СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 10 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с:

  • Приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 10 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шумячская средняя школа имени. В.Ф.Алешина».







Рекомендовано Согласовано Утверждено

Руководитель ШМО: Зам директора по УР: Директор школы:

-------------(Коптева В.В.) ------------------(Богатырева Н.А.) ------------------(Кухаренкова И.Н.)

Протокол № 1 от 28 08. 2018 Приказ от 31.08.2018 № 56/3







Рабочая программа уроков биологии в 10 классе





Составитель: Кришталева Надежда Петровна,

учитель биологии















п. Шумячи 2018-2019 уч. г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с:

  • Приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Планируемые результаты освоения курса биологии

В результате изучения биологии в 10 классе на базовом уровне ученик научится:

• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория

Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя,

закономерностей изменчивости;

• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем

(структура);

• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие

искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов,

круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;

получит возможность научится:

• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад

биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние

алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов

на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и

окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы

скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

• описывать особей видов по морфологическому критерию;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в

окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой

природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и

агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и

бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения

жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия

собственной деятельности в окружающей среде;

• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных

текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах

Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний,

стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в

природной среде;

• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении

пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области

биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)



Содержание учебного курса

1.Введение в курс общебиологических явлений (6ч)

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент).Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.

Экскурсия:

  1. Многообразие видов в родной природе.

2.Биосферный уровень организации жизни (9ч)

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

Особенности биосферного уровня организации живой материи.

Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.












  1. Биогеоценотический уровень организации жизни (8ч)

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.

Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа:

1. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов).

  1. Популяционно-видовой уровень (12 ч)

Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.

История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.

Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека.

Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.

Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Лабораторная работа:№3

«Наблюдение признаков аромарфоза у растений и животных».


Экскурсия:

1. Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных (ботанический сад, сельскохозяйственная выставка)





Тематическое планирование



Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы



Экскурсии

1.

Введение в курс общей биологии

5


1

2.

Биосферный уровень организации жизни

8

1


3.

Биогеоценотический уровень жизни

6

1


4.

Популяционной видовой уровень организации жизни

14

1

1


Итого в 10 классах

33

3

2

Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.





УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Лабораторные работы. Экскурсии

.


Глава 1. Введение в курс общей биологии 6 часов

1.





2.

Содержание и структура курса общей биологии.




Основные свойства жизни.

1





1

объяснять почему 19 век считают веком биологии.


Экскурсия:

«Многообразие видов в родной природе».




3.






Уровни организации живой материи.





1

характеризовать уровни организации живой материи, приводить примеры использования знаний в области биологии для охраны окружающей среды.



4.

Значение практической биологии.


объяснять, с какими методами биологических исследований знакомы, и применять их на практике.



5.

Методы биологических исследований. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы: «Введение в курс общей биологии».

1

объяснять, с какими методами биологических исследований знакомы, и применять их на практике.












6.

Семинарское занятие «Живой мир и культура».

1

творчество в истории человечества и взаимосвязь с биологией.



Глава 2 Биосферный уровень жизни 9 часов


7.

Учение о биосфере.

1

обосновывать, почему биологию относят к биосистемам.



8.

Происхождение живого вещества.

1

характеризовать основные теории происхождения жизни, стадии физико- химической эволюции



9.

Биологическая эволюция в развитии биосферы.

1

называть основные ароморфозы в хронологии развития жизни



10.

Биосфера как глобальная экосистема.

1

характеризовать основные составные части биологического круговорота.



11.

Круговорот веществ в природе.

1

называть основные механизмы устойчивости биосферы.



12.

Человек как житель биосферы. §12

1

объяснять, почему человека считают геологической силой в биосфере



13.

Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.

1

характеризовать основные процессы существования биосферы



14.








Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.





1

объяснять почему земледелие и скотоводство- это факторы нарушения устойчивости биосферы.



15.

Экологические факторы и их значение

1

обобщать знания по биосферному уровню жизни.



Глава 3 Биогенетический уровень жизни 7 часов


16.

Биоценоз как особый уровень организации жизни.

1

сравнивать биогенетический уровень организации живой материи с биосферным уровнем жизни



17.

Биогеоценоз как био- и экосистема.

1

Характеризовать основные понятия, приводить примеры.



18.

Строение и свойства биогеоценоза.

1

Объяснять основные механизмы устойчивости биосферы

Лабораторная работа:№1

«Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе».




19.

Совместная жизнь видов в биогеоценозе.

1

приводить примеры, называть типы приспособлений.



20.

Причины устойчивости биогеоценозов. Зарождение и смена биогеоценозов

1

Объяснять, в чём ценность богатства видового состава в биогеоценозе.



21.

Сохранение разнообразия биогеоценозов(экосистем Экологические законы природопользования.

1





22.

Экологические законы природопользования Обобщение темы «Биогеоценотический уровень жизни»

1

обобщать теоретический материал по биогеоценотическому уровню жизни.



Глава 4 Популяционно- видовой уровень 11 часов


23.

Вид, его критерии и структура.


1

Характеризовать вид как биосистему

Лабораторная работа:№2

«Морфологических критериев,используемые при определении видов».


24.

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система.

1

Объяснять, каким образом популяции в круговороте веществ и потоке энергии биогеоценозов.



25.

Популяция как основная единица эволюции.

1

Объяснять, почему вид называют качественным этапом эволюции, а популяцию – единицей эволюции



26

Видообразование- процесс увеличения видов на Земле.

1

характеризовать основные причины вымирания видов



27.

Этапы происхождения человека.

1

Характеризовать роль микроэволюции в процессе происхождения человека



28.

Человек как уникальный вид живой природы.

1

Объяснять в чём уникальность вида человек разумный.



29.

История развития эволюционных идей.

1


Объяснять, почему основным механизмом эволюции считают естесственный отбор.



30.

Современное учение об эволюции.

1

Сравнивать эволюционную теорию Дарвина с СТЭ



31.

Результат эволюции и её основные закономерности.

1

Характеризовать эволюционные процессы.



30.

Основные направления эволюции.

1

Объяснять роль ароморфозов, идиоадаптации в эволюции.

Лабораторная работа:№3

«Наблюдение признаков аромарфоза у растений и животных».


31.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

1

Объяснять, почему уровень называется популяционно- видовым.

Экскурсия№2

«Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных».


32.


Промежуточная аттестация (собеседование)

1


обобщать теоретический материал



Повторение 1 час

33.

Всемирная стратегия охраны природных видов. Повторение основных понятий курса


обобщать теоретический материал





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:

Методическая литература для учителя:

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. «Биология : 11 класс : базовый уровень : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». М., «Вентана-Граф», 2012 год.

  2. «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.

  3. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007