Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.К. Горбанева
Россошанского района Воронежской области
| «Рассмотрено» На заседании МСШ Протокол № ___ от «____»____________2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________ Нардова М.В. «____»____________2017 г. | «Утверждено» Директор МКОУ Поповская СОШ _____________Иващенко Н.В. . Приказ № ___ от «___»____2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Математический практикум»
(коррекционный курс)
7 класса
Составитель: Кулинич Алла Александровна
2017 - 2018 уч. год.
Пояснительная записка
Учебный предмет «Математический практикум» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) для работы с учащимися 7 классов и предусматривает повторное и параллельное с основным предметом «Математика» рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с историей, физикой).
Рабочая программа учебного предмета «Математический практикум» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Учебного плана МКОУ Поповская СОШ на 2017-2018 учебный год.
Учебниках «Алгебра 7» авторов: Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. и «Геометрия 7 – 9», автора: А.В. Погорелов.
Кроме этого, рабочая программа предмета ориентирована на материалы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)
Психологические исследования проблемы обучения решению задач показывают, что основная причина несформированности у учащихся общих умений и способностей в решении задач кроется в отсутствии постоянного анализа собственной деятельности, выделения в ней общих методов действий и их теоретических основ.
Основная цель предмета «Математический практикум» – научить решать (любые) задачи, научить работать с задачей, анализировать каждую задачу и процесс ее решения, выделяя из него общие приемы и способы, т.е., научить такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, исследования, а ее решение – как объект конструирования и изобретения. Таким образом, изучение предмета будет способствовать формированию основных способов математической деятельности.
Кроме того, целями предмета ставятся:
- совершенствование общеучебных навыков и умений, приобретенных учащимися ранее;
- целенаправленное повторение ранее изученного материала;
- развитие формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющих уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатики и др.)
- усвоение аппарата уравнений как основного средства математического моделирования прикладных задач;
Необходимо отметить, что в данном курсе высока доля самостоятельности учащихся, как на самом занятии, так и во время выполнения домашнего практикума.
Задачи предмета:
1) дать ученику возможность проанализировать свои способности;
2) оказать ученику индивидуальную и систематическую помощь при повторении ранее изученных материалов по математике, а также при решении задач двумя основными способами: арифметическим и алгебраическим.
3) подготовить учащихся к самостоятельному решению математических задач;
Функции учебного предмета:
ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
компенсация недостатков обучения по математике.
Методы и формы обучения
Методы и формы обучения определяются требованиями с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. В связи с этим основные приоритеты методики изучения учебного курса:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Рекомендованно использовать такие формы работы как дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального домашнего задания. Возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, «защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме. Таким образом, данный учебный курс не исключает возможности проектной деятельности учащихся во внеурочное время. Итогом такой деятельности могут быть творческие работы: стихотворения, рисунки и т.д.
Предлагаемый предмет является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе кореекционной подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что, несомненно.
Основная функция учителя в данном предмете состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Предмет «Математический практикум» делится на три части:
Часть 1. Решение текстовых задач (16 часов). Здесь даются общие сведения о задачах и их решении, рассматриваются общие методы анализа задачи и поиска решения. Книга Шевкина А.В. Текстовые задачи: 7 – 11 классы: Учебное пособие по математике. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2003
Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс /Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович и др. – 5-е и послд. Изд. – М.: Дрофа, 2000.
Часть 2. Введение в теорию вероятности (8 часов). Эта часть посвящена решению задач по теории вероятности из разделов «События и их вероятности», «Комбинаторные задачи». Основой стала книга Н. Виленкин, В. Потапов. Задачник-практикум по теории вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики (http://math-portal.ru/vilenkinnaymyakovl)
Часть 3. Уравнения. Системы уравнений.(11 часов). В данной части рассматриваются модуль действительногочисла, линейное уравнение и системы линейных уравнений с двумя переменными.
Особенность принятого подхода учебного предмета «Математический практикум» состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики.
Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, решать интересные задачи.
Этот предмет предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.
Ожидаемый результат
учащийся должен
знать/понимать:
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости применения моделирования;
значение математики как науки;
значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
уметь:
решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть)
Начинается предмет с ознакомительной вводной лекции «Схематизация и моделирование при решении текстовых задач». Здесь же возможно входное тестирование, цели которого:
Составить представление учителя об уровне базовых знаний учащихся, выбравших курс.
Коррекция в связи с этим уровня подачи материала по данному курсу.
Методические рекомендации по реализации программы.
Основным дидактическим средством для предлагаемого предмета являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников или составлены самим учителем.
Планирование занятий
(35 часов в год, 1 раз в неделю)
| № урока | Тема занятия | Дата проведения | Примечание |
| По плану | Фактически |
| 1. | Схематизация и моделирование при решении текстовых задач | | | |
| 2. | Схематизация и моделирование при решении текстовых задач | | | |
| 3. | Задачи на совместную работу («на бассейны», совместное движение) | | | |
| 4. | Задачи на совместную работу («на бассейны», совместное движение) | | | |
| 5. | Задачи на совместную работу («на бассейны», совместное движение) | | | |
| 6. | Задачи на среднюю скорость движения | | | |
| 7. | Задачи на среднюю скорость движения | | | |
| 8. | Задачи на движение по реке | | | |
| 9. | Задачи на движение по реке | | | |
| 10. | Задачи на смеси | | | |
| 11. | Задачи на смеси | | | |
| 12. | Задачи на смеси | | | |
| 13. | Задачи на доли и проценты | | | |
| 14. | Задачи на доли и проценты | | | |
| 15. | События и их вероятности | | | |
| 16. | События и их вероятности | | | |
| 17. | События и их вероятности | | | |
| 18. | Комбинаторные задачи | | | |
| 19. | Комбинаторные задачи | | | |
| 20. | Комбинаторные задачи | | | |
| 21. | Линейные уравнения, сущность их решения | | | |
| 22. | Линейные уравнения, сущность их решения | | | |
| 23. | Решение рациональных уравнений методом разложения на множители | | | |
| 24. | Решение рациональных уравнений методом разложения на множители | | | |
| 25. | Решение задач с помощью линейных уравнений | | | |
| 26. | Системы уравнений | | | |
| 27. | Системы уравнений | | | |
| 28. | Системы уравнений | | | |
| 29. | Системы уравнений | | | |
| 30. | Решение задач с помощью систем уравнений | | | |
| 31. | Решение задач с помощью систем уравнений | | | |
| 32. | Решение задач с помощью систем уравнений | | | |
| 33. | Решение задач с помощью систем уравнений | | | |
| 34. | Решение задач с помощью систем уравнений | | | |
| 35. | Решение задач с помощью систем уравнений | | | |
Список рекомендованной литературы:
Виленкин Н., Потапов В. Задачник-практикум по теории вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики (http://math-portal.ru/vilenkinnaymyakovl)
Кочагин В.В., Алгебра: 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь – М.: Эксмо, 2007
Пичурин Л.Ф. «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990.
Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс /Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович и др. – 5-е и послд. Изд. – М.: Дрофа, 2000.
Талицкий и М.Л. др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 1999.
Тлейзер. Г.И. «История математики в школе VII –VIII Кл.». Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982
Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
Шарыгин И.Ф. Математика. Для поступающих в Вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 1997
Шевкин А.В. Текстовые задачи: 7 – 11 классы: Учебное пособие по математике. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2003
Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5 – 6 классах: Методическое пособие для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2001
Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.. ГИА 2009, Алгебра. Тематическая рабочая тетрадь. 9 класс (новая форма) – М.: Издательство «Экзамен», МЦННМО, 2009