СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "окружающий природный мир" 1-4класс для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для детей с ОВЗ, вариант обучения 9.2 (с тяжелыми нарушениями) по предмету "Окружающий природный мир" с представленным планированием разработанным на все года обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "окружающий природный мир" 1-4класс для детей с ОВЗ»




Рабочая программа учебного курса
«Окружающий природный мир»

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 2)

на 2020-2021 учебный год

1-4 классы



Составили:

учителя начального общего образования СП № 4



Москва

2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

2. Содержание учебного предмета

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на

освоение каждой темы





















































  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные:

  • освоение доступной социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуация;

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.



Предметные результаты


Достаточный уровень:

Минимальный уровень:

1. Временные представления.

1. Временные представления.

Соотнесение частей суток с видами деятельности

Узнавание (различение) дней недели

Узнавание (различение) дней недели

Представление о неделе как о последовательности 7 дней

Представление о неделе как о последовательности 7 дней

Различение выходных и рабочих дней

Различение выходных и рабочих дней

Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам

Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности

Представление о годе как о последовательности сезонов

Узнавание (различение) месяцев.


Представление о годе как о последовательности 12 месяцев

Соотнесение месяцев с временами года

Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.)

Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.)

Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам

Представление о годе как о последовательности сезонов

2. Животный мир:

2. Животный мир:

Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши)

Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши)

Знание строения птицы

Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова)

Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни

Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль)

Знание питания птиц

Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан)

Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова)


Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль)

Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы»

Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы»

Знание значения птиц в жизни человека, в природе

Знание значения птиц в жизни человека, в природе

Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан)

Знание значения птиц в жизни человека, в природе

3. Объекты природы:

3. Объекты природы:

Узнавание Солнца

Узнавание Солнца

Знание значения солнца в жизни человека и в природе

Узнавание Луны

Узнавание Луны

Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда)

Знание значения луны в жизни человека и в природе

Узнавание глобуса – модели Земли

Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда)

Различение земли, неба

Узнавание изображения Земли из космоса

Определение месторасположения земли и неба

Узнавание глобуса – модели Земли

Определение месторасположения объектов на земле и небе

Знание свойств воздуха


Знание значение воздуха в природе и жизни человека

Различение земли, неба

Определение месторасположения земли и неба

Определение месторасположения объектов на земле и небе

4. Растительный мир:

4. Растительный мир:

Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан)

Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан)

Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья)

Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива)

Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива)

Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев

Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев

Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник)

Знание значения деревьев в природе и жизни человека

Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху)

Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник)

Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху)

Знание особенностей внешнего строения кустарника

Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху)

Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников

Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду

Знание значения кустарников в природе и жизни человека


Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху)


Различение съедобных и несъедобных частей фрукта


Знание значения фруктов в жизни человека


Знание способов переработки фруктов


Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху)


Различение съедобных и несъедобных частей овоща


Знание значения овощей в жизни человека


Знание способов переработки овощей


Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху)


Различение лесных и садовых ягод


Знание значения ягод в жизни человека


Знание способов переработки ягод


Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду


Знание строения гриба (ножка, шляпка


Различение съедобных и несъедобных грибов


Знание значения грибов в природе и жизни человека


Знание способов переработки грибов






























2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Программа представлена следующими разделами:

  • «Растительный мир»

  • «Животный мир»

  • «Временные представления»

  • «Объекты неживой природы»

Растительный мир.

  • Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).

  • Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.

  • Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).

  • Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.


Животный мир.

  • Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

  • Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).

  • Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил, тигр). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).



Объекты природы.

  • Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.

  • Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.


Временные представления.

  • Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.  












3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата

Осень. Растительный и животный мир.

27 часов

1

«Осень – начало учебного года». Месяц – сентябрь.

1


2

Сентябрь – сбор урожая. Д/и «Что нам осень принесла»

1


3

Осенние месяцы. Отличительные признаки.

1


4

Дары осени: лук, картофель, морковь.

1


5

Дары осени: тыква, кабачок, перец.

1


6

Дары осени: свекла, репа, редис.

1


7

Обобщение по теме «Овощи». Лото.

1


8

Дары осени: яблоко, банан, груша.

1


9

Дары осени: лимон, апельсин, мандарин.

1


10

Дары осени: персик, абрикос, киви.

