Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шумячская средняя школа имени. В.Ф.Алешина».
Рекомендовано Согласовано Утверждено
Руководитель ШМО: Зам директора по УР: Директор школы:
-------------(Коптева В.В.) ------------------(Богатырева Н.А.) ------------------(Кухаренкова И.Н.)
Протокол № 1 от 28 08. 2018 Приказ от 31.08.2018 № 56/3
Рабочая программа уроков биологии в 10 классе
Составитель: Кришталева Надежда Петровна,
учитель биологии
п. Шумячи 2018-2019 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с:
Планируемые результаты освоения курса биологии
В результате изучения биологии в 10 классе на базовом уровне ученик научится:
• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория
Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя,
закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем
(структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие
искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов,
круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
получит возможность научится:
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние
алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов
на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и
окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в
окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой
природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и
бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения
жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных
текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах
Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний,
стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в
природной среде;
• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
Содержание учебного курса
1.Введение в курс общебиологических явлений (6ч)
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент).Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.
Экскурсия:
Многообразие видов в родной природе.
2.Биосферный уровень организации жизни (9ч)
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.
Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня организации живой материи.
Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.
Биогеоценотический уровень организации жизни (8ч)
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.
Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.
Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа:
1. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов).
Популяционно-видовой уровень (12 ч)
Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.
История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.
Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека.
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.
Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторная работа:№3
«Наблюдение признаков аромарфоза у растений и животных».
Экскурсия:
1. Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных (ботанический сад, сельскохозяйственная выставка)
Тематическое планирование
№ |
Название раздела | Кол-во часов | Лабораторные, практические работы |
Экскурсии |
1. | Введение в курс общей биологии | 5 | | 1 |
2. | Биосферный уровень организации жизни | 8 | 1 | |
3. | Биогеоценотический уровень жизни | 6 | 1 | |
4. | Популяционной видовой уровень организации жизни | 14 | 1 | 1 |
| Итого в 10 классах | 33 | 3 | 2 |
Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.
УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Лабораторные работы. Экскурсии | . |
Глава 1. Введение в курс общей биологии 6 часов |
1.
2. | Содержание и структура курса общей биологии. Основные свойства жизни. | 1
1 | объяснять почему 19 век считают веком биологии. | Экскурсия: «Многообразие видов в родной природе». | |
3.
| Уровни организации живой материи. | 1 | характеризовать уровни организации живой материи, приводить примеры использования знаний в области биологии для охраны окружающей среды. | | |
4. | Значение практической биологии. | | объяснять, с какими методами биологических исследований знакомы, и применять их на практике. | | |
5. | Методы биологических исследований. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы: «Введение в курс общей биологии». | 1 | объяснять, с какими методами биологических исследований знакомы, и применять их на практике. | | |
6. | Семинарское занятие «Живой мир и культура». | 1 | творчество в истории человечества и взаимосвязь с биологией. | | |
Глава 2 Биосферный уровень жизни 9 часов |
7. | Учение о биосфере. | 1 | обосновывать, почему биологию относят к биосистемам. | | |
8. | Происхождение живого вещества. | 1 | характеризовать основные теории происхождения жизни, стадии физико- химической эволюции | | |
9. | Биологическая эволюция в развитии биосферы. | 1 | называть основные ароморфозы в хронологии развития жизни | | |
10. | Биосфера как глобальная экосистема. | 1 | характеризовать основные составные части биологического круговорота. | | |
11. | Круговорот веществ в природе. | 1 | называть основные механизмы устойчивости биосферы. | | |
12. | Человек как житель биосферы. §12 | 1 | объяснять, почему человека считают геологической силой в биосфере | | |
13. | Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. | 1 | характеризовать основные процессы существования биосферы | | |
14.
| Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. | 1 | объяснять почему земледелие и скотоводство- это факторы нарушения устойчивости биосферы. | | |
15. | Экологические факторы и их значение | 1 | обобщать знания по биосферному уровню жизни. | | |
Глава 3 Биогенетический уровень жизни 7 часов |
16. | Биоценоз как особый уровень организации жизни. | 1 | сравнивать биогенетический уровень организации живой материи с биосферным уровнем жизни | | |
17. | Биогеоценоз как био- и экосистема. | 1 | Характеризовать основные понятия, приводить примеры. | | |
18. | Строение и свойства биогеоценоза. | 1 | Объяснять основные механизмы устойчивости биосферы | Лабораторная работа:№1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе». | |
19. | Совместная жизнь видов в биогеоценозе. | 1 | приводить примеры, называть типы приспособлений. | | |
20. | Причины устойчивости биогеоценозов. Зарождение и смена биогеоценозов | 1 | Объяснять, в чём ценность богатства видового состава в биогеоценозе. | | |
21. | Сохранение разнообразия биогеоценозов(экосистем Экологические законы природопользования. | 1 | | | |
22. | Экологические законы природопользования Обобщение темы «Биогеоценотический уровень жизни» | 1 | обобщать теоретический материал по биогеоценотическому уровню жизни. | | |
Глава 4 Популяционно- видовой уровень 11 часов |
23. | Вид, его критерии и структура. | 1 | Характеризовать вид как биосистему | Лабораторная работа:№2 «Морфологических критериев,используемые при определении видов». | |
24. | Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. | 1 | Объяснять, каким образом популяции в круговороте веществ и потоке энергии биогеоценозов. | | |
25. | Популяция как основная единица эволюции. | 1 | Объяснять, почему вид называют качественным этапом эволюции, а популяцию – единицей эволюции | | |
26 | Видообразование- процесс увеличения видов на Земле. | 1 | характеризовать основные причины вымирания видов | | |
27. | Этапы происхождения человека. | 1 | Характеризовать роль микроэволюции в процессе происхождения человека | | |
28. | Человек как уникальный вид живой природы. | 1 | Объяснять в чём уникальность вида человек разумный. | | |
29. | История развития эволюционных идей. | 1 | Объяснять, почему основным механизмом эволюции считают естесственный отбор. | | |
30. | Современное учение об эволюции. | 1 | Сравнивать эволюционную теорию Дарвина с СТЭ | | |
31. | Результат эволюции и её основные закономерности. | 1 | Характеризовать эволюционные процессы. | | |
30. | Основные направления эволюции. | 1 | Объяснять роль ароморфозов, идиоадаптации в эволюции. | Лабораторная работа:№3 «Наблюдение признаков аромарфоза у растений и животных». | |
31. | Особенности популяционно-видового уровня жизни. | 1 | Объяснять, почему уровень называется популяционно- видовым. | Экскурсия№2 «Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных». | |
32. | Промежуточная аттестация (собеседование) | 1 | обобщать теоретический материал | | |
Повторение 1 час |
33. | Всемирная стратегия охраны природных видов. Повторение основных понятий курса | | обобщать теоретический материал | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
Методическая литература для учителя:
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. «Биология : 11 класс : базовый уровень : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». М., «Вентана-Граф», 2012 год.
«Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.
Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007