СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива по физике 10-11 кл "В мире физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 10-11 класса в количестве 34 часа в каждом классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива по физике 10-11 кл "В мире физики"»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по факультативному курсу В МИРЕ ФИЗИКИ

за уровень среднего общего образования



















Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)



Учебник:

Физика. 10 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений: базовый и углубл.уровни /Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев,Н.Н.Сотский; под ред.В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой.- М.: Просвещение, 2020

Физика. 11 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений: базовый и углубл.уровни /Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев,Н.Н.Сотский; под ред.В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой.- М.: Просвещение, 2021


Пояснительная записка


Планируемые результаты освоения факультативного курса


Личностными результатами являются:

- формирование представлений о физике как части общечеловеческой культуры, о значимости физики в развитии цивилизации и современного общества;

- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

- воспитание качеств личности, способности принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления;

- убежденность в возможности познания природы, в не­обходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общест­ва, уважение к творцам науки и техники, отношение к фи­зике как элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты должны отражать:

- умение договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию;

- самостоятельно определять цель и задачи деятельности на занятии, выбирать средства для реализации целей и применять их на практике;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- планирование, регулирование своих действий сообразно ситуации, вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации;

- умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

- обработка результатов измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графи­ков и формул;

- обнаруживание зависимости между физическими величинами, объяснение полученных результатов и выво­дов;

- оценивание границы погрешностей результатов измерений.

Предметными результатами обучения являются:

- использование приобретённых физических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, записи и выполнения алгоритмов решения задач;

-объяснение физических явлений, умение различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни;

-применение законов физики для анализа процессов на качественном и расчетном уровне; решение задач различного уровня сложности.



Содержание факультативного курса


Измерение пространства и времени

Материя и пространство. История метра. Создание метрической системы. Условие неизменности эталона. Измерение длины (штангенциркуль, микрометр). Измерение больших расстояний, в том числе до небесных тел. Звуколокация, радио и светолокация. Измерение времени. Атомный эталон времени. Песочные и водяные часы, маятник, стробоскоп.

Кинематика

Кинематические характеристики движения. Явление Доплера для определения скорости быстро движущихся тел. Границы применимости классического закона сложения скоростей. Понятие инвариантных и вариативных величин.

Динамика

Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Силы инерции. Искусственная тяжесть. Центробежные механизмы. Движение тел под действием разных сил. Сила тяжести, масса, вес тела. Определение масс небесных тел.

Кинематика и динамика вращательного движения

Вращательное движение тела в сравнении с поступательным. Равномерное и равнопеременное вращательное движение. Виды передач вращательного движения: фрикционные, ременные, зубчатые. Динамика вращательного движения. Момент сил, момент инерции. Угловое ускорение. Момент импульса. Закон сохранения момента импульса. Вертолет. Гироскоп – основа управления движением самолетов и кораблей.

Законы сохранения

Движение тел переменной массы (И.В. Мещерский). Возможность межпланетных полетов (работы К.Э. Циолковского). Центр масс системы тел. Неизменность центра масс замкнутой системы. Условия приближенного выполнения законов сохранения. Упругий и неупругий удар.

МКТ как пример применения метода модели

Понятие средней величины. Силы взаимодействия между молекулами. Потенциальные кривые. Температура, плотность и внутренняя энергия с точки зрения МКТ. Динамические и статистические закономерности.

Экспериментальные обоснования МКТ

Броуновское движение. Среднее значение физических величин. Флуктуации. Время релаксации. Длина свободного пробега. Распределение как способ задания состояния физических систем. Распределение частиц в поле силы тяжести. Экспериментальная проверка этих распределений.

Агрегатные состояния вещества

Свойства паров. Диаграмма состояния веществ. Физический смысл тройной точки, критическая температура. Сжижение газов. Применение сжиженных газов в технике. Водяной пар в атмосфере. Свойства жидкостей. Силы поверхностного натяжения. Энергия поверхностного слоя. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Фазовые переходы.



Термодинамический метод изучения физических процессов

Термодинамическая система (адиабатная оболочка). Состояние системы. Уравнения, описывающие переход системы из одного состояния в другое. Равновесные и неравновесные состояния. Первый закон термодинамики.

Механический эквивалент теплоты и удельная теплоемкость вещества

Внутренняя энергия. Распределение энергии по степеням свободы. Работа газа при адиабатном процессе. Графическое представление работы. Удельная теплоемкость газов. Теплоемкость. Молярная теплоемкость. Зависимость удельной теплоемкости от давления, объема и температуры газа.

Тепловые двигатели и пути повышения их КПД

Источники энергии и тепловые двигатели. Условия необходимые для работы тепловых машин. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей и пути его повышения. Холодильная машина. Холодильный коэффициент. Зависимость P(V) для холодильной машины.

Электрическое поле и его свойства.

