МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№41 г. УЛАН_УДЭ»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/____________ | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 41 г. Улан-Удэ» ____________ Приказ №______от__________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Русский язык
Учитель Сидорова Юлия Юрьевна,
Класс 9 «б»
Всего часов в год 102
Всего часов в неделю 3
Учебник: Русский язык Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой
г. Улан-Удэ,
2020-2021
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 (в редакции от 29.12.2014 г. № 1644);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».
4. «Примерная программа по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект» (М.: Просвещение, 2011г.) и в соответствии с «Рабочей программой. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, А.Д.Дейкина, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2016 г.).
5. Положение о рабочей программе МАОУ «СОШ №41г.Улан-Удэ»
6.Учебный план МАОУ «СОШ №41г.Улан-Удэ»на 2020-2021 учебный год;
7. Годовой календарный учебный график на 2020-2021 учебный год.
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор | Название учебника | класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
121145 | Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская А.Д.Дейкина | Русский язык | 9 | «Просвещение» | Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 22.11.2019) "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию…. |
«В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. В соответствии с законодательством форма обучения при использовании дистанционных технологий не изменяется, остается очной. Использование в сложившейся эпидемиологической ситуации дистанционных образовательных технологий неизбежно и осуществляется в целях повышения уровня эпидемиологической безопасности, в интересах сохранения здоровья учащихся и учителей.»
Планируемые результаты учебного предмета
Личностные результаты обучения
Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
формирование целостного мировоззрения;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты обучения
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки;
смысловое чтение;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
Целеполагание-как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
Планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результатов с заданным эталоном с целью обнаружений отклонений от него;
Коррекция-внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
Оценка-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня освоения;
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию-выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Структурирование знаний;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково – символические действия:
Моделирование;
Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
Логические универсальные действия:
Анализ;
Синтез;
Сравнение, классификация, объектов по выделенным признакам;
Подведение под понятие, выведение следствий;
Установление причинно – следственных связей;
Построение логической цепи рассуждений;
Доказательство;
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрировать в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрещения конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Предметные результаты обучения
Выпускник научится:
определять основные функции языка;
определять основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста, типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
определять основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;
определять основные нормы русского литературного языка;
определять нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике;
отличать структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать орфограммы, пунктограммы;
выполнять разные виды разбора;
различать типы текста;
различать стили речи;
применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении;
писать изложение (в том числе и сжатое);
создавать сочинения разных типов;
владеть разными типами речи.
Содержание
Международное значение русского языка
Международное значение русского языка.
Повторение пройденного в 5 - 8 классах
Комплексное повторение. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Комплексное повторение. Стили языка. Сжатое изложение. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции. Изложение с продолжением.
Сложное предложение. Культура речи.
Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Сложносочинённые предложения.
Основные группы ССП. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них. Повторение «Правописание союзов». Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Сочинение.
Сложноподчиненные предложения.
Строение СПП и пунктуация в нём. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные. Придаточные предложения места и времени. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Придаточные предложения причины и следствия. Придаточные предложения условные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения цели. Закрепление темы «СПП». СПП с несколькими придаточными. СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Контрольный диктант.
Бессоюзные сложные предложения.
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП. Сжатое изложение. Сжатое изложение. Двоеточие в БСП. Закрепление темы «БСП».Синтаксический и пунктуационный разборы. Контрольный диктант.
Сложные предложения с различными видами связи.
Сложные предложения с различными видами связи.Сложные предложения с различными видами связи.Тестирование формата ГИА
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.Русский литературный язык и его стили.Итоговый контрольный диктант.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи
Повторение «Фонетика. Графика. Орфография».Повторение «Лексика. Фразеология. Орфография».Повторение «Состав слова и словообразование. Орфография».Контрольное выборочное изложение по тексту(№259).Повторение темы «Морфология».Повторение темы «Морфология».Контрольное сжатое изложение.Контрольное сжатое изложение.Тестирование формата новой формы.Повторение темы «Предлог. Союз. Частица».Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация».Знаки завершения предложения и их функции.Запятая и её функции. Двоеточие и тире и их функции. Скобки и кавычки и их функции и правила постановки. Способы введения чужой речи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (9 КЛАСС)
102 ЧАСА
№ Урока | Тема урока | Дата план | | Виды контроля, измерителя |
Дата факт |
1 | Международное значение русского языка | | | Развернутый ответ на вопрос по теме урока |
2 | Повторение изученного в 5 – 8 классах. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог | | | Беседа, упражнения, творческая работа, письмо по памяти |
3 | Стили языка. | | | Работа с таблицей, ответы на вопросы, самостоятельное изучение |
4 | Простое предложение и его грамматическая основа. | | | Беседа, упражнения, тренинг |
5, 6 | Предложения с обособленными членами. | | | Беседа, упражнения |
7, 8. | Обращения. Вводные слова и вставные конструкции. | | | Беседа, упражнения, тренинг |
9. | Входной мониторинг. Контрольный диктант. | | | Диктант с грамматическим заданием |
10, 11 | Р/р. Обучение написанию сжатого изложения. | | | Тема. Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста. Приёмы сжатия текста. |
12 | Понятие о сложном предложении. | | | Словарный диктант, самостоятельная работа |
13, 14 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | | | Словарный диктант |
