Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на ШМС Руководитель ШМС ______Шаповалова С.Ф. Протокол № ___ от «____»________2021г. | «Рассмотрено» на педагогическом совете Протокол № ___ от «__»_______2021г. | «Согласовано» Зам. директора школы по УВР _______Н.К. Яковлева «__»______2021 г. | «Утверждаю» Директор ГАОУ Школы №7 ________ Т.А.Булыгина «__»_______2021г. |
Рабочая программа
по учебному предмету: «Мир природы и человека»
АООП (вариант I) для обучающихся 2-а класса
на 2021-2022 учебный год
Разработчик программы: Старокожева З. С ,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
г. Благовещенск
Мир природы и человека
Аннотация
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида Министерства образования РФ на основе авторской учебной программы Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл. / под ред. Бгажноковой И.М. – М. «Просвещение», 2013 г. в соответствии со специальными федеральными государственными образовательными стандартами. Данный предмет входит в образовательную область «Естествознание».
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, соответствующих между миром природы и человека.
Программа реализует современный взгляд на обучение естественным дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
- полисенсорности восприятия объектов;
- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
- накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мире через взаимодействие с различными носителями информации устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
- закрепление представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Изучение учебного предмета «Мир природы и человека» направлено на достижение цели: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи:
уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
Пояснительная записка
1 Цель учебного предмета: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи учебного предмета:
Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах.
На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.
Формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края.
Формировать знания обучающихся о природе своего края.
Формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.
2 Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Мир природы и человека» является специфическим для обучения школьников. Его введение в учебный план по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием таких обучающихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Курс «Мир природы и человека» в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Содержание дисциплины «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состоянием природы. Этот курс элементарного природоведения в младших классах (1- 4 кл.) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких учебных дисциплин как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Программа построена по концентрическому принципу, а так же с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
3 Место учебного предмета в учебном плане
Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
«Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Является одним из ведущих общеобразовательных предметов в основной образовательной программе для детей с особыми возможностями здоровья, носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и другими учебными предметами. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос.
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана раздела «Естествознание». 1 часа в неделю, всего 34 часа в год (34 раб недели)
Технологии обучения:
Современное традиционное обучение (классно –урочное).
Педагогика сотрудничества.
Проблемное обучение
Личностно – ориентированное обучение
Игровое обучение.
Экскурсии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения:
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
4 Описание места в учебного предмета «Мир природы и человека» в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Мир природы и человека» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и речевой практики и математики, музыки и изобразительного искусства, трудового обучения и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Внесенных изменений в АООП (1 вариант) нет
5 Личностные, матапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;
- учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей.
Метапредметные результаты Базовые учебные действия Регулятивные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации с помощью учителя;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Познавательные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с помощью учителя;
- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений с помощью учителя;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях с помощью учителя;
Коммуникативные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
6 Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»
Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кинофильмы.
Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.
Знания по программе «Мир природы и человека» необходимо реализовать на уроках речевой практики, математики, чтения, ручного труда, изо, а так же найти им применение во внеурочное время.
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времён года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3—4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3—5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3—5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания.
Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов данной местности.
Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка — рысь. Собака — волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Человек
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Безопасное поведение
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит).
Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий.
Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.
Правильная организация занятий, специфические приемы и методы побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и познавательную деятельность.
7 Учебно-методический план
№ п/п | Изучаемая тема | Количество часов |
1 | Осень | 7 ч |
2 | Комнатные растения | 2 ч |
3 | Огород и сад | 3 ч |
4 | Время года – зима | 5 ч |
5 | Дикие и домашние животные | 4 ч |
6 | Рыбы | 1 ч |
7 | Весна | 4 ч |
8 | Человек | 2 ч |
9 | Деревья и кустарники весной | 3 ч |
10 | Лето | 2 ч |
11 | Повторение пройденного материала | 1 ч |
| Итого: | 34 ч |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности «Мир природы и человека»
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.
Учебники:
1. Фёдорова Г.А. Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс – М.: «Аркти», 2015.
Книги для учителя:
1. Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи во 2 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида: Методическое пособие для учителя. - М.: «Аркти», 2013.
Дополнительная литература:
1. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. - М.: «Просвещение», 2012.
2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии - М.: «Просвещение», 2014.
3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под ред. МИ Бгажнокова– М., Просвещение, 2013.
4. Петрова В.Г. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 2012.
5. Карпенко М.Т. Сборник загадок - М.: «Просвещение», 2014
6.Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у школьников с нарушениями речи. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2011.
Список литературы
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».М.: Вако, 2044
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2015.
По дорожке в первый класс. Развитие речи: Методические рекомендации по подготовке детей к школе/ Хорошавина Г.Г- Йошкор- Ола: Педагогическая инициатива, 2015. - 48с.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2013, под редакцией И. М. Бгажноковой
Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. «Планирование уроков РАЗВИТИЯ РЕЧИ во 2 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Худенко Е.Д., Терехова И.А. «Знакомство с окружающим миром». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство АРКТИ Москва 2016
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения. Эти материалы представлены в таблицах
Предметные результаты
Обучающиеся должны усвоить следующие базовые представления:
- простейших свойствах воды, её значения для жизни растений, животных, человека;
- растения сада и огорода, их отличия;
- разнообразие животного мира, образ жизни и повадки диких и домашних животных;
- роль питания в жизни человека, гигиенических правилах;
- сезонные изменения в неживой природе жизни растений, животных, человека;
- значение воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Должны уметь практически применять следующие знания:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
- различать наиболее распространенные овощи фрукты, объяснять, где они растут, как их использует человек;
- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы;
- называть изученные предметы и явления.
