РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет | Изобразительное искусство | Учебный год | 2019-2020 | Класс | 2 | Количество часов в год | 34 | Количество часов в неделю | 1 | Учитель: Божко Анна Александровна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для средней общеобразовательной школы для 2 класса составлена на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 233 от 08.05.2019 « О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 28.12. 2018 № 345. УМК « Школа России» издательства «Просвещение», 2015 год. |
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю — 34 ч в год.
Содержание учебного предмета
Чем и как работают художники (8 ч.)
Три основные краски – красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия (7 ч.)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство (11 ч.)
Изображение природы в различных состояниях.
Художник изображает настроение.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения7
Образ здания.
Как говорит искусство (8 ч.)
Теплые цвета.
Холодные цвета.
Что выражают теплые и холодные цвета?
Тихие цвета.
Что такое ритм пятен?
Ритм и движение пятен.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм линий и пятен, цвет – средства выразительности любой композиции.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе.
Предметные результаты
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода;
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
использовать навыки компоновки;
передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
Календарно – тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Кол-во часов | | Дата |
| Предметные | Метапредметные Личностные УУД УУД |
Раздел 1. Чем и как работают художники (8 ч.) РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (7 часов) |
1 | Три основные краски, строящие многоцветие мира. | Индивидуальная. Изображение цветов (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. | Уметь: - различать основные и составные цвета; - применять первичные живописные навыки; - использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по памяти и впечатлению. | Развитие композиционного мышления и воображения. | Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение | 1 | 04.09 | |
2 | Пять красок -все богатство цвета и тона. | Индивидуальная. Изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка. | Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь: - различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской; - использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по воображению; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. И. Левитан). | Развитие композиционного мышления и воображения, навыков построения композиции. | Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников. | 1 | 11.09 | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. Входная диагностическая работа. | Индивидуальная. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению). | Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь использовать художественные материалы (акварель) в живописи по памяти и впечатлению. | Овладение навыками построения композиции, создания творческих работ на основе собственного замысла, использо-вания художествен-ных материалов (пастель, мелки). | Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников. | 1 | 18.09 | |
4 | Выразительные возможности аппликации. | Парная, создание аппликации «Осенний листопад» по памяти и впечатлению. | Уметь: - сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество); - использовать художественные материалы (бумага) применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах. | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать технику аппликации. | | 1 | 25.09 | |
5 | Выразительные возможности графических материалов. | Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз. | Знать вид изобразительного искусства - графика. Уметь: - сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись); - применять средство художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти и впечатлению). | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, использовать художественные материалы (тушь, уголь). | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства. | 1 | 02.10 | |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. | Индивидуальная, лепка животных родного края по впечатлению. | Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, особенности ее восприятия. Уметь выполнять работы по лепке животных и птиц в объеме. | Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умение применять технологию лепки из одного куска путем вытягивания и вдавливания. | Умение адекватно воспринимать скульптурные произведения. | 1 | 09.10 | |
7 | Выразительные возможности бумаги. | Групповая, коллективная. Конструирование игровой площадки. | Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. | Умение использовать в индивидуальной и коллективной деятельности технику бумажной пластики. | Умение участвовать в диалоге, выполнять работы в смешанной технике (конструирование, аппликация, макетирование). | 1 | 16.10 | |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). | Индивидуальная. Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги. | Уметь: - применять основные средства художественной выразительности в творческих работах, навыки работы с «неожиданными» материалами, конструктивной фантазии и наблюдательности; - выполнять живописные упражнения. | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью композиции и материала, использовать «неожиданные» материалы в декоративных работах. | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. | 1 | 23.10 | |
Раздел 2. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (7 часов) Цель: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой. |
9 | Изображение и реальность. | Репродуктивная, объяснительно иллюстративная. | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительности в живописи (по памяти). | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. | 1 | 06.11 | |
10 | Изображение и фантазия. | Объяснительно-иллюстративная, продуктивная. | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению). | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. | Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства в рисунке. | 1 | 13.11 | |
11 | Украшение и реальность. | Объясни-тельно-иллюст-ративная, продуктивная | Уметь: - применять средство художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти); - понимать «язык» украшений. | Умение строить композиции, использовать художественные материалы (гелиевая ручка). | Умение участвовать в диалоге. | 1 | 20.11 | |
12 | Украшение и фантазия. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. | Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента. | Умение применять знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, использовать художественные материалы (гелиевая ручка). | Умение участвовать в диалоге. | 1 | 27.11 | |
