СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» для учащихся 1 – 4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» для учащихся 1 – 4 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» для учащихся 1 – 4 классов»

 муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 72»





Утверждено приказом

№ от

Директор школы С.В. Курбанова Согласовано



Руководитель ШМО _____________

Протокол № 1 от г.





Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

для учащихся_1 – 4 классов

(класс, возраст)



2020 - 2021 учебный год



Шурыгина Е. А.







г. Ярославль

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления и предназначена для учащихся 1-4 классов. Группа формируется по запросам родителей, учителей и желанию самих детей. Программа рассчитана на 1 час в неделю. Программа включает в 1классе - 33 занятия, во 2 – 4 классах - по 34 занятия за учебный год.

Цель и задачи

Цель - развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний в практической деятельности.



Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные УУД:

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты:

  • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.

Результаты первого уровня:

  • Выполнение заданий, направленных на развитие познавательных способностей, под контролем учителя.

Результаты второго уровня:

  • Самостоятельное выполнение заданий, направленных на развитие познавательных способностей, и применение, полученных знаний в различных видах деятельности;

  • Освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.


Содержание программы


В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.


Содержание занятий


Название темы (раздела)

Содержание темы (раздела)

Формы деятельности

Виды деятельности

“Вводное занятие”


Знакомство детей с работой детей на учебный год. Проведение инструктажа по технике безопасности. Первичная диагностика.

Тестирование

Познавательная

“Развитие коммуникативных способностей”


Каждое занятие смонтировано по принципу сценария. Оно должно носить занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра — типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок.

На занятии дети должны чувствовать себя достаточно раскованно: свободно говорить, смеяться двигаться. Прилагаемые к урокам песни будут оживлять атмосферу занятий, создавать эмоциональный тонус, содействовать усвоению коммуникативных установок в конкретной ситуации общения. Эффективное восприятие материал; обеспечат картинки, работа с которыми может органически включаться занятие.

Викторины, познавательные игры, праздники

Игровая, досугово-развлекательная

“Развитие познавательных способностей”


Каждое занятие состоит не менее чем из 4 частей, каждая из которых представляет собой диагностические, развивающие тренинговые упражнения и игры.

Тренинговые упражнения и игры, детские исследовательские проекты.

Познавательная, проектная.

“Итоговое занятие”

Интеллектуальная викторина


Конкурсы эрудитов

Игровая, познавательная


Ведущие формы и виды деятельности:

формы деятельности

виды деятельности

Викторины, познавательные игры

игровая

Детские исследовательские проекты

проектная

Праздники

досугово-развлекательная.

Конкурсы эрудитов

познавательная


Тематическое планирование

1 класс

№ занятия

Развиваемые способности

Дата

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)


2

Развитие концентрации внимания.



3

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.


4

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.


5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.


6

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.


7

Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу


8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.


9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.


10

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.


11

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.


12

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.


13

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.


14

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу


15

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.


16

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графические диктанты


17

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.


18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант


19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.


20

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.


21

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу


22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант


23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант


24

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант


25

Тренировка слуховой памяти

Развитие мышления

Графический диктант


26

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления

Графический диктант


27

Развитие аналитических способностей

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант


28

Совершенствование воображения

Задания по перекладыванию спичек

Рисование по образцу


29

Развитие логического мышления

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант


30

Развитие концентрации внимания

Развитие мышления

Графический диктант


31

Тренировка внимания

Развитие мышления

Графические диктанты


32

Тренировка слуховой памяти

Познавательные игры


33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Интеллектуальная викторина





2 класс

№ занятия

Развиваемые способности

Дата

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.


2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать


3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать


4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать


5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать


6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать


7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.


8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать


9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать



10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать


11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать


12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать


13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать


14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.


15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать


16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать


17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать



18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать


19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать


20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать


21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.


22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать


23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать


24

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие способности рассуждать


25

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей


26

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать


27

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей


28

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек


29

Развитие быстроты реакции

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать


30

Развитие концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей


31

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать


32

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей


33

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать


34

Конкурс эрудитов




3 класс

№ занятия

Развиваемые способности

Дата

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.


2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


4

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи


5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи


7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.


8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи


14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.


15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи


21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.


22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


23

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


25

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи


26

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи


27

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи


28

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек


29

Развитие быстроты реакции, мышления

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи


30

Тренировка концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи


31

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи


32

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи


33

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи


34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Конкурс эрудитов.



4 класс

№ занятия

Развиваемые способности

Дата

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.


2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


4

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи


5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи


7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.


8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи


14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.


15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи


21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.


22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


23

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


25

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи


26

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи


27

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи


28

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек


29

Развитие быстроты реакции, мышления

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи


30

Тренировка концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи


31

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи


32

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи


33

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи


34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Интеллектуальная викторина среди параллели классов



Итоги освоения программы


Итогом освоения программы станет участие обучающихся в интеллектуальной викторине среди параллели классов.

Критерии для определения результатов занятий:

  • вовлеченность обучающихся в занятия (количественный состав и его сохранность в течение учебного года, сформированность активной позиции учеников на занятиях);

  • продуктивность занятий (умение выполнять элементы на двух уровнях сложности);

удовлетворенность участников внеурочной деятельности (учителя, обучающихся, родителей или законных представителей) занятиями, желание продолжать их.

Приемы и методы изучения: практические работы.

Материально-техническое обеспечение программы: рабочие тетради, интерактивная доска, канцелярские принадлежности





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!