15, 16 | Сочинение в форме дневниковой записи (запись впечатления от картины Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве») | | | Сочинение |
17 | Основные группы ССП. Разделительные и выделительные | | | Объяснительный диктант |
18 | знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. | | | |
19 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. | | | Выборочный диктант |
20 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. | | | Комплексный анализ текста, тест |
21 | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. | | |
22 | Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения | | |
23, 24 | Р.Р.обучение сжатому изложению | | | Изложение |
25, 26 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение. | | | Объяснительный диктант, беседа по вопросам |
27 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | | | |
28 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | | | Анализ работ учителем (типичные орфографические, пунктуационные ошибки, ошибки в грамматическом задании). Инструкция по сам. работе по исправлению ошибок. Сам. работа над ошибками. |
29 | Понятие о сложноподчиненном предложении. | | | Работа с учебником, упражнения, составление схем, проблемные задания |
30 | Место придаточного предложения по отношению к главному. | | | Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП. |
31 32 | Контрольное сочинение – рассуждение. | | | Сочинение |
33 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. | | | Словарный диктант |
34, 35 | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. | | | Объяснительный диктант |
36, 37 | Контрольное сжатое изложение | | | Тема. Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста. Приёмы сжатия текста. |
38, 39 | Сложноподчинен- ные предложения с придаточными определительными. | | | Объяснительный диктант, предупредительный диктант |
40, 41 | Сложноподчинен- ные предложения с придаточными изъяснительными. | | | Объяснительный диктант, тест |
42 43 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени. | | | Объяснительный диктант, словарный диктант, тест |
44 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия, условия. | | |
45 | Сложноподчинен- ные предложения с придаточными уступки и цели. | | |
46, 47 | Комплексный анализ текста. | | | Текст и его комплексный анализ. |
48, 49 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | | | См. уроки 42-45. |
50, 51 | Сочинение по данному началу (на основе картины В.П.Фельдмана «Родина» (упр.166) | | | Сочинение на основе картины по данному началу о родине, о природе родного края. |
52, 53. | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | | | Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное, однородное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимическая замена предложений. |
54, 55 | Происхождение псевдонимов (на основе рассказа Тэффи «Псевдоним» (упр.175) | | | Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля. Краткое сообщение на основе рассказа. |
56, 57 | Синтаксический разбор сложноподчинен- ного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинен- ного предложения. | | | Порядок синтаксического и пунктуационного разбора СПП. |
58, 59 | Комплексный анализ текста | | | Текст и его комплексный анализ. |
60, 61 | Изложение (подробное) о научной деятельности и о «Толковом сло-варе русского языка» С. И. Оже-гова | | | Тема. Основная мысль текста. Статья на лингвистическую тему как вид речевого высказывания публицистического и научного стиля. Дополнительный материал. |
62, 63 | Повторение по теме «СПП». | | | Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания вСПП. |
64 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «СПП» | | | Применение орфографических и пунктуационных знаний на уровне образовательного стандарта (ОС) по теме «СПП» |
65 | Работа над ошибками в диктанте | | | |
66 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении. | | | Бессоюзные предложения (БСП), их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями БСП. Знаки препинания в БСП. |
67 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | | | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП. |
68, 69 | Подробное изложение с дополнительным заданием (упр.192) | | | Художественная проза Н.В.Гоголя, её характерные черты (тщательное воспроизведение, выписывание бытовых деталей в подробностях), стилистические особенности. Характеристика героя. |
70 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, | | | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП |
71 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени ,условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | | | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП, |
72, 73 | Сочинение-отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка» (из серии «Волга-русская река») | | | Отзыв. Особенности жанра. Отличие отзыва от рецензии. Составление плана отзыва о картине Н.М.Ромадина. Отбор языковых средств. |
74, 75 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение. | | | БСП. Знаки препинания в БСП. План устного и письменного пунктуационного разбора. |
76, 77 | Комплексный анализ текста | | | Текст и его комплексный анализ. |
78 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «БСП». | | | БСП. Знаки препинания в БСП. План устного и письменного пунктуационного разбора. |
79 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | | | Анализ работ учителем (типичные орфографические, пунктуационные ошибки, ошибки в грамматическом задании). Инструкция по сам. работе по исправлению ошибок. Сам. работа над ошибками. |
80 | Сложные предложения с различными видами связи. | | | Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. |
81, 82 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | | | Сочетание знаков препинания в предложениях с разными видами связи. Сочинительные и подчинительные союзы. Смысловые отношения между частями. |
83, 84 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | | | Структура СП с разными видами связи. Разное сочетание видов связи. |
85, 86 | Сжатое изложение | | | Работа с текстом сборника по подготовке к ГИА. |
87 | Публичная речь. | | | Культура публичной речи. Особенности речевого этикета в публицистических сферах общения. |
88, 89 | Повторение изученного по теме «СП с различными видами связи» | | | Структура СП с разными видами связи. Разное сочетание видов связи. Пунктуация. |
90 | Комплексный анализ текста | | | Текст и его комплексный анализ. |
91 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | | | Структура СП с разными видами связи. Разное сочетание видов связи. Пунктуация. |
92 | Фонетика и графика. | | | Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма. |
93 | Лексикология и фразеология. | | | Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения. Группы слов. |
94 | Морфемика и словообразование | | | Морфемы, передающие информацию о слове. Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразователь-ный анализ |
95, 96 | Морфология. | | | Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий. |
97 | Синтаксис | | | Синтаксические единицы. Синтаксические нормы. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений разных видов. |
98, 99 | Сочинение – рассуждение. | | | Работа с текстом сборника по подготовке к ГИА. |
100, 101 | Орфография. Пунктуация. | | | Возможности орфографии в точной передаче смысла речи. Виды связи слов в предложении. Функции знаков препинания. |
102 | Итоговый мониторинг. | | | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет: Русский язык
Класс: 9 «б»
Учитель: Сидорова Ю.Ю.
2020-2021 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |