СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ (ОПК)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование уроков ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") к учебнику Янушкявичене.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ (ОПК)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Копёнкинская средняя общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района Воронежской области

 

 

Принято

на заседании педагогического совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.


Согласовано

Зам. директора по УВР



___________/И. Н. Окрушко

Утверждаю

Директор школы

____________ В. К. Коровин

 Приказ №

от « » 201 г


 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Основы религиозных культур и светской этики

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

 

ДЛЯ 4 КЛАССА

 

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

                                                                                          Составитель программы:

Омельченко Светлана Александровна,

I квалификационная категория



















2019 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этике разработана в соответствии с:

•Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;

  • Учебным планом школы;

  • Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию;

  • Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования:

4 класс


1.«Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс, авторы О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной (под редакцией И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014).

2. Янушкявичене О.Л. Методическое пособие к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н. Яши-ной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, И.В. Метлик. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 280 с. — (ФГОС. Начальная инновационная школа).

Цель: духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника на основе исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви. 

Задачи:

- знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур;

- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;

- формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической, разно мировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Рабочая программа входит в состав содержательного раздела основной образовательной программы.

К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности школы в рамках реализации образовательной программы, относятся:

  • программы по учебным предметам (образовательной области);

  • программы внеурочной деятельности;

  • программы элективных курсов, курсов по выбору.

На изучение данного учебного предмета в 4 классе отводится 35 часов в год или 1 час в неделю.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты:

1) готовность к нравственному совершенствованию, духовному развитию на основе ценностей и традиций православной культуры;

2) знакомство с основными нормами православной христианской морали, понимание их значения для выстраивания отношений в семье, обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование представлений о православном христианстве как традиционной религии, о его роди в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли православного христианства в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовной традиции русского народа, других православных народов в России;

7) осознание ценности человеческой жизни, духовной жизни человека в православной христианской традиции;

метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета по «Основам православной культуры»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с содержанием курса; способность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность наличия различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета по «Основам православной культуры»;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, изучаемыми на «Основах православной культуры» и в курсе ОРКСЭ в целом, при изучении других учебных дисциплин в начальной школе;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета по «Основам православной культуры»;

личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление православных христианских гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах в православной христианской традиции, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств в связи с изучением основ православной культуры;

8) развитие этических чувств, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе принятия ценностей и традиций православной культуры, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Содержание учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики.

Основы православной культуры» (34 часа)

Введение в предмет (1 ч.) (содержание, время изучения, особенности организации образовательного процесса). Особенности изучения религиозной культуры, традиции в школе. Участие родителей, семьи. Содержание курса, учебника. Условные обозначения в учебнике. Особенности оценивания знаний по курсу. Культура, православная культура. Крещение Руси. Православное христианство — традиционная религия русского и других народов России.

Россия — наша Родина (1 ч.). Православное христианство — традиционная религия русского и других народов России. Религия, религиозная культура. Православие как «восточное христианство». Равноправие граждан России по признаку отношения к религии и религиозной принадлежности. Веротерпимость в отношениях последователей разных религий в России. Россия — наша Родина.

Самая главная встреча (1 ч.). Вера в Бога. Совесть как «голос Бога» в душе человека. Любовь как сущность Бога. Проявления Божественной любви в мироздании, в жизни человека. Православная культура как встреча человека, людей с Богом.

Введение в православную традицию (1 ч.). Божественное Откровение, способы его передачи. Священное Предание Церкви, что его составляет. Понятие традиции, православная христианская традиция. Православная христианская традиция как основа русской национальной культуры. Развитие православной традиции, культуры в истории и современности. Православные христиане как творцы православной традиции.

Есть только одна Книга (1 ч.). Священное Писание христиан — Библия. Время создания Библии, её авторы. Отношение христиан к Священному Писанию. Состав Библии, Ветхий и Новый Заветы. Значение Библии в православной культуре.

Бог — Творец мира (1 ч.). Бог — Творец Вселенной. Бог — Господь, управитель творения. Творение человека, прародители человечества Адам и Ева. Человек как образ и подобие Бога. Прародители в раю.

История одного предательства (1 ч.). Библейское предание об искушении прародителей. Грех. Грехопадение прародителей, его сущность и последствия. Первородный грех. Обетование людям о Спасителе.

В ожидании Спасителя (1 ч.). Человечество в ожидании Спасителя. Ветхозаветные предания о жизни людей до Рождества Христова. Каин и Авель. Зависть и братоубийство. Значение покаяния. Предание о Всемирном потопе. Праведный Ной. Вавилонское столпотворение. Разрушение Богом Вавилонской башни. Вавилонское строительство как образ безбожного делания, предприятия.

Возлюби Господа Бога твоего… (1 ч.). Десять заповедей. Пророк Моисей. Содержание первых четырёх заповедей об отношении людей к Богу. Первая заповедь о единобожии. Идолопоклонство. Вторая заповедь закона Моисея. Что может быть «кумиром» в жизни человека. Третья заповедь закона Моисея. Понятие благоговения. Четвертая заповедь о субботнем дне. Воскресный день в христианской традиции.