1


11

Обобщение по теме «Фрукты». Настольные игры.

1


12

Д/и «Овощи – фрукты»

1


13

Строение гриба (ножка, шляпка).

1


14

Грибы: белый гриб, мухомор.

1


15

Грибы: подберёзовик, лисичка. Д/и «По грибы».

1


17

«Золотая осень». Явление природы - листопад.

1


18

Занятия и труд людей осенью.

1


19

Одежда и обувь человека осенью.

1


20

Ноябрь - последний месяц осени.

1


21

Какие бывают растения?

1


22

Дерево: берёза, ель.

1


23

Кустарники. Крыжовник, смородина.

1


24

Трава. Значение в растительном мире.

1


25

Растения осенью. Явления природы: листопад.

1


26

Птицы. Воробей, голубь.

1


27

Птицы осенью.

1


Объекты и явления неживой природы.

9 часов

28

Солнце.

1


29

Луна.

1


30

Влияние солнца и луны на природу и человека.

1


31

Звезды.

1


32

Небо - облака.

1


33

Явления природы: дождь.

1


34

Явление природы: снег, снегопад.

1


35

Явление природы: метель.

1


36

Явление природы:  лед.

1


Временные представления.

8 часов

37

Время суток: день.

1


38

Время суток: ночь.

1


39

Время суток: утро.

1


40

Время суток: вечер. Д/и «Утро, вечер, день, ночь»

1


42

Время года – зима.

1


43

Сравнение осени и зимы.

1


44

Зимние месяцы. Последовательность.

1


Зима. Растительный и животный мир.

13 часов

45

Одежда и обувь человека зимой.

1


46

Занятия людей зимой.

1


47

Зимние забавы. Дидактические игры по теме.

1


48

Деревья зимой:  дуб, клён, осина.

1


49

Деревья зимой: сосна, ива, каштан.

1


50

Обобщение “Деревья”

1


51

Части дерева (корни, ствол, ветки, листья).

1


52

Птицы. Ворона, дятел.

1


53

Птицы. Синица, снегирь, сова.

1


54

Обобщение “Зимующие птицы”

1


55

Животные. Название, отличительные признаки.

1


56

Животные. Медведь, еж.

1


57

Животные. Белка, лиса, волк.

1


Весна. Растительный и животный мир.

7 часов

59

Весна. Весенние месяцы.

1


60

Одежда и обувь человека зимой.

1


61

Занятия людей зимой.

1


62

Деревья весной.

1


63

Птицы весной. Понятие – перелетные: ласточка, скворец.

1


64

Дикие животные весной.

1


65

Время года – лето, сравнение с весной.

1


Объекты и явления неживой природы.

4 часа

66

Земля – почва.



67

Различение земли, неба и их месторасположения.



68

Вода. Значение воды в природе и жизни человека.



69

Воздух. Значение воздуха в природе и жизни человека.



Повторение.

3 часа

66

Времена года. Последовательность, сравнение растительного и животного мира.



67

Птицы и животные. Дидактические игры по теме.



68

Объекты и явления неживой природы.









2 класс

п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата

Объекты и явления неживой природы.

10 часов

1

Исследование природных объектов. Вода. Свойства воды.

1


2

Значение воды для живой природы.

1


3

Исследование природных объектов. Песок. Свойства песка. Использование песка человеком.

1


5

Исследование природных объектов. Земля и глина. Сходства и различия.

1


6

Исследование природных объектов. Камни. Свойства и внешний вид камней.

1


7

Обобщение по теме «Природные объекты». Эксперимент.

1


8

Явления природы: гром, гроза.

1


9

Явления природы: дождь, радуга, туман.

1


10

Явление природы: понятие – осадки.

1


11

Д/и «Когда это бывает?»

1


Осень. Растительный мир.

16 часов

12

Осень – изменения в природе, осенние месяцы.

1


13

Осенний лес. Значение леса в жизни человека, лесные жители.

1


14

Что растёт в лесу? Грибы: подосиновик, опенок.

1


15

Грибы: поганка, вешенка, шампиньон.

1


16

Съедобные и несъедобные грибы.

1


17

Ягоды: малина, земляника.

1


18

Ягоды: брусника, клюква.

