СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа XXI века". 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Начальная школа XXI века" разработана для 4 класса. Учебная нагрузка 3 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа XXI века". 4 класс.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»

143909, Московская область, Г.о. Балашиха, мкр. Авиаторов, ул. Летная, д.7

тел.: (498) 500-40-06, (498) 500-40-07, e-mail: [email protected]

ИНН 5001096382 КПП 500101001 ОГРН 1135001006238


«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель ШМО

___________//

Протокол № 1 от «29» августа 2020 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

___________ //

«29» августа 2020 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Школа № 30»

___________ //

Приказ от 2020г. № поо.д.



Рабочая программа

учебного предмета «Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке»

4 класс

2020-2021 уч.год


Составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и авторской программой

Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой


Учителя начальных классов МБОУ «Школа № 30»





г. Балашиха




Рабочая программа учебного предмета«Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке»для учащихся 2-4 классов на 2020 – 2021 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы: Л.А. Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение» («Начальная школа XXI века»); Москва:Издательский центр Вентана-Граф, 2015г.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке

Литературное чтение на родном языке реализуется через литературное чтение. Темы литературного чтения на родном языке отмечены*

Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего личностного развития, воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения*;

работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас*;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, роли чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения*;

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

уметь самостоятельно выбирать интересную литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

- воспринимать художественную литературу как вид искусства;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение*;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме)*.

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений*;

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет) *.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет)*;

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки*;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов) *.

Выпускник получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва*;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).



Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) результатыдолжны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Предметные результатыс учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение», должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;

2) формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать её;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


К концу обучения в первом классе ученик достигнет следующих результатов.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».

Ученик научится:

- понимать содержание прослушанных произведений;

– осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки) и художественной литературы (рассказ, сказка, стихотворение);

– читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию;

– правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

– моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Ученик получит возможность научиться:

– понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

– высказывать суждения о произведении и поступках героев;

- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

- оформлять информацию о произведении или книге в виде модели.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика».

Ученик научится:

– определять на практическом уровне и называть жанры и темы изучаемых произведений;

– использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

– различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

– сравнивать фольклорные и авторские сказкии выделять их особенности.

Ученик получит возможность научиться:

– сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

– находить в тексте произведения сравнения, обращения;

– находить в тексте и читать диалоги героев;

– определять примерную тему книги и по обложке и иллюстрациям.


Раздел «Творческая деятельность».

Ученик научится:

– читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

– моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

– придумывать истории с героями изученных произведений;

Ученик получит возможность научиться:

– иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

– инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

– создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы);

– пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.


Раздел «Чтение: работа с информацией».

Ученик научится:

- понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений;

– находить в тексте информацию о героях, произведении или книге, заданную в явном виде;

- определять тему текста;

– работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

– дополнять таблицы, схемы, модели;

– сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

– находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

– дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

–находить в тексте информацию о героях произведений.

Содержание учебного предмета

Со 2 класса используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение с интонациями, соответствующими знака препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2-3 предложения).

Работа с текстом.Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • воспринимать прослушанные или прочитанные произведения разных жанров, слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников;

  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

  • понимать учебную задачу;

  • отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие дать оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений);

  • выделять положительных и отрицательных героев;

  • овладевать алгоритмом учебных действий (подготовка выразительного чтения, чтения наизусть.Чтения по ролям, пересказа подробного и краткого, характеристики героя, произведения, книги);

  • строить высказывания, учитывающие различные коммуникативные задачи;

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, определять жанр и тему произведения;

  • осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений;

  • различать произведения разных жанров (стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку);

  • сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;

  • прогнозировать содержание произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; определение темы и жанра);

  • составлять модели( моделирование обложек к произведению).


Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.

Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о природе, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Жанровое разнообразие.Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.


Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный ерой, абзац.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • распознавать произведения фольклора по жанрам;

  • усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;

  • использовать в устной речи изученные литературоведческие понятия.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.


Чтение:работа с информацией.

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

Таблица и схема.Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • находить информацию о героях произведения;

  • вычленять основные события в произведении и устанавливать их последовательность;

  • моделировать отношения между героями произведений.

Межпредметные связи:

- с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

- с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
















Тематический план

4 класс


п/п

Название раздела

Количество часов


1 четверть

23 + 1

1.

«Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни»

8 + 1

2.

«Басни. Русские баснописцы»

5

3.

«Произведения В.А. Жуковского»

4

4.

«Произведения А.С. Пушкина»

3

5.

«Произведения М.Ю. Лермонтова»

3


2 четверть

26 + 1

6.

«Произведения П.П. Ершова»

3

7.

«Произведения В.М. Гаршина»

4

8.

«Произведения русских писателей о детях»

5

9.

«Произведения зарубежных писателей»

8 + 1

10.

«В мире книг»

6


3 четверть

28

11.

«Произведения Л.Н. Толстого»

7

12.

«Стихи А.А. Блока»

2

13.

«Стихи К.Д. Бальмонта»

4

14.

«Произведения А.И. Куприна»

4

15.

«Стихи И.А. Бунина»

3

16.

«Произведения С.Я. Маршака»

8


4 четверть

25 + 1

17.

«Стихи Н.А. Заболоцкого»

3

18.

«Произведения о детях войны»

4

19.

«Стихи Н.М. Рубцова»

3

20.

«Произведения С.В. Михалкова»

1

21.

«Юмористические произведения»

2

22.

«Очерки»

5

График контрольных работ

4 класс


п/п


Дата

по плану

Дата

по факту

Тема контрольной работы

1.



Входная контрольная работа. Проверка читательских умений.

2.



Контрольная работа за 1-е полугодие. Диагностика читательских компетенций.

3.



Комплексная контрольная работа за 3 четверть.

4.



Итоговая контрольная работа. Проверка читательских умений.

Итого: 4



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс



урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Примечание

«Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни» (8 ч + 1 ч: проверка читательских умений)

1.

02.09-04.09


Произведения фольклора. Малые жанры фольклора. Повторение.


2.



Произведения фольклора. Волшебная сказка. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».


3.

07.09-11.09


Былины. Былина «Волх Всеславович».


4.



Народные легенды. «Легенда о граде Китеже».


5.



«Легенда о покорении Сибири Ермаком». Книги с народными легендами.


6.

14.09-18.09


Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».


7.



Проверка читательских умений.


8.



Слушание и работа с книгами. Народные песни. Песня-слава «Русская Земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море».

Хрестоматия, ч. 1.

9.

21.09-25.09


Обобщение по разделу «Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни». Проверочная работа по теме «Произведения фольклора».

Рубрика «Проверьте себя» в тетради.

«Басни. Русские баснописцы» (5 ч)

10.



Произведения русских баснописцев. И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

И. Хемницер «Стрекоза». Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи».


11.



Слушание и работа с книгами. Произведения русских баснописцев.

И. Хемницер «Друзья». И. Крылов «Крестьянин в беде».

И. Крылов «Крестьянин в беде». (Хрестоматия, ч. 1)

12.

28.09-02.10


Произведения русских баснописцев. А. Измайлов «Кукушка».

А. Измайлов «Лестница».

А. Измайлов «Лестница». (Хрестоматия, ч. 1)

13.



Баснописец И.А. Крылов. И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».


14.



Обобщение по разделу «Басни. Русские баснописцы». Проверочная работа по теме «Басни. Русские баснописцы».

Рубрика «Проверьте себя» в тетради.

«Произведения В.А. Жуковского» (4 ч)

15.

05.10-09.10


Стихотворения Жуковского. В. Жуковский «Песня», «Ночь».


16.



Волшебные сказки в стихах. В. Жуковский «Спящая царевна».


17.



Слушание и работа с книгами. Книги В.А. Жуковского. В. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмерт­ного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери».

Хрестоматия, ч. 1.

18.

12.10-16.10


Обобщение по разделу «Произведения В.А. Жуковского». Проверочная работа по теме «Произведения В. А. Жуковского».

Рубрика «Проверьте себя» в тетради.

«Произведения А.С. Пушкина» (3ч)

19.



Повторение изученных произведений А.С. Пушкина.

Стихотворение «Осень» (отрывки).


20.



Стихи А.С. Пушкина. А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Зимняя дорога».


21.

19.10-23.10


Сказки А.С. Пушкина. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

Из воспоминаний В.И. Даля.

Хрестоматия, ч. 1.

«Произведения М.Ю. Лермонтова» (3 ч)

22.



Стихи М.Ю. Лермонтова. М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус».


23.



Стихи о природе М.Ю. Лермонтова. М. Лермонтов «Горные вершины», «Утес».


24.

26.10-29.10


Слушание и работа с книгами. Книги М.Ю. Лермонтова.

М. Лермонтов «Казачья колыбельная песня».

Хрестоматия, ч. 1.

«Произведения П.П. Ершова» (3 ч)

25, 26.



Литературные (авторские) сказки. П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывки).


27.

09.11-13.11


Обобщение по разделу «Русские поэты». Проверочная работа по теме «Русские поэты».

Рубрика «Проверьте себя» в тетради.

«Произведения В.М. Гаршина» (4 ч)

28, 29.



Сказки В.М. Гаршина. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».


30.

16.11-20.11


Слушание и работа с детскими книгами. Авторские сказки. В. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Хрестоматия, ч. 1.

31.



Повторение литературных сказок. Проверочная работа по теме «Литературные сказки».

Рубрика «Проверьте себя» в тетради.

«Произведения русских писателей о детях» (5 ч)

32, 33.

23.11-27.11


Произведения о детях. Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»).


34.



Слушание и работа с книгами. Произведения о детях.

К. Станюкович. «Максимка».

Хрестоматия, ч. 1.

35.



Произведения русских писателей о детях. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел».


36.

30.11-04.12


Обобщение по разделу «Произведения русских писателей о детях». Проверочная работа по теме «Произведения русских писателей о детях».

Рубрика «Проверьте себя» в тетради.

«Произведения зарубежных писателей» (8 ч + 1 ч:диагностика читательских компетенций)

37, 38.



Произведения о детях. В. Гюго «Козетта» (отдельные главы).


39.

07.12-11.12


Произведения зарубежных писателей о детях. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки).


40, 41.



Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди».


42.

14.12-18.12


Произведения Х.-К. Андерсена. Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года». Книги Х.-К. Андерсена.


43.



Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей». Проверочная работа по теме «Произведения зарубежных писателей».

Рубрика «Проверьте себя» в тетради.

44.



Слушание и работа с книгами. К.Г. Паустовский «Великий сказочник».

Хрестоматия, ч. 2.

45.

21.12-25.12


Контрольная работа за 1-е полугодие. Диагностика читательских компетенций.


«В мире книг» (6 ч)

46.



Книга книг — Библия. Детская Библия. Библейские предания.


47.



Мифы Древней Греции. Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар».

Хрестоматия, ч. 1.

48.

28.12-29.12


Мифы народов мира. Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение».

Хрестоматия, ч. 1.

49.

11.01-15.01


Слушание и работа с детскими книгами. Мифы народов мира.

Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

Хрестоматия, ч. 1.

50.



Книги Древней Руси. «Деятельность Ярослава. Похвала книгам» (отрывок из «Повести временных лет»). «О князе Владимире» (отрывок из жития).


51.



Первая славянская азбука. Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Яро­слава Мудрого», «Повесть о Никите Кожемяке».


«Произведения Л.Н. Толстого» (7 ч)

52.

18.01-22.01


Слушание и работа с детскими книгами. Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого. Воспоминания Л.Н. Толстого.

Хрестоматия, ч. 2.

53.



Художественные рассказы. Л.Н. Толстой «Акула».


54.



Басни Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой «Мужик и Водяной».


55.

25.01-29.01


Научно-популярные рассказы. Л.Н. Толстой «Черепаха».


56.



Познавательные рассказы. Л.Н. Толстой «Русак».


57.



Слушание и работа с детскими книгами. Былины Л.Н. Толстого.

Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь».


58.

01.02-05.02


Обобщение по разделу «Произведения Л.Н. Толстого». Проверочная работа по теме «Произведения Л.Н. Толстого».

Рубрика «Проверьте себя» в тетради.

«Стихи А.А. Блока» (2 ч)

59.



Стихи о Родине. А. Блок «Россия».


60.



Стихи А.А. Блока для детей. А. Блок «Рождество».


«Стихи К.Д. Бальмонта» (4 ч)

61.

08.02-12.02


Стихи о Родине. К. Бальмонт «Россия».


62.



Стихи о природе. К. Бальмонт «К зиме».


63.



Стихи о природе. К. Бальмонт «Снежинка», «Камыши».


64.

15.02-19.02


Сказочные стихи. К. Бальмонт «У чудищ».


«Произведения А.И. Куприна» (4 ч)

65.



Рассказы о животных. А. Куприн «Скворцы».


66.



Слушание и работа с детскими книгами. Сказки и легенды русских писателей. А. Куприн «Четверо нищих».

Хрестоматия, ч. 2.

67.

22.02-26.02


Слушание и работа с детскими книгами. Произведения о животных.

Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк». В. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона».

Хрестоматия, ч. 2.

68.



Обобщение по теме «Произведения русских писателей для детей». Проверочная работа по теме «Произведения русских писателей для детей».

