СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в 2022 году на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.

Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА».

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения. Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся,

с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение». В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5 классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Мифология
Мифы народов России и мира.

Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).

Литература первой половины XIX века

И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет»,
«Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро»,

«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника«Вечера на хуторе близ Диканьки».

Литература второй половины XIX века

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

Литература XIX—ХХ веков

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIXXX веков

А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Литература XXXXI веков

Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.

Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.

Произведения отечественных писателей XIXXXI веков на тему детства (не менее двух).

Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).

Литература народов Российской Федерации

Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов.

«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».

Зарубежная литература

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).

Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен.

«Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,«Звук бегущих ног»,«Зелёное утро» и др.

Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).

Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.

Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).

Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;

— представление о способах противодействия коррупции;

— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;

— активное участие в школьном самоуправлении;

— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;

— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

— стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;

— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

— умение принимать себя и других, не осуждая;

— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;

— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:

— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

— готовность адаптироваться в профессиональной среде;

— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;

— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;

— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;

— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные учебные познавательные действия:

1) Базовые логические действия:

— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;

— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи

— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;

— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2) Базовые исследовательские действия:

— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение

—проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

3) Работа с информацией:

— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) Общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;

— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— уметь обобщать мнения нескольких людей;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;

— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

— участниками взаимодействия на литературных занятиях;

— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

1) Самоорганизация:

— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

— делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:

— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:

— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;

— выявлять и анализировать причины эмоций;

— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

— регулировать способ выражения своих эмоций;

4) Принятие себя и других:

— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

— проявлять открытость себе и другим;

— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;

2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:

— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

— понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;

— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;

— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);

4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);

5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;

6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки

прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);

7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);

8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;

9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;

10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);

12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.

.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные

работы

Практические

работы

Раздел 1. Вводный урок

1.1.

Книга в жизни человека

1

0

0

Выделять основную роль книги.

Устный опрос;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

Итого по разделу

1


Раздел 2. Фольклор

2.1.

Устное народное творчество

1


0

0


Выразительно читать фольклорные произведения малых жанров, отвечать на вопросы. Отличать пословицы от поговорок. Сопоставлять русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов, уметь сочинять и разгадывать загадки.

Устный опрос;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

2.2.

Сказка как вид народной прозы

7

0

0


Определять виды сказок (волшебные, бытовые, о
животных); Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной сказки. Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки. Определять особенности языка и композиции народных сказок разных народов. Сочинять собственные сказки,
употребляя сказочные устойчивые выражения.
Инсценировать любимую сказку

Устный опрос

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

2.3.

Развитие речи

1

0

1



Практическая работа

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

Итого по разделу

9


Раздел 3. Древнерусская литература



3.1.

Возникновение древнерусской литературы

2

0

1


Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа. прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»

Практическая работа;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

Итого по разделу

2


Раздел 4. Литература XVIII века

4.1.

М. В. Ломоносов «Случилось два астронома в пиру…»

2

0

1


Выразительно читать басню, в том числе по ролям; Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной басни. Находить значение незнакомого слова в словаре; Инсценировать басню; Определять художественные особенности басенного жанра. Иметь первоначальное представление об аллегории и морали. Читать басню наизусть (по выбору обучающегося).

Практическая работа;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

Итого по разделу:

2


Раздел 5. Литература первой половины XIX века

5.1.

И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица»

4

0

1


Выразительно читать басню, в том числе по ролям. Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной басни.
Находить значение незнакомого слова в словаре.
Инсценировать басню; Определять художественные особенности басенного жанра. Иметь первоначальное представление об аллегории и
морали. Читать басню наизусть (по выбору обучающегося).

Практическая работа;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

5.2.

Развитие речи

1

0

1


Высказать свое отношение к прочитанному.

Практическая работа;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

5.3

В. А. Жуковский. Баллада «Кубок», сказка «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

2




Выразительно читать стихотворения. Отличать поэтический текст от
прозаического, аргументировать свой ответ. Определять тематическое единство подобранных произведений.


Устный опрос


5.4.

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

4

0

0


Выразительно читать стихотворения. Отличать поэтический текст от
прозаического, аргументировать свой ответ. Определять тематическое единство подобранных произведений.

Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафору, олицетворение, сравнение). Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения. Заучивать стихотворения наизусть.



Выразительно читать сказку, определять её идейно-тематическое содержание. Выявлять своеобразие авторской сказки и её отличие от народной; выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; сопоставлять сказку с другими видами искусства.

Зачет;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

5.5

Вн.Чт. Мои любимые сказки Пушкина А. С.

1




Устный опрос

Письменный контроль

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

5.6

Развитие речи

1





Устный опрос

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

5.7

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

2




Выразительно читать сказку, определять её идейно-тематическое содержание. Выявлять своеобразие авторской сказки и её отличие от народной; выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; сопоставлять сказку с другими видами искусства.

Устный опрос

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

5.8

В. М. Гаршин «Attalea princeps»

1




Устный опрос

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

5.9.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

1

0

0


Выразительно читать стихотворение. Отвечать на вопросы по
прочитанному тексту, задавать вопросы с целью понимания
содержания стихотворения. Определять его историческую основу, идейно-тематическое содержание. Определять позицию автора;
Выявлять жанровые признаки и средства художественной
изобразительности в произведении (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора).Заучивать стихотворение наизусть. минсочинение.

Устный опрос;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

5.10.

Н. В. Гоголь. Повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

0

0


Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст повести;
Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения. Составлять устный отзыв о прочитанном произведении. Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повести, а также картины народной жизни.

Устный опрос;

Практическая работа

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

5.11

Внеклассное чтение

1

0

0


Высказать свое отношение к прочитанному

Устный опрос;

РЭШ

Итого по разделу

19


Раздел 6. Литература второй половины XIX века


Н. А. Некрасов. Стихотворение «На Волге», «Крестьянские дети». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент)

3




Выразительно читать поэтический текст, в том числе по ролям. Определять тематическое содержание стихотворения. Характеризовать главных героев, лирического героя (автора). Определять отношение автора к детям. Выявлять средства художественной выразительности. Заучивать стихотворение наизусть.

Устный опрос;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

6.1.

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»

4

0

1


Выделять наиболее яркие эпизоды произведения. Составлять простой план рассказа. Определять тему, идею произведения. Характеризовать главных героев рассказа. Составлять устный портрет Герасима. Определять роль пейзажных описаний. Писать сочинение по содержанию рассказа.

Устный опрос;

Практическая работа

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

6.2.

Развитие речи

1

1

0


Высказать свое отношение к прочитанному.

Письменный контроль

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

6.3

А. А. Фет. Лирика.

1




Выразительно читать поэтический текст, в том числе по ролям;
Определять тематическое содержание стихотворения. Характеризовать главных героев, лирического героя (автора).

Устный опрос


6.4.

Л. Н. Толстой.

Рассказ «Кавказский пленник»

4

0

0


Выразительно читать текст рассказа, пересказывать (подробно и сжато).Выявлять основную мысль рассказа, определять его композиционные особенности. Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения. Составлять план сообщения о главных героях произведения; составлять сравнительную характеристику Жилина и Костылина характеризовать горцев, их обычаи и нравы; давать собственную интерпретацию и оценку рассказа. Давать развёрнутый ответ на вопрос.

Устный опрос

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

6.5.

Развитие речи

1

0

0


Высказать свое отношение к прочитанному

Устный опрос;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

6.6

А. П. Чехов. Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.

2




Выразительно читать рассказ, задавать вопросы с целью понимания содержания произведений, пересказывать близко к тексту. Определять роль названия в литературном произведении. Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям; характеризовать героев рассказа. Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям. Выявлять детали, создающие комический эффект. Инсценировать один из рассказов или его фрагмент.

Устный опрос;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

6.7

Лирика Ф. И. Тютчева (не менее трех стихотворений)

1




Выразительно читать поэтический текст, в том числе по ролям;
Определять тематическое
содержание стихотворения;
Характеризовать главных героев, лирического героя (автора);

Устный опрос

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

6.8

Лирика И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. 3. Сурикова, А. В. Кольцова

1




Выразительно читать поэтический текст, в том числе по ролям;
Определять тематическое
содержание стихотворения;
Характеризовать главных героев, лирического героя (автора);

Устный опрос

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

6.9

Контрольный тест «Литература 19 века»

1





Письменный контроль


Итого по разделу

19



Раздел 7. Русская литература XX века

7.1.

