искусственный отбор, его результаты. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. | Центры многообразия и происхождения культурных растений. Искусственный отбор. | называют основные центры происхождения культурных растений; определяют понятия по теме урока; описывают вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции как науки; объясняют результаты искусственного отбора; устанавливают взаимосвязь между центрами происхождения культурных растений и районами одомашнивания животных. | §32 |
6 14.09 | Селекция растений | | Селекция растений. Основные методы селекции растений. Гибридизация. Полиплоиды. Чистая линия. Гетерозис. Искусственный мутагенез. | Гибридизация. Полиплоидия. Культурные растения. | называют основные методы, используемые в селекции растений; определяют понятия по теме урока; описывают особенности использования методов генетики применительно к селекции растений, вклад отечественных учёных в её развитие; могут работать с различными источниками информации, используя разнообразные средства ИКТ. | §33 |
7 21.09 | Селекция животных и микроорганизмов. | | Анализ родословных при подборе производителей. Типы скрещивания и гетерозис у животных. Основные методы селекции микроорганизмов. | Различные породы кошек, собак, сельскохозяйственных животных. Исследования в области биотехнологии. | называют основные методы селекции животных и микроорганизмов; определяют понятия по теме урока; описывают особенности использования селекции животных и микроорганизмов; воспроизводят информацию о достижениях в селекции животных; используют знания о характерных особенностях бактерий и вирусов для объяснения достижений селекции микроорганизмов; умеют работать с различными информационными ресурсами. | §34 |
8 11.11 | Разнообразие пород сельскохозяйственных животных. Экскурсия. | Экскурсия «Разнообразие пород сельскохозяйственных животных» | Местные породы сельскохозяйственных животных. | | называют местные породы животных; описывают особенности местных пород разных животных; проводят наблюдения и фиксировать их результаты; работают в группе. | |
9 18.11 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Основные закономерности изменчивости. Селекция» ПОЛУГОДОВОЙ КОНТРОЛЬ | | Наследственная изменчивость. Типы мутаций. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы изучения наследственной изменчивости человека. Модификационная изменчивость. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Центры происхождения культурных растений. Разнообразие местных пород сельскохозяйственных животных. | | применяют знания и умения в различных ситуациях, владеют основными учебными компетенциями. | §35 |
Закономерности микро-и макроэволюции (8часов) |
10 25.11 | Из истории развития эволюционной теории | | Сущность первого эволюционного учения, его ошибочность. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Факторы эволюции по Дарвину. Синтез генетики и дарвинизма - основа становления СТЭ. | | называют учёных, внёсших вклад в развитие теории эволюции; определяют понятия по теме урока; воспроизводят информацию об истории становления эволюционной теории, о вкладе отечественных и зарубежных учёных в её развитие; умеют работать с различными источниками информации. | §35 |
11 02.12 | Микроэволюция. Популяция как эволюционная структура. | Л.р.№6 «Описание особей вида по морфологическому критерию» | Микроэволюция. Вид. Критерии вида. Популяционная структура вида. Элементарное эволюционное явление. Популяция – элементарная эволюционная единица. | Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. | называют критерии вида; определяют понятия по теме урока; воспроизводят учебную информацию об элементарном эволюционном явлении, о вкладе ряда учёных в развитие эволюционных представлений; описывают популяцию как элементарную единицу эволюции; объясняют: устанавливают взаимосвязь между генетическим разнообразием и приспособленностью популяции к условиями обитания. | §36 |
12 09.12 | Факторы-поставщики материала для эволюции. Изоляция. | | Факторы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция. | Движущие силы эволюции | называют факторы микроэволюции; определяют понятия по теме урока; описывают действие мутационного процесса, популяционных волн, дрейфа генов, изоляции в эволюционном процессе; прогнозируют последствия действия дрейфа генов в малочисленной популяции. | §37 |
13 16.12 | Естественный отбор и его результаты | Л.р.№ 7 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» | Естественный отбор с точки зрения генетики. Формирование приспособленности организмов к условиям среды обитания. Генетические особенности видообразования. Видообразование географическое, экологическое и внезапное. | Возникновение и многообразие приспособлений у организмов. Образование новых видов в природе. | называют результаты эволюции; определяют понятия по теме урока; описывают особенности действия естественного отбора как направляющего фактора эволюции; объясняют: используют знания о движущих силах эволюции для объяснения её результатов, умеют устанавливать относительный характер приспособлений. | §38 |
