СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. 21 ВЕК.

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ». Начальное общее образование, 1-4 класс, разработана на основе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой, учебника литературного чтения 1-4 класс  (автор: Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Л.А.Ефросинина)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. 21 ВЕК.»


Приложение к Основной образовательной программе

Начального общего образования


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 с. Чишмы

муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан



Рассмотрено

на заседании ШМО Протокол № 1

от « 26 » августа_2019 г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

_____ Р.Х.Сафиуллина


Утверждаю

Директор СОШ №2 с.Чишмы

_________Л.Р.Кадерметова

Приказ № 214

от « 30» августа 2019 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Начальное общее образование


1-4 класс


разработана на основе УМК «Начальная школа XXI века»

под редакцией Н.Ф.Виноградовой, учебника литературного чтения 1-4 класс

(автор: Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Л.А.Ефросинина)









Составили:

Арсланова Зилия Равеловна

учитель начальных классов первой категории,

Ахметшина Наталья Юрьевна

учитель начальных классов первой категории,

Багаутдинова Лейсан Мусавировна

учитель начальных классов высшей категории,

Фаткуллина Гульнара Ринатовна

учитель начальных классов первой категории,

Хасанова Ралия Аглиевна

учитель начальных классов высшей категории


  1. Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение».

Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

1 класс

Осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работа на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.

Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

2 класс

Понятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности

и формирование личностного смысла учения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Формирование этических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к

творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным

ценностям.

Основа российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; гуманистические и

демократические ценностные ориентации.

3 класс

Формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление

гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального

российского общества;

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и

чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

Формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других

народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  1. класс

Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной

принадлежности;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах общения;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


1.2Метапредметные результаты

1 класс

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности

своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и

технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема). Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). Пользоваться словарями, справочниками.

Осуществлять анализ и синтез.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Владеть монологической и диалогической формами речи.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других. Пытаться принимать иную точку зрения.

Быть готовым корректировать свою точку зрения.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Задавать вопросы.

2 класс

Регулятивные УУД: 

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 

 Проговаривать последовательность действий на уроке; 

Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; 

Учиться работать по предложенному учителем плану 

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. 

Познавательные УУД: 

 Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; 

 Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 

Средством  формирования  познавательных  УУД  служат  тексты  учебника  и  его  методический  аппарат, обеспечивающие  1ю  линию  развития  формирование  функциональной  грамотности  (первичных навыков работы с информацией). 

Коммуникативные УУД: 

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения

или небольшого текста); 

Слушать и понимать речь других; 

Выразительно читать и пересказывать текст; 

Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;  

Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). 

Средством  формирования  коммуникативных  УУД  служит  технология  продуктивного  чтения  и организация работы в парах и малых группах. 

3 – 4 классы

Регулятивные

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

Составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;

Работать в соответствии с заявленным планом;

Корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями еёреализации, в том числе во внутреннем плане;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективнойоценки;

Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий сиспользованием учебной и справочной литературы;

Устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ);

собственное высказывание по аналогии; проводить сравнение, сериацию и классификацию

по заданным критериям;

Умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своевысказывание;

Самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; наоснове плана самостоятельно представлять героев, событие.

Использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;

Работать с текстом, иллюстрацией, схемой, таблицей; преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Коммуникативные

Составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;

Умения владеть монологической и диалогической формами речи.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Участвовать в работе пары, группы;

Планировать работу группы в соответствии споставленным заданием;

Готовить самостоятельно проекты;

Создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

1.3 Предметные

1 класс

Обучающийся научится:

Воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;

Читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);

Читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации концапредложения;

Самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысльпрочитанного или прослушанного произведения; вычерпывать фактуальную информацию текста (герои, поступки героев, события);

Участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения;

Отвечать на вопросы учителя; пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основеопорных слов (словесная модель текста); представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги).

Называть имя и фамилию автора, заголовок прочитанных или прослушанных произведений в классе.

Обучающийся получит возможность научиться:

Читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии синдивидуальным темпом;

Самостоятельно определять главную мысль произведения;

Задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

Пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;

Находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Участвовать в организации выставки книг в классе; находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;

Читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительныхсредств;

Инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.

