Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Королев Московской области
«Гимназия №3»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель методического объединения ________________И.П.Голубева. Протокол № от «___» августа 2018 г. | «СОГЛАСОВАНО» Педагог-организатор по внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3» ________________И.А. Шукшина «_____» августа 2018 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Гимназия №3» ________________М.С.Бобылкина Приказ №________ от «_____» августа 2018 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
для 4 «В» класса
Направление: Художественно-эстетическое, научно-познавательное, духовно-нравственное, общественно-полезное.
Составитель: Голубниченко Наталья Ивановна,
учитель начальной школы
первой квалификационной категории
2018 – 2019 уч. г.
Структура программы курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»»
Пояснительная записка.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»».
Содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»».
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»».
I. Пояснительная записка
Составитель: Голубниченко Наталья Ивановна, учитель начальной школы первой квалификационной категории.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умницы и умники » составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ст.2 п.9, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373; в ред. приказа № 1576 от 31.12.2015 г., с учетом Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №3», положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3» от 30.08.2018.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» ориентирована на учащихся 4 -ых классов. Уровень изучения курса – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 8 учебных часа в неделю, что составляет 280 учебных часа в год.
Цель: развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Основными задачами реализации поставленной цели являются:
Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
II. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
Личностные результаты
Осмысливать основные критерии оценивания своей деятельности
Объективно оцентвать результаты деятельности
Формировать ответственность за свою деятельность
Проявлять интерес к способу решения и общему способу действия
Стремиться к самоизменению – приобретению новых знаний
Развивать доверия, готовности к сотрудничеству и дружбе.
Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений
Соблюдать правила поведения при сотрудничестве
Метапредметные результаты
Стимулировать учащихся к выражению собственного мнения
Уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности
Строить логические цепочки рассуждений. Доказательство.
Уметь сравнивать предметы, выделяя общие и отличительные признаки
Анализировать объекты с целью выделения общих признаков.
Уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности
Творчески использовать приобретенные знания и умения в своей деятельности
Адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников
Осуществлять организацию и планирование собственной деятельности
Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла
Использовать приобретенные знания и умения в своей деятельности.
Определять наиболее целесообразные способы выполнения работы.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Уметь договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности,
Адекватно оценить поведение окружающих в ходе решения совместной учебной задачи и собственное поведение
Уметь сопоставлять явления и факты; выделять главное; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
Учиться в диалоге понимать вопросы учителя, собеседника и отвечать в соответствии с правилами речевого этикета
Уметь прогнозировать результат вычисления
Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе
Уметь выражать свое мнение и аргументировать его
Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
III. Содержание программы по внеурочной деятельности
При реализации программы используются различные методы обучения:
• словесные – рассказ, объяснение нового материала;
• наглядные – демонстрация иллюстративного материала;
• практические –тесты, соревнования, конкурсы.
Организация работы групповая, индивидуальная.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.
Начало работа по разделу включает знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть
Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе.
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место.
№ п/п | Вид программного материала | Формы организации деятельности | Виды деятельности | Количество часов |
1 | | кружок | познавательная | 138 |
2 | | кружок | познавательная | 70 |
3 | | кружок | познавательная | 46 |
4 | | кружок | познавательная | 26 |
| Итого | | | 280 часа |
IV. Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы» в 4 «В» классе
| | Дата |
№ п/п | Тема урока | План | Факт |
1-2 | Выявление уровня развития воображения, памяти и мышления | | |
3-4 | Развитие концентрации внимания | | |
5-6 | Логические задачи на развитие аналитических способностей. | | |
7-8 | Не верь глазам своим. Тренировка внимания. Логически-поисковые задания | | |
9-10 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания | | |
11-13(3) | Поиск закономерностей. Учись решать, стараясь рассуждать | | |
14 | Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей | | |
15-18 (4) | Книги о животных | | |
19-24(6) | Решение комбинаторных задач с опорой на таблицу. | | |
25-26 | Заполни кроссворд | | |
27-28 | Символы | | |
29-30 | Заголовки | | |
31-32 | Эмоции и настроения | | |
33-36(4) | Учимся решать олимпиадные задания | | |
37-40(4) | Умеем ли мы общаться (обобщение по теме «Уроки общения) Слуховые ощущения. 41-Наблюдательность. Памятью | | |