Теорема Остроградского- Гаусса. Понятие потока вектора напряженности, телесного угла. Электрическое поле заряженного шара, сферы, заряженной плоскости, поле между разноименно заряженными параллельными плоскостями. Понятие о потенциальной энергии заряженного тела, помещенного в электрическое поле.

Электрический ток в различных средах

Проводимость различных веществ с точки зрения классической электронной теории проводимости Друде и Лоренца. Квантово – механическая (зонная) теория проводимости.


Магнитное поле

Магнитное поле в вакууме. Магнитная постоянная вакуума. Измерение магнитного поля Земли. Магнитные полюса Земли. Магнитные свойства вещества. Гипотеза Ампера (Френеля) об элементарных токах. Намагниченность вещества. Петля гистерезиса. Ферромагнетики, диа- и парамагнетики. Доменная структура ферромагнетиков (опыт Баркгаузена).

Электромагнитная индукция и ее законы. Принцип действия машин и механизмов, основанных на законах ЭМИ

Вихревое электрическое поле. Бетатрон – ускоритель элементарных частиц.

Колебания механические и электромагнитные

Кинематика и динамика механических колебаний. Характеристики колебательного движения. Колебательный контур. Динамика электромагнитных колебаний. Превращение при колебаниях (в сравнении). Автоколебательные системы.

Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток

Графики зависимости i(t) и u(t) для реактивных сопротивлений. Вывод формулы полного сопротивления цепи переменного тока с помощью векторной диаграммы тока и напряжений. Понятия фазы, сдвига фаз между i и u. Физический смысл действующих значений силы переменного тока и переменного напряжения. Резонанс напряжений. Понятие добротности контура. Вывод формулы мощности переменного тока при наличии реактивного сопротивления.




Волновое движение

Характеристики и свойства волн в сравнении: механических и электромагнитных. Звуковые волны. Ультразвук (излучатели, особенности, действия). Кавитация и ее последствия, применение кавитации. Энергия и интенсивность электромагнитных волн, излучение в пространство.

Волновая оптика

Методы определения скорости света. Интерференция в тонких пленках, кольца Ньютона. Расчет радиусов. Дифракция. Вывод зависимости λ(h), λ(d). Поляризация света. Корпускулярно-волновой дуализм света.

Геометрическая оптика

Законы отражения и преломления в плоских и сферических зеркалах. Законы преломления в треугольной призме и плоскопараллельной пластине. Оптические приборы: лупа, фотоаппарат, очки, проекционная аппаратура. Линзы. Формула линзы. Построения в системе 2-х линз, линза – зеркало, в линзе, разрезанной на оптической оси или перпендикулярно к ней.

Квантовая оптика

Излучения и спектры. Фотоэффект, законы и применение. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Понимание и чтение графиков U3(ν), Eк(ν).Фотоны, масса, импульс, энергия. Свойства фотонов при переходе из одной среды в другую.
































Календарно - тематическое планирование


10 класс


Раздел

Количество часов


Тема урока




Дата по плану

Дата по факту

Измерение пространства и времени


2

Материя и пространство. Создание метрической системы. Условие неизменности эталона. Измерение длины (штангенциркуль, микрометр). Измерение больших расстояний, в том числе до небесных тел



Звуколокация, радио и светолокация. Измерение времени. Атомный эталон времени. Песочные и водяные часы, маятник, стробоскоп



Кинематика


4

Кинематические характеристики движения. Явление Доплера для определения скорости быстро движущихся тел



Границы применимости классического закона сложения скоростей. Понятие инвариантных и вариативных величин



Решение расчетных задач на определение кинематических величин



Решение графических задач



Динамика


5

Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Силы инерции. Искусственная тяжесть



Центробежные механизмы



Движение тел под действием разных сил. Сила тяжести, масса, вес тела



Определение масс небесных тел



Решение задач на принцип суперпозиции сил



Кинематика и динамика вращательного движения













Законы сохранения



5
















3


Вращательное движение тела в сравнении с поступательным. Равномерное и равнопеременное вращательное движение. Виды передач вращательного движения: фрикционные, ременные, зубчатые



Решение задач по вращательному движению



Динамика вращательного движения. Момент сил, момент инерции. Угловое ускорение. Момент импульса



Решение задач на расчет характеристик вращательного движения



Закон сохранения момента импульса. Вертолет. Гироскоп – основа управления движением самолетов и кораблей.