2 класс

Обучающийся научится:

Читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

Самостоятельно определять тему прочитанного произведения;

Под руководством учителя определять главную мысль произведения;

Задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

Пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;

Характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он?Какой он?);

Делить текст на части под руководством учителя;

Определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;

Находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; сравнивать произведения живописи и произведения литературы;

Сравнивать прозаический и поэтический текст; наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.

Определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;

Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;

Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении

Обучающийся получит возможность научиться:

Читать текст про себя и понимать прочитанное;

Самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

Задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

Самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;

Пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;

Самостоятельно давать характеристику героям произведения;

Сравнивать героев одного произведения;

Находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

Самостоятельно составлять аннотацию;

Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;

Выявлять особенности героя художественного рассказа;

Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;

Умения писать отзыв на книгу.

3 класс

Обучающийся научится:

Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;

Понимать цель чтения;

Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;

Самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения; находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;

Называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Выявлять особенности героя художественного рассказа

Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;

Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении

Обучающийся получит возможность научиться:

Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

Сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,определять отличительные особенности;

Сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

Сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине наоснов выделения объектов картины.

Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам; сравнивать былину и сказочный текст

Выполнять творческий пересказ;

Рассказывать от лица разных героев произведения;

Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основерепродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.

4 класс

Выпускник научится:

сознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;

Осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику), самостоятельно определять тему и главную мысль произведения; составлять рассказы на тему,

Представлять свои рассказы в группе, оценивать их в соответствии с образцами сравнивать произведения разных жанров, группировать их по заданным признакам,

Определять отличительные особенности; сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы, находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки со общения;

Сравнивать произведения литературы и живописи; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги.

Самостоятельно писать отзыв на выбранную книгу.

Использовать в речи литературоведческие понятия.

Выполнять творческий пересказ, рассказывать от лица разных героев произведения.

Создавать свой собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин, по серии иллюстраций или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

Воспринимать литературу как вид искусства; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста.

Пользоваться Интернетом для поиска необходимой литературы.

Различать жанры устного народного творчества, выявлять их особенности.

Сравнивать пословицы и поговорки разных народов, группировать пословицы и поговоркипо темам; сравнивать былину и сказочный текст; сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.

Определять ритм стихотворения.

Сравнивать, сопоставлять различные виды текста, называть две-три особенностипрочитанного или прослушанного текста.

Создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средствахудожественной выразительности.

Умение самостоятельно инсценировать прочитанные произведения.

УМК – авторы учебника, авторская программа

Программа разработана на основе УМК «Начальная школа XXIвека» под редакцией

Н.Ф.Виноградовой и ориентирована для работы с учебником «Букварь» (автор Л.Е.Журова)

и учебником литературное чтение (авторы: Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова)



Система оценивания планируемых результатов

В 1-4 классах чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное – развитие личности младшего школьника.

Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению

знаний и умений, определенных обязательным минимумом содержания образования в начальной школе и авторской программой курса.

Навык чтения. Умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).

Начитанность:

знание изученных произведений, рекомендованных Федеральным компонентом государственного стандарта содержания начального образования по литературному чтению;

представление о литературоведческих понятиях (в объеме, определенном обязательным минимумом содержания начального образования по предмету), их использование и понимание;

знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках и хрестоматиях для каждого класса.

Умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.

Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие

восприятие, интерпретацию и оценку художественного произведения как искусства слова.

Особенности организации контроля по чтению.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможно проведение  письменных работ - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельных работ  с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами.

Виды проверочных и контрольных заданий:

комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);

литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);

тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;

диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;

тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух;

тексты и задания для проверки навыка чтения молча;

комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений;

итоговые тесты;

контрольные работы для проверки умений работать с книгой.

Тестовые задания - требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное - 0

баллов. Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик сделал более половины

заданий, работа считается выполненной):

«5» - ученик выполнил 90-100% работы;

«4» - ученик выполнил 70-80% работы;

«3» - ученик выполнил 50-60% работы;

«2» - ученик выполнил менее 50% работы.

Литературные диктанты – форма проверки литературной эрудиции. Условно можно разбить на 3 вида: лексические, информационные, литературоведческие. Проверка проводится учащимися самостоятельно с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учащиеся проверяют и оценивают свою работу, например, так: «У меня всё верно», «У меня одна ошибка, но я её нашёл» и т.д. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:

«5» - если в работе нет ошибок;

«4» - если в работе одна ошибка;

«3» - если в работе две ошибки;

«2» - если в работе более двух ошибок.