13 | Постройка и реальность. | Репродуктивная, объяснительно иллюстративная, игровая. | Уметь: - применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; - использовать навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. | Развитие художественного объемно-пространственного мышления. | Умение участвовать в диалоге. | 1 | 04.12 | |
14 | Постройка и фантазия. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. | Уметь: - применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; - использовать навыки конструктивной работы с бумагой, фантазии и наблюдательности. | Развитие художественного объемно-пространственного мышления. | Умение участвовать в диалоге. | 1 | 11.12 | |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. | Уметь: - использовать художественные материалы (бумага) и технику бумагопластики; - применять основные средства художественной выразительности в декоративных и конструктивных работах. | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. | Умение вступать в общение друг с другом. | 1 | 18.12 | |
Раздел 3. О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО (11 часов) Цель: развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе. |
16 | Выражение характера изображаемых животных. | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная, игровая | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительности живописи (по воображению). | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства. | 1 | 25.12 | |
17 | Выражение характера человека в изображении; мужской образ. | Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. | Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительности в живописи; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов). | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибин) | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства. | 1 | 15.01 | |
18 i | Выражение характера человека в изображении; женский образ. | Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. | Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь, мелки); - применять основные средства художественной выразительности в живописи; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов). | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать художественные материалы (мелки), узнавать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибин). | Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. | 1 | 22.01 | |
19 | Образ человека и его характер, выраженный в объеме. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Знать вид произведений изобразительного искусства - скульптура. Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). | Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умения использовать художественные материалы (пластилин). | Умение участвовать в диалоге. | 1 | 29.01 | |
20 | Изображение природы в разных состояниях. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь: - различать и применять теплые и холодные цвета, - использовать художественные материалы (гуашь). | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. Айвазовский). | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, адекватно воспринимать художественные произведения. | 1 | 05.02 | |
21 | Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения. | Репродуктивная, объявительно-иллюстративная. | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах. | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. | Умение участвовать в диалоге, использовать источники информации. | 1 | 12.02 | |
22 | Выражение намерений через украшение. «Морской бой Салтана и пиратов». | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Уметь - различать и применять теплые и холодные цвета; - использовать художественные материалы (гуашь). | Умение построить композицию, формулировать собственный замысел. | | 1 | 19.02 | |
23 - 24 | Образ здания и его назначение. | Объяснительно иллюстративная, частично-поисковая. | Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. | Развитие художественного объемно-пространственного мышления. | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства. | 2 | 26.02 05.03 | |
25 - 26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение. | Игровая. | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). | | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге. | 2 | 12.03 19.03 | |
Раздел 4. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО (8 часов) Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве. |
27 | Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Уметь: - различать основные и составные, теплые и холодные цвета; - использовать художественные материалы (гуашь) | | Умение участвовать в диалоге. | 1 | 01.04 | |
28 | Цвет как средство выражения: «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета. | Объяснительно-иллюстративная, продуктивная. | Уметь: - различать основные и составные, теплые и холодные цвета; - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительности в живописи (по воображению). | Развитие композиционного мышления и воображения. | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства.. | 1 | 08.04 | |
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи. | Умение построения композиции. | Умение участвовать в диалоге. | 1 | 15.04 | |
30 | Линия как средство выражения: характер линий. | Объяснительно-иллюстративная, продуктивная. | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи. | Умение построения композиции. | Умение участвовать в диалоге. | 1 | 22.04 | |
31 | Ритм пятен как средство выражения. | Объясни- тельно- иллюстра- тивная, поисковая. | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительности (пятно) в творческой работе. | Умение построения композиции. | | 1 | 29.04 | |
32 | Пропорции выражают характер. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Уметь: - использовать художественные материалы (бумага); - применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. | Уметь передавать настроение в творческой работе с помощью конструирования. Творческий. | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства. | 1 | 06.05 | |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции средства выразительности. Итоговая диагностическая работа. | Продуктивная. | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь, акварель); - применять основные средства художественной выразительности в творческой работе. | Умение построения композиции, использования художественных материалов (восковых мелков). | Умение участвовать в диалоге. | 1 | 13.05 | |
34 | Обобщающий урок года. | Игровая. | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). | Умение анализировать результаты сравнения. | Умение участвовать в диалоге, вступать в общение друг с другом по поводу отношения к искусству. | 1 | 20.05 | |