МКОО "Тыарасинская специальная (коррекционная) школа-интернат"
МР Таттинский улус РС(Я)
Утверждаю зам.по учебной части:________
Львова К.Н.
«___»__________________
Рабочая программа
3 класс вариант II
по предмету: «Человек»
предметная область: «Окружающий мир»
Учитель начальных классов: Никифорова Л.В.


с.Кыйы
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Адаптированной основной образовательной программы обучающихся, воспитанников с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II) на 2018- 2023 гг.
Предмет «Человек» является начальным звеном формирования естественных знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с особыми образовательными потребностями. Целью его введения в учебный план является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Обучение по данной программе развивает у детей способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения (1- 4 классы). Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Основная цель обучения предмету «Человек» детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связано с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся , обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Общая характеристика учебного предмета.
Основными критериями отбора материала по предмету «Человек» являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формирование у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года , а далее дополнять их новыми сведениями.
Изучение предмета «Человек» включает формирование о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышении уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» и относится к обязательной части учебного плана.
В соответствии с календарным учебным графиком МКОО «Тыарасинская специальная (коррекционная) школа-интернат» курс «Человек» в 3 классе рассчитан на 68 часов (34 учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение «Человек» в 3 классе, определено недельным учебным планом и составляет 2 часа в неделю.
Период обучения по предмету «Человек» может быть продлен на следующую четверть 3 класса, в случае трудностей с освоением программного материала. В таком случае на основании решения Психолого- медико-педагогического консилиума школы- интерната в настоящую программу вносятся изменения и дополнения, которые утверждаются приказом по школе.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися, воспитанниками в предметной области «Человек» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования- введение обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально- личностные качества и социальные(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные рабочие программы для 3 класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Личностные результаты освоения учебного материала
● Положительное отношение к учебе
● Осознание себя(свой пол, имя, фамилия, положение в коллективе, семье)
● Формирование гигиенических навыков
● Формирование навыков культуры еды
● Развивать самостоятельность, организованность, выполнение упражнений по самообслуживанию
● Владение правилами поведения в различных ситуациях
● Уважительное отношение к окружающим, доброжелательность, сопереживание ,взаимопомощь.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
Представление о собственном теле
Отнесение себя к определенному полу
Умение показать части тела человека(назвать их назначение)
Умение определять «твое, чужое», осознавать и выражать свои желания и интересы
Умение сообщать минимальные сведения о себе (имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, имена родителей и других членов семьи)
Умение обслуживать себя(принимать пищу, ходить в туалет, одеваться раздеваться и т д)
Достаточный уровень:
Называть место жительства (улицу, дом, город, село)
Владение алгоритмом действий в игровой учебной, бытовой ситуации
Социально- эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности
Содержание учебного предмета
- Формирование представления о своем теле, его строении, двигательных возможностях, санитарно-гигиенических навыков, правил здорового образа жизни, профилактика болезней.