И. А. Бунин. Рассказ «Косцы»


1

0

0

.

Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведения, владеть разными видами пересказа. Составлять план. Определять тему рассказа.

Определять средства
выразительности прозаического текста. Давать развёрнутый ответ на
вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения.

Характеризовать главных героев

Устный опрос;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

7.2.

В. Г. Короленко «В дурном обществе»

3

0

1


Устный опрос

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

7.3

Развитие речи

1





Устный опрос

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

7.4

С. А. Есенин. Лирика стихотворений)

2





Устный опрос

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

7.5

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»

2




Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы, формулировать самостоятельно вопросы к тексту, пересказывать прозаические произведения. Определять тему, идею произведения. Характеризовать главных героев

Устный опрос

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

7.6

Произведения отечественной литературы о природе и животных. К.Г. Паустовский. Сказки и рассказы.

2




Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы, формулировать самостоятельно вопросы к тексту, пересказывать прозаические произведения. Определять тему, идею произведения. Характеризовать главных героев.

Устный опрос

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

7.7

С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

4





Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы, формулировать самостоятельно вопросы к тексту, пересказывать прозаические произведения; определять тему, идею произведения; характеризовать главных героев,


ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

7.8

Развитие речи

1





Устный опрос;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

7.9

А. П. Платонов. «Никита»

2





Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы, формулировать самостоятельно
вопросы к тексту, пересказывать прозаические произведения. Определять тему, идею произведения. Характеризовать главных героев.

Устный опрос;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

7.10

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

2

0

1

.

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Отвечать на вопросы, формулировать самостоятельно вопросы к тексту, пересказывать прозаические произведения. Определять тему, идею произведения. Характеризовать главных героев.

Практическая работа;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

7.11.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе. А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов

2

0

0


Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Отвечать на вопросы, формулировать самостоятельно вопросы к тексту, пересказывать прозаические произведения. Определять тему, идею произведения. Характеризовать главных героев.

Устный опрос;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

7.12

Образ ребёнка и тема детства в произведениях С. Чёрного, Ю. Ч. Ким

2


0


Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; отвечать на вопросы, формулировать самостоятельно вопросы к тексту, пересказывать прозаические произведения. Определять тему, идею
произведения. Характеризовать главных героев.

Устный опрос;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

7.13

А. Тэффи. Рассказ “Валя”

1




Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами
прочитанного произведения и персонажами других произведений.
Выявлять авторскую позицию. Высказывать своё отношение к событиям, изображённым в произведении. Писать отзыв на прочитанную книгу.

Тестирование

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

7.14

Русские Произведения о Великой Отечественной войне.

2

1

0


Воспринимать и выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать текст, используя авторские средства
художественной выразительности.

Письменный контроль

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт


7.15

Произведения волгоградских поэтов. Тема родины и родного края

1


0


Воспринимать и выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать текст, используя авторские средства
художественной выразительности. Определять тему, идею. Выявлять авторскую позицию. Высказывать своё отношение к событиям, изображённым в произведении.

Устный опрос

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

7.16

Контрольная работа

1

0

0



Письменный контроль

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

Итого по разделу

11


Раздел 8. Зарубежная литература


8.1

Р. Стивенсон. “Вересквовый мед”

2





Устный опрос

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

8.2.

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору).
Например, «Снежная королева», «Соловей»

3

0

0


Читать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать; определять сюжет, композиционные и художественные особенности произведения; формулировать вопросы к отдельным фрагментам сказки; характеризовать главных героев, высказывать своё отношение к событиям и героям сказки; определять связь сказки Х. К.Андерсена с фольклорными произведениями; пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги.



Тестирование;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

8.2.

Вн. Чт. Ж. Санд “О чем говорят цветы”

1


0


Выразительно читать произведение, задавать вопросы к отдельным фрагментам, формулировать тему и основную идею прочитанных глав. Рассуждать о героях и проблематике произведения, обосновывать свои суждения с опорой на текст; выявлять своеобразие авторской сказочной прозы и её отличие от народной сказки.