41-44(4) | Что такое мышление. Мышление образное и абстрактное. | | |
45-46 | Игры на развитие творческого мышления | | |
47 | Волшебные свойства бумаги. История возникновения и развития оригами. | | |
48 | Виды оригами. | | |
49-50 | Складывание из прямоугольника. | | |
51-52 | Складывание из квадрата динамических игрушек. | | |
53-54 | Фигуры вокруг нас. | | |
55-56 | Профилактика игровой и компьютерной зависимости детей | | |
57-58 | Школа и школьные правила | | |
59-60 | Игра – практикум «Как подружиться с полицией» | | |
61-62 | Я расту и взрослею. | | |
63-64 | Моделирование отношения в виде схем, с использованием отрезков. | | |
65-66 | Истинные и ложные высказывания. Анализ гипотез. | | |
67-68 | Коррекция мышления и мыслительных операций. Упражнение «Закончи предложение» | | |
69-70 | Спокойствие. Учимся правильно дышать | | |
71-72 | Составление логических задач. | | |
73-74 | Развитие рефлексивных навыков" Упражнение «Рисуем в воздухе», «Пальчиковые игры» | | |
75-76 | Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре". | | |
77-78 | Развитие внимания. Логически-поисковые задания | | |
79-80 | Зоркий глаз. Тренируем внимание | | |
81-82 | Тренируем внимание. Учись решать, стараясь рассуждать | | |
83-86 (4) | Мозговой штурм. Тренируем зрительную память. | | |
87-88 | Фразеологизмы. Логически – поисковые задания | | |
89-92(4) | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | | |
93-96(4) | Игра «Калейдоскоп». Загадки. Ребусы. Кроссворды | | |
97-98 | Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей | | |
99-100 | Конкурс эрудитов | | |
101-104 (4) | Волшебные нити. Совершенствование воображения, логически-поисковые задания | | |
105-106 | Не верь глазам своим. Развиваем внимание | | |
107-108 | Зоркий глаз. Тренируем внимание | | |
109-110 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | | |
111-112 | Развиваем слуховую память Развитие мышления. | | |
113-114 | Фразеологизмы. Логически – поисковые задания | | |
115-116 | Волшебное зеркало. Тренируем зрительную память | | |
117-118 | Изографы. Совершенствование воображения. Задания со спичками | | |
119-120 | Страна советов. Развитие быстроты реакции | | |
121-124 (4) | Логически – поисковые задачи. Учись решать, стараясь рассуждать | | |
125-126 | Кто самый глазастый? Развиваем внимание | | |
127-128 | Логически – поисковые задачи. Учись решать, стараясь рассуждать | | |
129-130 | Карусель. Тренируем внимание | | |
131-134 | Учимся решать олимпиадные задания | | |
135-136 | «Мы сами с ушами». Развиваем слуховую память. | | |
137-138 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | | |
139-140 | Поиск закономерностей | | |
141-142 | Совершенствование воображения. | | |
143-146 | Задания по перекладыванию спичек. Логические и поисковые задания | | |
147-148 | Развитие памяти, внимания, мышления, логики. | | |
149-152 (4) | Совершенствование мыслительных операций. | | |
153-154 | Тренировка слуховой памяти | | |
155-158 | Развитие умения решать нестандартные задачи | | |
159-160 | Развитие быстроты реакции, мышления | | |
161-164 (4) | Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | | |
165-168 (4) | Книги о твоих ровесниках | | |
169-170 | Тренировка слуховой памяти. Ответь на вопросы. Игра «Расшифруй пословицу». | | |
171-172 | Эстафета. Развитие быстроты реакции. | | |
173-176 (4) | Моделирование как способ решения логических задач. | | |
177-178 | Работа с таблицей. | | |
179-180 | Необычные превращения обычных предметов | | |
181-184 | Газетный репортаж | | |
185-188 | Треугольный конструктор | | |
189-190 | Взгляд с другой стороны | | |
191-194 | Книги о детях войны | | |
195-198 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Комбинаторные задачи. Графический диктант. | | |
199-200 | Перевертыши | | |
201-202 | Перепутанные сказки | | |
203-204 | Как поднять настроение | | |
205-208 (4) | Учимся решать олимпиадные задания | | |
209-212 (4) | Анализ круговых диаграмм и графиков. Столбчатые диаграммы – вычисления. | | |
213-214 | Кто я в мире взрослых. Обязанности мои и окружающих людей. Мышление (сравнение). | | |
215-216 | Общая артикуляционная гимнастика. | | |
217-218 | Развитие коммуникативных способностей у обучающихся. Упражнение «Улыбка» | | |
219-222 | Решение логических задач методом исключения. | | |
223-224 | Что такое пространство | | |
225-226 | Что такое пространственное представление. | | |
227-228 | Что такое умозаключение. | | |
229-230 | Игры на нахождение и построение умозаключений. | | |
231-231 | Дорисуй, нарисуй, раскрась. | | |
232-235 | Учимся решать олимпиадные задания | | |
236-237 | Что мы узнаем о книге с титульного листа? | | |
238-239 | Работа с текстовой и графической информацией. | | |
240-241 | Учись решать, стараясь рассуждать | | |
242-243 | Заполни кроссворд | | |
244-245 | Совершенствование мыслительных операций. | | |
246-247 | Составление логических задач. | | |
248-249 | «Мозговой штурм» | | |
250-251 | Коррекция памяти. Упражнение «Цветы», «Составь рассказ из слов» | | |
252-253 | Обонятельная и вкусовая память. | | |
254-255 | Обонятельные и вкусовые представления при запоминании | | |
256-257 | Тренинг «Колокольчики добра» | | |
258-259 | Пространственные отношения «слева», «справа», «между». | | |
260-261 | Геометрические формы в окружающих предметах. | | |
262-263 | Угадай героя. | | |
264-265 | Тренировка зрительной памяти | | |
266-267 | Развитие мышления | | |
268-269 | Общая артикуляционная гимнастика. | | |
270-271 | Осознание ответственности за свое поведение. Выбор жизненного пути. | | |
272-273 | Моё близкое будущее – 5 класс. | | |
274-275 | Что нового ждёт меня в 5 классе. | | |
276-278 | Мой путь к успеху. | | |
27-280 | Итоговое занятие | | |
| | | |