- Формирование и расширение представлений о своем ближайшем окружении(членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традиций)
- Соблюдение правил и норм культуры поведения и общения в обществе, семье.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
I четверть (18 часов)
№ | Тема | Количество часов | Содержание, виды деятельности |
1 | что такое волшебные слова? | 1 | Сюжетно-ролевая игра: Давай поговорим |
2 | Учимся быть вежливыми | 2 | Сюжетные картинки, составление предложений по ним. Практическое занятие |
3 | Как вести себя в гостях? | 2 | Сюжетно- ролевая игра: Нас пригласили в гости. Сюжетно –ролевая игра: мы приглашаем вас в гости |
4 | Сюжетно-ролевая игра : мы в магазине | 1 | Игра |
5 | Поведение в общественном транспорте | 1 | Раздаточный материал, картинки, беседа |
6 | Взрослые и дети | 1 | Беседа, дидактическая игра |
7 | Моя семья | 3 | Карточки, беседа, просмотр видеофильма |
8 | Мой день рождения | 1 | Беседа, тематическое рисование |
9 | Что такое режим дня? Режим дня школьника | 2 | Карточки, беседа- опрос, сюжетные картинки |
10 | Как мы едим? Правила поведения за столом | 2 | Карточки, практическая работа, беседа |
11 | Что значит быть здоровым? | 1 | Беседа, опрос, дидактическая игра |
12 | Повторение | 1 | Тематическое рисование, дидактические игры, беседы |
II четверть (14 часов)
№ | Тема | Количество часов | Содержание, виды деятельности |
1 | Привычки человека: вредные и полезные | 2 | Беседа – рассуждение, дидактическая игра : убери лишнее |
2
| Почему мы болеем? | 1 | Беседа – рассуждение, сюжетные картинки |
3 | Строение тела человека | 3 | Карточки, просмотр фильма, дидактическая игра : найди себя |
4 | Зрение. Глаза человека | 1 | Беседа, предметные картинки |
5 | Уши и слух | 1 | Карточки, дидактическая игра: чей голосок |
6 | Нос и обоняние | 1 | Выполнение индивидуальных заданий |
7 | Речь человека . Язык | 1 | Выполнение индивидуального задания |
8 | Наша одежда | 1 | Карточки, беседа |
9 | Виды одежды | 3 | Практическая работа, дидактическая игра, карточки |
III четверть (19 часов)
№ | Тема | Количество часов | Содержание, виды деятельности |
1 | Уход за одеждой. Хранение одежды | 1 | Карточки, опрос, практическая работа |
2 | Летняя одежда, зимняя одежда, головные уборы | 2 | Практическая работа, беседа, сюжетно –ролевая игра : оденься правильно |
3 | Виды обуви. Ее назначение. Уход за обувью, хранение | 3 | Наблюдение, беседа, практическая работа |
4 | Практикум: уход за одеждой и обувью | 2 | Практическая работа, индивидуальная работа |
5 | Здоровье человека- в его руках | 1 | Развивающая игра: найди лишнее |
6 | Отдых. Для чего он нужен человеку? | 1 | Сюжетные картинки, беседа |
7 | Сон и его значение для человека | 1 | Беседа- опрос |
8 | Утренняя зарядка | 1 | Карточки, практическая работа |
9 | Питание человека | 1 | Карточки |
10 | Продукты питания | 1 | Опрос. Карточки. |
11 | Игра «съедобное –несъедобное» | 1 | Игра |
12 | Хлеб всему голова | 1 | Опрос. Карточки |
13 | Овощи и их польза для организма человека | 3 | Сюжетные картинки, карточки , игра - лото |
IV четверть (17 часов)
№ | Тема | Количество часов | Содержание, виды деятельности |
1 | Что такое витамины? | 1 | Беседа- опрос |
2 | Рацион человека | 1 | Карточки, беседы , дидактические игры |
3 | Мое отражение в зеркале | 1 | Выполнение индивидуальных заданий |
4 | Что такое личная гигиена? предметы личной гигиены, их хранение и использование | 4 | Предметы личной гигиены, практическое использование, наблюдение |
5 | Утренний туалет, вечерний туалет | 2 | Беседа, практические занятия |
6 | Мои личные вещи(одежда, обувь),уход ,хранение | 2 | Картинки, практические занятия |
7 | Содержи свое место в порядке (шкаф, парта) | 1 | Практическая работа |
8 | Я и мое настроение | 1 | Дидактическая игра : давайте улыбнемся |
9 | Я и мои друзья | 1 | Тематическое рисование, беседа |
10 | Мои любимые игрушки | 1 | Игрушки, дидактическая игра: кто лишний |
11 | Повторение | 2 | Тематическое рисование, беседы |
Итого: 68 часов
Материально – техническое обеспечение
Предметные сюжетные картинки, фотографии, видеозаписи, изображения действий, операция самообслуживания, карточки с изображением предметов, видеоматериалы, презентации, рабочие тетради, карточки для раскрашивания, вырезания, наклеивания.