1


19

Д/и «По грибы, по ягоды». Обобщение.

1


20

Садовые ягоды. Смородина, крыжовник.

1


21

Садовые ягоды. Клубника, вишня.

1


22

Узнавание и различие ягод по вкусу, запаху.

1


23

Фрукты. Различие по цвету, вкусу, запаху.

1


24

Практикум. Узнавание и различие фруктов по вкусу, запаху.

1


25

Овощи. Различие по цвету, вкусу, запаху.

1


26

Практикум. Узнавание и различие овощей по вкусу, запаху.

1


27

Сад и огород. Труд людей осенью.

1


Осень. Животный мир.

10 часов

28

Птицы: аист, ласточка, дикая утка.

1


29

Птицы: дикий гусь, грач, журавль.

1


30

Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы».

1


31

Объединение перелетных птиц в группу «зимующие птицы».

1


32

Корова. Значение в жизни человека.

1


33

Свинья. Значение в жизни человека.

1


34

Кошка. Значение в жизни человека.

1


35

Собака. Значение в жизни человека.

1


37

Домашние животные и их животные. Дидактические игры.

1


38

Разучивание четверостишей о домашних животных.

1


Временные представления.

5 часов

39

Сутки. Деятельность человека в разное время суток.

1


40

Дни недели, их последовательность.

1


41

Дни недели. Понятия – будни, выходные.

1


42

Время года – зима. Зимние месяцы. Д/и «Осень, зима»

1


44

Знакомство с календарем. Практические действия

1


Зима.

5 часов

45

Зимние явления природы. Правила безопасности в зимний период.



46

Зимние забавы и традиции. Слайд – шоу. Загадки о зиме.

1


47

Одежда и обувь зимой. Правила ухода и хранения.

1


49

Деревья зимой. Понятие – лиственные. Хвойные деревья – ель, сосна.

1


50

Кустарники: орешник, шиповник. Особенности внешнего строения.

1


51

Обобщение: «Деревья, кустарники»

1


Весна. Растительный и животный мир.

8 часов

52

Весна – пробуждение природы. Весенние месяцы.

1


53

Весенние даты. Практические действия с календарем.

1


54

Внешний вид деревьев и кустарников весной. Трава. Значение растений в городе. Наблюдение, эксперимент.

1


55

Животные: кабан, лось, барсук, олень.

1


56

Объединение животных в группу «Дикие животные».

1


57

Жизнь диких животных в разное время года.

1


58

Детеныши диких животных.

1


59

Сходства и различия домашних и диких животных.

1


Объекты и явления неживой природы.

4 часа

60

Вода - 3 состояния воды. Эксперимент.

1


61

Вода в природе. Слайд – шоу.

1


62

Узнавание водоема (море, река, озеро, пруд).

1


63

Правила безопасности на воде. Значение водоемов в жизни человека.

1


Водный мир.

4 часа

60

Рыбы. Щука, окунь.

1


61

Морские животные. Кит, акула, дельфин.

1


62

Водоплавающие птицы (лебедь, утка).

1


63

Сравнение обычных птиц с водоплавающими.

1


Лето.

5 часов

64

Время года – лето. Летние месяцы. Животный и растительный мир летом.

1


65

Что растет в лесу? Викторина.

1


66

Летние каникулы. Правила безопасности.

1


67

Повторение пройденного в дидактических играх.

1


68

Повторение пройденного в дидактических играх.

1






3 класс


п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата

Осень. Растительный мир.

26 часов

1

Осень. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе.

1


2

Занятия и труд людей осенью (зимой, весной, летом). Труд людей в саду и огородев зависимости от времени года.

1


3

Фрукты: яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви.

1


4

Различение съедобных и несъедобных частей фруктов.

1


5

Овощи: лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец

1


6

Различение съедобных и несъедобных частей овощей.

1


7

Ягоды: смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква)

1


8

Различение лесных и садовых ягод.

1


9

Грибы: белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон. Использование в пищу.

1


10

Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду.

1


11

Знание строения гриба (ножка, шляпка).

1


12

Различение съедобных и несъедобных грибов. Д/и по теме.

1


13

Сравнение зверей и птиц по предметным картинкам

1


14

Строение животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши).

1


15

Строение животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши)

1


16

Кто такие птицы? Отличия птиц от других групп животных.

