СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности»

Содержание


1.Пояснительная записка

2.Содержание программы

3.Тематическое планирование

4.Список используемой литературы и интернет ресурсов


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мировая художественная культура» реализует социальное направление развитие личности. Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Мировая художественная культура» для 11 классов составлена на основе:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта
начального/основного/среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241
3. Авторской программы под редакцией Г.И.Даниловой «Мировая художественная
культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М.: «Дрофа», 2011.

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях.

Планируемые результаты реализации программы

Программа по внеурочной деятельности «Мировая художественная культура» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещё неизвестно;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, определение способа действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;

- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные:

- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

-действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях


2.Содержание программы

Художественная культура эпохи Возрождения. (8ч)

Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ванЭйка; мастерские гравюры А.Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр У.Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Художественная культура XVII века. (5ч)

Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л.Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б.Растрелли); живопись (П.-П.Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармоничес-кого стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С.Бах).

Художественная культура XVIII —первой половины XIX века. (8ч)

Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид, К.П.Брюллов, А.А.Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А.Моцарт, Л.ван Бетховен).

Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф.Шуберт, Р. Вагнер) Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э.Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И.Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма (Г.Курбе, О.Домье, художники-передвижники – И.Е.Репин, В.И.Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И.Чайковский).

Художественная культура конца  XIX – нач. XX вв. (7ч)

Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм (К.Моне), постимпрессионизм (Ван Гог,П.Сезанн, П.Гоген). Модерн в архитектуре (В. Орта, А.Гауди,В.И.Шехтель). Символ и миф в живописи (М.А.Вру-бель) и музыке (А.Н.Скрябин).

Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П.Пикассо), абстрактивизм (В.Кандинский), сюрреализм (С.Дали). Архитектура XX в. (В.Е.Татлин, Ш.-Э. ле Корбюзье, Ф.-Л.Райт,О.Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко); эпический театр Б.Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С.Про-кофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке).

Художественная культура XX века. (6ч)

Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М.Эйзенштейн, Ф.Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э.-Л. Уэббер). Рок-музыка (Биттлз, ПинкФлойд); электронная музыка (Ж.-М. Жарр). Массовое искусство.

Художественная культура XXI века.

Новые течения в культуре (кинематограф, музыка, театр, литература)

Формы организации деятельности

- диалог;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- семинар;

- дискуссия;

- круглый стол;

- олимпиада;

Виды деятельности

- постановка учебной проблемы – подводящий диалог;

- фронтальная работа с использованием раздаточного материала;

- просмотр кинофрагментов или иллюстративного материала в сети интернет;

- мультимедийная презентация;

- самостоятельная творческая работа;

- работа со статистическими данными;

- работа с законодательными актами;

- работа с историческими источниками;

- мозговой штурм;

- деловые игры;

- дискуссии .



3. Тематическое планирование


Раздел

Количество часов

11 класс

1

Художественная культура эпохи Возрождения

8

8

2

Художественная культура XVII века

5

5

3

Художественная культура XVIII — первой половины XIX века

8

8

4

Художественная культура второй половины XIX — начала XX века

7

7

5

Художественная культура XX века

5

5

6

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XXI ВЕКА

1

1


Итого

34

34


Календарно-тематическое планирование 11 класс

п/п


Тема урока

Кол-во часов

Дата

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (8 ЧАСОВ)

Возрождение в Италии (4 часов)

1

Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения.


2

Образ площади и улицы в живописи.

Ренессансный реализм в скуль­птуре.


3


Высокое Возрождение. Качественные изменения в жи­вописи.

.


4

Венецианская школа живописи.


Северное Возрождение (4часа)

5

Особенности Северного Возрождения.


6

Мистический характер Возрождения в Германии.


7

Светский характер Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве.


8

Ренессанс в Англии. Драматургия.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ)

Барокко (4 часа)

9

Новое мировосприятие в эпоху барокко


10

Специфика русского барокко.


11

Живопись барокко. Плафонная живопись. Взаимодействие тенденций барокко и реализма.


12

Музыка барокко.


Классицизм – 1 ч.

13

Искусство классицизма. «Большой королевский стиль» Людовика XIV. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ)

Рококо (1 час)

14

Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо. Музыка рококо.


Неоклассицизм, ампир (5 часов)

15

Музыка Просвещения.


16

Образ «идеального» города в классицистических ан­самблях Парижа и Петербурга.


17

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира.


18

Неоклассицизм в живописи. Классицистические каноны в русской академической

живописи.


19

Зарождение классической музыкальной школы в России.


Романтизм (2 часа)

20

Романтический идеал и его воплощение в музыке.