Диагностические задания - динамичная форма проверки, направленная на выявление уровня усвоения учебного материала и сформированности учебной и читательской деятельности. Диагностические задания выполняются учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах. Отметки за выполнение диагностических заданий:

0 баллов – задание не выполнено;

1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;

2 балла – задание выполнено верно.

Проверка навыков выразительного чтения – контроль может быть текущим, периодическим, итоговым.

«5» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения,

выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок

соответствует содержанию произведения.

«4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения,

но не выражает своё отношение к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

«3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но не темп

и тон чтения не соответствует содержанию произведения.

«2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».

Оценка умений работать с книгой:

самостоятельное чтение книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

самостоятельный выбор и определение содержания по ее элементам;

работа с разными источниками информации.

Оценка текущих и итоговых контрольных работ:

«5» - если все задания выполнены верно;

«4» - если выполнено не менее 3/4 всех заданий;

«3» - если выполнено  ½ всех заданий;

«2» - если выполнено менее  ½ всех заданий.

Нормы оценивания техники чтения в начальной школе
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Составляющие техники чтения на момент завершения начального образования: способ чтения – чтение целыми словами;правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Норма техники чтения в начальной школе
1 класс.

2 четверть: меньше 10 слов - "2", 10-15 слов - "3", 16-20 слов - "4", больше 20 слов - "5".
3 четверть: меньше 20 слов - "2",  20-25 слов - "3", 26-35 слов - "4", больше 35 слов - "5".
4 четверть: меньше 25слов -"2", 25-30 слов -"3", 31-40 слов -"4", больше 40 слов -"5".
2 класс
1 четверть: меньше25 слов -"2",  25-34 слов -"3", 35 - 45 слов -"4", больше 45 слов -"5".
2 четверть: меньше 25 слов - "2", 25-39 слов - "3", 40 - 55 слов -"4", больше 55 слов - "5".
3 четверть: меньше 35 слов -"2",  35-49 слов -"3", 50-65 слов -"4", больше 65 слов -"5".
4 четверть: меньше 40 слов -"2", 40-54 слова -"3", 55-70 слов -"4", больше70 слов -"5".
3класс
1 четверть: меньше 40 слов -"2",  40-54 слова -"3", 55 - 70 слов -"4", больше 70  слов -"5".
2 четверть: меньше 45 слов - "2", 45-59 слов - "3", 60 - 75 слов -"4", больше 75 слов - "5".
3 четверть: меньше 55 слов -"2",  55-69 слов -"3", 70-80 слов -"4", больше 80 слов -"5".
4 четверть: меньше 60слов -"2", 60-74слова -"3", 75-80 слов -"4", больше 85 слов -"5".
4класс
1 четверть: меньше 65 слов -"2",  65-74 слов -"3", 75 -80 слов -"4", больше 80 слов -"5".
2 четверть: меньше 70 слов - "2", 70-80 слов - "3", 80 -85 слов -"4", больше 85 слов - "5".
3 четверть: меньше 80 слов -"2",  85 - 90 слов -"3", 90 - 95 слов -"4", больше 95 слов-"5".
4 четверть: меньше 90 слов -"2", 95-100 слова -"3", 100 - 105слов -"4", больше 105 слов -"5".


  1. Содержание учебного предмета


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,

периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Г оворение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в

выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

1 класс( 102 ч)

Р/к ( 21 ч)

Стихи о родном крае.

Сюжетные картины о родном крае.

Моя семья

Птицы нашего края

Профессии моих родителей

Мой четвероногий друг

Башкирские народные игры

Башкирские народные пословицы и поговорки

Мой лучший друг

М.Гали. Стихотворение «земные краски»

М.Карим. Стихотворение «О березовом листе»

Творчество Ф.Рахимгуловой

Моя любимая мама

Башкирская народная сказка «Лев и Заяц»

М.Карим. Рассказ «Туда или сюда»

А.Шибаев. Стихотворения «На зарядку – становись»! «Познакомились».

Ш.Биккул. Стихотворение «Зима»

К. Киньябулатова. Стихотворение «Зухра и цыплята»

Времена года у нас в гостях

Башкирская народная сказка подарок

Я – мамин помощник

В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 3 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.Умение слушать и понимать фольклорные и литературныепроизведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится».Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален,удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнаватьпроизведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малогофольклора).