Возлюби ближнего твоего… (1 ч.). Заповеди закона Божия об отношении к людям, ближним. Пятая заповедь о почитании родителей. Шестая заповедь о запрете убийства. Седьмая заповедь о сохранении верности. Восьмая заповедь о запрете кражи. Девятая заповедь о запрете ложного свидетельства. Десятая заповедь о запрете зависти. Единство всех Десяти заповедей. Иисус Христос о смысле всех Десяти заповедей.

Девочка, Которая стала Храмом (1 ч.). Иоаким и Анна — родители Богородицы Марии. Детство Марии. Богородица Мария при Иерусалимском храме, в доме старца Иосифа. Благовещение Пресвятой Богородицы, архангел Гавриил. Праздники Рождества Пресвятой Богородицы, Благовещения Пресвятой Богородицы.

«В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос…» (1 ч.). Новый Завет Библии о Рождестве Иисуса Христа. Иосиф и Богородица в Вифлееме. Иисус — Спаситель. Христос — Мессия. Поклонение пастухов, волхвов, их дары. Праздник Рождества Христова в Церкви. Традиции празднования Рождества Христова на Руси. Святки

Сын Человеческий (1 ч.). Бог-Троица в православной христианской традиции. Тайна Бога-Троицы, о познаваемости Бога. Иоанн Креститель, Крещение Господне. Праздник Богоявления. Иисус Христос — Богочеловек. Евангельские рассказы. Спасение Петра на водах. Значение веры в жизни христианина, отношение к суевериям. Исцеление расслабленного, значение помощи ближних в спасении человека.

Притчи Иисуса Христа (1 ч.). Притчи как литературный жанр. Притча о блудном сыне. Значение покаяния и милосердия. Притча о потерянной овце. Значение любви Бога в жизни человека. Притча о милосердном самарянине. Значение милосердия к ближним.

Как стать счастливым. Часть 1 (1 ч.). Нагорная проповедь Иисуса Христа. Девять заповедей блаженств. Блаженство как состояние внутренней радости человека в единстве с Богом. Заповеди блаженств в их отношении и связи с Десятью заповедями Ветхого Завета. Первая заповедь блаженств о духовной нищете. Грех гордыни. Смирение как христианская добродетель.

Как стать счастливым. Часть 2 (1 ч.). Вторая заповедь блаженств. Значение покаяния. Третья заповедь блаженств. Кротость как добродетель. Четвертая заповедь блаженств о желании правды. Стремление к истине, добру как христианская добродетель. Пятая заповедь блаженств. Милосердие в христианской нравственной культуре. Грех как преступное бездействие. Шестая заповедь блаженств в сердечной чистоте.

Как стать счастливым. Часть 3 (1 ч.). Седьмая заповедь блаженств о миротворцах. Восьмая заповедь блаженств, важность следования правде, отстаивания истины в жизни человека. Девятая заповедь блаженств о гонениях за правду, Христа. Заповедь Христа о совершенстве человека, цели христианской жизни.

Планирование учебных проектов (1 ч.). Определение проектных групп учащихся. Обсуждение тематики и содержания проектных работ с учащимися. Определение форм взаимодействия школьников в проектных группах и с учителем, порядка и сроков подготовки проектных работ.

Подвиг христианской жизни (1 ч.). «Золотое правило нравственности» в учении Иисуса Христа, его отличие от «негативного» варианта правила (не делай другому того, чего не хотел бы себе). Духовное усилие в жизни христиан, отказ от греха. Заповедь неосуждения в православной нравственной культуре (ненавидеть грех, а не грешника). Личная нравственная ответственность человека. Отношение христиан к земным благам, к личным врагам. Заповедь Иисуса Христа о любви. 

Крестный путь и Воскресение (1 ч.). Вход Господень в Иерусалим, вербное воскресенье. Предательство Иисуса Христа одним из учеников. Страстная неделя. Тайная вечеря. Распятие Иисуса Христа. Благоразумный разбойник. Воскресение Иисуса Христа. Праздник Воскресения Христова (Пасха). Явления Иисуса Христа ученикам. Вознесение Иисуса Христа.

Церковь — корабль спасения (1 ч.). Сошествие Святого Духа на апостолов. Благодать. Праздник Троицы. Апостолы Иисуса Христа, апостольская проповедь. Празднование Троицы на Руси. Образование христианской Церкви. Церковь как единство верующих во Христе.

От рождения до вечности (1 ч.). Церковь как единство верующих во Христе, присоединение человека к Церкви. Таинства. Священнослужители в Церкви, апостольская преемственность. Таинства Крещения, Миропомазания, Исповеди, Причащения,  Венчания, Елеосвящения. Христианская семья. Таинство Священства, степени священства.

Каждый день праздник (1 ч.). Церковный календарь. Святые люди, их почитание в Церкви. Жития святых, лики святых. Понятие праздника в православной культуре. Двунадесятые праздники. Пасха Христова — главный праздник Церкви. Именины. Православный праздник в русской литературе.