Движение тел переменной массы (И.В. Мещерский). Возможность межпланетных полетов (работы К.Э. Циолковского). Центр масс системы тел. Неизменность центра масс замкнутой системы



Условия приближенного выполнения законов сохранения. Упругий и неупругий удар



Решение задач на упругие и неупругие удары



МКТ как пример применения метода модели


1

Понятие средней величины. Силы взаимодействия между молекулами. Потенциальные кривые. Температура, плотность и внутренняя энергия с точки зрения МКТ. Динамические и статистические закономерности



Экспериментальные обоснования МКТ


1

Флуктуации. Время релаксации. Длина свободного пробега. Распределение как способ задания состояния физических систем. Распределение частиц в поле силы тяжести. Экспериментальная проверка этих распределений



Агрегатные состояния вещества


2

Свойства паров. Диаграмма состояния веществ. Физический смысл тройной точки, критическая температура. Сжижение газов. Применение сжиженных газов в технике. Водяной пар в атмосфере



Свойства жидкостей. Силы поверхностного натяжения. Энергия поверхностного слоя. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Фазовые переходы



Термодинамический метод изучения физических процессов


2

Термодинамическая система (адиабатная оболочка). Уравнения, описывающие переход системы из одного состояния в другое. Равновесные и неравновесные состояния. Первый закон термодинамики



Решение задач на первый закон термодинамики



Механический эквивалент теплоты и удельная теплоемкость вещества


2

Внутренняя энергия. Распределение энергии по степеням свободы. Работа газа при адиабатном процессе. Графическое представление работы



Удельная теплоемкость газов. Теплоемкость. Молярная теплоемкость. Зависимость удельной теплоемкости от давления, объема и температуры газа



Тепловые двигатели и пути повышения их КПД

2

Источники энергии и тепловые двигатели. Условия необходимые для работы тепловых машин. Холодильная машина. Холодильный коэффициент. Зависимость P(V) для холодильной машины



Решение задач на расчет КПД



Электрическое поле и его свойства.


3



Теорема Остроградского- Гаусса. Понятие потока вектора напряженности, телесного угла



Электрическое поле заряженного шара, сферы, заряженной плоскости, поле между разноименно заряженными параллельными плоскостями



Понятие о потенциальной энергии заряженного тела, помещенного в электрическое поле



Электрический ток в различных средах


2

Проводимость различных веществ с точки зрения классической электронной теории проводимости Друде и Лоренца. Квантово – механическая (зонная) теория проводимости



Решение задач на закон электролиза



ИТОГО

34














































11 класс


Раздел

Количество часов


Тема урока




Дата по плану

Дата по факту

Магнитное поле


3

Магнитное поле в вакууме. Магнитная постоянная вакуума. Измерение магнитного поля Земли. Магнитные полюса Земли



Магнитные свойства вещества. Гипотеза Ампера (Френеля) об элементарных токах. Намагниченность вещества



Петля гистерезиса. Ферромагнетики, диа- и парамагнетики



Электромагнитная индукция и ее законы. Принцип действия машин и механизмов, основанных на законах ЭМИ

3

Электромагнитная индукция и ее законы.



Решение задач на закон электромагнитной индукции



Бетатрон – ускоритель элементарных частиц



Колебания механические и электромагнитные

5

Кинематика и динамика механических колебаний. Характеристики колебательного движения.



Колебательный контур. Динамика электромагнитных колебаний



Решение задач на колебательный контур



Превращение при колебаниях (в сравнении). Автоколебательные системы.



Решение задач на составление и анализ уравнений колебательных движений



Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток

5

Анализ и построение графиков зависимости i(t) и u(t) для реактивных сопротивлений



Вывод формулы полного сопротивления цепи переменного тока с помощью векторной диаграммы тока и напряжений. Понятия фазы, сдвига фаз между i и u



Резонанс напряжений. Понятие добротности контура



Вывод формулы мощности переменного тока при наличии реактивного сопротивления



Решение задач по переменному току



Волновое движение


4

Характеристики и свойства волн в сравнении: механических и электромагнитных. Звуковые волны. Ультразвук (излучатели, особенности, действия)



Кавитация и ее последствия, применение кавитации



Энергия и интенсивность электромагнитных волн, излучение в пространство



Решение задач на расчет волновых характеристик



Волновая оптика


4

Методы определения скорости света



Интерференция в тонких пленках, кольца Ньютона. Расчет радиусов



Дифракция. Вывод зависимости λ(h), λ(d)



Поляризация света. Корпускулярно-волновой дуализм света



Геометрическая оптика


6

Законы отражения и преломления в плоских и сферических зеркалах



Законы преломления в треугольной призме и плоскопараллельной пластине



Оптические приборы: лупа, фотоаппарат, очки, проекционная аппаратура



Линзы. Формула линзы



Построения в системе 2-х линз, линза – зеркало, в линзе, разрезанной на оптической оси или перпендикулярно к ней



Решение расчетных задач по формуле тонкой линзы и законов оптики



Квантовая оптика


4

Излучения и спектры



Фотоэффект, законы и применение. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта



Понимание и чтение графиков U3(ν), Eк(ν)



Фотоны, масса, импульс, энергия. Свойства фотонов при переходе из одной среды в другую



ИТОГО

34






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!