Чтение.Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).

Работа с текстом. Практическое отличие текс та от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Круг чтения.Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение темпроизведений фольклора разных народов. Стихотворные произведениярусских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детскихпоэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров,национальные особенности литературы. Юмористические произведения.

Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Чтение: работа с информацией

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

2 класс (102 ч)

Раздел I. О нашей Родине

Произведения о Родине. Ф. Савинов «О Родине». Стихи о Родине. И. Никитин «Русь» С. Романовский «Русь».РК. Стихи М.Карима о Родине.

Раздел II. Народная мудрость (устное народное творчество)

Русская народная песня «Я с горы на гору шла». Былина «Как Илья Муромец богатырем стал». Былина «Три поездки Ильи Муромца» .Внеклассное чтение. Произведения устного народного творчества. Проверь себя «О нашей Родине»

РК. Загадки и кулямасы.



Раздел III. О детях и для детей

Стихи о детях. А. Барто «Катя». С.Баруздин. «Стихи о человеке и его словах». Рассказы детях. С.Баруздин «Как Алешке учиться надоело». Е. Пермяк «Смородинка». Н. Носов «Заплатка». Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Толстой «Страшный зверь». В. Сутеев «Кто лучше?». Е.Пермяк «Две пословицы» М. Зощенко «Самое главное» Сказки для детей. Л. Пантелеев «Две лягушки». В. Сутеев «Снежный зайчик». В. Беспальков «Совушка». Литературные (авторские) сказки. Внекл.чтение С.Михалков «Прогулка» . Внекл. чтение В. Катаев «Цветик-семицветик»

Раздел IV Мир сказок

Русская народная сказка «У страха глаза велики. Братья Гримм «Маленькие человечки». Авторские сказки. Литературные (авторские) сказки. Братья Гримм «Семеро храбрецов» Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Обобщение по теме «О детях и для детей» , «Мир сказок» Внекл. чтениеХ.-К. Андерсен «Принцесса на горошине».РК. Сказка. Заяц у медведя в гостях.РК.Сказки о животных

Раздел IV. «Уж небо осенью дышало…»

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало …» Г.Скребицкий «Осень». Э. Шим «Белка и ворон», Е. Трутнева «Осень». А. Сладков «Эхо». Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…». Загадки.М.Пришвин «Недосмотренные грибы» Э. Шим «Храбрый опенок». Внекл. чтение. Читаем о родной природе. РК. Г.Юнусова «Падают листья»

Раздел V. «Снежок порхает, кружится»

З. Александрова «Зима» . С. Иванов «Каким бывает снег». И. Соколов- Микитов «Зима в лесу». Э. Шим «Всем вам крышка». Русская сказка «Дети Деда Мороза». М. Пришвин «Деревья в лесу». Стихи русских поэтов. И. Суриков «Детство» В. Даль «Девочка Снегурочка» К.Ушинский «Мороз не страшен». Русская народная сказка «Снегурочка». Н. Некрасов «Саша». В. Чаплина «Как белочка зимует» . И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу» И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?» Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича» РК. Б.Бикбай. «Горка» , РК. С.Муллабаев «Следы на снегу», РК. Ш.Биккул. «Зима». Внеклассное чтение. японская сказка «Журавлиные перья»

Раздел VI. Здравствуй, праздник новогодний

С. Михалков «В снегу стояла елочка» . А. Гайдар «Елка в тайге» Книги А. Гайдара С. Маршак «Декабрь». С.Городецкий «Новогодние приметы». Внел.чтение. Стихи о родной природе на тему «Идет волшебница зима». Проверь себя.