Календарно-тематическое планирование по предмету: «Мир природы и человека»
№ п/п | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Коррекционная работа | Вид контроля |
по плану | по факту |
1 | Осень – 7 ч Изменения в природе осенью. Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца Изменения продолжительности дня и ночи. Названия времён года. Экскурсия | | | 1 | мышление | предварительный |
2 | Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток (утро, день, вечер, ночь). Знакомство с названиями месяцев. Наблюдение за погодой (похолодание, заморозки). | | | 1 | память | фронтальный |
3 | Растения осенью. Наблюдения за деревьями, кустарниками, травами (тополь, акация, клён). Экскурсия. Листопад, увядание трав | | | 1 | мышление | индивидуальный |
4 | Труд человека осенью. Работа в саду, огороде. Игры детей. | | | 1 | мышление | групповой |
5 | Птицы осенью. | | | 1 | мышление | индивидуальный |
6 | Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото. | | | 1 | память | текущий |
7 | Термометр как прибор для измерения температуры Изменения в природе в октябре. Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Экскурсия. | | | 1 | восприятие | текущий |
8 | Комнатные растения - 2 ч Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воды, света, воздуха, тепла. | | | 1 | мышление | индивидуальный |
9 | Растения влаголюбивые (традесканция) и засухоустойчивые (кактус). Светолюбивые (фиалка) Уход за комнатными растениями. Практическое занятие Итоги | | | 1 | воображение | итоговый |
10 | Огород и сад- 3 ч Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания | | | 1 | мышление | предварительный |
11 | Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания Овощи в питании человека. | | | 1 | речь | текущий |
12 | Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. | | | 1 | восприятие | текущий |
13 | Время года – зима – 5 ч Признаки зимы. Названия зимних месяцев. Изменения в . | | | 1 | мышление | текущий |
14 | Изменения в природе зимой. Долгота дня и ночи в зимнее время. | | | 1 | восприятие | текущий |
15 | Наблюдение за погодой, формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: снегопад, мороз, лёд, замерзание водоёмов | | | 1 | речь | фронтальный |
16 | Труд людей зимой. Работа в саду, огороде. Детские игры зимой. Правила поведения человека при наступлении морозов. | | | 1 | внимание | итоговый |
17 | Сезонные изменения в природе Птицы зимующие и перелетные. Синица. Сорока. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. | | | 1 | восприятие | предварительный |
18 | Дикие и домашние животные – 4 ч Дикие животные (лиса, белка, ёж) зимой. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, место обитания. | | | 1 | восприятие | текущий |
19 | Домашнее животное: кошка. Разнообразие пород кошек, их повадки. Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. | | | 1 | восприятие | индивидуальный |
20 | Дикое животное: волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, место обитания. | | | 1 | речь | фронтальный |
21 | Домашнее животное: собака. Отношение человека к животным. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород собак, их повадки. Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Собака - волк. | | | 1 | мышление | индивидуальный |
22 | Рыбы – 1 ч Внешний вид, среда обитания, образ жизни. Карась. Окунь. Рыбы зимой. Использование рыб человеком и охрана рыбных угодий. | | | 1 | мышление | текущий |
23 | Весна – 4 ч Признаки весны. Название весенних месяцев. Сезонные изменения в природе весной ( потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи). Экскурсия. | | | 1 | мышление | групповой |
24 | Труд людей весной. | | | 1 | память | фронтальный |
25 | Дикие животные (лиса, белка, ёж) весной. | | | 1 | память | индивидуальный |
26 | Птицы весной. Появление грачей, скворцов. Экскурсия. | | | 1 | мышление | итоговый |
27 | Человек -2 ч Гигиена тела человека. Закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). | | | 1 | восприятие | предварительный |
28 | Пища человека. Правильное питание. Значение овощей, фруктов для правильного питания человека. | | | 1 | восприятие | фронтальный |
29 | Деревья и кустарники весной – 3 ч Тополь, клен, сирень. | | | 1 | мышление | индивидуальный |
30 | Изменения в природе (тепло, жара). Детские игры весной. Появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш. Экскурсия. | | | 1 | память | текущий |
31 | Изменения в природе (тучи, гроза, гром, молния, тёплые дожди, ливень) | | | 1 | мышление | фронтальный |
32 | Лето.- 2 ч Названия летних месяцев. Сезонные изменения в природе летом. Труд человека. Работа в саду, огороде. Правила поведения человека во время грозы, дождя. Экскурсия. | | | 1 | восприятие | текущий |
33 | Правила поведения человека во время грозы, дождя. Экскурсия | | | 1 | речь | текущий |
34 | Итоги четверти, года | | | 1 | восприятие | итоговый |