Дорога к храму (1 ч.). Православный храм как место общего богослужения в Церкви. Церковные колокола, виды колокольного звона. Крест в православной христианской традиции. Устройство православного храма. Алтарь, правила нахождения в алтаре. Иконостас. Царские врата.

Икона — окно в Божий мир (1 ч.). Икона (образ) как образ священного. Кто и что изображается на иконах. Особенности иконы в сравнении с художественной картиной (отсутствие перспективы, тени и др.). Символ, символические средства изображения на иконах. Нимб. Свет на иконах. Добродетели. Отношение православных христиан к иконам, почитание икон на Руси. Красный угол в христианском доме.

«Героем тот лишь назовётся…» (1 ч.). Личные усилия и помощь Божия в борьбе человека с грехом. Помощь святых. Молитва и пост как духовное оружие в борьбе с грехом. Молитва в жизни христиан. Молитвослов. Пост — обучение воздержанию.

Пастырь добрый (1 ч.). Николай Чудотворец, рассказ о нём. Почитание святого Николай Мирликийского в Церкви, особенности почитания на Руси. Память Святого Николая в церковном календаре.

«Не в силе Бог, а в правде!» (1 ч.). Святой князь Александр Невский, рассказ о нём. Роль князя Александра Невского в русской истории, защите веры и Церкви на Руси. Отношение христиан к врагам Отечества.

Жизнь как горящая свеча (1 ч.). Преподобный Сергий Радонежский, рассказ о нём. Монахи в Церкви. Преподобные как лик святости в Церкви. Троице-Сергиева лавра. Благословение Дмитрия Донского и его воинства. 

Любовь сильнее смерти (1 ч.). Мученики, исповедники как лики святых в Церкви. Гонения на Церковь, христиан в начале 20 века в России. Семья императора России Николая II, рассказ о ней. Царственные страстотерпцы, их отношение к личным врагам.

Заключение. Богатыри (1 ч.). Труд души и физический труд в православной культуре, образе жизни христиан. Отношение к труду в православной культуре. Честность в труде. Необходимость учиться труду и добру.

Подготовка творческих проектов учащихся (2 ч.). Консультирование и помощь педагога учащимся в подготовке  итоговых творческих проектов, работ по православной культуре.

Представление творческих проектов учащихся (1 ч.). Организация и проведение в школе фестиваля духовной культуры с участием родителей школьников. Представление творческих проектных работ учащихся по изученной тематике православной культуры, обсуждение, подведение итогов обучения по курсу.



Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата (план)

Дата

(факт)

Приме-чание

Причина коррек-тировки

1.

Введение в предмет

1

03.09

03.09


2.

Россия — наша Родина

1

10.09

10.09


3.

Самая главная встреча

1

17.09

17.09


4.

Введение в православную традицию

1

24.09

24.09


5.

Есть только одна Книга

1

01.10

01.10


6.

Бог — Творец мира

1

08.10

08.10


7.

История одного предательства

1

15.10

15.10


8.

В ожидании Спасителя

1

22.10

22.10


9.

Возлюби Господа Бога твоего…

1

05.11

05.11


10.

Возлюби ближнего твоего…

1

12.11

12.11


11.

Девочка, Которая стала Храмом

1

19.11

19.11


12.

«В яслях спал на свежем сене

тихий крошечный Христос…»

1

26.11

26.11


13.

Сын Человеческий

1

03.12

03.12


14.

Притчи Иисуса Христа

1

10.12

10.12


15.

Как стать счастливым. Часть 1

1

17.12

17.12


16.

Как стать счастливым. Часть 2

1

24.12

24.12


17.

Как стать счастливым. Часть 3

1

14.01



18.

Планирование учебных проектов

1

21.01



19.

Подвиг христианской жизни

1

28.01



20.

Крестный путь и Воскресение

1

04.02



21.

Церковь — корабль спасения

1

11.02



22.

От рождения до вечности

1

18.02



23.

Каждый день праздник

1

25.02



24.

Дорога к храму

1

03.03



25.

Икона — окно в Божий мир

1

10.03



26.

«Героем тот лишь назовётся…»

1

17.03



27.

Пастырь добрый

1




28.

«Не в силе Бог, а в правде!»

1




29.

Жизнь как горящая свеча

1




30.

Любовь сильнее смерти

1




31.

Заключение. Богатыри

1




32-33.

Подготовка  творческих проектов учащихся

1




34.

Представление творческих проектов учащихся

1





ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

Методические материалы по Основам православной культуры.http://wiki.iteach.ru/index.php/Основы_православной_культуры

Поиск презентаций по тематике православной культуры (по ключевым словам).http://www.myshared.ru/category/1/

Светоч. Учебные и методические материалы по православной культуре.http://svetoch-opk.ru/

Курс занятий. http://vologda-eparhia.ru/category/методические-материалы

Основы православной культуры. Издательский дом «1 сентября».http://vos.1september.ru/

12 уроков Православия. http://www.12urokovpravoslavia.ru/index.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!