Раздел VII. Произведения о животных

Народная песня «Буренушка». В. Жуковский «Птичка». К. Ушинский «Кот Васька». Е. Благинина «Голоса леса». М. Пришвин «Старый гриб». К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». П.Комаров «Олененок» . В. Бианки «Еж спаситель». Скороговорки М. Дудин «Тары-бары…». К. Ушинский «Плутишка кот». Народные сказки. «Журавль и цапля». Русская народная сказка «Зимовье зверей» . Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» . Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка». Русская народная сказка «Белые перышки». «Проверь себя» по теме «Произведения о животных

РК. Харыбай

Внекл.чтение.К.Паустовский «Барсучий нос»

Внекл.чтение. Сказки о животных

РК. Сказка «Лиса и беркут»

РК.Башк. народная сказка «Лиса и журавль»


Раздел VIII. Зарубежные сказки


Украинская сказка «Колосок». Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать». Братья Гримм «Бременские музыканты» Английская народная сказка «Сказка про трех поросят». Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха»

Внекл.чтение Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»


Раздел IX. Рассказы, стихи, сказки о семье

Л. Толстой «Лучше всех» . Колыбельная песня М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…» В.Осеева «Сыновья» . Л. Толстой «Отец и сыновья». Л. Воронкова «Катин подарок». А. Плещеев «Песня матери». Татарская сказка «Три сестры». С.Михалков «Быль для детей». С.Баруздин «Салют» Внекл.чтение. В. Солоухин «Деревья» РК.Летний дождь. Р.Нигмати/ РК.М.Карим. Первые капли РК. Моя семья

Раздел X. «Весна, весна красная!...»

Народная песня «Весна, весна красная!». А.Чехов.»Весной». А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», Г.Скребицкий «Весна-художник». М. Сладков «Снег и ветер». С. Маршак «Весенняя песенка». Э.Шим. «Чем пахнет весна». Е. Боратынский «Весна, весна!». Ф. Тютчев «Зима недаром злится». А. Куприн «Скворцы». Н.Сладков. «Апрельские штучки». А.Барто «Апрель». Г. Скребицкий «Жаворонок». О. Высоцкая «Одуванчик». М.Пришвин. «Золотой луг». П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Н. Сладков «Весенний гам» . Б. Заходер «Птичья школа» Сказки в стихах. К. Ушинский «Утренние лучи». А. Барто «Весна, весна на улице». РК. Воробей в меду.Сказка. РК.Салют победы. Внекл.чтение : В. Маяковский «Тучкины штучки» Внекл.чтение. К. Коровин «Баран, заяц и еж» Внекл.чтение. Книги о родной природе


Раздел XI. Волшебные сказки


Русская народная сказка «Хаврошечка». А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Творческая работа «Волшебные сказки»

. Ш.Перро. «Кот в сапогах» . А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике балде»

Летнее чтение.

РК. Башкирские народные волшебные сказки.

3 класс (102 ч)

Раздел 1. Устное народное творчество

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В.Даль «Старик-годовик» . Малые формы фольклора: пословицы. Пословицы о родине. Русская народная сказка «Самое дорогое». Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую». Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка». Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». Малые формы фольклора: скороговорки, потешки. Былины. «Добрыня и змей». Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Былина «Алеша Попович и ТугаринЗмеёвич». Былина «Вольга и Микула». Былины. Проверьте себя

РК. Пословицы о Ридине. РК.Башкирская легенда «Луна и Зухра».

Раздел II. Басни

Басни. Эзоп «Лисица и виноград», И. Крылов «Лиса и виноград». И. Крылов «Ворона и лисица».

Проверьте себя. Устное народное творчество.

РК. М.Гафури. Басня «Кто съел овцу».« Два гуся и лягушка»

А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зеленый…» .А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» К. Г. Паустовский. «Сказки Пушкина» Стихи А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Няне». Обобщение по разделу «Произведения
А. С. Пушкина». Проверьте себя.

Раздел III. А.С.Пушкин.

Проверка техники чтения

Раздел IV. Стихи русских поэтов


Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…» А. Майков «Осень», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Фет «Кот поет, глаза прищуря…». М.Гали «Наступила осень».

Проверьте себя.Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов».

Раздел V. Л.Н.Толстой

Л. Н.Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк». Л.Н.Толстой «Лебеди». Л. Н.Толстой «Зайцы» . Л.Н.Толстой «Прыжок» (быль). Былина «Как боролся русский богатырь»

Произведения Л. Толстого. Проверьте себя.

Вн.чт. Башкирская легенда «Камень Инсебики».



Раздел VI. Н.А.Некрасов

Н. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок). Р.Сабитов «Помогаю». Н.Некрасов «Мужичок с ноготок». К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок». Н. Некрасов «Славная осень», «Зеленый шум». Н. Некрасов «Мороз-воевода».

Произведения Н.Некрасова.Проверьте себя.

Русские поэты. Проверьте себя.



