муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 84 с.Краснохолма»
«Согласованно» с заместителем директора по УВР ________ «___» _______. 2023 г. | «Принято» на заседании педагогического совета школы Протокол №_ от «__» __. 2023 г. | «Утверждаю» Директора МОАУ «СОШ №--» ________ «___» _______. 2023 г. |
Рабочая программа
по платным образовательным услугам
«Эрудит»
3 класс
Составитель: учитель высшей квалификационной категории Северюхина Л.В. |
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Объём и срок освоения программы «Эрудит» рассчитан на 1 год обучения, 68 часов (2 раза в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «Эрудит»
Раздел 1 ««Занимательная грамматика»
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Раздел 2 «Математика вокруг нас»
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
1) учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, решения задач;
2) внутренняя мотивация к обучению, основанная на переживании положительных эмоций при решении нестандартной задачи, проявлении воли и целеустремлённости к достижению результата.
У обучающихся продолжится формирование:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
Метапредметные результаты:
Регулятивные. Обучающиеся научатся:
1) принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
2) преобразовывать практическую задачу в познавательную;
3) планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
4) осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные. Обучающиеся научатся:
1) учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
2) аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
3) проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
4) с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
5) задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
Обучающиеся получат возможность научиться:
1) осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
2) аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Познавательные. Обучающиеся научатся:
1) использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
2) ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
3) осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
4) строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
1) произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
2) осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Предметные результаты. Обучающиеся научатся:
1) иметь представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел;
2) устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
3) группировать и классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
4) использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
5) находить разные способы решения задачи;
6) распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и конкретный пример, опровергающий ложное утверждение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
1) проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др. );
2) структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из структурированной информации;
3) планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЭРУДИТ»
Раздел 1 ««Занимательная грамматика»
Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.
В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Раздел 2 «Математика вокруг нас»
Таинственная математика. Из глубины веков. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры разных народов.
Занимательные задачи и шутки. Раскрытие “магии” чисел.
Китайские головоломки (танграмы). Построение танграма. Построение животных из танграма( заяц, лиса, кот). Построение из танграма предметов мебели.
Занимательная математика. Заполнение математических квадратов, треугольников, кругов.
Решение задач и составление обратных задач. Придумывание по аналогии.
Любопытные свойства чисел. Решение математических выражений.
Деньги в задачах. Решение задач с величинами - цена, количество, стоимость.
Возраст в задачах. Учиться решать задачи на нахождение возраста.
Рациональные вычисления. Развитие математической зоркости.
В мире ребусов и шарад. Разгадывание математических ребусов и шарад.
Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата.
«Молниеносные» способы умножения и деления. Устные приемы вычислений.
Таблица на пальцах (кроссворды, ребусы, загадки).
Задачи с лишними или недостающими данными.
Математическая головоломка. Решение затруднительных задач, ребусов, задачи с перекладыванием палочек.
Геометрические задачи. Построение геометрических фигур, нахождение площади фигуры разными способами.
Сложение и вычитание со звёздочками. Решение выражений.
Умножение и деление со звёздочками. Решение выражений.
“Считай, смекай, отгадывай”. Развитие логического мышления. Раскрытие “магии” чисел.
Угадывание чисел. Как найти задуманное число? Как отгадать два числа? Как найти цифру?
С помощью линейки, циркуля и ножниц. Построение шестиугольника, из прямоугольника - треугольник.
Любопытные свойства чисел. Умножение на пальцах. Умножение на 11.
Числа - великаны. Знакомство с числами - великанами. Действия с многозначными числами.
Действия с дробями. Решение задач с дробями.
Нестандартная таблица умножения. Учиться работать с нестандартной таблицей.
Окружность. Диаметр. Радиус. Умения пользоваться циркулем.
Геометрические фигуры и развёртки. Конструирование.
Занимательная математика. Задачи логического характера.