14 23.12 | Макроэволюция: законы и закономерности. | Пр.р.№8 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства» | Макроэволюция - надвидовая эволюция. Биогенетический закон. Конвергенция. Аналогичные признаки. Явление параллельной эволюции. Гомологичные признаки. Закон необратимости эволюции. | | называют основные закономерности макроэволюции и иллюстрируют их примерами; определяют понятия по теме урока; описывают особенности конвергенции, параллелизма, раскрывают сущность биогенетического закона и закона необратимости эволюции; сравнивают особенности процессов микро- и макроэволюции. | §39 |
15 | Палеонтология и эволюция. Биогеографические доказательства эволюции | Л.р.№8 «Доказательства эволюции» | Палеонтология и эволюция. Морфологические доказательства эволюции. Биогеографические доказательства эволюции. Сравнение фауны и флоры разных континентов. Особенности фауны и флоры островов. | Формы сохранности ископаемых растений и животных. | иллюстрируют примерами палеонтологические, морфологические и биогеографические доказательства эволюции; переходные формы; определяют понятия по теме урока; используют знания о движущих силах для объяснения процесса формирования приспособлений на примере эволюции лошадей; описывают вклад А.Уоллеса и Ч.Дарвина в развитие эволюционных представлений, особенности флоры и фауны разных континентов, видового состава флоры и фауны островов; делают выводы на основе сравнения флоры и фауны разных континентов и островов. | §40,41 |
16 | Основные направления и пути эволюционного процесса | Л.р.№9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных» | Основные направления эволюции. Биологический прогресс. Биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. | Редкие и исчезающие виды. | называют основные направления и пути эволюции, виды, стоящие на пути биологического прогресса и регресса; определяют понятия по теме урока; описывают характерные особенности биологического прогресса и биологического регресса, вклад А.Н.Северцова в становление представлений об основных направлениях процесса эволюции; объясняют значение ароморфозов, идиоадаптаций, общей дегенерации, обосновывают причины биологического регресса видов, имеющих статус редких и исчезающих. | §42 |
17 | Контрольно-обобщающий урок | Планируемые результаты: называют учёных, внёсших вклад в развитие теории эволюции; факторы микроэволюции с позиций Ч.Дарвина и СТЭ, результаты микроэволюции; основные закономерности, направления и пути макроэволюции, доказательства эволюции, пути достижения биологического прогресса и иллюстрировать их примерами; определяют понятия темы; воспроизводят информацию об истории становления эволюционного учения, вкладе отечественных и зарубежных учёных в развитие эволюционизма; описывают действие факторов эволюции, сущность биогенетического закона и закона необратимости эволюции, особенности флоры и фауны разных континентов; сравнивают процессы микро- и макроэволюции; объясняют значение действия факторов микроэволюции на природные популяции, относительный характер приспособленности; используют знания о факторах эволюции для объяснения её результатов; устанавливают преемственность Ч.Дарвина и СТЭ; обосновывают причины биологического регресса видов, имеющих статус редких и исчезающих; объясняют предсказуемость эволюционного процесса. | |
Экосистемы. (8часов) |
18 | Экологические факторы, их значение в жизни организмов. | | Экологические факторы, их классификация. Значение экологических факторов в жизни организмов. Биологические ритмы. Интенсивность действия экологических факторов. Пределы выносливости. Взаимодействие факторов. Ограничивающий фактор. | Экологические факторы и их влияние на организмы. Биологические ритмы. | называют виды экологических факторов и иллюстрируют их примерами; определяют понятия по теме урока; описывают основные закономерности действия экологических факторов, их значение в жизни организмов; прогнозируют последствия воздействия экологических факторов на организмы; называют виды биологических ритмов, иллюстрируют их примерами; умеют пользоваться различными источниками информации. | ОК |
19 | Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. | | Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Конкуренция – основа поддержания видовой структуры биоценоза. | Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. | называют основные виды конкурентных и неконкурентных отношений в природе, приводить примеры видов, занимающих в биоценозе разные экологические ниши; определяют понятия по теме урока; описывают черты приспособленности хищников и их жертв, паразитов к образу жизни; объясняют: устанавливают взаимосвязь между численностью хищников и их жертв; объясняют причины разграничения экологических ниш. | ОК |