Устный опрос;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

8.3.

Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, «Зелёное утро» Брэдбери и др.

2

0

0


Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы, пересказывать содержание отдельных глав. Определять тему, идею
произведения. Характеризовать главных героев, составлять их словесные портреты. Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения. Писать отзыв на прочитанную книгу.

Устный опрос;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт


8.4.

Читательская конференция

1

0

1


Читать литературное произведение, отвечать на вопросы. Самостоятельно формулировать вопросы к произведению в процессе его анализа. Сопоставлять произведения по жанровым особенностям. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения.

Устный опрос;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

Итого по разделу

9


Раздел 9. Итоговый контроль

9.1.

Итоговые контрольные работы

2

2

0


Высказать свое отношение к прочитанному

Контрольная работа;

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт

Итого по разделу

2


Резервное время

15


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

8

9




ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

1

0

0


Устный опрос

2.

Устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов.

1

0

0


Устный опрос

3.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки. Частушки, приговорки, скороговорки.

1

0

0


Устный опрос

4.

От малых жанров фольклора к большим. Сказка как фольклорный жанр.Жанровые особенности. Типы сказок.

1

1

0


Письменный контроль

5.

«Царевна-лягушка»: встреча

с волшебной сказкой.

1

0

0


Устный опрос

6.

«Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте.

1

0

0


Устный опрос

7.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.


1

0

1


Практическая работа

8.

Особенности сюжета сказки. Иван – крестьянский сын как выразитель народной мысли сказки. Нравственное превосходство героя.

1

0

0


Устный опрос

9.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

1

0

0


Устный опрос

10.

Бытовые сказки «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

1

0

0


Устный опрос

11.

РР Обучение сочинению. «Мой лю­бимый герой русской народной сказки».

1

0

0


Практическая работа

12.

Возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник.


1

0

0


Устный опрос

13.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. «Прошлое должно служить современности!»

1

0

0


Устный опрос

14

Из русской литературы XVIII века. Роды и жанры литературы.





Устный опрос

15

М.В.Ломоносов. «Слу­чились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.





Устный опрос

16.

Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Басенный мир И.А.Крылова

1

0

0


Устный опрос;

17

И. А. Крылов. Слово о басно­писце. Обличение человече­ских пороков в баснях «Волк и Ягненок».





Устный опрос;

18

Осмеяние невежества и
неблагодарности в басне И.А.Крылова "Свинья под дубом" Понятие об аллего­рии и морали.





Устный опрос;

19.

Отражение исторических событий в басне И.А.

Крылова "Волк на псарне".

1

0

0


Устный опрос;

20.

От гармонии в музыке - к гармонии в жизни (по басне И.А.Крылова «Квартет»)

1

0

0


Устный опрос;

21.

Развитие речи. Аудиторное сочинение.

«Впечатление от прочитанной басни».


1

0

0


Устный опрос;

22.

В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

1

0

1


Практическая работа

23

В.А. Жуков­ский «Кубок» Нравственно-психоло­гические проблемы.






Устный опрос

24

А.С.Пушкин. Детство. Начало творческого пути. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил.






25.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Авторская позиция и фольклорные традиции.

1

0

0


Устный опрос;

26.

А.С. Пушкин. Стихотворе­ние «Няне». Мотив одиночества и грусти.

1

0

0


Устный опрос;

27

РР А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Люд­мила».

Фольклорные образы. Чтение выразительное наизусть.





Устный опрос

28

Стихотвор­ная и про­заическая речь. Ритм, рифма, строфа.


1

0

0


Устный опрос;

29

Вн. чт. Мои любимые сказки Пушкина.

Проект Художественный мир пушкинских сказок (создание рисунков, электронных альбомов)

1

0

1


Практическая работа;

30

РР Подготовка к сочине­нию на тему «Чему учит А.С.Пушкин в своих сказках?»

1

0

0


Устный опрос;

31

РР Сочине­ние на тему «Чему учит А.С.Пушкин в своих сказках?»


1

0

0


Письменный контроль

32

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подзем­ные жители» как литературная сказка. Сказочно-условное, фантасти­ческое и достоверно-реальное в сказке.