Задачи с многовариантными решениями. Рассмотрение нескольких способов решения задачи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата |
| Раздел 1 ««Занимательная грамматика» | | План | Факт |
1 | Сказочное царство слов . | 1 | | |
2 | Путешествие в страну Слов. | 1 | | |
3 | Путешествие в страну Слов. | 1 | | |
4 | Чудесные превращения слов. | 1 | | |
5 | Чудесные превращения слов. | 1 | | |
6 | В гостях у слов- родственников. | 1 | | |
7 | Чудесные превращения слов. | 1 | | |
8 | Добрые слова. | 1 | | |
9 | Добрые слова. | 1 | | |
10 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | | |
11 | Новые слова в русском языке. | 1 | | |
12 | Новые слова в русском языке. | 1 | | |
13 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 | | |
14 | Игры на обогощение и активизацию словарного запаса через антонимы и синонимы. | 1 | | |
15 | Игры на обогощение и активизацию словарного запаса через антонимы и синонимы. | 1 | | |
16 | Великое противостояние антонимов. | 1 | | |
17 | Путешествие в страну омонимов. | 1 | | |
18 | Крылатые слова. | 1 | | |
19 | В королевстве ошибок. | 1 | | |
20 | В королевстве ошибок. | 1 | | |
21 | В стране Сочинителей. | 1 | | |
22 | В стране Сочинителей. | 1 | | |
23 | Искусство красноречия. | 1 | | |
24 | Искусство красноречия. | 1 | | |
25 | Праздник творчества и игры. | 1 | | |
26 | Трудные слова. | 1 | | |
27 | Трудные слова. | 1 | | |
28 | Анаграммы и метаграммы. | 1 | | |
29 | Анаграммы и метаграммы. | 1 | | |
30 | Шарады и логогрифы. | 1 | | |
31 | Шарады и логогрифы. | 1 | | |
32 | Откуда пришли наши имена. | 1 | | |
33 | Занимательное словобразование. | 1 | | |
34 | КВН по русскому языку. | 1 | | |
| Раздел 2 «Математика вокруг нас» | | | |
35 | Таинственная математика. Из глубины веков. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры разных народов. | 1 | | |
36 | Занимательные задачи и шутки. Раскрытие “магии” чисел. | 1 | | |
37 | Китайские головоломки (танграмы). Построение танграма. Построение животных из танграма( заяц, лиса, кот). | 1 | | |
38 | Китайские головоломки (танграмы). Построение танграма. Построение из танграма предметов мебели. | 1 | | |
39 | Занимательная математика. Заполнение математических квадратов, треугольников, кругов. | 1 | | |
40 | Решение задач и составление обратных задач. Придумывание по аналогии. | 1 | | |
41 | Любопытные свойства чисел. Решение математических выражений. | 1 | | |
42 | Деньги в задачах. Решение задач с величинами - цена, количество, стоимость. | 1 | | |
43 | Возраст в задачах. Учиться решать задачи на нахождение возраста. | 1 | | |
44 | Рациональные вычисления. Развитие математической зоркости. | 1 | | |
45 | В мире ребусов и шарад. Разгадывание математических ребусов и шарад. | 1 | | |
46 | Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата. | 1 | | |
47 | Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата. | 1 | | |
48 | «Молниеносные» способы умножения и деления. Устные приемы вычислений | 1 | | |
49 | Таблица на пальцах (кроссворды, ребусы, загадки). | 1 | | |
50 | Задачи с лишними или недостающими данными. | 1 | | |
51 | Математическая головоломка. Решение затруднительных задач, ребусов, задачи с перекладыванием палочек. | 1 | | |
52 | Геометрические задачи. Построение геометрических фигур, нахождение площади фигуры разными способами. | 1 | | |
53 | Сложение и вычитание со звёздочками. Решение выражений. | 1 | | |
54 | Умножение и деление со звёздочками. Решение выражений. | 1 | | |
55 | “Считай, смекай, отгадывай”. Развитие логического мышления. Раскрытие “магии” чисел. | 1 | | |
56 | Угадывание чисел. Как найти задуманное число? Как отгадать два числа? Как найти цифру? | 1 | | |
57 | С помощью линейки, циркуля и ножниц. Построение шестиугольника, из прямоугольника - треугольник. | 1 | | |
58 | Любопытные свойства чисел. Умножение на пальцах. Умножение на 11. | 1 | | |
59 | Числа - великаны. Знакомство с числами - великанами. Действия с многозначными числами. | 1 | | |
60 | Действия с дробями. Решение задач с дробями. | 1 | | |
61 | Нестандартная таблица умножения. Учиться работать с нестандартной таблицей. | 1 | | |
62 | Окружность. Диаметр. Радиус. Умения пользоваться циркулем. | 1 | | |
63 | Геометрические фигуры и развёртки. Конструирование. | 1 | | |
64 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа. | 1 | | |
65 | Занимательная математика. Задачи логического характера | 1 | | |
66 | Задачи с многовариантными решениями. Рассмотрение нескольких способов решения задачи. | 1 | | |
67 | Нестандартные задачи. Решение задач из международного конкурса “Кенгуру”. | 1 | | |
68 | Итоговое занятие. «Математика в жизни». | 1 | | |
Приложение 1 к рабочей программе
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа
Найди в каждом слове спрятанное слово, запиши.