Раздел VII. А.П.Чехов

А. П. Чехов «Степь». А. Чехов. Рассказ «Ванька». Н.С. Шер «О рассказах А. П. Чехова».

А. Чехов. Рассказ «Ванька».Проверочная работа.

РК. Башкирские легенды «Как Салават медведя убил»


Раздел VIII. Сказки зарубежных писателей


Ш. Перро «Подарки феи». И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре».

Конкурс читательских дневников


Раздел IX. Стихи русских поэтов


И. Никитин «Русь», «Утро» И. Суриков «Детство». С.Дрожжин «Зимний день», «Привет». Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов» (Проверьте себя)

РК. И.Ахметянов “Мои лыжи”...


Раздел X. Д.Н.Мамин-Сибиряк


Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех».


Раздел XI. А. И. Куприн


А. И. Куприн «Синяя звезда». А. Куприн «Барбос и Жулька» А. Куприн«Собачье счастье». Обобщение по разделу «Книги о братьях наших меньших». Проверьте себя.

РК.Башкирская народная сказка “Харыбай”.

Вн.чт.М.Карим «В берёзовом лесу».


Раздел XII. С.А.Есенин

С.А. Есенин. Стихи о Родине. С.Есенин. Стихи о природе. «Берёза», «Бабушкины сказки». С. Есенин «Сыплет черёмуха снегом…». Р.Гарипов «Жаворонок». Обобщение по разделу

«Стихи С. Есенина».Проверьте себя.


Раздел XIII. К. Г.Паустовский


К. Паустовский «Стальное колечко». К. Паустовский «Кот-ворюга». К. Паустовский «Какие бывают дожди». К. Г. Паустовский «Теплый хлеб».

РК.Детские книги о природе. Ф.Исангулов «Лесная девочка».


Проверочная работа.


Раздел XIV. С.Я.Маршак


С. Маршак. Стихи «Урок родного языка», «Ландыш». С. Маршак «Кошкин дом». В. Субботин.С Маршаком.

Проверка техники чтения

Раздел XV .Леонид Пантелеев


Л. Пантелеев. Рассказ «Честное слово»

Л. Пантелеев. Рассказ «Камилл и учитель» Л. Пантелеев. Рассказ «Новенькая».


Раздел XVI А.П.Гайдар


А. Гайдар «Горячий камень». А. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы). С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об аркадии Петровиче Гайдаре». Обобщение по разделу «Читаем о детях и для детей». Проверьте себя.


Раздел XVII. М.Пришвин

М. Пришвин «Моя Родина». М. Пришвин. Рассказ «Выскочка». М. Пришвин «Жаркий час».В.Чалмаев. Воспоминания о М.М.Пришвине. Обобщение по разделу «Произведения М. Пришвина». Проверьте себя.

РК. Из прошлого Башкортостана.


Раздел XVII1. Произведения зарубежных писателей

Дж. Лондон «Бурый волк». Э. Сетон-Томпсон «Чинк» . Обобщение по разделу «Книги о животных». Проверьте себя.

Вн.чт. Д.Талхина «Лошади» (сказка) Повторение по теме «Произведения зарубежных писателей».

Проверка техники чтения



4 класс ( 170 часов)


Раздел 1. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни Произведения фольклора. Волшебная сказка. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк». Былина. Волх Всеславович. Народные легенды. Легенда о граде Китеже. Легенда «Чертово городище» Легенда о покорении Сибири Ермаком. Народные песни. Героическая песня. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения Обобщение по разделу»Произведения фольклора»

Творческая работа «Книжка малышка» по УНТ

Вн. чт. «Суворов приказывает армии переплыть море»

РК. Героическая песня «Шаймуратов – генерал»

РК. Легенда. «Как Салават медведя убил»

Раздел II. Басни. Русские баснописцы.- И.А. Крылов. Стрекоза и муравей. И.И. Хемницер. Стрекоза. Л.Н. Толстой. Стрекоза и Муравей. И.И. Хемницер. Друзья. А.Е. Измайлов. Кукушка. И.А. Крылов. Мартышка и очки. И.А. Крылов. Квартет. И.И. Дмитриев. Муха МажитГафури. Две мухи.

Басни. Проектная работа «Любимый баснописец»

РК. С. Имангулов. Тень.