Рубрика «Проверьте себя» в тетради.

«Стихи И.А. Бунина» (3 ч)

69.



Стихи о природе. И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство».


70.

01.03-05.03


Стихи о природе. И. Бунин. «Листопад» (отрывок).


71.



Обобщение по теме «Стихи русских поэтов». Проверочная работа по теме «Стихи русских поэтов».

Рубрика «Проверьте себя» в тетради.

«Произведения С.Я. Маршака» (8 ч)

72.



Стихотворения С.Я. Маршака. С. Маршак «Словарь».


73.

08.03-12.03


Стихотворения С.Я. Маршака. С. Маршак «Загадки», «Зелёная застава».

Хрестоматия, ч. 2.

74, 75.



Пьесы-сказки С.Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» (избранные картины).


76.

15.03-19.03


Слушание и работа с книгами. Пьесы-сказки С.Я. Маршака. С. Маршак «Сказка про козла».

Хрестоматия, ч. 2.

77.



С. Маршак — переводчик. Р. Бернс «В горах моё сердце...» (перевод С. Маршака).


78.



Комплексная контрольная работа за 3 четверть.


79.

22.03-26.03


Библиотечный урок. «Маршак — сказочник, поэт, драматург, переводчик».


«Стихи Н.А. Заболоцкого» (3 ч)

80.



Стихи для детей. Н. Заболоцкий «Детство».


81.



Стихи Н.А. Заболоцкого. Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке».


82.

05.04-09.04


Библиотечный урок. «Стихи русских поэтов». Книги со стихотворениями русских поэтов.


«Произведения о детях войны» (4 ч)

83, 84.



Произведения о детях войны. В.П. Катаев. «Сын полка» (отдельные главы).

Хрестоматия, ч. 2.

85.

12.04-16.04


Слушание и работа с детскими книгами. «Книги о детях войны».

Детские журналы и книги.


86.



Произведения о детях войны. К. Симонов «Сын артиллериста».

Хрестоматия, ч. 2.

«Стихи Н.М. Рубцова» (3 ч)

87.



Стихи о родной природе. Н. Рубцов «Берёзы».


88.

19.04-23.04


Стихи о Родине. Н. Рубцов «Тихая моя родина». Н. Рубцов «Ласточка».

Н. Рубцов «Ласточка». (Хрестоматия, ч. 2).

89.



Обобщение по теме «Произведения Н.А. Заболоцкого и Н.М. Рубцова». Проверочная работа по теме «Произведения Н.А. Заболоцкого и Н.М. Рубцова».

Рубрика «Проверьте себя» в тетради.

«Произведения С.В. Михалкова» (1 ч)

90.



Произведения С.В. Михалкова. С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома».


«Юмористические произведения» (2 ч)

91.

26.04-30.04


Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Носов «Федина задача».


92.



Юмористические стихи. И. Гамазкова «Страдания».


«Очерки» (5 ч)

93.



Очерки о Родине. И. Соколов-Микитов «Родина». М. Шолохов. «Любимая мать-отчизна».

М. Шолохов. «Любимая мать-отчизна» (Хрестоматия, ч. 2).

94.

03.05-07.05


Очерки о людях. А. Куприн «Сказки Пушкина». Н. Шер «Картины-сказки».


95.



Очерки о людях. М. Горький «О сказках».


Хрестоматия, ч. 2.

96.



Слушание и работа с книгами. Темы очерков. Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди». Детские газеты и журналы.

Хрестоматия, ч. 2.

97.

10.05-14.05


Обобщение по теме «Юмористические рассказы. Очерки». Проверочная работа по теме «Юмористические рассказы. Очерки».

Рубрика «Проверьте себя» в тетради.

«Путешествия. Приключения. Фантастика» (7 ч + 1 ч резерв)

98.



В мире фантастики. Н. Вагнер «Фея Фантаста».


99.



Итоговая контрольная работа: проверка читательских умений.


100.

17.05-21.05


В мире фантастики. Н. Вагнер «Берёза».


101, 102.



Приключенческая литература. Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы).


103.

24.05-28.05


Обобщающий урок. «В мире книг». Н.П. Найденова «Мой друг».


104.



Библиотечный урок. Летнее чтение.


105.



Резерв.










Лист коррекции дат в календарно – тематическом планировании по курсу «Литературное чтение»

на 2020-2021уч.г. _ класс

Класс: ______ Классный руководитель_______________________


Дата план.

Дата факт.

Изменения


Причины















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!