20 | Видовая и пространственная структура экосистем. | | Общая характеристика биоценоза как целостной живой системы. Видовая и пространственная структура биоценоза. Биоценоз - устойчивая живая система. | Ярусность растительного сообщества | называют виды структуры биоценоза, формы пространственной структуры; определяют понятия по теме урока; описывают видовую и пространственную структуру биоценоза на конкретных примерах, значение пространственной структуры для организмов, входящих в состав природного сообщества; объясняют, в чём заключается опасность сокращения видового разнообразия биоценоза; устанавливают взаимосвязь между видовой структурой и устойчивостью биоценоза. | ОК |
21 | Пищевые связи. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | Пр.р.№9 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | Характеристика экосистемы как открытой системы. Пищевые цепи. Трофические уровни. Пищевые сети. Экологические пирамиды. Накопление вредных для организмов веществ в цепях питания. | Пищевые цепи и сети. Экологическая пирамида. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | называют трофические уровни в пищевых цепях; определяют понятия по теме урока; описывают экосистему как открытую систему; объясняют, на чём основывается круговорот веществ в экосистемах; устанавливают взаимосвязь между использованием ряда добавок в рацион сельскохозяйственных животных и здоровьем человека; умеют составлять пищевые цепи. | ОК |
22 | Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы. | Пр.р.№10 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» | Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы. Повышение продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологические способы борьбы. | Экосистема. Агроэкосистема. | называют причины устойчивости и смены экосистем; приводят примеры различных агроэкосистем; определяют понятия по теме урока; описывают структуру агроценоза на конкретных примерах; объясняют: устанавливают взаимосвязь между высокой продуктивностью и неустойчивостью агроэкосистем; осознают важность биологических знаний для каждого человека, необходимость их использования в процессе планирования хозяйственной деятельности; умеют сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности. | ОК |
23 | Л.р.№ 10 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» | | Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Аквариум – модель экосистемы. | | умеют исследовать изменения в экосистемах на биологических моделях; умеют оформлять результаты исследований; работают с различными информационными источниками. | ОК |
24 | Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Эволюция биосферы. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода) | | Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Эволюция биосферы. Круговорот веществ - обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. Роль живого вещества в биосфере. | Биосфера. Круговорот углерода в биосфере | называют структурные компоненты и свойства биосферы; называют границы биосферы и факторы, их обуславливающие; характеризуют живое вещество, косное вещество и биокосное вещество биосферы; знают принципы распределения биомассы на земном шаре; описывают биогеохимические циклы воды и углерода; характеризуют сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; характеризуют роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы; прогнозируют последствия для нашей планеты нарушения круговорота веществ. | ОК |
25 | Контрольно-обобщающий урок | | | | применяют знания и умения в различных ситуациях, владеют основными учебными компетенциями. | |
Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере. (9 часов) |
26 | Сущность жизни. Теории происхождения жизни на Земле: абиогенез. | | Обмен веществ – важнейшее свойство живого. Живые организмы - сложноорганизованные открытые системы. Живое вещество и его свойства. Экосистемная сущность жизни. Общая характеристика подходов био- и абиогенеза. Химические гипотезы. Сущность гипотезы А.И. Опарина. Среда возникновения жизни. Основные положения абиогенеза. | | называют основные свойства живого; определяют понятия по теме урока; описывают сущность основных свойств живого; сравнивают тела неживой природы, живые системы и экосистемы; приводят аргументы, служащие для доказательства или опровержения теорий абиогенеза; описывают сущность гипотезы А.И.Опарина. | §45,§46 |
27 | Теории происхождения жизни на Земле: биогенез. | Пр.р.№11 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | Из истории становления биогенеза. Положения биогенеза, сформулированные В.И. Вернадским. Дальнейшее развитие идей В.И. Вернадского. | Этапы химической эволюции. | описывают сущность гипотез биогенеза, вклад В.И.Вернадского, Г.А.Заварзина в развитие гипотезы биогенеза; умеют сравнивать, критически оценивать гипотезы био- и абиогенеза. | §47 |