Раздел III. Русские поэты

В.А. Жуковский. Песня. В.А. Жуковский. Ночь. Волшебные сказки в стихах. В.А. Жуковский. Спящая красавица. Вн. чт. Книги В.А. Жуковского. Произведения Жуковского. Проверьте себя. А.С. Пушкин. Осень. А.С. Пушкин. «И.И. Пущину» И. Пущин. Записки о Пущине. А.С. Пушкин. Зимняя дорога. Сказки А.С. Пушкина. Стихи М.Ю. Лермонтова. «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» М.Ю. Лермонтов. «Парус» М. Ю. Лермонтов. « Горные вершины» М. Ю. Лермонтов. «Утёс». Литературные (авторские) сказки. Стихи П.П. Ершова. «Кто он?» Русские поэты. .

П.П. Ершов. Конёк-горбунок.

РК. Творчество Мажита Гафури. Башкирские поэты

РК. Г. Юнусова. Падают листья.

РК. Башкирская волшебная сказка «Урал-батыр»

РК.КасимаДавлеткильдеев. Картина «Пушкин среди башкир»

Проверка техники чтения

Русские поэты. Тест

Раздел VI. Произведения В.М. Гаршина Сказки В.М. Гаршина. Лягушка-путешественница. Повторение литературных сказок. С. Т. Аксаков - наш земляк . Проект.Вн.чт.В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Раздел V. Произведения русских писателей о детях Н.Г. Гарин-Михайловский. Старый колодезь (глава из повести «Детство Тёмы») К. Станюкович. Максимка. Книги русских писателей 19 века о детях и для детей. Проверка техники чтения

РК. Д. Киекбаев «Лесные сказки»

Раздел VI. Произведения зарубежных писателей Виктор Гюго. Козетта (отдельные главы). Марк Твен. Приключения Тома Сойера. ХансКристиан Андерсен. Дикие лебеди . Стихотворение Х.-К. Андерсена. Дети года. Книги зарубежных писателей.

Конкурс «Книгочей класса»

Вн. чт.К.Паустовский. «Великий сказочник»

Раздел VII. В мире книг Книга книг – Библия. Коран. Книги древней Руси. Деятельность Ярослава. Похвала книгам. Первая славянская азбука. Первая печатная книга на Руси.

РК.Письменность башкир.

Вн. чт.Мифы Древней Греции. Проект.

Раздел VIII. Произведения Л.Н. Толстого Л.Н. Толстой «Акула». Л.Н. Толстой «Два брата». Басни Л.Н. Толстого. Мужик и Водяной. Научно-популярные рассказы. Л.Н. Толстой «Черепаха» .Познавательные рассказы. Л.Н. Толстой «Русак» . Былины Л.Н. Толстого. «Святогор-богатырь»

Книги Л.Н. Толстого для детей.

Тест по творчеству Л.Н.Толстого.

Раздел IX. Стихи русских поэтов Стихи о Родине. А. Блок «Россия». Стихи А.А.Блока для детей. «Рождество» . Стихи о Родине и о природе. К. Бальмонт «К зиме». Стихи о природе. К. Бальмонт. «Снежинка». К. Бальмонт «Камыши» . Сказочные стихи. К. Бальмонт «У чудищ», «Как я пишу стихи». Рассказы о животных. А.Куприн. Скворцы. Произведения о животных. Стихи о природе. И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…»

И. Бунин «Детство». И. Бунин «Листопад». С. Я. Маршак «Словарь» .С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». С. Маршак – переводчик. Р. Бёрнс. « В горах моё сердце…» . Маршак – сказочник. Поэт, драматург, переводчик. Н. Заболоцкий. «Детство». Н. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке». Н.М. Рубцов «Берёзы». Н.М. Рубцов «Тихая моя родина»


РК.Р. Нигмати «Ответы на вопросы дочери»

РК. Башкирский государственный русский драматический театр.

РК.«Россиянин». Мустай Карим

РК.М. Харис. Пусть Родина не забывает меня

РК. Славные сыны Башкортостана.

Вн.чт. К. Киньябулатова. Зухра и цыплята.

Проверка техники чтения

Раздел X. Произведения о детях войны. Книги о детях войны. Рассказ о Мусе Гарееве.

Вн. чт.В.П. Катаев «Сын полка»

Раздел XI. Произведения С. Михалкова С. Михалков «Школа». С. Михалков «Хижина дяди Тома». Басни С. Михалкова. «Зеркало». Книги С.В. Михалкова.