1


17

Домашние птицы: курица (петух), утка. Их детеныши, значение для человека.

1


18

Домашние птицы: гусь, индюк. Их детеныши, значение для человека.

1


19

Д/и «Птичий двор»

1


20

Птицы - дикие и домашние.

Перелетные и неперелетные птицы. Значение птиц в природе.

1


21

Строение птицы. Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова)

1


22

Строение птицы. Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова)

1


23

Птицы: перелетные, зимующие, водоплавающие. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни.

1


24

Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль)

1


25

Сходства и различия диких и домашних животных, их роль в

жизни человека


1


26

Обобщающий урок: «Животные и птицы».

1


Объекты и явления неживой природы.

7 часов

27

Солнце и Луна. Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе.

1


28

Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда)

1


29

Планета и звезды. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда).

1


30

Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли

1


31

Формы земной поверхности (горы, равнины).

1


32

Формы земной поверхности (овраги, водоёмы).

1


33

Значение горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека.

1


Временные представления.

8 часов

35

Определение частей суток по расположению солнца.

1


36

Соотнесение частей суток с видами деятельности.

1


37

Представление о неделе как о последовательности 7 дней.

1


38

Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.

1


39

Зима. Зимние месяцы и явления. Продолжительность дня и ночи зимой.

1


40

Смена времен года в зависимости от расположения земли к солнцу.

1


41

Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.

1


42

Календарь (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре.

1


Животный мир холодного пояса Земли.

4 часов

44

Холодный пояс Земли, понятие. Особенности растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Документальный фильм по теме.

1


45

Животные холодного пояса: белый медведь, пингвин. Питание, строение и способы их передвижения.

1


46

Животные холодного пояса: олень, песец. Питание, строение и способы их передвижения.

1


47

Животные холодного пояса: тюлень, морж. Питание, строение и способы их передвижения.

1


Животный мир жаркого пояса Земли.

5 часов

49

Жаркий пояс Земли, понятие. Особенности растений природных зон жаркого пояса (кактус, пальма, верблюжья колючка, лиана, бамбук). Документальный фильм по теме

1


50

Животные жаркого пояса: верблюд, лев, слон.

1


51

Животные жаркого пояса: жираф, зебра, черепаха.

1


52

Животные жаркого пояса: носорог, обезьяна, бегемот.

1


53

Животные жаркого пояса: крокодил, тигр.

1


Весна. Растительный мир.

9 часов

54

Весна. Весенние месяцы и явления. Продолжительность дня и ночи, значение в природе.

1


55

Лиственные деревья весной.

1


56

Хвойные деревья. Сравнение хвойных и лиственных деревьев в разные времена года.

1


57

Плодовые деревья (яблоня, груша, вишня, слива).

1


58

Значение плодовых деревьев. Внешний вид в разные времена года. Деятельность человека в саду.

1


59

Сравнение плодовых и обычных деревьев.

1


60

Значение деревьев в природе и жизни человека. 

1


61

Кустарники, лесные и садовые (ягоды кустарников – съедобные, несъедобные)

1


62

Значения кустарников в природе и жизни человека.

1


Лето.

7 часов

59

Лето. Летние месяцы. Составление рассказа по серии картин.



60

Летние явления в природе. Правила безопасности.

1


61

Одежда летом, занятия людей.

1


62

Летний луг. Растения и значение луга в природе.

1


63

Насекомые (жук, бабочка, стрекоза).

1


64

Насекомые (муравей, кузнечик, муха, комар).

1


65

Насекомые. Строение, питание, способы передвижения. Значение насекомых в природе.

1


Повторение.

2 часа

67

Узнавание времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.

1


68

Д/и «Зоопарк»

1








4 класс


п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата

Осень. Растительный мир и животный мир.

30 часов

1

Осень. Практические действия с календарем, соотнесение месяцев осени с предметными картинами.

1


2

Садовые цветочно-декоративные растения (астра, гладиолус, георгин).

1


3

Садовые цветочно-декоративные растения (тюльпан, нарцисс, роза).

1


4

Садовые цветочно-декоративные растения (лилия, пион, гвоздика).

1


5

Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем  года. Клумба, деятельность человека. Значение цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека

1


7

Сравнение садовых цветов с дикорастущими.