Например: смех – мех
столб – ___________ коса - __________
полк – ___________ зубр - __________
удочка – _________ мель - __________
дорога - __________ олень – ___________
2. Соедини стрелочкой одинаковые по смыслу предложения.
Часто меняет решения.
Ничему не верит.
Мухи не обидит.
Безобидный человек.
У него семь пятниц на неделе.
Фома неверующий.
3. Закончи пословицу.
Без труда …..
Поспешишь – людей …..
4. Соедини половинки слов и запиши.
само
кон
бол
вар
верт
5. Собери буквы, которые рассыпались, получишь названия животных. Запиши.
бруска ,аблек ,обкаса ,вюрдлеб ,шокка ,берза
6. Допиши подходящие по смыслу слова.
Из муки – оладьи, а из творога – сырники.
Из молока – коктейль, а из апельсина – …
От коровы – молоко, а от курицы – …
Из руды – металл, а из дерева – …
7. Найди лишнее слово.
Часы – спят, стоят, идут, спешат.
Солнце – греет, веет, сияет, светит.
Дорога – стоит, ведёт, бежит, петляет.
Ветер – дует, веет, гудит, молчит.
Река – бежит, течёт, идёт, движется.
8.На сколько 69 меньше, чем 92?
на 45 на 23
на 32 на 37
9. Отыщите пример с ответом 80
64 + 43 57 + 23
85 – 15 30 + 40
10.Произведение каких двух чисел равно 51?
18и3 3 и 17
36 и 2 2 и 25
11.Во сколько раз надо увеличить 17,чтобы получить 68?
в 6 раз в 51 раз
в 4 раза в 5 раз
12.Вычислите и выберите правильный ответ. 360 + 180 =
380 560
630 540
13.Вычислите и выберите правильный ответ. 530 – 240 =
290 300
310 370
14.Среди данных записей найди уравнение.
31+Х 96-Х=55
Х+71 56-Х
КЛЮЧИ:
столб – стол, коса - оса
полк – пол, зубр -зуб
удочка – дочка, мель – ель
дорога – рога, олень – лень
2.
Часто меняет решения. - У него семь пятниц на неделе.
Мухи не обидит. - Безобидный человек.
Фома неверующий. - Ничему не верит.
3.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Поспешишь – людей насмешишь
4.
само вар,
кон верт,
5.
барсук ,белка ,собака ,верблюд ,кошка ,зебра
6.
Из молока – коктейль, а из апельсина – сок
От коровы – молоко, а от курицы – яйцо
Из руды – металл, а из дерева – древесина
7. Найди лишнее слово.
Часы – спят, стоят, идут, спешат.
Солнце – греет, веет, сияет, светит.
Дорога – стоит, ведёт, бежит, петляет.
Ветер – дует, веет, гудит, молчит.
Река – бежит, течёт, идёт, движется.
8. на 23; 9. 57 + 23; 10. 3 и 17; 11. в 4 раза; 12. 540; 13. 290; 14. 96-Х=55.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
За каждый правильный ответ 1 балл.
Итого – 14 баллов
Зачет – 14 – 7 баллов
Незачет – 6 и менее