Викторина по творчеству С.В.Михалкова.

Раздел XII. Юмористические произведения Н.Н. Носов «Федина задача». И. Гамазкова «Страдания» Раздел 13. Очерки И.С. Соколов – Микитов «Родина». А.И. Куприн «Сказки Пушкина». Н.С. Шер «Картины – сказки» . Темы очерков.

Раздел XIV. Путешествия. Приключения. Фантастика. В мире фантастики. Н. Вагнер. «Фея Фантаста» . Н. Вагнер «Берёза». Творческая работа на заданную тему . Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

Вн. чт.Н. Вагнер «Руф иРуфина»

Выставка рисунков

Раздел XV. Обобщение. Книги о путешествиях и приключениях. Книги о братьях наших меньших. Это интересно знать.

РК. С.Злобин и Салават Юлаев.

Выставка книг. Проверка техники чтения.

  1. Тематическое планирование



№п/п


Разделы, темы

Количество часов,

Отводимых на изучение темы

Примечание





1 класс


Обучение грамоте.

( 72 ч)


1.

Раздел I. Предложение и слово

10

Р/к - 3

2.

Раздел II. Восприятие художественного произведения

21


Р/к – 4 ч

3.

Раздел III. Звуковой анализ

41

Р/к – 2 ч

4.

Раздел IV. Чтение


13

Р/к - 3


Литературное чтение.

14



5.

Раздел V. Читаем сказки

5


Р/К – 2 ч

6.

Раздел VI. Учимся уму-разуму

3


Р/к – 2ч

7.

Раздел VII. Читаем о родной природе

3


Р/к – 3 ч

8.

Раздел VIII. О наших друзьях животных

3


Р/к – 2 ч




2 класс



102

15

1.

Раздел I. О нашей Родине

3

Р/к – 1 ч

2.

Раздел II. Народная мудрость

5

Р/к -1 ч

3.

Раздел III. О детях и для детей

12


4.

Раздел IV. Мир сказок

6

Р/к – 1 ч

5.

Раздел V. «Уж небо осенью дышало…»

5

Р/к – 1 ч

6.

Раздел VI. «Снежок порхает, кружится»

15

Р/к – 3 ч

7.

Раздел VII. Здравствуй, праздник новогодний

6


7.

Раздел VIII. Произведения о животных

14

Р/к – 2 ч

8

Раздел IX. Зарубежные сказки

6


9.

Раздел X. Рассказы, стихи, сказки о семье

8

Р/к – 3 ч

10.

Раздел XI. «Весна, весна красная!...»

17

Р/к – 2 ч


11.

Раздел XI1. Волшебные сказки

5

Р/к – 1 ч



3 класс



102

19

1.

Раздел I.Устное народное творчество

13

Р/к – 2 ч

2.

Раздел II . Басни

4

Р/к – 1 ч

3.

Раздел III. Произведения А.С.Пушкина

7

Р/к – 1 ч

4.

Раздел IV. Стихи русских поэтов

22

Р/к – 4 ч

5.

Раздел V. Русские писатели детям

45

Р/к - 10

6.

Раздел VI. Произведения зарубежных писателей



11



Р/к – 1 ч

4 класс







102

23

1.

Раздел I. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни



8

Р/к – 3 ч

2.

Раздел II. Басни. Русские баснописцы.

8

Р/к – 2 ч

3.

Раздел III. Русские поэты

18

Р/к – 5 ч

4.

Раздел IV. Произведения В.М. Гаршина

3

Р/к – 1 ч

5.

Раздел V. Произведения русских писателей о детях


3

Р/к – 1ч

6.

Раздел VI. Произведения зарубежных писателей

9


7.

Раздел VII. В мире книг

4

Р/к –2 ч

8.

Раздел VIII. Произведения Л.Н. Толстого

7

Р/к – 1 ч

9.

Раздел IX. Стихи русских поэтов .

20

Р/к – 6 ч

10

Раздел X. Произведения о детях войны

2

Р/к – 1 ч


11.

Раздел XI. Произведения С. Михалкова

4


12.

Раздел XII. Юмористические произведения

2


13.

Раздел XIII. Очерки

4


14.

Раздел XIV. Путешествия. Приключения. Фантастика.


6


15.

Раздел XV. Обобщение.

8

Р/к – 1 ч


Приложение 2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!