1

0

0


Устный опрос;

33

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подзем­ные жители». Нравственные уроки.


1

0

0


Устный опрос;

34

В.М.Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыден­ное в сказке. Пафос произве­дения.

1

0

0


Устный опрос;

35

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историче­ская основа и патриотический пафос стихотворения. Мастер­ство поэта в создании баталь­ных сцен.

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

36

Изобразительно-выразитель­ные средства языка стихотво­рения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения. Выразительное чтение наизусть.

1

0

0


Устный опрос;

37

Н.В.Гоголь. Слово о писате­ле. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное мес­то». Поэтизация народной жизни в повести.

1

0

0


Устный опрос;

38

Н.В.Гоголь. Реальность и фантастика в по­вести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

1

0

0


Устный опрос;

39

Вн.чт. Проект «Фантастические картины «Вечеров…» в иллюстрациях» (презентации).

1

0

1


Практическая работа

40

Н.А.Некрасов. Слово о по­эте. «На Волге» Раздумья поэ­та о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

1

0

0


Устный опрос;

41

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ рус­ской женщины. Выразительное чтение наизусть фрагмента.

1

0

0


Практическая работа;

42

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Речевая характеристика персонажей. Выразительное чтение наизусть фрагмента.

1

1

0


Письменный контроль

43

И.С. Турге­нев.Слово о пи­сателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы кре­постной России в рассказе.

1

0

0


Устный опрос;

44

Герасим - «самое за­мечатель­ное лицо» в рассказе. Герасим и его окруже­ние.

1

0

0


Устный опрос;

45

Герасим и Муму. Сча­стливый год.

1

0

0


Устный опрос;

46

РР Авторская позиция и способы ее выражения в рассказе «Муму». Подготовка к сочинению.

1

0

0


Устный опрос;

47

РР Сочинение по рас­сказу И. С. Тургенева «Муму»:

«Авторская позиция в рассказе «Муму».

1

0

0


Устный опрос;

48

А.А.Фет. Слово о поэте. «Ве­сенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

1

0

0


Устный опрос;

49

Л.Н. Тол­стой. Слово о писателе. Рассказ-быль

«Кавказский пленник». Сюжет рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенно­сти языка произведе­ния.

1

0

0


Устный опрос;

50

Странная дружба Жи­лина и Дины.

1

0

0


Тестирование;

51

Два пленни­ка: Жилин и Костылин.

1

0

0


Устный опрос;

52

РР Любимый рассказ Л.Н. Толсто­го. Подготовка к домашнему сочинению «Смысл заглавия рассказа».

1

0

0


Устный опрос;

53

А.П.Чехов. Слово о пи­сателе. «Хирургия».

1

0

0


Устный опрос;

54

Вн. чт. Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

1

0

0


Устный опрос;

55

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как сред­ство передачи чувств и настроений.


1

0

0


Устный опрос;

56

Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.3.Сурикова, А.В.Кольцова. Особенности художественного мира.

1

0

0


Устный опрос;

57

РР Обучение сочине­нию- анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века).

1

0

0


Устный опрос;

58

Контрольная работа (тест) по русской литературе 19 века.

1

1

0


Тестирование

59

Литература 20 века. И.А.Бунин. Слово о пи­сателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе.


1

0

0


Устный опрос;

60

В.Г. Коро­ленко. Слово о пи­сателе. «В дурном обществе».

1

0

0


Устный опрос;

61

Контраст судеб геро­ев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко.

1

0

0


Устный опрос;

62

Анализ эпи­зода из по­вести В. Г. Короленко «В дур­ном обще­стве», его роль в структуре про­изведения.

1

0

0


Устный опрос;

63

РР Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

1

0

0


Устный опрос;

64

РР Сочинение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»: «Нравственные уроки».

1

0

0


Устный опрос;

65

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Ро­дины и родной природы в сти­хотворениях «Я покинул роди­мый дом…».

1

0

0


Устный опрос;

66

Образ родного до­ма в стихах Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…» Свое­образие языка стихотворений.

Выразительное чтение наизусть.

1

0

0


Устный опрос;

67

П.П.Бажов. Слово о писате­ле «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Дани­лы-мастера.