28 | Развитие жизни на Земле. Архей. Протерозой. Палеозой. | | Календарь истории Земли. Методы изучения истории Земли. Архей – эра древнейшей жизни. Протерозой – эра первичной жизни. Палеозой. основные ароморфозы, их значение для дальнейшего развития жизни на Земле. | Эволюция растительного мира. Эволюция животного мира. | называют методы изучения истории Земли, основные этапы развития жизни на Земле, иллюстрируют их примерами; называют основные ароморфозы архея, протерозоя, палеозоя; раскрывают их значение для развития органического мира; определяют понятия по теме урока. | §48,49 |
29 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | | Климатические изменения и развитие растительности и животного мира в мезозойскую и кайнозойскую эру. | | называют периоды мезозойской и кайнозойской эр, возникшие в их ходе ароморфозы; определяют понятия по теме урока; описывают особенности жизни в мезозое и кайнозое, формулируют гипотезы вымирания динозавров; сравнивают характерные особенности папоротникообразных, голосеменных и покрытосеменных растений, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих; объясняют господство одних групп организмов и вымирание других в разные периоды изучаемых эр, значение возникших ароморфозов и идиоадаптаций. | §50 |
30 | Антропогенез. | Пр.р.№12 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | Антропогенез. Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. Древние люди. Первые современные люди. Современный этап в эволюции человека. Различные гипотезы происхождения человека. | Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека. | называют представителей древнейших, древних и первых современных людей; описывают их образ жизни; характеризуют прогрессивные черты в эволюции различных стадий человека; выделяют ведущие факторы в эволюции человека; обосновывают механизм формирования человеческих рас; характеризуют влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека; доказывают, что человек - биологическое и социальное существо. | ОК |
31 | Взаимодействие общества и природы. Деятельность современного человека как экологический фактор. | Л.р.№10 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» | Периоды взаимодействия природы и общества: биогенный, аграрный, индустриальный, постиндустриальный. Экологические факторы. Антропогенные факторы. Деятельность современного человека как экологический фактор. | | называют периоды взаимодействия природы и общества; определяют понятия по теме урока; описывают характерные особенности периодов в истории взаимодействия природы и общества; устанавливают причины возникновения первых экологических кризисов, опасность нарушения биогеохимических циклов, необходимость перехода к экологически грамотному, рациональному природопользованию. | §51 |
32 | Коэволюция природы и общества. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | Пр.р.№13 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» | Глобальные экологические проблемы. Загрязнение атмосферы и его последствия. Последствия загрязнения вод гидросферы. Накопление отходов промышленности и бытового мусора. Опасность сокращения биологического разнообразия. Поиски оптимальных путей развития природы и общества. Сущность концепции устойчивого развития. | Биоразнообразие. Глобальные экологические проблемы. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Биосфера и человек. Заповедники и заказники России. | называют основные глобальные экологические проблемы; определяют понятия по теме урока; описывают сущность современных экологических кризисов; устанавливают причины основных экологических проблем; высказывают предположения о последствиях дальнейших нарушений равновесия в биосфере; раскрывают сущность учения В.И. Вернадского о ноосфере, концепции устойчивого развития; понимают единство экологических и экономических процессов, высказывают предположения о дальнейшей эволюции биосферы, месте в ней человека; проявляют свою эколого-гуманистическую позицию, опираются на нравственные ориентиры. | §53 |
33 | Пр.р.14 «Решение экологических задач» | | Решение экологических задач. | | | |
34 | Контрольно-обобщающий урок | Планируемые результаты: называют основные свойства живого, методы изучения истории Земли, основные этапы развития жизни на Земле, основные глобальные экологические проблемы; приводят аргументы, служащие для доказательства или опровержения теорий абиогенеза и биогенеза; описывают сущность основных свойств живого, характерные особенности растительного и животного мира разных геологических эр и периодов; критически оценивают гипотезы био- и абиогенеза; объясняют значение деятельности живых организмов для развития геологических оболочек Земли; значение возникших в разные эры и периоды ароморфозов для развития органического мира; процветание и вымирание разных групп живых организмов в ходе исторического развития жизни на Земле. | |
12