СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Региональный технический колледж в г. Мирный»

филиал «Кадетская школа-интернат имени Г.Н. Трошева»



«Рассмотрено»

На педагогическом совете

Протокол

№___ от «____»__________2020 г.

«Согласовано»

Зам.начальника по УР

__________________/__________/

«____»___________2020 г.

«Утверждено»

Начальник КШИ

____________/ ______________/

Приказ

№____ от «____»________2020 г.

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Астрономия»

10 класс

Срок реализации 2020-2021 учебный год













Автор / Разработчик

Гамбург К.А.

учитель математики









п. Чернышевский

Пояснительная записка


Рабочая программа по астрономии для 10 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ от 08 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

  • Приказ Минобрнауки России №506 от 07.06.2017 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов, НО, ООО и СОО»;

  • Письмо Минобрнауки России №ТС-19408 от 20.06.2017 г. Об организации изучения учебного предмета Астрономия;

  • Закон от 15.12.2014 г. 1401-З № 359-V «Об образовании в республике Саха (Якутия)» (с изменениями на 27.02.2020);

  • Концепция преподавания учебного предмета «Астрономия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы (утв. решением Коллегии Министерства просвещения РФ, протокол от 3 декабря 2019 г. N ПК-4вн);

  • Примерная программа по предмету астрономия к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута: учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2021.; 

  • Положение о рабочей программе кадетской школы-интернат им. Г.Н. Трошева;

  • Учебный план на 2020 – 2021 учебный год.

Федеральный базисный план отводит 35 часов для образовательного изучения астрономии в 10 классе из расчёта 1 час в неделю.

Цели:

  • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира;

  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • формирование научного мировоззрения;

  • формирование навыков использования естественно - научных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Задачи:

  • формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной;

  • формирование представлений о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной;

  • приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

  • овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

  • освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.


Методы и технологии, используемые в обучении

  • задачная технология (введение задач с жизненно-практическим и национально-региональным содержанием в образовательный процесс);

  • личностно ориентированное обучение;

  • системно – деятельностный подход;

  • обучение с применением ИКТ;

  • уровневая дифференциация;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технология проектного обучения;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).


Планируемые личностные и метапредметные результаты


Личностные

Метапредметные

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки;

  • формирование положительного отношения к российской астрономической науке.


Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Астрономия» в 10 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД). В результате обучения ученик научится:

Регулятивные УУД:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный.

Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения;

  • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

  • выполнять познавательные и практические задания;

  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • вступать в беседу на уроке и в жизни;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.







Планируемые предметные результаты


Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

• формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

• восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

• отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

• оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;

• находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

• вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

• самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

• адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

• адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

• адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);

• использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнпознавательных задач;

• использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

• использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

• использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.


Методы и формы контроля:

  • текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;

  • тематический контроль в виде  контрольных работ;

  • итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.

  1. Индивидуальный (устный опрос по карточкам, тестирование, математический диктант) на всех этапах работы.

  2. Самоконтроль – при введении нового материала.

  3. Взаимоконтроль – в процессе отработки.

  4. Рубежный контроль – при проведении самостоятельных работ.

  5. Итоговый контроль – при завершении темы

Формы промежуточной аттестации: самостоятельные и контрольные работы, письменные тесты, устные и письменные опросы по теме урока, тематические зачеты.


Содержание программы


  1. Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

  1. Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

  1. Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

  1. Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Предметные результаты изучение темы позволяют:

— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

  1. Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;

— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

— описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

— описывать этапы формирования и эволюции звезды;

— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

  1. Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

— формулировать закон Хаббла;

— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;

— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

  1. Жизнь и разум во Вселенной (2ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.


Предметные результаты позволяют: систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

Примерный перечень наблюдений

Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

Наблюдения невооруженным глазом

1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп

1. Рельеф Луны.

2. Фазы Венеры.

3. Марс.

4.Юпитер и его спутники.

5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).

7. Двойные звезды.

8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9. Большая туманность Ориона.

10. Туманность Андромеды.



Учебно-тематический план


п/п

Название раздела, тем

Кол-во часов

Содержание учебного раздела

Теоретические основы

Контрольные работы

1

Введение

2

2

0

2

Практические основы астрономии

5

4

1

3

Строение Солнечной системы

7

6

1

4

Природа тел солнечной системы

8

7

1

5

Солнце и звезды

6

5

1

6

Строение и эволюция Вселенной

5

4

1

7

Жизнь и разум во вселенной

2

2

0


Итого:

35

30

5


Контрольные работы


Контрольная работа № 1 по теме «Введение в астрономию. Практические основы астрономии»

Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы»

Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы»

Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды»

Контрольная работа № 5 по теме «Строение и эволюция Вселенной»





Календарно-тематическое планирование


п/п

Название разделов

Тема разделов

Тема уроков

Планируемые результаты

Дата по плану

Дата

факт.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа)

1/1

Предмет астрономии.

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

формулировать выводы и заключения

воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой



2/2

Наблюдения — основа астрономии

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал

использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа



Практические основы астрономии (5 часов)

1/3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

воспроизводить определения терминов и понятий: созвездие;

ориентация на местности



2/4

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

Формирование познавательной и информационной культуры

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,


воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат;

иметь представление о подвижной карте звездного неба;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд на различных географических широтах



3/5

Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения

воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация Солнца, эклиптика;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения Солнца на различных географических широтах



4/6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

Формирование познавательной и информационной культуры

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца



5/7

Время и календарь.

Формирование познавательной и информационной культуры

готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников

воспроизводить определения терминов и понятий: местное, поясное, летнее и зимнее время;

объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

определять время по расположению светил на небе



Строение Солнечной системы (7 часов)

1/8

Развитие представлений о строении мира.

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения

воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира



2/9

Конфигурации планет. Синодический период.

Формирование познавательной и информационной культуры

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования

воспроизводить определения терминов и понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет



3/10

Законы движения планет Солнечной системы.

Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами мысленного эксперимента

воспроизводить определения терминов и понятий: астрономическая единица;

формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера



4/11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

выполнять познавательные и практические задания

извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать

воспроизводить определения терминов и понятий: горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта;

вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;



5/12

Практическая работа с планом Солнечной системы.

Организация целенаправленной познавательной деятельности в ходе практической работы

Формулировать проблему исследования и извлекать информацию

воспроизводить определения терминов и понятий.



6/13

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

Формирование познавательной и информационной культуры

выполнять познавательные и практические задания

описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.



7/14

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА).

Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;


применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни



Природа тел солнечной системы (8 часов)

1/15

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

определять понятия: Солнечная система, планета;

объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли



2/16

Земля и Луна - двойная планета.

Формирование познавательной и информационной культуры;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

определять и различать понятия: планета, ее спутники;

описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли



3/17

Две группы планет.

Формирование познавательной и информационной культуры;


выполнять познавательные и практические задания

перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения



4/18

Природа планет земной группы

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

определять понятия: планеты земной группы;

проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет



5/19

Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?»

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Выполнять познавательные и практические задания

извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать

применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни



6/20

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

Формирование познавательной и информационной культуры;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;


описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец



7/21

Малые тела Солнечной системы

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению


выполнять познавательные и практические задания

определять и различать понятия: малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты;

-характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий



8/22

Метеоры, болиды, метеориты.

Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов.

На практике пользоваться основными логическими

приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента.

Определять и различать понятия: метеоры, болиды, метеориты;

описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.



Солнце и звезды (6 часов)

1/23

Солнце: его состав и внутреннее строение.

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

выполнять познавательные и практические задания

определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость;

характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю



2/24

Солнечная активность и её влияние на Землю.

Формирование познавательной и информационной культуры;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

выполнять познавательные и практические задания

определять и различать понятия: светимость, парсек, световой год;

вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр–светимость»;



3/25

Физическая природа звезд.

Формирование познавательной и информационной культуры

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;



4/26

Переменные и нестационарные звезды.

Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

выполнять познавательные и практические задания

объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

описывать этапы формирования и эволюции звезды;

характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр



5/27

Эволюция звезд.

Формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр

основные параметры состояния звездного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние. Их взаимную обусловленность.



6/28

Проверочная работа «Солнце и Солнечная система».

Формирование убежденности в возможности познания

законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.

Систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

Объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;



Строение и эволюция вселенной (5 часов)

1/29

Наша Галактика.

Формирование познавательной и информационной культуры.

Выполнять познавательные и практические задания.

Характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика;

определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период – светимость»;

распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные.



2/30

Наша Галактика.

Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

выполнять познавательные и практические задания.

Характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика.



3/31

Другие звездные системы – галактики.

Проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.

Определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период – светимость»;

распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные.



4/32

Космология начала ХХ века.

Формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.


Находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный.


Объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение;

сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

формулировать закон Хаббла;

определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых.



5/33

Основы современной космологии.

Формирование убежденности в возможности познания

законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.

Извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

аргументировать свою позицию

оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения – Большого взрыва;

интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна;

систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной



Жизнь и разум во вселенной (2 часа)

1/34

Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать.

Применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни



1/35

Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать.

Применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни






















Учебно-методический комплекс


  1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 10 - 11 класс» (базовый уровень). Учебник с электронным приложением. — М.: Дрофа, 2021.

  2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 10 - 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. — М.: Дрофа, 2019.

  3. Рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!