1


8

Зерновые культуры (пшеница, просо, ячмень).

1


9

Зерновые культуры (рожь, кукуруза, горох).

1


10

Зерновые культуры (фасоль, бобы).

1


11

Значение зерновых культур в жизни человека. Выращивание зерновых культур.

1


13

Культурные травянистые растения.

1


14

Петрушка, укроп, базилик.

1


15

Кориандр, мята.

1


16

Значение культурных травянистых растений.

1


17

Выращивание культурных травянистых растений.

1


18

Изменения в жизни растений осенью.

1


19

Изменения в животных и птиц осенью.

1


20

Изменения в жизни человека осенью.

1


21

Труд людей в саду и огороде.

1


22

Изменения в жизни растений осенью.

1


23

Фрукты. Значение фруктов в жизни человека.

1


24

Способы переработки фруктов. Что можно приготовить из фруктов?

1


26

Приготовление блюд из фруктов и их дегустация.

1


27

Овощи. Значение овощей в жизни человека.

1


28

Способы переработки овощей.

1


29

Что можно приготовить из овощей?

1


30

Приготовление блюд из овощей и их дегустация.


1


Объекты и явления неживой природы.

12 часов

31

Глобус – модель земли. Практические действия в определении растительности, водоемов, горных поверхностей.

1


32

Богатство навей планеты. Понятие о полезных ископаемых (уголь, нефть, золото)

1


33

Полезные ископаемые (известняк, песок, гранит).

1


34

Способы добычи полезных ископаемых, значение для людей.

1


35

Огонь. Свойства огня.

1


36

Значение огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.

1


37

Космос – пространство вокруг Земли. Космические объекты и деятельность человека. Документальный фильм.

1


38

Погода - параметры погоды, отличительные признаки в разные времена года.

1


39

Вода в природе. Осадки и явления природы, их сопровождающие.

1


40

Воздух в природе. Ветер, его характеристики.

1


41

Температура воздуха в разные времена года. Влияние на природу и жизнь человека.

1


42

Рассказ о погоде текущего дня. Календарь природы.

1


Временные представления.

4 часа

43

Сутки, последовательность. Значение в природе и жизни человека.

1


44

Неделя – 7 суток. 4 недели – 1 месяц. Практические действия с календарем.

1


45

Год – 12 месяцев. Название месяцев, последовательность.

1


46

Просмотр м/ф « 12 месяцев»

1


Животный и растительный мир человека.

5 часов

47

Животные, живущие в квартире (кошка, собака).

1


48

Животные, живущие в квартире (декоративные птицы, аквариумные рыбки).

1


49

Животные, живущие в квартире (черепахи, хомяки).

1


50

Особенности ухода (питание, содержание). Правила безопасного обращения с животными.

1


51

Д/и «Мой питомец»

1


52

Комнатные растения. Значение для человека, правила ухода.

1


53

Практикум. Уход за комнатными растениями.

1


54

Лекарственные растения на подоконнике (алоэ, каланхоэ).

1


55

Лекарственные растения в природе. Зверобой, ромашка, календула. Значение лекарственных растений в жизни человека.

1


Весна.

9 часов

57

Весна пришла. Изменение в жизни животных и растений.



58

Значение диких животных в жизни человека, в природе.

1


59

Значение птиц в жизни человека, в природе.

1


60

Забота людей о диких животных и птицах.

1


61

Дикорастущие травянистые растения, первоцветы.

1


62

Одуванчик, подорожник, крапива.

1


63

Значение трав в жизни человека.

1


64

Сравнение культурных и дикорастущих трав.

1


65

Экскурсия – наблюдение за сезонными изменениями «Весна – красна»

1


Лето.

4 часа

62

Лето – место месяцев на календаре, деятельность человека в зависимости от времени года.

1


63

Лес летом. Жизнь насекомых, птиц, животных.

1


64

Лес – лиственные и хвойные деревья. Их значение в природе и жизни человека.

1


65

Дары леса – ягоды и грибы. Их значение в природе и жизни человека.

1


66

Берегите лес. Экология и безопасность.



Повторение.

2 часа

67

Повторение пройденного в дидактических играх.



68

Повторение пройденного в дидактических играх.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!