Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор МАОУ «СОШ № 13»
МАОУ «СОШ № 13» ____________________ Железнякова З. А.
(протокол от «___» ______________2021г. №____) «______»____________________2021г.
Рабочая программа
учебного предмета «Технология»
Начальное общее образование
Срок освоения учебного курса: 1 год. 1 класс.
Североуральск, Черёмухово
Согласно требованиям ФГОС общее число часов на изучение курса «Технология» в 1—4 классах — 135 (по 1 часу в неделю): 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2—4 классах.
РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
В результате изучения предмета «Технология» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
—первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
—осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
—понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
—проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
—проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
—проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
—готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Познавательные УУД:
—ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
—осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков;
—сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия;
—делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике;
—использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;
—комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
—понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:
—осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
—анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; выполнять действия моделирования, работать с моделями;
—использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач;
—следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
—вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
—создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России;
—строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
—объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
Регулятивные УУД:
—рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
—выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
—планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
—устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
—выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
—проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
—организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество;
—проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь;
—понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения;
предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ»
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
—правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
—применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем;
—действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
—определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др.), использовать их в практической работе;
—определять наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, отрывание,
сминание, резание, лепка и пр.); выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;
—ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка, сборка; выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки; заготовку деталей
способами обрывания, вырезания; сборку с помощью клея, ниток, проволоки;
—понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»;
—выполнять задания с опорой на готовый план;
—обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда;
—рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя); анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения; способы изготовления;
—распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др.), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и др.);
—называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и
приспособления (шаблон, стека, булавки и др.), безопасно
хранить и работать ими;
—различать материалы и инструменты по их назначению;
—называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
—качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров); точно резать ножницами по линиям разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и пр.; собирать изделия с помощью клея, пластических масс и др.; эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;
—использовать для сушки плоских изделий пресс;
—с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;
—различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
—понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
—осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя;
—выполнять несложные коллективные работы проектного характера.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС (33 ч)
1. Технологии, профессии и производства
Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера — условия создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии.
Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы; уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов.
Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
2. Технологии ручной обработки материалов (15 ч)
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.
Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей. Общее представление.
Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему.
Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги.
Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное
и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы,
передачи и хранения ножниц. Картон.
Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
3. Конструирование и моделирование (10 ч)
Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания.
Общее представление о конструкции изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку.
Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата.
Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбор способа работы в зависимости от требуемого результата/замысла.
4. Информационно-коммуникативные технологии* (2 ч)
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Информация. Виды информации.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные УУД:
—ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
—воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую);
—анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции;
—сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в их устройстве.
Работа с информацией:
—воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе;
—понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные УУД:
—участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам,
внимание к мнению другого;
—строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем).
Регулятивные УУД:
—принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;
—действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника, принимать участие в коллективном построении простого плана действий;
—понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ;
—организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы;
—выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
—проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества;
—принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Основные разделы содержания | Кол-во часов |
1 | Технологии, профессии и производства | 7 |
2 | Технологии ручной обработки материалов | 19 |
3 | Конструирование и моделирование | 6 |
4 | Информационно-коммуникативные технологии | 1 |
ИТОГО: | 33 |
РАЗДЕЛ III. ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33ч) |
№ п/п | Содержание обучения | Основные разделы / темы авторской программы | Кол-во часов |
Давайте познакомимся (3ч) |
1 | Технологии, профессии и производства. Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. | Что такое технология. Знакомство с предметом и учебником. | 1 |
2 | Технологии, профессии и производства. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов. | Организация рабочего места. Материалы и инструменты. | 1 |
3 | Технологии, профессии и производства. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. | Профессии. | 1 |
Разделы ПООП НОО / содержание ПООП НОО | Человек и земля (21ч) |
4 | Технология ручной обработки материалов. Виды природных материалов. Приёмы работы с природными материалами. Отделка изделия или его деталей. | Природный материал. Аппликация из листьев. | 1 |
5 | Технология ручной обработки материалов. Пластические массы, их виды. Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части, придание формы. | Пластилин. «Ромашковая поляна» | 1 |
6 | Технология ручной обработки материалов. Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина. | Природный материал. «Мудрая сова» | 1 |
7 | Технологии, профессии и производства. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Бережное отношение к природе. | Растения. Получение и сушка семян. | 1 |
8 | Технология ручной обработки материалов. Пластические массы, их виды. Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части, придание формы. | Растения. Овощи из пластилина. Проект «Осенний урожай». | 1 |
9 | Технология ручной обработки материалов. Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы. | Бумага. «Волшебные фигуры» | 1 |
10 | Технология ручной обработки материалов. Простейшие способы обработки бумаги различных видов. Резание бумаги ножницами. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. | Бумага. Закладка из бумаги. | 1 |
11 | Технология ручной обработки материалов. Пластические массы, их виды. Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части, придание формы. | Пластилин. Насекомые. «Пчелы и соты» | 1 |
12 | Технология ручной обработки материалов. Основные технологические операции ручной обработки материалов. Способы разметки деталей: по шаблону. | Коллаж «Дикие животные» Проект «Дикие животные». | 1 |
13 | Технологии, профессии и производства. Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. | Новый год. Проект «Украшаем кабинет». «Украшение на елку», «Украшение на окно». | 1 |
14 | Технология ручной обработки материалов. Пластические массы, их виды. Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части, придание формы. | Пластилин. Домашние животные. «Котенок» | 1 |
15 | Конструирование и моделирование. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Взаимосвязь выполняемого действия и результата. | Картон. Такие разные дома. «Домик из веток» | 1 |
16 | Технология ручной обработки материалов. Пластические массы, их виды. Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части, придание формы. | Пластилин. Посуда. «Чашка. Чайник. Сахарница» | 1 |
17 | Технологии, профессии и производства. Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. | Посуда. Проект «Чайный сервиз» | 1 |
18 | Конструирование и моделирование. Простые и объёмные конструкции из разных материалов и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия. Изготовление изделий по образцу, рисунку. | Свет в доме. «Торшер» | 1 |
19 | Конструирование и моделирование. Простые и объёмные конструкции из разных материалов и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия. Изготовление изделий по образцу, рисунку. | Картон. Мебель. «Стул» | 1 |
20 | Технология ручной обработки материалов. Общее представление о тканях, их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления. Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. | Одежда. Ткань. Нитки. «Кукла из ниток» | 1 |
21 | Технология ручной обработки материалов. Общее представление о тканях, их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления. Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. | Учимся шить. «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой» | 1 |
22 | Технология ручной обработки материалов. Общее представление о тканях, их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления. Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. | Учимся шить. «Строчка стежков с перевивом спиралью», «Закладка с вышивкой» | 1 |
23 | Технология ручной обработки материалов. Общее представление о тканях, их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления. Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. | Учимся шить. «Пришиваем пуговицы с двумя отверстиями», «Медвежонок». | 1 |
24 | Конструирование и моделирование. Простые и объёмные конструкции из разных материалов и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия. Изготовление изделий по образцу, рисунку. | Бумага. Передвижение по земле. «Санки». | 1 |
Разделы ПООП НОО / содержание ПООП НОО | Человек и вода (3ч) |
25 | Технологии, профессии и производства. Природа как источник сырьевых ресурсов. Бережное отношение к природе. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. | Вода в жизни человека и растений. «Проращивание семян» | 1 |
26 | Конструирование и моделирование. Общее представление о конструкции изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. | Бумага. Питьевая вода. «Колодец» | 1 |
27 | Технологии ручной обработки материалов. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. | Передвижение по воде. «Кораблик из бумаги», «Плот». Техника «оригами» | 1 |
Разделы ПООП НОО / содержание ПООП НОО | Человек и воздух (3ч) |
28 | Конструирование и моделирование. Общее представление о конструкции изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. | Использование ветра. «Вертушка» | 1 |
29 | Технология ручной обработки материалов. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. | Бумага. Техника «рваная бумага». Полеты птиц. «Попугай» | 1 |
30 | Технология ручной обработки материалов. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. | Бумага. Техника «оригами». Полеты человека. «Самолет» | 1 |
Разделы ПООП НОО / содержание ПООП НОО | Человек и информация (3ч) |
31 | Технология ручной обработки материалов. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части | Пластилин. Способы сообщения. «Письмо на глиняной табличке». | 1 |
32 | Технология ручной обработки материалов. Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Чтение условных графических изображений. | Бумага. Коллаж «Важные телефонные номера». Правила движения. | 1 |
33 | Информационно-коммуникативные технологии. Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Информация. Виды информации. | Компьютер. | 1 |
ИТОГО: | 33ч |