Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № 124 от 28.08.2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2020 – 2021 учебный год
по биологии
Уровень образования (класс) основное общее, 5 класс__
Общее количество часов _ 35 _
Количество часов в неделю __1 _
Учитель географии Селиверстова Любовь Ивановна
Квалификационная категория высшая___________________
Программа разработана на основе программы основного общего образования «Федеральная программа по биологии для общеобразовательных школ. Биология. 5-9 классы. В.В.Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова, Г.Г Швецов, З.Г. Гапонюк. Предметная линия учебников «Линия жизни», М., Просвещение, 2020 год.
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2008 г.;
- положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);
- учебного плана МБОУ Советской СОШ на 2020-2021 учебный год в рамках реализации БУП – 2008;
- программы основного общего образования. Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы. ФГОС. В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова, Г.Г Швецов, З.Г. Гапонюк. – 2-е изд., – М. : Просвещение, 2020.
- УМК:
1. Биология. 5-6 классы : учебник для общеобразовательных организаций / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова, Г.Г Швецов, З.Г. Гапонюк] ; под ред. В.В Пасечника. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019 – 224 с. : (Линия жизни).
2. Уроки биологии. 5-6 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова, Г.Г Швецов, З.Г. Гапонюк] ; под ред. В.В Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» . – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни).
3. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Под редакцией В.В. Пасечника. 3-е издание, Москва «Просвещение», 2015.
4. Биология. Проверочные работы в формате ВПР. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк. – М. : Просвещение, 2019. – 63 с. – (Линия жизни).
5. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Линия жизни». В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова, Г.Г Швецов, З.Г. Гапонюк.
6. Биология. Индивидуально-групповая деятельность. Поурочные разработки. 5-6 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник. – М. : Просвещение, 2017. – 194 с. – (Линия жизни).
Цель программы:
-
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, гаметы, наследственная и ненаследственная изменчивость), об экосистемной организации жизни, овладение понятийным аппаратом биология;
-
приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека; наблюдения за живыми объектами собственным организмом, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов, и инструментов;
-
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации т руда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними, проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
-
формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, к здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
-
овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме;
-
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Для обучающихся с ОВЗ коррекционные:
-
совершенствовать связную речь учащихся и коммуникативную культуру; ·
-
формировать правильные предметные и пространственные представления; ·
-
развивать зрительное, слуховое и осязательное восприятие; внимание, память, мышление и воображение;
-
формировать естественно-научное мировоззрение, сознательное отношение к учебе.
Задачи:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях биологии и биологической терминологии;
• овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить лабораторный эксперимент;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения лабораторных и практических работ, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования и общения с объектами живой природы, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Планируемые результаты по географии 5 класса
Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении биологии.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов
личностного развития:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
смысловое чтение;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-
формирование и развитие компетентности в области использовании.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Предметными результатами обучения биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
-
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
-
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
-
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-
различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
-
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
-
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-
знание основных правил поведения в природе;
-
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
-
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
Введение. Биология как наука (5 часов)
Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Планируемые предметные результаты подготовки обучающихся:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Одучающийся научится:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Одучающийся получит возможность научиться:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (7 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы.
Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Планируемые предметные результаты подготовки обучающихся:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Одучающийся научится:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Одучающийся получит возможность научиться:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Глава 2. Многообразие организмов (23 часа)
Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений.
Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.
Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.
Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком.
Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.
Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.
Многообразие и охрана живой природы.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), спороносящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Лабораторные и практические работы
Особенности строения мукора и дрожжей.
Внешнее строение цветкового растения.
Планируемые предметные результаты подготовки обучающихся:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Одучающийся научится:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Одучающийся получит возможность научиться:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Содержание программы по учебному предмету «Биология. 5 класс» (ФГОС) рассчитана на 1 час в неделю, в году 35 часов соответственно. В связи с праздничными днями количество уроков сокращено до 33 часов. Программа будет выполнена за счет объединения уроков.
Содержание учебного предмета (курса)
№ п/п | Раздел предмета (курса) | Количество часов на раздел | Формы контроля |
1. | Введение. Биология как наука Биология — наука о живой природе. Методы изучения биологии. Как работают в лаборатории. Разнообразие живой природы. Среды обитания организмов. | 5 | Самостоятельная работа |
2. | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов Увеличительные приборы. Химический состав клетки. Строение клетки. Жизнедеятельность клетки. | 7 | Лабораторная работа №1 Контрольная работа |
3. | Многообразие организмов Характеристика царства Бактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека. Характеристика царства Растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека. Высшие споровые растения. Моховидные. Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные. Голосеменные растения. Разнообразие хвойных растений. Покрытосеменные, или Цветковые, растения. Характеристика царства Животные. Характеристика царства Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Грибы – паразиты растений, животных, человека. Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Происхождение бактерий, грибов, животных и растений. | 23 | Контрольная работа Лабораторная работа №2 Лабораторная работа №3 Итоговая контрольная работа |
| итого | 35 | |
Календарно-тематическое планирование по биологии - 5 класс
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание |
План | Факт |
Введение – 5 часов |
1 | Биология — наука о живой природе. | 1 | 07.09. | | §1 |
2 | Методы изучения биологии. | 1 | 14.09. | | §2 |
3 | Как работают в лаборатории. | 1 | 21.09. | | §3 |
4 | Разнообразие живой природы. | 1 | 28.09. | | §4 |
5 | Среды обитания организмов. | 1 | 05.10. | | §5 |
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов – 7 часов |
6 | Увеличительные приборы. | 1 | 12.10. | | §6 |
7 | Химический состав клетки. | 1 | 19.10. | | §7 |
8 | Строение клетки. | 1 | 26.10. | | §8 |
9 | Строение клетки. | 1 | 09.11. | | §8 |
10 | Лабораторная работа №1 «Приготовление кожицы лука». | 1 | 16.11. | | §8 |
11 | Жизнедеятельность клетки. | 1 | 23.11. | | §9, повт. §1-8 |
12 | Контрольная работа по теме «Клетка». | 1 | 30.11. | | Стр. 22 |
Многообразие организмов - 21 час |
13 | Характеристика царства Бактерии. | 1 | 07.12. | | §10 |
14 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | 14.12. | | §11 |
15 | Характеристика царства Растения. | 1 | 21.12. | | §12 |
16 | Водоросли. | 1 | 28.12. | | §13 |
17 | Многообразие водорослей. | 1 | 11.01.21. | | §14 |
18 | Роль водорослей в природе и жизни человека. | 1 | 18.01. | | §15 |
19 | Высшие споровые растения. | 1 | 25.01. | | §16 |
20 | Моховидные. | 1 | 01.02. | | §17 |
21 | Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные. | 1 | 08.02. | | §18, повт. §16-17 |
22 | Контрольная работа по теме «Высшие споровые растения». | 1 | 15.02. | | §18 |
23 | Голосеменные растения. | 1 | 20.02. | | §19 |
24 | Разнообразие хвойных растений. | 1 | 01.03. | | §20 |
25 | Покрытосеменные, или Цветковые, растения. | 1 | 15.03. | | §21 |
26 | Лабораторная работа №2 «Внешнее строение цветкового растения». | 1 | 22.03. | | §21 |
27 | Характеристика царства Животные. | 1 | 05.04. | | §22 |
28 | Характеристика царства Грибы. | 1 | 12.04. | | §23 |
29 | Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. | 1 | 19.05. | | §24 |
30 | Лабораторная работа №3 «Особенности строения мукора и дрожжей». Грибы – паразиты. | 1 | 26.04. | | §25 |
31 | Лишайники – комплексные симбиотические организмы. | 1 | 17.05 | | §26, повт. §1-25 |
32 | Итоговая контрольная работа по курсу 5 класса. | 1 | 24.05. | | Стр. 116 |
33 | Происхождение бактерий, грибов, животных и растений. | 1 | 31.05. | | §27 |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № __1_ от 28.08.2020г. 28.08.2020г.___________Старун Е.С.
_____________________________
Лист коррекции календарно-тематического планирования
№ п/п | Предмет | Учитель | Класс | Причина коррекции (корректировки) | Способ коррекции (корректировки) | Дата, тема урока | Кол-во часов по плану за год | Кол-во фактических часов с учётом коррекции (корректи ровки) |
1 | биология | Селиверстова Л.И. | 5 | Праздничные дни | Объединение тем 30-31 | 19.04. Лабораторная работа №3 «Особенности строения мукора и дрожжей». Грибы – паразиты. | 2 | 1 |
2 | биология | Селиверстова Л.И. | 5 | Праздничные дни | Объединение тем 34-35 | 31.05. Происхождение бактерий, грибов, животных и растений. | 2 | 1 |
11