21

Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Образ романтического героя.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (7 ЧАСОВ)

Реализм (3 часа)

22

Социальная тематика в живописи. Русская школа реализма. Передвижники


23

Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке.


24

Лирико-психологическое начало в музыке. Тема «Человек и рок» в музыке.


Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)

25

Основные черты импрессионизма в живописи. Импрессионизм в скульптуре и в музыке.


26

Символизм в живописи. Постимпрессионизм


Модерн (2 часа)

27

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Модерн в архитектуре.


28

Мифотворчество — харак-терная черта русского модер-на в живописи.Специифика русского модерна в музыке.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (5 ЧАСОВ)

Модернизм (3 часов)

29

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Вибрация живо­писнойповер-хности в экспрессионизме. Деформация форм в кубизме.. Отказ от изобразитель­ности в абстракционизме. Иррацио-нализмподсознательного в сюрреализме. Функционализм.


30

Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Советский конструктивизм. «Органическая архитектура». Функциализм.


31

Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр. Кинематограф.


Постмодернизм (2 час)

32

Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы».


33

Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XXI ВЕКА

34

Художественная культура XXI века.


Итого

34


4.Список используемой литературы и интернет ресурсов

Список литературы для учителя

  1. Алпатов, М.В. Немеркнущее наследие [Текст]/ М.В.Алпатов. - М., 2004.

  2. Артамонов, С.Д. Литература эпохи Возрождения [Текст]/ С.Д.Артамонов. - М., 2004.

  3. Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи [Текст]/ Н.А.Барская. - М., 2003.

  4. Баткин, Л.М. Леонардо да Винчи [Текст]/ Л.М.Баткин. - М., 2006.

  5. Васильев, Л.С. Культы, религии, традиции в Китае [Текст]/ Л.С.Васильев. - М, 2004.

  6. Виппер,Б.Р. Искусство Древней Греции [Текст]/ Б.Р.Виппер. - М., 2006.

  7. Григорьева, Т.П. Японская художественная традиция [Текст]/ Т.П.Григорьева. - М., 2005.

  8. Гринцер, П.А. Древнеиндийский эпос [Текст]/ П.А.Гринцер. - М., 2004.

  9. Гуревич, Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках [Текст]/ Е.Л.Гуревич. - М., 2006.

  10. Дюби, Ж. Европа в средние века [Текст]/ Ж.Дюби. - М., 2005.

  11. Круглов, Ю.Г. Русские обрядовые песни [Текст] Ю.Г.Круглов/. - М., 2001.

  12. Любимов, Л.Д. Искусство Древней Руси [Текст]/ Л.Д.Любимов. - М., 2007.

  13. Любимов, Л.Д. Искусство древнего мира [Текст]/ Л.Д.Любимов. - М., 2005.

  14. Любимов, Л.Д. Искусство Западной Европы [Текст]/ Л.Д.Любимов. - М., 2006.

  15. Матье, М.Э. Во времена Нефертити [Текст]/ М.Э.Матье. - Л., 2005.

  16. Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура [Текст]/ Л.А.Рапацкая. - М., 2006.

  17. Рапацкая, Л.А. История русской музыки [Текст]/ Л.А.Рапацкая. - М., 2001.



Интернет – ресурсы:

1. Великие художники пейзажисты//http://www.art-paysage.ru/article/velikie-hudozhniki-peizazhisty/

2. Виртуальная экскурсия: достопримечательности Санкт-Петербурга// https://spb.navse360.ru/kultura/virtualnaya-ekskursiya-po-dostoprimechatelnostyam

3. Открытие Кремля – виртуальный тур//http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_8

4. Русские художники- портретисты// http://fb.ru/article/163784/russkie-hudojniki-portretistyi-i-ih-rabotyi

5. Третьяковская галерея//https://muzei-mira.com/muzei_rossii/14-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya.html

6. 900 картин самых известных русских художников//https://gallerix.ru/album/200-Russian

7. 35 Великих русских живописцев//http://russian7.ru/post/35-velikikh-russkikh-khudozhnikov/



Список литературы для обучающихся

1. Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи [Текст]/ Н.А.Барская. - М., 2003.

2. Брюсова, В.Г. Русская живопись [Текст]/ В.Г.Брюсова. - М.,2004.

3. Васильев, Л.С. Культы, религии, традиции в Китае [Текст]/ Л.С.Васильев. - М, 2004.

4. Григорьева, Т.П. Японская художественная традиция [Текст]/ Т.П.Григорьева. - М.,

2005.

5. Ильина, Т.В. История искусств. Русское и советское искусство [Текст]/ Т.В.Ильина. - М., 2008.

6. Любимов, Л.Д. Искусство Западной Европы [Текст]/ Л.Д.Любимов. - М., 2006.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!