1

0

0


Устный опрос;

68

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

1

0

0


Устный опрос;

69

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». Нравственные проблемы про­изведения.


1

0

0


Устный опрос;

70

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г.Паустов­ского.

1

0

0


Устный опрос

71

С.Я.Маршак. Слово о писа­теле. Пьеса-сказка «Двенадцать ме­сяцев». Драма как род литературы.

1

0

0


Устный опрос;

72

Положительные и отрицатель­ные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.

1

0

0


Устный опрос;

73

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака.

1

0

0


Устный опрос;

74

РР Подготовка к сочи­нению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»: «Нравственные уроки сказки».

1

0

0


Устный опрос;

75

РР Сочи­нение по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»: «Нравственные уроки сказки».

1

0

0


Устный опрос;

76

А.П.Платонов. Слово о пи­сателе. «Никита». Быль и фан­тастика.


1

0

0


Устный опрос;

77

Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова «Ни­кита». Оптимистическое восприятие окружающего мира.

1

0

0


Устный опрос

78

В.П. Ас­тафьев. Слово о пи­сателе. «Васюткино озеро». Сюжет рас­сказа, его герои. Понятие об автобиогра­фическом произведении.

1

0

0


Письменный контроль

79

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро».

Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных испытаний.

1

0

0


Устный опрос;

80

Русские по­эты XX века о Родине и родной природе. А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин.

1

0

0


Устный опрос;

81

Русские поэты XX века о Роди­не и родной природе. Н. М. Рубцов. «Родная деревня». Образ Родины в стихах о при­роде. Выразительное чтение наизусть.


1

0

0


Устный опрос;

82

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский плен­ник», «Игорь-Робинзон».

1

0

0


Устный опрос;

83

Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». Роль игры в формировании личности ребенка.

1

0

0


Устный опрос;

84

Вн.чт. А. Тэффи «Валя». Особенности художественного мира. Юмор и ирония в рассказе.

1

0

0


Устный опрос;

85

Поэты о Великой Отечественной войне К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез маль­чишку на лафете...». Война и дети.

1

0

0


Устный опрос;

86

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

1

0

0


Устный опрос;

87

Вн. чт. Изображение Родины в

произведениях волгоградских поэтов.

1

0

0


Устный опрос;

88

Контрольная работа (тест) по русской литературе за курс 5 класса.

1

1

0


Контрольная работа

Тестирование

89

Анализ контрольных работ.

1

0

0


Устный опрос

90

Из зарубежной литературы Р. Стивенсон. Слово о пи­сателе. «Вересковый мед». Бе­режное отношение к традици­ям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер.

1

0

0


Устный опрос;

91

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произ­ведение о силе человече­ского духа.


1

0

0


Устный опрос;

92

Необычайные приключения Робинзона Кру­зо. Характер главного героя.

1

0

0


Устный опрос;

93

X. К. Андерсен. Слово о пи­сателе. «Снежная королева», реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

1

0

0


Устный опрос

94

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота ге­роини. Победа добра над злом.

1

0

0


Устный опрос;

95

Вн. чт. В мире любимых сказок Андерсена.

1

0

0


Устный опрос;

96

Вн. чт. Ж. Санд. «О чем говорят цве­ты». Спор героев о прекрасном.

1

0

0


Устный опрос;

97

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

1

0

0


Устный опрос;

98

Том Сойер и его друзья. Внутренний мир героев М. Твена.

1

0

0


Устный опрос;

99

Дж. Лондон. Слово о писате­ле. «Сказание о Кише». Нрав­ственное взросление героя рассказа. Становление его ха­рактера.


1

0

0


Устный опрос;

100

Мастерство Джека Лондона в изображении жизни северного народа.

1

0

0


Устный опрос;

101

Вн.чт. Читательская конференция «Путешествие в мир книги».

1

0

0


Устный опрос;

102

Советы библиотеки. Итоги года.

1

0

0


Устный опрос;

Итого часов


102






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2019.

2. Еремина О.А, Уроки литературы в 5 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.

3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. –416 с. – (в помощь школьному учителю).

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб, и доп. - М: ВАКО, 2007.

5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы)

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ЯКласс, РЭШ, Скайсмарт


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Компьютер




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!